Казни египетские

(18 голосов: 4.56 из 5)

  • Фараон Библейская энциклопедия
  • Исход. Казни египетские прот. Николай Соколов
  • Бог и фараон. Противостояние П. Знаменский
  • Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей? свмч. Ириней
  • Житие святого пророка Моисея Боговидца свт. Дмитрий Ростовский
  • Толковая Библия под. ред. Лопухина
  • Казни египетские прот. Михаил Фивейский
  • Десять казней Египетских свящ. Вадим Маркин
  • Ожесточение. Отчего черствеют сердца Александр Ткаченко
  • Выбор фараона мит. Калужский и Боровский Климент
  • Таблица: Казни египетские

Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход (Исх. 7-12).

Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исход 7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исход 6:7; 7:5; 8:22; 10:2; 14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исход 9:16).

Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

  1. Превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21)
  2. Нашествие жаб (Исх. 8:6)
  3. Нашествие мошек (Исх. 8:17)
  4. Наказание песьими мухами (Исх. 8:24)
  5. Мор скота (Исх. 9:6)
  6. Язвы и нарывы (Исх. 9:10)
  7. Гром, молнии и огненный град (Исх. 9:23-24)
  8. Нашествие саранчи (Исх. 10:13-15)
  9. Тьма (Исх. 10:22)
  10. Смерть первенцев (Исх. 12:29).

Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах 77 и 104.

Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых»;
Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их».

Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его (Исх. 10:2)? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх. 7:13, 14, 23 – «сердце фараона ожесточилось»; Исх.8:15, 32; 9:35). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

Коментарий Новой Женевской Библии:
«Ожесточу сердце фараона» (Исход 4:21). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями».

Толковая Библия Лопухина:
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (Исх. 8:19; Исх. 9:27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

Сергей Худиев:
«Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.
В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38).
У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство».

>Десять казней египетских

Реферат на тему:

1. Описание

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

  1. Наказание кровью
  2. Казнь лягушками
  3. Нашествие мошек
  4. Наказание пёсьими мухами
  5. Мор скота
  6. Язвы и нарывы
  7. Гром, молнии и огненный град
  8. Нашествие саранчи
  9. Необычная темнота (тьма египетская)
  10. Смерть первенцев


1.1. Наказание кровью

И поднял жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.
(Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью — не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.


1.2. Казнь лягушками

Вторая казнь

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
(Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.


1.3. Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
(Исх.8:17-19)

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:


1.4. Наказание песьими мухами

И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.
(Исх.8:20-25)

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь:


1.5. Мор скота

Пятая казнь

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил. ( Исх. 9: 3-11 )

1.6. Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:


1.7. Гром, молнии и огненный град

Седьмая казнь. Джон Мартин, 1823

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал
(Исх.9:23-25)

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:


1.8. Нашествие саранчи

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
И началась девятая казнь:

1.9. Необычная темнота

Девятая казнь

Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их
(Исх.10:22-23)

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.


1.10. Казнь первенцев

Десятая казнь

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота
(Исх.12:29)

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.


2. Историчность сюжета

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место быть, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках кроме Библии.

В описании есть также неувязки, так если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой, а также какими животными было запряжено шестьсот колестниц, которые входили в состав армии Фараона, которая начала преследовать Евреев (Исход, гл 14, ст.7) (при море был уничтожен скот в поле, хотя «поле» может быть и страной согласно исходному тесту, в тоже время в исходном тексте нет слова «весь»).

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нем множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха.


2.1. Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских :

  • Группа европейских учёных научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:
    • Покраснение воды — это известное явление «красные приливы» — цветение водорослей, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух — переносчиков инфекции. Что вызывает последующие казни — падёж скота и язвы.
    • Гром, молнии и огненный град — намекает на вулканическую теорию. Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора.
    • 3 дня без Солнца — это песчаная буря продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой), или возможное извержение вулкана вызвавшего климатические аномалии.
    • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка, расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментация его в очень сильный яд — микотоксин. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; также питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы.
  • Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни — это явления сопутствующие взрыву вулканов (в частности покраснение воды).


3. Казни в культуре и искусстве

3.1. Музыка

  • История Исхода легла в основу первой части оратории Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте» (Exodus).
  • Группа Металлика написала песню «Creeping Death» где прямо упоминаются некоторые из казней.
  • Группа Akroma полностью посвятила описанию десяти египетских казней альбом Seth, вышедший в 2009 году.
  • Группа из Израиля Amaseffer посвятила всему Исходу евреев альбом 2008 года Exodus — Slaves For Life

3.2. Кинематограф

  • Жатва — сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой сатанистскую секту.
  • Принц Египта — мультфильм-экранизация событий Исхода.
  • Мумия (США, 1999 год). Сюжет фильма: золотоискатели в поисках сокровищ фараона потревожили многовековой покой гробницы, и мумия встаёт из могилы, принеся с собой 10 бедствий Египта.
  • Обмани меня («Теория Лжи») 2 сезон 19 серия, упоминается об 10 египетских казнях Лайтманом, после телефонных звонков маньяка
  • Сверхъестественное (телесериал) (Supernatural) 6 сезон 3 серия, казни египетские насылались на нерадивых полицейских маленьким мальчиком, а также на посланника Рафаила Бальтазаром при помощи посоха Моисея.
  • Сотворение мира — экранизация Ветхого Завета.


> 4. Cм.также

  • Исход
  • Избиение младенцев

Примечания

  1. Новости The Daily Telegraph: Biblical plagues really happened say scientists — www.telegraph.co.uk/science/science-news/7530678/Biblical-plagues-really-happened-say-scientists.html (англ.)
  2. Новости Lenta.ru. Библейским Казням египетским нашлось научное объяснение — lenta.ru/news/2010/03/30/plagues/
  3. Новости@mail.ru Биологи нашли объяснение египетским казням — news.mail.ru/society/3587841/
  4. Документальный фильм «Discovery: Разгаданные тайны Библии. Исход / Biblical Mysteries Explained. Exodus » — video.yandex.ru/users/bukvar1/view/334/?cauthor=bukvar1&cid=2
  5. Коновалова Г. В. «Красные приливы» у восточной Камчатки (Атлас-справочник). Составитель — А. М. Токранов, научный сотрудник КИЭП ДВО РАН — www.npacific.ru/np/library/encicl/11/0016.htm


Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 13.07.11 02:08:24
Похожие рефераты: Виды казней раннехристианских мучеников, Список казней раннехристианских мучеников, Список египетских пирамид, Список египетских богов, Транслитерация египетских текстов, Теории строительства египетских пирамид, Десять, Десять деяний, Десять негритят.
Категории: Сюжеты Ветхого Завета, Моисей.

10 казней египетских

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *