Текст 10 псалма

В конец, псалом Давиду К исполнению. Псалом Давида.
1 На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? 1 На Господа я уповаю; как вы скажете душе моей: «Улетай на горы, как птичка»?
2 Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. 2 Ибо вот, грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы поразить во мраке правых сердцем.
3 Зане яже Ты совершил eси, oни разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем. 3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во храме святом Своём;
4 Господь, на Небеси Престол Его, oчи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския. 4 Господь, на небесах престол Его. Глаза Его за бедным наблюдают, веки Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу. 5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу.
6 Одождит на грешники сети, oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. 6 Как дождь низведёт Он на грешников сети: огонь, и сера, и бурный ветер – их доля из чаши.
7 Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его. 7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, к правоте обращено лицо Его.
Слава: Слава:

Богословское толкование

Несмотря на кажущуюся простоту, эта глава содержит глубокий подтекст. В первых трех стихах можно увидеть скрытую борьбу, которая происходила в сердце великого мужа. Да, он не бежал, но окружающие искушали его. Так иногда дьявол подбирается к людям через посредство друзей и близких. Они внушают малодушные мысли о том, чтобы сдаться.

Но разве нужно бежать тому, за кого заступается Сам Бог? У такого человека всегда наготове самое сильное орудие — молитва. Неважно, на каком языке она будет звучать — на русском, еврейском, английском — Владыка услышит и заступится за праведных. Пусть враги считают себя хитрыми, Господь все видит и вовремя разрушит их планы.

Праведный человек не должен идти на хитрости, чтобы избежать тех испытаний, которые приготовил ему Бог. Помня о библейских обетованиях, он идет по своему пути прямо, никуда не сворачивая. Ведь если душа чиста — ей нечего бояться! У нее есть великий праведный защитник и судья.

Участь же грешников незавидна. Ужасная буря божьего гнева обрушится на головы нечестивых. Нераскаянных злодеев ожидает поток огня, который поглотит их. Так стоит ли честному человеку прятаться, будто он в чем-то провинился? Нет, он смело идет навстречу будущему.

  • 103 псалом — толкование и смысл;
  • зачем читают 37 псалом;
  • Сильные молитвы от злых людей.

Для чего читают 10 псалом

10 псалом рекомендуется слушать или произносить супругам, которые часто бывают в ссоре. Ведь Господь завещал мирную жизнь тем, кто связан узами брака. Если верующим является лишь один из супругов, это не страшно — молитвы другого будут услышаны.

Жена — христианка призвана быть вдвойне терпеливей и добрей, чтобы не опозорить свою веру в глазах мужа. Подобным образом и верующий муж должен проявлять больше терпения и такта в отношениях. В этом очень хорошо помогает чтение священных стихов.

Псалом 10 — текст на русском, зачем читают, толкование was last modified: Октябрь 4th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Псалом 10 — текст…
  • Псалом 45 — текст на русском, толкование, зачем читают

  • Псалом 139 — текст на русском, толкование, зачем читают

  • Псалом 36 — текст на русском, толкование, зачем читают

  • 103 псалом — текст на русском, толкование, зачем читают

  • Псалом 67 — текст на русском, толкование, зачем читают

псалом

Царь и пророк Давид, автор либо всех, либо подавляющего большинства псалмов, часто бывал преследуем врагами. И если ранее мы рассматривали псалмы, которые появились на свет в результате бунта сына Давида, Авессалома, то теперь перед нами десятый псалом, написанный немного раньше. Он относит нас в те годы, когда молодого Давида преследовал его предшественник – царь Саул. Саул был первым царем Израильским, и если бы исполнял повеления Господни, то царство его было бы крепко, и потомки Саула правили бы после его смерти. Но Саул нарушал повеления Господа, и за это ему было возвещено, что царство будет отнято из его руки, и отдано другому человеку, лучше него (1 Цар. Глава 15). Этим человеком оказался Давид. Пророк Самуил помазал на царство юного пастуха. Давид не стал добиваться престола сразу же после помазания. Именно Саул оставался царем Израильским до самой смерти. Но, опасаясь за свою власть, он невзлюбил Давида, и неоднократно пытался убить его.

По мнению Феодорита Кирского, псалом десятый – ответ Давида тем, кто советовал ему искать спасения от Саула в бегстве. У этого псалма есть надписание: «в конец». Оно здесь вполне уместно, так как в псалме есть указание на то, что будет в конце времен – Суд Господа, и воздаяние праведным и грешным по делам их.

«На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, стреляти во мраце правыя сердцем (Пс. 10: 1-2)».

Или в русском переводе: «На Господа уповаю, как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?» Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы, чтобы во мраке стрелять в правых сердцем».

Итак, Давид говорит, что основная его надежда – не на быстроту своих ног, не на неприступность гор, а на Господа. Тем не менее – Давид именно бежал от Саула! Причем тот, кому доводилось читать «Первую книгу Царств» знает – Давид спасался от Саула бегством неоднократно. О чем же говорят первые слова десятого псалма? Нет ли здесь противоречия?

Нет – слова псалма с фактами из жизни Давида не расходятся. И сейчас мы рассмотрим, почему.

Я не помню точно, кому принадлежит красивая формула: «Нужно работать так, как будто всё зависит от нас, и молиться так, как будто всё зависит от Господа».

Слова эти справедливы. Господь не потворствует лентяям, и каждое наше начинание требует нашего труда! И всё же главное – молиться и надеяться на то, что Господь благословит нас, поддержит наше начинание.

Вот этого-то как раз мы и не умеем! Давид умел. Делал всё, что от него зависит, но при этом надежду на успех полагал именно на Господа! А мы вот – не умеем, нет!

Так, в общем-то, всегда было. Помните исход древних евреев из египетского рабства и странствование их по пустыне? Через всю эту историю красной нитью проходит недоверие людей к Богу. Множество бунтов и недовольства было вызвано тем, что народ Израильский так и не смог поверить в то, что Господь поддержит их в любых обстоятельствах, лишь бы они оставались Ему верными. Казалось бы – ну каких только чудес Он не сотворил перед их глазами! И казни египетские они видели, и по дну расступившегося моря шли, и манну с небес ели… И всё равно – доверять Господу до конца, по настоящему, многие из них так и не научились!

Или другой пример – жизнь Воплощенного Бога Иисуса Христа. Уж сколько Он показывал чудес! Но не все ведь сумели довериться Ему. Апостолы вот сумели. А фарисеи, книжники, первосвященники – нет.

Эти люди попали в психологическую ловушку – они придумали себе, как именно должен вести себя Мессия, Спаситель. С их точки зрения, Он должен был прогнать римлян, восстановить Царство Израиля… А Он ничего этого делать не стал. Наоборот, говорил об очищении душ, о том, что Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36)… И фарисеи с книжниками не смогли перебороть себя, не смогли отвергнуть собственное представление о Мессии, ради того, чтобы принять настоящего Мессию! Они не смогли довериться Богу, Который ведь лучше знает, что служит для людского блага!

И потому для этих людей были бесполезны чудеса Христовы. «Сколько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него» – сказал горестно евангелист Иоанн (Ин. 12:37). Вот так – если нет доверия к Богу, то всё бесполезно. Даже великие чудеса.

Ну – а мы, нынешние? Разве мы лучше тех людей древности?

Простой пример. Почему в наше время в семьях так мало детей? Даже порой и в воцерковленных семьях? Потому, что жизнь сложна. Потому, что любой понимает – он слаб и может банально «не потянуть» большую семью!

Но вот ведь в чем дело – никто из людей и не тянет семью самостоятельно! Господь благословляет, Господь помогает, Господь несет с нами нашу ношу!

Если Господь будет с нами, то всё получится – эта мысль подтверждается Писанием неоднократно. Надежда на Господа – огромная сила. «Ею безоружные побеждали вооруженных, жены – мужей, дети весьма легко оказывались сильнее опытных в военном искусстве» – говорил святитель Иоанн Златоуст.

Кстати, а кто эти дети, которые побеждали опытных воинов? Думается мне, что святитель имел в виду победу юного Давида над многоопытным, сильным и грозным филистимлянином Голиафом (1 Цар. Глава 17). По всем человеческим меркам у Давида не было ни малейшего шанса одолеть этого великана. Но Давид шел на этот бой во имя Господа, Господь не оставил смелого юношу, и наводящий на всех ужас Голиаф был убит собственным мечом.

Обратим внимание – в этом бою Давид сделал всё, что мог сделать. Вышел на бой, бросил из пращи камень, взмахнул упавшим мечом… Но победил он потому, что надеялся на Господа и Господь в ответ на веру юного Давида даровал ему победу.

Так и в случае с Саулом – Давид бежал от него, но надеялся именно на помощь Господа! И в итоге Давид смог победить Саула, победить потому, что именно с ним был Господь!

Этой надежде на помощь Божью Давид посвятил много псалмов. Не только этот, который мы рассматриваем сейчас. Много раз царь и пророк будет возвращаться к этой теме и в других псалмах. И если бы Давиду вздумалось составлять свой собственный Символ Веры, то слова «Надеюсь на Господа» там непременно бы были. Быть может, стояли бы первыми.

Так жил Давид. Так же должны поступать и мы! Делать всё, от нас зависящее, но надеяться не на свое мужество, не на свое умение, не на свою силу или ловкость. Надеяться на Господа.

И тогда нам будут не страшны даже те, кто «натянул лук, заготовил в колчан стрелы, чтобы стрелять в правых сердцем». Потому, что «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

«Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша, праведник же что сотвори? (Пс. 10:3)».

Феодорит Кирский усматривал в этих словах указание на то, что Давид не искал царства. Это царство нашло его. Точнее говоря, сердцеведец Господь нашел человека, который будет более предан ему, чем Саул.

Саул сам разрушил то, что было дано ему Богом, и а потом пытался убить Давида совершенно безосновательно. Давид ничего во вред Саулу не делал, действительно ничего! А то, что Господь решил именно Давиду передать царство, так Саул должен был пенять только на себя.

«Господь во храме святем Своем. Господь на Небеси Престол Его, очи Его на нищаго презираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытывает праведного и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу (Пс. 10: 3-5)».

Что есть наша жизнь, как не испытание? Не экзамен?

Каков ты, человек? Любишь ли ты Бога, любишь ли ты правду, можешь ли ты быть милостивым с ближним своим?

Давид вот был милостив к Саулу. Ведь он не убил Саула, а ведь мог! Саул гнался за ним, и, совершив убийство, Давид облегчил бы свое положение. Но Давид не поднял руку на царя, хотя Саул ему и угрожал. Давид выбрал оставаться в опасности, но не совершать греха (1 Цар. Гл. 24)

Сделаем ли мы такой же выбор? Сможем ли мы – так?!

Господь наблюдает за нами, Господь испытывает нас. Здесь нужно понимать – для Господа мы и так прозрачны, Он и так знает, каковы мы. А вот мы зачастую не представляем себе, в сколь плохом состоянии наша душа.

Как мало людей приходит в наши Храмы! Как много живут десятилетиями вне Церкви Христовой! Почему?!

Задумаемся – Христос наш Спаситель. А кому не нужен Спаситель? Тому, кто уверен, что ему ничего не угрожает. Тому, кто уверен в том, что ему не от чего спасаться!

Это, быть может, самое тяжелое последствие грехопадения – мы не представляем, какие мы на самом деле, не видим собственных грехов. Вот в других мы отлично видим грехи, и занимаемся рассматриванием чужих грехов постоянно. А то, что мы и сами плохие, скверные, грешные – этого не видим.

Именно поэтому Господь дает нам многие испытания. И в этих испытаниях мы можем познать себя. Увидеть – ой, а ведь мы-то не святы! Мы трусливы, а не смелы. Мы жадны, а не щедры. Мы жестоки, а не милосердны! Мы деспотичны, а не кротки! Ой, вот какие мы, оказывается!

И вот тогда, увидев себя во время испытаний, мы поймем, что не заслуживаем рая. И вот тогда нам понадобиться Спаситель, Который спасет нас от вполне заслуженного нами ада!

Ну, а если кто-то не захочет меняться, даже и узнав, что он плох? Что ж, значит, такой любитель неправды ненавидит собственную душу (Пс. 10:5) и ничего хорошего его не ждет.

В дальнейших строках псалма Давид развивает именно эту мысль.

«Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс. 10:6)».

Тот, кто знаком с Писанием, конечно же припомнит уничтожение погрязших в грехах Содома и Гоморры. Потому, что с ними случилось именно так – огонь, и сера, и дух бурный погубили жителей тех городов. Но это – именно «часть чаши их». То есть именно их удел, который они сами выбрали, избрав беззаконную жизнь.

«Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс. 10:7)».

Господь хочет, чтобы мы жили праведно. И тогда с нами всё будет нормально – и в этой жизни и в будущей. Не счесть, сколько раз в Писании повторяется эта простая мысль.

Я не хочу для вас плохого – как бы говорит нам Господь, – но для того, чтобы ваша судьба была хорошей, и вы должны кое-что сделать!

«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших!» (Иез. 33:11).

Вот чего ждет от нас Господь. И мы поступим хорошо, если не обманем Его ожиданий и обратимся от наших злых путей.

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 10.

Феодорит Кирский. Изъяснение десятого псалма.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Текст 10 псалма вновь возвращает читателя в непростое для его автора, израильского царя Давида, время перед его свержением. В этот период факт готовящегося переворота был уже настолько явным, что все доброжелатели царя призывали его спасаться бегством, но пророк Давид отвечал им, что уповает на Бога и Его святую волю: «На Господа уповаю; к душе моей «улетай в горы, подобно птице?».

Согласно толкованию христианского 10 псалма, уверенность Давида в своей неприкосновенности происходила от его осознания чистоты и невиновности перед сыном Авессаломом, который и был идейным вдохновителем готовящегося восстания.

На русском языке псалом 10 может быть многим непонятен: в нем употребляются метафоры, описывающие наказания грешников, подобные гибели Содома и Гоморры, и указание на то, что именно праведного человека Бог часто испытывает, посылая скорби; в ответ же праведник должен принимать испытания с благодарностью, не оставляя молитвы и надежды на Господа. По толкованию преподобного Амвросия Каппадокийского, читать и слушать православный 10 псалом особенно нужно супругам, которые часто ссорятся.

Читать текст молитвы псалом 10 на русском языке

На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»? Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем. Когда разрушены основания, что сделает праведник? Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши; ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Читать текст Псалтыри псалом 10, на церковно славянском языке

На Господа уповах, како речете души моей; превитай по горам, яко птица? Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане яже ты совершил eси, oни разрушиша; праведник же что сотвори? Господь во храме святем своем. Господь, на небеси пртол eго; oчи eго на нищаго призираете, вежди eго испытаете сыны человечeскiя. Господь испытает праведнаго и нечестиваго; любяй же неправду ненавидит свою душу. Одождит на грешники сети; oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведн Господь и правды возлюби; правоты виде лице eго.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 10

Толкование Псалма 10

Хотя прямых указаний на то, в каких исторических обстоятельствах был создан этот псалом нет, многое в содержании и тоне его говорит за то, что Давид написал его, видя, как готовится дворцовый переворот в пользу его сына Авессалома. Люди из окружения царя советовали ему бежать из столицы и укрыться в горах (стих 1). Давид же, хоть и сознавал всю опасность своего положения, уповал на Господа, полагая, что если поддастся искушению бежать, то тем засвидетельствует о слабости своего упования. Он верил, что, в конечном счете, разрушит замыслы нечестивых, ибо Господь “любит правду” (стих 7).

А. Об искушении бежать (10:1-3)

Пс. 10:1. Преданным ему, но ослабевшим духом людям Давид прямо заявляет, что надеется на Господа. Как же вы говорите, чтобы я спешно бежал (“улетал”, как… птица, ища прибежища в горах)?

Пс. 10:2. О “созревшем заговоре” псалмопевец говорит на языке метафор.

Пс. 10:3. Преступив закон Господень, “нечестивые” (стих 2) готовятся к свержению Его помазанника, сеют смуту в обществе; ими, таким образом, разрушены основания его. Давиду, очевидно, указывали на то, что симпатии значительной части народа на стороне заговорщиков, и он, несмотря на то, что на его стороне правда, не сумеет одолеть их.

Б. О доверии Господу (10:4-7)

Пс. 10:4-5. Здесь та мысль, что всевидящий Господь, Чей престол… на небесах, знает все. Он лишь испытывает праведного, проводя его через тяжелые обстоятельства, как теперь Давида, но нечестивых и насильников Он ненавидит и, значит, защитит уповающего на Него. (Глядя на что-либо пристально, человек обычно прищуривается, т. е. в процессе “всматривания” участвуют и веки (“вежды”) его. Всевидящий Бог уподобляется Давидом (стих 4) человеку, пристально всматривающемуся во что-то.)

Пс. 10:6-7. Образы наказания, которые обрушит Господь на головы нечестивых. Стих 6 может быть переведен (и понят) и как молитва об этих карах. Речь, возможно, идет о поражении молниями (“горящими угольями”) и палящим ветром пустыни; “огонь и сера” напоминают о разрушении посредством страшных природных явлений Содома и Гоморры. Так или иначе, но горькой будет доля из чаши (судьба) нечестивых ибо Господь праведен и всегда на стороне праведника.

>Псалтирь 10 псалом

Толкование Далласской семинарии

10 псалом текст

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *