Поминают ли на 20 дней после смерти

Каждым народом отдается предпочтение своим обычаям проведения погребального обряда и поминальных трапез. Но всех их объединяет вера в то, что только земная жизнь является ограниченной по времени, тогда как душа живет вечно. Поэтому такое большое значение придается соблюдению всех ритуалов захоронения и последующих поминовений. И в этой связи многих интересует вопрос, а поминают ли 20 дней после смерти.

  • В соответствии с христианской православной обрядностью поминки по усопшему должны организовываться не меньше трех раз. Во-первых, поминальный стол накрывается непосредственно в день похорон. За ним собираются все те, кто принимал участие в этом траурном процессе, близкие и родственники.
  • Во-вторых, поминки устраиваются на девять дней, когда за столом собираются только близкие родственники. В-третьих, сорокадневные поминки, которым придается большое значение. Ведь, по православным канонам, именно в этот день происходит прощание души усопшего с земным миром и отправляется в Загробный мир. За этим поминальным столом собираются родственники, друзья, соседи и знакомые покойного.
  • Дальше, как правило, родственники поминают умершего каждый год в день его смерти.

Нужно ли поминать в 20 дней

После смерти человека, его душе постоянно нужна поддержка живущих. Поэтому священнослужителями рекомендуется каждодневное ее поминовение на протяжении сорока дней начиная с этой трагической даты. По церковному канону нет специальных поминок на двадцать дней, однако этой традиции в былые времена устойчиво поддерживались в сельской местности. Сегодня эту дату редко кто выделяет.

Почему именно на двадцатый день делали поминки, и как они проходили

По той причине, что до истечения сорокадневного срока душа продолжает обитать на земле, среди деревенских жителей было заведено накануне двадцатого дня отправляться на погост с целью приглашения покойного на собрание. С этой целью родственниками усопшего до того, как зайдет солнце, читали у могилы специальные приговоры, призывая умершего за стол. Вместе с ним приглашались и другие умершие родственники.

Перед собранием было принято печь пироги и петь поминальные стихи. Также возносились молитвы с просьбой к Господу за умершего, чья душа в ближайшее время должна прийти к нему с поклоном. На столе, установленном в переднем углу, выставлялся кисель.

Непосредственно в день поминовения стол для живых не собирался. В качестве угощения для покойного выставлялись пироги или блины, чай, а чаще всего кисель. Перед иконами зажигались свечи. В этот день полагалось к вечеру провожать душу. Для этого выходили из дома вознося молитвы и произнося прощальные слова.

Поминки по истечении двадцати дней после смерти

Если у родственников имеется желание помянуть усопшего, собравшись узким кругом, то в этом нет ничего предосудительного. Только не надо при этом устраивать большое застолье. Надо помнить, что умершие поминаются в первую очередь не обильным поеданием пищи, а молитвой и милостынею, розданной нуждающимся. Можно также сходить в храм, заказать панихиду и помолиться за упокой души.

Сегодня поминовение усопшего на двадцатый день принято в отдельных епархиях Австралии и Новой Зеландии. Эта традиция поддерживается представителями русского зарубежья. По их убеждению, двадцать дней надлежит считать важной датой, кратной сорока дням. В России это мнение не поддерживается, как и в странах ближнего зарубежья, но при этом никаких возражений против поминовения в двадцатый день не выдвигаются.

Есть еще мнение, что для покаянной души выделены третины, девятины и сорочины для похода к Господу на поклонение. В эти дни она активно поддерживается молитвами живущих. А двадцатый день, называемый полусорочинами, отведен ангелу, чтобы показать душе место, в котором она будет находиться до Страшного Суда, после окончания сорочин.

Для наших читателей: поминовение на 20 день с подробным описанием из различных источников.

Уважаемый отец Константин!
Скажите, пожалуйста, поминки умершего на 20-й день после смерти – это православная традиция или же народный обычай?
И имеет ли эта дата под собой такие же корни как 3-й, 9-й и 40-й день? Уважаемый брат!
Это народная традиция, не имеющая никакого основания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании.
Другое дело, что молиться о почившем стоит ежедневно. И 20-й день в ряду других дней.
И еще: святые отцы говорили, что лучшая панихида (то есть молитва о усопшем) – это… твоя собственная жизнь. Если мы вынесли из смерти близкого урок: бережнее относиться к живым, не забывать о духовной жизни – исповеди, причастии и проч., если активно делаем добро и заботимся о душе, помня о вечности, – то это прекрасный благоуханный венок, который мы можем принести почившему.

Милость Божия да пребудет с Вами!

Ваш свящ. К.
L

Почему поминовение усопших происходит на третий, девятый и сороковой день?

Почему поминовение усопших происходит на третий, девятый и сороковой день после кончины? Все христиане придерживаются этого правила, но не все знают, почему была установлена именно такая система поминовения. Среди верующих бытует несколько версий, объясняющих причины поминовения в эти дни. На самом деле ответ можно найти в Евангелии.

Дни поминовения усопших связаны с воскресением Спасителя. Иисус Христос воскрес через три дня после смерти на Кресте и явился своим ученикам. Он даровал им Дух Святой, который позволил в будущем апостолам проделать тяжелую работу по распространению христианского учения в самых разных странах. В итоге апостолы приняли мученическую смерть за веру.

На девятый день Спаситель снова явился своим ученикам. На этот раз он наставил в вере Фому, который усомнился в реальности воскресения. Ученики молились вместе с учителем. Точно так же на девятый день после кончины близкого человека христиане собираются и молятся на панихиде.

Сороковой день Спаситель вознесся на небеса вместе с физическим телом. Он сделал это в присутствии учеников, и те узрели чудо. Многие среди православных христиан придерживаются убеждения, что на сороковой день душа человека полностью покидает этот мир.

В некоторых епархиях Новой Зеландии и Австралии принято также поминать усопшего на двадцатый день после кончины. Такой традиции придерживаются представители русского зарубежья. Они считают, что 20 дней – это важная дата, она кратна 40 дням. В России и ближнем зарубежье такая традиция не поддерживается. Однако поминовение на двадцатый день не порицается Церковью.

Визайнтийский богослов Филипп Солитерий еще в 9 веке по-своему объяснил причины поминовения усопших на 3, 9 и 40 день. По его мнению, апостолы взяли за основу ветхозаветный плач, приуроченный к сорокадневному сроку кончины, и разделили его на три части. Это позволило установить новую традицию, которая благотворно воздействует на людей, потерявших близких.

В даты, когда происходит поминовение усопших, Церковь наставляет тех, кто остался на земле, и учит их вере и смирению. Утверждается надежда на воскресение и встреча с теми, кто покинул землю. Верующих людей это успокаивает, и они начинают иначе относиться к потере. Православные начинают надеяться на грядущую встречу не только с ушедшими родственника, но и с наставниками, учителями, хорошими знакомыми.

О поминовении усопших на 3, 9, 40 день

Поминальные обряды

Обряды в период до сорокового дня
Обряды в поминальные дни (9, 20, 30, 40-й)
Установка креста на могиле
Дополнительные сведения по поминальным обрядам

Представления о хождении души до сорокового дня

Маленькие дети видят покойников: ребенок видел, что умершая мама прошла. Глинское, 066:47.
Отец перед смертью болел, от него плохо пахло. После его смерти, как только начинали на поминках петь стихи, проносился этот запах (“опахнёт”) — умерший отец приходил. Когда последний стих споют, на молитву встанут, опять опахнёт — отец уходил. Дочь чувствовала запах и сообщала матери, когда отец пришел или ушел. Когда отец уходил, мать выходила за ним на улицу. Пленишник, 072:15
Когда умерла мать, в святом углу поставили цветок. Ночью цветок сам “заходил” (зашевелился) — мать ходила. Мертвых видеть нельзя — испугаешься. Пленишник, 072:15
Ночью что-то стало стукать. Маленький мальчик сказал, что видел, как умерший отец лезет через окно в избу. Женщина, которая была с ним, обошла избу — никого не нашла, зашла в пустующую зимнюю избу и увидела, что умерший молится перед иконами. Она потихоньку ушла, помолилась, помянула, перекрестила окна и двери. Умершие ходят сорок дней; душа должна ходить, но умерший не должен показываться. Пленишник, 072:17
Умерший хозяин приходил в любой день и кричал: “Матка!”. Когда жена уезжала из дома в другое место, он и там кричал. Если не подавать голос (не отвечать), умерший перестанет ходить. Ягница, 074:15.
Раньше к святому углу вывешивали полотенце. Оно висело там до сорокового дня. Бор, 064:31.
На святой угол на улице весили черную ленту, чтобы люди знали, что здесь покойник. Глинское, 066:65.
Вывешивали полотенце из коленкора, на которое был нашит черный крестик из тряпочек — раньше вывешивали на улице, теперь весят под икону. В сороковой день его снимали, крестик отпарывали и сжигали в печке, а полотенце стирали. Пленишник, 065:10; 072:18.
На угол дома, где есть покойник, вывешивали “платик” (белую тряпочку с нашитым крестиком). В сороковой день его несли на кладбище и весили на крест. Ягница, 064:03; 074:16.

Оставление еды для умершего

Для покойного в святой угол ставят еду. Еду кладут и на именины умершего. Глинское, 066:46.
Со второго дня после похорон в течение сорока дней каждый день на стол клали хлеб, ставили тарелку киселя и вокруг тарелки клали 12 ложек, чтобы покойники ели. Каждый день ставили новый кисель; старый съедали дети. Пирог стоял все сорок дней; когда молились, его держали в руках. Пленишник, 072:16, 17; 073:01.
Умершему в святом углу ставили стул; на него до сорокового дня никто не садился. На тумбочку ставили фотографию и в каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й) клали на нее по пряженику (“один на один”). В 40-й день кроме пряженика клали пироги. В сороковой день пряженики крошили около дома или несли на кладбище, раскидывали по могилам знакомых и родственников — птичкам (“птицы съедят — это хорошо”). Эти пряженики могли отдавать скотине. Плосково, 074:07; Ягница, 064:01; 074:14.

Наверх

Общие сведения о поминальных днях

В 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни накануне вечером и утром в сам день делали собранье*: собирали стол, всех приглашали; приходило до 60 человек — вся деревня. Первый раз поминают в 9-й день — в этот день покойник идет к Богу на поклон души. Сейчас 20-й и 30-й дни отмечают не всегда. Поминки делали и в годовщину. Бор, 064:19; Пленишник, 065:10; 073:01; Ягница, 064:53; 070:05; 074:14, 16; 077:31.

Приглашение и встреча души

Приглашение души в кануны поминальных дней
В кануны 9-го, 20-го, 40-го дней ходили на кладбище — приглашали покойников на собрание. До захода солнца родственники умершего со (знающей) старушкой шли на кладбище, звали покойника и всех родственников: “Вставай-ко, поднимись, новопреставленной раб Божий, собирай-ко ты своих родственников…”, “Зовите всех ронныф и безронныф, все приходите званны и незванны, все приходите к нам в гости”. Когда они приходили с кладбища, из дома выходила женщина с пряженым* пирогом и у ворот душу встречала — приглашала покойников словами: “Проходите-ко, дорогие гости, садитесь-ко вы за столы…”. Женщина, которая шла с кладбища, и женщина, которая выходила из дома, когда встречались, вместе причитали — приглашали умерших за стол. З.Чуди, 071:09, 30.
На могиле причитали, звали в гости: “Приглашаем мы вас в гости, / Мы и дорожку-ту всю вам устелём…” З.Чуди, 071:05.
На кладбище причетом звали умершего и всех его родственников: “Ты вставай-ко дорогой муж, / Собирай-ко ты своих родственников, / Родимых детушок, братья и сёстры, / Родиму матушку, родимова батюшка…” З.Чуди, 071:10.
Вечером накануне 9-го, 20-го, 30-го, 40-го дней собирали стол. Перед собранием выходили с пирогом-пряжеником* на улицу (на крыльцо, за калитку, на берег) — встречали душу: в сторону кладбища кланялись, крестились, говорили: “Приходи в дороги гости да приглашай своих друзей”; кто умел — плакали голосом, причитали (когда причитаешь, считается, что душа приходит). Потом шли в дом, садились за стол; женщины молились и пели стихи. Глинское, 066:46; Пленишник, 072:16; 074:06; Плосково, 074:07, 09; 076:44; Ср. Чуди, 064:41.
На 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни на могиле причитали: “Вы роздайсе-ко, да ветры буйные, / Да ты откройси-ко, да гробова доска…” Плосково, 076:43.

Ср.: Приглашение души в сороковой день

Приглашение души в сороковой день
В сороковой день утром накрывали стол, и все шли на кладбище — там причитали, приглашали душу на поминки. Дома оставалась старенькая женщина; когда шли обратно с кладбища, она встречала на крыльце с пирогом, причитала (“вла”) с кем-либо из пришедших женщин — каждая причитала на свой голос; заходили в избу, садились на лавку и ревели. Потом все садились за столы и поминаливла Потом Бор, 064:19; Глинское, 066:67; З.Чуди, 071:09; Н-Раменье, 072:02; Ср.Чуди, 064:41; Ягница, 070:05.
Когда в сороковой день умершего звали в гости (на поминки), причитали: “Да ты вставай-ко да на резвы ноги, / Да ты пойдём-ко да во родны гости, / Во родны гости дак на свой праздничок. / Да ты зови-ко своих родныих — / Отца с матерью да свёкра со свекровью”. Ср.Чуди, 064:40, 42.

Ср.: Приглашение души в кануны поминальных дней

См. также: Погребальные обряды: … Поминки

Пение стихов и молитв
В 9-й, 20-й и накануне 40-го дня душа идет “на поклон к Господу”, поэтому вечером накануне поминальных дней собирали собрание — молились, пели стихи и просили за умершего. Стихи поют с 7 до 9 часов вечера. В сами поминальные дни (кроме сорокового) собрание не собирают. З.Чуди, 071:09.
Вечером накануне поминального дня делали собрание: приходили женщины и пели стихи. Стихи поют на поминках только после похорон и в кануны поминальных дней; тогда же приходят и души умерших. В сами поминальные дни стихи не поют. Пленишник, 073:01; 072:16.
Поминание едой
Поминали киселем с вересовым суслом, пирогами, пряжеником. Каждому давали на ложечке кутью. На кладбище кутью берут рукой. Глинское, 066:48; Пленишник, 065:10, 12.
В кануны поминальных дней на стол ставили пряженики, кисель. Сначала поминали киселем, а затем всем остальным. После собрания кисель ставили в передний угол на стол. Пленишник, 073:01
На поминанье столы ставили в ряд. За первый стол (который стоял в святом углу) садились покойники — на него ставили зажженную свечку, рюмку, клали пряженик. Если поминки по мужчине, то за первый стол садились только мужчины, если по женщине — женщины; считалось, что все умершие родственники сидят с живыми. Поминали киселем, пряженым пирогом, кутьёй: когда женщины попоют стихи, хозяйка обносила всех пирогом; каждый пирогом поминал покойного и его умерших родственников. За время застолья надо помянуть три раза. Перед застольем и после застолья пели молитвы. З.Чуди, 071:09.
На каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) для покойного клали пряженик, ставили кисель и чашку чая. Вечером накануне поминальных дней на собрании всех обносят пряжениками и чаем. Когда поминали, в святом углу у икон зажигали свечки — считалось, что там сидит душа. Во все время поминок — и накануне вечером, и утром в поминальный день — горит лампадка. Плосково, 076:44.
Первая еда на поминках — кисель; на него наливали сыту*. Ягница, 074:14.
Пирог, с которым встречали душу, на поминках не ели. Глинское, 066:67.
Поминки в сороковой день
На поминках в сороковой день вставали и говорили умершему: “Николай Михалыч, угощай своиф родныиф, ронныф и неронныф, всеф званныф, всеф не званныф, всем угошшай, всем вам царство небесно”. З.Чуди, 071:30.
В сороковой после прихода с кладбища собирали большой стол, созывали народ. Все садились за стол, пели стихи, поминали — “пируют”; “пир, как свадьба”, с водкой, киселем, кутьёй, пирогами. Плосково, 074:09; 076:44; Пленишник, 073:01.

См. также: Пение стихов и молитв. Поминание едой.

Проводы души в поминальные дни
В сами поминальные дни (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) душу провожали: выходили на улицу, крестились, говорили: “Иди с Богом на своё местечко, котороё ты уготовил”. Плосково, 076:44.
В поминальные дни когда умерший отец уходил с поминок, мать выходила на улицу прощаться. Прощалась словами. Пленишник, 072:16
Проводы души в сороковой день
В сороковой день все выходили за ворота и провожали душу. Ягница, 070:05.
В сороковой день, после того как помянут, до 12 часов дня все выходили из-за стола, брали пирог, с которым встречали душу, и выходили на улицу — провожали душу: молились на восток, родственники кланялись у калитки в землю, плакали голосом — просили передать привет родным, крестились и потом шли домой. После проводов пирог, с которым встречали и провожали душу, можно есть. Бор, 064:19; Глинское, 066:67; З. Чуди, 071:09; Ср. Чуди, 064:41.
В сороковой день вечером, на закате солнышка, когда отойдут поминки, брали пирог-пряженик и все выходили на улицу (за баню, за огород) провожать душу: поминали, молились на закат солнца (смотрели на солнце), прощались: “Прощай, родима мамонька”; “Иди уж на своё местечко, што ты заслужил, то и получишь”. Плосково, 074:09;

Пленишник, 072:16

Заключительные обряды
Вечером сорокового дня до захода солнца несли на кладбище крошки с поминального стола, раскидывали их на все могилки, чтобы птички клевали. В д. Плосково целый пирог кидали за двор. З.Чуди, 071:09.
Пироги-пряженики, которые в поминальные дни клали в святом углу умершему, в сороковой день после проводов души крошили на улице птицам или несли на кладбище и там крошили на могилу. Плосково, 076:44;

Пленишник, 072:16

Тем, кто обмывал покойника, отдавали его хорошую одежду. Ягница, 074:12.

Наверх

Крест (памятник) раньше сразу, как похоронят, не ставили — ставили после сорокового дня. На могилу клали венки, обкладывали ее еловыми “лапочками”. В ноги покойнику на могиле садили дерево — березу, рябину. З.Чуди, 071:12; Пленишник, 065:06; Ягница, 074:16.

Наверх

Родительские календарные дни

На кладбище ходят на Пасху, на “Родители” (Радуницу), на Троицу, на Николу. Плосково, 074:07.

См. также перечень: Календарные праздники и обряды: … Весенние поминальные обряды

Обряды и запреты при поминании на могилах

Старые люди наказывали, чтобы на кладбище с вином не ходили. З.Чуди, 071:12.
В поминальные дни на могилы сыплют крупу; надо сыпать в ноги, а не в голову, иначе засыплешь глаза покойнику. Ягница, 064:60.
Священник говорил, что на могиле нельзя сыпать крупу на глаза (туда, где голова покойника), иначе будут сниться плохие сны; можно сыпать возле могилок. З.Чуди, 071:12.
На кладбище можно ходить с утра до обеда; после захода солнца на могилу ходить нельзя. Мужчина пошел на кладбище после захода солнца, обратно еле ушел, шел — пятился задом. З.Чуди, 071:12.
Женщина каждый день после обеда ходила на могилу, ей приснился сон, чтобы она не ходила — покойника там за это ругают. З.Чуди, 071:12.
Покойник приснился — просил передать матери, чтобы она по нему не плакала, а то он лежит “весь как в молоке”; надо поминать, а не плакать. З.Чуди, 071:12.
Когда ходят на могилы, берут с собой свечку и там зажигают. Глинское, 066:36.
Брат похоронен в другом месте; привезла песку с могилы брата — считается, что он теперь здесь лежит. Глинское, 066:36.
Когда приходят на кладбище, причитают: “Расступись, мать-сыра-земля, / Да ты откройсе-ко, тёсовой гроб, / Да ты вставай-поднимись, родима матушка, / Да выходи-ко ты из сырой земли”. З.Чуди, 071:06.

Наверх

Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.

В Церкви существует несколько дней для поминовения усопших. Одни – общие (Радоница, Родительские субботы), другие – частные. Они связаны с датой кончины конкретного человека и важны для его родственников и друзей. Но при любых поминках важно помнить, что сперва нужно сходить в храм, подать записку на проскомидию, заказать панихиду, а уж потом посидеть за столом, вспоминая об усопшем.

Для умершего человека очень важна молитва. Церковь учит, что молиться за новопреставленного нужно начинать как можно раньше. Сразу после смерти родственники и друзья могут читать псалтырь по усопшему или канон о единоумершем.

В первый же день после кончины человека стоит заказать сорокоуст (сорок поминальных литургий за усопшего) в храме. В идеале сорокоуст должен продолжаться с первого по сороковой день со смерти, но на практике чаще бывает, что сорок литургий заканчиваются позже сорокового дня после кончины. Все это время человек поминается как «новопреставленный».

По православной традиции с первого по третий день после кончины душа находится на Земле и посещает близких родственников и места, которые ей были дороги.

На третий день человека отпевают в храме. Эта традиция связана с Воскресением Христовым на третий день после распятия.

Любой умерший крещеный человек, если он не отрекся от православия или не перешел в другую веру, может быть отпет в храме.

В наши дни не всегда удается отпеть и похоронить усопшего именно на третий день после смерти. В этом случае человека отпевают и хоронят тогда, когда это возможно, но молитва в третий день после кончины очень важна.

На девятый день после кончины, как говорит преподобный Макарий Александрийский, душа видит рай и поклоняется Богу. В этот момент ей тоже нужна молитва, поэтому нужно помолиться дома и пойти в церковь, подать записку на литургию (проскомидию) и заказать панихиду.

С девятого по сороковой день после смерти, как говорят многие святые отцы, ангелы показывают человеку адские мучения и помогают пройти испытания, которые проходит душа. Конечно, до конца люди не могут представить себе, что происходит с человеком после его смерти, но Церковь и святые говорят о том, что усопшим христианам помогают молитвы живых.

На сороковой день умерший отправляется до Страшного суда либо в рай, либо в ад. В это время ему тоже нужна молитва на проскомидии и поминовение на панихиде.

В дальнейшем особое поминовение нужно в годовщины смерти. В этот день после молитвы в храме и дома родственники могут вспомнить дорогого им человека за торжественным обедом.

Многие святые отцы называли день кончины днем рождения человека в новой жизни, поэтому скорбь от потери близкого человека в это время может смягчаться радостью от того, что христианин уже ушел ко Христу и может после смерти молиться о своих живых близких.

За усопших Церковь молится и во дни родительских суббот. Самыми главными из них являются две вселенские субботы – Троицкая (накануне Дня святой Троицы), и Вселенская родительская суббота (за две недели до начала Великого поста) Мясопустной недели. Обе этих субботы не имеют фиксированной даты и празднуются каждый год в разное время в зависимости от дат Великого поста и Пасхи.

Очень важно помнить, что умершим христианам молитва за них нужна постоянно, поэтому в идеале каждый день после кончины человека для его близких должен стать «днем поминок».
На заставке фрагмент фото spda/www.flickr.com

20 дней после смерти

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *