Как делают 40 дней ребенку у казахов

Первые полтора месяца особенные в жизни новорожденного. По истечении срока проводят специальные ритуалы, суть которых — принять в общество нового члена. Казахи 40 дней ребенку отмечают по-особому. Расскажем об этом подробнее.

Традиции и обычаи казахского народа — это показатель высокой духовной и религиозной культуры. Казахские традиции, связанные с рождением и первым годом жизни ребенка, занимают особое положение среди ритуалов. Их задача — социализировать малыша, привлечь удачу, позаботиться о его здоровье.

Поэтому традиции казахского народа, объектом которых становился младенец, до сих пор не утратили своей ценности и значимости. Сегодня молодые родители не отказываются от обычаев предков и отмечают 40 дней ребенку.

Сакральность сорока дней есть во многих религиях. В культуре Востока этот период ассоциируется с временем духовной и физической трансформации человека. Поэтому на 40-й день казахи проводят ряд ритуальных действий: пришло время представителям рода принять его в свой круг и попросить защиты у рода.

Фото: cooks.kz

Фактически первые сорок дней жизни малыша — период его очищения и адаптации. Завершается он особым обрядом — кыркынан шыгару. Суть его в ритуальном омовении новорожденного, которое проводится по особым правилам.

Вот основные из них:

  • Срок его исполнения. Чтобы новорожденный мальчик отличался силой и смелостью, 40 дней ребенку отмечают на 39-й день. Над девочками такие обрядовые действия проводят на 41-й день. Считается, что тогда она будет прилежной и покладистой.

  • Ритуал проводят специально приглашенные женщины. Это молодые или пожилые дамы, которые пользуются уважением и имеют хорошую славу.

Фото: toibastar.com.kz

  • Правила организации купели. Суть обряда сводится к тому, чтобы искупать малыша в «ложке воды»:
  1. Для этого покупают новые чашу и ложку.
  2. В ванночку, наполненную теплой водой (желательно соленой, чтобы малыш был крепким и здоровым), кладут 40 серебряных монет (символ достатка) и 40 фасолин (знак долголетия и зажиточности). Предварительно их обдают кипятком, чтобы продезинфицировать.
  3. Женщины набирают из купели в чашу 40 ложек воды. При этом они высказывают пожелания ребенку. Желают долгой и счастливой жизни. Считается, что таким образом вода становится носителем позитивной энергии, которая наполнит малыша силами и привлечет к нему удачу.
  4. Малыша моют в ванночке, поливая по ложке заряженной водой из чаши, осыпая монетами и фасолинками.
  5. Вытирают и переодевают в новую распашонку. В старую, которую он носил на протяжении сорока дней, заворачивают сладости. Ее привязывают к шее собаки и разрешают детям поймать пса и разделить вкусное угощение между собой.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

  • Первое сострижение волос и ногтей. Родители просят кого-то из гостей состричь ногти и волосы малышу. Их зашивают в небольшой кусочек полотна и пришивают к его одежде или кладут на полку с вещами. Это оберег, который сохранит жизнь и здоровье младенца. Во время ритуала можно сымитировать такие действия и выполнить эту гигиеническую процедуру после ухода гостей.

  • Магические действия с купелью. Воду из такой купели выливать нельзя. Ее сохраняют, потому что она считается целебной. Если малыш неспокоен, то нужно умыть или протереть его этой водой. Фасоль бросают в сторону гор, но так, чтобы горошины не упали под ноги. Их нельзя топтать, иначе растеряется вся магическая сила.
  • Одаривание гостей. Эта процедура обязательна как для родителей, так и для гостей. Отец и мать новорожденного дарят гостям чашу, ложку и все ритуальные принадлежности. Таким образом они высказывают пожелание, чтобы и у чествовавших их ребенка людей появился в доме младенец.
  • Коржын на 40 дней. Гости преподносят корзины с подарками (коржын) для новорожденного — игрушками, одеждой, украшениями.

Завершается празднование щедрым дастарханом. В старину на сороковой день во время ат кою мулла нарекал нового члена общества. Теперь этот обряд практически не соблюдается из-за обязательного условия регистрации ребенка в первые тридцать дней его жизни.

Богатые традиции казахского народа демонстрируют трепетную заботу о новорожденном. Все силы родителей, гостей, родственников направлены на то, чтобы принять и социализировать малыша.

Ритуальное омовение — главное событие кыркынан шыгару — сопровождается пожеланиями здоровья, благополучия и счастья новорожденному. Эта позитивная коллективная энергия наполняет ребенка силами, привлекает к нему удачу.

Послеродовое кровотечение (нифас)

Нифас – особое состояние организма женщины, перенесшего роды. Послеродовое кровотечение продолжается в течение определенного промежутка времени.

Относительно начальной точки отсчёта послеродовых кровотечений в среде исламских богословов имеются некоторые разногласия. Одни учёные полагают, что нифас – это только те кровянистые выделения, которые возникают после родов. В ситуациях, когда женщина рожает двух и более детей одновременно (близнецов), нифасом считается кровь, выделившаяся после появления на свет заключительного ребёнка.

Другие богословы утверждают, что послеродовой можно считать и ту кровь, которая появляется за пару дней до или во время родов. Однако если до родов у женщины выходят воды, то это, по единогласному мнению, учёных нельзя считать нифасом. Отход вод делает недействительным малое омовение, но это не означает, что женщина вправе не молиться.

Случается и такое, что после родов у женщины кровь может выделяться не сразу, а спустя определённый промежуток времени. Если выделения появились спустя менее 15 дней после родов, то это нифас, а если проходит 15 дней и более, то это менструация.

Срок послеродового кровотечения

Минимальным сроком нифаса, согласно исламскому праву, может быть мгновенное выделение, так как у каждой женщины, в силу особенностей организма, оно может происходить по-разному. Что касается максимального срока, то у мусульманских богословов несколько различные подходы. Учёные ханафитского и маликитского мазхабов уверены, что максимальный срок нифаса – 40 дней. Если же кровотечение длится дольше, то кровь, выделяемая после 40-го дня – это хайд. Богословы-шафииты полагают, что послеродовые кровотечения длятся максимум 60 суток. К тому же в этот срок входят и прерывистые кровотечения, и интервалы между ними при условии, что перерывы будут длиться до двух недель. Например, если после родов кровотечения продолжались 40 дней, затем на 10 дней прекратились, а потом опять возобновились на 10 дней. В данном случае сроком нифаса будут считаться 60 дней. Кровь, выделяемая свыше установленного срока, – это хайд.

Кровь после кесарева сечения, выкидыша и аборта

Если у мусульманки возникает кровотечение после аборта или выкидыша, то всё зависит от срока беременности. Если преждевременное прекращение беременности наступило при возрасте плода меньше 40 суток, то такое кровотечение не считается нифасом, а если свыше 40 дней – то это нифас. Если же имело место кесарево сечение, то такое кровотечение – тоже нифас.

Что запрещается верующей при послеродовом кровотечении

1. Совершение намаза. Женщинам в состоянии нифаса нельзя совершать как обязательные (фард), так и дополнительные (нафль) намазы. По окончании послеродовых кровотечений восполнять оставленные молитвы не нужно.

2. Пост. Запрещено держать уразу и во время священного месяца Рамазан, и в другое время. Пропущенные дни обязательного поста мусульманке надлежит восполнить по окончании выделений.

3. Посещение мечетей. Нифас накладывает ограничения и на посещение «дома Аллаха». Мусульманкам в период послеродового кровотечения дозволено входить в мечеть, но только в ситуациях острой необходимости. К примеру, если женщина там работает или же посещает молельный дом для получения образования, либо обучения других.

4. Обход Каабы. Также нельзя делать обход вокруг дома Господа (Каабы), т.е. совершать один из обрядов паломничества (умры и хаджа). Причина тому – мусульманка находится в состоянии осквернения (с точки зрения Шариата) для проведения ритуальных действий.

5. Прикосновение к Священному Писанию. На протяжении всего периода послеродовых кровотечения верующей нельзя прикасаться к экземпляру Корана на языке оригинала. Брать в руки переводы и транскрипции Книги Аллаха на любом ином языке разрешается. В ряде случаев всё же позволено читать Заключительное Божье откровение, написанное по-арабски:

  • когда фрагменты коранического текста используются в качестве мольбы Создателю;
  • с целью восхваления Аллаха;
  • если мусульманка обучается сама либо учит чтению Корана других;
  • перед началом какого-нибудь важного дела;
  • в форс-мажорных ситуациях (когда Священной Книге угрожает опасность, например, при пожаре).

6. Секс. Во время послеродовых выделений женщине запрещается вступать в интимную близость со своим мужем. Однако прикосновения друг к другу дозволены, если они не ведут к сексу.

7. Развод. Мужчины не могут разводиться со своими жёнами во время послеродовых кровотечений.

По окончании нифаса мусульманке следует совершить омовение полностью (сделать гусль), тем самым вернув себе состояние ритуальной чистоты. Без этого верующая не может полноценно выполнять религиозную практику.

40 дней после родов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *