Адвентисты — «опасная секта» или традиционная христианская церковь


Правда ли то, что пишут об этой протестантской церкви?
Структура статьи:
Рейтинг сект, вводящий в заблуждение
Как возникла Церковь АСД? Является ли она сектой?
Спекулируют ли адвентисты на идее «конца света»?
Можно ли по каким-либо признакам причислять АСД к «самым опасным сектам мира»?
Чем вероучение адвентистов седьмого дня отличается от учений «опасных» религиозных организаций?
Какое отношение к Церкви АСД имеет «Ветвь Давидова» и инцидент с Дэвидом Корешем?
Вывод
Рейтинг сект, вводящий в заблуждение
Одним из прав человека согласно законодательству является право на правдивую информацию. В том числе и касающуюся религиозной жизни, важную роль которой в обществе давно признают социологи.
Ни для кого не секрет, что такое явление, как религия, может иметь не только позитивную, но и негативную сторону. Ведь существуют и такие религиозные организации, деятельность которых может нести угрозу обществу. Конечно, человек должен знать об опасностях, исходящих от таких организаций, в этом случае «предупрежден — значит вооружен». Однако информация о них должна быть максимально достоверной и объективной, а оценка — соответствующей международному и государственному праву, иначе она принесет не пользу, а вред, настроив людей друг против друга без веских на то причин.
К сожалению, такая недостоверная информация периодически появляется в Интернете и публикуется некоторыми СМИ. Один из примеров — сообщение, появившееся впервые на сайте Yoki.ru и затем скопированное другими сайтами. Речь идет о рейтинге «10 самых опасных сект мира», в который наравне с действительно опасными организациями типа «Аум Синрикё» была включена и традиционная христианская церковь протестантского направления — Адвентисты седьмого дня.
Что же рассказал читателям об адвентистах автор (или авторы) рейтинга? Процитируем эту публикацию (на различных сайтах текст незначительно отличается, но основное содержание — то же): «Церковь адвентистов седьмого дня возникла в 1844 году в Соединенных Штатах. В справочнике «Современные ереси и секты в России» адвентисты седьмого дня определяются как секта американского происхождения, которая примыкает к баптистам и имеет особенную тягу к Ветхому Завету.
Основателем адвентизма стал обычный фермер Уильям Миллер. Изучая Библию, он пришел к выводу, что вскоре наступит конец света. Он в 1818 году определил год гибели мира: по расчетам Миллера, им должен был стать 1843. При этом родоначальник секты адвентистов вовсе не смутился, когда ему напомнили слова Христа о том, что никто не может знать ни день, ни час Его Второго пришествия.
В 90-х годах в США произошла трагедия, когда погибли около ста сектантов-адвентистов. Драма произошла в 1993 году в техасском местечке Уэйко, где лидер ответвления адвентизма «Ветвь Давида» Дэвид Кореш обустроился с группой своих последователей. Он слишком долго пророчил близкий конец света, и пророчество «должно было сбыться»… Но неудавшийся мессия, естественно, не хотел уходить сам, поэтому взорвал себя вместе с паствой. Когда пожар закончился, под руинами нашли около сотни трупов, среди которых не менее 25 детей».

Удивляет не только то, что в этом рейтинге одна из признанных во всем мире протестантских церквей, содействующая социальному развитию общества благодаря наличию всемирной сети больниц, клиник и передвижных медицинских групп для проверки здоровья населения, международного агентства помощи при чрезвычайных ситуациях и крупнейшей в мире протестантской системы образования, необоснованно причисляется к «самым опасным сектам мира», но и то, что автором публикации грубо искажаются факты. Можно предположить, что для человека, не знакомого с историей адвентизма, пример с Дэвидом Корешем станет достаточным основанием отрицательно относиться к адвентистам седьмого дня. Поэтому подвергнем утверждения публикации критическому анализу.
Конечно, читателю в первую очередь интересно узнать, что же на самом деле случилось в местечке Уэйко и действительно ли в этом деле замешаны адвентисты, но оставим этот инцидент «на десерт», а вначале поищем ответы на другие не менее важные вопросы. Ведь картина должна быть объективной. Итак:
Как возникла Церковь АСД? Является ли она сектой?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо разобраться, что такое секта.
Следует отметить, что данный термин не является ни правовым, ни научным, к тому же в современном русском языке имеющим негативную эмоциональную окраску, вследствие чего религиоведы избегают пользоваться этим термином в описании исторических процессов, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения».
Само слово, согласно Толковому словарю В.Даля, означает «братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь». «СЕКТА (от лат. secta — учение, направление, школа), — религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах» — добавляет Большой Энциклопедический словарь. Он же характеризует АСД не как секту, а как церковь: «АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus — пришествие), протестантская церковь». По мнению некоторых авторов, многие секты с течением времени перерастают в церковь, поэтому слово «секта» вряд ли применимо к организациям, которым больше 100-200 лет. С этой точки зрения об АСД даже нельзя сказать, что она была сектой в начале своего возникновения, поскольку изначально не являлась организацией, отколовшейся от какой-либо другой, «господствующей» деноминации. Адвентистское движение (движение тех, кто ожидал близкого Пришествия Христа) благодаря проповедям Вильяма Миллера зародилось одновременно во многих деноминациях, в связи с чем первые адвентисты не могут исторически рассматриваться как секта. Сам же Вильям Миллер говорил: «Мои труды никогда не были направлены на то, чтобы создать какое-либо новое учение или же превознести одно учение над другим… Большинство обращенных, благодаря моим трудам, присоединялись к различным действующим церквам» (цитируется по книге Э. Уайт «Великая борьба», с 272). Когда же это движение не было поддержано деноминациями, к которым принадлежали первые адвентисты, лишь тогда возникла необходимость создания новой организации, которую впоследствии назвали Церковью Адвентистов седьмого дня (что означает «Церковь, ожидающая Второго пришествия Христа и соблюдающая седьмой день — субботу»).

Итак, АСД правильнее охарактеризовать не как секту, а как протестантскую церковь, сформировавшуюся на основе движения христиан, ожидавших Второго пришествия Христа в середине XIX века.
Спекулируют ли адвентисты на идее «конца света»?
Ни для кого не секрет, что некоторые религиозные организации запугивают людей скорым концом света. А как относятся к этому событию адвентисты?
Они уверены, что Христос открывал ученикам будущее не для того, чтобы их напугать, но для того, чтобы они были готовы к тому, что вскоре начнет сбываться и, наоборот, не боялись: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это ? начало болезней» (Мф. 24:6-8). Думается, в свете событий во всем мире, о которых ежедневно сообщают СМИ, слова Христа в комментарии не нуждаются, и вряд ли кто-то станет отрицать необходимость быть морально готовым к этим кризисам.
Что же касается убеждений Вильяма Миллера, считавшего, что Христос должен прийти в вычисленное им время, то это было до возникновения Церкви Адвентистов седьмого дня как организации, которая впоследствии никогда не назначала дат Второго пришествия и осуждает подобную практику.
В книге Э. Уайт «Великая борьба» ошибка Миллера, правильно вычислившего дату, но неправильно истолковавшего ее значение, сравнивается с обманутыми ожиданиями учеников Христа, считавших, что Он должен занять царский престол в Иерусалиме, и вместо этого увидевших Его распятие. Точно так же, как настроения учеников перед въездом Христа в Иерусалим — не повод отвергнуть христианство, так и ошибка Миллера — не повод отвергнуть адвентизм как весть о близости Второго пришествия. Вот почему адвентисты не исчезли после разочарования 1844 года, а образовали Церковь АСД, проповедующую о скором возвращении Христа на землю.
Можно ли по каким-либо признакам причислять АСД к «самым опасным сектам мира»?
В итоговом документе, принятом представителями научного религиоведческого сообщества, присутствующими в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова 20 марта 2008 года на научно-практической конференции ”Классификация религий и типология религиозных организаций”, говорится, что «только детальное изучение практической деятельности религиозной организации, в том числе её соответствия международному и российскому законодательству может служить основанием для объективных и достоверных суждений о характере влияния данной организации на своих последователей и общество».
Как мы позже увидим, автор (или авторы) рейтинга «самых опасных сект» не занимались ни детальным изучением деятельности тех религиозных организаций, о которых пишут, ни того, что о них пишут другие.
Ведь даже те авторы, которые дают оценку религиозным организациям согласно собственной введенной ими терминологии, не причисляют адвентистов к организациям, представляющим опасность для общества. Так, в справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» (Информационно-аналитический вестник № 1. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. — Белгород, 1997. ? 459 с.) авторы проводят четкое различие между понятиями «секта» и «тоталитарная секта»: «Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство». В этом справочнике, изданном по благословению Преосвященного Иоанна, епископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ, негативное отношение выказывается только к тем религиозным группам, которые, по мнению авторов, наносят моральный, психологический либо физический вред своим последователям. И коль уж в публикации о «10 самых опасных сектах» адвентисты названы «примыкающими к баптистам», то заметим, что этот же справочник настаивает на неправомерности равнять евангельских христиан-баптистов с такими организациями, за которыми «по всему миру тянется шлейф судебных разбирательств».
Итак, ни евангельские христиане-баптисты, ни церковь АСД под определение «опасных сект» не подходят, и в справочник организаций деструктивного и оккультного характера не внесены.
Но даже если бы появился справочник, который клеймил бы религиозную организацию вопреки тому, что она собой представляет (подобно тому, как атеистическая идеология СССР клеймила вообще всякую религию), любой здравомыслящий человек может составить свое мнение о ней на основании определенных объективных критериев, ознакомившись с учением и практической деятельностью данной организации.
Чем вероучение адвентистов седьмого дня отличается от учений «опасных» религиозных организаций?
Именно этот аспект важен для тех, кто не хочет углубляться в изучение церковных догматов. Ведь догматы можно провозгласить любые, а вот плоды учения всегда налицо. «Штампует» ли организация безвольных зомби, или же формирует здоровую целостную личность, способную трудиться на благо общества.
Адвентисты седьмого дня, в отличие от приверженцев некоторых культов, не обожествляют своих лидеров, считая, что религиозного почитания достоин только Бог — Отец, Сын и Святой Дух. Основываясь на словах Библии «един Бог — един и посредник между Богом и человеками — человек Христос Иисус» (1 Тим 2:5), адвентисты убеждены, что никакой религиозный лидер не вправе занимать положение Мессии или посредника между Богом и паствой, так чтобы доступ к Богу был только через него. Для общения со Христом достаточно искреннего желания («Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», Мф. 11:28), поэтому спасение, дарованное Христом, не рассматривается адвентистами как привилегия исключительно членов церкви АСД (это очень важное отличие от многих сомнительных культов, которые учат, что спастись можно, только будучи их сторонниками).
В церкви Адвентистов седьмого дня поощряется самостоятельная работа мысли при изучении Писания, а не принятие догматов исключительно на веру. Такая установка способствует формированию независимого критического мышления, способного противостоять попыткам выдать человеческие идеи за божественные. У адвентистов нет запрета на чтение литературы других конфессий или на общение с теми, кто не является сторонником адвентизма. Принцип проверки Писанием («Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света», Ис. 8:20), действует в отношении любого человека, каким бы выдающимся религиозным лидером он ни являлся. Напротив, в культах, злоупотребляющих доверием прихожан, последователям культа, как правило, запрещено иметь собственное мнение и подвергать сомнению любые слова и идеи лидеров, считающихся непогрешимыми apriori.
В организациях, могущих представлять опасность для общества, зачастую правильным считается то, что выгодно организации, независимо от того, является это моральным или нет. По мнению же адвентистов, требования нравственного закона Божьего — десяти заповедей — являются неизменными, как в Ветхом, так и в Новом Завете, поэтому нарушение заповедей, в чьих бы то ни было интересах, является грехом. Седьмой день недели — субботу — адвентисты соблюдают именно по этой причине: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5:3). В законе Божьем все заповеди являются одинаково важными, и именно послушание им формирует здорового члена общества.

Также Церковь адвентистов седьмого дня выступает против оккультизма, спиритизма, магии, гипноза и всевозможных психотехник, с помощью которых лидеры некоторых организаций удерживают контроль над своими членами. Человек создан свободным, и его волю никто не имеет права порабощать.
Если говорить о социальной стороне вероучения адвентистов седьмого дня, то адвентисты высоко ценят семейные и дружеские связи, которые не разрушаются, а, наоборот, укрепляются, если человек следует Божьей воле. Адвентисты могут дружить с инаковерующими, причем не только с представителями протестантских церквей, но также с православными и католиками, несмотря на различие во взглядах. Это заповедь Христа: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13; 34,35).
Церковь АСД не является замкнутой организацией, но активно участвует в жизни общества, помогая людям через медицинское и социальное служения, о чем свидетельствуют множество благодарственных писем от граждан.
Какое отношение к Церкви АСД имеет «Ветвь Давидова» и инцидент с Дэвидом Корешем?
Мы подошли к самому интересному моменту в публикации про «10 опасных сект». Факту, который можно проверить. Итак, кто же такой Дэвид Кореш?
Как упоминается во многих источниках, лидер культа «Ветвь Давидова» (настоящее имя Вернон Ховелл), хотя и был некоторое время адвентистом седьмого дня, но покинул церковь и стал претендовать на роль Мессии, а его псевдоним Дэвид Кореш означает стремление уподобиться могущественным царям древности — Давиду и Киру. Члены секты «Ветвь Давидова» в ожидании конца света запасались оружием, вот почему в 1993 году в американском местечке Уэйко (штат Техас) стало возможным вооруженное противостояние приверженцев культа и государственных властей, приведшее к трагедии — гибели нескольких полицейских и взрыву резиденции «Ветви Давидовой» с укрывшимися в ней людьми. Но является ли эта нашумевшая группа тождественной Адвентистам седьмого дня, как можно понять из публикации?
Обратимся к источникам. В справочнике Дмитрия Таевского «История религии» «Ветвь Давидова» определяется как «американская христианская секта. Ведет свое начало от саузкоттитов. В основе вероучения секты — ожидание скорого конца света и как следствие этого суицидальные тенденции». Саузкоттиты же, в свою очередь, «христианская секта. Основана английской пророчицей Джоанной Саузкотт, которая выдавала себя за «жену, облеченную в солнце» и «жену агнца» из Апокалипсиса. В 1814 г. Саузкотт объявила себя беременной от Святого духа. Когда беременность оказалась ложной, она умерла от потрясения…» (там же).
Хотя адвентисты и не отрицают, что «Ветвь Давидова» — раскольническая группа, отошедшая от Церкви в 1930-х гг., ни с «Ветвью Давидовой», ни с Джоанной Саузкотт у Церкви Адвентистов седьмого дня нет ничего по-настоящему общего, несмотря на кажущуюся схожесть идей о близости конца света. Те или иные фанатично настроенные группы в христианстве существовали всегда. От извращения учения христианских церквей отдельными фанатиками никто не застрахован, тем не менее, это не повод навешивать ярлык фанатизма на все христианство. История знает немало примеров извращения, в частности, православных идей, благодаря чему некоторые современные православные авторы говорят о «сектах, основанных на православии», тем не менее, здравомыслящие люди не отождествляют эти осуждаемые фанатичные группы с самой Православной церковью. Логично утверждать, что тот же здравый принцип должен быть применим к любой конфессии, на родственность с которой претендует та или иная фанатично настроенная группа. Поэтому человеку, желающему знать правду, мы советуем обратиться к различным независимым источникам, в том числе и к первоисточнику — изучить, что та или иная религиозная организация сама говорит о себе и о принципах, которые она исповедует, и лишь тогда делать вывод.
Если члены «Ветви Давидовой» запасались оружием, что уже свидетельствует об их агрессии, то адвентисты седьмого дня убеждены, что приготовление ко Второму пришествию — не физическая, а духовная борьба, требующая приложения таких же нравственных усилий, о которых в свое время проповедовал Иоанн Креститель: «Сотворите достойный плод покаяния» (желающие убедиться в этом могут обратиться к книге Э. Уайт «Великая борьба», содержащей последовательное изложение понимания адвентистами событий последнего времени). Любые экстремистские идеи и настроения, связанные с концом света, адвентистами седьмого дня осуждаются. Кроме того, лидеры вышеупомянутых религиозных культов возвышали себя вплоть до обожествления, призывая верить измышлениям, никак не согласующимся с Писанием и здравым смыслом. О таких и подобных им предупреждал Христос: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22).
Вот еще факты, о которых рейтинг «самых опасных сект» умалчивает, но которые необходимо знать всем, интересующимся происшествиями в Уэйко. Во время кризиса в этом населенном пункте, когда началась осада резиденции «Ветви Давидовой», Церковь Адвентистов седьмого дня сделала официальное заявление, что «не поддерживает никаких связей с группой Дэвида Кореша и иными культовыми организациями, практикующими поклонение кумирам», а также в средствах массовой информации выразила соболезнование семьям полицейских, погибших в перестрелке с последователями Дэвида Кореша. Именно Церковь АСД наряду с другими конфессиями организовала межконфессиональный мемориальный фонд для помощи семьям погибших во время инцидента служителей порядка. В роли спонсоров выступили баптисты, католики, последователи церкви Христа, иудаисты, методисты, лютеране и православные. Пожертвования были сделаны и Церковью АСД, кроме того, адвентистские общины по всей стране распространяли информацию о том, как осуществлять сбор средств. В итоге, по словам помощника президента Северо-Американского дивизиона Церкви АСД Гэри Паттерсона, «средства массовой информации быстро уяснили, что события в Уэйко не отражают ни учение, ни образ жизни Церкви Адвентистов Седьмого Дня».
Вывод
До тех пор, пока государственные законы декларируют религиозную свободу, никто не имеет права клеймить религиозную организацию как опасную для общества только лишь на основании своей к ней антипатии, или же в погоне за сенсацией. Со своей же стороны адвентисты готовы дать аргументированное и последовательное объяснение собственных принципов и образа жизни в целях устранения недоразумений и домыслов о них.
Внимательное изучение признаков Второго пришествия Христа, содержащихся в Евангелиях, а также в пророческих книгах Даниила и Откровение, по мнению адвентистов, как раз и позволит христианину не попасться на крючок лжехристов и новоявленных мессий, поможет избежать сетей опасных организаций и влияния демонических культов.
Что же касается ложных сенсаций, то, наибольшей из них, по мнению адвентистов, станет отнюдь не очередной непроверенный рейтинг «жутких сект», а пришествие самого сатаны под видом Христа, сопровождающееся сверхъестественными явлениями, не зря же губитель душ на протяжении веков тренируется, «принимая вид ангела света». И тут уж без понимания того, чему учил Христос на самом деле, обманщика не разоблачить. Доверяй, но проверяй…

Игнат Меренков

В январе 2017 года санаторий «Наш Дом» в селе Новые Обиходы Винницкой области отметит 15-летие. Директор санатория Анна Слепенчук рассказывает, чем «Наш дом» является по итогам 15 лет работы.

— «Наш дом» сегодня — это современное предприятие, которое отвечает всем требованиям современности в области медицины и сервиса. Оно насчитывает около 50-ти сотрудников, которые имеют достаточно высокую квалификацию, посвященность Господу и желание трудиться.

Это семья, команда, которая трудится, живет, развивается, воспитывает своих детей и смотрит в будущее.

Как предприятие по своему назначению, мы облегчаем нужды людей, мы ведем образ жизни, который вызывает у них много естественных вопросов: а есть ли другая жизнь, где люди счастливы, имеют позитивное мышление, имеют радость и удовлетворение от жизни. Другой важный момент — продвижение тех реформ, которые нужны при приготовлении ко второму пришествию Христа. Эти изменения приводят к тому, что человек, меняя свой образ жизни, получает более высокое её качество. Это то, что мы называем «правильным» образом жизни, «правильными» привычками. Это то, что делает человека самостоятельным, лидером, хозяином своей жизни, то, что делает его взаимоотношения с Богом настоящими и приводит его к таким взаимоотношениям с Богом и людьми, которые, по сути, должны быть. Вот что представляет собой «Наш дом». Но для того, чтобы этот процесс происходил, мы обустраиваем и свой быт, потому что мы все там живем. Мы обучаем своих детей, сотрудников, людей, которые приезжают к нам в качестве наших гостей-пациентов, тем принципам, по которым живем сами.

Обобщая, можно сказать, что «Наш дом» — это и санаторий, и медико-миссионерская школа, и сельское хозяйство, и образовательная программа. Это и медиаслужение — наше миссионерское служение людям.

— Сколько инструкторов здорового образа жизни (ЗОЖ) подготовил «Наш дом» за 15 лет работы? Какой процент этих людей работает по специальности?

— Мне сейчас сложно ответить на этот вопрос, но я скажу: много, потому что многие из них работают в других предприятиях и не только у нас в Украине, но и за рубежом, как дальнем, так и ближнем. Это более 50 человек, которые только работают в Николаевской области, а обучено более 3 000 человек.

— Прокомментируйте, пожалуйста, продажу санатория «Новая жизнь» в Николаевской области.

— «Новая жизнь» в Кирьяковке — это предприятие, родственное нам, первое в Украине. Одно время оно было очень успешным, но мы пришли к тому, что там не хватает кадров. Причин здесь несколько, я могу объяснить это объективными фактами, назвав следующие: в нашей церковной системе не хватает образовательных программ для лидеров — руководителей предприятий. У нас нет учебной базы для рядового и медицинского персонала. Все эти люди в церкви есть, но собрать их в одном предприятии, которое бы успешно работало, очень сложно. Это титанический труд. И люди, которые работали в Кирьяковке в санатории «Новая жизнь», — это люди посвященные. Но не хватает образовательной базы. Сегодня мы это понимаем.

И я думаю, что этот опыт должен послужить нам на будущее тем, что мы понимаем, что нам нужно что-то предпринимать, создавать свои школы или приглашать людей для обучения бизнесу в том числе, потому что мы живем в этом мире. Нам нужно поднимать врачей на новую ступеньку, потому что их у нас очень много, а работают единицы, и не всегда это те люди, которые могли бы полностью себя посвятить, используя весь свой потенциал. Нам не хватает молодежи, потому что молодежь имеет больше энергии, инициативы и эффективности для работы в таких учреждениях. Это проблема, с которой мы столкнулись сегодня, и мы дошли до того момента, когда нам пришлось принимать такое решение. Если ничего не менять в этой области, а удовлетворяться тем, что есть на сегодня, мы скоро начнем терять и другие предприятия.

Мы принимали очень активное участие в помощи этому предприятию с самых первых дней. Это поддержка кадрами, поддержка лидерская, и даже финансовая. И хотя санаторий был на самообеспечении, но в каких-то критических моментах мы могли ему помочь.

— Как составляется цена путевки в «Наш дом»? Почему остальные адвентистские санатории в Украине на порядок дешевле?

— Расскажу, что представляет собой цена нашей путевки. Есть бюджет предприятия, он не может быть в нуле, он должен постоянно развиваться. Есть персонал, которому нужна зарплата. Мы платим за всех налоги, у нас большой штат людей (около 50). У нас очень большие коммунальные расходы. Также у нас большая база, где происходит самопроизводство, много домов, которые требуют оплаты. По сути, цена путевки — это цена нашей честности. Мы не хотим работать так, как принято в этом мире, а хотим иметь чистую совесть и жить по принципу «кесарю — кесарево, а Богу — Божье».

Кроме того, есть люди, которые даже половину путевки не могут оплатить. Это пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мы берем таких людей бесплатно. Чтобы их обслуживать, тоже нужны средства. Есть такая категория — «достойные бедные» — члены церкви, которые не могут за себя оплатить. Пасторы, знающие нашу программу, ставят таких членов в очередь, и когда подходит их черед, мы их приглашаем к себе в санаторий.

А еще есть другая программа — когда люди могут оплатить только часть средств. Они оплачивают только треть путевки, треть — община, которая ходатайствует за своего члена, участвует в его оздоровлении, и третью часть оплатим мы. То есть мы заботимся о человеке с трех сторон. Это очень хорошая программа, потому что еще Эллен Уайт советовала, чтобы таким образом мы могли оздоравливать наших собратьев, у которых нет возможности оплатить за себя полностью.

Также у нас есть люди, которые сейчас живут в условиях войны, которые нуждаются в реабилитации, которые потеряли своих близких на войне. Таких людей мы тоже берем бесплатно.

— Расскажите, пожалуйста, об интересных и высокопоставленных посетителях «Нашего дома».

— Из соображений конфиденциальности я не могу открыть имена этих людей, но могу сказать, что такие люди у нас есть, хотя это не очень большой процент наших гостей.

К нам приезжают разные люди, в том числе и из этой категории. Они попадают в другую для себя обстановку, переживают облегчение своим физическим страданиям, им нравится атмосфера, они здесь находят отдушину и чувствуют себя как бы в другой для себя ипостаси. Они просто гости, просто пациенты, наравне со всеми. Обычно это открытые и простые люди. Они любят нас, уважают, для них здесь естественная атмосфера добродушия и взаимопонимания. Мы с этими людьми дружим, они уютно себя у нас чувствуют.

— Могли бы Вы рассказать о случаях исцеления у отдыхающих.

— Наше заведение — лечебно-профилактическое. И методы наши простые, но они и есть наиболее эффективные. Может быть, они не такие скородействующие, как кажется, но в комплексе, когда задействуются физический, умственный, духовный и социальный факторы, исцеление происходит очень быстро. Случаев таких очень много. На нашем сайте есть свидетельства людей, видеоролики, в которых люди рассказывают о таких духовных и физических исцелениях.

— Скольких из Ваших пациентов Вы знаете, которые стали членами адвентистской Церкви?

— Очень много, потому что они любят нас и приезжают к нам, звонят, становятся друзьями. Недавно у меня был опыт, я его рассказывала на форуме предпринимателей. Приехали братья, они собирались в одном областном центре открыть кафе здорового питания. Один из них говорит: «Я восемь лет назад здесь был пациентом, а сейчас уже член церкви». Он приехал с другим братом, и с инициативы этого брата они уже открыли кафе. Вот так… А приезжал пациентом…

Конкретной статистики мы не можем дать, мы не знаем всех, кто и где потом растворился. Ведь территория, откуда приезжают к нам люди, огромная. Они приезжают из Украины, России, Польши, Чехии, Германии, Америки… Но думаю, таких людей с каждого заезда как минимум 1-2 человека.

— Прокомментируйте наличие услуг косметолога в прайсе «Нашего дома». Как «Наш дом» теперь понимает соответствующие заявления в трудах Эллен Уайт и почему?

— Правда в том, что рекомендаций в Духе пророчества о том, как надо предоставлять косметологические услуги, нет. Но есть то, что помогает человеку расслабиться, почувствовать себя более уверенно. Особенно в этом нуждаются женщины. Кстати, именно от наших сестер прозвучала эта идея. Они просили: сделайте нам такой кабинет, потому что мы не можем себе это позволить, не хватает времени, а когда мы к вам приезжаем, то хотели бы получить такие услуги. Мы пошли им навстречу и создали кабинет, где мы можем оказывать те услуги, в которых наши сестры нуждаются. Ведь наши сестры тоже должны быть красивыми, ухоженными и молодыми. Это поднимает их самооценку.

— Сейчас в санатории проходит первая медико-миссионерская школа на английском языке. Её цель как-то отличается от русскоязычных? Это разовый опыт или такие школы Вы планируете повторять?

— Мы видим в таких школах рациональное зерно и планируем их повторять. Сейчас у нас 22 студента. Они из разных мест — из Украины, России, Азербайджана, Армении, Польши, Чехии. Этот курс называется «Миссионер без границ». Английский язык сегодня позволяет людям более широко применить свои возможности в качестве медиков-миссионеров. Может быть, не все могут быть востребованы здесь сегодня, но есть места, в которых они могли бы быть очень полезными. Например, они могут поехать в Азию, в Африку, даже в Европу. Они знают английский язык, а потому могут легче адаптироваться и послужить обществу. Такой опыт уже есть.

— Есть ли у санатория спонсор, которого Вы хотели бы поблагодарить?

— Спонсора у нас нет. Мы работаем полностью на самообеспечении. Но в 2014 году нам помог один человек. Мы считаем, что это была буквально Божья рука с неба, которая помогла нам выстоять в кризисе того года. Этот человек нам пожертвовал на систему отопления, которая сегодня обогревает весь санаторий. Если бы этого не было, то мы бы, наверное, уже закрылись. В тот период это было очень нужно нам. Мы верим, что Бог является нашим постоянным спонсором.

— Вы говорите, что находитесь на самообеспечении. В таком случае, кроме стоимости путевок, какие Вы имеете источники дохода? Как удается кормить столько людей?

— У нас есть свои поля, свои огороды, на которых мы трудимся. Почти всё мы делаем сами. У нас нет никаких должностей, поэтому мы экономим и на этом.

— Прокомментируйте конфликт адвентистских университетов Вайлдвуд и Лома Линда в вопросе ЗОЖ. Чем он вызван и как, по Вашему мнению, может быть разрешен?

— По моему мнению, здесь нет конфликта. Есть, возможно, конфликт каких-то разных точек зрения. Но с другой стороны, такие моменты должны быть для того, чтобы истина могла быть выявлена. Здесь встречается старое и новое, простое и сложное.

Вот, например, я могу сказать свое видение в отношении лечения. Мы имеем конкретные рекомендации Духа пророчества, что мы должны использовать простые средства лечения, при этом руководствуясь научными принципами. Существуют моменты, когда мы должны помочь человеку в критической ситуации, где мы должны разумно подходить, учитывая научные открытия, понимая уже сегодня физиологию человека на более глубоком уровне, и таким образом воздействовать. Это не значит, что мы что-то предаем. Нет, но это научное мы должны привнести в простоту. При этом мы должны учить людей вести такой образ жизни, чтобы не провоцировать болезни.

Лома Линда — это современное научное учреждение, где одним из китов является превентивная медицина, а это те восемь принципов здорового образа жизни, который является базой наших санаториев. Там есть кафедра превентивной медицины, где тот же здоровый образ жизни, восемь принципов здоровья — это основа, и поэтому наше вероучение базируется на этом, понимаете? Оно не предает наши столпы в прошлом. Но есть люди, которые противопоставляют одно другому. Это неправильно. Мы должны разумно следовать принципу. Человек должен быть здоров, и мы должны все для этого сделать. В «Свидетельствах для церкви» в томе шестом и седьмом конкретно сказано, какими должны быть наши медицинские учреждения. Мы действительно должны рассказывать людям, какой образ жизни вести, мы должны использовать простые средства лечения, учить людей самих это делать. Но мы также должны руководствоваться научными принципами. Поэтому такое понимание является правильным.

— Над чем Вы работаете сегодня?

— Над повышением качества нашей работы. Качество — это конечный результат, это эффективность труда, который мы вкладываем, он должен выражаться в результате. Для этого мы всей командой приняли решение — нам нужно повышать собственный уровень, изучать как можно улучшить наше обслуживание, как медицинские услуги сделать более квалифицированными, расширять круг этих услуг и, естественно, опережать то, что происходит в мире. Вот такая смелая стратегия. Э. Уайт писала, что мы должны идти в авангарде в области исцеления людей. Наш девиз — «Быть здоровым просто!». Мы в это верим.

Беседовал Максим БАЛАКЛИЦКИЙ

Сайт санатория «Наш дом» http://www.ourhome.vin.ua

Церковь адвентистов седьмого дня

Церковь Адвентистов Седьмого Дня
англ. Seventh-day Adventist Church
Общие сведения
Другие названия Церковь Христиан-Адвентистов Седьмого Дня
Основание Батл-Крик (Мичиган), США
Дата создания 21 мая 1863 года
Основатель Э. Г. Уайт, Дж. Бейтс и другие
Вероисповедание
Религия христианство
Течение протестантизм
Вероубеждение адвентизм седьмого дня
Распространение
Страны всемирная
Количество членов 20 млн
Управление
Штаб-квартира Силвер-Спринг (Мэриленд), США
Структура
Структура пресвитерианская
Органы управления Генеральная Конференция
Подконтрольные организации около 90 тыс. церквей, школ,
детских домов, больниц
Высшие учебные заведения 115 вузов (Andrews University, и другие)
Информационные ресурсы
Издания Adventist Review
Официальный сайт adventist.org
Русскоязычные сайты adventist.ru

Протестантизм

Реформация

Quinque sola

Дореформационные движения

Церкви Реформации

Постреформационные движения

«Великое пробуждение»

Протестантизм по странам

Протестантский фундаментализм

Церковь АСД в Такома-Парк (Мэриленд, США)«Медицинский центр Университета Лома-Линда» Церкви АСД (Лома-Линда, Калифорния, США)Церковь АСД в Москве в районе Гольяново

Церковь адвентистов седьмого дня (Церковь АСД; англ. Seventh-day Adventist Church) (в России официально — Церковь Христиан-Адвентистов Седьмого Дня) — международная церковь, являющаяся самым крупным объединением протестантской деноминации Адвентистов седьмого дня. Постоянные всемирные органы управления расположены в г. Силвер-Спринг (Мэриленд), США. Поместные церкви в России и ряде соседних государств составляют её Евро-Азиатский Дивизион (Москва). Всемирная организация церкви АСД в 2017 году насчитывала 20 миллионов взрослых членов церкви.

История

Основание Церкви АСД в рамках адвентистского движения «миллеритов», ожидавших скорое Второе пришествие Иисуса Христа, во многом связано с деятельностью американской писательницы и проповедницы Елены (Эллен) Уайт (1827—1915), которую адвентисты признают вестницей Божией и пророчицей. Её реформы (доктрины о санитарной реформе, духовных дарах и оправдании верой) во многом положили конец попыткам назначения новых сроков Пришествия Христа и объединили значительную часть распадающегося движения в единую организованную структуру с иерархической вертикалью власти. Среди первых деятелей Церкви были её супруг Джеймс Уайт, а также Джозеф Бейтс, Стефан Пирс, Хирам Эдсон и др.

Согласно пророчеству Даниила 2300 вечеров и утр (Дан. 8:14) заканчивались именно 1844 году, учитывая что этот пророческий период начался в 457 году до н.э. когда был вынесен указ Артаксеркса о восстановлении Иерусалима. Таким образом, многие верующие по всему миру ожидали пришествие Иисуса Христа именно в 1844 году, потому что на эту дату указывало Дан. 7:9-12 и Дан. 12:12. С 1844 году у Елены Уайт начинаются видения, которые легли в основу написания множества книг, в которых убедительно показывалось что 1844 год это дата начала следственного суда, когда наш первосвященник Иисус Христос вошел в Святое Святых в небесном Храме. В скором времени была создана Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня.

Отличительной особенностью Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня является их строго соблюдение 10 заповедей, который записаны в 20 главе книги Исход. Десять заповедей включают в себя так же заповедь о субботе. В субботу у Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня проходят богослужения, а члены церкви в этот день не работают , не занимаются никакими обычными праздными делами. Так же члены этой церкви важное внимание уделяют правильному питанию, не едят свинину, крабы и ряд других нечистых животных перечисленных в 11 главе книги Левит, не употребляют алкоголь и не живут в сожительстве, а только в законном браке.

1 октября 1860 года было выбрано название «Церковь адвентистов седьмого дня». В 1861 году была создана Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня в Батл-Крике и Мичиганская конференция церкви адвентистов седьмого дня. Церковная организация под названием Генеральная конференция адвентистов седьмого дня была создана на общем собрании в мае 1863 года в г. Батл-Крик (штат Мичиган), когда Мичиганская и шесть других конференций объединились, создав общий орган управления.

Первые общины адвентистов седьмого дня в России возникли среди немецких колонистов (платтдойче), считавших себя голландцами, в 1886 году в Крыму, в пос. Бердыбулате, куда приезжал также и швейцарский проповедник, и в Поволжье. Первоначально адвентизм проповедовали российские меннониты, эмигрировавшие в США, перешедшие в адвентизм седьмого дня, а затем вернувшиеся в Россию для проповеди новой веры, которую они распространяли среди нерусского населения, чтобы не нарушать российское законодательство. Но в Россию приезжали проповедники адвентистов и из Швейцарии, Германии, США, не чувствовавшие себя обязанными соблюдать российские законы. Особенно успешно они проповедовали среди субботников. С их помощью в 1890 году в Ставрополе образовалась первая община адвентистов седьмого дня из русских во главе с Феофилом Бабенко. Вначале адвентисты подвергались преследованию со стороны властей и православной церкви, однако подчеркнутая позиция невмешательства в политику облегчила их легализацию после 1905 года. Ко времени революции 1917 года их было уже около 7 тыс.

В 20-х годах география распространения и число последователей адвентистов седьмого дня заметно увеличились, создавались новые общины, множились издания. В 20-х годах российские адвентисты пережили раскол на почве отношения к советской власти, к государству вообще и к проблеме службы в армии. Отделившаяся часть — адвентисты седьмого дня реформационного движения — образовала «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня». Наряду с другими религиозными конфессиями в 30-х годах объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям, их руководители и члены приговаривались к тюремному заключению, ссылке и другим видам произвола, насилия и ]..

Лишь в 1945—1946 годах было вновь зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня, который, однако, в 1960 году, в период Хрущёвской антирелигиозной кампании, был вновь ликвидирован властями. В 1977—1979 годах началось новое возрождение организационных структур конфессии. В 1977 году был образован с согласия советских властей Республиканский совет во главе с М. П. Кулаковым, объединивший все адвентистские общины РСФСР. Однако наравне с ним действовал Южно-русский полевой союз адвентистов седьмого дня, который власти преследовали. Советские адвентисты поддерживали связь с единоверцами за рубежом. В 1977 году вице-президент Генеральной конференции Альф Лоне посетил Москву, а в 1983 году он побывал в Сочи, где присутствовал на молитвенном собрании и с похвалой отозвался о соблюдении прав верующих в СССР, заявив: «Новый дом религиозной общины, который я освятил сегодня, говорит об истинной свободе совести». В 1981 г. произошло объединение общин на территории России. В 1990 году состоялся съезд церквей адвентистов седьмого дня России, который принял устав Российского униона (Союза).

Организация

Для церкви АСД характерен представительский (выборно-иерархический) тип организации; все руководящие должности в церкви являются выборными. При этом сохраняется централизация во всемирном масштабе.

Она состоит из 13 дивизионов (региональных организаций), высшим представительским органом является Генеральная Конференционная Корпорация (ГК, ещё называемая «всемирной миссией»), на вершине которой находится Генеральная Ассоциация, являющаяся высшим руководящим органом во главе с самим президентом ГК. Сессии Генеральной конференции созываются раз в 5 лет, последний раз — в 2015 году. На сессии Генеральной конференции избирается президент Генеральной конференции и другие руководящие лица, решаются организационные и доктринальные вопросы. C июня 2010 года президентом является Тэд Вильсон (Ted N. C. Wilson). Сессии Генеральной конференции чаще всего проводятся в городах Северной Америки и Западной Европы.

Список дивизионов

Церковь христиан-адвентистов в Рязани. 1996 г. Почтовая марка России, 2001 г., (ЦФА (ИТЦ) #692; Mi #924)Молитвенный дом адвентистов в городе Орле

  • Дивизион Восточной и Центральной Африки (ECD) — Найроби, Кения
  • Интер-Европейский дивизион (EUD) — Берн, Швейцария
  • Евро-Азиатский дивизион (ESD) — Москва, Россия
  • Межамериканский дивизион (IAD) — Майами, Флорида, США
  • Североамериканский дивизион (NAD) — Силвер-Спринг, Мэриленд, США
  • Северный Азиатско-Тихоокеанский дивизион (NSD) — Коян (Goyang), Южная Корея
  • Южноафриканско-Индоокеанский дивизион — Претория, ЮАР
  • Южно-Американский дивизион — Бразилиа, Бразилия
  • Южно-Тихоокеанский дивизион (SPD) — Варунга, Новый Южный Уэльс, Австралия
  • Южно-Азиатский дивизион — Тамилнаду, Индия
  • Южный Азиатско-Тихоокеанский дивизион (SSD) — Кавите, Филиппины
  • Транс-Европейский дивизион (TED) — Сент-Олбанс, Великобритания
  • Дивизион Западной и Центральной Африки — Абиджан, Кот-д’Ивуар

Церковь АСД в России и СНГ

Церкви АСД в России, странах СНГ и Афганистане составляют Евро-Азиатский дивизион, который в свою очередь делится на несколько унионов (союзов церквей).

Церковь АСД в России

Заокский христианский гуманитарно-экономический институт

В настоящее время в России действуют:

  • ВРУМ — Восточно-российская союзная миссия (82 церкви; 39 групп; 5 018 членов церкви),
  • ДВМ — Дальневосточный унион церквей (58 церквей; 3 543 члена церкви),
  • ЗРУК — Западно-российский союз (431 церковь; 29 290 членов церкви),
  • частично КАУМ — Кавказская унионная миссия (132 церкви; 7 891 член церкви),
  • Крымская миссия.

Внутри союзов существуют объединения поместных церквей — региональные союзы (местные конференции), в которые входят на добровольных началах несколько десятков общин (поместных церквей). Первичной организацией АСД является поместная церковь (община верующих). Её деятельностью руководит совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. Высший орган поместной церкви — членское собрание общины.

Церковь АСД имеет в России высшее учебное заведение — Заокский адвентистский университет в пос. Заокском Тульской области.

В каждой общине организованы субботние школы по доктринальному религиозному обучению детей и взрослых, издаются ежеквартальные издания с материалами субботней школы, в бытовом лексиконе называемые «урочниками». Отдельно издаются брошюры для слушателей субботней школы и отдельно — для преподавателей (пособия для преподавателей отличаются от таковых для слушателей лишь наличием в конце каждого урока материалов для дополнительного изучения). Обычно в каждой общине также проводятся уроки детской субботней школы (в некоторых общинах ещё и молодёжной), материалы для которой издаются отдельно. Адвентистское издательство «Источник жизни», расположенное также в пос. Заокском, выпускает различную религиозную литературу, издаёт журналы «Благая весть», «Адвентистский вестник» (ежеквартально), «Альфа и омега» (журнал для пасторов Церкви), «Образ и подобие» (молодёжный журнал), газету «Слово примирения». Поместная церковь АСД «Ожидающая» г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл является учредителем детского журнала «Чудесные странички» и миссионерской газеты «Сокрытое Сокровище», тираж которой с мая 2000 г. по август 2010 г. вырос с 1000 экз. до 1 500 000 экз. Газета печатается в различных городах России (с июня 2010 г. — в 22 городах) на пожертвования членов поместных церквей и распространяется бесплатно. Ежемесячно выходит один основной номер газеты духовного содержания и один тематический выпуск «Ключи к здоровью».

Работает радиотелецентр «Голос надежды» (г. Тула), передачи которого транслируются по Центральному радио и телевидению, и телецентр в г. Рязани.

Адвентисты осуществляют обширную благотворительную программу при поддержке Всемирного центра АСД. Проводятся семинары по здоровому образу жизни при технической, информационной и материальной поддержке медицинского центра Университета Лома Линда (Калифорния, США). В Рязани открыт свой центр здоровья, — реабилитационная клиника для детей, больных церебральным параличом.

Украинский унион

Основная статья: Адвентизм на УкраинеЗал собраний в молитвенном доме адвентистов седьмого дня

Богослужения и священнослужители

Поместная община во главе с пастором, старшим пресвитером и церковным советом является самой малой структурой адвентистов седьмого дня. Периодически собирается собрание членов общины для выборов дьяконов, пресвитеров, дьяконис, секретаря и казначея общины, церковного совета, а также для решения вопросов о членстве в общине и выборов делегатов на внутрицерковные форумы. Общие богослужения доступны для свободного посещения всем желающим.

Как и в других протестантских вероисповеданиях, в вероучении адвентистов отсутствует догмат о непогрешимости церкви и её предстоятелей, а признаётся священство всех верующих. Кроме признания всеобщего священства всех членов общин, у адвентистов имеются рукоположённые священнослужители; высший сан при рукоположении — проповедник; служитель в этом звании может занимать сколь угодно высокую или, наоборот, рядовую должность в церковной иерархии.

В обряд причастия, который называется «вечеря Господня» и совершается пресным хлебом и «пресным вином» (виноградным соком), включено также и предварительное омовение ног. Причастие в общинах АСД является открытым для участия в нём всех верующих христиан. Служение Святой Вечери совершается один раз в квартал.

Дисциплина

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

В случае, если член церкви систематически нарушает законы Десяти заповедей, церковный или общественный порядок, церковь вправе применить к согрешающему следующую дисциплинарную меру:

Исключение из членов церкви

Исключение из общины положено за серьезные правонарушения члена церкви, религиозного или нравственного плана (ересь, недостойное поведение, необоснованный развод, несоблюдение субботы и т. д.) Исключение из списков общины предусмотрено также для давно не посещавших (обычно более трех лет) богослужебные собрания общины без важных причин (серьезная болезнь) или перешедших в другие вероучения. Это решение принимается голосованием на заседании общего собрания членов церкви. Исключение из церкви не лишает исключённого возможности посещать богослужения церкви, участвовать в служении Субботней школы. Исключение из общины также не означает предание человека анафеме, что отличает адвентистов седьмого дня от ряда других конфессий, где практикуется не исключение, а «отлучение». Подробнее об этом можно прочесть в «Церковном руководстве» адвентистов седьмого дня.

Примечания

  1. 1 2 Международные новости Церкви АСД (англ.). www.adventist.org (1 March 2017). Проверено 30 октября 2018.
  2. Статистика Церкви АСД 2014 (англ.). www.adventist.org (25 June 2015). Проверено 30 октября 2018.
  3. 1 2 Пучков, 1999, с. 674.
  4. Queen, Prothero, Shattuck, 2009, p. 913.
  5. История христианства в России
  6. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. — Вильнюс ; М.: Весть, 1992. — ISBN 5-89942-250-3.
  7. Ионова З. Н. Христианские конфессии на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX—XXI вв.: Дисс. к. и. н. — Ставрополь, 2015. — С. 175. Режим доступа: http://docspace.kubsu.ru/docspace/handle/1/795
  8. Ионова З. Н. Христианские конфессии на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX—XXI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2015. — С. 184. Режим доступа:
  9. Legal Notice (англ.). www.adventist.org (10 May 2017). Проверено 14 мая 2017.
  10. Seventh-Day Adventist Church: World divisions
  11. Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ — Структура Церкви
  12. Унионы, входящие в Евро-Азиатский Дивизион — Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня
  13. Голос надежды
  14. Основные положения вероучения Церкви адвентистов седьмого дня. Вечеря Господня.
  15. Церковь Христиан адвентистов седьмого дня. Церковное руководство. Проверено 21 августа 2012. Архивировано 15 октября 2012 года.
  16. «Добровольное зачисление американских адвентистов на обычную военную службу стало особенно очевидным во время войны в Персидском заливе в 1991 г. Социальные привилегии военной службы и патриотизм стали непреодолимым искушением для многих американских адвентистов» (Д. Хайнц. Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива)

Литература

  • Белов А. В. Адвентизм. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1973. — 238 с. — (Библиотека «Современные религии»). — 100 000 экз.
  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
  • Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. — СПб.: Европейский Дом, 2004. — 392 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8015-0174-6.
  • Ионова З. Н. Христианские конфессии на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX—XXI вв.: Дисс. к. и. н. — Ставрополь, 2015.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. — 1917 г.). — М.: Наука, 1965. — 348 с.
  • Официальные заявления, рекомендации и другие документы Церкви Адвентистов Седьмого Дня : Пер. с англ. — Заокский: «Источник жизни», 2010. — 384 с. ISBN 978-5-86847-705-8
  • Пучков П. И. Адвентисты седьмого дня // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 674—675. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6.
  • Land G. Historical Dictionary of Seventh-Day Adventists. — Лэнхэм (англ.)русск.: Scarecrow Press, 2005. — 423 с. — ISBN 0-8108-5345-0.
  • Neufield D. F. ed. Seventh-day Adventist Encyclopedia (10 vol 1976), official publication.
  • Queen, Edward L. Seventh-day Adventist Church // Encyclopedia of American religious history / Edward L. Queen, Prothero, Shattuck. — 3rd Ed. — NY : Infobase Publishing, 2009. — Vol. 3. — ISBN 978-0-8160-6660-5.
  • Schwarz R. Light Bearers: A History of the Seventh-day Adventist Church (3rd ed. 2000).

Адвентизм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *