Ахтырский кафедральный собор Орла

Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах.

В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был построен величественный каменный собор в Ахтырке.

Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма.

В 1775 году церковь была поострена и освящена. Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты.

Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским.

В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, а также устроили и освятили новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1823 году была построена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней.

В таком виде храм предстает и сегодня.

В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной.

Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К приходу были приписаны 275 дворов, более 1000 человек. При храме было 2 церковных дома — каменный и деревянный, а также свечная лавка на рынке.

В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М. М. Борзенкова при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучении было бесплатным. Первым заведующим школы и законоучителем стал священник Василий Леонов.

После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период «изъятия ценностей», наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест — древняя святыня храма, насчитывающая почти 500летнюю историю. Ахтырской церковь, была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. И использовалась не по назначению всего 3 года. В этот период она была превращена в зернохранилище.

15 марта 1942 года, во время оккупации города Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался.

При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов.

Никитская церковь в Орле. Послевоенное фото. 1940-е — 1950-е гг. Фото из архива Маккавеевых

Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г.

Указ митрополита Орловского Антония (Кротевича) от 25 мая 1962 г. о переводе кафедрального собора из Богоявленской церкви в Ахтырскую

В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора.

В 1986 году в нем были произведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписаны художником Федором Гладковым на библейские сюжеты; пол выложен мраморными плитами; центральный иконостас, высотой около 14 метров, украшен резьбой и позолотой. Был осуществлен и большой наружный ремонт здания, восстановлена изначальная форма куполов и шпиля колокольни, произведены работы по восстановлению кирпичной кладки барабанов четверика. Главки храма, купол и шпиль колокольни с крестами были покрыты листовой медью и позолочены.

Наиболее чтимыми святынями храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери (список с первообраза, прославившегося многочисленными чудесами), а также иконы с частицами святых мощей: святого великомученика Никиты, священоисповедника Георгия Косова. Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, всвязи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, просьба директора Краеведческого музея о возвращении мощей в музей была удовлетворена. И еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы Церкви, тогда же было принято решение поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. В 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, и мощи святителя были возвращены на место. В память о пребывании их в Ахтырском соборе, кисть святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно, была оставлена в этом храме, где и почитается прихожанами одной из главных святынь. Для нее художником иконописцем А. И. Неверовым была написана икона святителя в рост и изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы.

Подготовил священник Михаил Жарков

История

В центральной части Орла издали можно увидеть белоснежную колокольню. Стоит она на высоко поднимающемся берегу Оки, где когда-то располагалась слобода под названием Пятницкая, уничтоженная пожаром, как и церковь, в Смутное время. По легенде, купец Константин Пастухов отправился из Орла в Ахтырку, которая находится поблизости от Харькова. Там он едва не скончался при приступе старой болезни. Спасение было даровано ему по горячей молитве в местной церкви Ахтырской иконы Божией Матери. Случилось это в 1773 году. По возвращении в родные края торговец в знак признательности за свое выздоровление отстроил храм из камня. Место ему было выбрано на старинном Пятницком кладбище. А освящен храм был в честь чудотворной иконы.

Спустя несколько лет церковь стала мала для собиравшихся верующих. Расстроился город, кладбище было закрыто. Площадь храма была увеличена, его дополнили новыми приделами и звонницей. Купол увенчали крестом, блиставшим серебром. Закрыта церковь была в 1938 году. Тогда же были конфискованы все ценности, включая крест. В храме устроили зернохранилище. Церковные службы стали вновь проводиться в период оккупации города фашистами. С тех пор храм всегда оставался действующим. С 1962 года он стал кафедральным.

Святыни собора

Среди особо почитаемых святынь в храме можно отметить следующие:

  • Полная копия чудотворного образа Богоматери Ахтырской, являющаяся одной из первых по времени списков с иконы. Ахтырская икона изображает Богородицу, молитвенно сложившую руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Эта икона славится многочисленными чудесными исцелениями, связанными с ней; пред ней молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.
  • Ларец с десницей святителя Тихона Задонского и его икона. Кисть святителя была оставлена в соборе в память о периоде пребывания здесь святых мощей Тихона Задонского. Специально для нее иконописец Анатолий Неверов написал икону святителя в полный рост, кроме того, были изготовлены ковчег для мощей и резной киот для иконы.
  • Икона святого исповедника Георгия Коссова с его мощами. Георгий Алексеевич Коссов — русский православный священник, уроженец Орловской губернии, протоиерей, еще при жизни почитаемый как старец, а в 2000 году канонизированный в лике святых Русской Православной церковью как исповедник.

Ахтырский кафедральный собор в Орле на панорамах Google Maps

Кафедральный собор в честь

Рождественское Послание

Митрополита Орловского и Болховского

Антония

Всечестным Пастырям, монашествующим и

всем верным чадам земли Орловской

«Рождество Твое,

Христе Боже наш,

возсия мирови

свет разума…».

(Тропарь праздника, глас 4).

Возлюбленные о Господе, досточтимые пастыри, боголюбивые монахи и монахини, доблестные воины и казаки, учителя и учащиеся воскресных школ, православных гимназий, ВУЗов, боголюбивые сотрудники храмов и святых обителей, труженики церковных учреждений и монастырей, представители власти, дорогие братия и сестры нашей области!

Сегодня наши сердца озарены несказанной радостью о воплотившемся Сыне Божием. Свет разума — Господь наш Иисус Христос — сияет всему миру лучами Рождественской звезды. Его славят Силы Небесные, Ему поклоняется вся красота земли, его воспевают люди и вся вселенная!

В дни Рождества Христова мы с особой ясностью сознаем, что это Праздник великого просвещения человеческого рода Светом Истины.

Этим Светом Истины просвещались в Православной Ветхозаветной Церкви народы древние, жившие до явления Христа Спасителя, о чем, кстати, написано именно о Христе и Рождестве Его, ныне нами празднуемом, на первых же страницах Библии: «Семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3,14). И далее о том же Свете Истинном написано было и у пророка Божия Исаии: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Имя Ему Эммануил, что значит Спаситель мира — Христос» (Ис. 7, 13-14).

Свет Истины, естественно, в том, что она всегда — одна, как и Святая Церковь Христова, ибо сказано нам в Св. Евангелии: «Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Господь всех» (Еф. 4, 5).

Ранее, когда племена первозданных людей, Адама и Евы, расселились по земле, враг рода человеческого прельстил их всякого рода лжеверием, и появилось так называемое многобожие, или язычество.

Единство нашей веры истинной в том, что она со времен еще Адама и Евы — первых людей на земле и их бесчисленного потомства, была православной изначально, сохранив все пророчества о спасении мира от диавольского обольщения на Земле, и о явлении для этого Мессии и Христа Спасителя нашего. После явления миру Иисуса Христа, она стала именоваться уже той же православной верой, но не Ветхозаветной, а Новозаветной — Христовой. И она, эта Церковь, так же едина, согласно повествованию об этом всей Священной и Св. книги — Библии.

О единстве нашей святой веры я привожу слова Блаженного Августина: «Кто не между чадами Христовыми, тот не может иметь Христианского спасения. Можно иметь почесть, можно иметь Таинство, можно петь „Аллилуйя“ и отвечать „Аминь“, можно держать „Евангелие“, можно иметь веру Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Православной Вселенской Церкви нельзя найти спасения» Вечного.

Когда-то целое столетие в истории нашей российской и западноевропейской культуры было названо «эпохой Просвещения», и это прекрасно.

Но после нашей безбожной революции 1917 года наступили времена расплаты за плоды ее беззакония и забвение элементарных христианских правил нашей российской жизни. Тогда были времена самонадеянного и соблазнительного отказа многих людей от Божественной Истины, времена гонений, воздвигнутых на Господа Иисуса Христа, на Его Евангелие любви и на Божественный Закон жизни. По сути, у нас наступил «дьявольский закон» отчуждения от Бога в государственном масштабе.

Именно тогда знания и разум начали противопоставлять вере и сердцу, словно они — непримиримые враги. Но ошибочность этого совершенно очевидна. На протяжении всей истории человечества подлинные ученые как раз доказали обратное: разум и вера никогда не противоречат друг другу! Истинно дьявольская гордыня и высокомерие в мире овладело многими тогда, и что же мы получили? Нет, не обещанный революцией рай и процветание народов на земле, не мир и не благоденствие. Она вызвала к жизни такие гражданские смуты и кровопролития, такие войны, «голодоморы» и исторические катастрофы, которые по сей день отзываются зловещим эхом в умах людей. И по сей день замечаем, к сожалению, дух ненависти и разделения витает в человеческом обществе, играя на низменных чувствах и страстях людских.

Хочу вспомнить здесь и ангела Божия — Денницу, еще в раю низвергнутого Богом с неба, ибо он вообразил сам себя — богом. Он был низвергнут за это во ад — причем безвозвратно. По той же гордыне он и ныне уже на земле недавно соблазнил Варфоломея — Патриарха горсточки христиан в Турции, — в Стамбуле, бывшем Константинополе. Не по Евангелию, а по мирским соображениям, по внушению самого диавола, вероятно, и западных политических деятелей в Америке и всего Запада он возомнил себя по «католическому» принципу — «главой» всех христиан поместных православных церквей. И без их ведома распорядился назначить туда своих епископов, создавая тем перспективу раскола в законной Украинской Православной Церкви в Киеве, на что канонически не имел никакого права (см. 34-е правило Святых Апостолов). Это нарушение очень серьезное, и в корне противоречит всему учению Церкви по этому вопросу, так как действительным главой всех православных христиан нашей Церкви является никто иной, как только Сам Господь Иисус Христос — Бог наш и Спаситель мира, а тем более — не чей-либо Папа. В следствие этого произошло и второе нарушение.

Патриарх Варфоломей, без ведома Главы Русской Православной Церкви, (что должно было иметь место), совершил следующее.

Он, несмотря на то, что глава любой Православной Церкви является «равным среди равных», то есть не вмешивается в управление в другой Церкви, по слову Христа Спасителя: «да будут все едины» (Ин. 7, 21), совершил прямое вмешательство в дела РПЦ. Дело в том, что бывший митрополит Филарет (Денисенко), за вопиюще неканонические нарушения свои, за наложение им на себя Куколя Патриаршего служения и объявивший себя «Патриархом» всея Украины, был низвержен из сана на самых законных основаниях. За это преступление, которое есть по существу — нонсенс.

Но патриарх Варфоломей, повторюсь, не имевший никакого отношения к управлению церковными делами в России и в Украине, в угоду своим политическим деятелям, которые по существу, вероятно, атеисты, и в угоду только своим личным интересам, назвал «П. Филарета», не имеющего фактически «никакого» сана и будучи «свадебным генералом», как в народе говорят, назвал ни кем иным как опять же — «патриархом».

Для верующих чад своих приведу слова свв. Апостолов Христовых, напомнив еще раз, что самочинно провозгласивший себя патриархом в Киеве Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко), был лишен всех церковных званий, согласно 11-го правила свв. Апостолов, которое гласит: «молящийся или служащий вместе с изверженным да будет извержен и сам».

Будем же молиться, чтобы Господь позволил ему раскаяться и спасти себя для вечности, а какой она будет — Господь Сам увидит, и да будет воля Его.

Отчего же некоторые сердца человеческие так по-разному реагируют на явление Света, на приход в мир Творца и Господа? Да от своих же заблуждений и недостойного поведения, о котором так говорит Священное Писание: «из сердца их исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Поэтому, стоя перед яслями Христа, нам нужно рассмотреть движения собственного сердца. Что в нем: кротость или ропот, славословие или досада, благодарность или желание уязвить ближнего? Пока мы еще находимся на земле, у нас всегда есть время и возможность избрать истинный путь жизни и идти по нему с нашим Творцом и Богом. Многие святые на протяжении веков пытались облегчить человеку это страшное бремя выбора, подсказывая и объясняя необходимость следовать добру. И только Евангельское благовестие дало нам единственный и истинный ориентир, к которому нам следует стремиться в этой временной жизни, дабы наследовать Жизнь Вечную.

Пусть же эти святые дни Рождества Господа станут для нас поводом поделиться богатством наших душ об этом Великом Празднике с ближними. Пусть же Вифлеемская звезда укажет каждому из нас путь к миру и примирению. Оставим все прошлые горечи и обиды и устремимся в будущее, ибо с нами Бог!

Мир вам от ныне Родившегося Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Ахтырский собор орел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *