Молитвы при раке

При таком страшном недуге, как рак испросите помощи с помощью молитв:

  • Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Скоропослушница»
  • Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Всецарица» («Панганасса»)
  • святителю Нектарию Эгинскому

Молитвы Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Всецарица» («Пантанасса»)

«О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих!

Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явяся. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего.

Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненный исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение! Да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва святителю Нектарию Эгинскому

Слышахом бо иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе* крови на всяк день точащейся, и страждаше люте; дела же своего святаго не оставляйте.

Внезапу ты, святителю многомилостиве, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святага олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде и умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит». Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, абие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу.

О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася! Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуе-мой быти усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему. Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков! Аминь».

Молитвы Нектарию Эгинскому

К Чудотворцу Нектарию Эгинскому обращаются за помощью при онкологии (при раке), о даровании сил на борьбу с болезнью и об исцелении. Молиться можно за себя, за детей и за любого другого человека.

Текст молитвы

О Святителю Нектарие, отче Богомудрый!

Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею.

Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.

Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбными великими.

Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше лютее;

дела же своего святаго не оставляше.

Внезапну ты, святителю многомилостиве, с небес сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе.

Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных бытии, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послеже и умерети готов есмь, смерть бо мя не страшит.»

Ты же , отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше!

И объем страдальца, лобызаше и, глаголя : «Не тужи, чадо мое, яко, болезнею испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут».

Он же, исцелен быв, абие разуме, с кем беседовавшее, тебе невидиму бывшу. О, великий угодниче Христов Нектарие!

Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася!

Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой бытии усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здравии обрящемся.

Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу бытии ему.

Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим , да велик будет Бог на небеси и на земле во веки веков!

>Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Нектарий Эгинский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Среди самых почитаемых святых греческой церкви является святитель Нектарий Эгинский. Он малоизвестный в восточном православном мире, но от этого не уменьшаются его чудотворные свойства. Он автор всем хорошо знакомого песнопения в честь Пресвятой Богородицы Агни Парфене. День памяти чудотворца отмечают дважды в год 16 сентября и 22 ноября.

Нектарий Эгинский, житие

Родился святой Нектарий недалеко от Константинополя в конце ХІХ века в 1846 году. При крещении его нарекли Анастасием. Родители мальчика были глубоко верующими, поэтому ребенок с детства посещал святые места и читал Священное Писание. Семья Анастасия была не богатой, поэтому он ухал на работу в город Константинополь, что бы иметь возможность учиться.

Сперва он устроился на табачную фабрику, но денег не хватало. Поэтому Анастасий вскоре переехал на остров Хиос, где устроился преподавателем. Помимо преподавания он проповедовал, а также создал хор со школьниками, который пел на служениях в местной церкви. Его влияние на местных жителей было настолько велико, что святой уверовал в своих целях и все больше потянулся к Богу. Поэтому он принял монашество и нарекся Нектарий. Это означает «бессмертный».

Закончив богословский факультет в Афинах, будучи сорокалетним человеком, Нектарий получает сан священника. После некоторого время служения в храме Свято-Никольском в городе Каир, Египет, он был возведен в епископы. Но, несмотря на всеобщую любовь и почтение, святого ожидали огромное испытания. За прекрасное к нему отношение всех вокруг, он обзавелся завистниками и врагами. Обвинили Нектария в посягательстве на престол патриарха и в ведении аморального образа жизни.

После изгнания из Египта, чудотворец возвращается в Афины. Но и там его не принимают. Только мэр города смог слегка помочь и устроил Нектария проповедником. Но его каноническое положение было до конца непонятно, поэтому Анастасий подписывал все необходимые документы как «епископ путешествующий».

Но великую роль в судьбе Нектария сыграла королева Ольга. Она услышала про старца из провинции и стала его послушницей. По приказу королевы Анастасий был назначен ректором школы духовенства.

Имея в своем приходе много молодых девушек, которые хотели служить Господу, святитель основал женский монастырь на острове Эгина. Последние годы своей жизни старец провел на острове, пока тяжело не заболел. Два месяца врачи пытались облегчить страдания больного, но Господь призвал душу Нектария к себе. Это произошло 8 ноября в 1920 году.

Говорят, когда святого рубаху положили на койку больного, лежавшего рядом, он незамедлительно получил исцеление.

Похоронен был чудотворец в монастыре. Как и положено любому святому, Нектарий Эгинский, мощи которого подняли в 1961 году, был представлен во многих христианских храмах для поклонения.

Икона Нектария Эгинского

Перед иконой святому рекомендуется к прочтению молитва Нектарию Эгинскому. Она имеет такое содержание:

О мироточивая главо, Святителю Нектарие, Архиерею Божий! Во времена великаго отступления, нечестию мир пленившу, благочестием просиял еси и главу прегордаго Денницы, уязвляющаго нас, сокрушил еси. Сего ради дарова ти Христос врачевати язвы неисцельны, за беззакония наша нас поразившия. Веруем: возлюби тя Бог праведнаго, да тебе ради нас, грешных, помилует, от клятвы разрешит, от недуг избавит, и по всей вселенней страшно и славно будет имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помогает молитва в таких ситуациях:

  • для улучшения климатических условий;
  • для исцеления от различных заболеваний;
  • в борьбе с онкологическими болезнями;
  • при постановлении правильного диагноза и выборе метода лечения.

Помимо молитвы читается также акафист Нектарию Эгинскому, текст которого следующий:

Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим, вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Взбранный Нектарие, Пентаполя митрополите и Эгинский чудотворче, приносим ти прошения о болящих сродниках наших: изряден бо явился еси целитель раковыя язвы и прочих недугов, всей вселенней благодать даруя, сего ради единеми усты и единем сердцем воспеваем ти присно: Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Ангела хранителя во святем крещении обретый, от младых ногтей равноангельскаго жития возжелал еси, отче наш Нектарие; ныне же со Ангелы зрением Славы Божия наслаждаяйся, моли всех Ангелов Владыку о поющих ти сицевая:

Радуйся, венчанных родителей плоде благословенный.

Радуйся, от чрева матери Богом освященный.

Радуйся, издетска навыкший послушанию.

Радуйся, от юности изучивый Писания.

Радуйся, Божиих словес одушевленная книго.

Радуйся, живая боголюбия скрижаль.

Радуйся, Богом избранный за кротость и смирение.

Радуйся, дом оставивый духовнаго ради учения.

Радуйся, яко тебе ради буря зельна на мори утишися.

Радуйся, яко поясом твоим надломленная мачта укрепися.

Радуйся, орля юное, имуще криле умныя молитвы.

Радуйся, елене, взыскавый источники покаяния.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Видящи тя на воздусе молящася, черница некая пристрашна бысть, Боголюбче; ты же дар молитвы сокрывая, уста девы клятвою запечатлел еси, Господу в сердце воспев: Аллилуиа.

Разум Христов молитвою стяжал еси, святый Нектарие, во еже разумети, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная; научи и нас на всяком месте воздевати руки к Богу без гнева и сомнения, да приимеши от нас похвальная:

Радуйся, во юдоли плачевне восхождения положивый.

Радуйся, плоды Духа израстивый.

Радуйся, чадо горы Афонския.

Радуйся, ключу молитвы Иисусовы.

Радуйся, древляго благочестия светило.

Радуйся, граде Святыя Троицы.

Радуйся, благодатию осененный.

Радуйся, Херувиме огненный.

Радуйся, соль земли обетованныя.

Радуйся, слезами сеявый, пожавый радостию.

Радуйся, на немже процвете святыня Христа.

Радуйся, яко Бог благодействова тя.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Силою Вышняго облеченный, отче Нектарие, силу словес Христовых утвердил еси: во Царствии Моем, — Той рече, — ни женятся, ниже посягают, но яко Ангели на небеси, выну поют: Аллилуиа.

Имущи Пречистая Богородица в услужении все воинство небесное, тебе, угодниче, аки Ангела во плоти, воспевателя чудес Своих постави: мы же, Мариин омофор над тобою зряще, со страхом и любовию припадаем ти:

Радуйся, тайный избранниче Богоматере.

Радуйся, велений Ея исполнителю.

Радуйся, духа кротости от Чистыя Голубицы приявый.

Радуйся, в песнех духовных Приснодеву прославивый.

Радуйся, учай угождати неба и земли Царице.

Радуйся, молитвами Матере милость у Сына обретый.

Радуйся, мерило праведности и мудрости палато.

Радуйся, высото рассуждения и смирения глубино.

Радуйся, Эгинский крине, нектар покаяния точащий.

Радуйся, Эдемская пчело, медом богословия нас снабдевающая.

Радуйся, мироварнице, миро изливающая.

Радуйся, чаше духовного омовения.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Раковую язву кровоточащу на груди имея, иерей храма твоего, Нектарие, смятеся, егда ты явлься облобыза его, аки во плоти сый; он же исцеление получив, тебе невидиму бывшу, со слезами возопи Богови: Аллилуиа.

Слышаша мнози о дивнем исцелении, при жизни тобою содеянном, егда во стране Канадстей, святей Литургии служиме, в Дусе явился еси, чудотворче Нектарие, и расслаблена некоего мужа воздвигл еси, к Чаше его призывая; той же здрав бысть, веси Эгинския достиг и, тя во плоти узрев, велегласно взываше:

Радуйся, врачу гостеприимный, Греции похвало.

Радуйся, Николая Чудотворца славу стяжавый.

Радуйся, кладезю благостыни.

Радуйся, милосердый самарянине.

Радуйся, даром чудес обогащенный.

Радуйся, посещаяй люди смиренныя.

Радуйся, утешаяй нас чудесы неложными.

Радуйся, яко невозможная другим тебе возможна.

Радуйся, яко скорби наша на радость прелагаеши.

Радуйся, ты бо от очей наших слезы отираеши.

Радуйся, одержимых бесы свободителю.

Радуйся, раковыя язвы исцелителю.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Боготечною звездою покаяния возшел еси, отче, над вселенней, лучи сокрушения о людских беззакониях выну испущаяй; озари умы наша к зрению грех наших, да умилостивим Владыку пением: Аллилуиа.

Видеша отроковицы чистыя Архиерея своего, в лепоте души и тела Богу предстояща, и познав в нем великаго молитвенника и чудотворца, согласно возгласиша ти, святителю Нектарие:

Радуйся, Христа присное жилище.

Радуйся, Духа дивное сокровище.

Радуйся, царское священие Великаго Архиерея.

Радуйся, призванный к Престолу Вечнаго Царя.

Радуйся, Плоти Христове сотелесниче.

Радуйся, Крове Святыя причастниче.

Радуйся, глашатаю покаяния.

Радуйся, ходатаю о нас пред Богом.

Радуйся, нектаре, Ангелы веселяй.

Радуйся, пламеню, демоны пожигаяй.

Радуйся, пучино щедрот.

Радуйся, море чудес преславных.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Проповедниче Единаго Благаго, Нектарие блаженный, тя, смирившася под крепкую руку Божию, Той превознесе; в страстном мори влающихся не забуди чад твоих, но на брезе смирения постави я, да возвеличат Бога твоего, воспевая: Аллилуиа.

Возсиявшу свету блаженств Христовых, от степени в степень востекл еси, богомудре Нектарие: кротостию и миром, воздержанием и любовию душу свою просветил еси, да от нас ныне слышыши сицевая:

Радуйся, носивый ризу смирения.

Радуйся, обиды покрывавый прощением.

Радуйся, наслаждаяйся о множестве мира.

Радуйся, наследуяй землю кротких.

Радуйся, фиале покаяннаго плача.

Радуйся, чистоты сердечныя зерцало.

Радуйся, именем Иисусовым насыщенный.

Радуйся, водами Писаний напоенный.

Радуйся, милость и суд возвестивый.

Радуйся, любовию вражду упразднивый.

Радуйся, благочестивый житием.

Радуйся, гонимый правды ради.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Хотя человек Божий совершен быти, Нектарие праведне, путь непорочных избрал еси: на Эгинстем острове житейское море, аки в ковчезе, преплавая, победительная воспевал еси Господеви: Аллилуиа.

Новаго Завета учитель изряден явился еси, слово Божие житием своим проповедавый: яко несть наша брань противу плоти и крове, но миродержателем тьмы века сего. Мы же о Господе возмогая, вопием ти, державне Нектарие:

Радуйся, доблий воине Иисуса Христа.

Радуйся, язво духовом злобы поднебесным.

Радуйся, вся оружия Божия восприявый.

Радуйся, препоясавый чресла истиною.

Радуйся, яко нозе твои красны благовестием мира.

Радуйся, яко на версе твоем утвержден шлем спасения.

Радуйся, щите веры, имже вернии ограждаются:

Радуйся, мечу обоюдоострый, ереси посяцаяй.

Радуйся, победителю, от древа жизни вкушаяй.

Радуйся, человече Божий, странный смерти вторыя.

Радуйся, свидетелю веры истинныя.

Радуйся, райская ветвь спасения.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Странное обретеся в тебе совершенство, точию совершенным в любве доступное; усоверши любовию души наша, любвеобильне Нектарие, да в мужа совершенна достигше, поем Богови: Аллилуиа.

Весь был еси в нижних, смиренным последуя, в вышних с Богом, сиречь с Любовию, пребывая; даруй нам, о, неботаинниче Нектарие, любве познание, во еже пети ти сицевая:

Радуйся, яко пленником содеялся еси любве Божия.

Радуйся, яко чад своих любовию пленил еси.

Радуйся, выю под иго Спасово подклонивый.

Радуйся, бремена ближних носивый.

Радуйся, в любве укорененный.

Радуйся, в милости утвержденный.

Радуйся, широту и долготу Креста разумеваяй.

Радуйся, высоту и глубину Древа постигаяй.

Радуйся, разумниче любве, разум превосходящая.

Радуйся, полноты Божия вместилище.

Радуйся, в уме держай елика истинна, праведна и честна.

Радуйся, сердцем любяй елика пречиста, доброхвальна и прелюбезна.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Всякое естество ангельское и человеческое удивися образу, великий Нектарие, в тебе явленному: яко несть во Христе ни иудей, ни эллин, ни раб, ни свободь, ни мужеск пол, ни женский, но нова тварь, Искупителю твари поющая: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя умолкоша, житию твоему, святый отче Нектарие, дивящеся, како свят был еси, грешным ся именовавый; духовен был еси, из земли перстныя взятый: по смерти вознесен был еси, при жизни умом до ада низшедый; мы же отверзше уста, аки дети вопием:

Радуйся, главо, веру возвысившая.

Радуйся, уста, безбожие посрамившия.

Радуйся, око, Боговедением просвещенное.

Радуйся, деснице, могуществом Его укрепленная.

Радуйся, смиряяй кичливыя умы.

Радуйся, сокрушаяй гордая сердца.

Радуйся, явивый силу в немощи.

Радуйся, в слезах нашедый радость.

Радуйся, умерый и живый.

Радуйся, земный и небесный.

Радуйся, горушное семя живота.

Радуйся, зрелый класе Воскресения.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Спасти хотя душу свою, яко деву, единему Жениху ту обручил еси; ныне же вшед в невестник Христов с лики девственных, Нектарие славне, поеши песнь: Аллилуиа.

Стена еси всем прибегающим к тебе, достохвальне Нектарие, имаши бо благодать немощныя врачевати и к небесному наследию возводити: нас убо, чад твоих, уврачуй и в Царствие Христово возведи, да вседушно речем ти сицевая:

Радуйся, старче благодатный.

Радуйся, юниц путевождь преизрядный.

Радуйся, невинный пастырю невинных овец.

Радуйся, мудрый собирателю девственных жемчужин.

Радуйся, вселенныя духовный окормителю.

Радуйся, Евхаристии пламенный служителю.

Радуйся, гласе смиреннаго Христа.

Радуйся, глаголе зиждительнаго Духа.

Радуйся, в терпении искушенный.

Радуйся, скорбьми очищенный.

Радуйся, поборниче Божия правды.

Радуйся, наследниче Христовы славы.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Пение Богоматери приносил еси, угодниче Божий, Материю Света Деву именуя, ныне же совершенне просветился еси разумением тайны воплощения, вознося горе глас: Аллилуиа.

Светом Божественныя славы просвещаема зрим тя, Нектарие, в чертозе славы: просвети одеяние душ наших Троическим сиянием, да воспеваем ти непрестанно:

Радуйся, каменю драгий Царевы диадимы.

Радуйся, молние Носимаго на Серафимex.

Радуйся, яко светла заповедь, просветившая очи твоя.

Радуйся, яко возлюбил еси ю паче злата и топазия.

Радуйся, сребро разжжено, очищено седмерицею.

Радуйся, гусли духовныя, Спасова цевнице.

Радуйся, в сердцы имя Божие написавый.

Радуйся, любовию подвиг веры оправдавый.

Радуйся, святыню Духа носивый.

Радуйся, освятивый души, растленныя страстьми.

Радуйся, праведностию, аки виссоном убеленный.

Радуйся, Троицы познанием озаренный.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Благодать, от Бога ти данную, умножая умножил еси, рабе Божий, благий и верный Нектарие, темже и нас куплю духовную деяти сотвори, да обретше лихву, Христу воспоим: Аллилуиа.

Поюще твоя чудеса, пречудне Нектарие, вемы, яко Христос в тя богатно вселися, сего ради чудодейну десницу Его на нас низведи, глаголющих сице:

Радуйся, преемниче древних отцев.

Радуйся, новый угодниче Христов.

Радуйся, Великия Церкве красото.

Радуйся, всемирная надеждо.

Радуйся, себе уничиживый, Богом прославленный.

Радуйся, в последних ходивый, первым поставленный.

Радуйся, дела обители точию знавый, егоже знает вселенная.

Радуйся, чуждый дольния славы, небесною мздою почтенный.

Радуйся, иже по кончине недвижим лежай, недужна восстави.

Радуйся, иже многим явивыйся, плач о кончине устави.

Радуйся, две златницы, монашества и священства, от Бога получивый.

Радуйся, с лихвою цельбы и чудес злато Христу возвративый.

Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

О священная главо, дивный врачу Архиерею Божий Нектарие! Приими ныне малое, обаче теплое моление чад твоих, благодати сущей в тебе верующих. Даруй нам недугов исцеление и от вечныя избави погибели, да Христу Спасу нашему взываем с радостию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

В свое время Нектарий получил благословения от святого Николая Чудотворца. От его же мощей в свое время заимел благодать старец Иероним Эгинский, который преклонился перед его могилой в монастыре. Так же, как и Анастасий, старец мог исцелять духовные и физические болезни, чем завоевал любовь и уважение христиан.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святителе Нектарие Эгинском:

Акафист святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу

Труды святителя Нектария Эгинского

• Агни Парфене (Чистая Дева)

• О Святых Божиих Заступниках наших на небесах

• Путь к счастью

Смотреть все труды в библиотеке →

Сла­ва Пра­во­сла­вия – свя­тые угод­ни­ки Бо­жии, как но­вые звез­ды, вспы­хи­ва­ю­щие на небо­склоне Хри­сто­вой Церк­ви. Русь про­си­я­ла в по­след­ние вре­ме­на ты­ся­ча­ми но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков, и все боль­ше и боль­ше из­вест­но на­шим ве­ру­ю­щим имен этих пра­вед­ни­ков Бо­жьих, сто­яв­ших за Ис­ти­ну.

Од­на­ко нель­зя за­бы­вать нам, что ве­ру­ем мы в Цер­ковь Все­лен­скую, что во Хри­сте нет на­цио­наль­ных раз­ли­чий, и что свя­тые яв­ля­ют­ся и в дру­гих стра­нах.

Про­слав­ляя Див­но­го во свя­тых Сво­их Бо­га, хо­те­лось бы по­ве­дать о свя­том угод­ни­ке, про­си­яв­шем в Гре­ции и недав­но став­шем из­вест­ным и в на­шем Оте­че­стве. Это свя­ти­тель Нек­та­рий, Мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский, Эгин­ский чу­до­тво­рец.

Свя­ти­тель Нек­та­рий Эгин­ский, свя­той, про­слав­лен­ный Гре­че­ской Цер­ко­вью, жил на ру­бе­же XIX–XX ве­ков. В Рос­сии вы­шло несколь­ко его жиз­не­опи­са­ний, но ши­ро­ко из­вест­ным его не на­зо­вешь. В Гре­ции он по­чи­та­ет­ся по­все­мест­но как про­слав­лен­ный чу­до­тво­рец. Мно­гие хра­мы и ча­сов­ни по­свя­ще­ны ему.

По мо­лит­вам свя­ти­те­ля лю­ди по­лу­ча­ют по­мощь и ис­це­ле­ние, в осо­бен­но­сти же по­мо­га­ет он страж­ду­щим он­ко­ло­ги­че­ски­ми за­боле­ва­ни­я­ми.

Ра­дуй­ся, ор­ля юное, иму­щее ум­ныя мо­лит­вы!

Ро­дил­ся бу­ду­щий свя­ти­тель в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей в 1846 го­ду в Се­ли­врии Фра­кий­ской, неда­ле­ко от Кон­стан­ти­но­по­ля, в Кре­ще­нии был на­зван Ана­ста­сий.

Как ис­тин­ный из­бран­ник Бо­жий, маль­чик с дет­ства по­лю­бил храм, Свя­щен­ное Пи­са­ние, на­учил­ся мо­лит­ве. Бед­ность ро­ди­те­лей не поз­во­ли­ла учить­ся на ро­дине, и в 14 лет он уез­жа­ет в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы по­сту­пить на ра­бо­ту и опла­чи­вать уче­бу.

Жизнь в боль­шом го­ро­де бы­ла нелег­кой. Маль­чик устро­ил­ся на та­бач­ную фаб­ри­ку, но средств не хва­та­ло, и од­на­жды от­ча­яв­шись, по­ни­мая, что по­мо­щи ждать не от ко­го, Ана­ста­сий ре­шил об­ра­тить­ся с прось­бой к То­му, ко­го так лю­бил и на Чью по­мощь упо­вал всю жизнь. Он на­пи­сал пись­мо Гос­по­ду: «Хри­стос мой, у ме­ня нет фар­ту­ка, нет обу­ви. Про­шу Те­бя по­слать их мне, Ты зна­ешь, как я люб­лю Те­бя.»

На кон­вер­те на­пи­сал адрес: «Гос­по­ду Иису­су Хри­сту на небе­са» и по­про­сил от­не­сти пись­мо на по­чту сво­е­го со­се­да тор­гов­ца. Тот, уди­вив­шись необыч­ной под­пи­си на кон­вер­те, рас­крыл пись­мо и, уви­дев та­кую прось­бу и си­лу ве­ры, от­пра­вил маль­чи­ку день­ги от име­ни Бо­га. Так про­мыс­ли­тель­но Гос­подь не остав­лял сво­е­го из­бран­ни­ка.

Шли го­ды, но юно­го от­ро­ка не ка­са­лись со­блаз­ны боль­шо­го го­ро­да. По-преж­не­му все свое сво­бод­ное вре­мя он по­свя­щал мо­лит­ве и изу­че­нию свя­тых от­цов. Его меч­той бы­ла про­по­ведь сло­ва Бо­жи­его. Из это­го вре­ме­ни за­ме­ча­те­лен один слу­чай. Од­на­жды бу­ду­щий свя­ти­тель от­пра­вил­ся на празд­ник до­мой.

Ко­рабль, на ко­то­ром он плыл, по­пал в шторм. Все пас­са­жи­ры в ужа­се ста­ли роп­тать на Бо­га. Ана­ста­сий же, ухва­тив­шись за про­вис­шие па­ру­са, от все­го серд­ца взы­вал: «Бо­же мой, спа­си ме­ня. Я бу­ду учить бо­го­сло­вие, чтобы за­ста­вить за­мол­чать тех, кто ху­лит Имя Твое Свя­тое.» Вне­зап­но шторм пре­кра­тил­ся, и ко­рабль бла­го­по­луч­но до­брал­ся до бе­ре­га.

Ра­дуй­ся, доб­лий во­ин Иису­са Хри­ста…

В воз­расте 22 лет Ана­ста­сий пе­ре­се­лил­ся на о. Хиос и на­чал ра­бо­тать школь­ным учи­те­лем, здесь он не толь­ко пре­по­да­ет, но и про­по­ве­ду­ет. Нрав­ствен­ность в се­ле и шко­ле бы­ла на са­мом низ­ком уровне при на­ча­ле его учи­тель­ства и по­сте­пен­но под­ня­лась до долж­но­го уров­ня бла­го­да­ря тру­дам Ана­ста­сия-учи­те­ля.

Его вли­я­ние на уче­ни­ков бы­ло та­ко­во, что те, а через них и все взрос­лые, вско­ре про­ник­лись к нему лю­бо­вью и глу­бо­ким ува­же­ни­ем. Он со­здал из уче­ни­ков пре­крас­ный хор и сам пел с ни­ми в сель­ской церк­ви, но ду­ша его тя­ну­лась к мо­на­ше­ству. Ана­ста­сий по­се­щал Афон и бе­се­до­вал со стар­ца­ми, и в кон­це кон­цов ушел в мо­на­стырь, где при­нял по­стриг и сан диа­ко­на с име­нем Нек­та­рий, ко­то­рое из­вест­но те­перь во мно­гих стра­нах.

Всем серд­цем рас­по­ло­жен­ный к ино­че­ской жиз­ни, юно­ша ча­сто по­се­ща­ет мо­на­стырь Нео Мо­ни. В нем он при­ни­ма­ет по­стриг в ино­че­ство с име­нем Ла­зарь, а по­сле трех лет, про­ве­ден­ных там, удо­ста­и­ва­ет­ся по­стри­га в ман­тию и ру­ко­по­ло­же­ния во диа­ко­на с но­вым име­нем Нек­та­рий.

Нек­та­рий озна­ча­ет без­смерт­ный. Это имя как нель­зя бо­лее под­хо­ди­ло ему, ибо по­ис­ти­не в ду­ше его тек Нек­тар Жиз­ни и из него са­мо­го слов­но ру­чей ис­те­кал бла­го­ухан­ный по­ток, ис­пол­ня­ю­щий ра­до­стью всех и вся.

По­лу­чив воз­мож­ность про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние, Нек­та­рий окан­чи­ва­ет бо­го­слов­ский фа­куль­тет в Афи­нах, и то­гда же его при­бли­жа­ет к се­бе Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх Сафро­ний.

В со­ро­ка­лет­нем воз­расте пат­ри­арх ру­ко­по­ла­га­ет Нек­та­рия в свя­щен­ни­ки. С рев­но­стью и са­мо­от­вер­же­ни­ем при­нял он но­вое по­слу­ша­ние и на­зна­че­ние в Свя­то-Ни­коль­ский храм г. Ка­и­ра.

Через несколь­ко лет в этом хра­ме его по­свя­ща­ют во епи­ско­па Пен­та­поль­ско­го. Епи­скоп­ское до­сто­ин­ство ни­как не из­ме­ни­ло об­ра­за жиз­ни и по­ве­де­ния Нек­та­рия. Он по-преж­не­му стре­мил­ся лишь к стя­жа­нию сми­ре­ния. «Сан не воз­вы­ша­ет сво­е­го об­ла­да­те­ля, од­на лишь доб­ро­де­тель об­ла­да­ет си­лой воз­вы­ше­ния,» – пи­сал он в эти го­ды.

В од­ном из пи­сем то­го вре­ме­ни свя­ти­тель рас­ска­зы­ва­ет о при­ме­ча­тель­ном сне, в ко­то­ром ему явил­ся свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец. Нуж­но до­ба­вить, что Нек­та­рий в то вре­мя вос­ста­нав­ли­вал в Ка­и­ре храм в честь это­го ве­ли­ко­го свя­то­го. Во сне Нек­та­рий уви­дел гроб­ни­цу Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, а в ней са­мо­го Угод­ни­ка Бо­жия жи­во­го, как бы спя­ще­го.

За­тем Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец под­нял­ся из ра­ки и, лас­ко­во улы­ба­ясь, про­сил Нек­та­рия укра­сить ему пре­стол в хра­ме зо­ло­том, а за­тем об­нял его и по­це­ло­вал. Это це­ло­ва­ние ве­ли­ко­го ар­хи­ерея Ни­ко­лая, ви­ди­мо, име­ло зна­че­ние осо­бо­го бла­го­во­ле­ния к свя­ти­те­лю Нек­та­рию и, воз­мож­но, сим­во­ли­зи­ро­ва­ло пре­ем­ство да­ра и род­ство душ во Хри­сте.

Ра­дуй­ся, го­ни­мый прав­ды ра­ди…

Быст­рое воз­вы­ше­ние, лю­бовь пат­ри­ар­ха и на­ро­да, а еще бо­лее доб­ро­де­тель­ная и чи­стая жизнь свя­ти­те­ля во мно­гих вы­зы­ва­ли за­висть и нена­висть. Как го­во­рил об этом сам свя­ти­тель: «Доб­ро­де­тель­ный че­ло­век под­вер­жен ис­ку­ше­ни­ям и ис­пы­та­ни­ям в этом ми­ре», но в глу­бине сво­е­го серд­ца он ра­ду­ет­ся, ибо со­весть его спо­кой­на. Мир нена­ви­дит и пре­зи­ра­ет доб­ро­де­тель­ных лю­дей, од­новре­мен­но, прав­да, за­ви­дуя им, ибо го­во­ри­ли на­ши пред­ки: сам враг то­же вос­тор­га­ет­ся доб­ро­де­те­лью.

К ска­зан­но­му мож­но до­ба­вить, что не толь­ко вос­тор­га­ет­ся, но и мстит. Вли­я­тель­ные лю­ди пат­ри­ар­ше­го дво­ра опа­са­лись, что все­об­щая лю­бовь к свя­ти­те­лю при­ве­дет его в чис­ло пре­тен­ден­тов на ме­сто свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го, так как Сафро­ний был уже в пре­клон­ных ле­тах. Они окле­ве­та­ли свя­ти­те­ля, об­ви­нив не толь­ко в по­ся­га­тель­стве на пат­ри­ар­ше­ство, но и в амо­раль­ной жиз­ни.

Мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский был уво­лен в от­став­ку и дол­жен был по­ки­нуть еги­пет­скую зем­лю. Он не пы­тал­ся оправ­ды­вать­ся и за­щи­щать­ся. «Доб­рая со­весть – это са­мое ве­ли­кое из всех благ. Она – це­на ду­шев­но­го ми­ра и сер­деч­но­го по­коя», – го­во­рил в сво­их про­по­ве­дях свя­ти­тель, по­ки­дая свою ка­фед­ру на­все­гда. Враж­деб­ная на­стро­ен­ность те­нью сле­до­ва­ла за ним и в Афи­нах, ку­да он пе­ре­брал­ся.

Тщет­но он хо­дил по ин­стан­ци­ям, его ни­где не хо­те­ли при­ни­мать. Ар­хи­ерей Бо­жи­ей ми­ло­стью, вла­ча жал­кое су­ще­ство­ва­ние, был ли­шен не толь­ко уте­ше­ния, но по­рой и хле­ба на­сущ­но­го. Но Гос­подь воз­дал ему за тер­пе­ние.

Од­на­жды, в оче­ред­ной раз при­няв от­каз в ми­ни­стер­стве по де­лам ре­ли­гии, свя­ти­тель спус­кал­ся по ми­ни­стер­ской лест­ни­це со сле­за­ми на гла­зах. Уви­дев его в та­ком со­сто­я­нии, мэр го­ро­да за­го­во­рил с ним. Узнав о бед­ствен­ном по­ло­же­нии, в ко­то­ром на­хо­дил­ся Нек­та­рий, мэр до­бил­ся для него ме­ста про­по­вед­ни­ка. Слав­ный мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский за­нял ме­сто про­сто­го про­по­вед­ни­ка в про­вин­ции Эв­бея, но и здесь его встре­ти­ли враж­деб­но, по­ве­рив кле­вет­ни­че­ским слу­хам.

Каж­дое вос­кре­се­нье под­ни­мал­ся вла­ды­ка Нек­та­рий на ка­фед­ру для про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия, для уте­ше­ния и вра­зум­ле­ния, встре­чая недо­ве­рие и мол­ча­ли­вое осуж­де­ние слу­ша­ю­щих. От­ча­яв­шись до­сту­чать­ся до их сер­дец, он ре­шил: «В по­след­ний раз я под­ни­мусь для про­по­ве­ди, и ес­ли они не услы­шат ме­ня, уеду». И вновь Гос­подь по люб­ви Сво­ей со­вер­шил чу­до. За од­ну неде­лю об­ле­те­ла го­род весть, что то, че­му ве­ри­ли рань­ше го­ро­жане в от­но­ше­нии свя­ти­те­ля, бы­ло лож­но. В сле­ду­ю­щее вос­кре­се­нье про­по­ведь его бы­ла при­ня­та с во­оду­шев­ле­ни­ем.

Лю­бовь на­ро­да со­пут­ство­ва­ла Нек­та­рию. Но до кон­ца жиз­ни он дол­жен был нести крест из­гна­ния и имя опаль­но­го мит­ро­по­ли­та, не при­над­ле­жа­ще­го ни к од­ной ав­то­ке­фаль­ной Церк­ви. Ка­кое-то вре­мя у него по­яви­лась на­деж­да на из­ме­не­ние та­ко­го по­ло­же­ния, ко­гда пре­стол в Алек­сан­дрии за­нял но­вый пат­ри­арх Фо­тий.

Свя­ти­тель об­ра­тил­ся к нему с пись­мом о пе­ре­смот­ре­нии де­ла и при­зна­нии сво­е­го епи­скоп­ства. Но на­деж­ды ока­за­лись тщет­ны. На его прось­бу но­вый пат­ри­арх да­же не от­ве­тил. До кон­ца сво­их дней мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский вы­нуж­ден был на­хо­дить­ся в непо­нят­ном ка­но­ни­че­ском по­ло­же­нии, под­пи­сы­вая все свои бу­ма­ги «пу­те­ше­ству­ю­щий епи­скоп».

Ра­дуй­ся, яко плен­ни­ком со­де­лал­ся еси люб­ве Бо­жия. Ра­дуй­ся, яко чад сво­их лю­бо­вию пле­нил еси…

По­сте­пен­но тьма кле­ве­ты от­сту­па­ла от име­ни опаль­но­го свя­ти­те­ля. Лю­ди, ви­дя его чи­стую и доб­ро­де­тель­ную жизнь, слу­шая вдох­но­вен­ные про­по­ве­ди, стре­ми­лись к нему. Сла­ва Пен­та­поль­ско­го мит­ро­по­ли­та из про­вин­ции ско­ро до­шла до сто­ли­цы и до гре­че­ско­го ко­ролев­ско­го двор­ца. Ко­роле­ва Оль­га, по­зна­ко­мив­шись с ним, вско­ре ста­ла его ду­хов­ной до­че­рью.

Бла­го­да­ря ей он на­зна­ча­ет­ся ди­рек­то­ром бо­го­слов­ской шко­лы име­ни Ри­за­ри в Афи­нах. В ней го­то­ви­ли свя­щен­но­слу­жи­те­лей и свет­ские цер­ков­ные кад­ры. В пе­ри­од управ­ле­ния свя­ти­те­ля шко­ла пе­ре­жи­ла го­ды подъ­ема. С неис­ся­ка­е­мой лю­бо­вью и тер­пе­ни­ем от­но­сил­ся Нек­та­рий к сво­им под­опеч­ным. Из­вест­ны слу­чаи, ко­гда за про­вин­ность уче­ни­ков он на­ла­гал на се­бя стро­гий пост.

К это­му вре­ме­ни во­круг Нек­та­рия ста­ли со­би­рать­ся его ду­хов­ные ча­да, мно­гие едут к нему за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем.

То­гда же на­чи­на­ют про­яв­лять­ся в стар­це-свя­ти­те­ле Да­ры Бо­жи­ей бла­го­да­ти: про­зор­ли­вость, дар ис­це­ле­ния. Ко­гда он слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, на­хо­дясь в мо­лит­вен­ном со­сто­я­нии, ли­цо его из­лу­ча­ло свет, ко­то­рый был ви­ден окру­жа­ю­щим. Но по-преж­не­му глав­ным укра­ше­ни­ем его бы­ло ис­тин­ное сми­ре­ние.

Ко­гда в школь­ную цер­ковь при­ез­жал дру­гой епи­скоп со­слу­жить ему, он ни­ко­гда не за­ни­мал глав­но­го ме­ста, да­же ес­ли оно при­над­ле­жа­ло ему по пра­ву стар­шин­ства. Он все­гда ста­но­вил­ся спра­ва от пре­сто­ла, об­ла­чен­ный лишь в ма­лый омо­фор, а вме­сто мит­ры оде­вал чер­ный мо­на­ше­ский кло­бук.

Од­на­жды слу­жа­щий шко­лы, за­ни­мав­ший­ся убор­кой, за­бо­лел и очень пе­ре­жи­вал, что его уво­лят с ра­бо­ты. Через несколь­ко недель, вер­нув­шись, он об­на­ру­жил, что кто-то все это вре­мя вы­пол­нял его ра­бо­ту. Очень уди­вив­шись, он ре­шил узнать, кто этот ми­ло­серд­ный бла­го­де­тель. Ра­но утром при­дя в шко­лу, он в изум­ле­нии уви­дел сво­е­го «за­ме­сти­те­ля.» Это был мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский, ди­рек­тор бо­го­слов­ской шко­лы вла­ды­ка Нек­та­рий.

За­кон­чив под­ме­тать убор­ную, он ска­зал: «Не удив­ляй­ся, я не со­би­ра­юсь за­ни­мать тво­е­го ме­ста, я про­сто хо­чу по­мочь, чтобы за то­бой со­хра­ни­лась эта ра­бо­та. По­ка ты бо­лен, я бу­ду ра­бо­тать за те­бя. Толь­ко в шко­ле об этом не рас­ска­зы­вай».

Ра­дуй­ся, невин­ный пас­ты­рю невин­ных овец, ра­дуй­ся, муд­рый со­би­ра­тель дев­ствен­ных жем­чу­жин!

В чис­ле мно­го­чис­лен­ных ду­хов­ных чад воз­ле вла­ды­ки со­бра­лись несколь­ко де­ву­шек, же­ла­ю­щих по­свя­тить се­бя мо­на­ше­ской жиз­ни, но не ре­шав­ших­ся ид­ти ни в один мо­на­стырь, чтобы не ли­шить­ся ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства сво­е­го на­став­ни­ка.

Как пас­тырь доб­рый, за­бо­тясь о них, Нек­та­рий стал при­смат­ри­вать под­хо­дя­щее ме­сто и оста­нав­ли­ва­ет свои по­ис­ки на о. Эги­на. Най­дя здесь раз­ва­ли­ны древ­не­го мо­на­сты­ря, он на соб­ствен­ные сред­ства по­ку­па­ет эту зем­лю. Сю­да при­ез­жа­ют пер­вые на­сель­ни­цы.

В сво­ем мо­на­сты­ре свя­ти­тель по от­кро­ве­нию Бо­жье­му ввел дав­но ис­чез­нув­ший из прак­ти­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви ин­сти­тут диа­ко­нисс. Но, по­вто­рим, это бы­ло сде­ла­но им по от­кро­ве­нию.

К кон­цу жиз­ни еще один удар об­ру­шил­ся на свя­ти­те­ля. В мо­на­стырь при­шла 18-лет­няя Ма­рия Ку­да, убе­жав­шая от дес­по­тич­ной ма­те­ри-свеч­ни­цы. Свя­той Нек­та­рий при­нял ее в мо­на­стырь. То­гда мать де­вуш­ки по­да­ла жа­ло­бу на свя­то­го, об­ви­нив его в со­вра­ще­нии де­ву­шек и в убий­стве рож­да­е­мых яко­бы ими мла­ден­цев.

Сле­до­ва­тель, при­быв­ший в мо­на­стырь, об­зы­вал свя­то­го кен­тав­ром и тас­кал стар­ца за бо­ро­ду, а тот сми­рен­но от­ве­чал ему и сам го­то­вил еду обид­чи­ку, за­пре­щая мо­на­хи­ням пла­кать и роп­тать. Де­вуш­ку об­сле­до­вал врач и под­твер­дил ее чи­сто­ту; «уби­тых» мла­ден­цев то­же, ко­неч­но, не на­шли.

По­сле это­го мать де­вуш­ки со­шла с ума, а сле­до­ва­тель за­бо­лел тяж­ко и при­ез­жал про­сить про­ще­ния у свя­то­го.

Свя­ти­тель пред­ска­зы­вал сво­им по­слуш­ни­цам, что мо­на­стырь их бу­дет бо­гат, ес­ли они бу­дут усерд­но тру­дить­ся (о ка­ком бо­гат­стве го­во­рил свя­той? На­вер­ное, в первую оче­редь, о ду­хов­ном, хо­тя ныне мо­на­стырь не бед­ству­ет и ма­те­ри­аль­но).

Од­на­жды, про­гу­ли­ва­ясь с по­слуш­ни­цей на при­ро­де, Свя­ти­тель спро­сил ее: «Хо­чешь ли ты уви­деть сво­е­го Ан­ге­ла-Хра­ни­те­ля?» По­слуш­ни­ца, ко­неч­но, изъ­яви­ла боль­шое же­ла­ние. «Вот он пе­ред то­бой», – от­ве­тил свя­той. И тут же де­вуш­ка упа­ла без чувств, не вы­не­ся то­го, что уви­де­ла. Свя­ти­тель по­том жа­лел о том, что про­изо­шло, го­во­ря, что де­вуш­ка бы­ла еще не го­то­ва.

В дру­гой раз сест­ры мо­на­сты­ря про­си­ли свя­ти­те­ля объ­яс­нить им, как по­ни­мать сло­ва «вся­кое ды­ха­ние хва­лит Гос­по­да,» и ка­ким об­ра­зом при­ро­да сла­во­сло­вит Твор­ца. Свя­ти­тель ни­че­го не от­ве­тил на это, толь­ко на сле­ду­ю­щий ве­чер ска­зал сест­рам: «Вы спра­ши­ва­ли ме­ня о том, как при­ро­да сла­вит Гос­по­да? Вот по­слу­шай­те са­ми». Сест­ры услы­ша­ли по мо­лит­вам Свя­ти­те­ля то, что не объ­яс­нить нам.

Вся жизнь но­во­го мо­на­сты­ря про­хо­ди­ла под ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля Нек­та­рия, с ко­то­рым се­стер сво­ди­ла по­сто­ян­ная пе­ре­пис­ка. Ка­кой оте­че­ской лю­бо­вью, за­бо­той и неж­но­стью на­пол­не­ны его пись­ма. Неко­то­рое вре­мя свя­ти­тель од­новре­мен­но ру­ко­во­дил шко­лой, пре­бы­вая в Афи­нах, и сво­им но­во­устро­ен­ным мо­на­сты­рем, но Гос­подь рас­по­ря­дил­ся так, что вла­ды­ка ухо­дит в от­став­ку из шко­лы и на­все­гда пе­ре­се­ля­ет­ся на Эги­ну. Две­на­дцать по­след­них лет жиз­ни про­вел он со сво­и­ми ино­ки­ня­ми, вос­пи­ты­вая их для Небес­но­го Цар­ствия. Мно­го скор­бей и ис­ку­ше­ний при­шлось пе­ре­жить им, но это бы­ли и го­ды бла­го­дат­ные.

Оби­тель за это вре­мя при­ве­де­на в по­ря­док, на­ла­же­но хо­зяй­ство. Еже­днев­но свя­ти­тель Нек­та­рий про­во­дил с сест­ра­ми за­ня­тия по дог­ма­ти­ке, эти­ке, ас­ке­ти­ке, а ве­че­ра­ми они, со­брав­шись во­круг, слу­ша­ли рас­ска­зы о неис­по­ве­ди­мых тай­нах Цар­ствия Бо­жия. Ни­кто не за­ме­чал, как про­хо­ди­ло вре­мя.

«Уже позд­но, – ино­гда го­во­рил свя­ти­тель. – Пой­дем­те в храм на мо­лит­ву». А по­сле окон­ча­ния служ­бы до­бав­лял: «А что, ес­ли про­честь несколь­ко мо­литв Бо­жи­ей Ма­те­ри?» Вре­мя про­дол­жа­ло свой бег, и утрен­нее пе­ние пе­ту­хов за­ста­ва­ло всю об­щи­ну в хра­ме во вре­мя мо­лит­вы.

Ра­дуй­ся, уме­рый и жи­вый, ра­дуй­ся, зем­ной и небес­ный!

Го­ды зем­ной жиз­ни свя­ти­те­ля тем вре­ме­нем под­хо­ди­ли к кон­цу.

Чув­ствуя это, он мо­лил­ся, чтобы Гос­подь про­длил от­ме­рен­ный срок для за­вер­ше­ния всех дел в мо­на­сты­ре, но как и всю жизнь, сми­рен­но при­бав­лял: «Да бу­дет Во­ля Твоя»!

Дол­го скры­ва­е­мая бо­лезнь на­ко­нец взя­ла свое. В со­про­вож­де­нии двух мо­на­хинь его от­пра­ви­ли в боль­ни­цу. Гля­дя на ма­лень­ко­го, оде­то­го в ря­су ста­рич­ка, му­чив­ше­го­ся от страш­ной бо­ли, де­жур­ный слу­жа­щий спро­сил: «Он мо­нах?» – «Нет, – от­ве­ти­ла мо­на­хи­ня, – он епи­скоп». «Впер­вые ви­жу епи­ско­па без па­на­гии, зо­ло­то­го кре­ста, а глав­ное – без де­нег», – за­ме­тил слу­жа­щий.

Свя­ти­те­ля уло­жи­ли в тре­тье­раз­ряд­ную па­ла­ту для неиз­ле­чи­мых боль­ных. Еще два ме­ся­ца про­вел он в му­ках. В день празд­но­ва­ния Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла и всех Небес­ных Сил Гос­подь при­звал к се­бе ду­шу свя­ти­те­ля Нек­та­рия.

В боль­ни­це про­был недол­го, у него ока­зал­ся рак. Чу­де­са про­ис­хо­ди­ли и в боль­ни­це, мед­сест­ры за­ме­ти­ли, что бин­ты, ко­то­ры­ми об­вя­зы­ва­ли ра­ны свя­ти­те­ля, бла­го­уха­ют. Вме­сте со свя­тым в па­ла­те ле­жал па­ра­ли­зо­ван­ный че­ло­век, и ко­гда ду­ша свя­то­го по­ки­ну­ла этот мир, то он по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние через ру­баш­ку свя­то­го Нек­та­рия.

Сра­зу по­сле кон­чи­ны те­ло свя­то­го на­ча­ло ми­ро­то­чить. Ко­гда гроб при­вез­ли на Эги­ну, то весь ост­ров вы­шел про­во­дить сво­е­го свя­то­го со сле­за­ми. Лю­ди на ру­ках нес­ли гроб свя­то­го и по­том за­ме­ти­ли, что одеж­да, в ко­то­рой они бы­ли во вре­мя по­хо­рон свя­ти­те­ля, бла­го­уха­ет. Ру­ки и ли­цо угод­ни­ка Бо­жия обиль­но ми­ро­то­чи­ли, и мо­на­хи­ни со­би­ра­ли ми­ро ва­той.

По­гре­бен свя­ти­тель Нек­та­рий в скле­пе мо­на­сты­ря, несколь­ко раз склеп от­кры­ва­ли по раз­ным при­чи­нам и каж­дый раз убеж­да­лись, что те­ло нетлен­но. Да­же фиал­ки, по­ло­жен­ные в гроб де­воч­кой, не бы­ли тро­ну­ты тле­ни­ем.

Пра­вед­ная кон­чи­на свя­то­го по­сле­до­ва­ла 9 но­яб­ря ст. ст. 1920 го­да. В 1961 го­ду со­сто­я­лась ка­но­ни­за­ция свя­ти­те­ля, бы­ли под­ня­ты его свя­тые мо­щи. Ока­за­лось, что оста­лись толь­ко ко­сточ­ки. Как ска­за­ли ду­хов­ни­ки, мо­щи ис­тле­ли, чтобы их мож­но бы­ло раз­не­сти по все­му ми­ру на бла­го­сло­ве­ние от свя­то­го Нек­та­рия.

По­чи­та­ние свя­то­го угод­ни­ка в Церк­вях Во­сто­ка (Кон­стан­ти­но­поль­ской, Эл­лад­ской, Иеру­са­лим­ской и др.) срав­ни­мо с по­чи­та­ни­ем в Рос­сии пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. К со­жа­ле­нию, имя это­го свя­то­го до сих пор не вне­се­но в ме­ся­це­слов на­шей Церк­ви, и по­ка нет ему служ­бы.

Су­ще­ству­ет ака­фист свя­то­му Нек­та­рию на рус­ском язы­ке. Этот ака­фист до недав­не­го вре­ме­ни слу­жи­ли в Москве, в хра­ме Всех Свя­тых, что в Крас­ном се­ле (на­сто­я­тель про­то­и­е­рей Ар­те­мий Вла­ди­ми­ров).

В этом же хра­ме на­хо­ди­лась ико­на свя­ти­те­ля, ко­то­рая ми­ро­то­чи­ла, как го­во­ри­ли, и про­изо­шло несколь­ко ис­це­ле­ний. В на­сто­я­щее вре­мя по неко­то­рым при­чи­нам ака­фист не со­вер­ша­ет­ся в этом хра­ме, но там мож­но при­об­ре­сти ико­ны и ака­фист свя­то­му Нек­та­рию.

Осо­бо про­сла­вил­ся свя­ти­тель бла­го­дат­ной по­мо­щью он­ко­ло­ги­че­ским (ра­ко­вым) боль­ным, стра­да­ю­щим па­ра­ли­ча­ми и дру­ги­ми тяж­ки­ми за­боле­ва­ни­я­ми, одер­жи­мым бе­са­ми. Из­вест­но так­же, что свя­ти­тель Нек­та­рий по­мо­га­ет лю­дям в де­неж­ных за­труд­не­ни­ях.

По бла­го­сло­ве­нию прео­свя­щен­ней­ше­го Фила­ре­та, епи­ско­па Пен­зен­ско­го и Куз­нец­ко­го, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Нек­та­рия 22 (9) но­яб­ря 2002 го­да в хра­ме Воз­не­се­ния Гос­под­ня се­ла Ста­рая Сте­па­нов­ка Лу­нин­ско­го рай­о­на Пен­зен­ской об­ла­сти бы­ло со­вер­ше­но тор­же­ствен­ное бо­го­слу­же­ние, из Пен­зы и рай­о­нов об­ла­сти при­бы­ли па­лом­ни­ки.

По­сле бо­го­слу­же­ния бы­ло со­став­ле­но пись­мо вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­му Юве­на­лию, мит­ро­по­ли­ту Кру­тиц­ко­му и Ко­ло­мен­ско­му, Пред­се­да­те­лю Си­но­даль­ной ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции свя­тых, с прось­бой о вне­се­нии име­ни свя­ти­те­ля Нек­та­рия в ме­ся­це­слов на­шей Рус­ской Церк­ви.

В Воз­не­сен­ском хра­ме есть ико­на свя­то­го и со­вер­ша­ет­ся ака­фист с освя­ще­ни­ем елея. Ака­фист со­вер­ша­ет­ся по вос­крес­ным ве­че­рам.

Бу­дем же и мы при­бе­гать к по­мо­щи это­го див­но­го свя­то­го, бла­го­да­ря Гос­по­да, сло­ва­ми тро­па­ря, по­свя­щен­но­го свя­ти­те­лю Нек­та­рию: Сла­ва про­слав­ль­ше­му тя Хри­сту, сла­ва дав­ше­му ти чу­дес бла­го­дать, сла­ва дей­ству­ю­ще­му то­бою всем ис­це­ле­ния.

По кни­ге жиз­не­опи­са­ния ар­хи­манд­ри­та Ам­вро­сия (Фон­трие).

Акафист нектарию эгинскому

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *