ПолонСил.ру — социальная сеть здоровья

Тема смерти в отечественной научной литературе, освещающей проблемы развития и воспитания растущей личности, обсуждалась нечасто. Существует убеждение, что «подобные вопросы могут ранить психику ребенка», а в нежном возрасте вообще

рано говорить о смерти, так как она «не имеет никакого отношения к детям». Такая реакция естественна, потому что наше общество длительное время тщательно «закрывалось» от проблем, связанных со смертью и умиранием. Среди детских чувств особое место занимают переживания страха смерти своей и своих близких, зарождение которых происходит часто под влиянием дисгармоничного семейного воспитания, искаженного педагогического процесса в рамках школы (чаще школы-интерната) или же неразумного поведения взрослых.

В коррекционной педагогике и специальной психологии вопросы эмоционально-ценностного отношения к жизни и смерти у детей с нарушением интеллекта фактически не затрагиваются. Как ни печально, но школа сегодня практически не способствует усвоению детьми с ограниченными возможностями смысложизненных категорий.

Между тем понятие «смерть» является составной частью повседневной жизни ребенка. Оно так или иначе присутствует в играх, в историях, которые слышат дети, в книгах, которые читают, в телевизионных программах и фильмах, которые смотрят. И поэтому детство, в котором никто и никогда не умирает, всегда было и остается чем-то нереальным.

Самый трудный, переломный, даже опасный период в жизни человека — подростковый, когда физические и психические изменения сопровождаются перестройкой сознания. Особенно тяжело кризис подросткового возраста проходит у людей с нарушением интеллекта. Это происходит потому, что реформирование мотивационной и эмоциональной сфер, а также становление самосознания осуществляется на дефектной основе, обусловленной интеллектуальным недоразвитием. Именно в подростковом возрасте происходит окончательное усвоение сложных абстрактных понятий, к которым относятся также категории «жизнь» и «смерть».

Смерть близких обычно вызывает у детей и подростков сильные эмоции. Это может быть отчаяние, страх, озлобленность, агрессия, чувство беспомощности и опасности, иногда даже депрессия и сильное ощущение пустоты и одиночества.

Нужно учитывать, что в системе культурных общечеловеческих ценностей осмысленные представления умственно отсталого ребенка о дихотомии «жизнь/ смерть» во многом определяют возможность освоения им всех остальных ценностей и являются основой, без которой сам процесс развития и компенсации нарушенных функций малоэффективен. Фундамент эмоционально-ценностного отношения к жизни и смерти у людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности желательно закладывать еще в детстве, и работа в этом направлении должна носить научно обоснованный и планомерный характер. Отсутствие системности при формировании эмоционально-ценностного отношения к жизни и смерти приводит к тому, что школьники с особыми потребностями имеют смутные представления о данных понятиях, их знания отличаются узостью и однотипностью. В большинстве своем они представляют смерть как нечто, не зависящее от них, непосредственно к ним не относящееся и их не касающееся.

Подростки с нарушением интеллекта воспринимают смерть как нечто конкретное, случившееся или могущее произойти с людьми из ближайшего круга. Кроме этого можно говорить о скрытом эмоционально-личностном беспокойстве умственно отсталых подростков, их тревожности и даже страхе, который вызывает смерть.

Для нормальных школьников 13–15 лет смерть более абстрактна и менее трагична, чем для умственно отсталых. Подростки с нарушением интеллекта ассоциируют смерть только с непосредственными убийствами, которые они часто видят по телевизору, или же с атрибутами похорон (гроб, могила, покойник).

Анализируя сочинения умственно отсталых школьников, можно установить, что: 1) все подростки с нарушением интеллекта связывают смерть с абсолютным окончанием жизни; 2) умственно отсталые испытуемые считают, что человек умирает, если «заболеет какой-нибудь болезнью» (Марина А.), если «у человека будет очень сильно болеть сердце и будет рак» (Анжела Б.), если он «очень заболеет» (Андрей А.); 3) все респонденты с нарушением интеллекта отразили в сочинениях свои чувства по отношению к смерти: «Смерть — это грубость, она очень плохая… это страх» (Марина А.), «Смерть — это ужасно… грустно и печально» (Ксения З.), «Смерть — это страх» (Анжела Б.), «Смерть — это грусть» (Таня Л.); 4) только один умственно отсталый подросток в своем сочинении указал на существование у человека души (Андрей А.); 5) для всех испытуемых характерно абсолютное отрицание смерти: «Я даже не хочу думать о смерти, я вообще не хочу умирать» (Ксения З.), «Я не хочу умереть, прожив 32 года, я хочу умереть в 100 лет» (Иван М.), «Я не хочу умирать, я хочу жить» (Таня Л.).

Сравнивая сочинения умственно отсталых и нормальных подростков, можно выделить общее, что их объединяет. Во-первых, для обеих групп характерно мощное желание жить. Во-вторых, большинство нормальных и умственно отсталых респондентов относятся к смерти, как к ужасному, непоправимому событию.

Обнаружены и отличия в работах этих двух групп: подростки с нарушением интеллекта в своих суждениях более конкретны: они рассматривают смерть как явление, касающееся только своих близких или их самих, а нормальные испытуемые видят ее в более широком, «мировом» контексте — как смерть Человека. Кроме того, они не испытывают такого ужаса перед смертью, какой свойствен подросткам с интеллектуальным недоразвитием.

Мы считаем, что для родителей, имеющих детей с нарушением интеллекта, будут полезны следующие советы.

При обсуждении с детьми темы смерти родители рискуют впасть в две крайности. Первая — опасаясь за ранимую детскую психику, всячески обходить тему смерти, а если в семье кто-то умер, стараться скрыть от ребенка этот факт. Большая ошибка — надеяться на то, что ребенок не заметит исчезновения из своей жизни близкого человека, особенно родителя. Другая крайность состоит в том, что ребенку с самого рождения стремятся показывать жизнь без прикрас, не делая скидок ни на возраст, ни на эмоциональные особенности малыша. Эти взрослые не скрывают от ребенка сцен смерти и без колебаний берут его на похороны, руководствуясь принципом: чем раньше он узнает правду о жизни и смерти, тем для него лучше. Естественно, что такая позиция — психологически и педагогически неграмотна, так как ранит психику ребенка, и он может стать черствым к смерти людей.

Родители должны осторожно и деликатно говорить о смерти с ребенком-олигофреном, называть вещи своими именами и снимать с события ореол таинственности, помогая ребенку осваивать реальность.

Важным является вопрос о том, нужно ли ребенку присутствовать на похоронах. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько он эмоционально устойчив, а также необходимо учитывать, был ли у ребенка хотя бы маленький опыт такого рода и как он на этот опыт отреагировал. Возможно, он уже видел смерть животного: например, собаки или канарейки, с которыми играл. Подобный опыт очень важен для ребенка с нарушением интеллекта. С одной стороны, это реальная смерть живого существа, а с другой стороны, умершее существо — не человек, поэтому это зрелище не наносит существенной травмы детской психике.

Если взрослые все же решили взять ребенка-олигофрена на похороны, им следует позаботиться о том, чтобы на церемонии он не был предоставлен самому себе. С ним рядом должен обязательно находиться взрослый, который может доступно объяснить, что в неживом теле, лежащем в гробу, уже нет того, кто был ребенку дорог при жизни. Родителям следует провести с ребенком доступную его пониманию беседу о душе и теле и о том, что отлетевшая от плоти душа человека и есть то, что было ему так дорого и что останется с ним после смерти.

Родители должны помочь подростку-олигофрену пережить факт смерти близкого человека и убедить его в том, что чувства, испытываемые им в этой ситуации, — будь то страх, отчаяние или агрессия — вполне нормальны, естественны и не заслуживают никакого осуждения.

Подготовка подрастающего поколения к пониманию смерти должна быть комплексной. Речь идет прежде всего о создании системы взглядов, в основе которой с самого слова «смерть» будет снято табу, и дети с нарушениями интеллекта почувствуют, что они могут без страха и смущения говорить об этом, и смогут верить в то, что родители действительно интересуются их мнением. Подобная подготовка подразумевает под собой организацию бесед на темы смерти, чтение книг, просмотр видеофильмов, которые содержат в себе вопросы о смысле бытия и небытия, описывают сюжеты, связанные со смертью (войнами, катастрофами, неизлечимыми заболеваниями и др.), с последующим их обсуждением.

Алексей володин иерей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *