Житие Преподобного Амфилохия Почаевского

В селе Малая Иловица, что на Сумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка 27 ноября 1894 года родился сын, в святом крещении названный Иаковом — в честь мученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову.

С раннего детства будущий подвижник, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое.
В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию, где лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Сначала была санчасть в Сибири, в которой молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, а затем фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и наконец — плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но, тоскуя по родному краю, юноша в 1919 году осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село.
Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по словам Достоевского, — сердце человеческое.

И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не посеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния. В 1925 году Иаков Головатюк, избрав тернистый путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания.
В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни: «Человек, яко трава, дни его, яко цвет сельный, тако отцветет”.
Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи; поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.
Проводя дни и ночи в труде и молитве, отец Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в «руководство духом”. Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления.
Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, зрение — слепым, скорбным приносил отраду и утешение. «Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов и привидений, — говорят святые отцы, — там насылает злых людей”. Под конец Великой Отечественной Войны, после отступления немцев, в одну из весенних ночей бандеровцы ворвались в домик к старцу и объявили о расстреле. Отец Иринарх, по милости Божией, спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.
Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка — изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так что часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя к немощным. Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни — в детстве, юности или старости — обращались к отцу Иосифу.
Целый день проводя на послушаниях и с людьми, старец молился ночью. Отец Иосиф возлюбил смирение и, избегая суетной человеческой славы, всячески старался скрывать свои добродетели. Многие, даже неверующие люди, после встречи с отцом Иосифом глубоко переменяли свои взгляды и прославляли его.
Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма, а насельникам предлагали покинуть территорию. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы… Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, желая, если нужно, умереть за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и возносились молитвы…
Отец Иосиф приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом велел всем петь: «Слава Тебе, показавшему нам свет”, «Пресвятая Дево” и другие песнопения и молитвы.
В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, и ожидал от злопамятных богоборцев жестокого отмщения. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в ста километрах от Почаева. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных… Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После этого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили против него родственников.
У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то один племянник, работавший трактористом, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю, избил до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли подвижника в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий — в честь святителя Иппонийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги — он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно. Приехали родственники и забрали его в Иловицу.
Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, из Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. И сам он часто высказывался: «Ви думаєте, що я святий. Я грішник! А зцілення ви отримуєте по своїх молитвах і по своїй вірі”.
Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны обязательно старались посетить и отца Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до пятисот человек, а иногда и больше. Всех он обязательно угощал обедом и ужином: многие исцелялись благословенной трапезой.
Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся!”. Во дворе старец ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, «сей род” (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф некоторых благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. «Якби ви знали, який піст солодкий”, — говорил старец, имея в виду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы сразу класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся…”, чтобы легко выдерживать пост в этот день. Отец Иосиф исцелял разные недуги, но утверждал, что половина больных исцеляется, а половина уезжает от него не исцеленной — Богу не угодно это, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души.
Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей, одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили, на что отец Иосиф отвечал: «Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба”.
Говоря его словами, земля во дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжелобольных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена рождаются непокорными, гордыми и дерзкими, а потом стают бесноватыми. Смиряя таких детей, заставлял их просить прощения у родителей. Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого. У него было неизменное правило: если привезут кого с переломом, то вызывать его в любое время дня и ночи.
Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз и там видел чудеса исцелений. «Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, — рассказывал этот очевидец, — трудно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли”. Это подтвердит и любой житель Почаева, и те десятки, если не сотни тысяч людей отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф. Обладал он и даром провидения, о чем также многие свидетельствуют.
Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исаии: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!”. А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения — душевнобольные.
Отец Иосиф советовал молитвой лечить «недуг нынешнего века”. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и ряднами (покрывалами), спали больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: «проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!…”.
Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с зажженным ладаном в руках он творил молитву, которую чувствовали и не терпели злые духи в спящих бесноватых людях. Часто утром рассказывал старец, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами во двор с угрозой убить, застрелить, зарезать или отравить.
Приезжали к батюшке и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть земные поклонов, велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались. Тогда, по его словам, «всі нерви вийдутъ” и вернется здоровье. При этом добавлял, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не «нервы расстроены”, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.
Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в человеке не без посредства демонов, потому-то злые люди им и уподобляются.
Старец говорил: «Любой грех опутывает сердце как паутина, а злоба, как проволока — попробуй разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными”. «Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия” — неоднократно повторял подвижник.
Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые «спустошують, обкрадаютъ душу”. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.
Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него Святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопрос одной рабы Божией о том, как достичь такой любви, он отвечал, что Бог дает благодать любви за смирение. И еще часто повторял: «Як ти до людей, так і люди до тебе”.
Божия Матерь для отца Иосифа была Небом, он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда он просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Божией Матери «Под Твою Милость…”.
Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь «Елицы, во Христа креститеся” и «С нами Бог”. Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение.
Как-то зимой, в начале 1970 года, отец Иосиф зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы. Попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились. Никто не видел цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.
Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо: глубоко уходил он в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его: добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчились против него не только злые духи, но и люди.
Летом 1970 года с батюшкой случались странные приступы: он лежал на лавке в саду как бы в бессознательном состоянии. Пролежав так некоторое время, он вставал совершенно здоровый. Повторились приступы и в октябре. Никто ни о чем не догадался тогда. Позднее стало известно, что отцу Иосифу в очередной раз дана была отрава.
Провидел старец, наверное, замыслы врага и знал его сообщников-исполнителей. Но кто мог представить себе, что может случиться что-то плохое! Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а «Апостолы от конец, совокупльшеся зде” просил пропеть трижды. А сам, слушая, закрывал лицо руками и плакал. После с грустью говорил: «А як страшно буде, коли станутъ мерзлу землю на труну (гроб) кидати”…
Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года (по новому стилю).
Годы летят, время продолжает свой неудержимый бег. Миновало уже более тридцати лет со дня его кончины, а люди, которые помнят его живого, его голос, любящее сердце и добрые, умные глаза, из уст в уста передают друг другу о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня шли на могилку к подвижнику люди, зажигали свечи или возжигали лампадки, вели тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни.
Вся жизнь отца Иосифа, в схиме Амфилохия, была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь — это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе.
Верой и милосердием к страждущим он явил для нас благостный пример жизни и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был и остается скорым целителем, милостивым помощником и благопоспешным заступником. Он и по смерти лечит, утешает, назидает: люди и теперь ощущают эту любовь. Некоторые даже слышат его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божиим. Народ убежденно верит в его святость. С того времени, и по сегодняшний день на месте погребения схиигумена Амфилохия происходили чудеса и исцеления людей. Перед праздником Пасхи 2002 г. были обретены его нетленные мощи.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, 12 мая 2002 г. н.с. (в Неделю Фомину), схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского.
Преподобный отче Амфилохие Моли Бога о нас!

Общество надо лечить

Заглянем в «зеркало» статистики. Цифры ошеломляют. За прошлый год на душу населения нашей страны пришлось по 9,7 литра в год чистого алкоголя, то есть спирта. Это почти 50 бутылок водки официальных торговых марок на каждого, включая младенцев и глубоких стариков, не считая «фанфуриков», суррогатных жидкостей. Есть чему ужаснуться, есть над чем задуматься.

Вот и участники «круглого стола» в редакции «Шуйских известий» — начальник городского отдела образования Е.В. Катырева, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в г.о. Шуя Е.И. Камышева, главный специалист управления образования Шуйского района Е.Н. Скворцова, благочинный Шуйского благочиния протоиерей Василий Добычин, председатель общества трезвости при Преображенском храме И.В. Крюков, заместитель главного врача ЦРБ по скорой медицинской помощи А.И. Тереничев, заведующий наркологическим отделением А.Р. Пантелеев, клирик Казанского мужского монастыря с. Кузнецово иеромонах Иринарх (Левинтович) говорили о том, как сообща бороться с таким злом, как алкоголизм.

И. Крюков: Наше общество трезвости вышло с инициативой проведения этого «круглого стола», чтобы обсудить вопросы более тесного взаимодействия таких общественных организаций, как наша, и муниципальных, региональных властей. Конкретные предложения есть и у меня, но думаю, что все собравшиеся также выскажутся на этот счёт.

А. Пантелеев: То, что инициатива пошла «снизу», лишний раз подтверждает: история развивается по спирали. Отрезвление общества ещё в дореволюционной России началось именно с создания обществ трезвости, когда в официальной медицине не было еще понимания проблемы, не было структур, которые бы этим занимались. Лишь потом на волне стихийного народного движения начало предпринимать какие-то действия государство. Сейчас мы возвращаемся на круги своя. Вот и при Преображенском храме возникло общество трезвости. Будем надеяться, что такие общества, а они очень востребованы, будут созданы при каждом храме, что обществ анонимных алкоголиков (сейчас в Шуе одно такое общество) тоже станет больше.

— Принимаете ли Вы участие в работе этих обществ?

А. Пантелеев: Я бывал на собраниях общества анонимных алкоголиков. Там люди абсолютно откровенно обсуждают такие вопросы, которые не поднимают и на приёме у врача. Не дают советов, как избавиться от алкогольной зависимости, никому ничего не навязывают, а просто говорят: я поступил так, мне вот что помогло. Другие делают выводы. Проводим мы совместные собрания и с обществом трезвости при Преображенском храме. Там тоже люди чувствуют себя как дома, они жаждут высказаться, исправить ситуацию, в которую попали.
Но есть и государственные структуры, которые призваны решать те же проблемы. Это наше учреждение, полиция, но мы вынуждены опираться на законодательную базу, которая несовершенна.

— Вы имеете в виду невозможность принудительного лечения алкоголика без его согласия, о чём не раз писали в своих статьях?

А. Пантелеев: Ладно, если речь идёт о взрослых людях, но мы и подростков не можем заставить лечиться. Нужно или согласие самого подростка, если ему уже исполнилось 15 лет, или обоих родителей, которые, вероятнее всего, сами относятся к разряду алкоголиков. Мы вынуждены ждать, пока проблема не усугубится, и имеем дело с уже сформировавшейся алкогольной зависимостью и её последствиями. А психоактивные вещества, которые сейчас в основном употребляют подростки, вызывают зависимость очень быстро. Конечно, спасибо законодателям, запретившим торговлю этими веществами, когда по стране прокатилась волна смертей подростков, но, сказав «а», пора уже сказать и «б», законодательно разрешив принудительное лечение несовершеннолетних.
Или ещё одно благое дело — тестирование на наркотики, которое намечено провести в наших учебных заведениях в конце октября. Это тоже значительные государственные средства. Так почему тестирование проводится лишь на добровольной основе? Нетрудно догадаться, у кого рыльце в пушку, тот не захочет пройти тестирование. Так почему бы не сделать его обязательным? Допустим, пришёл подросток на приём к участковому терапевту и тот, заподозрив неладное, назначает тестирование? Ведь никто не возмущается, не чувствует себя ущемлённым в правах при исследовании крови на ВИЧ в стационаре!
Есть хорошие подвижки в законодательстве о принудительном лечении наркоманов, если они совершат преступление. Но в основном наши законы как бы наказывают людей за болезнь, а не за деяния их. Застукали человека в пьяном виде за рулём — наказывайте по полной программе. Это будет гораздо лучше, чем череда запретов для тех, кто готов встать к нам на учёт. Люди перестают обращаться к врачам-наркологам, в результате болезнь заходит столь далеко, что личность теряется необратимо.

— Мой вопрос отталкивается от запрета психоактивных веществ. Но в магазинах, аптеках в свободной продаже столько всяких «фанфуриков», жидкостей для мытья стёкол на основе этилового спирта и т.д. Они дешевы, по карману и взрослым, и подросткам….

А. Пантелеев: Более того. Даже в деревнях самогон в чистом виде уже не продают, а добавляют в брагу этиловый спирт.

Н. Ермаков: К сожалению, в наших аптеках продают что угодно и кому угодно в любых количествах. Проверить мы их не можем. Например, нашёл я аптеку, торгующую спиртосодержащими жидкостями. Или обнаружил, что в одной уважаемой аптечной сети мусорный бак при входе полон упаковок из-под этих пузырьков. Говорю: «Поимейте совесть, хотя бы уберите эту гадость!» И что? Как торговали, так и продолжают торговать, наживаясь на людской беде.

А. Тереничев: Примерно каждый десятый вызов «скорой» связан с заболеванием, вызванным алкогольным опьянением, абстинентным синдромом, либо опьянение послужило причиной бытовой травмы: выпил, упал, сломал руку. Иногда приезжаем мы в какой-то отдалённый район города или деревню, и на нашу «мигалочку» люди идут как зомби из фильмов ужасов. Кто-то хочет выйти из запоя, кто-то с тяжелого похмелья… И проблема эта такого масштаба, что лечить уже надо не столько конкретных индивидуумов, сколько всё наше больное общество. Поясню, что я имею в виду.
Нас с детства учат оперировать информационными категориями, а разум не разрабатывают. Все хотят счастья, любви, ласки, но способы, как этого достигнуть, нигде не прописаны. Например, хочется любви, но почему жениться надо только на длинноногой блондинке со стервозным характером?! Любви-то как раз от неё не дождёшься. То же самое с алкоголем. Все хотят счастья? Налей водки в стакан, отпей глоток и будет тебе «жидкое счастье». Ясно, что алкоголь помогает изменить внутреннее состояние человека, снять напряжение. Но к чему приводит алкоголь? Это тяжкие соматические недуги, с которыми имеют дело врачи, не менее тяжкие социальные последствия (алкоголик теряет семью, работу). Но беда в том, что между причиной — алкоголем и последствиями связи, в основном, не видят никакой. Здесь задача сложная. Прежде всего, надо научиться со стороны взглянуть на самого себя, научиться самому себе говорить правду.

Согласен с Алексеем Рафаиловичем: когда люди приходят на занятия общества алкоголиков, каждый ищет свою истину, каждый открыт для других. Для многих это проще, чем выполнять обязательные рекомендации врача. Но прежде чем начать лечить общество, государство само не должно поступать, как пьяный. Мы уже обсуждали запретительные меры, доходящие до абсурда.

А. Пантелеев: К чему это приводит? Человек, вставший на учёт как алкоголик не может получить водительские права. Если для него это единственный способ заработать, то вполне возможен срыв: от отчаяния он снова начнёт пить…

В доперестроечные времена с пьянством успешно боролись такие общественные институты, как профсоюзные собрания, товарищеские суды и т.д. Алкоголиков направляли в ЛТП, и какое-то время семьи хотя бы могли от них отдохнуть. Но всё это, к сожалению, в прошлом, сейчас люди оказались предоставленными самим себе. Пьющие личности, и таких очень много, находятся как бы вне общества, вот что страшно… И у местных властей руки связаны.

Н. Ермаков: Шуя по заболеваемости алкоголизмом занимает в области второе место после Вичуги, превышая в 2,5 раза общероссийский показатель. Конечно, эти цифры ни в коем случае не дают представления об истинном положении вещей. На деле всё ещё хуже. И это отнюдь не медицинская, это чисто социальная проблема, которой должно заниматься государство, но не полумерами, как сейчас. Многие регионы, в частности, в Сибири, передали часть своих функций муниципалитетам. У нас же регион ещё что-то может сделать, а муниципалитет — практически ничего. Да, первичной профилактикой достаточно много занимаются учреждения образования, но, и с этим я абсолютно согласен, прав у муниципалитета никаких нет ни по запрету, ни по согласованию, ни по разрешению. Мы можем только смотреть на эти безобразия и периодически сообщать о них «наверх», чтобы пришли с проверками из полиции или контролирующих органов области.
Иными словами, муниципалитеты должны получить какие-то права, чтобы навести порядок на своих территориях, регулировать и места, и «точки» продажи спиртного не так, как сейчас. А проблема-то в чём? Огромные деньги, которые крутятся в этом бизнесе. Поэтому и лоббируют законопроекты депутаты различных уровней. По моему глубокому убеждению, торговля спиртным должна быть монополией государства со всевозможными ограничениями продажи. Пусть хотя бы деньги текут не в частные карманы, а в госбюджет.

— Сейчас развернулась настоящая полемика вокруг законопроекта, что водку можно будет продавать молодым людям только после того, как им исполнится 21 год. Что вы на это скажете?

Н. Ермаков: Какой крик подняли, как же, хотят ущемить права личности! А мы теряем уже не одно поколение таких «личностей». Получаем детей-уродов с различными патологиями. Возьмём хотя бы первородящих женщин в возрасте до 23 лет, 80% которых не скрывают, что выпивали в течение беременности. Их дети уже не могут быть полноценными!

Протоиерей Василий Добычин: Я буду очень рад, если возобладает здравый смысл и спиртное начнут продавать с 21 года. Нужно понять, что к 21 году человек не только формируется физиологически, а главное — психика встаёт на своё место. Юноши к тому же успевают отслужить в армии.

Н. Ермаков: Табак теперь спрятали, он не бьёт в глаза, а спиртным торгуют на каждом углу. В Европе всё иначе. Возьмём хотя бы Стокгольм, столицу Швеции. На весь город-миллионник менее 10 «точек» продажи спиртного, к которым выстраиваются огромные очереди. Причём, торгуют только в определённое время и не каждый день. А у нас? Неподалёку от ЦРБ есть магазинчик, где продают спиртное. Как ни пытался я доказать пагубность такого соседства, ничего у меня не вышло. До входа более 50 метров, а значит, разрешено, и наши пациенты из травмы с переломами проторили туда дорожку…
Или ещё пример. 150-граммовые стаканчики с крышечками продают прямо в магазинах. Пей хоть прямо у прилавка! Кто за этим может уследить? Только органы внутренних дел, но у них есть задачи и поважнее. Местные власти ничего не могут сделать. Поэтому повторюсь: муниципалитету нужны права и нужна государственная монополия на торговлю спиртным.

И. Крюков: У меня предложения к Алексею Ивановичу Тереничеву, ведь он является также депутатом городской Думы, и к представителю городской администрации Николаю Акимовичу Ермакову. Можно ли разместить на машинах «скорой помощи» наклейки, социальную рекламу, призывающую к здоровому образу жизни? Мы бы сами заказали такие наклейки. Николай Акимович сказал, что муниципалитеты не наделены практически никакими полномочиями. Но хотелось бы, чтобы 11 сентября — во Всероссийский день трезвости, который празднуется второй год, хотя бы до 12 часов дня .в городе не продавался алкоголь.

Н. Ермаков: Два слова о социальной рекламе на «скорой». На спецтранспорте никаких наклеек быть не должно, это запрещено. А вот автобусы частных перевозчиков задействовать можно! Будем договариваться с самими перевозчиками, некоторые из которых являются депутатами городской Думы, им и карты в руки. Что касается Дня трезвости, то, в принципе, ограничить торговлю спиртным вполне возможно. Ведь это не праздник, когда пьют и гуляют, а важное общественно-политическое мероприятие. И уж если запрещать торговлю спиртным, то не до 12 часов, а на весь день. Тогда это мероприятие заметят. Пусть наши депутаты выходят с таким предложением на областную Думу, Дума принимает соответствующий региональный закон.

И. Крюков: Ещё вопрос. Недавно принята поправка к антитабачному законодательству, что нельзя курить на остановках общественного автотранспорта. Но курят всё равно! Нельзя ли получить разрешение администрации для расклейки на остановках запрещающих знаков?

Н. Ермаков: Законодательство это не запрещает. Давайте готовить письмо на имя главы администрации города, чтобы было принято соответствующее распоряжение.

А. Тереничев: Во многих автобусах такие знаки уже висят…

Хотелось бы выслушать точку зрения тех, кто непосредственно работает с детьми и подростками.

Е. Камышева: В 90-е годы произошёл перелом в общественном сознании, и наша комиссия по делам несовершеннолетних работает сейчас с последствиями этого перелома — злоупотреблениями алкоголем и психоактивными веществами детей, подростков. Для сравнения взяла статистические отчёты за 2014-2015 годы. Количество материалов по так называемым «пьяным» статьям примерно то же самое. Но за последние годы наблюдается тенденция к увеличению материалов в отношении родителей, которые не должным образом исполняют свои родительские обязанности. В первую очередь, это связано с алкоголем. Так, на прошлом заседании комиссии привлекалась к административной ответственности мать за то, что в 5 часов утра находилась в баре «Пробка» с ребёнком, которому не исполнилось ещё шести лет. Из путаных объяснений матери трудно было понять, или она искала своего гражданского мужа по злачным местам, взяв с собой ребёнка, или муж её там искал, а женщина оказалась замешанной в пьяной драке и в это время уже находилась в отделении полиции… Но тем не менее ребёнок оказался в ненужное время в ненужном месте. — Помнится, был принят региональный закон, определяющий ответственность родителей за нахождение детей до 18 лет в подобных учреждениях. Он работает и сейчас?

Е. Камышева: К сожалению, этот региональный закон, видимо, не подпадал под какие-то нормы федерального законодательства и был отменён. Конечно, очень хотелось бы возвратить его. В своё время мы на основании этого закона определили решением Думы перечень мест, где реализуют алкогольную продукцию, куда вход несовершеннолетним был запрещён на уровне муниципалитета. Но с утратой законных оснований и эти нормативные документы перестали работать. Поскольку мы сегодня собрались по инициативе общества трезвости, хочу сказать о том, что в комиссию входят представители систем профилактики, образования, здравоохранения и т.д. Да, мы не можем направить кого-то на принудительное лечение, принять такое решение правомочен только суд, но мы можем дать рекомендации на проведение консультирования как подростков, так и их родителей. Так, может быть, представители общества согласятся, чтобы их включили в состав комиссии по делам несовершеннолетних? Буквально на каждом заседании у нас рассматривается порядка 20 материалов, и львиная доля их связана с употреблением алкоголя как родителями, так и детьми, поэтому так важно получить информацию из первых рук, а в дальнейшем подключиться к профилактической работе с семьёй или подростком. Думаю, это будет правильно, объективно и принесёт безусловную пользу.

И. Крюков: Я только «за».- Елена Игоревна, можно ли из сказанного Вами сделать вывод, что истоки бедствия под названием алкоголизи следует искать в семье?

Е. Камышева: Безусловно. Да, школы, учреждения профессионального образования проводят огромную профилактическую работу, но если в семьх пьют родители, имеют отклонения в поведении, то и дети будут копировать их образ жизни. Плохо, что теперь мы не можем воздействовать на взрослых людей с помощью трудовых коллективов, различных общественных организаций, как было в доперестроечные времена, но с детьми работать можно и нужно, и в дальнейшем это, возможно, даст свои плоды.

Н. Ермаков: Крепкие предприятия и сейчас продолжают заниматься профилактикой, а те, которые балансируют на грани выживания, конечно, нет. Загляните в Интернет. Мне понравилась компания «Русал», где активно ведётся антиалкогольная работа. А руководителям наших предприятий, даже тем, которые остаются на плаву, это просто не нужно. Зачем тратить время на пьяниц? Их проще уволить по статье, и свято место при нынешней безработице пусто не будет. Да и к руководству предприятиями пришли, в основном, «пришлые» люди, которые не болеют душой за наш город…

А. Тереничев: Как можно лечить от алкоголизма отдельно взятого индивидуума, когда, по моему убеждению, больно всё общество?

Н. Ермаков: И тем не менее убеждён, что начинать эту работу надо с раннего детства, со школы, а у нас сейчас далеко не в каждой школе есть психологи и социальные педагоги… — Вопрос представителям отделов образования: таких специалистов самих по себе не хватает, есть незанятые вакансии или школы просто стеснены в средствах и на могут позволить взять их в штат?

Е. Катырева: Это двоякая проблема. И кадров не хватает, и у маленьких школ недостаточно средств для оплаты их труда. В больших школах ставки психологов и социальных педагогов введены, а в маленьких школах мы стараемся решить эту проблему, объединяя школы «по кустам», рассматривая вопросы на методических объединениях, привлекая к работе психологов из более крупных школ. Такая практика существует. Очень много делают классные руководители, привлекая специальные организации для помощи в решении этих вопросов, сопровождения семей, требующих особого внимания. — Какая модель была бы с Вашей точки зрения оптимальной? В большой школе достаточно одного психолога или их нужно для разных возрастных категорий учащихся?

Е. Катырева: Я думаю, что такая плановая, целенаправленная работа должна строиться в комплексе социального педагога и психолога. Подобная связка работала бы на все сто процентов. Это помощь и классным руководителям, и всему педагогическому коллективу, и родителям.

Е. Скворцова: Не будем забывать, что к нам присоединяются ещё и наши партнёры — полиция, здравоохранение. Школы стали более тесно сотрудничать с обществом трезвости, православным духовенством. Конечно, главное направление у нас — профилактическая работа. Сельским школам полегче в том плане, что родители у нас на виду, мы можем более тесно взаимодействовать с ними. А в целом согласна с Еленой Витальевной, что связка — социальный педагог и психолог — необходимы в каждом образовательном учреждении. Крупные школы их имеют, а для малокомплектных школ такой возможности уже нет. — Мне всегда казалось, что на селе несколько иной менталитет учителя. В нему более уважительное, доброе отношение со стороны местных жителей…

Е. Скворцова: Так оно и есть. Авторитет учителя продолжает работать.

Е. Катырева: Давайте затронем такую тему, как СМИ. Из года в год накануне Дня учителя все ток-шоу затрагивают эту тему только с негативной точки зрения, навязывая предвзятое мнение об учителе и школе в целом. Мы воспитываем личным примером, правильно? Но какой пример перед глазами детей и их родителей, если обществу преподносится сплошной негатив? Необходимо распространять позитивный опыт успешных людей.

И. Крюков: У меня есть предложение и для наших отделов образования. Мы со своей выставкой побывали уже во многих школах, но порой выставка получается «молчаливой», по её материалам в некоторых школах никакой работы не ведётся. А ведь мы тоже могли бы прийти в школу, пообщаться с детьми, показать видеоролики общественной организации «Общее дело», которые ничего, кроме пользы, не принесут.

Протоиерей Василий Добычин: Это не совсем так. Про все школы не могу сказать, но доподлинно знаю, что в части школ классные руководители работали с этой выставкой, доступным образом знакомили с ней учеников. — Но если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе! Если в какой- то школе ваша выставка остаётся «молчаливой», почему бы обществу трезвости не обратиться к директору школы, а если не поможет — в муниципальные отделы образования? Не сомневаюсь, что проблема тут же была бы решена.

Е. Камышева: Никогда не устану повторять: всё начинается с семьи, поэтому было бы очень хорошо, если б эти видеоролики были показаны не только на классных часах детям, но и их родителям на школьных собраниях.

Протоиерей Василий Добычин: Здесь была затронута важная тема — несовершенство законодательства. Если вспомнить наше детство, то зайти в магазин, где продавали водку, ребёнку было практически невозможно. Водка продавалась с отдельного хода. Конечно, было очень любопытно заглянуть туда хоть одним глазком. На полках — от силы 6-7 видов горячительных напитков, коньяк и всё. Очень хорошо что сейчас закрыли табачные отделы, потому что красочные упаковки сигарет уже сами по себе были чрезвычайно привлекательны для подростков. Хорошо было бы, если б алкоголь тоже продавался в специализированных магазинах, как в Стокгольме. Ещё один важный вопрос — медвытрезвители. На прошлой неделе вдруг вспомнили на государственном уровне: ай как плохо, что мы их закрыли! А статистика-то страшноватая: за год в нашей стране только от переохлаждения в состоянии алкогольного опьянения погибло 60 тыс. человек. То есть, замёрзли пьяными. А куда их девать? Раньше можно было позвонить в медвытрезвитель, сообщить, что пьяный валяется на улице. И ведь далеко не все они — люди асоциальные. Бывает, что и вполне добропорядочный гражданин переберёт спиртного и не сможет дойти до дома… — Когда медвытрезвители закрывали, наша газета писала о том, что этого не следует делать…

Протоиерей Василий Добычин: Давайте вспомним и о том, что в Указе Президента было сказано о закрытии медвытрезвителей там, где это целесообразно. А чиновники в целях экономии позакрывали медвытрезвители везде, видимо, в надежде на глобальное потепление…

Н. Ермаков: Область сразу зашегутилась по этому поводу, а то, что я ещё несколько лет назад писал о недопустимости закрытия медвытрезвителей, почитали и забыли…

Протоиерей Василий Добычин: Хочу сказать и о том, что важную роль здесь играет наш менталитет. Общество в Европе по-другому смотрит на нарушения закона, которые совершает сосед. Каждый считает своим долгом сообщить о неблаговидном поступке соседа куда надо, это не расценивается окружающими как «стукачество». А что у нас? Идёшь по лестнице в многоэтажке. На каждой лестничной площадке таблички «Не кури!» и трое- четверо стоят, дымят. Подхожу, говорю: «Что вы делаете? Выше вас в трёх квартирах дети, а дым, как известно, поднимается кверху». В ответ слышу: «А твоё какое дело?». И никто из соседей не позвонит в полицию, чтобы приехали, составили административный протокол на курильщиков. Или ещё такое наблюдение. Регулярно в начале учебного года около нашего прихода появляется группа пьяных подростков из ближайшего учебного заведения. Как правило, это первый курс, вырвавшийся на свободу из-под родительского присмотра. Могу провести аналогию с теми молодыми людьми, которые отправляются на заработки в большие города и там бывают предоставлены самим себе. Как удержаться от соблазна не попробовать запретный плод? Тормозов нет, родители далеко, никто меня не знает.. Это беда нашего общества. Сколько из-за этого происходит разводов, сколько детей растёт в неполных семьях! Но вернусь к первокурсникам. Проходит год. Тех, кто ничего не хочет понимать и совсем отбился от рук, отчисляют, остальные берутся за ум. Где- то на них повоздействуют в учебном заведении, где-то — на комиссии по делам несовершеннолетних, в полиции, где-то сами поумнеют и научатся обходить острые углы.

Е. Камышева: Иллюстрация к сказанному — недавнее заседание нашей комиссии. Трое парней из Верхнего Ландеха, Палеха и Комсомольска учатся на и первом курсе Шуйского многопрофильного колледжа. Все были задержаны в пьяном виде, и только один из них, из Верхнего Ландеха, сказал: «Простите, пожалуйста, я больше не буду! Только не сообщайте родителям, они ничего не знают!». Остальные восприняли происходящее, как будто так и надо. — То есть, Вы тоже считаете, что корни зла — в семье?

Протоиерей Василий Добычин: Убеждён, что для молодого поколения в 90% случаев модель поведения — семья, остальное — наше окружение. И очень хорошо, что сейчас реализуются социальные проекты по привлечению молодёжи, допустим, к хоккею, футболу, здоровому образу жизни. Конечно, регион наш дотационный и таких площадок ещё недостаточно, но они уже начали появляться. И в нашем городе теперь есть зелёное футбольное поле, бассейн. В Филино — хоккейная и детская игровая лощадка. Да оттуда дети не вылезают! — Хотелось бы услышать мнение отца Иринарха.Он впервые за нашим «круглым столом».

Иеромонах Иринарх (Левинтович): Алкоголизм — это проблема даже не медицины, не психиатрии, это проблема духовная. Человек с помощью спиртного решает свои внутренние проблемы, Это страсть, с которой он сам справиться не может. У алкоголика уже нет иного пути, это так называемое тоннельное видение. Даже если медики почистят ему кровь, они не помогут, потому что пагубное пристрастие остаётся. Алкоголик может сходить к психиатру, бабке, может закодироваться и продержаться год-два, но внутреннее напряжение продолжает расти, появляются признаки серьёзных психических заболеваний. Не случайно родные тех, кто закодировался, иногда говорят: «Уж лучше бы пил…». А потом алкоголик снова сорвётся, и будет это страшнее прежнего. То есть, лечат от одного, а человек попадает в худшее положение. Не случайно православная церковь приняла концепцию по борьбе с алкоголизмом. У нас это немного не так понимается. Считается, что человек живёт духовной жизнью, если он ходит, например, в театры, музеи, занимается наукой, искусством. Но чтобы измениться духовно, получить полное исцеление, пьющий человек должен обратиться к Богу. Духовная радость не сравнится ни с какой другой. Если человек ощутил эту радость, ему стало хорошо, зачем ему пить? Я же не стану после ананаса есть гнилую картошку. Потому что одно дело — бросить пить, другое — научиться трезвому образу жизни. Это разные вещи. — Можете ли Вы вспомнить конкретные случаи, когда люди пришли в храм, приобщились к церковным таинствам и это помогло им отказаться от своего пагубного пристрастия?

Иеромонах Иринарх (Левинтович): При нашем храме тоже существует общество трезвости. Фактически целый приход сформирован из людей, которые бросили пить, стали воцерквлёнными.

И. Крюков: В заключение нашего разговора хотелось бы обратиться к присутствующим здесь представителям городской администрации, Думы по проведению Всероссийского дня трезвости. Пока мы его проводим силами общества трезвости, прихода Преображенского храма, а хотелось бы, чтобы ещё и город подключился, чтобы это было масштабное, запоминающееся мероприятие.

А. Пантелеев: Будем все вместе лечить общество, это замечательная идея!

АМФИЛОХИЙ ПОЧАЕВСКИЙ

Преподобный Амфилохий Почаевский

Амфилохий Почаевский (1894 — 1971), схиигумен, преподобный

Память 29 апреля, 19 декабря (Укр.) и в Соборах Волынских и Галицких святых

В миру Яков Варнавович Головатюк, родился 27 ноября 1894 года в селе Малая Иловица в Волынской губернии (ныне Шумский район Тернопольской области) в в многодетной крестьянской семье. В крещении был назван Иаковом, в честь мученика Иакова Персиянина. С ранних лет Яков, погруженный в хозяйственные заботы, видя благочестие своих родителей, которые и из дому не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое. В юношеском возрасте Яков не раз помогал отцу, к которому часто обращались как к хорошему костоправу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Якову в дальнейшем.

В 1912 году Яков был призван в армию. Во время Первой мировой войны служил в 165 стрелковом полку в городе Луцке, затем вместе с полком направлен в город Томск, исполнял обязанности фельдшера. Под конец войны попал в плен. Был отправлен немцами в Альпы, где три года работал на местного фермера. Яков заслужил доверие и любовь своего хозяина, так что тот даже намеревался женить его на своей дочери. Но в 1919 году Яков совершил побег и вернулся в родное село, где стал заниматься привычной крестьянской работой и помогал больным, обращавшимся за помощью.

В 1925 году был принят послушником в Почаевскую Лавру. Исполняя возлагаемые на него послушания, делал сани и колёса, пел на клиросе.

8 июля 1932 года был пострижен в монашество с именем Иосиф.

21 сентября 1933 года рукоположен во иеродиакона епископом Антонием (Марценко), 27 сентября 1936 года — во иеромонаха епископом Дионисием.

Окончил полный курс иноческо-богословской школы при Почаевской Лавре.

3 октября 1941 года назначен помощником эконома.

Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных — особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника Лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище, здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом, предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления — кто телесного, кто духовного.

Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве.

В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооружённых человек ворвались в его келию и потребовали еды, после того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитал «Отче наш», «Богородицу», «Верую», начал читать «Отходную»… Прибежал отец Иринарх, обеспокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца… Смерть миновала. Вскоре после этого отца Иосифа перевели обратно в Лавру.

10 мая 1951 года назначен помощником блюстителя Стопы Божией Матери.

18 июля 1952 года назначен садоводом лаврского сада с освобождением от прежнего послушания.

24 февраля 1953 года возведен в сан игумена.

4 мая 1954 года назначен на послушание при свечном ящике.

24 ноября 1955 года освобожден от прежнего послушания и назначен на клиросное;

6 апреля 1957 года освобожден от клиросного послушания и назначен духовником богомольцев.

25 января 1959 года назначен продавцом свеч в храмах Лавры.

С 1959 по 1962 год исполнял послушание духовника и др.

Схиигумен Амфилохий

В конце 1950-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, сказал: «На, тримай і нікому не віддавай». Недоумевающим милиционерам кинул: «Архієрей — хазяїн Церкви! А ви? геть звідси! Люди, гонітъ їх!», — обратился он к присутствующим местным жителям. Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам. Отец Иосиф знал, что власть этот поступок ему не простит, знал, когда и как придут за ним, но ничего не предпринимал.

Через несколько дней за ним приехал «черный ворон», и его отвезли в психиатрическую больницу в Буданове, что за Тернополем. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.

Осенью 1965 года о. Иосиф вернулся в родное село и поселился у племянницы Анны, дочери покойного брата Пантелеимона, которая жила в этом же селе в новом небольшом доме. Во дворе он устроил высокую голубятню, а под ней маленькую часовню. За часовней поставили длинный обеденный стол для богомольцев, а также построили молельню. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей.

Прп. Амфилохий Почаевский

Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца. В декабре 1965 года один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. Восемь часов пролежал батюшка в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем в честь святителя Амфилохия Иконийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.

С северной стороны двора построили длинный корпус и в нем устроили трапезную и кухню, приемную для больных, спальню для послушниц и домовую церковь — длинный зал с двумя боковыми комнатами: в одной хранилось церковное облачение, в другой — отец Иосиф молился и отдыхал. Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья, послушницы помогали в работах на участке.

О. Амфилохий предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда». Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке. Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.

Скончался 1 января 1971 года.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского

3 апреля 2002 года канонизирован решением Священного Синода Украинской Православной Церкви. Чин прославления был совершён 12 мая того же года митрополитом Киевским Владимиром в Успенском храме Почаевской Лавры. 13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают и ныне рядом с мощами последнего.

8 декабря 2005 года имя прп. Амфилохия было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Алексия II, его память отмечается 29 апреля.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .

Молитвословия

Тропарь, гл. 4 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Земли́ Волы́нския пресла́вна подви́жника/ и оби́тели Поча́евския досто́йна насе́льника,/ люде́й правосла́вных изря́дна цели́теля,/ яви́ тя́ Це́ркви Свое́й Христо́с Бо́г на́ш,/ преподо́бне о́тче Амфило́хие,/ Ему́же усе́рдно моли́ся// от наве́т вра́жиих свободи́тися и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Изволе́нием Де́вы Пречи́стыя/ в оби́тели Почае́встей всели́лся еси́,/ иде́же, подви́жническое и ско́рбное житие́ провожда́я,/ да́ром моли́твы у́мныя обогати́лся еси́/ и Ца́рствия Небе́снаго насле́дник яви́лся еси́./ Те́мже вопие́м ти́:/ ра́дуйся, Амфило́хие, о́тче блаже́нне,// целе́бниче и чудотво́рче.

Ин кондак, глас 3 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Я́ко ве́ры Правосла́вныя ревни́тель/ и благоче́стнаго жития́ учи́тель,/ в боле́знех и ско́рбех изря́дный помо́щник (и защи́титель ),/ пред Го́сподем предстои́ши, преподо́бне Амфило́хие,/ сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ защити́ оби́тель, в не́йже подвиза́лся еси́,// и спаса́й на́с моли́твами твои́ми, о́тче блаже́нне.

> Награды

  • набедренник (1 июля 1941)
  • наперсный крест (26 октября 1941)
  • палица (6 апреля 1957)

Амфилохий почаевский пророчества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *