Историческое сочинение: 1157 — 1174 (правление Андрея Боголюбского)

1157 — 1174

Период 1157 – 1174 гг. – это время правления Андрея Юрьевича Боголюбского — Великого князя владимирского и всей Руси, сына Юрия Долгорукого, внука Владимира Мономаха, одного из выдающихся государственных деятелей Древней Руси. Своей столицей Андрей сделал «пригород» Ростова – Владимир, который вскоре стал одним из красивейших городов Руси XII в. Этот период в истории России отмечается, во — первых, укреплением Владимиро – Суздальской государственности и дальнейшим падением престижности киевского престола; во – вторых, политикой, направленной на объединение русских земель под верховной властью владимирского князя ; в – третьих, расцветом культуры владимирской земли .

Наиболее важную роль в истории Руси этого периода сыграл сам Андрей Боголюбский, избранный Великим князем Владимирским суздальской и ростовской знатью на княжение после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году, т.к. считается одним из предвестников формирования единоличной власти на Руси.

1.Укрепление Владимиро – Суздальской государственности и дальнейшее падение престижности киевского престола. Андрей Юрьевич Боголюбский родился и вырос на севере и, в отличие от отца, главной своей опорой считал родные земли. Получив от Юрия управление в Вышгороде (близ Киева), еще при жизни отца покинул его и со своим окружением ушел в Ростов. Уходя, он взял с собой в Ростово – Суздальскую землю знаменитый образ Богоматери, написанный, по преданию, евангелистом Лукой и переданный отцу Боголюбского Константинопольским патриархом Лукой Хризовергом. По преданию, неподалеку от Владимира лошади, везшие икону в Ростов, остановились и не хотели идти дальше. Андрей приказал раскинуть шатры, во сне ему явилась Богоматерь и приказала написать икону, на которой изобразить ее так, как она привиделась князю, а кроме того, оставить ее образ, взятый из Вышгорода, во Владимире. Наутро обоз с иконой благополучно двинулся далее, достиг Владимира, и икона была поставлена в Успенской соборе города, где находилась до конца XV в., когда была перенесена в Москву. На месте чудесного явления Богоматери Андрей основал свою резиденцию, которая была названа «Боголюбово». Икона, привезенная князем Андреем, впоследствии стала самой почитаемой на Руси, защитницей Москвы и по месту своего первоначального пребывания получила название «Богоматерь Владимирская» (сейчас она хранится в Третьяковской галерее).

После смерти отца в 1157 году Андрей Боголюбский не стал занимать киевский престол, а остался в своей земле и перенес ее столицу из Ростова во Владимир – на — Клязьме. На укрепление и украшение своей столицы он не жалел средств. Неподалеку от Владимира он создал свою резиденцию Боголюбово. Находясь во Владимире, Боголюбский продолжал держать под своим контролем Киев и в 1169 году напал на него. Город был взят приступом «на щит», разгромлен и сожжен, что прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Однако, взяв Киев, Андрей не пожелал остаться в нем, а перевел сюда своего брата Глеба из Переяславля. Сам он возвратился во Владимир – на Клязьме. Затем попытался подчинить себе Новгород, но безуспешно (1170). Тогда он задержал хлеб, идущий в Новгород через владимиро – суздальские земли, и вынудил новгородцев сменить князя. Удалось Боголюбскому укрепить также восточные границы Владимиро – Суздальской земли успешными походами на волжских булгар (1164, 1172).

2. Политика, направленная на объединение русских земель под верховной властью владимирского. В своей политической борьбе Андрей Боголюбский умело сочетал военное искусство с дипломатией: понимая, что удельные распри губят русскую землю, и боясь усобиц, Андрей удалил из Ростово – Суздальской области в Грецию всех родичей – младших братьев и племянников, выгнал старых отцовских бояр, которые привыкли вмешиваться в княжеские дела. Он был сторонником сильной княжеской власти, порой деспотичным и непокорным.

Поэтому неудивительно, что политика Боголюбского, направленная на объединение русских земель под верховной властью владимирского князя, вызвала сопротивление других князей и местной знати. Андрей был убит боярами – заговорщиками в своем пригородном замке Боголюбове, где постоянно жил (отсюда прозвище Боголюбский).

3. Расцвет культуры Владимиро – Суздальской земли. При Андрее начался расцвет культуры владимирской земли. Стремясь освободиться от влияния Византии, стал приглашать западноевропейских мастеров. Его еще также называют родоначальником русского белокаменного зодчества. Во Владимире были построены церковь Успения Богородицы (1158) с позолоченным куполом и Золотые ворота (1164), подобные киевским, храм Покрова на Нерли (1165). Кроме церквей были возведены монастыри Спасский и Вознесенский. Постоянные большие постройки привлекали многих искусных мастеров из других мест, увеличивали население городов. Вводятся новые праздники: Спас (1 августа) и Покров (1 октября). По своему благочестию и набожности Боголюбский напоминал деда своего, Владимира Мономаха. За свою добродетель и мученический конец церковь причислила его к лику святых.

Давая историческую оценку данному периоду можно привести высказывание известного русского историка В. Ключевского : » От всей фигуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нем эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. «Такой умник во всех делах, – говорит о нем летописец, – такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т. е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своем Боголюбове, наделал немало дурных дел. Собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего темного угла, на Клязьме».

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский и праздник Покрова Богоматери

Покров — русский новый праздник национального торжества, великой радости принятия Богородицей под Свой омофор Святой Руси. И хотя он был основан на событии, имевшем место в Византии, он устанавливался он как знак именно русского Православия для прославления Заступницы нового Ее удела — Руси Залесской.

Покров Богоматери. Икона из Зверина монастыря, В.Новгород. 1399 г.

Согласно преданию, Пресвятая Богородица была покровительницей Ее земных уделов — Иверии и горы Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов, благодаря заступничеству Божией Матери. К VIII — IX векам в храмах Константинополя были собраны все главные святыни, связанные с Пресвятой Богородицей: первописанные иконы, Ее пояс, риза и мафорий (омофор), хранящиеся
во Влахернском Успенском храме, Ее посох. Эти святыни, согласно преданию, несущие на себе благодатную силу, неоднократно спасали столицу Византийской империи от нападений иноземцев.

Влахернский храм XIX в.
На месте сгоревшего Успенского храма,
где произошло чудо явления Богоматери 1 октября 910 года

В одном из исторических документов тех времен Константинополь именуется «градом Богородицы». В основу праздника Покрова, установленного на Руси князем Андреем Боголюбским, легло так называемое «Влахернское чудо» — легендарное событие в Константинополе, относимое ко времени правления императора Льва VI Мудрого (886 — 912 гг.). Об этом позволяет судить Житие Андрея Юродивого (X в.), где описано чудесное явление в храме Богородицы. Предание гласит, что столице империи тогда угрожала опасность со стороны вражеского войска, осадившего город. В один из дней осады
(1 октября) по Константинополю разнеслась весть о чудесном видении, ниспосланном почитаемому горожанами юродивому Андрею, славянину по рождению, и его ученику Епифанию. Находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, они увидели Божью Матерь, стоявшую на «воздухе» (облаке) в окружении сонма святых и распростершую свой омофор над христианами. Ободренные этим знамением греки отогнали врагов от города. (Иконография праздника, установленного на Руси,
по-видимому, была принята в Константинополе: около 1392 г. русскому паломнику дьяку Александру показывали во Влахернах икону Богоматери, которую «видел святой Андрей на воздусе за мир молящуся»).

Священная купальня церкви над источником во Влахернах

При священной купальне существовало братство, члены которого помогали больным погружаться в купель. В рукописях Константинопольского Евхология встречаются специальные молитвы, которыми сопровождалось омовение в целебной воде. В 1867 г. землю со св. источником приобрела греческая гильдия и построила над святыней небольшую церковь (тур. Аязма-килисе), сохранившуюся до настоящего времени. Она находится на попечении Константинопольского Патриархата. В 1964 г. была украшена фресками на сюжеты, связанные с историей храма. Справа от алтарной преграды помещены купель чудотворного источника и мраморный фонтан для сбора святой воды.

Восковая икона Влахернской Богоматери
(предположительно 7 в. н.э.) Музеи Московского Кремля

Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Богомладенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток. «Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», — писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.

В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви.
В тот год по почину святого князя Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом «медовый Спас»), — в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами
в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери
1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров — русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку, он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.

Храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию и как приношение похвалы Богу за победу над врагами и прославление Богоматери, приявшей под Свой покров Русь Православную.

Храм Покрова на Нерли

Храм поставлен с большим смыслом: путь по Нерли в Клязьму — это ворота земли Владимирской. Храм Покрова встал в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка князя Андрея. Место для постройки выбрано зодчим не случайно, в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти четыре метра и засыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом цоколе, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь.

Как показали раскопки Н.Н. Воронина, церковь приподнята на искусственном холме, что защитило ее от весеннего половодья — в основании холма заложены фундаменты-субструкции глубиной 5,30 м. Холм был вымощен белокаменными плитами, а здание церкви — окружено открытыми галереями. В стене галереи находилась лестница, ведшая на хоры. (Воронин Н. Н. «Андрей Боголюбский». — М.,2007. — 320 с.).

Реконструкция Храма Покрова на Нерли Н.Н.Воронина

Устанавливая праздник Покрова в 1164 году князь Андрей Боголюбский утверждал идею сохранения русского народа как носителя веры православной в годы татаро-монгольского ига и идею «Третьего Дома Богородицы». Эта идея и путь давали в будущем возможность возрождения Русского государства среди этой смуты. Князь Андрей, при поддержке народа сумел усмирить и смирить всех князей и тем прекратить разорение земли, сумел перенести духовный центр Руси, столицу ее, из разоренного Киева на северо-восток, во Владимиро-Суздальскую Русь, из которой позднее поднялась Русь Московская и Россия. ( Колесов В. В. Повесть о убиении Андрея Боголюбского // СККДР. Вып. 1. С. 365 — 367.) Князь Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список — в пергаменной Псалтири ХIV века. ГИМ, Син. 431), сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), «Слова на Покров» (там же, стлб. 6, 17).

Все остальные народы, вошедшие в состав Золотой орды, вскоре ассимилировались с монголами и стали называться татарами. На средневековых картах Европы наши русские земли называются «Тартария», и все населявшие их — тартарами. Само название «Русь» и «русские» как бы исчезло. Но Древняя Русь возродилась и стала Великой Россией, так как князь Андрей прочно заложил духовные основы Русского государства. Он показал путь собирания Руси московским князьям: по сути, он был первым русским монархом, собиравшим русские земли.
И потому темные силы жестоко убили его в ночь с 17 на 18 июля, когда был убит и последний Российский Император Николай Второй.

Князь Андрей сделал очень много: ко дню гибели по всей северо-восточной Руси уже были построены храмы и монастыри, он успел заложить фундамент будущей самодержавной православной Руси. Как отмечал Л.А.Тихомиров, идея святого князя Андрея «продолжала развиваться, только более осторожно, у его преемников».

Это была политика объединения земли и государственной власти в руках великого князя и его семейства вопреки требованиям родовой удельной системы». Владимиро-Суздальское культурное наследие, созданное при князе Андрее Боголюбском стало основой культуры Московского Царства XIV-XV веков, Золотого века Русского Православного Возрождения.

После смерти князя Андрея сбылись его самые заветные чаяния.
В 1300 году митрополит Владимирский и Всея Руси Максим
перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону — ее главной святыней.

Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита — святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона — первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви.

Наталья Александровна Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа

Влахерны — местность в западной части Константинополя, которая славилась по всему Востоку своими святынями, в том числе Успенской Богородичной церковью, построенной императором Львом I Великим (457 — 474), где в златокованом ковчеге хранились ризы Пресвятой Богородицы, Ее омофор (греч. «мафорий» — головной покров, большое покрывало) и часть пояса.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)
Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

История России

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 — 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей. Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография.

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год. О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству. Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород. Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери. После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом. Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии. Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

Андрей боголюбский достижения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *