Антиминс

Значения в других словарях

  1. Антиминс — (αντιμίσιον) — «вместопрестолие». Это — четырехугольный, из льняной или шелковой материи плат, на котором изображается положение Христа во гроб; по углам помещается изображение четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. антиминс — сущ., кол-во синонимов: 4 вместопрестольник 2 одигон 2 одикон 1 плат 9 Словарь синонимов русского языка
  3. антиминс — антиминс м. Шелковый плат, которым в христианской церкви покрывают престол (в одной из сторон антиминса зашиты мощи какого-либо святого, а на самом антиминсе изображено положение во гроб Иисуса Христа). Толковый словарь Ефремовой
  4. Антиминс — (антимисий). Четырехугольный льняной или шелковый плат, изображающий положение Христа во гроб; А., без которого не совершается таинство евхаристии, находится в православной церкви на престоле и нередко указывает на время ее возведения… Архитектурный словарь
  5. антиминс — АНТИМИНС -а; м. . В христианской церкви: льняной или шёлковый плат, которым покрывают престол (с изображением положения Христа в гроб). Толковый словарь Кузнецова
  6. антиминс — АНТИМИНС м. греч. церк. вместопрестольник; освященный плат, с изображением положения во гроб Иисуса Христа; кладется на престол церковный при совершении св. евхаристии. Антимоний м. или антимония ж. сурьма, ископаемое. Толковый словарь Даля
  7. антиминс — орф. антиминс, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. антиминс — Антиминс, антиминсы, антиминса, антиминсов, антиминсу, антиминсам, антиминс, антиминсы, антиминсом, антиминсами, антиминсе, антиминсах Грамматический словарь Зализняка
  9. антиминс — Антиминса, м. (церк.). Изображение на материи погребения Христа – необходимый предмет для совершения евхаристии. Большой словарь иностранных слов
  10. антиминс — антими́нс «плат, расстилаемый на церковном престоле под чашей и дарохранительницей», с XII в.; см. Срезн. I, 23 и сл. Из греч. ἀντιμήνσιον – то же; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 221; Гр.-сл. эт. 32. Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. антиминс — АНТИМ’ИНС, антиминса, ·муж. (от ·греч. anti — вместо и ·лат. mensa — стол, ·букв. вместопрестолие) (церк.). Изображение на материи погребения Христа — необходимый предмет для совершения евхаристии. Толковый словарь Ушакова

Антиминс — льняной или шелковый плат, изображающий положение Христа во Гроб

Антиминс — (от греч. анти́ — «вместо» и лат. mensa — «стол») — это плат, состоящий из четырех углов и выполненный из льна или шелка. На верхней стороне вшиты частицы святых мощей. Ранее на нем был изображен только крест, а теперь можно обнаружить сцену положения Спасителя во гроб, различные орудия для исполнения казней и четырех апостолов.

Развернутый антиминс с подписью иерарха, который освящал плат

На антиминсе всегда лежит губка, которую называют антиминсной. С ее помощью собираются мелкие частицы Тела Иисуса и частицы, которые были взяты из литургического хлеба в специальную посуду. Также этот предмет служит для того, чтобы протирать руки и губы служителей церкви после совершения Причастия. Он выступает в роли символа той губки, которую подносили к губам Распятого на Кресте Спасителя.

Антиминсы делятся на постоянные и переносные. Последние созданы для походных церквей, так как были противники духовенства, которые надругались над соборами и проводили многочисленные репрессии против верующих.

Изображением на древних антиминсах был лишь крест, а сами платы были маленького размера

Древние антиминсы выполнялись самими священниками, которые доставляли их к иерархам для освящения. Изображения отличались разнообразными узорами, но в XVII в. в России начали производить однообразные платы. Позднее стали выпускать антиминсы, которые были отпечатаны типографским способом и изображали положение Христа во Гроб.

В давние времена антиминс использовался вместо стола, а сейчас без него не совершается литургия

Антиминсы в православной церкви — неотъемлемая часть церковных служб, без которых не совершается ни одна литургия. Именно на них совершается освящение Святых Даров.

Как говорил святитель русской православной церкви Симеон Солунский, на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника , и на них совершается божественное священнодействие Тайн».

Плат считается так называемой «епископской грамотой», на которой оставлена подпись священника, освятившего и преподавшего этот плат.

На фото епископ расположил Святые Дары для освящения и готов к литургии

На Руси антиминсы в православной церкви изначально использовались вместо престола (стола, место нахождения которого было в центре алтаря), заранее освещенного патриархом.

Только к концу 17 века стало обязательным наличие антиминса на «святом столе», даже если он заранее был освящен архиереем. Сейчас этот предмет церковного обряда в закрытом виде все время находится на престоле православной церкви под Евангелием и облачен в илитон – большой плат.

Илитон выполняет практическую функцию: упавшие на него частицы легко убираются

Сосуды для Причастия стоят на антиминсе поверх илитона, который разворачивают лишь для совершения литургии

Илитон — льняной или шелковый богослужебный плат красного цвета, который хранится на «святом столе». Не случайно выбран именно этот цвет. Он символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Илитон необходим для того, чтобы обертывать антиминс.

Илитон разворачивают лишь в процессе Божественной Литургии. Также на нем находятся сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином).

Илитон для антиминса должен быть больше по размеру и обязательно освящен архиерем. Использование илитона для богослужения заключается в том, что он расстилается на «святом столе» незадолго до установления на него Святых Даров и складывается обратно в тот момент, когда в завершении литургии Евхаристические Дары убирают с престола.

Таким образом, выражается благоговение к Святым Дарам. Простирание илитона имеет также практическую направленность. Например, если частицы Святых Даров упадут с богослужебного сосуда они останутся на илитоне и их можно будет легко собрать, и дьякон в конце службы может их использовать.

Ткань для производства илитона используется преимущественно темно-красного или багрового цвета, с целью легкого обнаружения на ней светлых частиц.

Красный цвет илитона ассоциируется с кровью Спасителя, которую он пролил за людей

Чин освящения антиминсов в Никольском монастыре

В день памяти Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан совершил чин освящения антиминсов и Божественную литургию в Николаевском храме монастырского комплекса.

Архимандрит Амвросий (Шевцов), наместник обители с братией в священном сане, секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев сослужили владыке.

За богослужением молились настоятельница Свято-Тихвинского женского монастыря игуменья Вера (Афонькина) с сестрами.

Со словами проповеди по запричастном стихе к молящимся обратился архимандрит Савва (Мажуко).

По окончании богослужения владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, обратился к молящимся со словами архипастырского назидания и совершил литию на могиле приснопамятного архиепископа Аристарха (Станкевича) (+2012).

* * * Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия

Чин освящения антиминсов совершается один раз в несколько лет и только епископом. Их освящение совершается следующим образом.

Перед Литургией антиминсы кладутся на престол. Частицы святых мощей, число которых должно быть равно числу освящаемых антиминсов, полагаются на дискосе, который покрывается звездицею и покровцем, и ставится на жертвенник, где над ним возжигают две свечи. Священники ждут архиерея в храме. Епископ входит в алтарь через Царские врата и перед престолом молится над антиминсами, читая особую молитву, в которой просит, чтобы Господь освятил их.

Затем все присутствующие в храме и владыка молятся о ниспослании Духа Святого на антиминсы, преклонив колена.

Священнослужитель ставит на приготовленном столе, справа от престола, три стеклянных сосуда — один с красным вином, другой с розовой водой и третий пустой. В пустой сосуд архиерей вливает вино и розовую воду. Эта смесь красного вина и розовой воды называется родостамна.

Протодиакон произносит в алтаре великую ектению. По окончании ее архиерей, преклонив голову, читает молитву над родостамной и трижды ее знаменует. Затем он трижды крестообразно окропляет родостамной антиминсы (обычно совершается троекратное окропление), произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и: «Окропиши мя иссопом и очищуся…» и далее псалом до конца.

Затем владыка возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков» и помазывает антиминсы святым Миром.

При этом диакон произносит: «Вонмем», а архиерей: «Аллилуиа» (трижды). На каждом антиминсе архиерей делает три креста кисточкой, обмакнутой во святое Миро: один посредине и два по обе стороны. В это время поется псалом 132-й…

Далее, после других молитв, владыка идет к жертвеннику. Там он читает все те молитвы, которые читает архиерей при перенесении мощей в чине освящения храма. Затем, взяв на голову дискос со святыми мощами, архиерей идет с ними от жертвенника, через северные двери, с возжженными лампадами и рипидами, при пении тропаря: «Иже на камене веры…» и трех ирмосов, и так доходит по солее до закрытых Царских врат. Здесь останавливается и, обратившись лицом к Царским вратам, велегласно возглашает: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы, Господь сил, Той есть Царь славы». При словах: «Господь сил…» врата отворяются. Архиерей входит внутрь алтаря и обходит вокруг престола дважды, при этом поет первый раз: «Святии мученицы…», во второй обход: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало…», поставляет дискос со святыми мощами на престол. Взяв кадильницу, архиерей обходит вокруг престола, кадя его со стоящими на нем святыми мощами, читая до конца псалом 25-й.

Затем владыка читает иные молитвы, берет частицы мощей и вкладывает их в мешочки, нашитые на оборотной стороне антиминса (мешочки для мощей), зашивает. После этого начинаются часы и Божественная литургия по чину.

После Литургии освященные антиминсы увозятся в епархию.

Антиминс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *