Апологеты

Некоторые особенности:

Апологетика (от греч. apologia — защита) — раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения.

Именование «апологет» закрепилось в основном за раннехристианскими писателями 2-3 вв., создавшими особый жанр богословско-полемических сочинений — апологии.

История апологетики

* проф. Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины»
(§ 2. Краткий очерк истории Апологетики)
* Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские.

Условно историю апологетики можно разделить на след. периоды:

  • Апологетика раннехристианская и эпохи Вселенских Соборов (II–VII вв.)
  • Апологетика Средневековья и эпохи Возрождения (VIII–XV вв.)
  • Апологетика Нового времени (XVI–XIX вв.)
  • Апологеты ХХ века

Раннехристианская апологетика

  1. Направленновть на иудаизм

    Основная тема — мессианство Иисуса

  2. Направленновть на язычников

    Тематика:

    • монотеизм
    • уникальности Богоявления во Христе,
    • опровержение различного рода обвинений против христиан

Представители:

Кодрат

Аристид

Аристон Пелльский

Св. мученик Иустин-Философ

Татиан Ассириец

Ермий Философ

Милтиад

Аполлинарий Иерапольский

Афинагор Афинянин

Мелитон, еп. Сардийский

Св. Феофил, еп. Антиохийский

Минуций Феликс

Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200)

Св. Аполлоний Эфесский произнес апологетическую речь в правление имп. Коммода (180–192).
(Сохранилась в мученических актах).

Помимо прочих сочинений апологии пишут:

  • Климент Александрийский
    • «Протрептик» («Увещание к эллинам»)
  • Псевдо-Мелитон
    • «Слово к Антонину» (нач. III в.).
  • Ориген
    • «Против Цельса»
  • Евсевий Кесарийский
    • «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (Praeparatio evangelica, 312–322).Стимулом для написания было появление в 260 г. 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия.
    • «Против Иерокла» (311-313)
      Об Иерокле
  • Тертуллиан
    • «К язычникам» 2 книги (Ad nationes, 197).
      .
    • «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197)
    • послание к Скапуле, проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212)
    • «Против иудеев» (Adversus Iudeos; между 198 и 206)
  • свт. Киприан Карфагенский
    • «Книга о суетности идолов» (De idolorum vanitate),
      .
    • В «Книге к Деметриану» (Ad Demetrianum, ок. 252),
    • «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249)
  • Арнобий Старший
    • 7 книг «Против язычников» (Adversus nationes; кон. III — нач. IV в.)
  • Лактанций
    • «Божественные установления» в 7 книгах (Divinae institutiones; 304-313)
    • «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303)
    • «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).

Апологетика эпохи Вселенских соборов

Апологетика постепенно переходит от борьбы с внешними врагами к защите чистоты веры и нравственности от их искажения внутри самого христианства.

Средневековье

Апологетика этого периода ориентирована на полемику с исламом.

  • Прп. Иоанн Дамаскин «Разговор сарацина и христианина»
  • Сочинения Никиты Византийского, императора Иоанна VI Кантакузена
  • Кардинал Николай Кузанский «Опровержение Корана»

В Испании в 1250 году для подготовки апологетов с целью борьбы с исламом и иудейством был открыт специальный институт.

Эпоха Возрождения

Причины для развития апологетики:

  1. развитие рационализма, чему способствовало переосмысление античного мировозрения
  2. развитие антропоцентризма

Иероним Савонарола «Торжество креста против мудрых века»
Раймунд Сабундский «Естественное богословие»

Новое время (после Реформации)

Реформация была толчком к развитию многих нецерковных и антихристианских идей и философских направлений (деизм, пантеизм, материализм)

Английская апологетическая школа (борьба с деизмом)

Нидерланды:

Гуго Гроций «Об истинности христианской религии»

Германия:

В XVII—XVIII веках Богословов-апологетов не было, но вклад в апологетическую мысль внесли философы.

  • Лейбниц «Монадология»
    («развивает учение о предустановленной гармонии мира, а также дает философское обоснование доказательств бытия Бога, особенно космологического и телеологического, и бессмертия души» )
  • Лейбниц «Теодицея»
    («предлагает опыт рационального обоснования веры и ее согласования с разумом» )
  • Вольф «Естественное богословие»

Франция:
В XVII—XVIII веках действовала целая апологетическая богословско-философская школа Боссюэ и Фенелона
Фенелон «О бытии и свойствах Божиих».
Б. Паскаль «Мысли Паскаля о вере и некоторых других предметах».

В конце XVIII — начале XIX веков апологетическая школа, основанная Шатобрианом (против французских просветителей и их идеи о первенстве человеческого разума)

Ф. Р. Шатобриан «Гений христианства»

Также:
Ж. Э. Навиль «Отец Небесный» и «Вечная жизнь»
III. Бонн «Созерцание природы» (материал о разумности Творца)

** Апологетический отклик на идеи мифологической школы

(«…не только отвергла историческое существование Христа и других библейских лиц, но и представила христианство не более как вариацией на темы различных мифов и религий древних народов»).

Еп. Уэтли «Исторические сомнения относительно Наполеона Бонапарта» —
апология-памфлет ( «доказывает», пользуясь методом мифологической школы, что Наполеона Бонапарта никогда не было).

Ж.-Б. Перес «Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка — источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в.» (М., 1912).

Э. Пресансе «Иисус Христос и Его время» (СПб., 1871).

** Ответ идеям т. н. Ново-тюбингенской отрицательной историко-критической школы

(пыталась оспорить подлинность книг Ветхого и Нового Заветов и многих описываемых в них событий)

Ф. Геттингер «Апология христианства» в 2-х частях (рус. пер. изд. 1872 — 1873)
И. Иерузалем «Размышление о важнейших истинах религии» в 5-ти томах (рус. пер. изд. 1806, 1817, 1831, 1833 гг. и др.)
Х. Э. Лютардт «Апология христианства» ( рус. пер. изд. СПб. 1892)

** Ответ дарвинизму

** Также:

Э. Кант. «Критика чистого разума» & «Критика практического разума»

Апологетическая школа, возникшая под влиянием теологии и философии Ф. Шлейермахера

Теистическая философская школа, основанная Фихте Младшим.

Подробнее:

В XIX веке западное богословие все сильнее оказывается в зависимости от наиболее популярных философских систем мысли: Канта, Гегеля, Шеллинга и др. Все шире распространяются рационализм, атеизм, пантеизм, различные мистические идеи и движения. Это в свою очередь обусловило интенсивное развитие апологетической деятельности. (Обширная критическая литература по данным вопросам имеется в трудах русских апологетов.)

Свой вклад в Апологетику внес крупный германский философ Э. Кант. В своей «Критике чистого разума» он приходит к заключению, что существование Бога нельзя доказать рациональными способами, но также нельзя и опровергнуть. В то же время в «Критике практического разума» Кант утверждает, что принятие существования Бога является необходимым постулатом нравственного сознания человека. Нравственный аргумент («доказательство») бытия Божия быстро вошел в арсенал апологетики. Однако многие утверждения Канта, напр., отрицание промысла Бога в мире, Откровения, фактическое отождествление религии и морали и др., были неприемлемы для христианского сознания. Они, как и его критика традиционных доказательств бытия Бога, встретили сильное противодействие со стороны апологетов.
Другим крупным философом, оказавшим влияние на развитие апологетической мысли XIX века, был Гегель. В своем «панлогизме» («все есть мысль») Гегель попытался преодолеть деистическое понимание Бога и упразднить разрыв между верой и разумом. Однако в его системе живой, личный Бог растворяется и исчезает в безличном, отвлеченном философски-холодном Абсолюте, а вера подменяется диалектикой. С. Булгаков точно подметил, что для Гегеля диалектический метод, с помощью которого он пытался найти ответы на все вопросы, оказался «своего рода логической магией» . Пантеизм философии Гегеля оказался благоприятной почвой для возникновения крайне рационалистических воззрений.
Гегелевская диалектика была положена в основу и атеистического марксизма. Один из последователей Гегеля Л. Фейербах в работе «Сущность христианства» развивает идею антропологического понимания Бога как проекции человека и его свойств в бесконечность и предпринимает попытку создать некую новую религию с культом человека. Эта идея была доведена Ф. Ницше до крайних форм человекобожия, которым и «завершается внутренняя диалектика гуманизма». На борьбу с этими идеями, с атеизмом и материализмом, в Германии выступает апологетическая школа, возникшая под влиянием теологии и философии Ф. Шлейермахера, который первым отнес апологетику к области т. н. философского богословия. Он энергично выступал в защиту христианства. Но его метод и пантеистический характер его философии, ярко проявивший себя в его «Речах о религии», не позволяют высоко оценивать его апологетическую деятельность. Эта школа не отличалась ни строгостью в вопросах веры, ни последовательностью в изложении своих идей.
Более значительный вклад в апологию христианства внесла теистическая философская школа, основанная Фихте Младшим. В своих сочинениях Фихте перед лицом открыто наступающего атеизма отстаивает бытие личного Бога. Из представителей его школы самым значительным был Г. Ульрици. В своих работах «Бог и природа», «Учение о человеке», «Душа и тело» и др. он показывает себя очень компетентным и активным борцом против материализма.

ХХ век

Особенность апологетики ХХ в. и ее развития определили следующие основные факторы.

  1. распространение атеистически-материалистического мировоззрения.
  2. сенсационные научные открытия, благодаря которым апологеты христианства получили серьезнейшие аргументы для обоснования бытия Бога, существования души и др.
  3. Третий фактор — особое внимание в XX в. к проблеме Человека, (его психологии, морали, культуры, характера отношения к окружающему миру в целом, вопросу о смысле жизни).
  4. развитие в XX веке теософской (или т. н. панрелигиозной) идеи сотериологической равноценности и тождественности по существу всех религий.

Наиболее известные русскому читателю западные апологеты:

  • америк. иеромонах Серафим (Роуз)
  • англиканский богослов Клайв С. Льюис
См. также:

А. В. Вдовиченко. Христианская апология.

Об апологетах христианства II века.

Бедность христианства апологетов.

Исторический очерк развития Христианской апологетики
или Основного Богословия:
(I.) От начала христианства до XV века (эпохи Возрождения)
(II.) С ХV до конца XVIII века
(III.) В ХIХ веке

Cвятоотеческое учение о человеке: Апологеты // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

Апологетика (Apologetics)

Термин «апологетика» происходит от греческого слова «апология», что значит «заступничество, оправдание». Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством (табл. 33).

Таблица 33

Основные направления апологетики

Адресат

Цель

Иудеи

Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму

Язычники

Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христианскому вероучению

Римские власти

Доказать правительству свою лояльность

Время наиболее интенсивного развития апологетики – II–V вв., особенно актуальна она была в период до 325 г., когда неоднократно имели место массовые гонения на христиан. В это время христианство выступает как «соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства». Отсюда необходимость защиты христианства по трем направлениям.

Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. В решении этой проблемы сформировались две противоположные позиции (табл. 34).

Таблица 34

Отношение апологетов к языческой философии

Отрицательное отношение (Татиан, Тертуллиан)

Положительное отношение (Иустин, Климент, Ориген, Августин)

нет никакой связи между философией и христианским вероучением

философия и христианство имеют общие корни; в ряде философских учений можно обнаружить отдельные идеи христианства

изучение философии не нужно и даже вредно для веры

изучение философии необходимо для более жения истин веры

Таблица 35

Философские идеи апологетов

Иустин-мученик, казнен ок. 166 г.

Христианство и философия имеют один и тот же источник Божественный Логос, разлитый во всем мире. Поэтому христианами можно считать и тех философов, которые прожили свою жизнь в соответствии с Логосом (Сократ, Гераклит); Логос теоретически признавали и стоики

Татиан, II в., ученик Иустина

Все языческие философы были глубоко безнравственны и невежественны. Христианская мудрость древнее всех философских учений

Тертуллиан ок. 150-222 гг.

Язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразумны: «Верю (в это), потому что нелепо»

Климент Александрийский ок. 150-215 гг.

Языческая философия и христианское вероучение это две ветви одного дерева: истины христианства согласуются с учениями лучших из язычников; философия это как бы преддверие христианства. Нет знания без веры и веры без знания.

Для постижения глубинной сути Священного Писания необходимо его аллегорическое истолкование

Ориген 185–254 гг., ученик Климента

Христианство закономерный итог и завершение языческой философии, поэтому изучение христианства надо начинать с изучения философии. Философия является лучшим средством для обоснования и доказательства идей христианства

Августин 354–430 гг.

Закладываются основы христианской философии путем синтеза христианства и неоплатонизма. Утверждается примат веры над разумом

Аргументы против языческой философии Ап. Павел: «Ибо, когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… немудрое Божие премудрее человеков» («Первое послание к Коринфянам»).

Татиан: «Что благородного возникло из ваших занятий философией?»… «Подчиняясь повелениям Бога и следуя закону Отца бессмертия, мы отбрасываем все, что зиждется на человеческом мнении» («Обращение к грекам»),

Тертуллиан: «Ибо философия есть поспешный толкователь природы, промысла Божия и мудрости мира, именно философией провоцируются ереси. Одно и то же все время обсуждается как еретиками, так и философами, и те и другие прибегают к одним и тем же аргументам. Откуда берется зло? Почему злу позволено существовать? Каково происхождение человека? Каким образом он приходит в этот мир? Обсуждается и вопрос, незадолго до того предложенный Валентином: откуда приходит Бог? Сам же он отвечает так: из enthymesis (размышления) и ectroma (откровения). Несчастен Аристотель, который изобрел диалектику для этих людей, искусство возводить и разрушать, искусство, так далеко заходящее в своих предположениях, такое резкое в своих аргументах, толкающее к раздорам, обременительное само для себя, отрекающееся от всего и занимающееся ничем!

Разве уже ап. Павел не предупреждал об опасности таких досужих размышлений, когда он писал Колоссянам: “Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому… а не по Христу”. …Какое отношение имеют Афины к Иерусалиму? Какое согласие может быть между Академией и Церковью? Между еретиками и Христианами? Наше научение идет от дверей Соломона, который сам себя научил тому, что Бога следует искать в простоте сердца. Долой все попытки создать смешанное Христианство, которое будет смесью стоических, платонистических и диалектических идей. Мы не хотим никаких затейливых диспутов после того, как мы получили в обладание Христа Иисуса, никаких дальнейших изысканий после того, как мы усладились Евангелием! С нашей верой нам не нужно более никаких верований. Ибо обладание наиглавнейшей верой не оставляет ничего такого, во что еще мы должны верить» («О предписаниях против еретиков»).

Таблица 36

Апологеты и их апологии

Кодрат, II в.

«Грамота в защиту христиан» к императору Адриану (125–126 гг.)

Аристид, II в.

«Апология», направленная императору Адриану или Антонину Пию

Иустин-мученик, казнен ок. 166 г.

«I апология» (ок. 150 г.), «II апология» » Разговор с Трифоном-иудеем»

Мелитон Сардийский, II в.

«Апология», направленная к императору Марку Аврелию (ок. 170)

Татиан, II в.

«Против эллинов» (ок. 170 г.)

Минуций Феликс, (римский адвокат) II в.

«Октавий» апологический диалог, защищающий христиан от нападок язычника Цецилия (177 г.)

Афиногор, II в.

«Прошение о христианах» к Марку Аврелию (ок. 177 г.)

Феофил Антиохийский, II в.

«О христианской вере» к язычнику Автолику (ок. 180 г.)

Тертуллиан, ок. 150-222 гг.

«Апологетика», «К народам», «К Скапуле»

еп. Киприан, умер ок. 258 г.

«Книга о суете идолов»

Климент, еп. Александрийский, ок. 150–215 гг.

«Протрептих» (Увещательное слово к эллинам; Воспитатель; Строматы)

Ориген, 185–254 гг.

«Против Цельса» (III в.)

Евсевий, еп. Кесарийский,

260-340 гг.

«Praeparatio evangelica» (IV в.) «Demonstratio evangelica» (IV в.)

Афанасий Великий, 293-373 гг.

«Слово на язычников» (IV в.)

«Слово о воплощении Бога-Слова» (IV в.)

Василий Великий, 329-379 гг.

«Шестоднев» (V в.)

Аврелий Августин, 354–430 гг.

«О Граде Божьем» (после 410 г.)

Кирилл Александрийский, умер в 444 г.

Трактат по поводу памфлета Юлиана Отступника

«Против Галилеян» (VI в.)

  • Эта знаменитая формулировка, «кредо христианства», традиционно приписывается Тертуллиану, хотя в его сохранившихся работах ее нет.

Апологет

(от греч. apologeomai — защищаться, оправдываться) — философско-богословская полемическая наука, имеющая своим предметом защиту положений христианского учения перед враждебными ему положениями других религий, ересей, философии и пр. Как наука полемическая, А. в сильнейшей степени зависима от опровергаемых ею взглядов, и потому: 1) имеет в разные исторические эпохи разные задачи и цели; 2) вынуждена предпринимать положительное исследование враждебных учений, заимствуя многое из их языка и способа мышления. Поэтому именно через А. христианское вероучение воспринимало многочисленные влияния, и именно эта наука впервые осуществила синтез философии и христианства, тем самым создав условия самостоятельного христианского философствования и язык для его выражения. Все это делает А. важнейшей отраслью христианской философии. Раннехристианская А. возникла уже в двадцатых годах II в. и обычно хронологически ставится на второе место в древней христианской литературе после т. н. «Писаний мужей апостольских» (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, «Дидахэ» и пр.). К древнейшим апологетам причисляют: 1) неизвестного автора послания к Диогнету; 2) Аристида, автора самой ранней из дошедших до нас апологий; 3) Иустина Философа (Мученика), автора двух апологий, адресованных язычникам, и «Диалога с Трифоном Иудеем», написанного в опровержение иудаизма; 4) ученика св. Иустина — Татиана Сирийца (Ассирийца), автора ригористической «Речи против эллинов»; 5) Афинагора Афинского, перу которого принадлежит обращенное к императорам Марку Аврелию Антонину и Луцию Аврелию Коммоду «Прошение о христианах»; 6) Фиофила, шестого епископа Антиохийской Церкви (по счету Евсевия), автора «Трех книг к Автолику». К известнейшим латинским апологетам следует отнести также Минуция Феликса, составившего блестящий диалог «Октавий» (обнаруживающий влияние Цицерона и Сенеки) и Тертуллиана, автора многочисленных произведений (в том числе и апологетических «К язычникам» и «О свидетельстве души»). Раннехристианская А. была направлена как против иудеев, убеждая тех в истинности веры во Христа-Мессию, так и против язычников. Она преследовала две основные цели: 1) опровергнуть во многом абсурдные обвинения, предъявляемые христианам; 2) разработать новый философский язык, одинаково понятный как образованному язычнику, так и христианину Афинагор Афинский называет три главных обвинения, выдвигаемых язычниками против христианства: безбожие, едение человеческого мяса (по всей видимости, источником последнего явилось неправильно понятое Таинство Евхаристии — Причастия), «гнусные Эдиповские кровосмешения». Минуций Феликс добавляет к ним также почитание головы осла и поклонение гениталиям пресвитера. Опровергая эти и подобные им обвинения в суеверии, христиане желали добиться разрешения своей религии в Империи наряду с терпимым римлянами иудаизмом (т. н. «разрешенная религия» — religio licita). Апологеты также утверждают превосходство христианства над любым языческим учением, причем одним из основных доводов, ими приводимых, является аргумент древности Священного Писания. При решении второй задачи апологеты рассматривают собственно философскую тематику. Причем в зависимости от разрешения этой проблемы они четко разделяются на два течения: 1) идущее от Иустина Мученика и включающее большинство апологетических сочинений направление, ищущее контакты с языческой культурой и признающее философию и христианство существенно сродными; 2) направление Татиана и Тертуллиана, полагавших, что между Откровением и философией, «Афинами и Иерусалимом, Академией и Церковью» лежит непреодолимая пропасть, в силу наличия которой именно философия есть «мать всех ересей» и должна быть, в языческой ее форме, совершенно отвергнута. Именно в этом контексте следует понимать известное изречение Тертуллиана, обычно приводимое в перифразе «Верую, ибо абсурдно». Крайним анахронизмом было бы утверждать, как это часто делают, наличие в этой фразе разрешения проблемы соотношения веры и разума как двух познавательных способностей души. Речь у Тертуллиана идет скорее о чисто социокультурной проблематике — вопросе о соотношении христианства и язычества. Т. е.: «Верую (как христианин), ибо абсурдно (для язычника)». Однако произведения Тертуллиана, и особенно Татиана (ригоризм которого был способен только вызвать раздражение у язычников, но никак не способствовал их убеждению) нельзя считать принятыми христианской церковью. Ригоризм этих авторов привел их к ереси: Тертуллиан, как известно, одно время принадлежал к монтанистам, а затем стал и ересиархом, основав секту «тертуллианитов», Татиан же перешел к аквариям, причащавшимся не вином, а водою. Направление, основы которого были заложены в Апологиях Св. Иустина, было более терпимо. В целях обоснования тождества философии и христианства, Иустин, используя учение стоиков о семянном логосе (logos spermatikos) разделяет: 1) логос сказанный, как космотворящее Божественное Слово; 2) логос семянной (разум человеческого рода, имеющий своим источником первую форму логоса); 3) воплощенный логос (Христос). Тем самым, между языческим философом, использующим разум — семянной логос, и христианином, поклоняющимся тому же Слову в Его воплощенной форме, противоречия быть не может. Даже, по св. Иустину, философы были своего рода «христианами до Христа». Христианство же есть истинная философия, превосходящая языческую, поскольку «те писатели посредством врожденного семени Слова могли видеть истину, но темно». Такое разрешение социокультурной проблемы вызывает в ранней А. вопрос метафизический: где был Сын, когда не было мира? Или — если Логос нужен Богу для творения мира, то — либо Слово не совечно Богу-Отцу, либо мир вечен в Боге? Апологеты по-разному разрешают эту проблему: Тертуллиан утверждает, что «было время, когда не было Сына», Феофил Антиохийский, впервые употребивший в христианской литературе термин «Троица» (Trias), различает Слово, скрытое в недрах Отца до творения мира (т. н. logos endiathetos), и сказанное Слово (logos prophorikos). Традиции ранних апологетов были продолжены в Александрийской богословской школе (III в.). А. занимались и Климент Александрийский (в первом сочинении из своей знаменитой трилогии — «Протрепик»), и Ориген, автор самой влиятельной богословской системы III в. (в сочинении «Против Цельса»). Александрийская школа, следуя Иустину, соединяет христианство и философию. Так, по св. Клименту, философия была неким родом Откровения Божия, подготовлявшего язычников к христианству так же, как иудаизм готовил к нему еврейский народ. Проблематика логоса продолжает волновать А. и во многом ответственна за появление системы Оригена. Последний (в труде «О началах»), остро ощущая необходимость утверждения вечности божественного Слова — Христа (без чего невозможно подлинное «обожение» человека), постулирует вечность мира, вечно творимого пристнонасущим Логосом. А именно, до возникновения этого мира («зона») существовали другие миры, как и после его гибели они вновь станут возникать, будучи местом заключения отпавших от Бога душ, реализовавших свою абсолютную свободу (см. «Пелагианство»). Т. о., мир вечен, поскольку вечен Бог-Слово. В IV в. христианство столь упрочило свои позиции, что апологии принимают скорее вид разъяснения христианского учения. Христиан заботит теперь, по сути, использование языческой философии в своих целях (стремление, выразившееся в средневековой формуле «Философия — служанка богословия»). Поэтому и проблематика, связанная с космологическим понятием логоса, отошла на второй план, будучи вытеснена христологией. Однако, как таковая, А. не прекращает своего существования. Она присутствует и у капподакийских отцов церкви (IV в.) — Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также у Бл. Августина (V в.: например его «Шесть вопросов против язычников»). Историк церкви IV в. Евсевий Кесарийский составил хрестоматию из творений апологетов первых веков. В новое и новейшее время происходит возрождение А. Провозглашенная Ницше «Смерть Бога» была констатацией факта возникновения секулярной культуры. Поэтому в христианской мысли начинает особенно остро дискутироваться вопрос об отношении культуры и культа, философии и Откровения, принимающий часто апологетический характер. Апология нового времени противопоставляет христианство современной науке, используя при этом (особенно в протестантизме) вполне научный метод (Франк, Планк, Ульман и др.), а с XIX в. противостоит материализму (Ричль, Гарнак, в России — Юркевич), дарвинизму и др. теориям. В России возрождение А. во многом было связано с традиционной русской проблемой «Народ и интеллигенция». Помимо чисто церковных писателей (архим. Августин, Кудрявцев-Платонов, прот. Светлов и др.) к апологетам могут быть отнесены и многие философы (особенно «софиологи» и вообще философы всеединства). Так, например, у В. С. Соловьева немалую роль играют методы, свойственные христианской А. Для того, чтобы обосновать единство христианства и рационалистической философии, Соловьев (в «Чтениях о Богочеловечестве») прямо использует разделение Божественного Слова, предложенное св. Иустином. Т. о., философия (или Запад, наука, интеллигенция) едины с христианством (Восток, религия, народ). Использование понятия Логоса в таком архаичном, узкокосмологическом значении ставит перед мыслителем те же проблемы, что и перед ранними апологетами. И Соловьев увековечивает мир, но уже не в виде круговорота миров Оригена (осужденного V Вселенским Собором), а в виде «мира-вБоге», Божественной Софии как совокупности вечных идей-прообразов тварного мира. В русской философии XX в. следует отметить «Апологетику» прот. В. В. Зеньковского (Париж, 1957), трактующую христианское учение в его отношении к современным научным теориям (учениям о происхождении Вселенной, дарвинизму, физиологии, психологии, палеонтологии, социальным учениям, теории «бесцерковного христианства» и пр.). М. Б. Хомяков

Вопрос 2. Основные идеи и представители апологетики и патристики

  • •Академия государственной противопожарной службы
  • •Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе (2 часа) План лекции
  • •Вопрос 1. Предмет, структура и функции философии
  • •Вопрос 2. Мировоззрение, его структура и исторические типы
  • •Вопрос 3. Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм
  • •Тема 2. Философия Древнего Востока План лекции:
  • •Вопрос 1. Характерные особенности древневосточной философии
  • •Вопрос 2. Философия Древней Индии
  • •Вопрос 3. Философские школы Древнего Китая
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 3. Философия Древней Греции и Рима План лекции:
  • •Вопрос 1. Досократовский период древнегреческой философии
  • •Вопрос 2. Философия Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля
  • •Вопрос 3. Основные направления эллинистической и древнеримской философии
  • •Тема 4. Средневековая философия
  • •1. Характерные особенности средневековой философии
  • •2. Основные идеи и представители апологетики и патристики
  • •3. Схоластика и мистика
  • •Вопрос 1. Характерные особенности средневековой философии
  • •Вопрос 2. Основные идеи и представители апологетики и патристики
  • •Вопрос 3. Схоластика и мистика
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 5. Философия эпохи Возрождения План лекции:
  • •Вопрос 1. Характерные черты философской мысли и культуры Ренессанса
  • •Вопрос 2. Философия итальянского гуманизма
  • •Вопрос 3. Натурфилософия эпохи Возрождения
  • •Вопрос 4. Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса
  • •Тема 6. Западноевропейская философия 17-18 вв. План лекции:
  • •Вопрос 1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
  • •Вопрос 2. Субъективный идеализм Беркли и Юма
  • •Вопрос 3. Французская философия XVIII века
  • •Основная литература:
  • •Вопрос 1. Общая характеристика немецкой классической философии
  • •Вопрос 2. Теория познания и учение о морали и. Канта
  • •Вопрос 3. Объективный идеализм г. Гегеля
  • •Вопрос 4. Антропологический материализм л. Фейербаха
  • •Основная литература:
  • •Вопрос 1. Основные идеи философии марксизма
  • •Вопрос 2. Софийная линия в философии: «философия жизни» и экзистенциализм
  • •Вопрос 3. Эпистемная линия: позитивизм и неопозитивизм
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 9. Русская философская мысль в 11– первой половине 19-го вв. План лекции:
  • •Вопрос 1. Этапы развития и характерные черты русской философии
  • •Вопрос 2. Основные идеи и главные представители русской философской
  • •Вопрос 3. Философско-социологические взгляды п.Я. Чаадаева,
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 10. Отечественная философия второй половины 19-го – начала 20-го веков
  • •2. Философия всеединства
  • •3. Русский космизм
  • •4. Русский экзистенциализм
  • •Вопрос 1. Философские идеи в творчестве л. Толстого и ф. Достоевского
  • •Вопрос 2. Философия всеединства
  • •Вопрос 3. Русский космизм
  • •Вопрос 4. Русский экзистенциализм
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 11. Бытие и материя План лекции:
  • •Цель настоящей лекции – рассмотреть существо и основные варианты решения таких фундаментальных проблем онтологии, как бытие и материя, пространство и время.
  • •Вопрос 1. Категория бытия в философии. Основные формы бытия
  • •Вопрос 2. Философское понятие материи. Атрибуты материи
  • •Вопрос 3. Пространство и время как формы движения материи
  • •Тема 12. Сознание, его происхождение и сущность План лекции:
  • •Вопрос 1. Понятие отражения. Эволюция форм отражения в природе
  • •Вопрос 2. Сущность и структура сознания. Генезис сознания
  • •Вопрос 3. Сознание и бессознательное
  • •Основная литература:
  • •Тема 13. Диалектика и ее альтернативы План лекции:
  • •Вопрос 1. Диалектика как теория и метод
  • •Вопрос 2. Принципы, категории, законы диалектики и их значение для пожарного дела
  • •Вопрос 3. Альтернативы диалектики
  • •Основная литература:
  • •Тема 14. Познание как предмет философского анализа План лекции:
  • •Вопрос 1. Сущность процесса познания. Знание и познание
  • •Вопрос 2. Познавательное отношение и его структура
  • •Вопрос 3. Истина, ее свойства и критерии. Роль практики в познании
  • •Основная литература:
  • •Тема 15. Наука, ее сущность, строение и происхождение
  • •Вопрос 1. Понятие науки. Структура научного знания
  • •Вопрос 2. Динамика научного знания. Эволюции и революции в истории науки
  • •Вопрос 3. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм
  • •Тема 16. Формы и методы научного познания План лекции:
  • •Вопрос 1. Формы чувственного и рационального познания
  • •Вопрос 2. Основные формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория
  • •Вопрос 3. Понятие метода. Методы эмпирического и теоретического познания
  • •Основная литература:
  • •Тема 17. Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания
  • •План лекции:
  • •Вопрос 1. Философское понимание техники. Этапы развития техники
  • •Вопрос 2. Специфика технического познания. Методы технических наук
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 18. Общество как саморазвивающаяся система План лекции:
  • •Вопрос 1. Общество как социальная система. Основные элементы социальной
  • •Вопрос 2. Общество как исторический процесс. Причины и факторы
  • •Движущие силы и субъекты
  • •Основная литература:
  • •Дополнительная литература:
  • •Тема 19. Духовная жизнь общества
  • •Вопрос 2. Содержание духовной жизни общества
  • •Основная литература:
  • •Тема 20. Личность и общество План лекции:
  • •Вопрос 1. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»
  • •Вопрос 2. Основные модели и механизмы взаимоотношений личности и общества
  • •Вопрос 3. Свобода и ответственность, свобода и необходимость в
  • •Основная литература:
  • •Тема 21. Философия о сущности и предназначении человека План лекции:
  • •Вопрос 1. Человек, его сущность и главные качества. Виды человеческого
  • •Вопрос 2. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека
  • •Вопрос 3. Проблема любви в истории философии
  • •Основная литература:
  • •Тема 22. Человек в научной и религиозной картинах мира План лекции:
  • •Вопрос 1. Проблема антропогенеза и альтернативные варианты её решения
  • •Вопрос 2. Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и
  • •Основная литература:
  • •Тема 23. Культура и цивилизация. Проблемы и современной цивилизации План лекции:
  • •Вопрос 1. Сущность, структура и функции культуры
  • •Вопрос 2. Культура и цивилизация. Формационный и цивилизационный
  • •Вопрос 3. Глобальные проблемы современности: сущность, происхождение,
  • •Основная литература:
  • •Список информационных технологий и продуктов
  • •Интернет-ресурсы по дисциплине

Апологетика в философии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *