Иаков (апостол от 70)

Иаков
ивр. ‏יעקב‏‎

Святой Иаков (новгородская икона, XVI век)
Рождение неизвестно
Смерть 62 год или 69 год
Иерусалим
Почитается во всех христианских церквах
В лике апостолов
День памяти 23 октября (5 ноября) и в первое воскресенье после Рождества Христова
Подвижничество апостольская проповедь
Категория на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иаков.

Иа́ков (ивр. ‏יעקב‏‎ — запинатель), «брат Господень», Иаков Младший, Иаков Праведный — один из 70 апостолов Христа, почитается как первый епископ Иерусалимский. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иакова называли «братом Господним», и это интерпретируется по-разному. Родным братом Иисуса из догматических соображений он обычно не признаётся. Наиболее распространённой в христианстве является версия, что он был двоюродным братом Иисусу (тем самым его отождествляют с Иаковом Алфеевым). По другой версии, он был сыном Иосифа, родившимся до его обручения с Девой Марией, то есть Иисусу Христу (вместе с апостолом Фаддеем) он приходится сводным братом. Во время служения Иисуса Иаков, по свидетельству Евангелий (Мк. 3:21; Ин. 7:5), не признавал его Мессией.

Вероятно, Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого, Иаков упоминается в Деяниях апостолов (12,17; 15,13-21; 21,18) и в Послании к Галатам (1,19; 2,9). Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов.

По свидетельству древних писателей, Иаков был первым епископом Иерусалима. Его упоминают, в частности, Евсевий Кесарийский и Иосиф Флавий. Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Посвящение святого Иакова Младшего в сан епископа Иерусалимского

Большинство библеистов признают Иакова автором Послания Иакова, входящего в состав Нового Завета. Существует также апокрифическое Протоевангелие Иакова, также приписываемое Иакову Младшему, не вошедшее в состав канонических книг. Тем не менее многие сведения из этой книги вошли в состав Священного Предания, в частности повествование о Рождестве Богородицы и её Введении во храм.

В Средневековье Иакова зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица. Именем Иакова названа литургия апостола Иакова, которая служится в различных церквях сирийской традиции.

Католическая церковь празднует память святого Иакова 3 мая, православная церковь — 23 октября (5 ноября) и в первое воскресенье после Рождества Христова.

В современной библеистике считается представителем иудеохристианской традиции, противостоящей паулианскому христианству.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария, надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Основная надпись — «Иаков, сын Иосифа» — выполнена в технике рельефа, в то время как вторая часть сделана прорезью, словно добавлена позднее. Австралийский эксперт профессор Джон Пэйнтер указывает, что если бы оссуарий действительно принадлежал первому епископу Иерусалима, надпись читалась бы «брат Господа нашего Иисуса», подобно тому, как неизменно называется Иаков в Новом Завете. До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова (англ. James Ossuary) однозначно не решён.

Надпись на оссуарии יעקובבריוסףאחוידישוע‬
Латинская транскрипция Ya’akov bar-Yosef akhui diYeshua
Перевод Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса

Литература

  • Иаков // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 443-454. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.
Еврейские епископы
Иерусалимские
  • Иаков<ап70>
  • Симеон<ап70>
  • Иуст
  • Закхей
  • Товия
  • Вениамин I
  • Иоаким I
  • Матфей I
  • Вениамин II
  • Сенека
  • Иуст II
  • Левий
  • Ефрем I
  • Иосиф I
  • Иуда Кириак
Епископы
Элии Капитолины
  • Марк
  • Кассиан
  • Пувлий
  • Максим I
  • Юлий
  • Гай (Гайан I)
  • Симмах
  • Гай II
  • Юлиан или Уалис
  • Капион
  • Максим II
  • Антоний
  • Уалис
  • Долихиан
  • Нарцисс I
  • Элиос или Зевс
  • Германион
  • Гордей
  • Александр
  • Мазаван
  • Именей
  • Замвда
  • Ермон
  • Макарий I
  • Максим
  • Кирилл I
  • Иоанн II
  • Правлий I
Епископы Иерусалимские
  • Макарий I
  • Максим
  • Кирилл I
  • Евтихий<а>
  • Ириней<а>
  • Хиларий<а>
  • Иоанн II
  • Правлий I
  • Ювеналий
Патриархи Иерусалимские
  • Ювеналий
  • Феодосий<мнфз>
  • Анастасий I
  • Мартирий
  • Саллюстий
  • Илья I
  • Иоанн III
  • Петр
  • Макарий II
  • Евстохий
  • Иоанн IV
  • Амос
  • Исаакий
  • Захария
  • Модест
  • Софроний I
  • Анастасий II
  • Иоанн V
  • Феодор I
  • Илья II
  • Феодор (Феодосий)<ант>
  • Георгий II
  • Фома I
  • Василий
  • Иоанн VI
  • Сергий I
  • Соломон
  • Феодосий
  • Илья III
  • Сергий II
  • Леонтий
  • Афанасий I
  • Христодул I
  • Агафон
  • Иоанн VII
  • Христодул II
  • Фома II
  • Иосиф
  • Орест
  • Феофил
  • Никифор I
  • Иоанникий
  • Софроний II
  • Евфимий I
  • Симеон II
Патриархи Иерусалимские
в изгнании
  • Савва
  • Иоанн VIII
  • Николай
  • Иоанн IX
  • Никифор II
  • Леонтий II
Восстановление
иерусалимской кафедры
  • Досифей I
  • Марк II
  • Евфимий II
  • Афанасий II
  • Софроний III
  • Григорий I
  • Фаддей
  • Афанасий III
  • Григорий II
  • Лазарь
  • Арсений
  • Дорофей I
  • Феофил II
  • Феофан I
  • Иоаким
  • Феофан II
  • Афанасий IV
  • Иаков II
  • Авраам
  • Григорий II
  • Марк III
  • Дорофей II
  • Герман
  • Софроний IV
  • Феофан III
  • Паисий
  • Нектарий
  • Досифей II
  • Хрисанф
  • Мелетий
  • Парфений
  • Ефрем II
  • Софроний V
  • Авраамий
  • Прокопий I
  • Анфим
  • Поликарп
  • Афанасий V
  • Кирилл II
  • Прокопий II
  • Иерофей
  • Никодим
  • Герасим II
  • Дамиан
  • Тимофей
  • Венедикт
  • Диодор
  • Ириней
  • Феофил III
  • <ап70> — апостол от 70-и
  • <а> — арианин
  • <мнфз> — монофизит
  • <ант> — антипатриарх

Святой Иосиф Обручник

Рени Гвидо. Иосиф Обручник (1640-1642)

Восточная Церковь придерживается мнения, что перечисленные братья и сестры – это дети Иосифа Обручника от первого брака. Прямой потомок из рода царя Давида, но жил бедно и работал плотником. К тому времени, как ему исполнилось 80 лет, у него умерла первая жена и первосвященники избрали его для сохранения чистоты Пресвятой Богородицы – формально, Иосиф был мужем Девы Марии, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было. Именно поэтому Иосиф называется Обручником – кроме самого обручения их больше ничего не связывало. Иосиф лично видел поклонение волхвов перед новорожденным Христом и по повелению Ангела бежал вместе с Божией Матерью в Египет от гнева Израильского царя Ирода. По преданию, святой Обручник умер в возрасте около 100 лет. Его память Церковь празднует в один день вместе с апостолом Иаковом, братом Господним – 8 января.

Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева. От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, – словом, отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела на подобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни. О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас такое предание. Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему. Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился, любовью к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти, как о сем упоминает апостол Павел, говоря: – Потом же явися Иакову, таже апостолм всем (1Кор.18:7). Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным, – и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская. Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст. Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и Еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, – источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам. Все не только верующие, но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли, что значит: «ограда, утверждение людям», или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания. Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его. Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник. Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук Евреев и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали из Рима. Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову: – Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение; убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, – как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым Иисусом; молим тебя – стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздник собралось – ты сам видишь – много людей, как из евреев, так и из других народов. После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали: – О, праведник! тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается, последуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам ты о Христе? На сие святой ответил громким голосом: – Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышняго и снова приидет на облаках небесных судить живых и мертвых. Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули: – Слава Богу! Осанна Сыну Давидову! Фарисеи же и книжники сказали: – Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе, ибо народ пришел еще в большее смущение. И вот, в злобе и ярости, они свергли с кровли храма Иакова на страх всем, чтобы не верил народ словам святого. – И праведник прельстился, – кричали они. Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился: – Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят. Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул: – Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями. В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу. Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцем и Святым Духом – честь и слава во веки веков. Аминь. Энциклопедия людей и идей: Царь Давид. Иосиф обручник. Апостол Иаков брат Господен. Молитва Давиду, Иосифу обручнику. История, жизнь

Апостол иаков брат господень житие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *