Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) появился на свет в Назарете и считается одним из двенадцати апостолов

Брат Господний — так его называют потому, что он имеет прямую связь с Иосифом Обручником: Иуда Фаддей его сын от первого союза. Общеизвестно, что данный род — царский, так как имеет корни от израильского царя Давида

По прошествии времени Иосиф взял в жены Пренепорочную Деву Марию, подарившую этому миру Спасителя нашего Иисуса Христа бессеменным зачатием.

В непорочное зачатие невозможно поверить, но у Спасителя свои правила, пусть даже не всегда понятные люду простому.

Святой Иуда имеет брата Иакова Праведного, который является предстоятелем Иерусалимской церкви.

По этой причине его называют Иудой Иаковлевым.

Он был так назван по собственному желанию, так как посчитал себя не заслуживающим быть братом Господним.

Все это произошло тогда, когда Спаситель открывал общественное службу, братья Его не видели в Нем Божественного начала и силу, олицетворяющую любовь и жизнь.

Среди неверующих был и Иуда. Как гласит церковное Предание, после возвращения Иосифа из египетских земель в Израиль, началось деление территориальных участков между наследниками, которыми являлись родные сыны и происходивший от обрученной ему Девой Марией Спасителем.

Дети Иосифа Обручника изъявили свое нежелание что-либо делить с Христом, ведь по кровной связи Он не был их прямым братом. И лишь апостол Иаков предоставил возможность Спасителю обладать вместе с ним его долей территориальной части.

Только после некоторого времени в душе Иуды случилось прозрение: внутри его проснулась вера в Спасителя как Обетованного Мессию, он следовал за Иисусом Христом везде и всюду, и вскоре его приняли в ученики.

И вот, в знак того, что он кается за свое чрезмерное корыстолюбие при разделении отцом территориальных участков, Иуда Фаддей принял решение, что не может считаться заслуживающим именоваться братом Господним.

Известный своим предательством Иуда Искариот и Иуда Фаддей— две разные личности

После коварного проступка Иуды Искариота это имя в обществе верующих и святейших норовили не произносить. По этой причине Святого Иуду именовали Фаддеем, что значит «хвалить». А название Леввей было похоже по идее и значению имени Фаддей.

Картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей», находящаяся в Испанском городе Толедо

На страницах Библии Святого Иуду тоже именуют по-разному. В Евангелии от Луки он предстает как Иуда Иаковлев (Лк 6:16) или же Иуда не Искариот (Евангелие от Иоанна 14 гл.), а в Деяниях святых апостолов он носит название Варсава (Деян. 15, 22).

Иоан. 14.22

«Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

После Распятия и Воскрешения Спасителя, брат Господень посетил несколько стран, в числе которых были родная Галилея, Иудея, Идумея, Самария для того, чтобы распространить вероучение о Слове Божьем и Святом Евангелии.

Немного погодя проповедовал веру христианскую в Сирии, Месопотамии, Аравии.

Есть послание в Библии, которое приписывают Иуде Фаддею

Когда Иуда Фаддей посещал Персию со своей проповедью, именно в этом месте он создал соборное послание на греческом языке. Соборное означает, что обращено оно не к конкретным личностям, а ко всем православным общинам сразу.

Короткое послание, состоящее всего из одной главы, рассказывает нам о присутствии как добрых, так и злых Ангелов, подготавливает души православных к Страшному Суду, приподнимает завесу тайны учения о Пресвятой Троице.

Апостол в своем труде пытается направить человека на путь истинный, а именно: советует всеми способами проявлять заботу о духовной красоте своей души, ежедневно читать молитвы, проявлять любовь и внимание к окружающим, добросовестно осуществлять свои обязательства, остерегаться еретиков и прочих дьявольских учений.

Статуя Святого Иуды в Праге, с табличкой на пьедестале «Преданному другу Христову»

Немаловажным моментом Иуда Фаддей считал то, что, имея крепкую веру в Царство Божие, ее нужно подкреплять хорошими поступками и следованию заповедям.

Мощи Святого Иуды располагаются в храме Святого Петра, что в Ватикане, в приделе Иосифа Обручника

Другие части мощей находятся в в Реймсе, Тулузе и Кёльне. Мощи Иуды Леввея, который в настоящее время чтится в Армении как один из 12 учеников Христа, находятся и в Эчмиадзинском монастыре, являющимся главным монастырем Армянской апостольской церкви.

В 1929 году монашеское объединение Римско-католической церкви перенесло части мощей, а именно предплечья из Армении в Чикаго, что стало началом к возобновлению почитания святого апостола как помощника в переломных моментах.

Святой Иуда также покровитель отчаявшихся или безнадежных дел.

Поклонение частицам мощей апостола, которые хранятся в церкви святого Георгия в городе Львов, помогает в настоящее время продвижению его культа среди католиков и униатов Украины.

В конце 2010 года эта святыня была доставлена для почитания в собор Одессы апостола Андрея Первозванного Украинской Греко-католической Церкви, а в 2011 году- в Кировоград.

Частица мощей апостола Фаддея также числится среди святынь ризницы Свято-Ильинского монастыря в Одессе (Украинская Православная Церковь, Московский Патриархат), который был подворьем афонского Илии пророка скита.

Ежедневное чтение девятницы и наличие иконы апостола поможет справиться с трудностями

Ученики: апостол Фаддей

Самый загадочный из двенадцати апостолов, даже имя которого вызывает споры… В Евангелии от Луки он назван Иудой Иаковлевым (Лк 6:16). У Матфея читаем: Леввей, прозванный Фаддеем (Мф 10:3). Евангелист Марк называет этого апостола просто Фаддей (Мк 3:18).

Так как же на самом деле звали этого апостола и кем он был?

А звали его, вероятно, Иудой. Просто после предательства Иуды Искариотского в апостольской общине это имя старались не употреблять. Иуду Иаковлева стали называть по-другому: Фаддей. Имя это происходит от еврейского глагола со значением «хвалить». Другое имя — Леввей (происходит от еврейского слова, означающего сердце), и по смыслу оно близко значению имени Фаддей.

Так и стали обозначать другого Иуду, который не предавал Христа, а был верен Ему даже до мученической смерти.

Почему такие странные имена — Леввей, Фаддей? Скорее всего, эти имена отражали действительный характер апостола. Он был человеком мягким, деликатным, тихим, сердечным.

Православное Предание часто отождествляет этого Иуду с другим Иудой — братом Иисуса Христа (Мф 13:55; Мк 6:3) и автором известного Послания апостола Иуды, вошедшего в канон книг Нового Завета. Однако библеисты говорят, что это два разных человека. Тот, о котором мы говорим, был апостолом из числа Двенадцати, другой — вероятно, сын Иосифа от первого брака — просто был последователем Иисуса Христа, может быть, входил в круг семидесяти апостолов.

Про Леввея-Фаддея мы практически ничего не знаем, кроме того, что он принял участие в важном разговоре со Спасителем. Однажды Христос стал говорить апостолам о той непостижимой связи, которую они имеют через Него, Иисуса, с Отцом Небесным. Поистине, это был непростой богословский разговор: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин 14:19—21).

И тут апостол Иуда спрашивает Христа: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22—23).

…Как в дальнейшем сложилась жизнь апостола Иуды? Предания первохристианского времени говорят, что он отправился с миссией к эдесскому царю Авгарю, проповедовал в Сирии и Месопотамии, дошел до Великой Армении, где принял мученическую смерть за Христа. На территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана и сегодня показывают могилу этого апостола.

Илл.: Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей. Антонис ван Дейк 1618-1620

Автор – редактор сайта “Азбука веры”

Святой апостол Иуда, брат Господень

Православные верующие вспоминают святого апостола Иуду 2 и 13 июля по новому стилю.
Жизнь и служение святого апостола Иуды
Святой апостол Иуда является одним из 12 апостолов Господних. Он называется братом Господним, так как имеет прямое родство со святым Иосифом Обручником: святой Иуда его сын от первого брака. Известно, что этот род относится к царскому, имея свое происхождение от святого псалмопевца и царя Давида.
Из Евангельского повествования и святоотеческих толкований мы знаем, что, когда Господь Иисус Христос начинал Свое общественное служение, Его братья не верили в Него как в Бога. К ним относился и Иуда. По церковному Преданию, после того, как святой старец Иосиф возвратился из египетской территории в Израиль, он начал разделять свои земельные владения между их наследниками – своими родными сыновьями и рожденным от обрученной ему Девой Марией Господом. Сыновья Иосифа не хотели делиться своими земельными долями со Спасителем, так как по кровному родству Он не являлся их прямым родственником, один только Иаков позволил Господу Иисусу владеть вместе с ним его частью земельного удела. Спустя некоторое время в сердце Иуды произошли большие перемены: в нем загорелась вера в Господа Иисуса Христа как Обетованного Мессию, он стал следовать за Спасителем и был принят в число ближайших учеников Господа. В знак покаяния за свою жадность при делении отцом земельных уделов Иуда считал, что он не является достойным называться братом Господним. По этой причине, когда он писал соборное послание к новообращенным христианам, то подписывался под ним как брат Иакова.
Интересен тот факт, что в разных местах Священного Писания Нового Завета святой апостол Иуда упоминается под разными именами, что считалось не выходящим за рамки обычаев того времени: в Евангелии от Матфея он именуется Леввеем и Фаддеем (Мф. 10, 3), в Евангелии от Марка апостол Иуда упоминается также как Фаддей (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он назван Варсавой (Деян. 15, 22).
После того, как произошло Вознесение Господне, святой Иуда стал проповедовать веру Христову, для чего он пошел в такие страны как Иудея, Галилея, Самария и Идумея. Позже святой апостол нес свет веры Евангельской в Аравии, Сирии, Месопотамии и дошел до города Эдессы, в котором начинал проповедовать апостол из числа семидесяти Фаддей. Священное Предание сохранило информацию о проповеди святого апостола Иуды в Персии и тот факт, что свое соборное послание он написал, когда находился именно в этой стране. Соборное послание святого апостола Иуды является драгоценной жемчужиной в сокровищнице благодатных истин: оно открывает тайну учения о Трех Лицах Пресвятой Троицы, рассказывает о воплощении Господа нашего Иисуса Христа, повествует о существовании добрых и злых Ангелов, готовит сердца верующих ко Второму Пришествию Спасителя. Святой апостол Иуда призывает последователей Господа всеми силами заботиться о нравственной чистоте своих душ: избегать плотской нечистоты, исправно исполнять свои должностные обязанности, усердно молиться, быть верными Христову учению, совершать дела любви к ближним, впадших в заблуждение обращать к истине, а также самим беречься еретических учений. Большое внимание святой апостол Иуда в своем послании обращает на то, что нужно не только иметь твердую веру в Господа, но и показывать ее своими добрыми делами. Кончина святого апостола Иуды была мученической: примерно в восьмидесятом году его распяли на кресте, а также пронзали тело святого стрелами. Это произошло в армянском городе Арате.
Служение апостола и его мученическая кончина являются ярким свидетельством того, что он стал братом Господним и Его ревностным последователем и проповедником не по плоти, а по духу.
Тропарь, глас 1:
Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда,/ священно восхваляем, прелесть поправша и веру соблюдша./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.
Кондак, глас 2:
Павлу явлься собеседник, апостоле,/ с сим нам проповедь возвестил еси Божественный благодати,/ тайноглагольниче Иудо блаженне./ Сего ради вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.
Величание:
Велича́ем тя, апо́столе Христо́в Иудо, и чтим боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.
Молитва (светилен):
Течение красных твоих ног, Иудо апостоле, возвратив, к шествию небесному возшел еси радуяся, и Троице представ, во Отцевидиши Сына, и Духа Божественнаго: сего ради верою пресвященную твою и Божественную празднуем память.

Иуда Иаковлев

Иуда Иаковлев, один из XII Апостолов, упоминается в списке их Лк. 6, 16 и Деян. 1, 13. Иаковлевым он называется, очевидно, в отличие от Иуды, брата Господня (Мф. 13, 55. Мрк. 6, 3) и Иуды Искариота. А если так, то его следует отожествить с „Иудой не Искариотом“ Ин. 14, 22. Далее: так как у других синоптиков в перечне Апостолов на месте Иуды Иаковлева — между Иаковом и Симоном — стоит Фаддей (Мрк. 3, 18), или Леввей, прозванный Фаддеем (Мрк. 10, 3), то Иуда Иаковлев отожествляется с Фаддеем . По-видимому, первоначально и у Евангелиста Матфея стояло одно лишь слово Фаддей. Чтение это имеется во многих „западных“ текстах и косвенным образом подтверждается смешением в апокрифической литературе Фаддея с Аддаем или Аддеем, Апостолом Сирии из семидесяти („Энц.» I, 97 и 337 и Smith and Wace, Diction, of Christ. Biogr. IV, 875). В некоторых греческих рукописях и в Итале (Olp Lat. Bibl. Texts II, 39; III, 115) вместо Фаддей стоит Леввей, очевидно, вследствие сходства значений thad — грудь и leb — сердце и по причине смешения Леввея с Левием, ибо этот последний Апостол, названный Лк. 5, 27, пропущен в других синоптических списках. Современное славянское и русское чтение Мф. 10, 3, которое имеется в большинстве греческих, сирийских, эфиопских и армянских текстов, представляет из себя попытку согласить две вышеуказанные редакции (ср. Wesicott and Hort, The New Testament in Greek II, App. 11). Подобным же образом объясняется замена в некоторых списках Италы Thaddaeus чрез Judas Zelotes (Old lat. Bibi. Texts I, 16; III, 12; Westcott and Hort 1. с.). — Единственную биографическую черту сообщает об этом Иуде Иаковлеве Евангелист Иоанн (14, 22), передавая его вопрос: „Господи! что это Ты хочешь явить Себя нам, а не миру!“ Вопрос этот показывает, что Иуда, подобно другим ученикам, не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе.

По месяцеслову Василия, Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, и после в городе Арате на кресте пронзен стрелами. По славянскому прологу, он пострадал на арадском острове. Город и остров Арад находятся в Финикии, а не в Месопотамии (см. Stadler, Heiligen Lexicon, Judas 7). По армянскому преданию, Апостол Иуда прибыл в Армению около 60 г. и встретился здесь с Апостолом Варфоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, т. е. в Урмии. В таком случае Арат, значит, был около гор араратских (архиеп. Сергий, Полный месяцеслов Востока II2, 227). — Иуду Иаковлева нельзя отожествлять с Иудой, братом Господним (Мф. 13, 55. Мрк. 6, 3; ср. Иуды 1). Во-первых, тогда пришлось бы и Иакова „брата Господня“ отожествлять с Иаковом Алфеевым . Во-вторых, Ιούδας Ιακώβου естественнее переводить не „брат Иакова“, т. е. брата Господня (Иуд. 1), а „сын Иакова“ (неизвестного в истории). В-третьих, тожество Иуды „брата Господня“ с писателем послания Иуды очевидно (см. выше); но писателя послания нельзя считать Апостолом из XII, ибо он не причисляет себя к Апостолам, поскольку убеждает самих читателей „помнить предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа“ (ст. 17) и называет себя лишь „братом Иакова“ (ст. 1), — очевидно с целию подкрепить себя признанным авторитетом брата, а отсюда следует, что Иуду „брата Господня“ нельзя сливать с Иудой Иаковлевым, Апостолом из XII. Ясность различения двух этих лиц в предании затемняется тем обстоятельством, что биографические черты, приписываемые Иуде Фаддею, переносятся на него с Фаддея, различаемого от Иуды-Фаддея и считаемого Апостолом из LXX.

* Сергей Викторович Троицкий,
кандидат богословия, преподаватель Александроневского
духовного училища в Спб., член редакции «Церковных Ведомостей»

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 517. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1906 г. Орфография современная.

Апостол иуда фаддей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *