Подумайте и обсудите ситуацию. Во время похода на первом привале восьмиклассник Богдан решил поставить палатку. Правда, он этого никогда не делал, но не признался в этом и со словами: «Ничего сложного здесь нет»,— взялся за дело. Он возился целый час, вконец измучился, но так и не смог поставить палатку. Пришлось просить помощи у друзей. Как вы думаете, почему все произошло именно так, а не иначе? В чем проблема Богдана?

Физиологическая, психологическая и социальная зрелость

В процессе индивидуального развития каждый человек проходит определенные этапы: младенческий возраст, затем грудной, детство, подростковый период, юность, зрелость, старость. Каждый этап имеет свои особенности и играет определенную роль. Знание этого помогает человеку справляться с трудностями, которые неизбежно возникают в каждом периоде его жизни.

Возраст, в который вы вступаете, называется подростковым. Этот период ученые называют «переходным», «периодом гормонального взрыва», «пубертатом» (от латин. pubertas — половая зрелость).

Это сложный, но очень интересный период, поскольку в это время начинается переход от детства к взрослости. Такой переход связан со всеми сферами жизни — физиологической, психологической и социальной.

Для того чтобы стать взрослым, прежде всего нужно достичь физиологической зрелости. То есть все системы организма — опорнодвигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая и другие — должны быть окончательно сформированы. Только тогда человек может выполнять новые для него функции, связанные с созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Такое состояние ученые называют физиологической зрелостью.

Когда подросток растет, масса его тела увеличивается медленнее, чем рост, поэтому он часто выглядит неуклюжим: длинные руки, большие ступни, иногда сутулая осанка. Но все это временно. Главное, что подросток развивается, у него появляются физические признаки,

соответствующие зрелости, он превращается во взрослого, физиологически зрелого человека — мужчину или женщину.

Одновременно с физиологической зрелостью формируется зрелость психологическая и социальная. Каждый подросток учится адекватно (т. е. соответствующим образом, правильно) воспринимать себя и людей. Он учится быть самостоятельным в жизни, лично принимать решения и нести за них ответственность.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопросы. Виктор скучал на уроке географии. Он вытянул ноги, уперся в стул Кати, которая сидела перед ним, и резко толкнул его. Катя охнула, оказавшись зажатой между спинкой стула и краем своей парты. Девушке стало плохо, и ее повели к врачу. Оказалось, что у нее компрессионный перелом позвоночника, и Катя попала в больницу. Что можно сказать о физиологической, психологической и социальной зрелости Виктора? В чем его проблема?

Психологическая и социальная зрелость — это результат жизни в обществе, результат психологического и социального развития и приспособленности к совместной жизни с другими людьми. Подросток постепенно учится как можно лучше организовывать свое поведение в социальной среде, согласовывать самооценку и собственные ожидания со своими возможностями и окружающей его реальностью. Для того чтобы научиться этому, он должен уметь анализировать свой внутренний опыт.

Существует такое понятие, как рефлексия (от латин. reflexio — возвращаюсь обратно). Оно означает обдумывание, способность к анализу

своего психологического состояния и поведения. Рефлексия зависит от степени сложности внутреннего мира человека и от его способности к обучению. Подросток может сосредоточиться на своих мыслях, а может осознать то, что другие люди воспринимают его не так, как он воспринимает себя сам. Для него очень важно понять, как именно другие люди его воспринимают, понимают ли его поведение, особенности и способности. Ведь другие видят подростка совсем не таким, каким он видит себя сам. Понимание этого способствует развитию самосознания.

Подростка считают «социально незрелым» в том случае, когда он еще не может прогнозировать собственное поведение, принимать обдуманные решения, соотносить их со своими возможностями и нести за них ответственность перед собой и другими людьми.

Обычное следствие не вполне продуманных и безответственных решений — их неосуществимость. Отсюда разного рода неудачи, получение не того результата, который ожидался. Подростку очень хочется обвинить в этих неудачах других людей, но сначала он должен оценить собственное поведение и степень обдуманности своих решений.

Найдите необходимую информацию и решите проблему. Восьмиклассница Лена попросила родителей купить ей новый мобильный телефон, такой же, как у подруги. Телефон был дорогим. Однако мама отказалась от новых осенних туфель, папа не стал покупать зимнюю куртку, брат сказал, что обойдется без новых кроссовок. Лене купили телефон. Через неделю девушка призналась, что телефон она случайно забыла на скамейке и надеется, что ей подарят новый. В чем проблема Лены? Что должны сделать члены ее семьи?

Признаки физиологической, психологической и социальной зрелости

Признаками физической зрелости человека является физиологическое созревание всех систем организма, их готовность к выполнению функций зрелого возраста — созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

Психологически и социально зрелый человек умеет самостоятельно:

• прогнозировать свое поведение в любых жизненных ситуациях;

• находить нужную информацию и анализировать ее в соответствии со своими целями в различных сферах жизни;

• мобилизоваться для приведения в действие собственного решения вопреки различным обстоятельствам;

• отслеживать ход выполнения собственных действий и их результаты;

• делать выводы из собственного поведения в различных ситуациях;

• эмоционально правильно реагировать на различные жизненные ситуации.

Обратитесь за дополнительной информацией о подростковом периоде к материалам сайта.

Опорные точки. В подростковом возрасте происходят физиологические, психологические и социальные изменения. Они связаны с постепенным переходом к периоду зрелости, когда человек определяет свою социальную роль, способен создавать семью и воспитывать детей. Физиологическая зрелость характеризуется формированием всех физиологических систем организма. Психологически и социально зрелую личность отличает ответственность, терпимость и саморазвитие.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Какие этапы индивидуального развития проходит каждый человек?

2. Какой возраст называют подростковым?

II уровень

3. Каковы признаки физиологической зрелости человека?

4. Почему для подросткового типа телосложения характерна некоторая неуклюжесть?

III уровень

5. Чем отличается взрослый зрелый человек от подростка?

6. Какого человека можно назвать самостоятельным, социально зрелым?

IV уровень

7. Для чего нужна рефлексия?

8. Какими умениями обладает психологически зрелый подросток?

9. Что такое ответственность, толерантность, саморазвитие? Для каких периодов развития человека характерны эти качества?

Упражнение № 1

Самооценка уровня зрелости и готовности к взрослой жизни

Цель: научиться давать самооценку уровню зрелости и готовности к взрослой жизни.

Ход работы

і. Выберите ответы на вопросы. Отметьте их на отдельном листе.

1. Как часто вы думаете о том, что вам не следовало бы что-то говорить или делать?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы будете общаться с очень остроумным собеседником, то вы:

а) постараетесь посоревноваться с ним в остроумии и победить — 5 баллов;

б) не будете соревноваться с ним, а просто похвалите его остроумие — 1 балл.

3. Выберите одно из утверждений, наиболее близкое вам:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле является результатом упорного труда — 5 баллов;

б) успех часто зависит от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное не упорство или везение, а человек, который сможет тебя поддержать или утешить — 3 балла.

4. Если вам покажут шарж или пародию на вас, то вы:

а) посмеетесь и будете радоваться тому, что в вас нашли что-то веселое и оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в том, кто пародировал вас, и в ответ подарите ему шарж или пародию на него — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Часто ли вам не хватает времени, если надо выполнить в течение дня много разных заданий?

а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла.

6. Своему другу (подруге) на день рождения вы выберете:

а) подарок, который нравится вам — 5 баллов;

б) подарок, которому, как вам кажется, будет рад ваш друг, хотя вам лично он не нравится — 3 балла;

в) подарок, реклама которого привлекла ваше внимание — 1 балл.

7. Любите ли вы представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя не так, как в реальной жизни?

а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла.

8. Вас задевает то, что некоторые одноклассники учатся лучше вас?

а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-то?

а) да — 5 баллов; б) нет — 1 балл; в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попробуйте представить себе один из трех цветов — голубой, желтый или красный. Вы представили:

а) голубой — 1 балл; б) желтый — 3 балла; в) красный — 5 баллов.

11. Подсчитайте полученные баллы.

III. Ознакомьтесь с результатами теста и сделайте выводы.

47—38 баллов. Вы уверены в себе, смело высказываете свое мнение, умеете критиковать других, но не очень любите, когда критикуют вас. Поскольку у вас высокий уровень самоуверенности, то вы можете недооценить сложность ситуации и переоценить свои возможности.

37—24 балла. Вы надежный человек, вам можно доверять. Вы умеете находить выход из непростых жизненных ситуаций. У вас адекватная самооценка и позитивное самовосприятие.

23—10 баллов. Вероятно, вы не очень довольны собой, часто прибегаете к самообвинениям, но это вовсе не означает, что окружающие разделяют ваше мнение о вас. Вы слишком критичны к себе, а также терпеливо относитесь к недостаткам других.

Выполняя это упражнение, можно обратиться за дополнительной информацией на сайт.

>Возрастная периодизация роста и развития организма ребенка. (Лекция 3)

2. Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс

индивидуального развития носит
название онтогенеза. Наиболее выраженные изменения в строении организма человека
происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. В
процессе индивидуального развития организм ребенка изменяется как единое целое.
Его структурные, функциональные и адаптационные особенности обусловлены
взаимодействием всех органов и систем на разных уровнях интеграции — от
внутриклеточного до межсистемного. В соответствии с этим ключевой задачей
возрастной периодизации является необходимость учета специфических
особенностей функционирования целостного организма.
Одна из целей возрастной периодизации — установить границы отдельных
этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования
растущего организма на воздействие факторов внешней среды. Характер
ответных реакций организма на оказываемые воздействия самым непосредственным
образом зависит от возрастных особенностей функционирования различных
физиологических систем.
По мнению С. М. Громбаха, при разработке проблемы возрастной периодизации
необходимо учитывать степень зрелости и функциональной готовности
различных органов и систем. Если те или иные физиологические системы на
определенном этапе развития и не являются ведущими, они могут обеспечивать
оптимальное функционирование ведущей системы в различных средовых
условиях, и поэтому уровень зрелости этих физиологических систем не может не
сказываться на функциональных возможностях всего организма в целом.
Для суждения о том, какая система является ведущей для данного этапа развития и
где лежит рубеж смены одной ведущей системы другой, необходимо оценить
уровень зрелости и особенности функционирования различных органов и
физиологических систем.

4.

В течение длительного времени возрастная норма рассматривалась как
совокупность среднестатистических параметров, характеризующих
морфофункциональные особенности организма.
Однако, такое представление о возрастной норме, абсолютизирующее
количественную оценку морфофункциональной зрелости организма на
разных этапах онтогенеза, не отражает сущности возрастных
преобразований, определяющих адаптивную направленность развития
организма и его взаимоотношений с внешней средой.
Совершенно очевидно, что если качественная специфика
функционирования физиологических систем на отдельных этапах
развития остается неучтенной, то понятие возрастной нормы теряет
свое содержание, оно перестает отражать реальные функциональные
возможности организма в определенные возрастные периоды.
Представление об адаптивном характере индивидуального развития
привело к необходимости пересмотра понятия возрастной нормы, как
совокупности среднестатистических морфологических и
физиологических параметров.
Было высказано положение, согласно которому возрастную норму
следует рассматривать как биологический оптимум
функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное
реагирование на факторы внешней среды (Козлов, Фарбер).

5. Не менее важным при разработке проблем возрастной периодизации является вопрос о границах функционально различных этапов. Иными

словами,
физиологически обоснованная периодизация должна опираться на выделение
этапов «актуального» физиологического возраста.
Выделение функционально различных этапов развития возможно только
В Развитии органов и систем, внутри периодов, рассматриваемых как
при наличии данных об особенностях адаптивного функционирования
единые, физиологических
выявлены узловые
моменты
, для которых
различных
систем
в пределах
каждогохарактерны
года жизни ребенка.
существенные качественные морфофункциональные
преобразования, приводящие к адаптивным перестройкам организма. В
дошкольном возрасте это возраст от 3—4 к 5—6 годам, в младшем
школьном — от 7—8 к 9—10 годам. В подростковом возрасте
качественные изменения деятельности физиологических систем
приурочены не к определенному паспортному возрасту, а к степени
биологической зрелости (определенным стадиям полового созревания
— II —III стадиям).
Различия представления о критериях возрастной нормы определили и
подходы к периодизации возрастного развития.

7.

Согласно представлениям И. А. Аршавского в основу возрастной периодизации
должны быть положены критерии, отражающие специфику целостного
функционирования организма. В качестве такого критерия предлагается
выделенная для каждого этапа развития ведущая функция.
В детально изученном И. А. Аршавским и его сотрудниками раннем детском
возрасте в соответствии с характером питания и особенностями двигательных
актов выделены периоды:
— неонатальный, во время которого имеет место вскармливание молозивным
молоком (8 дней),
— лактотрофной формы питания (5-6 мес),
— лактотрофной формы питания с прикормом и появление позы стояния
(7-12 мес),
— ясельного возраста (1-3 года) — освоение локомоторных актов в среде (ходьба,
бег).
Надо отметить, что И. А. Аршавский придавал особое значение двигательной
деятельности как ведущему фактору развития.
Подвергнув критике «энергетическое правило поверхности», И.А.Аршавский
сформулировал представление об «энергетическом правиле скелетных
мышц», в соответствии с которым интенсивность жизнедеятельности орга
низма даже на уровне отдельных тканей и органов определяется
особенностями функционирования скелетных мышц, обеспечивающих на
каждом этапе развития особенности взаимодействия организма и среды.

8. Л. С. Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для

конкретных этапов развития. А. Н.Леонтьев и Д. Б. Эльконин особое
значение в возрастной периодизации придавали «ведущей
деятельности», определяющей возникновение психических
новообразований. При этом отмечалось, что особенности психического,
так же как и особенности физиологического развития определяются как
внутренними (морфофункциональными) факторами, так и внешними
условиями индивидуального развития.
• Наиболее полная схема возрастной периодизации, из наиболее
распространенных схем периодизации онтогенеза, основанная на
морфологических и антропологических признаках, была предложена
в 1965 г В. В. Бунаком, по мнению которого изменения размеров тела
и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражают
преобразования метаболизма организма с возрастом.
Для их разграничения предлагаются следующие показатели:
для прогрессивной стадии – продольный рост тела, прекращение которого означает конец
стадии;
для стабильной стадии – увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный
уровень функциональных показателей;
для регрессивной стадии – падение веса тела, снижение функциональных показателей,
изменение покровов, осанки, скорости движений и т. д.

14.

Вопросы периодизации весьма спорны и в силу
отсутствия единого мнения о критериях границ между
возрастными этапами. Растущий организм развивается
строго индивидуально, проходя своим неповторимым
жизненным путем. Нередко физическое и умственное
созревание, функциональная организация двигательного
аппарата и внутренних органов, т.е. все, что характеризует,
так называемый, биологический возраст, не согласуются с
календарным возрастом, опережая его, или, наоборот,
отставая. Примерно 30% детей опережают, а около 15-20%
отстают в своем развитии от сверстников.
Однако проблема возрастной периодизации окончательно
не решена прежде всего потому, что все существующие
периодизации, включая и последнюю общепринятую,
недостаточно физиологически обоснованны. Они не
учитывают адаптивно-приспособительный характер
развития и механизмы, обеспечивающие надежность
функционирования физиологических систем и целостного
организма на каждом этапе онтогенеза. Это определяет
необходимость выбора наиболее информативных критериев
возрастной периодизации.

18.

Следует подчеркнуть, что онтогенетическое развитие сочетает
периоды эволюционного (постепенного)
морфофункционального созревания и периоды революционных,
переломных скачков развития, которые могут быть связаны как
с внутренними (биологическими), так и с внешними
(социальными) факторами развития.
Важным и требующим специального внимания является вопрос
о критических периодах развития. В эволюционной
биологии принято считать критическим периодом этап раннего
постнатального развития, характеризующийся интенсивностью
морфофункционального созревания, когда из-за отсутствия
средовых воздействий функция может не сформироваться.
Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов
в раннем онтогенезе восприятие их в дальнейшем не
формируется, то же относится к речевой функции.
В процессе дальнейшего развития критические периоды могут
возникать как результат резкой смены социально-средовых фак
торов и их взаимодействия с процессом внутреннего
морфофункционального развития. Таким периодом является
возраст начала обучения, когда качественные перестройки
морфофункционального созревания базовых мозговых
процессов приходятся на период резкой смены социальных
условий.

Физиологическая незрелость — источник всех недугов

Всех новорожденных можно (весьма условно) распределить на 3 группы по их физиологическому состоянию:

1. Физиологически зрелые и доношенные, не подвергавшиеся вредным воздействиям со стороны матери, беременность которой протекала нормально.

Физиологические отправления этих детей соответствуют их календарному возрасту.

2. Физиологически незрелые, родившиеся раньше срока или родившиеся в срок, не только с пониженным весом (до 2,5 кг), но и с нормальным (от 3 до 4 кг). Физиологические отправления этих детей, как правило, не вполне соответствуют их календарному возрасту, так как беременность матери протекала с отклонениями от нормы (с патологией); эти дети подверглись тем или иным вредящим воздействиям во время утробного развития (в чреве матери).

3. Физиологически недозрелые, т.е. истинно недоношенные. Физиологические отправления этих детей соответствуют отправлениям внутриутробного периода, во время которого произошло их преждевременное рождение, а до этого у матери беременность протекала нормально.

Таким образом, физиологическая незрелость младенцев может быть врожденной (врожденная жизненная слабость — debilitas vitae congenita) или приобретенной. В предыдущих главах перечислены важнейшие, хотя и не все, физиологические особенности — признаки физиологической незрелости новорожденных; методы диагностики этих признаков ныне хорошо известны.

Еще в 60-х годах, по предложению американского педиатра Апгар, которая хорошо знала работы нашей лаборатории, ВОЗ приняла их и рекомендовала всем странам, в том числе и нашей стране, в качестве обязательных, хотя и в упрощенном ею виде: оценку новорожденных по 10балльной системе. Рождающиеся „плохими” оцениваются по этой системе в два балла, „хорошими” т.е. близкими к норме, в 10 баллов. Особое внимание обращает Апгар на экспресс-диагностику состояния ребенка в первые 5 минут после рождения.

В этом методе, к сожалению, отсутствует анализ физиологических механизмов возникновения симптомов, которые имеют своей целью диагностику отдельных сторон физиологической незрелости, не дается анализ самого понятия нормы новорожденных. Кроме того, рекомендованный американкой метод опирается на субъективную оценку того, что следует считать „хорошим”.

Мало того. Оценки, определяющиеся таким путем, часто завышаются, сознательно или бессознательно, ибо многие граждане СССР воспитаны в таком духе, что „в нашей стране рождаются самые лучшие дети!” И наконец, оценка тем или иным баллом не позволяет сделать вывод: какие реальные меры необходимы, чтобы компенсировать недостаточную „хоро- шесть”?

Таким образом, метод, предложенный Апгар, имеет лишь чисто регистрационную ценность и ни в коей мере не помогает устранить состояние физиологической незрелости. К тому же это понятие в работах Апгар вообще отсутствует.

Чтобы эффективно лечить новорожденного, нужно знать специфические особенности его физиологии и физиологически обоснованные критерии эффективности выздоровления. Принято считать, что важнейшей проблемой для человечества являются ныне сердечно-сосудистые заболевания и рак. Однако это вовсе не так. Проблемой номер один является проблема физиологической незрелости (перинатальная патология), которая является первопричиной чуть ли не каждой патологии в более позднем (и даже во взрослом) периоде, в том числе и первопричиной сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Еще несколько лет начал было известно около 500 канцерогенов — веществ, могущих вызвать заболевание раком. Ныне их известно более 800. Можно ли считать, что большее число известных канцерогенов является причиной большего количества раковых больных?

Вовсе нет. Увеличение количества заболеваний раком прежде всего связано с ростом числа физиологически незрелых новорожденных. Именно низкая иммунобиологическая устойчивость физиологически незрелых детей (если эта незрелость не была своевременно компенсирована) приводит к учащению самых разнообразных заболеваний, в том числе и заболеваний раком.

Основными показателями физиологической незрелости являются:

1. Сниженный мышечный тонус (мышечная гипотония). У таких детей почти полностью отсутствует либо едва заметна сгибательная гипертония. Крайние случаи характеризуются тем, что у них ручки и ножки висят как бы плетьми. А отсюда не только слабо проявляются, но и почти полностью отсутствуют вышеперечисленные двигательные рефлексы: хватательный, пяточный и другие. Тяжким симптомом физиологической незрелости является крипторхизм, т.е., когда яички у младенца-мальчика не спускаются в мошонку, и при этом полностью отсутствует кремастерный рефлекс.

2. Сниженная иммунобиологическая устойчивость. Отсюда, как следствие, возникновение множества разнообразных состояний патологии, в частности онкологической.

В последние годы все возрастает количество физиологически незрелых новорожденных (более 80%). На долю наследственно обусловленных заболеваний приходится всего лишь 5-7%. Цифры просто несопоставимы. При этом первая величина имеет тенденцию к дальнейшему росту. В дальнейшем нескомпенсированная физиологическая незрелость приводит нередко к психической неполноценности, к духовной инфантильности, следствием которых являются подростковая преступность, проституция, алкоголизм, наркомания, не говоря уже об умственной отсталости. В самом раннем детстве физиологическая незрелость при рождении приводит порой к асфиксии (удушению) и внутричерепным кровоизлияниям. „А имеем ли мы право оживлять таких детей и передавать их матерям, если знаем заранее, что они будут имбецилами (т.е. психологически неполноценными) или попросту идиотами? — риторически вопрошают микропедиатры. — Гуманно ли это!”

Думается, что такие рассуждения абсолютно недопустимы. Во-первых, с точки зрения морали, с точки зрения одной из важнейших заповедей „не убий” — ведь отказ от попытки оживления умирающего ребенка равносилен его убиению. А во-вторых, физиологически незрелых детей рождается все больше (а иные, родившись без признаков физиологической незрелости, вскоре приобретают их!); допускать их гибель уже в младенчестве преступно. Но главное: физиологическую незрелость можно успешно компенсировать, во всяком случае для многих и многих новорожденных, разумеется, при правильной и своевременной диагностике.

В царской России многие дети умирали в младенчестве; в деревне каждый второй, в городе каждый третий. Действовал беспощадный естественный отбор, отметавший все неполноценное. Россия поражала мир „русскими богатырями”. После 1917 г. лишь некоторыми законодательными мероприятиями удалось резко снизить детскую смертность как в деревне, так и в городе, и мир был поражен этим резким снижением детской смертности. А дальнейшее снижение все еще высокой в нашей стране детской смертности возможно ТОЛЬКО на основе компенсации состояний физиологической незрелости новорожденных. Ранняя диагностика может позволить компенсировать физиологическую незрелость, которая является „главным поставщиком” детской смертности.

Да, естественный отбор почти перестал действовать у человека. Современные средства (в частности антибиотики) позволяют чаще всего сохранить жизнь ребенка. Но за это он должен платить дорогой ценой — сниженной иммунобиологической сопротивляемостью к повторным заболеваниям, а также повышенной чувствительностью к новым.

Несколько лет назад специалисты насчитывали 1500 генетически обусловленных состояний патологии. Сегодня их известно уже 2000. Это страшная величина, и еще страшнее ее неуклонное увеличение, грозящее утратой генофонда — ценнейшего богатства каждого государства. Однако, несмотря на эту огромную, пугающую цифру, на долю наследственно обусловленной патологии приходится сравнительно небольшая часть. Как указывалось выше, не более 5-7 %. Для всякого читателя очень важно различать следующие понятия. Истинные мутации, т.е. повреждение наследственного аппарата (генома) в половых клетках. Они-то и определяют наследственно обусловленную патологию. Фенокопии мутаций, т. е. нарушение генома в телесных клетках, иначе — подобия (фенокопии) истинных мутаций. Они возникают у эмбрионов в первые два-три месяца внутриутробной жизни и выражаются в образовании самых разнообразных уродств: заячьей губы, волчьей пасти, отсутствии головного мозга, конечностей и многих других. Подавляющее большинство из них несовместимы с жизнью. Возникают эти уродства из-за нарушения нормального течения беременности в первые два-три месяца. Если нарушение нормального течения беременности происходит в ее второй половине (начиная с пятого и в особенности с шестого месяца, т. е. уже у плода), то под влиянием поврежденного ацидоза возникают состояния, названные нами физиологической незрелостью. Они-то и являются фенокопиями мутаций. Если ацидоз был достаточно выражен, то при этом возникают такие повреждения головного мозга, которые после рождения вызывают различные степени необратимой олигофрении (имбецильность и идиотизм). К сожалению, этот процесс имеет тенденцию к увеличению числа случаев.

Реальное могущество и будущее любой страны измеряются не только (и не столько) ее хозяйственными или финансовыми возможностями, не столько богатством ее недр, сколько физической и физиологической полноценностью, интеллектуальными и творческими ресурсами людей, ее населяющих. И как бы значительны ни были успехи в области генетики, без знания физиологических закономерностей развития ребенка проблемы детского здравоохранения не могут быть решены.

Еще недавно некоторые „специалисты” (например, директор Института медицинской генетики АМН СССР Н. П. Бочков, см. „Вопросы философии”, 1981, № 1) утверждали, что потеря генофонда в условиях социализма и социалистического здравоохранения невозможна. Однако это утверждение основано на высказываниях того же типа („социалистическое здравоохранение — самое лучшее в мире”), несостоятельность которых давно уже понята каждым здравомыслящим человеком, но о которой лишь недавно заговорили в полный голос. Да, конечно, сохранение генофонда возможно и даже необходимо, но отнюдь не путем демагогических заявлений малосведущих и безответственных администраторов, а путем экстренных мер, и прежде всего путем ранней диагностики физиологической незрелости новорожденных и принятием эффективных мер ее компенсации.

Показатели врожденной физиологической незрелости в основном те же, что и незрелости, приобретенной в роддоме, но выражены резче. Так, физиологически незрелые новорожденные обычно не сразу переходят на полноценное самостоятельное дыхание вследствие снижения мышечного тонуса, не позволяющего реализовать состояние сгибательной мышечной гипертонии, типичной для новорожденных. Перечисленные выше рефлексы ослаблены или отсутствуют; особенно характерной является слабость пяточного рефлекса. Однако важно неоднократно пытаться вызвать его при каждом распеленании ребенка. Не проявляется расширение кожных сосудов (вазодилятация), поэтому кожа сравнительно бледная (не розовая). Частота сердечных сокращений (ЧСС) падает иногда до 70-80 ударов в минуту; снижено максимальное артериальное давление до 50-60 мм ртутного столба; понижена температура (при глубокой степени физиологической незрелости до 32°); в сыворотке крови отсутствует лизоцим (естественный физиологический антибиотик) даже после высасывания молозива, хотя и содержание лизоцима в молозиве матери сильно снижено по сравнению с содержанием его в молозиве матери, беременность которой протекала нормально. При токсикозе беременности сильно снижено содержание белка (казеина) в зрелом молоке. Физиологически незрелые младенцы во многих случаях заболевают сепсисом или пневмонией.

Существующие инструкции Минздрава СССР („самая лучшая медицина в мире!”) рекомендуют кормить физиологически незрелых детей лишь через трое суток после рождения, и притом искусственно молочными смесями или в лучшем случае донорским молоком. У таких детей, как правило, наблюдается углубленный ацидоз. Если такой ребенок и выживает, то необратимая ацидотическая альтерация* головного мозга чаще всего превращает его в дебила.

Еще недавно новорожденным, не способным высасывать молоко матери, „в целях профилактики заболеваний” вводили антибиотики, а это исключает в дальнейшем возможность выработки собственного иммунитета к различным инфекциям. Наконец дети, получающие в качестве антибиотика стрептомицин, очень часто глохнут.

Физиологически незрелыми часто оказываются недоношенные дети, рождающиеся до 38-40 недель и имеющие вес до 2,5 кг. В принципе они могут в течение нескольких месяцев выровняться. Большинство таких детей сразу же после появления на свет реализуют сгибательную мышечную гипертонию; у них регистрируются все рефлексы, особенно ярко— пяточный и сосательный.

Для таких детей нужно прежде всего определить гигиенические условия, соответствующие специфическим особенностям каждого отдельного ребенка. А для этого необходимы подробнейшие знания физиологии данного конкретного младенца.

Исходя из принципа щадящего режима, во многих роддомах стремятся прежде всего обеспечить компенсирующие тепловые условия: младенцев обкладывают в постели грелками (40-50°); температура в пододеяльном пространстве доходит при этом до 40° и тем самым полностью исключается теплоотдача. Происходит расслабление скелетной мускулатуры, дыхание учащается и становится непериодичным, ЧСС и потребление кислорода резко снижаются. При этом, несмотря даже на более выраженное периодическое дыхание, двигательная активность не осуществляется или осуществляется лишь в очень слабой степени. В этих условиях активность скелетных мышц утрачивается, рост и развитие ребенка практически прекращаются, даже если младенца кормят через зонд. Остановка роста и развития происходит не от дефицита питания, а от прекращения двигательных функций скелетных мышц.

Подобных детей мы в большом количестве наблюдали в московском роддоме № 13; через полтора месяца их переводили в ближайшую детскую больницу (№ 10). Там они не подвергались больше постоянному воздействию тепла, а потому двигательная функция постепенно возобновлялась: к возрасту одного года они достигали нормального веса

Вредящее воздействие молочной кислоты.

новорожденных, т. е. 3-3,5 кг, хотя показатели глубокой физиологической незрелости сохранялись.

Ныне недоношенных младенцев чаще содержат в кувезах при температуре 36-37° и влажности 90-95 %. При этом теплоотдача, потоотделение и испарение также исключаются и, следовательно, опять-таки исключаются возможности проявления двигательной активности скелетных мышц.

Инструкция Минздрава СССР рекомендует по отношению к недоношенным интенсивную терапию: внутривенное введение 10%-ной глюкозы; преднизолон; гидрокортизон; допамин; норадреналин; коргли- кон; дигоксин; фенобарбитал (люминал); трентал; препараты магнезии; седуксен; дибазол и многие другие лекарственные препараты.

Ныне, однако, хорошо известно, что лекарственные вещества являются для организма, и прежде всего для организма новорожденного, чужеродными, так называемыми ксенобиотиками. Организм ребенка, в особенности физиологически незрелого, приобретает способность нейтрализовать (как бы обезвреживать или метаболизировать) большинство лекарств с помощью микросомального окисления их. Поэтому на первом году жизни ребенка следует по возможности избегать применения любых лекарственных препаратов.

Особенно вредным представляется такое, казалось бы, безобидное лекарство, как глюкоза, не являющаяся лекарством в обычном смысле этого слова. Тем не менее внутривенное введение глюкозы в высоких концентрациях используется в целях (якобы) повышения энергетических процессов у недоношенных детей и у доношенных при заболеваниях. Однако высокие концентрации глюкозы, попадая в клетку организма, способствуют расщеплению ее с образованием молочной кислоты. В результате образуется выраженный ацидоз, угнетающий регуляцию энергетических процессов в тканях и обусловливающий повреждение митохондрий.

Кроме того, внутривенное введение глюкозы в высоких концентрациях подавляет функцию бета-клеток поджелудочной железы, образующих инсулин; создаются предпосылки для возникновения диабета или предрасположения к нему уже с первых дней жизни ребенка.

Весьма вредным следует считать внутривенное введение гормонов коры надпочечника (преднизолона, кортизона), так как при этом подавляется функция клеток коры собственных надпочечников ребенка.

Противопоказанным следует считать также внутривенное введение сердечных гликозидов (коргликона, дигоксина) и вообще каких бы то ни было сердечных средств, так как в этом возрасте еще отсутствует вагусная регуляция деятельности сердца. То же следует сказать и о других лекарствах, используемых в системе интенсивной терапии недоношенных.

Для физиологически незрелых младенцев лекарственные вещества лишь усугубляют состояние их незрелости. А для физиологически зрелых — приводят к незрелости.

Одной из наиболее тревожных проблем человека будущего является отлучение новорожденных от материнской груди. Предусмотренная природой млекопитающих, т.е. питающих (детенышей) молоком, тесная привязанность детеныша к матери нарушается у человека. Цивилизация отобрала ребенка у матери и уложила его в постель. „Грудной” ребенок превратился в „постельного”, который, однако, возвращается или по крайней мере ДОЛЖЕН возвращаться к матери во время кормления грудью. Как уже было сказано, кормление грудью совершенно обязательно сразу после рождения, оно отвечает естественным физиологическим требованиям и в какой-то мере смягчает последствия, связанные с превращением грудного ребенка в постельного.

Выяснилось (Харлоу, 1962 г.), что если новорожденных обезьянок изолировать от матери и вскармливать искусственно, то у них впоследствии подавляются или полностью отсутствуют половые инстинкты; размножаются они с трудом.

Аналогичные результаты показали и наши опыты. Кролики, отлученные сразу после рождения от матери, впоследствии „не проявляли интереса” к особям противоположного пола; самцы не могли быть полноценными отцами, а самки, даже рождая детенышей, не создавали для них гнезд, а чаще всего просто разбрасывали куда придется.

Мы уже отмечали, что мать, кормя своего ребенка, как бы вливает в него с молоком доброту, милосердие, любовь и, через механизм импринтинга’, „установку на лицо другого человека” (по А. А. Ухтомскому).

Но возможна и другая форма импринтинга, когда ребенок сразу же после рождения лишается контакта с матерью, не кормится ее молоком, не получает вливаемой с ним „доброты” и „установки на лицо другого”. Это относится прежде всего к физически незрелым, которые якобы из-за отсутствия способности осуществить сосательный рефлекс сразу же переводятся на искусственное кормление или когда они очень рано отлучаются от материнской груди. К симптомам духовной инфантильности, комплекса неполноценности у таких физиологически незрелых детей добавляются и другие отрицательные черты характера: дефицит человечности, отсутствие милосердия, даже жестокость. Девочки, достигнув соответствующего периода, становятся матерями, лишенными материнского инстинкта, и очень часто, родив ребенка, такая мать отказывается от него

’ Импрингинг — воспринятое от матери запечатление той формы физиологического и психологического поведения, которое ребенок, достигнув половозрелого периода, должен будет повторить как бы инстинктивно.

уже в роддоме. Считать таких матерей нехорошими, недостойными, безнравственными, называть их „кукушками” совершенно несправедливо. Такие матери должны вызывать сожаление и сочувствие: биология их женского организма подверглась разрушению еще в младенчестве.

Но еще трагичнее, что дети таких матерей и в будущем не могут быть полноценными родителями. Мальчики не смогут быть полноценными отцами и супругами из-за сексуальной холодности и слабости. Это одна из основных причин многих и многих разводов. Девочки, не достигнув 4-, 5летнего возраста, не будут обнажать сосок и прикладывать к нему куклу. Одна из серьезнейших угроз человечеству в целом — это наметившиеся предпосылки реальной возможности утраты инстинкта размножения.

Однако компенсация физиологической незрелости и решение связанных с этим нравственных проблем все же возможны.

Аршавский ваш малыш может не болеть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *