ДРЕВО ЖИЗНИ

В Америке к Библии относятся довольно серьезно. Президент США при вступлении в должность клянется на Библии. Члены Верховного суда и члены Конгресса вначале тоже клянутся на Библии. В любом случае, даже при разводе, обе стороны клянутся на Библии, что будут говорить правду и только правду. Теоретически, если вы в суде клялись на Библии, и потом вас уличат во лжи, то по букве закона вам могут дать до 5 лет тюрьмы – за клятвопреступление. В каждой комнате отеля или мотеля на ночном столике у изголовья вы найдете Библию. И даже масоны, которых некоторые называют сатанистами, молятся своему великому архитектору вселенной, но – положив руку на Библию.

Поэтому я, будучи человеком осторожным, решил заглянуть в Библию еще разок. Открываю я мою потрепанную Библию и читаю с самого начала «Бытие». Там говорится, что Господь Бог произрастил в раю «дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9).

А затем идет такое: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16-17).

Древо познания мы уже потрясли немножко в предыдущей главе. А в этой главе мы займемся тем, что потрясем библейское древо жизни, то есть продолжим разбор тех интересных фактов из моей картотеки, которые могут помочь людям в жизни. Следуя по алфавиту, у меня идет серия карточек на тему «Наследственность». Для порядка, я эту информацию нумерую. Как в Библии.

1) Д-р Давид Розенталь из Национального института психиатрии сообщает, что «все больше фактов указывает на то, что все виды ненормальностей – включая алкоголизм и преступность – являются наследственным явлением». Все это он сообщил на ежегодном собрании Национальной академии наук. Он сказал, что «из населения в 200 миллионов человек в США больше 60 миллионов шизофреников. К тому же 9 миллионов алкоголиков. Каждый 5-й ребенок в возрасте от 10 до 17 лет попадает под суд как малолетний преступник. А если вы еще посчитаете невротиков, то цифры будут такие, что их почти невозможно сосчитать. В США почти нет семьи, где не было бы психических болезней. В определенной мере наследственная характеристика относится также и к гомосексуальности» (из газеты правых американцев «Тхе кроникл» от 24 апреля 1972; стр.1).

2) Из Талмуда: «Мужчине рекомендуется ознакомиться с характером братьев своей потенциальной жены, так как его сыновья будут похожи на этих братьев» (Йеб.37в) (из «Универсальной еврейской энциклопедии», статья «Сексуальные законы», стр.488). А я могу еще добавить из собственного опыта, что это относится не только к братьям, но и к сестрам: читайте главу «Букет моей тещи».

3) Английский профессор-психолог Г.Айзенк сообщает, что «приблизительно на 80% умственное развитие обусловлено генетическими причинами и только на 20% процентов – окружающей средой». Советская сторона это оспаривает («Литературная газета», Москва – 4.02.1976; стр.13).

4) «Наследственные болезни (их около 2 тысяч) занимают немалый удельный вес в объеме человеческой заболеваемости. В среднем и пожилом возрасте 25% всех заболеваний в той или иной мере связаны с наследственным предрасположением (например, глаукома, псориаз, атеросклероз, гипертония, шизофрения, язвенная болезнь). В среднем каждая 5-я семья отягощена наследственными болезнями» (А. Новиков в НРС – 14.10.1982).

5) «Более 2000 болезней человека носят наследственный характер… Каждый человек имеет около 100000 генов, упакованных в 23 пары хромосом. Уже нашли гены паралича, гемофилии и слабоумия» (журнал американских пенсионеров «Модерн мачурити», декабрь 1983; стр.63 и 65).

6) Академик АМН СССР Рэм Петров, директор Московского института иммунологии, в своей книге «Я или не я», Москва, 1983, пишет: «…Вся современная иммунология связана иммуногенетикой в единое целое… Причины возникновения раковых клеток – генетические… Причины разной степени чувствительности к инфекционным микроорганизмам – генетические…» (стр.12).

«…В случае ослабления или нарушения этой охраны (иммунитета – Г.К.) появляются бесконечные инфекционные заболевания, аутоиммунные расстройства; вероятность возникновения рака возрастает в десятки, даже в сотни раз» (стр.15).

«Ребенок всегда наследует ровно половину своих признаков от матери и ровно половину от отца» (стр.109).

О судебно-медицинской экспертизе на отцовство: «Отрицание отцовства всегда абсолютно. Юрист уверен: «Эти люди не отец и сын!» (стр.123). Насчет очень коварной болезни гемофилии: «Все девочки здоровы, половина мальчиков – больны. Но половина из всех рожденных девочек несет в себе порочную Х-хромосому» (стр.173).

7) Всему этому соответствует народная поговорка: «Гад с гадом блудит – гад и будет, недоношенный, некрещеный».

8) «Каждая первичная клетка человека содержит 23 пары хромосом. Каждая хромосома человека содержит 100000 генов. Гены определяют физические и духовные особенности данной человеческой личности и сопротивление заболеваниям. Генетический код – это «книга жизни» (Е. Манин в НРС – 12.01.1990).

9) «Сейчас даже не верится, но факт неоспорим: накануне революции в Москве не было ни одного генетика. На Первом генетическом конгрессе в 1913 году Россию представлял один человек – финн Федерлей. И это неспроста: наука о наследственности встретила у нас на первых порах очень холодное, почти враждебное отношение… университетские профессора не читали даже курса общей генетики… Знаменитый академик Павлов, нобелевский лауреат, был женат на Саре Васильевне. И крупнейший психиатр Бехтерев на старости лет сдурел и женился на молоденькой еврейке, которая его якобы притравила, по заказу товарища Сталина, которого Бехтерев в 1926 году лечил и поставил диагноз – паранойя, то есть безумие. На примере всех генетиков видно, что следующий шаг – евгеника, а затем – расовые теории Гитлера и уничтожение дефективных» (НРС – 23.11.1990).

10) Последнее открытие: теперь анализом молекул ДНК можно обнаружить все дефективные гены человека. Берут каплю крови, вставляют в специальную машинку – пшик – и компьютер дает полную информацию о дефективных генах данного человека с указанием всех его генетических болезней, вплоть до продолжительности жизни. Это означает революцию в социологии: дефективных людей не будут брать на работу, будут отназывать в страховках, и так вплоть до брака. Теоретически так можно было бы проверять всех кандидатов в правительство.

Дегенераты в Конгрессе США переполошились и пытаются провести законы, запрещающие сбор такой информации (бюллетень американских пенсионеров «ААРП Бюллетин», ноябрь 1992; стр.2).

11) «…жертвами генетических заболеваний являются сегодня 12 миллионов американцев. Из-за болезней этого рода ежегодно попадает в больницы 1 млн. 200 тысяч человек… Когда в семье рождается психически неполноценный ребенок, в 80 процентах случаев причина генетическая» (НРС – 11.05.1991).

12) Генетика – королева наук. В НРС – 19.11.1993 Евгений Манин пишет: «Почетный титул «королевы наук» сегодня, бесспорно, принадлежит именно генетике. Это как раз тот редчайший случай, когда научная пресса, массовая пресса и даже пресса бульварная единогласны в своем мнении… Сегодняшней медицине известны 4000 наследственных заболеваний, которые инициированы дефектными генами» (стр.26).

Заканчивая наш краткий обзор проблемы наследственности, будет полезно напомнить то, что говорилось на интернациональном конгрессе по вопросам евгеники, то есть науки об улучшении человеческой породы, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году. Там один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил: «Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90% преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от жертв человеческого горя и страдания».

Это вы найдете в книге профессоров Данн и Добжанский «Наследственность, раса и общество», Нью-Йорк, 1957; стр.86.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ДРЕВО ЖИЗНИ

, одно из деревьев, произраставших, согласно библейскому повествованию, в Эдемском саду, где Господь поместил первых людей — Адама и Еву. Это дерево и древо познания добра и зла были особо выделены в Эдемском саду (Быт 2. 9). Первые люди получили от Бога разрешение вкушать от любого дерева в Эдемском саду, за исключением дерева познания добра и зла (Быт 2. 16-17). Запрет на вкушение не касался Д. ж.; из дальнейшего повествования ясно, что человек вкушал от его плодов и лишился этой возможности только после нарушения запрета Божия относительно дерева познания добра и зла (Быт 3. 22). В кн. Бытие рассказывается, как змей внушает жене Адама мысль, что вкушение от дерева познания добра и зла не приведет к смерти,- наоборот, у Адама и его жены «откроются очи» и они станут «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Бог произносит приговор за ослушание и лишает их возможности далее вкушать от Д. ж. Он изгоняет их из рая, а у входа в Эдемский сад ставит херувима, чтобы не допустить людей обратно (Быт 3. 9-24).

Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим)

В более поздней библейской лит-ре образ Д. ж. встречается в описаниях добродетелей мудрого праведника, а также как символ присутствия Божия и помощи Божией. С Д. ж. сравнивается премудрость, к-рая ценнее богатства (Притч 3. 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13. 12), немногословие человека (Притч 15. 4), оно — «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11. 24-31). Возможно, на Д. ж. указывала форма семисвечника в скинии (Meyers. 1979). Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7. 21), видимо, также символизировали Д. ж. (Wright. 1941). В греч. переводе LXX выражение «древо жизни» (τὸ ξύλον τῆς ζωῆς) встречается в Ис 65. 22 (хотя в МТ употребляется слово «дерево»). Неизвестно, является ли оно поздней вставкой (в пользу этого предположения — чтение в 1QIsa без артикля) или уже было в изначальном тексте (о чем свидетельствует сохранившийся определенный артикль в 1QIsb — ), но вариант LXX вполне соответствует эсхатологическому контексту данного стиха, где Господь говорит, что «дни народа Моего будут, как дни дерева».

Ссылкой на Д. ж. из Быт 2 являются также упоминания (τὸ) ξύλον (τῆς) ζωῆς в Откр 22. 2, 14, 19 при описании буд. города святых и в Откр 2. 7 — при упоминании о рае.

Отпечаток с цилиндрической печати «Адам и Ева» XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)

Ряд археологических артефактов из Палестины с осторожностью можно интерпретировать как отголоски распространенного на древнем Ближ. Востоке повествования о Д. ж., поскольку на них изображены дерево и фигура херувима (иногда и человека), а образ херувима в Палестине кон. II — нач. I тыс. до Р. Х. был связан с представлением о Яхве — Боге народа Израилева (Herr. 1997).

В Тель-Хацоре (см. Асор, в секторе A, в слое, датируемом IX-VIII вв. до Р. Х.) было найдено вырезанное из кости изображение 4-крылого серафима, держащего Д. ж. Там же, в секторе B, в слое того же времени, был найден резной ящик из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса и падшей ниц фигуры, молящейся перед Д. ж. (Yadin. 1956).

В большинстве случаев изображение Д. ж. в Палестине также понимается просто как символ присутствия божества, дающего жизнь и плодородие (Leonard. 1989; Meyers. 1979). В период поздней бронзы деревья изображаются обычно с одним центральным стволом и отходящими от него 6 ветвями (Meyers. 1979). Изображения Д. ж. в Палестине нередко были связаны с культом Астарты, примером чему может быть найденная в Таанахе культовая резная подставка кон. X в. до Р. Х. В ее 3-м ярусе изображено дерево, листву к-рого поедают козы, в окружении львов — символов Астарты (Herr. 1997). Похожее изображение (Д. ж., козы и львы под ними) было найдено на фрагменте керамического сосуда VIII в. в Кунтиллет-Аджруд, в текстах на фрагменте также упоминается Астарта (Meshel. 1979; Hestrin. 1991; Taylor. 1994; McCarter. 1997).

Из непалестинских источников известна цилиндрическая печать «Адам и Ева» с изображением дерева в центре, по его сторонам — фигуры женщины, мужчины (который идентифицируется по головному убору с рогами) и змея (Lond. Brit. Mus. Dep. of the Ancient Near East. 89326). В сер. XIX в. ассириолог Дж. Смит соотносил это изображение с библейским повествованием о грехопадении. В наст. время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXI-XXII вв. до Р. Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие (Mitchell. 1988. P. 24. N 1; Collon. 1982. P. 124. N 302).

Большинство неписьменных древневост. источников, на к-рых исследователи усматривают символику Д. ж., можно разделить на 2 группы (Wallace. 1997). К 1-й относятся изображения дерева с божественной антропоморфной фигурой или с к.-л. мифическими существами, над деревом иногда помещался крылатый диск. В нек-рых случаях эти сцены можно соотнести с определенными эпизодами древних мифов. Ко 2-й группе принадлежат изображения 2 животных (либо мифических, либо домашних, напр. коз) по сторонам от древа, к-рое находится в центре и символизирует божество, хотя во мн. случаях это может быть оспорено (Ibidem).

В письменных ближневост. источниках Д. ж. явно не упоминается, хотя особые растения, пища или вода нередко описываются как дающие дар бессмертия или вечную молодость. Так, герой эпоса о Гильгамеше ищет растение, к-рое дарует вечную молодость. В вавилонском мифе об Адапе бог Ану предлагает герою «пищу жизни» и «воду жизни», но по совету бога Эа он отвергает их, считая скорее пищей смерти и водой смерти (см. ст. Шумеро-аккадская религия). Священные деревья упоминаются в текстах аккад. заклинаний: деревья , растущие в особом месте в Эриду, обладают особой целительной силой (Ibidem).

В межзаветной лит-ре о Д. ж. обычно говорится в связи с учением о наступлении Царства Божия. В 1-й кн. Еноха упоминается благоуханное дерево, от к-рого будут вкушать после Великого суда праведные и смиренные, «от его плода будет дана жизнь избранным» (1 Енох 25), и «дерево мудрости», к-рое отождествляется с библейским деревом познания добра и зла (1 Енох 32). В «Завете Левия» предрекается, что меч, препятствовавший Адаму войти в рай, будет удален и святые вкусят от Д. ж. (Test. XII Patr. III 10-11). В 3-й кн. Ездры есть замечания об особых свойствах деревьев рая после того, как последний будет явлен (3 Езд. 7. 123-124; 8. 52).

Толкование образа «Древо жизни» в святоотеческий период.

Вкушение от Д. ж. первых людей рассматривалось церковными авторами как символ бессмертия, от к-рого люди отказались, нарушив Божественную заповедь. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, Д. ж. «было древом, имевшим силу, подававшую жизнь, или годным для еды только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 11). Человек вкушал от Д. ж., душа же его наслаждалась созерцанием Божества, а «сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертию» (Ibidem).

Вкушение плодов часто понималось как познание духовных сущностей и даже собственно богопознание, т. к. Бог помимо древа познания посадил посреди рая «дерево жизни, указывая на познание, как путь к жизни… Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому и то и другое дерево были посажены друг подле друга» (Diogn. 12. 3-4). Прп. Максим Исповедник предлагает анагогическое истолкование смысла слов «насадил Господь Бог рай… на востоке» (Быт 2. 8): «Полагаю, что рай является человеческим сердцем, насажденным на востоке Боговедения. Посередине его посадил Бог дерево жизни и древо познания добра и зла. Дерево жизни понимается как логос умопостигаемых , а древо познания добра и зла — как логос чувственных , ибо таковой несет ведение добра и зла» (Maximus Conf. Quaest. et dub. 44).

Говоря о «невыразимом различии» древа познания добра и зла и Д. ж., прп. Максим Исповедник называет Д. ж. «умом души, в котором и находится мудрость», а древо познания добра и зла — «чувством тела, в котором… происходит движение неразумия». «Если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству… А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни» (Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 43).

В богомыслии отцов Церкви спасение человека часто описывалось как возвращение в рай и вкушение от Д. ж. Уже сщмч. Ириней Лионский говорил о Д. ж. как о типологическом прообразе древа спасения: «Крепкое слово Божие, которое по небрежению мы потеряли чрез древо… опять получили через домостроительство древа» (Iren. Adv. haer. V 17. 4; ср.: Maximus. Conf. Quaest. et dub. 55). Домостроительство спасения было «для нас,- писал свт. Григорий Богослов,- врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания» (Greg. Nazianz. Or. 2).

Истолковывая слова Прославленного Христа к Ангелу Эфесской Церкви (Откр 2. 7: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия»), св. Андрей Кесарийский говорит: «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол Иоанн Богослов. В другом месте Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «Древо жизни» (Притч 3. 18), и апостол говорит о Христе, что «Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная» (1 Ин 5. 20)» (Andr. Caes. Apoc. 1. 3). Достижение же вечной жизни возможно, только «если… исправить жизнь и победить страсти» (Там же).

Не отрицая реального существования Д. ж., отцы Церкви и литургическое предание указывали на его прообразовательное значение. Так же как Иисус Христос — это новый Адам (Рим 5), нередко типологически противопоставляются Д. ж. и Древо крестное: «…К древу жизни, от которого отпали, возведены древом бесчестия» (Greg. Nazianz. Or. 33 // PG. 36. Col. 225). Прп. Иоанн Дамаскин говорит о прямом прообразовании (Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 12). Образ Креста как Д. ж. нашел отражение в церковном искусстве и иконописи. Так, известен тип нательного креста «Древо жизни» (см. разд. «Иконография» в ст. Крест).

В литургических текстах сопоставляются утраченный рай и Церковь: (в неделю 3-ю Великого поста, утренний канон, песнь 5). Д. ж. может называться и Сам Иисус Христос: (тропарь предпразднства Рождества Христова, 23 дек.; ср.: Greg. Nazianz. Or. 29).

Лит.: Wright G. E. Solomon’s Temple Resurrected // BiblArch. 1941. Vol. 4. N 2. P. 17-31; Yadin Y. Excavations at Hazor // Ibid. 1956. Vol. 19. N 1. P. 2-11; Meyers C. L. Was There a Seven-Branched Lampstand in Solomon’s Temple? // BAR. 1979. Vol. 5. N 5. P. 46-57; Meshel Z. Did Yahweh Have a Consort? // Ibid. N 2. P. 24-36; Collon D. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Vol. 1: Cylinder Seals. Pt. 2: Akkadian, Post-Akkadian, Ur III Periods. L., 1982; DeVries L. F. Cult Stands: A Bewildering Variety of Shapes and Sizes // BAR. 1987. Vol. 13. N 4. P. 26-37; Mitchell T. C. The Bible in the British Museum: Interpreting the Evidence. L., 1988; Leonard A., Jr. Archaeological Sources for the History of Palestine: The Late Bronze Age // BiblArch. 1989. Vol. 52. N 1. P. 4-39; Hestrin R. Understanding Asherah: Exploring Semitic Iconography // BAR. 1991. Vol. 17. N 5. P. 50-59; Taylor J. G. Was Yahweh Worshiped as the Sun? // Ibid. 1994. Vol. 20. N 3. P. 52-61; McCarter P. K., Jr. The Religion Reforms of Hezekiah and Josiah // Aspects of Monoteism: How God is One? Wash., 1997. P. 57-80; Wallace H. N. Tree of Knowledge and Tree of Life // ABD: CD-ROM Ed. 1997; Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations // BiblArch. 1997. Vol. 60. N 3. P. 114-183.

Свящ. Димитрий Юревич, свящ. Александр Тимофеев

Азбука веры православной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *