Содержание

Общество баптистов организовал проповедник Джон Смит и его единомышленники

Всё началось, когда пуританский проповедник Джон Смит покинул со своей общиной Англию, так как его обвиняли в раскольничестве. Взгляды проповедника всё больше расходились с теми, что поддерживались на родных землях. Например, он считал, что:

  • Недопустимо читать проповедь с текста;
  • Апостольская преемственность заключается в вере, а не в передаче права быть священником.

1609 год возникновения первой общины баптистов

Джон Смит искал религиозную свободу и в 1609 году в Голландии основал первую общину баптистов. Одной из самых фундаментальных его идей стало изменение подхода к крещению.

Смит решил, что:

«Человека сначала надлежит обучить и только потом посвящать в веру».

Собственно, само слово «баптизм» происходит от греческого «окунать», а это напоминает нам, что первые христиане и Иоанн Предтеча занимались вовсе не «крещением», а «окунанием».

Иисуса Христа крестили во взрослом возрасте, потому баптисты не видят смысла совершать ритуал над младенцами («Крещение Христа» Якопо Тинторетто)

Смит переосмыслил многие черты и взгляды христианской традиции в контексте рационального анализа Священного Писания. Он решил не крестить детей и держать церковь обособлено от государства.

Баптизм получил широкое развитие в Северной Америке, а впоследствии и в Европе.

Наиболее выражены в баптизме два течения:

  • Общее;
  • Частное.

Отличаются они взглядами на то, кто именно может быть спасён жертвой Христа.

В 1905 году сформулирован и утверждён апостольский символ веры баптистов:

«Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли;

Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего;

Который зачат от Святого Духа, Который рожден от Девы Марии;

Который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен;

Сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых;

Вознесся на небеса, где Он сидит одесную Бога, Своего Всемогущего Отца;

Откуда придет судить живых и мертвых.

Верую в Святого Духа;

В единую, святую, христианскую Церковь и в общение святых.

В прощение грехов;

В воскресение тела;

Ив жизнь вечную.

Аминь».

Баптисты — это секта или нет? Нет!

Баптизм для многих православных остаётся чем-то закрытым и непонятным. Держась в стороне от других религиозных традиций, мы мало понимаем, каковы отличия баптистов от тех же пятидесятников или кальвинистов.

И есть ужасная тенденция — всех, кто не православный (в лучшем случае — и не католик), называть сектой. Это ошибка.

Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» пишет:

Александр Буганов доктор исторических наук

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

Секта поэтапно дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:

«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».

Церковь евангельских христиан-баптистов в Пскове

Если совсем коротко, секта — это религиозная группа, паразитирующая на основном учении. Материнская религия её отвергает. И государство тоже её запрещает.

Секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства. В случае баптистов мы можем говорить именно о вероисповедании, а не секте, так как баптисты — это историческая, признанная многими государствами религиозная группа.

Она не отрицает и не искажает христианское учение, а отличается в подходе к богослужениям и к административной сфере.

Баптисты особое внимание уделяют крещению во взрослом возрасте

Стать баптистом может только взрослый человек, который отдаёт себе отчёт в этом поступке. Именно так происходило в Библии. Об обряде крещения (погружения) так сказано на сайте «Российского союза евангельских христиан-баптистов»:

«Мы веруем, что водное крещение по вере есть исполнении заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести Мар. 16:15-16; Деян. 2:38,41; 22:16. 1 Пет. 3:21.

Водное крещение по Слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Деян. 8:36-38; 2:41; 8:12; 10:47; 18:8; 19:5.

Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф. 28:19.

Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. Рим. 6:3-5; Гал. 3:26-27; Кол. 2:11-12.

При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?” Деян. 8:37; 1 Пет. 3:21. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление».

Крещение совершается также и над теми, кто был, например, крещён в православии.

Отличия православия и баптизма преимущественно внешние

Баптисты и православные имеют больше схожестей, чем различий. Во что верят одни, в то же верят и другие.

Библия — источник знаний для обоих традиций. Короче говоря, все мы христиане.

И если этим утверждением пришлось разрушить чьи-то ожидания прочесть нечто необычное, то уж извините: баптисты не пляшут с бубнами у костров, не чертят на полу пентаграммы, не выряжаются в мантии с иероглифами. Это обычные верующие, как мы.

Но кое-чем баптисты от православных всё же отличаются.

Принцип «Solo scriptura»

Это общепротестанская идея, согласно которой, есть только один источник христианского вероучения — это Священное Писание.

«А у нас разве не так?», — спросят православные. Нет, у нас и у католиков есть ещё предание. Баптисты же уверены, что есть только Библия и то, что ей либо противоречит, либо нет.

Изучение Священного Писания — одна из основ баптизма

Упор на изучение Священного Писания

Это тоже присущая большинству протестантских организаций практика. Библия — главное откровение Божие. И чем тщательнее и глубже её изучить, тем больше истин откроется человеку.

Православные комментаторы, бывает, замечают, что с нашей точки зрения собрание баптистов более походит на школу или институт, чем на богословскую службу.

Баптист считает авторитетным Священное Писание, но не предание.

Нет почитания икон и мощей

Для баптистов подобная практика была бы нарушением второй заповеди: «Не сотвори себе кумира».

Баптисты не молятся святым

Стоит различать молитву и почитание. Уважение к заслугам христианских подвижников баптистам не чуждо. Но вот обращаться к ним за помощью баптисты считают лишним.

Развёрнутый комментарий даёт на видео пастор баптистской церкви г. Челябинск, Виталий Соболев.

Нет некоторых таинств

Отсутствует священство, соборование, миропомазание, венчание и исповедь. По части исповеди, например, утверждают, что каяться надо напрямую перед Богом, а не через посредника.

Нет традиционного апостольского преемства через рукоположение

То есть идея, что все христиане — это продолжатели дела апостолов, есть. Но для того, чтобы стать частью этой цепочки, не надо посвящаться у какого-нибудь архиерея. Вера — сама по себе реализация этой преемственности.

Иное отношение к молитве

Её значительно меньше. Нет молитвослова. «Это как, нельзя молиться по книге?», — может спросить православный. Нет, нельзя молиться чужими молитвами, только своими словами. Только так молитва может быть искренней, от сердца. Исключение — «Отче наш», поскольку она есть в Библии.

баптисты не используют крестного знамения

Баптисты не используют крестного знамения

Они не видят смыла в этом действе и не находят обоснований для него Библии.

Меньше правил бытового характера

Конечно, православие тоже — не лидер по количеству предписаний для верующих, но у баптистов их ещё меньше.

Иное отношение ко многим аспектам христианства

Например, хлеб и вино на евхаристии воспринимаются исключительно в символическом значении.

Меньше торжественности

цервовь баптистов — отсутствует красивая церковная утварь, все выглядит «светским»

Отсутствие красивой церковной утвари и многочасовых богослужений — это ещё одна черта, которой отличаются баптисты-христиане. У них всё выглядит более «светским».

Баптисты не молятся за усопших

Подобной традиции нет в Священном Писании.

Разрыв между священником и прихожанином минимален

Нет того почитания и той дистанции, которая существует в православии. Баптистский священник — это, по сути, такой же верующий. Его полномочия в большей степени административного, чем духовного характера.

Собственно, каждый верующий баптист имеет право проводить богослужения. Это называется принципом всеобщего священства.

каждый верующий баптист имеет право проводить богослужения

Баптисты не называют себя церковью

Они предпочитают использовать слова «альянс», «союз» и т.д. Связано это с тем, что в Священном Писании слово «церковь» не употребляется в соответствующем значении.

Баптисты отрицают церковную иерархию

И всё же в каждой общине есть пара «пресвитеров» (старейшин), избранных для священнодейства.

Пётр Вальтерович Мицкевич, председатель «Российского союза евангельских христиан-баптистов»

Баптисты убеждены, что спасены через веру, православные считают, что ещё не обрели спасение

Что касается внутренних черт христианской религии, то здесь баптисты от православных отличаются не сильно. Они верят в Бога-Отца, Сына и Святого Духа, почитают Иисуса Христа, читают Библию и видят в ней слово Божие.

Но есть одно фундаментальное отличие — иное отношение к спасению, нежели в православной церкви.

Протоиерей Олег (Корытко) очень хорошо раскрывает разницу между баптистским и православным представлениями о спасении:

Олег (Корытко) протоиерей

«центральным пунктом доктрины искупления является понятие о заместительной жертве».

«Бог возложил на Иисуса все грехи людей, существовавших когда-либо или имеющих родиться в будущем, и излил на него весь Свой праведный гнев во время крестных мук. Страдания Христа были адекватны тяжести наказания за все грехи человечества, прошедшие и будущие».

Хотя в вопросе о том, кто именно может быть спасён, у баптистов нет единой точки зрения:

«существует два взгляда <…> Сторонники первого мнения, стоят на арминианских позициях (общие баптисты), утверждая всеобщее значение смерти Спасителя. Каждому человеку дана Благодать необходимая для обретения спасительной веры, и теперь уже от человека зависит: принять этот дар или отвергнуть его. Выразителями противоположной точки зрения являются частные баптисты, исповедующие приверженность кальвинским взглядам. <…> среди частных баптистов существуют ещё «амиральдиане», называемые также «умеренными». По их мнению, Господь умер за всех людей, но затем избрал тех, кто предопределен ко спасению».

Далее протоиерей Олег (Корытко) рассказывает о механизме спасения с точки зрения баптистов:

«процесс спасения начинается с призвания человека Благодатью Божией <…> Если призыв будет услышан, то происходит обращение, оправдание, возрождение, соединение со Христом, усыновление и освящение. Последовательность перечисленных действий не хронологическая, а логическая, так как все они (за исключением последнего) происходят одновременно и мгновенно.

В момент обращения происходит изменение отношений ко греху, Богу, и самому себе. Приходит осознание личной вины за грех, <…> скорбь о грехе и жажда прощения. <…> «Покаяние дается Богом людям по Его благодати» — это дар Божий, а отнюдь не акт воли самого человека. Поэтому он не может рассматриваться в качестве некоторого поступка, имеющего определённую нравственную ценность».

За покаянием следует искренняя вера, она имеет четыре аспекта:

  • Уверенность в том, что Бог открывает себя в природе и Священном Писании, где содержится всё нужное для спасения;
  • Пробуждение души, её жажда усвоить плоды искупления;
  • Принятие Христа;
  • Подчинение воле Божией.

Бог прощает такого человека. Апостол Павел сообщает:

Рим. 8:1–2

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».

В дальнейшем от человека требуется не грешить, побеждать искушение, проявлять любовь даже к своим врагам.

Чтобы обрести спасение, баптист должен возродиться после грехопадения.

О грехах после пробуждения веры утверждается, что

Евр.10:26

«верующий, возрожденный и пребывающий в Боге, не может грешить произвольным грехом».

Верующий, прошедший через все стадии, называется возрождённым. Имеется в виду возрождение после грехопадения.

Если обобщить всё это, то баптисты считают веру достаточным условием для спасения. Они полагают, что уже спасены.

Православные христиане критикуют баптистов за излишне «юридический» подход к проблеме, себя заведомо спасёнными не считают и полагают, что без помощи Божией не способны справиться с грехом.

Центральным пункт доктрины искупления у баптистов — понятие заместительной жертвы

10 заблуждений о баптистах

Заблуждение 1. Баптисты отписывают имущество священникам

Этот устойчивый миф о разных религиозных организациях. В случае с баптистами это не правда, хотя бы потому, что требование отписать имущество в пользу церкви безосновательно. Это стало бы нарушением заповеди «Не укради». Если некто принуждает верующего к подобному поступку, то он не баптист, потому нарушает главные принципы этой традиции.

Заблуждение 2. Семьи баптистов всегда многодетные

Действительно, среди баптистов популярна идея об отказе от любых средств контрацепции. Но это вовсе не означает, что всё в семье сводится к деторождению.

В списке приоритетов на первом месте — служение Богу.

Многодетных семей встречается от двух до трёх на одну церковь. К тому же, на все направления баптизма выступают за отказ от контрацепции.

Вот сокращённый комментарий администрации сайта Общины Евангельских Христиан- Баптистов в г. Киров:

«Слово Божье нигде не учит ни о контрацепции ни о её методах. Тексты Писания Быт.1:28 и Быт.9:1 на которые часто ссылаются как на постановление обязующее человека «размножаться и наполнять землю» <…> нельзя рассматривать как постановление на все времена. <….>А грех Онана не в самом по себе избежании деторождения, его грех заключался в неисполнении Закона Божьего <…> (см.Втор.25:5)».

Таким образом, мы не видим запрета на то, чтобы муж и жена приняли совместное решение спланировать свою семью в плане количества детей.

Мы так же видим, что Слово Божье говорит о сексуальных отношениях, как о данных Господом не только для того чтобы рождать детей, но и для наслаждения супругов друг другом:

«Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа.

Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена.

Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше» (KAS 1Кор.7:3-5)».

Заблуждение 3. Баптисты платят десятину

Баптисты в укладе жизни опираются на Новый Завет. Требования обязательно платить десятину там нет. Пожертвования добровольны, как и у православных.

Церкви баптистов лишены богатого убранства (церковь баптистов в Сосновоборске)

Заблуждение 4. Баптистам нельзя посещать светские мероприятия

Это домыслы. Баптист — такой же человек. Его можно встретить и в кинотеатре, и на концерте, и на выставке. Возможно, «светские мероприятия» в чьей-то голове смешались с кутежом. Баптисты действительно не употребляют алкоголь, потому что находят в Священном Писании прямой запрет на это.

Заблуждение 5. Баптисты общаются только между собой, избегая иноверцев

Это не только не правда, но и в принципе было бы невозможно реализовать. На самом деле баптисты открыты для общения и даже с интересом относятся к мнению людей других вероисповеданий.

Религия нисколько не влияет на социальную роль баптиста. Скорее наоборот — баптисты чаще добродушны и дружелюбны.

Заблуждение 6. У баптистов нет таинств

Таинства есть, но их всего два: крещение и причастие. И называются они заповедями.

Заблуждение 7. Баптисты агрессивны к представителям других христианских конфессий

Ничего подобного нет. Более того, баптисты называют всех христиан братьями и сёстрами во Христе. По их мнению, все состоят в единой Церкви Христовой. Это выше всего, в том числе — различий в богослужебной практике.

Заблуждение 8. Баптисты не почитают крест

Вероучение баптистов о кресте не отличается от представлений православия. Вероятно, в общественном сознании баптистов смешали со свидетелями Иеговы — это в их редакции Библии крест заменили столбом, что регулярно подчёркивают.

Заблуждение 9. Баптизм — неопротестанская религия

Нет. Баптизм возник в 1609 году. Это историческая протестантская община. А неопротестантизм — это детище XIX–XX вв.

Заблуждение 10. Баптисты приносят в жертву детей и свершают прочие жуткие ритуалы

Это продукт атирелигиозной пропаганды. Почти всегда, когда о каком-то религиозном течении пишут, что это сатанизм, что там есть жертвоприношения, что его последователи кончают самоубийством, — это ложь.

Баптисты следуют 10 заповедям. Она из них гласит «Не убивай». Кто её нарушает — не баптист. А тот, кто распространяет ложь о других религиях, нарушает 9 заповедь «Не лги» — и он не может называться христианином.

Чем занимаются баптисты, какие цели они преследуют?

Баптисты – это представители одной из ветвей христианства. В основе баптизма, как религии, лежит учение Иисуса Христа. О деятельности баптистов, их образе жизни и мышлении ходит множество мифов, развеять которые можно только разобрав все по полочкам.

Основные догматы

Баптисты – это христиане, которые пытаются в своей повседневной жизни следовать Евангелию. Они также как и другие ветки христианства исповедуют веру в загробную жизнь, в повторный приход спасителя в Судный день.

Празднуют Рождество, Пасху, веруют в Троицу, но при этом не соблюдают посты и у них отсутствует монашество. В части обрядов и отношения к Библии у них совершенно иное. У них отсутствует строгая форма молитв. По их мнению, Бог и так услышит и поймет, что к нему обращаются с молитвой.

В баптистской церкви почти полностью отсутствует иерархия, которую можно наблюдать в православной и католической церквях. В этом плане у баптистов полная демократия. Пасторов, пресвитеров и прочих церковных служащих выбирают сами прихожане, а не назначают сверху.

Адепты евангельской христианской баптистской церкви (ЕХБ) признают Крещение истинным только в том случае, если человек принимает решение пройти священный обряд в сознательном возрасте.

По их мнению, крещение в младенчестве не имеет смысла, так как в этом возрасте он еще не понимает всех особенностей христианского учения, поэтому не может сознательно его принять и действовать в соответствии со словом Божьим.

Сам обряд отличается как от православного, так и католического. Для крещения находят подходящий водоем – речку, пруд или озеро и окунаются в него с головой, при этом пресвитер читает псалтырь или импровизированные молитвы.

Основные добродетели баптистов – это следование заповедям Иисуса Христа, упорный труд, честность, отсутствие вредных привычек. Поэтому баптисты не употребляют алкогольные напитки, наркотические средства и не курят. Ежедневное чтение Евангелия – это еще одна особенность образа жизни евангелистов.

Критика баптистского движения

Представители разных ветвей христианства отличаются сильной нетерпимостью по отношению друг к другу. Ветхий и Новый завет используется в качестве основы во всех официальных и неофициальных направлениях христианского учения, однако, толкование, как и обряды у всех разные.

ЕХБ не единственная секта, которая за всю историю христианства обвинялась в ереси. Баптистов обвиняют, помимо ереси, в следующих видах преступления:

  • Зомбирование.
  • Применение мошеннических схем для того чтобы «отжать» у доверчивых прихожан имущество, в том числе квартиры и дома.
  • Доведения своих адептов до самоубийства, в форме отказа от лечения, вакцинации и прочего.
  • Провоцирование граждан на антигосударственные действия, митинги, революции и т.д.

Им приписывают еще множество других грехов, но самым страшным грехом баптисткой церкви можно назвать то, что они отбирают паству у других, имеющих официальный статус ветвей христианства. В остальном они используют те же методы воздействия на своих адептов.

Разница между ними только в том, что официальные виды церквей (православие, католичество) требует от своих прихожан следовать формальной части христианства. То есть соблюдать обрядовую часть: венчание, крещение, похороны, поминки, пасхальные и рождественские праздники.

Евангельская церковь требует от баптистов следовать духу и букве Евангелия, а на обрядовую часть обращает мало внимания. У них, безусловно, существуют свои обряды похорон и крещения, но их соблюдение не так важно, как следовать заповедям Господним. Для баптиста важен не обряд, – а чистая совесть.

Массовый отказ от вакцинации или переливания крови – это не к баптистам. Среди них немало высококвалифицированных врачей и медсестер.

Так в чем же основная цель евангелистов-баптистов

В Евангелие написано о том, что долг христианина не только верить в приход Царства Божия, но и распространять информацию об этом, чтобы другие тоже услышали и уверовали. Баптисты следуют Священному писанию буквально. Это значит, что помимо личной веры в спасение, они занимаются распространением христианской веры и правильным толкованием Евангелия.

Поэтому они бесплатно раздают Библию, рассказывают, чуть ли не первому встречному, о том, что грядет Судный день, и собираются в общины. О том, почему они это делают и какая им от этого выгода можно прочесть в Новом Завете.

Для всех евангелистов эта книга – руководство к правильной, здоровой и счастливой жизни. Что касается «отжатия» квартир и прочего ценного имущества, то о том, как истинный христианин должен распоряжаться им, тоже написано в Евангелие, Деяния, глава 5 стихи 1-5. Поэтому в их действиях нет ничего, что противоречило бы христианской морали и догматам.

Самое подробное описание: молитва баптистов перед сном — для наших читателей и подписчиков.

Церковь Евангельских Христиан Баптистов г. Елизово

Пятница, 22.12.2017, 12:26

Библия однозначно учит, что молиться нужно все время, непрестанно . Чем чаще тем лучше.

У христиан Баптистов нет определенных текстов молитв на каждый отдельный случай жизни. Мы смотрим на молитвы не как на заклинания и магические формулы, а как на общение с любящим Отцом, Который охотно отвечает детям Своим. Точно так же, как нашим родителям не понравилось бы, если бы мы начали обращаться к ним заученными фразами, услышанными от других, точно так же нашему Небесному Отцу не нравится, когда мы произносим не свои сердечные молитвы, а читаем чьи-то слова. Вот что мы находим в Священном писании по этому поводу:

“И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него” ( Лк.11:9,10,13 ).

“Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна” ( Ин.15:7; 16:23,24 ).

“И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него” ( 1Ин. 5:14-15 ).

“Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе” ( Флп 4:6,7 )

Заметьте, что Господь отвечает на всякую молитву при том условии, что мы просим по воле Его, а также при условии, что мы пребываем во Христе, то есть живем по истине Слова Божьего. И тогда мы можем выразить Господу любую просьбу своими словами, и быть уверенными, что Он услышит и ответит. И никаких формулировок и записанных молитв при этом не требуется.

Сильные молитвы на ночь перед сном

Согласно православной традиции, следует благодарить Бога за каждый прожитый день утром и вечером, перед сном. Молитвы помогают прочувствовать любовь Господа и уберегают от ночных кошмаров и несчастья.

Известно, что обращаться к Богу следует не только в минуты душевного несчастья и горя, но и в свободное время. Утренние молитвы помогают настроиться на счастливый и удачный день. А вечерние взывают к Создателю: через слова мы благодарим Всевышнего за каждый прожитый день и уберегаем нашу душу от зла.

Православные молитвы на сон грядущий

Большинство людей отвыкло от такой прекрасной традиции, как молиться на ночь. В суете дней мы забываем выразить любовь к Богу, а делать это необходимо. Молитва помогает не только восславить Создателя и попросить помощи: она оказывает благотворное влияние на наше настроение, душу и сон.

Человек, который совершает подобные действия каждодневно, обладает большим счастьем и везением в жизни, нежели тот, кто обращается к Всевышнему лишь с просьбой о разрешении своих проблем. Однако чтобы молитва действовала, читать ее дома нужно правильно.

Обращение к Богу сильно влияет на нашу жизнь и сознание. С помощью святых слов мы можем отогнать от себя беду, изменить грядущее и привлечь счастье. Не каждый человек знает церковнославянский язык, поэтому могут возникнуть трудности в прочтении могущественных слов. Специально для вас мы перевели некоторые молитвы на русский язык: они не потеряли своей силы, но стали доступны и понятны.

Молитва к Богу перед сном:

«Отец всего живого, помоги мне в этот час, отпусти грехи мои, которые я (имя) сотворил по неосторожности сегодня. Если обидел человека словом бранным или поступком недопустимым, я молю о прощении. Очисти душу мою от мыслей скверных, а плоть — от желаний грешных. Избавь, Боже, от суеты земной и яви Свою благодать во сне. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь»

Молитва к Господу и Иисусу Христу на сон грядущий:

«Отче наш и Иисус Христос, даруйте мне (имя) свое милосердие, не отлучайтесь от меня на пути жизненном. Преклоняю колени и молю о помощи в завтрашнем дне, сохраните сон мой и освятите жизнь мою. Пусть на ложе моем ко мне снизойдет спасение Ваше и любовь Ваша.

Отпустите грехи мои за день и направьте по пути покаяния и света. Все невзгоды пусть пройдут, как день прошел. Боже мой и Сын Твой Иисус, смиренно верю в силу Вашу и могущество над злом. Уберегите раба Своего (имя). Да будет Царствие Ваше на земле вечным. Аминь».

Вечерняя молитва Пресвятому Духу:

«Господи, утешитель души моей. Яви милость Свою и убереги раба Твоего (имя) от несчастья. Через Твою помощь, Боже, я хочу очистить душу свою от согрешений дневных. Мои думы и слова мои невольны, а поэтому и грешны. Убереги меня от тоски, печали, уныния, горя и всех злых намерений.

Развращенные деяния мои замени милостью Божьей и позволь покаяться в делах своих свершенных. Помилуй меня перед сном и прости прегрешения. Даруй заступничество Свое перед силой злой. Прославляю Вас во веки веков. Аминь».

Молитва к Ангелу-хранителю на ночь:

«Хранитель мой, моя душа и тело под покровительством Твоим пребывают. Прости меня (имя), если согрешил и пренебрег доверием Твоим. За дела мои дневные я прошу прощения и молю об избавлении от греха. Не со зла, а по неволе гневлю Господа Бога и тебя, Защитник мой. Покажи мне благодать и милость Вашу. Во славу Господа нашего. Аминь».

Для того, чтобы Бог и его угодники услышали ваши молитвы, следует произносить их с чистыми помыслами и любовью в сердце. Вы можете выбрать одну молитву, заучить ее и читать каждый день перед сном, ведь дело не в количестве, а в вашей праведности. С помощью молитв можно исполнить свои желания, самое главное — знать священный текст и обладать верой в Бога.

БАПТИСТЫ ОТВЕЧАЮТ

В данной брошюре не ставили цели дать ответы на все вопросы, которые задают нашим верующим представители других христианских течений.

Это было бы невозможно.

Сколько людей, столько и вопросов.

Однако, есть вопросы, которые нам задают достаточно часто.

Именно на них мы и постараемся дать ясные и доступные ответы.

Мы решили ограничиться ответами на вопросы представителей тех христианских течений, с которыми нам чаще всего приходится вступать в контакт или дискуссию, а именно: православные, пятидесятники и харизматы, адвентисты седьмого дня.

Надеемся, что наш труд окажется полезным для служителей и верующих церквей евангельских христиан-баптистов.

Руководитель Отдела богословия и катехизации РСЕХБ

вопросы православных христиан о священном писании и предании

Канон Священного Писания исторически выработан и утвержден Церковью, почему вы столь однозначно ставите авторитет Библии выше авторитета Церкви и ее духовной традиции (Предания)?

Ошибка в толковании Библии конечно возможна, но Предание врядли в силах защитить от этого. Ведь Предание тоже может содержать ошибочное толкование. Например, Предание православной и католической церкви не совпадает. Ряд текстов Библии православные и католики понимают по-разному. Каждый при этом ссылается на свою версию Предания. Для верного толкования Библии необходимы внимательность, здравомыслие и особенно помощь Божья. Поэтому изучение Библии хорошо сочетать с молитвой. Полезно и богословское образование. Однако, в целом Библия доступна для понимания благочестивого и разумного читателя.

В Библии нет прямого запрета на употребление крепких напитков, и евангельские христиане-баптисты используют вино для причащения.

Однако Библия предупреждает о коварстве алкоголя.

Есть люди, для которых даже небольшие дозы спиртного чреваты быстрым развитием хронического алкоголизма.

У других пагубная зависимость развивается со временем. Даже в том случае, когда человек умеренно употребляющий спиртное не испытывает проблем со своим здоровьем, его пример может быть губительным для тех, кто имеет генетическую или психологическую предрасположенность к алкоголизму.

Поэтому мы считаем, что воздержание от употребления алкогольных напитков (кроме вина причастия) – это лучший способ избежать соблазна впасть в грех пьянства и заболеть алкоголизмом, а также лучшая пропаганда здорового образа жизни.

Тем более что в современном мире отпала необходимость употребления алкогольных напитков в качестве продукта питания, как это, например, имело место у народов древности, испытывавших серьезные проблемы с количеством и качеством воды.

Почившие дети Божьи находятся всецело в руках Христа и не нуждаются в наших молитвах.

А Божья защита зависит не от наличия креста на теле, а от веры в сердце человека, его посвящения Христу, молитвы и надежды на Господа.

Тот, кто посвятил свою жизнь Господу Иисусу Христу через покаяние и искренно верует в Него, всегда может рассчитывать на Его защиту и помощь. Неверующим и верующим лишь формально не поможет ношение нательного креста.

Во-вторых, по тем же причинам у нас отсутствуют иконы и другие предметы перед которыми обычно ставят свечи в православной церкви.

Однако для нас имеет значение не почитание изображения креста, а само прощение наших грехов, осуществившееся через страдания и искупительную смерть Господа Иисуса Христа на кресте.

Почитание же креста как предмета не должно иметь места, поскольку это лишь изделие человеческих рук, в некоторых случаях, еще и произведение искусства.

Крест тоже может стать идолом.

Мы не видим никаких оснований в Библии для почитания креста как предмета.

Мы не молимся на крест, не целуем его.

Хотя в качестве символа искупления грехов и вообще христианства евангельские христиане-баптисты, как и другие христианские церкви иногда используют крест.

Мы также с уважением относимся ко всем христианам, явившим в своей жизни пример служения Христу, в какое бы время они не жили, и к какой бы церкви не принадлежали.

Это относится и к тем благочестивым христианам, которые причислены православной церковью к «лику святых».

Тем более, мы уважаем ангелов, являющихся Божьими служителями.

Однако, наше уважение не выражается в формах, которым мы не находим основания в Священном Писании.

Мы не создаем им изображений, не поклоняемся и не молимся им, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Кроме того, Священное Писание называет святыми всех христиан, а не какую-то отдельную группу особенно духовных верующих.

Однако, музыка должна именно настраивать на общение с Богом, а не мешать Ему.

Громкая музыка, да еще сопровождаемая активными телодвижениями, приводит не к духовной радости (в такой атмосфере услышать голос Святого Духа очень затруднительно), а к искусственному взвинчиванию эмоций.

Мы не против положительных эмоций, так как они необходимы и полезны для верующего человека, но все должно быть уместно, разумно, умеренно и пристойно.

Таким образом, мы имеем достаточные основания для того, чтобы считать дары языков и пророчеств актуальными для ранней церкви, но в тоже время, не актуальными для современной церкви. Современные же массовые проявления некоторых языков и пророчеств мы не можем признать подлинными духовными дарованиями.

Ответы на вопросы христиан адвентистов седьмого дня

Что касается вина, то нет никаких оснований считать, что на тайной Вечере использовался незабродивший виноградный сок. Во всяком случае, употребление вина на Вечере Господней соответствует библейским текстам, говорящим о хлебопреломлении.

Издание подготовлено Отделом богословия и катехизации

Российского Союза евангельских христиан-баптистов

Молитва перед сном Богородице

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал . Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

Каждый человек в определенный период своей жизни сталкивается с проблемой засыпания. Причиной этому могут быть различные факторы. Например, переедание, выпитое кофе в вечернее время, депрессия или стресс. Также бессонницу могут провоцировать и частые нервные переживания. Поэтому молитва Богородице перед сном – это очень важный ритуал, который должен выполнять каждый верующий человек. Она помогает каждому человеку уснуть и спокойно спать на протяжении всей ночи.

Зачем читать молитву перед сном

Существует специальный молитвослов, в котором собраны все основные молитвенные прошения в том числе и перед сном. Читать их нужно ежедневно. Как правило утрение и вечерние прошения читаются не по одной, а сразу по несколько штук. Если вы только начинаете читать молитвы, то начинайте с нескольких штук по степенно увеличивая их количество.

Самой сильной считается молитва перед сном Богородице. К ней обращаются:

  • прося о спасении души,
  • просят о прощении содеянных грехах,
  • просят о даровании крепкого сна,
  • просят о терпении,
  • просят об даровании доброй мысли.

Помните, что прошение действует только в случае, если произносить его не только в проблемные моменты жизни, а всегда.

К Тебе, Пречистой Божией Матери, я, окаянный, припадаю и молюсь: Ты знаешь, Царица, что беспрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и, хотя всё время каюсь, лживым пред Богом оказываюсь. Я и каюсь, и трепещу от страха, что поразит меня уже Господь, и вскоре опять то же делаю! Молю Тебя, Владычица моя, Госпожа Богородица, зная все это, помилуй, укрепи и научи меня творить добро. Ибо Ты знаешь, Владычица моя Богородица, что всем сердцем ненавижу злые мои дела и всем помышлением люблю закон Бога моего; но не знаю, Госпожа Пречистая, почему делаю то, что ненавижу, а доброго не исполняю.

Не попускай, Пречистая, исполняться воле моей, ибо она зла, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего, да спасет меня, и вразумит, и подаст благодать Святого Духа, чтобы я отныне прекратил делать скверное, и в остальное время жил бы по заповедям Сына Твоего, Которому подобает всякая слава, честь и могущество со безначальным Его Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Смотрите так же видео молитвы православные, которые следует читать вечером перед сном:

Edgewood, WA

Молитвы (дуа), читаемые перед сном

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ

وَ لَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Куль хувал-лааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад (Св. Коран, 112).

«Скажи: «Он, Аллах, Един. Аллах Вечен . Не родил и не был рожден. И никто не может равняться с Ним».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ

مِن شَرِّ مَا خَلَقَ

وَ مِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ

وَ مِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ

وَ مِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Куль а‘уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гааси-кын изээ вакаб. Ва мин шарри ннаффаасаати филь-‘укад. Ва мин шарри хааси-дин изээ хасад (Св. Коран, 113).

«Скажи: «Ищу у Господа рассвета спасения от зла, исходящего от сотворенного Им, и от зла спустившегося мрака. От зла колдующих и зла завистника, когда в нем зреет зависть».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ

مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ

الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ

مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Куль а‘уузу би раббин-нааси мааликин-нааси иляяхин-наас. Мин шарриль- васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-нааси миналь-джиннати ван-наас (Св. Коран, 114).

«Скажи: «Ищу спасения у Господа людей, Властителя людей, Бога людей. от зла нашептывающего Сатаны, который отступает . который вводит смуту в сердца людей. От джиннов и людей».

Прочитав упомянутые три суры, надо подуть в ладони и обтереть ими все свое тело, начиная с лица и головы (повторить все это 3 раза). Как сказано в одном из хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), человек, проговоривший и сделавший упомянутое, будет сохранен от всего дурного до самого утра.

Также полезно читать перед сном аят «аль-Курси».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Аллааху ляя иляяхэ илляя хуваль-хай- юль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’а, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя я’уудуху хифзуху- маа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим (Св. Коран, 2:255).

«Аллах (Господь)… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его?! Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицы из Его знания, кроме как по Его воле. Небеса и Землю объемлет Его престол, и не утруждает Его забота о них . Он — Всевышний , Великий !».

Пути Господни

Почти юмористическая история

Рома мечтал прийти в православный храм и при всех обличить священника, да так, чтобы все сразу покаялись и оставили свое учение

Рома был баптистом. Уже… месяца три. Он горел верой и желал проповедовать всем окружающим. Особенно его душа болела за неправильно верующих во Христа. Вот, например, православные… Ни дать ни взять – идолопоклонники. Покланяются там каким-то иконам, молятся святым. Ну, понятно, может, был человек очень хорошим, так что, молиться ему, что ли? Написано же: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Рома искренне хотел убедить всех. Он мечтал прийти в православный храм и при всех обличить священника, да так, чтобы все покаялись в своем грехе и оставили свое душевредное учение.

Рома готовился, подбирал цитаты поухватистее, чтобы сразить наповал батюшку. Он уже и храмик присмотрел – приятную белую церквушку с золотыми куполами в парке. Тем более что она, вроде бы, была посвящена апостолам Петру и Павлу. Где еще, как не там, следовало обличать и проповедовать? Наконец он решился.

Конечно же, Роман наш робел. Все-таки он был еще довольно молод для таких публичных выступлений – всего-то 19 лет, да и вообще он был человеком застенчивым. Но он всё продумал. Придет на службу в самом начале, чтобы освоиться. Рома решил, что не очень-то хорошо прерывать молитву: как бы то ни было, всё же люди Христу молятся. Поэтому он дождется, когда священник начнет проповедовать, и тогда уж обличит его, как когда-то пророк Илия обличал нечестивых правителей. В его баптистской общине собрания длились где-то час-полтора, и он настроился, что в храме ему нужно будет ожидать примерно такое же время. Да и потом, ему все-таки было любопытно поприсутствовать на православной службе, где он ни разу не был.

И вот в один из воскресных дней наш герой, преисполненный самых решительных намерений, отправился в храм.

В храме, куда направил свои стопы Рома, настоятельствовал отец Павел. Ему было уже за 60, рукоположен он был в начале 1990-х годов, когда была катастрофическая нужда в духовенстве. Заочно окончил семинарию и служил в простоте сердца, стараясь, как мог. Отец Павел не был великим богословом, зато был изрядным молитвенником. Служить любил и служил часто.

Обычно отец Павел начинал службу в воскресенье в 8 часов утра с утрени, как принято в некоторых монастырях. К восьми в храм пришел и Рома. Несмело он переступил церковный порог. Рома решил встать пока что сзади. Как-то стыдливо, конечно же не крестясь, он шмыгнул в боковой неф и там стал не спеша осматриваться. Прихожане уже в основном собрались. Было много бабушек, но и немало людей среднего возраста и молодежи.

«Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков», – раздался возглас священника. «Аминь», – отвечал псаломщик и начал не торопясь чтение. Рома поймал себя на том, что многое понимает из читаемого, хотя прежде думал, что в церкви всё непонятно.

Молитвенное безмолвие было практически осязаемым. В своей общине он никогда не ощущал такой мистической тишины

Служба шла своим чередом. То вступал хор, то давал возгласы священник. Через несколько минут погасили свет по всему храму, только у чтеца посреди церкви была в руках свеча. В полной тишине и полумраке он читал псалмы. В этом было что-то… не от мира сего. Рома аж почувствовал мурашки на коже – так его поразило это одинокое чтение в безмолвной многолюдной церкви. Это молитвенное безмолвие было практически осязаемым. На собраниях в своей общине, где часто звучала музыка, он никогда не ощущал такой мистической тишины.

Через некоторое время зажегся свет во всем храме, и благообразный старец – наш отец Павел – в сопровождении пономарей вышел на середину храма совершать полиелей. Вынесли Евангелие. Читался фрагмент из Иоанна – явление Христа при Тивериадском море. Рома узнал. Это был один из его любимых отрывков.

Спустя еще несколько минут люди цепочкой потянулись к центральному аналою с воскресной иконой, где их помазывал елеем отец Павел. Рома остался на своем месте. Началось пение канона. Потом запели славословие. Утреня закончилась. Было начало десятого утра.

Всю службу Рома смотрел на прихожан. Некоторые были рассеянны, другие, наоборот, внимательны и одухотворены. Когда началось чтение часов, Рома подумал, что это уже окончание богослужения, потому что торжественное пение прекратилось и священник не выходил их алтаря. Рома слегка заволновался, думая, что пришло время проповеди. Так продолжалось часов до десяти. Вдруг появился священник, обошел храм, совершая каждение, и снова скрылся в алтаре. Прошла минута, другая. И вдруг раздался новый возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Хор дружно отвечал: «Аминь». Началась Литургия.

Литургия даже понравилась Роману своей музыкальной гармоничностью и красотой. Однако ближе к 11 часам он уже начал скучать и ерзать. Служба у этих православных затягивалась необыкновенно. С трудом он дождался запричастной паузы. Как он понял, это был своеобразный перерыв, поэтому пошел искать место на скамейке. Ему повезло, и он с наслаждением вытянул затекшие ноги. Так прошло минут десять, и началось Причащение.

Обедня закончилась в 11:30. Роман снова оживился, но отец Павел вышел на амвон и объявил, что кто торопится, может подойти ко кресту, и дал возглас к началу молебна. Роман тяжело вздохнул. Такого поворота событий он не ожидал. Это было уже невыносимо. Просто наглость какая-то. «А проповедь где?» – думал он, с тоской глядя на немногих «торопящихся». В основном это были молодые люди с маленькими детками. «И как же, они уйдут без поучения?» И они действительно уходили, но по ним нельзя было сказать, что они чего-то лишены. Их лица выражали полное удовлетворение. Видно было, что они уже получили, что хотели, а остальное было, вероятно, делом вторичным.

Между тем служба продолжалась. Батюшка попеременно с хором славили Бога, Божию Матерь и святых. Потом начался акафист. Слушая бесконечную череду призывов «радоваться», Рома подумал, что больше уже не выдержит этой православной службы. На него напало страшное уныние. Он смотрел на часы. Было начало первого. Рома перебирал в памяти все свои знания о Православии, пытаясь из этого сумбура вытянуть информацию, когда же заканчиваются службы у этих «братьев» по вере. «Свечи, всенощная, иконы, идолопоклонники, фарисеи, саддукеи…» – Рома почувствовал страшную усталость и злость на себя. «Вот дурак! – думал он. – Зачем я пришел к началу службы?»

Тем временем молебен с водосвятием подходил к концу. Отец Павел взял кропило и крестообразно покропил на четыре стороны. Рома ощутил, как святая вода коснулась его разгоряченного лица. Черный тупой ком усталости в голове как будто немного рассеялся. Рома взбодрился и заметил, что батюшка вышел на амвон, завершая молебен. Очередное молитвенное чинопоследование закончилось – это было ясно. Но Рома боялся радоваться: он уже достаточно часов провел в православном храме и понял, что лучше не спешить с выводами. И он оказался прав: впереди была еще панихида.

…Панихида закончилась в начале второго. Роман сидел на лавке около выхода из храма. На него жалко было смотреть. За эти пять с лишним часов он осунулся и как будто похудел. Он смотрел на окружающих его богомольцев немного осоловевшим взглядом. Как они выдерживают всё это каждое воскресение? Где-то он слышал, что самые длинные службы у православных бывают в пост перед Пасхой. До Пасхи вроде далеко. Неужели бывают службы еще длиннее, чем сегодня? Если сегодня тут молитва идет пять часов, то сколько тогда перед Пасхой?!

Ему подумалось: если так и нужно молиться, то что же тогда у них в общине?

Ему подумалось, что если так и нужно молиться, то что же тогда у них в общине? Пародия? Карикатура? И если молитва православных так сильно отличается от молитв его собратьев по вере, то, возможно, также резко отличается и всё остальное? Может быть, и духовная жизнь в баптизме – тоже карикатура на настоящую духовную жизнь? Впервые он подумал о Православии без раздражения и возношения – усталость здорово смирила его.

Отец Павел вышел на амвон. Он пожелал сказать поучение только теперь. Однако у Ромы не было уже ни сил, ни желания перебивать его и обличать.

– С праздником, дорогие братья и сестры, – начал священник. – Молитва – главное дело христианина. От молитвы просвещается и сердце, и ум человека.

Батюшка говорил еще что-то – о любви, исполнении заповедей, милосердии, кротости, воздержании. Все слова были простые и правильные, и Роман чувствовал, что ему нечего возразить на них. Всё было истинно, всё было по Евангелию. Рома всматривался в лица прихожан и удивлялся: многие из них совершенно не выглядели уставшими. Даже наоборот: у многих были ясные глаза и собранный вид. Он посмотрел со стороны на себя: разбитая неуклюжая калоша.

Прихожане подходили ко кресту и медленно расходились. Рома смотрел на них совершенно не так, как в начале службы. Собравшись с силами, он встал и вяло пошел к выходу. Роман чувствовал себя так, будто разгрузил машину кирпичей.

Выходя из храма, он обратил внимание, что прихожане оборачиваются и крестятся на церковь. Он задумчиво повернулся, как и все, и посмотрел на храм. Золото куполов радостно сверкало на солнце. Рома как-то неловко повел правую руку вверх, но потом одернул себя, как-то смешался, оглянулся, словно его застали за чем-то непристойным, и торопливо пошел к воротам.

На собрания баптистской общины он больше не ходил.

6 октября 2015 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Свящ. Григорий Хогг о пути из лютеранства в Православие

«Боже, вот она, Церковь Христова!»

Священник Григорий Хогг о своем пути из лютеранства в Православие

О том, почему так важно быть в истинной Церкви, совместимы ли Таинства с залом суда, принципе «только Писание» и пластиковых стаканчиках для Причастия.

Современный протестант

Прот. Андрей Ткачев

Современный протестант

Протоиерей Андрей Ткачев

Нужно видеть глаза людей, не расстающихся с Библией, когда они впервые слышат об отцах Египта! Кто любил Писание больше отцов? Многие из них носили в памяти всю (!) Псалтирь, помнили дословно огромные куски Евангелий, целые послания Павла.

Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным? Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным?

Греки-протестанты (впрочем, как и современные «православные», воспитанные в духе Запада и имеющие свои претензии к вере), сосредотачиваются в основном на внешних симптомах «негативных», с их точки зрения, явлений в Православии. Они также склонны забывать некоторые важные характеристики христианской веры, и никогда не утруждались спросить себя: а насколько все те моменты, преподанные в протестантизме как данность, являются обоснованными?

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Глава I: Среди баптистов

Когда много лет назад я искал Бога, посещая собрания католиков, свидетелей Иеговы, адвентистов, пятидесятников и прочих «миссионеров», то остановился на баптистах. Их приветливое участие в нуждах людей, сразу бросающаяся в глаза внешняя организованность привлекли мое внимание, и через некоторое время, посещая их собрания, я «покаялся».

Один из первых обрядов называется у баптистов «покаянием». Помню, как я искренне плакал о своих грехах, стоя на коленях. Плакали и многие присутствовавшие вместе со мной. Все происходило так трогательно, что невозможно было даже и подумать о какой-либо фальши. Мне подарили Библию с надписью на внутренней стороне обложки: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (Тим. 4, 16).

С тех пор свободного времени у меня не стало. Как позже я заметил, все члены собрания усиленно привлекались к «добрым делам». Мне приходилось чуть ли не ежедневно посещать спевки, на которых разучивались песни о Боге, принимать участие в «разборе Слова Божия», требующем усердной подготовки. Кроме всего прочего, руководитель поручал мне разные задания, за которые необходимо было отчитаться в срок. К тому же я спешил прочитать поскорее всю Библию, так как видел, с каким уважением относились баптисты к тем, кто прочитал ее много раз. Самым большим знатоком Библии считался наш пресвитер. Он прочитал ее одиннадцать раз, и об этом частенько упоминал, когда возникали какие-либо разногласия, причем это давало основание считаться неоспоримым авторитетом.

– Ты сколько раз Библию прочитал? – задал как-то пресвитер вопрос одному вновь пришедшему брату, который попытался защитить свою точку зрения.

– Я пока еще не дочитал до конца, – ответил тот.

– А я одиннадцать раз прочитал, – говорил пресвитер, дружески хлопая его по плечу. – Вот когда ты хотя бы разок прочитаешь, тогда и поговорим.

У других братьев, знатоков Библии, «опыт» был поменьше: кто два раза прочитал, кто три. Через полтора года и я гордо объявил на собрании, что прочитал всю Библию. Меня поздравили и похвалили. Но, честно сказать, в голове моей мало что отложилось, к тому же от чтения Библии у меня возникало множество вопросов, которые не давали мне твердого основания веры. Некоторые вопросы я задавал братьям и получал «эрудированные» ответы; одним ответам я поначалу слепо доверял, а другим – нет, поэтому они так и остались в моей душе белыми пятнами.

Надо сказать, что глубоко ошибаются те, которые считают, что у баптистов нет предания. Оно у них есть, но только собственное, личное. В каждом собрании существуют традиции и даже свое сугубое понимание и толкование Священного Писания, но некоторые ключевые моменты они передают из поколения в поколение. При этом каждое мнение, высказанное членом собрания, считается личным убеждением. Что-то из него может приниматься собранием, а что-то – нет. Одним словом, свобода в суждениях и толкованиях не ограничена. Эта свобода и привлекает в какой-то степени наши тщеславные души, ищущие самовыражения, а не смирения пред Господом Иисусом.

В своем толковании баптисты порой доходят даже до кощунства, но стоит это подкрепить текстами из Писания, и кощунство становится как бы новым открытием в протестантской «богословской науке». Впрочем, на стремлении к новизне зиждется все протестантское богословие, некогда породившее в своих недрах социализм. Найти что-либо новенькое и произвести фурор – вот главная задача богослова-баптиста. Но об этом позже, а пока обращу внимание читателя на то, как проходила моя жизнь в баптистской общине.

Однажды мы возвращались с друзьями домой после собрания, беседуя о дальнейших планах жизни, о том, что цель ее теперь – проповедовать Христа. «Как хорошо, что я стал верующим, – думал я, – теперь надо везде проповедовать». Горе мне, если не благовествую (1 Кор. 9, 16) – отчетливо звучали слова апостола Павла в моих ушах. Мне и моим друзьям очень хотелось поскорее обратить ко Христу всех жителей своего дома, а затем улицы и всего города. Мы мечтали о том, чтобы все вокруг стали баптистами.

Беседуя об этом, мы вышли из троллейбуса, но, пройдя около ста метров, вдруг увидели, как двое малолетних хулиганов избивают подвыпившего мужчину. «Что делать? – мелькнула в моей голове мысль. – Надо бы его защитить». Нас было четверо, и мы вполне могли бы с ними справиться.

– Помогите, – кричал мужчина, – люди добрые, помогите!

Я хотел было броситься на выручку, но один из моих новых друзей, брат В., остановил меня и строго сказал:

– В Евангелии написано: «Не убивай». Поэтому нельзя драться. Вот видишь, он пьян, за это и получает наказание от Бога.

Брат В. был старше по возрасту и в общину ходил уже давно, поэтому никто не смог ему возразить, и мы молча прошли мимо.

Всю оставшуюся дорогу я думал о бедном страдальце. Ведь хулиганы могли убить этого несчастного. Ночью он мне приснился с окровавленным лицом и, посмотрев, с упреком сказал: «Где же твоя любовь, брат?» От этих слов мне стало так стыдно и горько, что я заплакал и проснулся.

Инок АНАСТАСИЙ

Продолжение следует

ИСТОРИЯ || Особенно вредная секта

Активная «миссионерская» деятельность по распространению баптизма в России началась в 1859 году, когда Унгер – немецкий проповедник идей меннонитов (одна из протестантских деноминаций, получившая название от своего основателя, Менно Симонса. – Примеч. ред.) среди русских крестьян, работавших в немецких колониях на юге Украины, установил связь с руководителями немецких баптистов, которые обезпечили приток в Россию большого числа «миссионеров». С тех пор началось обращение в баптистскую веру русскоязычного православного населения юга страны. Действуя первое время скрытно, но очень активно, контактируя непосредственно с крестьянами и уверяя их в «заблуждениях» Православия и «истинности» баптизма, «миссионерам» удалось обратить в баптизм не только отдельных людей, но в некоторых селах значительную часть их населения. За двадцать с небольшим лет баптизм с юга Украины проник на Кавказ, в Орловскую, Калужскую, некоторые соседние с ними губернии и в Москву. В то же время баптизм проникает в Сибирь и на Дальний Восток, которые из-за удаления от центра были удобны для прозелитической деятельности.
Вместе с ростом зоны географического распространения стал меняться и характер поведения баптистов. Отмечались случаи глумления баптистов над православными святынями и Таинствами, вмешательства их в совершение разных православных обрядов, что привело к столкновениям с православным населением и привлекло внимание властей. В 1894 году положением Кабинета министров баптизм был объявлен особенно вредной сектой в церковном и общественно-государственном отношении, а последователям этого лжеучения запрещалось организовывать общественные собрания. Их положение, как и всех русских сектантов, изменилось с появлением так называемого закона о веротерпимости 1905 года и указа о регистрации старообрядческих и сектантских общин от 1906 года. С той поры сектантские организации вообще и баптисты в частности стали открыто проводить свои собрания, организовывать кружки, часто обманом завлекая в них православных. Во время Первой мировой войошелны предпринималась попытка ограничить деятельность секты, однако вскоре произошел новый всплеск «миссионерской» активности. Наиболее быстрыми темпами баптизм начал распространяться после 1917 года.

АНАБАПТИСТЫ

Протестантское течение, возникшее в Германии в эпоху Реформации

Название в переводе с греческого означает «перекрещенцы», поскольку одним из основных положений учения анабаптистов был тезис о необходимости сознательного восприятия христианства. Исходя из этого, они отрицали крещение младенцев, а тех, кто был крещен в детстве, перекрещивали.

Учение анабаптистов было наиболее радикальным отрицанием католичества, по сравнению с другими протестантами. Они принимали только Новый Завет, а Ветхий рассматривали как второстепенное приложение к нему. По их представлениям, Откровение, заключенное в текстах Св. Писания продолжалось и в современную им эпоху посредством мистического озарения свыше. Поэтому в их среде нередко встречались люди, считавшие себя «пророками». Спасение понималось ими сугубо индивидуально, поэтому они отрицали церковную иерархию и таинства. Они также особо подчеркивали свободу воли человека. Эти положения и помешали анабаптистам создать единую жизнеспособную организацию.

Начало движению положил суконщик Николас Шторх из г. Цвиккау в Саксонии, который знал Св. Писание и считался «пророком». Он начал проповедовать новое учение вместе с Томасом Мюнцером и Марком Штюбнером около 1520 г. Образовалось движение, главным образом, из представителей социальных низов, но вскоре проповедники были изгнаны властями из Цвиккау. Они направились в Виттенберг, где приобрели множество сторонников, среди которых было множество экзальтированных фанатиков. Некоторые в знак «возвращения к апостольским временам» носили особые одежды. Были распространены экстазы, вопли и плач – все это считалось действием Св. Духа. В то же время, движение приобрело некоторую социальную окраску: наиболее радикальные его представители требовали полного равенства во всем, отмены собственности и даже отмены брака и обобществления жен. Анабаптисты особенно нападали на науку, считая ее ненужной и уводящей от Бога. Под их влиянием 200 студентов Виттенберга бросили университет. Лютеру лично пришлось вмешаться, чтобы подавить движение в Виттенберге. В 1522 г. анабаптисты были изгнаны из Виттенберга.

Анабаптисты распространились по Германии, Швейцарии и Голландии в виде мелких автономных общин. В каждом городе вероучение было особенным, хотя были и общие положения: возврат к апостольским временам, крещение взрослых, отрицание Церкви как института, а также всех обрядов и таинств. Они также отрицали светский суд, присягу, военную службу и повиновение правительству. Большинство ждали скорого конца света, который по их представлениям должен был наступить в 1533 г. Уже в XVI веке анабаптисты делились на 40 различных направлений. Часть из них проповедовала насильственное свержение властей и установление на земле «тысячелетнего царства». В частности, Крестьянская война в Германии (1524 – 1525) проходила под сильным влиянием анабаптизма. Одним из ее лидеров стал Томас Мюнцер. После разгрома восставших и казни Мюнцера в 1525 г. многие анабаптисты бежали в Швейцарию и Нидерланды.

В 1529 г. из Нидерландов в Германию прибыли проповедники Иоанн Матисен и Иоанн Боккольд, которые выдавали себя за пророков. Их сторонники в 1534 г. захватили власть в Мюнстере и устроили в городе «Небесный Иерусалим» («Мюнстерская коммуна») с кровавыми казнями, принудительным распределением имущества поровну и обобществлением жен. Вскоре город был осажден войсками Мюнстерского епископа. Матисен был убит в бою, а Боккольд объявил себя Мессией, выбрал 12 апостолов, короновался и устроил двор наподобие королевского. В 1535 г. город был взят. Боккольд и его приближенные были казнены. Вскоре после этого вспыхнуло восстание в Амстердаме, которое также было подавлено властями.

Подавление крестьянского движения и городских восстаний привело к особенно жестоким репрессиям против анабаптистов, в результате чего они бежали в Голландию, Моравию и Чехию. Позднее многие переселились в Северную Америку.

Постепенно анабаптизм утратил политический характер и приобрел пацифистские черты. Идеи анабаптистов оказали влияние на моравских братьев и индепендентов в Англии.

Баптисты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *