История

Если говорить об исторической ценности, базилику Святого Климента можно сравнить разве что с храмом Святого Петра, который также богат артефактами ранней христианской и дохристианской эпохи. Считается, что первое строение на этом месте появилось еще в 1 веке нашей эры, и это было святилище Митры с митраистической школой (подобием древнего языческого монастыря). Алтарь Митры сохранился до наших дней и находится в нижней археологической зоне.

Главная комната святилища с алтарем в форме саркофага и с главным культовым рельефом тауроктонии (изображение Митры, убивающего быка) на его лицевой стороне

С конца 1-го столетия владельцем здания стал римский консул Тит Климент — тезка одного из семидесяти христианских апостолов. Есть версия, что он был тайным приверженцем христианства, поэтому уже в те времена здесь проводились первые богослужения с участием и самого апостола Климента.

В 4 столетии, когда в Рим окончательно пришло христианство, дом консула и бывший Митреум были реконструированы и превратились в церковь. Остатки этой постройки сегодня представляют средний уровень Basilica di San Clemente. Здесь хранятся мощи создателя старославянской азбуки Кирилла (того самого, что работал в соавторстве с Мефодием). Также издавна в этом месте находились мощи святого Климента и мученика Игнатия Богоносца, погибшего на арене Колизея, — в настоящее время они подняты на верхний уровень.

Рисунок раннехристианской базилики, построенной в IV веке

В 1084 году в результате норманнского нашествия храм был существенно поврежден и частично сгорел при пожаре. На его основании решили построить новую церковь, и со временем о существовании прежней забыли. Однако в 1857 году приор Джозеф Маллули, увлекавшийся историей Древнего Рима, вместе с археологом Джованни де Росси начал раскопки — так был обнаружен исторический пласт 4-го столетия. Первые исследователи догадывались и о существовании более раннего слоя, однако подобраться к нему долгое время было невозможно из-за обилия подземных вод.

Гравюра с изображением базилики Святого Климента Джузеппе Васи, 1753 год

Только в начале 20-го века удалось уменьшить влажность и открыть миру самые первые постройки — древнее святилище Митры, развалины римских домов времен правления Нерона и монетный двор. Сегодня эта важная археологическая зона доступна для туристов. Во время экскурсии по храму можно пройти на минус 1-й и минус 2-й этажи, чтобы увидеть старинные фрески, древние каменные своды, а глубоко в подземелье — и античное святилище.

Базилика Святого Климента, разрез 3-х уровней в перспективе

Что посмотреть

Осмотр базилики Святого Климента стоит разделить на два этапа. Пусть первый из них будет посвящен верхнему уровню — современному храму с очень красивым интерьером. Это можно сделать самостоятельно и абсолютно бесплатно, ведь церковь и сегодня остается действующей, в ней регулярно проводятся мессы.

Второй же этап — это визит в катакомбы. Он возможен лишь в определенные часы, и это платная экскурсия. Однако подземелья древнего собора, без сомнений, стоят того, чтобы их посетить.

Верхний уровень — церковь 12-го века

После многократных перестроек современный храм представляет собой здание с тремя нефами и пятью боковыми часовнями. В центре постройки есть внутренний дворик, вымощенный каменными плитами — он выглядит почти так же, как и в 17 столетии, сохранился даже старинный фонтан тех времен.

Атриум базилики с фонтаном, расположенный прямо перед базиликойГлавный неф базилики с алтарем и просторной апсидой

Интересно: внутренний дворик базилики Святого Климента находится примерно на 2 метра ниже уровня римских улиц. Это наглядно демонстрирует, как менялся Вечный город на протяжении последних столетий.

Внутри церкви обращает на себя внимание оригинальный пол в затейливых мозаичных узорах из мраморных плит — этот стиль называется косматеско, он характерен для многих древнеримских храмов. Также яркими деталями интерьера являются золотой кессонный потолок и 10 старинных фресок по левой и правой стороне главного нефа.

Общий рисунок мозаичного пола базиликиГеометрический узор пола церкви, типичный для средневековой Италии и в особенности РимаГлавный плафон кессонного потолка работы римского художника Джузеппе Кьяри, XVIII векФреска «нижней» базилики «Житие Алексия, человека Божия», находится на левой стене главного нефаФреска «Вознесение Христа» из эпохи папы римского Леона IV (847-855)Фреска «Месса святого Климента»

В апсиде стоит обратить внимание на мозаику 12-го века, изображающую Иисуса Христа и древо жизни. А под алтарем хранится ковчег с мощами святого Климента. В свое время они были привезены из Крыма в Рим братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием. Собственно, за это Кирилл и пользовался таким огромным уважением римлян, что они выполнили его просьбу о погребении после смерти на территории храма.

Мозаика апсиды верхней церкви Сан-Клименте датируется 1120 годами и, вероятно, была выполнена византийскими мастерами Мраморные хоры и главный алтарь, созданный в 1726 году Мощи Святого Климента папы Римского и десница Игнатия Богоносца (под престолом)

Отдельного слова стоят капеллы — их здесь насчитывается пять. Но самой интересной по всеобщему мнению считается часовня Святой Екатерины у южного нефа. Ее главной ценностью стали фрески знаменитых итальянских живописцев 15-го века Мазолино и Мазаччо.

Небольшая часовня Святой Екатерины, украшенная фресками 15 века, изображающими житие святой

Средний уровень — церковь 4-го века

Здание 4-го века, на основе которого была построена современная верхняя базилика, осталось полуразрушенным, однако при раскопках удалось обнаружить сохранившиеся фрески. Сегодня они демонстрируются на минус 1 этаже.

Помещение среднего уровня комплекса Сан-Клименте Алтарь нижней базилики, в котором до 12 века находились мощи папы Климента Коридоры базилики среднего уровня

На картинах изображены сюжеты из жизни древнеримского префекта Сизиния и святого Климента. Однако самым ценным открытием стали даже не сами полотна, а сохранившиеся на них надписи — они выполнены на раннем итальянском языке, в существовании которого лингвисты до этого сомневались. Кстати, несмотря на религиозный сюжет, содержание надписей отнюдь не возвышено — есть нецензурная брань. В частности, бранные слова приписываются римскому префекту Сисинию, одному из гонителей апостола Климента.

Репродукция фрески 9 века «Месса Святого Климента»

Еще одна ценность второго уровня собора — гробница Святого Кирилла. Она отмечена мемориальными досками, которые устанавливали представители разных славянских народов. Здесь есть украинская, греческая, болгарская, сербская доска и другие — от всех, кто благодарен просветителю за созданную им азбуку.

Предполагаемая гробница Святого Кирилла Благодарственная доска от болгарского народа с изображением святых братьев Кирилла и Мефодия

Однако есть гипотеза, что на самом деле гробница Святого Кирилла находится не в месте его почитания, а ровно напротив этого места. В источниках указано, что просветитель захоронен под большим образом справа от алтаря. И было решено, что речь идет о южном приделе, ведь именно он находится по правую сторону от служащего мессу священника. Но в этом месте нет и не было никакого образа, зато в северном приделе есть большая старинная фреска на тему сошествия Христа в ад. Возможно, как раз под ней и похоронен Кирилл, ведь северный придел будет справа от алтаря для стоящих на мессе прихожан.

Фреска IX века «Сошествие Христа во ад»

Нижний уровень — святилище 1-го века

Чтобы попасть на самые нижние этажи «многослойной» базилики, посетители спускаются в настоящие катакомбы. Здесь сохранился древний храм Митры с каменными скамейками для его адептов и центральным алтарем, где изображен сам Митра, убивающий быка. В сырых и мрачных подземельях можно увидеть каменные своды, простоявшие около 2-х тысячелетий, самые старые фрески, а также небольшой ручей, что когда-то снабжал римлян водой.

Митраистическая школа, где адепты готовились к посвящению в тайны культа Каменные катакомбы дохристианского святилища 1-го века Одно из помещений нижнего уровня комплекса, мозаичный рисунок пола и стен которого показывает, что оно было богато декорировано

Также на нижнем этаже находится тот самый дом, в котором жил консул Тит Климент, и где, согласно преданию, проводились первые христианские богослужения в Риме. От святилища Митры его отделяет лишь небольшой коридор. Эта постройка также относится к 1 веку нашей эры. А чтобы не заблудиться и легко разобраться в переходах нижнего яруса, посетителям выдается план-схема — по ней можно самостоятельно осмотреть все достопримечательности.

Спуск к сохранившемуся дому святого Климента, относящемуся к I веку

Часы работы и стоимость билетов

В верхней базилике Святого Климента ежедневно проходят мессы:

  • С понедельника по субботу — в 08:30 и в 18:30;
  • По воскресеньям — в 10:00.

Археологическая зона открыта:

  • С понедельника по субботу — с 09:00 до 12:30 и с 15:00 до 18:00;
  • По воскресеньям — с 12:15 до 18:00.

Последний вход возможен за полчаса до закрытия, посетители запускаются небольшими группами.

Стоимость билетов в археологическую зону:

  • Взрослый билет — 10 € (~741 руб.);
  • Студенческий билет (до 26 лет) — 5 € (~371 руб.);
  • Дети до 16 лет без родителей — 5 € (~371 руб.);
  • Дети до 16 лет в сопровождении родителей — бесплатно.

Уточнить стоимость билетов можно на сайте храма.

Памятник, стоящий у входа в базилику, на котором на трех языках рассказывается о святых Кирилле и Мефодии

Правила посещения

  • Поскольку церковь является действующей, во время мессы не рекомендуется посещать ее с целью осмотра достопримечательностей. Пока длится месса, внутри собора запрещено передвигаться или разговаривать без крайней необходимости.
  • Для визита стоит выбрать одежду, закрывающую колени (как мужчинам, так и женщинам). Женские наряды, помимо того, должны быть без глубоких вырезов в районе декольте.
  • Всем посетителям на время визита необходимо выключить мобильные телефоны.
  • Фотосъемка и видеосъемка в археологической зоне запрещены (хотя это не мешает отдельным посетителям украдкой делать фото).

Интересные факты

  • На среднем уровне церкви есть старинная фреска Девы Марии, датируемая 8 веком. Однако на самом деле эта мадонна с младенцем появилась на пару столетий раньше. Считается, что фреска представляет собой слегка переделанное изображение византийской императрицы Феодоры — женщины с удивительной судьбой, которая смогла подняться из положения танцовщицы и куртизанки до статуса жены императора Юстиниана, а после смерти была причислена к лику святых.

Фреска «Богородица с Младенцем» (императрица Феодора)

  • Одна из фресок базилики рассказывает о легенде, связанной со святым Климентом. Апостол закончил свою жизнь в Крыму, когда противники христианства утопили его в море, привязав к корабельному якорю. Однако тело вынесло в одну из подземных пещер, куда во время отлива часто ходили паломники. И однажды в пещеру забрел маленький мальчик, но когда он хотел вернуться назад, вода преградила ему путь. Мальчика долго и безрезультатно искали, а спустя год его мать пришла на поклонение к святому. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила сына в этом месте живым и невредимым!

Фреска, изображающая божественно построенный под водой склеп для папы Святого Климента, вместе с якорем, использованным, чтобы утопить его

  • Изначально мощи равноапостольного Кирилла хранились в капелле Святого Доминика. Однако в конце 18-го века все изменилось — в Риме настали неспокойные времена, город оккупировали французские войска. Тогда, чтобы сберечь мощи от возможного вывоза Наполеоном во Францию, ковчег перевезли в коммуну Санта-Мария-Нуова. Но оттуда он спустя год бесследно исчез. Сегодня от мощей осталась лишь небольшая часть, которая хранится в специально созданной капелле Святого Кирилла.

Полезные советы

  • В археологической зоне температура воздуха ниже, чем снаружи — летом стоит взять с собой теплую кофту или легкую куртку-ветровку.
  • Для визита в подземелья лучше выбрать удобную обувь без каблука и с не скользящей подошвой. Ввиду высокой влажности в некоторых местах каменные плиты могут быть скользкими.
  • Людям, страдающим клаустрофобией (боязнью замкнутых пространств), нужно с осторожностью отнестись к посещению подземных этажей, ведь это настоящие катакомбы.
  • Опытные туристы рекомендуют приходить на экскурсию с утра или ближе к закрытию археологической зоны, и лучше в будние дни, поскольку в «час пик» и в выходные здесь бывает очень много посетителей.
Виртуальная экскурсия

Посещение базилики Святого Климента — несомненно, must see даже при условии самых коротких римских каникул. С виду она не так величественна, как здания Ватикана, Пантеон или Колизей, но на деле может рассказать об истории Вечного города ничуть не меньше. Более того, именно здесь можно увидеть исторические пласты древнего города в буквальном смысле слова — слой за слоем погружаясь в прошлое. Вернувшись же на поверхность, вам наверняка захочется продолжить прогулку, и в этом районе достаточно интересных мест: можно отправиться к Термам Траяна, Золотому дому Нерона, к тому же Колизею или расположенному рядом с ним Римскому форуму. Если же хочется сделать перерыв в экскурсиях и отдохнуть в тишине, рядом есть уютная зеленая зона Parco di Colle Oppio с фонтанами, деревьями и клумбами. Там можно перекусить или просто посидеть на скамейках в тени (только не стоит гулять здесь по вечерам, в это время парк популярен у бездомных и мигрантов).

Визитная карточка

Базилика святого Климента представляет собой уникальный археологический комплекс, включающий в себя верхний уровень (современная базилика, возведённая в XII веке), средний уровень (раннехристианская базилика, построенная в IV веке) и нижний уровень (два античных строения, возникшие в I веке н.э.). Современная базилика содержит исполненную раннехристианскими символами мозаику XII века, фрески XV и XVIII веков. В раннехристианской базилике сохранились уникальные фрески IX века, содержащие, в том числе, первые из известных надписи на простонародном итальянском языке. В базилике находятся мощи святого Климента, а также Игнатия Богоносца и славянского просветителя святого Кирилла.
1.

Античные постройки
Первые раскопки под церковью проводили приор базилики Джозеф Маллули и археолог де Росси в 1857 году и обнаружили сначала базилику IV века. Руины были засыпаны землёй и послужили фундаментом для строений, составляющих нижний уровень комплекса двух зданий, разделённых узким проходом. Над кирпичным зданием, расположенным ближе к Колизею (возможно, общественное здание конца I в.) во второй половине II в. был построен частный многоэтажный дом с внутренним двориком. Этот дворик во второй половине III века был перестроен в культовое сооружение для поклонения Митре: ведущие к дворику двери были замурованы и был надстроен свод.
2.

3.

4.

5.

В части самого здания была устроена так называемая митраистская школа, то есть помещение, в котором неофиты готовились к посвящению в тайны культа. Помещение было, возможно, богато декорировано, о чём свидетельствуют остатки мозаичного пола и потолок, украшенный стукко. Культовые обряды проходили в триклинии — длинном гроте с потолком, украшенном звёздами. В пещероподобном помещении стоит белый мраморный алтарь с барельефом: божество в восточном одеянии (собственно Митра) убивает быка, а вокруг вьются собака (она кусает быка за ногу), змея (слизывает кровь) и скорпион (кусает быка за тестикулы). По бокам располагаются длинные скамьи для адептов, а по обеим сторонам находились ниши для статуй.
6.

7.

Второе здание было гораздо больше первого, сложено из крупных блоков туфа и включало в себя большой внутренний двор, примерно соответствующий главному нефу и правому приделу современной базилики. Это строение ещё полностью не исследовано, изученные же части дают возможность предполагать, что это было общественное здание, скорее всего монетный двор или зерновой рынок. Уже в конце I в. здание предположительно принадлежало консулу Титу Флавию Клименту. Предание утверждает, что он был тайным христианином и был казнён за веру в царствование Домициана. В частном доме консула могли проводиться христианские богослужения, на которых председательствовал святой Климент, римский епископ, третий преемник апостола Петра. По крайней мере, уже к 200 году определённо известно о «titulus Clementis» — месте христианских богослужений, связанном с именем Климента (или консула-мученика, или епископа).
8.

9.

10.

11.

Раннехристианская базилика
После прекращения гонений в IV веке частное здание было обращено в церковь в форме базилики: обширный внутренний двор превратился в главный неф, а окаймлявшие его анфилады комнат стали основой двух боковых приделов. В понтификат Сириция церковь была освящена в честь папы Климента, чьё имя окончательно вытеснило из памяти имя его тёзки-консула. В течение всего IV века церковь Сан-Клементе сосуществовала с находившимся рядом митреумом. Культ Митры был официально запрещён Феодосием Великим в 395 году, после чего на месте митреума была построена апсида базилики. В нартексе базилики выставлен алтарь, очень похожий на экспонируемый уровнем ниже.
12.

13.

К концу IV — началу V века сложилась раннехристианская базилика в том виде, в каком её можно видеть на среднем уровне комплекса Сан-Клементе. Это была прямоугольная трехнефная базилика с обширными апсидой и нартексом. Уже к этому моменту здесь находились мощи Игнатия Богоносца, епископа Антиохии Сирийской, по преданию, принявшего смерть на арене Колизея.
14.

Мозаика в апсиде и хоры современной «верхней» церкви принадлежали базилике «нижней», на что указывают многочисленные раннехристианские символы, не понятные христианам XII века, но дорогие верующим более ранних веков. Таким образом, эти элементы были или впрямую перенесены из «нижней» базилики в «верхнюю», или бережно реконструированы там в XII веке.

В IX веке «нижнюю» базилику украсили до сих пор сохранившиеся фрески, являющиеся ценнейшим памятником христианского изобразительного искусства этого времени.

Нартекс
15.

16.

17.

18.

19.

Правый неф
20.

21.

Левый неф
22.

23.

24.

25.

ФРЕСКИ
Богородица с Младенцем (императрица Феодора)
Внешняя стена правого придела была когда-то полностью покрыта фресками, лишь частично сохранившимися до наших дней. На сегодняшний день удалось идентифицировать сюжеты мученичества святой Екатерины и Страшного суда. Хорошо сохранилась лишь одна фреска в нише, изображающая Богородицу с младенцем, а на боковых поверхностях ниши — святые Евфимия и Екатерина. В 1959 году отец Доминик Дарси, сравнивая эту фреску со знаменитыми мозаиками в равеннской церкви Сан-Витале, обнаружил поразительную сходство Богородицы из Сан-Клементе с равеннской императрицей Феодорой. Соответственно, выдвинута версия, что первоначально фреска представляла портрет Феодоры, муж которой Юстиниан сделал большие вклады в римские базилики, с двумя придворными дамами. В IX веке фреска была переосмыслена и дописана: Феодору посадили на трон, вручили младенца, и получившаяся фреска приобрела свой нынешний вид.
26.

Вознесение
В главном нефе слева от основного входа (из нартекса) находится частично сохранившаяся фреска «Вознесение». В верхней части Христос, окружённый ангелами, возносится на облаке. Непосредственно под ним изображена Богородица в позе «оранты», то есть с воздетыми руками, по обе стороны от неё замерли в трепете апостолы. В правой части фрески хорошо сохранился образ святого Вита, симметрично ему слева изображён папа Лев IV (847- 855) с квадратным нимбом вокруг головы, что указывает на то, что фреска создана при жизни папы, выступающего здесь не в качестве святого, а лишь донатора. Под образом Богородицы находится незаполненная ниша. Возможно, что здесь помещалась реликвия — камень с Елеонской горы, на которой и произошло описываемое событие. Существует и другое толкование этой фрески. В соответствии с ним, здесь представлено Вознесение не Христа, а Богородицы. В этом случае, считается, что явившийся на облаке Христос встречает Свою Мать, которая поэтому изображена отдельно от апостольской группы. Если принять эту версию, то в Сан-Клементе находится одно из наиболее ранних в западной иконографии изображение Вознесения Богородицы.
27.

Фреска «Житие Алексия, человека Божия» написана предположительно в интервале 1050 — 1100 годов и охватывает последнюю, римскую часть жития святого. В левой части одетый в рубище Алексий возвращается в Рим и на дороге встречает отца, который не узнаёт сына после семнадцатилетней разлуки. Мать Алексия, выглядывающая из окна, также не видит в страннике своего сына. В средней части фрески действие переносится на семнадцать лет вперёд — папа Иннокентий I приходит к одру умершего Алексия, сжимающего в руке некую хартию. В правой части фрески история завершается: по просьбе папы умерший разжимает руку, и папа сообщает присутствующим содержание хартии, в которой Алексий описал свою жизнь с момента ухода из родного дома. Горе родителей и невесты Алексия ярко изображено художником: рыдающая невеста обнимает тело своего жениха, а родители в буквальном смысле рвут на себе волосы. Над фреской, посвящённой Алексию, находится ещё одна, на которой изображён Христос, сидящий на престоле, с предстоящими Климентом и архангелом Михаилом (по правую руку), и святителем Николаем и архангелом Гавриилом (по левую руку). Все действующие лица подписаны, хотя их лики невозможно рассмотреть: они «отрезаны» полом «верхней» базилики.
28.

29.

Месса святого Климента
Фреску «Месса святого Климента» отличает живость и драматизм изображения, а также сложное драматическое повествование, не свойственные традиционной византийской иконографии. Содержание фрески может быть передано следующим образом: верхний регистр — святой Климент восседает на престоле, ему предстоят его предшественники по римской кафедре: апостол Пётр, святые Лин и Клет. Все действующие лица подписаны, но их головы «отрезаны» полом «верхней» базилики; средний регистр — святой Климент совершает мессу, в числе окружающих его христиан находится (по левую руку) молодая женщина Феодора. Муж Феодоры, знатный язычник Сиссиний, прокрался вслед за женой на мессу, но ослеп и оглох по молитве папы. Церковные служители выводят Сиссиния из церкви; нижний регистр — святой Климент посетил дом Феодоры и исцелил её мужа. Сиссиний, вместо благодарности, исполнен ярости и приказывает слугам схватить папу и выставить его вон. Речь Сиссиния передана простонародным итальянским языком, а не традиционной латынью, и усыпана ругательствами: «Тащите, сукины дети. Гозмари и Альбертель , тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом». Те, переругиваясь, тащат кусок тяжелой мраморной колонны — святой предусмотрительно лишил зрения и их.
30.

Первоначально нартекс отделялся от главного нефа только четырьмя колоннами. После землетрясения 847 года папа Лев IV приказал заложить проход между колоннами, а образовавшуюся стену украсить фресками. Первоначальные фрески IX века не сохранились, так как в XI веке они были заменены на две новые: «Чудо святого Климента в Азовском море» и «Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе».

Чудо святого Климента в Азовском море
На фреске изображено чудо, о котором повествует «Acta» — источник IV века: папа Климент был брошен мучителями в Азовское море привязанным к якорю. Затем ангелы похоронили тело мученика в подводной пещере. Раз в год море отступало назад, и местные христиане имели возможность поклониться мощам Климента, после чего море возвращалось назад. Далее фреска, следуя источнику, показывает, как однажды в гробнице был забыт ребёнок, а через год его мать, придя к мощам Климента, обнаружила своего ребёнка живым. Подводный мир, окружающий гробницу, населён рыбами, медузами и скатами. В нижнем регистре фрески изображены святой Климент и донаторы — семейство Рапиза.
31.

Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе
Далее легендарная история Климента повествует о том, что с течением времени море перестало отступать и обнажать гробницу святого. Только святые братья Кирилл и Мефодий, отправлявшиеся с миссией из Византии в Хазарский каганат, сумели обрести мощи. Впоследствии, будучи приглашёнными папой Николаем I, братья привезли в Рим мощи святого Климента. Встретивший их преемник Николая I Адриан II с честью принял Кирилла и Мефодия. Далее фреска подключается к повествованию и показывает кульминационный момент — папа Николай (ошибка художника, на самом деле Адриан II) в сопровождении двух братьев переносит крестным ходом мощи в Сан-Клементе.
32.

Посмертный суд — Кирилл и Мефодий перед Христом и архангелами
На внешней стене нартекса сохранилась фреска IX века, условно называемая «Посмертный суд». В центре представлен благословляющий Христос, по его правую руку — архангел Михаил и апостол Андрей, по левую — архангел Гавриил и святой Климент. Перед Христом преклонили колена две фигуры, призванные на посмертный «частный» (в отличие от последнего «всеобщего») суд. На сегодняшний день принято считать, что этими фигурами являются Кирилл и Мефодий. В этом случае окружающие Христа лица имеют следующее значение: Климент свидетельствует о том, что братья обрели его мощи в Крыму; Андрей, некогда проповедовавший предкам славян, является предшественником миссии братьев, Гавриил выступает в качестве вестника как в Ветхом (книга пророка Даниила), так и в Новом (Евангелие от Луки) заветах, а Михаил напоминает о том, что миссия братьев была вдохновлена Михаилом III.
33.

В IX веке в Сан-Клементе были перенесены мощи папы Климента, обретённые святыми Кириллом и Мефодием в Крыму и привезённые равноапостольными братьями в Рим. В 867 году папа Адриан II совместно с Кириллом и Мефодием перенесли мощи Климента в посвящённую его памяти базилику. На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни — он был утоплен по приказу императора Траяна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.
34.

35.

Предполагаемая гробница Кирилла
Согласно различным источникам, равноапостольный Кирилл был первоначально погребён в большой гробнице справа от алтаря. Археологи-доминиканцы, в силу своего сана привыкшие находиться во время мессы в пресвитерии лицом к народу, восприняли указание «справа от алтаря» со своей точки зрения, то есть в конце южного придела. Обнаруженная в южном приделе пустая гробница была без колебаний идентифицирована в качестве первого места захоронения апостола славян. Это место с течением времени превратилось в славянский уголок. Каждый славянский народ установил здесь мемориальную доску со словами благодарности своему просветителю. Здесь можно видеть доски от украинского, болгарского, македонского, сербского, греческого, хорватского народов; от России установлены сразу две памятные доски — от имени Русской Православной Церкви и от молодёжи России.
36.

37.

38.

С течением времени первоначальный вывод археологов подвергся серьёзному сомнению. Источники, указывавшие место погребения Кирилла, упоминают о большом образе, исполненном над его гробницею. В южном приделе не удалось найти ни одного изображения, которое можно было бы идентифицировать как образ Кирилла. Между тем, в симметрично расположенном конце найдена хорошо сохранившаяся фреска IX века «Сошествие Христа во ад», в углу которой имеется поясное изображение епископа, держащего в левой руке Евангелие, а правой — благословляющей народ. Так что вполне допустимо, что Кирилл был погребен под этой фреской. Сама фреска представляет собою первое сохранившееся в итальянском искусстве изображение на данную тему. Христос в развевающейся хламиде нисходит в ад, попирая ногами Сатану, и выводит оттуда Адама.
39.

Современная базилика
В 1084 году Сан-Клементе была непоправимо повреждена во время пожара, последовавшего за взятием Рима норманнами. Очевидно, что степень повреждений была таковой, что было решено не восстанавливать базилику, а построить новую на месте старой. «Нижняя» базилика была заполнена строительным мусором, и на полученном основании воздвигнута современная «верхняя» базилика. Возобновление базилики связано с деятельностью кардинала Анастасия, кардинала-священника Сан-Клементе в течение четверти века (1099-1125), при покровительстве папы Пасхалия II, до своего избрания на кафедру в 1099 году бывшего кардиналом Сан-Клементе. Нынешняя базилика уступает по размерам своей предшественнице: левые приделы обеих церквей одинаковы по размерам, однако, главный неф и правый придел «верхнего» храма стоят на основании «нижнего» главного нефа.
40.

41.

Современная базилика, таким образом, уже раннехристианской на ширину правого «нижнего» нефа. В «верхней» базилике были воссозданы мозаика апсиды и хоры, а также сюда были перенесены чтимые реликвии. Пространство между окнами в верхней части главного нефа было заполнено десятью фресками, изображающими почитаемых в храме святых — Климента, Игнатия Богоносца, Кирилла и Мефодия. В результате указанных перестроек и дополнений базилика утратила первоначальную простоту и строгость, но приобрела многочисленные барочные черты.
42.

Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный райскими птицами, цветами, виноградной лозой, оленями у водопоя и небесным Иерусалимом в триумфальной арке (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.
43.

44.

45.

В последующие столетия к базилике были пристроены капеллы. В результате вскоре о существовании прежней «нижней» базилики под основанием новой «верхней» полностью забыли. Лишь в 1857 году приор Сан-Клементе Джозеф Маллули совместно с археологом де России в результате раскопок вновь открыли миру раннехристианскую базилику.
46.

Капелла святой Екатерины примыкает к южному нефу, слева от основного входа. Капелла примечательна фресками, изображающими Распятие и эпизоды жития святой Екатерины Александрийской, Амвросия Медиоланского и святого Христофора. Большинство исследователей утверждают, что фрески принадлежат кисти Мазолино и выполнены между 1428 и 1431 годами, за исключением Распятия, написанного несколько ранее Мазаччо. Существует противоположная точка зрения, согласно которой фрески написаны, наоборот, Мазаччо в 1425-1428 годах, а Мазолино лишь завершил работу после смерти предшественника.
47.

48.

49. Обезглавливание св. Екатерины

В понтификат Климента XI (1700-1721) и по его поручению архитектор Карло Стефано Фонтана выполнил современный потолок, отделанный кессонными плитками с рисунками (XVIII в.).
50.

Внутренний дворик базилики
51.

52.

53.

54.

У входа в базилику есть интересный памятник, который на трех языках рассказывает о святых Кирилле и Мефодие, чья память тесно связана с базиликой.
55.

В предлагаемом для просмотра видео корреспонденту телевидения удалось попасть в том числе и в места, недоступные обычному туристу.

Термы Траяна
Неподалеку от Базилики св. Климента расположены Термы Траяна — комплекс общественных купален в Древнем Риме. Строительство терм началось в 104 году н. э. и закончилось в июле 109 года. Принятый императором Траяном, комплекс располагался у южного склона Оппийского холма. Проект комплекса, возможно, принадлежал Аполлодору из Дамаска.
Так выглядели термы Траяна на макете, изготовленном археологами.
56.

57.

Термы Траяна были построены на месте, где ранее располагался Золотой дом Нерона. Они являются ярким примером архитектуры раннего императорского Рима. Термы, занимавшие площадь в 100 000 м², состояли из бассейнов, в том числе тепидариев, кальдариев, фригидариев, а также гимназиев и аподитариев. Под термами располагалась система подземных проходов, используемых рабами и работниками для обслуживания объекта.
58.

59.

Нимфеум — небольшое святилище, посвящённое водным нимфам, обычно сооружалось у источника воды или водоема. Представляет собой полукруглое здание с колоннами, иногда в несколько этажей. В Древнем Риме нимфеумами стали называть сооружения, украшавшие источники воды, а также городские здания с водоёмами.
60.

Фонтан Канестро
61.

Статуя Альфредо Ориани
Альфредо Ориани (1852-1909) — итальянский автор, писатель и социальный критик. Он часто считается предшественником фашизма, а в 1940 г. его книги были помещены на Индекс запрещённых книг католической церкви.
62.

Фонтан нимф
63.

64.

После археологических раскопок 1997 год на территории терм были найдены руины строений, похожих на библиотеку. По модели терм Траяна строились Термы Каракаллы.
65.

66.

Интересное применение современных компьютерных технологий в туристической отрасли.

Главная > Италия > Лацио > Рим > Что посмотреть > Достопримечательности Рима > Церкви Рима

Базилика Сан-Клементе (Basilica di San Clemente, IV в., рeконструкции XII и XVIII вв.) пoстpoeна нa мecтe дoма, гдe жил св. Климент, тpeтий папа римский пocлe св. Пeтра.

В вeрxнeй церкви (XII в.), cпpaва oт бокового вxoда, нaxoдится капeлла Св. Eкатeрины Алeксандрийской, yкpашeнная фрeсками Мазолино да Паникалe (XV в.). В главном алтape изoбpaжeна сцeна распятия Xриста, a нa боковыx — сцeны из жизни св. Eкатeрины, 18-лeтнeй дoчeри алeксандрийского царя, обратившeй в xpиcтианство воинов римского импepатора Максeнция.

Мозаики в церкви Сан-Клементе

В aпcидe церкви — грандиозная мозаика «Триумф Святого Крecта» (XII в.). Животворящий Кpecт yкpашают 12 голубeй (по числу апостолов), пo бокам oт нeго стоят Богоматeрь и апостол Иоанн. oт ocнования кpecта расxодится нa двe вeтви виноградная лоза, символизируя спасeниe всeгo живого. Лоза свиваeтся в идущиe пo зoлoтому фону мнoгoчиcлeнныe спирали, внyтpи кoтopыx изoбpaжeны фигypы и атрибуты святыx. нe мeньший интeрeс пpeдcтавляeт двуxуровнeвая крипта.

На пepвом уровнe нaxoдится рaннexpиcтианская церковь (IV в.), в кoтopой пoкoится праx св. Кирилла, cocтавитeля славянской азбуки. В XI вeкe втopгшиeся в Рим норманны paзрушили гopoдскиe кварталы oт Колизeя дo Латeранской базилики. Пocтрадала и церковь Сан-Клeмeнтe. Чeрeз 100 лeт при рeконструкции церкви ee нижняя часть былa засыпана и обнapyжeна лишь вo врeмя раскопок XIX вeка.

В капeллe Свв. Кирилла и Мефодия ycтановлeны блaгoдapствeнныe таблички в знaк пpизнатeльности славянскиx народов, срeди кoтopыx ecть бронзовая плита oт русского народа.

Фрески церкви

Здecь соxpaнились интeрeсныe фрeски (IX—XI вв.), cдeлaнныe пo заказу сeмьи Рапица, — cвoeoбpaзныe иллюстрации к эпизодам из жизни св. Климeнта. Воины, посланныe арeстовать святого, ослeпли и вмecтo нeго взялись тащить кoлoнну, a тoгдашний прeфeкт Рима понукаeт иx, говоря: «Тащитe, сукины дeти!» (eдинствeнный примeр ругатeльства нa церковныx фрeскаx). Климeнта, привязанного к якорю, бросают в воды Чeрного моря, и нa мecтe eгo смeрти нa днe морском чудeсным обpaзом возникаeт грот. Ha слeдующeй фрeскe мы видим, кaк вода расступаeтся, позволяя паломникам подойти к могилe святого. Тут жe изoбpaжeно чудо спасeния сына вдовы, пoтepявшeй рeбeнка в морe и нашeдшeй eгo живым гoд спycтя.

Храм Митры

В xодe раскопок оказалось, чтo пoд рaннexpиcтианской церковью ecть eщe бoлee рaнняя пocтройка — xрам Митры (I—III вв.). Остатки этого xрама видны зa рeшeткой, cпpaва нa мpaморном алтape изoбpaжeн Митра, приносящий в жeртву быка (эта сцeна тpaдиционно называeтся тауроктониeй). В coceдниx комнатаx соxpaнились peльeфныe yкpашeния нa потолкe и камeнныe скамьи y стeн.

В церкви ecть тaкжe нeбoльшая зона катакомб V—VI вeков, oткpытая в 1938 гoду. В нeй нaxoдится 16 заxоронeний. Пoд выложeнным дрeвнeримским кирпичом-плинфой полом, пoд рeшeткой, тeчeт подзeмный пoтoк.

Базилика Сан-Клементе в Риме
  • Via Labicana, 95
  • eжeдн. 09.00–12.30 и 15.00–18.00, вс c 10.00
  • Вебсайт

Посестить раскопки в церкви Сан-Клементе

Все посетители базилики Сан-Клементы должны быть одеты соответствующе, нужно выключить мобильные телефоны и вести себя уважительно к святому месту. Ради безопасности паломников и посетителей, зона раскопок оборудована скрытыми камерами.

ФОТОГРАФИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ В ЛЮБОЙ ЗОНЕ РАСКОПОК

Часы работы:
  • понедельник — суббота , 09.00—12.30 & 15.00—18.00
    Последний вход в зону раскопок 12.00 & 17.30
  • По воскресеньям и праздникам 12.15—18.00
    Последний вход 17.30
Входные билеты:
  • Взрослые (регулярный тариф) – € 10,00 на человека
  • Дети до 16 лет в компании родителей – бесплатно
  • Дети до 16 лет БЕЗ родителей (льготный тариф) – € 5,00 на человека
  • Студенты до 26 лет (льготный тариф) – € 5,00 на человека

Кирилл и Мефодий в Риме

В 864 гoду двa брата-миссионeра – грeчeскиe свящeнники Кирилл и Мефодий – c учeниками и помощниками отпpaвились в Моравию, гдe провeли около тpex лeт, проповeдуя срeди славян и обращая иx в xpиcтианство. Для тoго чтoбы пepeвeсти нa славянскиe языки богослужeбныe книги и Писание, Кирилл cocтавил из букв грeчeского и eврeйского алфавитов новую азбуку, получившую впocлeдствии нaзвaниe кириллицы.

В срeдe богословов тoго вpeмeни бытовало мнeниe, чтo Eвангeлиe можeт быть проповeдано лишь нa eврeйском, грeчeском и латинском языкаx. Братьeв обвинили в eрeси, и они отпpaвились в Рим, чтoбы опpaвдаться. Они пpивeзли папe Адриану II мощи св. Климeнта, обрeтeнныe ими в Причeрноморьe, и в концe концов папа paзрeшил богослужeниe нa славянскиx языкаx и дажe рукопoлoжил Мeфодия в eпископы. Вскoрe Кирилл скончался и был поxоронeн в Сан-Клементе – там жe, гдe были пoлoжeны мощи, кoтopыe он дoставил в Рим.

Главная > Италия > Лацио > Рим > Что посмотреть > Достопримечательности Рима > Церкви Рима

Базилика святого климента

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *