Этическая беседа со старшими школьниками «В такт или не в такт?»

Чурепкина Валентина Петровна
Этическая беседа со старшими школьниками «В такт или не в такт?»

Этическая беседа со старшими школьниками «В такт или не в такт?»

Цель:

формирование гармоничной личности будущего человека, способной к сопереживанию, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Задачи:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими;

познакомить с понятиями «такт», «тактичный человек»;

учить анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; искать путь самовоспитания, саморазвития;

воспитывать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Материал: Памятка для детей «Секреты тактичного человека» (по количеству участников беседы); листы бумаги, карандаши или ручки (по количеству участников беседы).

Ход:

Педагог: Ребята, сегодня я пригласила вас для важного разговора. Одно из непременных условий, благодаря которому человека именуют воспитанным и культурным, — это чувство такта. Знакомое слово, не правда ли? Но что значит – быть тактичным человеком.

Педагог: Предлагаю высказаться всем по-очереди, что в вашем понятии «тактичный человек», начиная со слов «Тактичный человек…» (высказывание учащихся)

Примерные предполагаемые ответы: Тактичный человек:

• Употребляет вежливые слова.

• При разговоре уважает мнение другого человека.

• Умеет выслушивать собеседника.

• Не будет выяснять отношения в присутствии окружающих людей.

• Не поставит в неловкое положение другого человека, сделает вид,

что не заметил оплошности.

• Способен извиниться за допущенную оплошность.

• Умеет с достоинством принять замечание, совет.

• Сначала обязательно подумает, как принять просьбу или корректно

отказать в помощи.

• Не станет громко разговаривать, шуметь, мешать окружающим.

• Терпим к недостаткам и слабостям других людей.

• В разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает

всего, что могло бы им об этом напомнить.

• Понимает собеседника и не допускает неприятных для других людей

ситуаций.

Педагог подводит итог: Такт – утонченное чувство. Оно указывает человеку, где и когда нужно остановиться, что прилично в данной ситуации, а что непозволительно, с учетом места, времени, возраста, положения человека в обществе.

Педагог: Предлагаю решить нравственные задачи:

Ситуация 1: Вы заметили, что у твоей одноклассницы на колготках появилась «стрелка» или платье испачкалось мелом.

Ваши действия?

Педагог подводит итог: О любых деталях, касающихся одежды, предметов туалета, тактичный человек сообщает потихоньку, «на ушко», не привлекая внимания остальных.

Ситуация 2: В обществе подружек (друзей) ты весело обсуждаешь вчерашний молодежный сериал, к вам пытается присоединиться новая собеседница. Можно отвернуться и попросту не замечать ее. А можно… Что сделаете вы? (вопрос к девочкам)

Педагог подводит итог: Будет уместно в этом случае улыбнуться и, изложив тему вашего разговора, в заключении спросить: «А ты что думаешь об этом?» Во всяком случае, будьте уверены, что твоя вежливость доставит удовольствие не только окружающим, но и тебе самой.

Педагог: Неотделимо от чувства такта и ваше умение принимать или выражать просьбу. Вы наверняка часто с этим сталкиваетесь: начиная с того, что у тебя попросили на уроке карандаш, и, заканчивая просьбой мамы вынести мусорное ведро.

Вопрос: Как ты относишься к этому, какие чувства вызывают у вас необходимость отвечать на просьбу?

Педагог: Если вы сами вынуждены обратиться к кому-нибудь с просьбой, рекомендую придерживаться следующих правил:

а) не заискивай, но и не будь невежливой. Просьба типа «Эй, ты, принеси мне то-то и то-то» никого в восторг не приведет, да вряд ли будут выполнены. Манера твоего разговора должна быть приветливой и спокойной.

б) не забывай таких простых, но действенных слов, как «пожалуйста», «спасибо» и пр., недаром их называют волшебными. Больше используй такие фразы, как «ты не мог (ла) бы…», «было бы хорошо, если бы ты…».

в) не обращайся с просьбой к людям, которые заведомо не смогут ее выполнить. Тем более не проси дважды, это можно делать только в исключительных случаях.

Педагог: Когда просьба обращена к тебе, ты всегда можешь принять её или отказаться от выполнения. Право ответить «нет» — привилегия любого свободного человека. В этом случае не стоит бояться, что тебя сочтут невежливой или невоспитанной.

Вопрос: Подумайте, как отказать в просьбе или как дать понять, что тебя не устраивает.

Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.

Педагог: Выразите свое сожаление по поводу того, что не можете выполнить просьбу. Разумеется, форма отказа должна быть предельно корректной. Извинитесь, но скажи твердо и решительно.

Педагог: Но надеюсь, что в таких бытовых ситуациях вы сумеете правильно сориентироваться. Труднее всего проявлять тактичность, когда у твоего собеседника, действительно, большие трудности и требуется выразить свои соболезнования или сожаления по тому или иному поводу. Такие ситуации рано или поздно возникают, и важно, чтобы ваше поведение соответствовало моменту, никого не обижало, но и не выглядело навязчивым.

Вопрос: Как вы думаете, каким должно быть сочувствие? (высказывания учащихся)

Педагог подводит итог: Сочувствие должно быть искренним, немногословным и уместным. Вполне достаточно одной фразы: «Я представляю, как тебе тяжело, и искренне сочувствую». Если ваш собеседник захочет продолжить разговор, поговори с ним подробнее, если нет, ни в коем случае не навязывайте своё общество, не приставайте с расспросами.

Вопрос: Можно ли выражать свое сожаление людям, которые гораздо старше вас: учителю, близкому родственнику, друзьям семьи?.

Педагог: Вполне можете выразить свое сожаление взрослым людям.

Динамическая пауза «Здравствуй друг»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

— Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки.)

— Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера.)

— Где ты был? (Осторожно треплют ухо.)

— Я скучал! (Складывают руки на груди.)

— Ты пришел! (Разводят руки в стороны.)

— Хорошо! (Обнимаются.)

Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

Блиц-опрос: Пожалуйста, продолжите фразу:

1. Главная ценность в жизни – это…

2. Я не представляю свою жизнь без…

3. Мои самые сильные качества – …

4. Я никогда не смогу…

5. Я перестану общаться с человеком, который…

6. Чтобы испортить мне настроение, нужно…

7. Самое запоминающееся событие в моей жизни – это…

8. Поступок, которым я горжусь…

9. Я не могу избавиться от…

10. Мне хотелось бы научиться…

В конце предложить ребятам памятки «Секреты тактичного человека», где есть не заполненные пункты. Предложить внести в памятку свои понятия о тактичном человеке (1 – 3 правила) и по желанию поделиться ими со сверстниками.

Памятка для детей «Секреты тактичного человека»

Ты – тактичный человек, если:

1. Уважаешь мнение других и думаешь о других. Ты не лучше всех. Уважаешь других – уважают и тебя. Умный уважает всех, глупый – только себя.

2. В общении со всеми употребляешь вежливые слова. На добрый привет добрый и ответ.

3. Не делаешь бесконечных замечаний по пустячным поводам, умеешь не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Ворчанием наскучишь, примером научишь.

4. Умеешь принять помощь, совет и замечание другого человека. Кто не слушает советов, тому нечем помочь. И мудрому человеку совет требуется.

5. Способна прийти к людям на помощь, если тебе это не составляет труда или тебе это сделать просто приятно.

6. Внимательна к людям, умеешь посочувствовать, утешить словом. Плохо жить без работы да заботы.

7. Самокритична и способна вовремя извиниться за допущенную оплошность. Ошибся — что ушибся: вперёд наука. На ошибках учатся.

8. Никого и никогда не оскорбляешь. Ведешь себя деликатно по отношению к окружающим. Как аукнется, так и откликнется. Каков до людей, таковы и люди до тебя.

9. Не поставишь в неловкое положение другого человека, сделаешь вид, что не заметил оплошности.

10. Не будешь выяснять отношения в присутствии окружающих людей.

Помни!

Предъявляя к друзьям или окружающим тебе людям какие-то требования, предъявляй их прежде всего к самому себе! Желаю добра!

Итог беседы: Очень надеюсь, что всё, что вы узнали, пригодится вам в жизни, и вы станете по-настоящему культурными людьми. Стремясь понравиться окружающим, вы не должны забывать о своей индивидуальности. Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей.

Темы бесед с подростками группы риска

На какие темы обязательно стоит побеседовать, и о чем нужно говорить с подростками читайте ниже. Итак, темы для бесед с подростками. Как вести разговор с подростком о знакомствах и свиданиях – почитайте по ссылке.

Здоровый образ жизни

Обязательно важно еще с самого раннего детства учить ребенка заботиться о здоровье своего организма. Дети в этот период только начинают формировать привычки, и лучше сделать так, чтобы они были полезными.

Важно рассказать школьнику о преимуществах правильного питания, здорового отдыха и физических нагрузок.

Подросткам для убедительности необходимы примеры, а для этого можно использовать хорошие странички биографии популярных среди молодежи звездных кумиров.

Вред курения, алкоголя и наркотиков

Опять же, именно в подростковом возрасте большинство курильщиков начинает формировать свою пагубную привычку. В силу того, что подростковый возраст – это идеальное время для создания привычки, именно те пороки, которые имели место на этом жизненном этапе и преследуют позже молодых людей.

Многие старшеклассники не имеют и малейшего представления о том, к чему может привести систематическое употребление алкоголя или наркотиков. Темы бесед с подростками важны об этом, а для наглядности опять же – использовать примеры или доступные в интернете документальные фильмы.

Большинство фильмов и видео роликов, которые показывают правду о наркотиках и алкоголе просто шокирующие, но не стоит из-за этого бояться показывать их детям. Наоборот – именно в этом и заключается влияние.

Взаимоотношения с противоположным полом

Если не провести с подростками в определенном возрасте бесед на тему взаимоотношений с противоположным полом, то они из-за отсутствия опыта могут не только наделать много ошибок, позволяя по отношению к себе непростительные вещи.

Также из-за недостатка знаний они могут перенимать доступные им из фильмов и жизни манеры поведения в отношениях, а это сделает их несчастными.

Если планируется проведение групповой беседы с юношами и девушками о взаимоотношениях с противоположным полом, то желательно разделить группы по половому признаку. Это важно потому что девочкам, будущим женщинам нужно знать одну информацию, а мальчикам другую.

Дело вовсе не в физиологических отличиях, об это нужна отдельная беседа, которую следует проводить в раннем подростковом возрасте, когда ребенок еще не начал пытаться постичь эту тему самостоятельно, на своем опыте.

Подростковая самооценка

Многие отроки сталкиваются с проблемой оценки самого себя. Самооценка подростка или сильно занижена, или же наоборот завышена, но и то и другое не соответствует действительности.

Также страдают дети в подростковом возрасте от оценочного суждения окружающих людей, и зачастую именно на чужой оценке строится их личная самооценка. Все это может привести к проблемам в будущем, а также к тяжким разочарованиям и депрессии, в случае завышенной самооценки.

Поэтому, важно своевременно провести беседу с подростками на тему того, как правильно оценивать себя и окружающих.

Также важно помочь старшеклассникам сформировать психологическую защиту от оценочного суждения окружающих, чтобы он не влияло на восприятие подростком самого себя.

Выбор профессии

Это очень важные темы бесед с подростками постарше. Выбор будущей профессии – это один из наиболее ответственных шагов в жизни, поэтому цель беседы значительная. Именно от выбора профессии зависит то, как сложится дальнейшая жизнь ребенка.

Важно дать исчерпывающую информацию о существующих направлениях деятельности, а также можно дополнить беседу конкретными примерами. Желательно говорить не только о преимуществах профессий, но также и о негативных моментах.

Также важно разъяснить, что люба профессия помимо подготовки в учебном заведении требует также определенных врожденных способностей и расположенности человека.

Учеба и важность образования

Некоторые молодые люди в подростковом возрасте теряют интерес к обучению, а в результате имеют плохие оценки и пробелы в знаниях, что в свою очередь негативно повлияет на результаты вступительных экзаменов при поступлении в учебное заведение для получения профессии.

Ученику недостаточно знать, что учиться просто нужно, и не может быть никаких возражений. Это можно сказать еще семилетнему малышу, отвечая на вопрос : «а зачем ходить в школу». А старшекласснику необходимо обоснование.

Именно это и важно донести до старшеклассника, ведь он уже имеет кучу аргументов, которые может привести не в пользу учебы.

Умение контролировать свои эмоции

Особенность подросткового периода состоит в постоянно изменяющемся гормональном фоне, что и становится причиной такой повышенной эмоциональности. На пороге взрослой жизни очень важно научиться сдерживать себя и контролировать проявление собственных эмоций.

Важно научить старшеклассника самообладанию и показать на конкретных примерах, как управлять такими эмоциями, как гнев, раздражение, ярость, обида. Основная цель этой темы бесед с подростками – дать ему понять, что не эмоции властвуют над ним и управляют его жизнью, но он над ними.

Подростковая депрессия

Каким бы веселым, смелым и решительным ни был человек, у всех случаются ситуации, с которыми они не в состоянии справиться в одиночку. Подростковый период – это время, когда ребенок сталкивается каждый день с новыми и неизвестными ему вещами, проблемами, понятиями.

Все это представляет собой набор трудностей, которые день от дня все больше утомляют впечатлительного подростка, и это может привести к депрессии.

Важно не допускать до этого, поговорить состаршеклассником о депрессии, способах ее предотвращения, лечения, а также предложить в беседе свою помощь в случае соприкосновения с трудностями и проблемами.

Как справляться с проблемами

Некоторые родители сетуют на несамостоятельность и инфантильность своих выросших отпрысков. В это же самое время подросшие чада сетуют на гиперопеку со стороны родителей, которая не дала им подготовиться, как следует к вступлению в самостоятельную жизнь, которая так и кишит непрекращающимися проблемами.

Важно дать подростку ценные советы и научить его не скрываться от своих проблем, а решать их как можно скорее, при необходимости прибегая к помощи близких людей.

Мы в ответе за тех, кого мы приручили

Старшеклассник, как и дети младшего возраста, частично познает сферу взаимоотношении начиная из семьи, домашних питомцев, близких друзей. Важно говорить с подростком об ответственности за жизнь питомцев, об ответственности за людей, которые находятся рядом.

Особенно актуальна данная тема для современных отроков, которые привыкли жить в свое удовольствие, и не задумываются о чувствах окружающих людей.

Эгоизм, эгоцентризм, самолюбование и самовозвышение – это отличительные черты нынешнего поколения юношей и девушек. Это поколение необходимо научить тому, что наивысшая ценность – это человеческая жизнь, и тому, что мы за нее ответственны.

Беседа педагога-психолога с учащимися 6-7 класса

Беседа на тему: «Эмпатия – основа взаимодействия» (для учащихся 6-7 классов) Цель: развитие навыков толерантного общения.
Задачи:
1. Развивать навыки эмпатии.
2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.
Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.Ход классного часа.Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем.
Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:
• как началась игра?
• чего хотелось каждому сначала?
• почему сначала ничего не получалось?
• как удалось досчитать до десяти?
• появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
• чему нас учит эта игра?
2. Чтение китайской притчи о терпении
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.
• Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
• Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
• Приведите примеры, когда вы его проявили.
• Что вы при этом чувствовали?
• Легко ли быть терпимым?
3. Психолог предлагает детям закончить фразы:
• Простить — это…
• Когда мне отказывают в моей просьбе, я…
• Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я…
4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»
Психолог заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Психолог предлагает ребятам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Психолог на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у детей.
 
5. «Копилка обид»
Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Психолог говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.
(Копилки отправляются в мусорную корзину).
6. Составление правил общения.
Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:
Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы:
1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…»; «Ты должен…» — под запретом.
7. Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3 группы).
При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику.
Ситуация 1. Друг отказывается выполнять твою просьбу.
Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.
Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.
Ситуация 4. Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.
Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.
Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему.
8. Упражнение в кругу «Импульс»
Психолог предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
9. Подведение итогов.
Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!
Литература
1. Девина И. Мы с тобой одной крови // Школьный психолог — 2009.-№20
2. Остапенко А. Упрямо штопать изрешечённую ткань добра//Воспитательная работа в школе. — 2009. — №4.
3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова — М: Генезис, 2000.
4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России.
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
6. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
7. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Цели и задачи воспитания школьниковАнонс методического пособия: Феноменология детской тревожности при нарушениях слуховой функции: теорПрограмма психологического сопровождения семьи детей с нарушениями слухаРабота с педагогическим коллективом школы

Беседы с подростками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *