История одного шедевра: «Притча о слепых» Брейгеля-старшего

Сюжет

Шесть слепых цепочкой движутся по наклонной. Поводырь оступился, и вслед за ним летит в яму еще один слепой. Остальных ждет то же, если они не «прозреют».

Сюжет основан на библейской притче (Матф. 15:14): «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Брейгель, использовав первоисточник, постарался воплотить идею о «слепом» обществе, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.

На контрасте показана природа. Ее идиллический вид словно бы подсказывает героям выход из тупика. Однако они слепы и им предстоит пережить падение.


Охотники на снегу (1565)

Контекст

Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, когда художник погружался в пессимистические раздумья о человеческой природе.

В целом же, стиль Брейгеля — это умение собрать мозаику из описания нравов, фиксации происходящего и морали. Пороки — скупость, эгоизм, чревоугодие, прелюбодеяние — воплощаются в образах живых людей, их поступках. При этом грешники, как правило, не выделены либо обозначены слегка в общей массе персонажей. Художник не морализирует, а предлагает зрителю самому подумать и принять решение, что есть грех и как его избежать.


Свадебный танец, 1566

Вдохновение художник черпал в фольклоре и религиозных сюжетах — на его полотнах народные образы соединены с христианской догмой. Таким образом Брейгель показывал единство человека и природы. Героем его картин была не отдельная личность, а коллектив.

Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Нагими у него могли быть только демоны. Люди же закутаны настолько, что подчас не различить их фигур.

Судьба художника

Почти не сохранилось сведений о Питере Брейгеле-старшем. Он не писал статей и трактатов, не оставил ни переписки, ни мемуаров, ни портретов жены, детей и друзей. Исследователям известно только 3 документа, относящихся непосредственно к Брейгелю: справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).

Известно также, что начинал он как график в Антверпене. На его творчество повлияли итальянские мастера, работы которых он увидел во время путешествия на Апеннинский полуостров.


Фламандские пословицы, 1599

Большая часть его картин посвящена жизни крестьян. Причем последние показаны не тупыми обжорами и пьяницами, а обычными людьми, которым свойственны разные чувства, в том числе и благородные порывы. Для публики того времени, привыкшей, что крестьяне были героями сатирических стихотворений, рассказов и масленичных пьес, было непонятно, как можно относиться к картинам Брейгеля серьезно.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.

>Архиепископ
Аверкий (Таушев)

Третья Пасха

Исцеление слепорожденного
(Иоан. 9:1-41)

Об этом великом чуде, совершенном, по-видимому, тут же в храме, сразу после беседы Господа с иудеями о Своем Божественном происхождении и достоинстве, повествует, и при том весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн. Увидев слепого, просившего милостыню, о котором известно было, что он — слепой от рождения, ученики спросили Господа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым?» Евреи верили, что все важнейшие несчастья случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи или грехи их родителей, дедов и прадедов. Это верование основывалось на законе Моисеевом, гласившем, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5), и на учении раввинов, утверждавших, что ребенок может согрешить еще в утробе матери, поскольку с самого зачатия своего он уже имеет ощущения добрые или злые. Отвечая на вопрос учеников, Господь показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: «Не согрешили ни он, ни родители его», хотя, конечно, как люди, они не безгрешны вообще, «но это для того, чтобы на нем явились дела Божии», то есть, чтобы через его исцеление открылось, что Христос есть «Свет мира», что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, пока день», то есть пока Я еще нахожусь видимым для всех образом на земле, «ибо приходит ночь», то есть время Моего отшествия от мира, когда действие в мире Христа Спасителя, как чудотворца, не будет так очевидно для всех, как теперь.

«Доколе Я в мире, Я свет миру» — хотя Христос всегда и был и будет Светом миру, но видимое Его действие на земле продолжается лишь в течение Его земной жизни, которая уже подходит к своему концу. Много чудес совершал Господь одним словом Своим, и иногда прибегал при этом к особенным предварительным действиям. Так и в этот раз «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам». Можно полагать, что все это нужно было для возбуждения веры в исцеляемом: дать ему понять, что сейчас над ним будет совершено чудо. Силоамская купель была устроена на Силоамском источнике, вытекавшем из-под священной горы Сионской, как места особенного присутствия Божия в Иерусалиме и храме, и потому как бы нарочито был дарован, или послан Богом Своему народу, как особенное благодеяние, почему и считался священным источником, имеющим символическое значение.

Евангелист и поясняет, что «Силоам» значит «посланный». Не хотел ли этим Господь Иисус Христос выразить, что Он есть истинный Посланник Божий, осуществление всех Божественных благословений, прообразом и символом которых был для евреев Силоамский источник? Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел. Это чудо произвело сильное впечатление на соседей и знавших его, так что некоторые даже сомневались, тот ли это слепец, которого они постоянно видели просящим милостыню. Но прозревший подтвердил, что это он, и рассказал, как свершилось чудо. Выслушавшие рассказ бывшего слепца повели его к фарисеям, дабы расследовать все это столь необычайное дело и узнать их мнение, как смотреть на это, ибо чудо было совершено в субботу, когда, по толкованию фарисейского закона о субботнем покое, не следовало даже врачевать болящих. Исцеленный рассказал и фарисеям, что знал сам о своем исцелении.

По поводу этого рассказа между фарисеями произошла распря. Одни, и надо полагать, большинство, говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». Другие же справедливо рассуждали: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» Неверующие в Господа фарисеи обращаются тогда к исцеленному с вопросом, что он сам может сказать о своем Исцелителе. Очевидно, они старались найти в его словах что-либо такое, к чему можно было бы придраться, чтобы отрицать действительность чуда или перетолковать его. Но исцеленный сказал решительно: «Это — пророк». Не найдя поддержки в самом слепом, злобные иудеи вызвали родителей его, чтобы их допросить. Боясь отлучения от синагоги, родители дали уклончивый ответ: они подтвердили, что это их сын, родившийся слепым, но почему он теперь видит — отозвались незнанием, предложив спросить об этом его самого, как уже взрослого и могущего отвечать сам за себя.

Вызвав исцеленного вторично, иудеи стараются ему теперь внушить, что они произвели тщательное расследование об этом Человеке и пришли к несомненному убеждению в том, что «Человек тот грешник». «Воздай славу Богу» это значит: признай Его, со своей стороны, грешником, нарушающим заповедь о субботнем покое — это обычная у тогдашних иудеев формула заклинания — говорить под клятвой истину. На это исцеленный дает исполненный правды и глубокой иронии над фарисеями ответ: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Не достигшие во всех этих расследованиях желанной цели фарисеи снова просят его рассказать о своем исцелении, может быть, в надежде найти какую-нибудь новую черту, которая дала бы им возможность осудить Иисуса.

Но исцеленный от этого уже приходит в раздражение: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?» Эта смелая насмешка над ними вызвала с их стороны укоризну столь смелому исповеднику истины: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Этого же не знаем, откуда Он». Руководители еврейского народа должны были разузнать, откуда явился Человек, за Которым постоянно ходят толпы народа, но они лгут, говоря, что не знают его. Эта ложь еще больше возмущает бывшего слепого и придает ему смелости в защите истины. «Это удивительно, что вы не знаете, откуда Он», говорит он фарисеям, а должны были бы знать, откуда Человек, сотворивший такое неслыханное чудо: грешники творить таких чудес не могут — ясно поэтому, что это святой Человек, Посланный Богом.

Пораженные такой неумолимой логикой бесхитростного простого человека, фарисеи были не в силах продолжать спор и, укорив его в том, что он «во грехах весь родился», выгнали его вон.

Узнав об этом, Господь, желавший просветить и душевные его очи, нашел его и, открывшись ему, как его Исцелитель, привел его к вере в Себя, как Сына Божия. Все происшедшее дало повод Господу высказать мысль о том, что Его приход в мир, как необходимое следствие, вызвало резкое разделение между людьми на верующих и неверующих: «На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». «Невидящие» — это смиренные, нищие духом, которые уверовали во Христа; «видящие» это — те, которые считали себя видящими и разумными и поэтому не чувствовали потребности в вере во Христа — мнимые мудрецы, каковыми были фарисеи, отвергшие Христа: Господь называет их «слепыми» потому, что они духовно ослепли, не видя Божественной истины, которую принес Он на землю. На это фарисеи спросили: «Неужели и мы слепы?» Но Господь дал им ответ, которого они не ожидали: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Смысл этих слов таков: если бы вы были теми невидящими, о которых Я говорю, то вы не имели бы греха, ибо ваше неверие было бы простительным грехом неведения и слабости; но так как вы говорите, что видите, считаете себя знатоками и толкователями Божественного Откровения, у вас под рукой закон и пророки, в коих вы можете видеть истину, то ваш грех есть не что иное, как грех упорства и ожесточенного противления Божественной истине, а такой грех непростителен, ибо это грех хулы на Духа Святого (Матф. 12:31-32)

Исцеление слепого: Понять, что вызывает смущение в нашем сердце (+ВИДЕО)

9.1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

9.2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

9.3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

9.4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Ин 4, 34. Ин 12, 35.

9.5 Доколе Я в мире, Я свет миру. Ис 42, 6. Ин 1, 5. Ин 8, 12.

9.6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, Ин 11, 37.

9.7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Неем 3, 15.

9.8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9.9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

9.10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

9.11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

9.12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

9.13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

9.14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

9.15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

9.16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Ин 7, 43.

9.17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Лк 7, 16. Ин 4, 19.

9.18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

9.19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

9.20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

9.21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

9.22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Ин 12, 42.

9.23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

9.24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

9.25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

9.26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

9.27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

9.28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

9.29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Исх 3, 6.

9.30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

9.31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. Притч 15, 29. Ис 1, 15. Мих 3, 4.

9.32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Ис 42, 7.

9.33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

9.34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

9.35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

9.36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

9.37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

9.38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Евангелие от Иоанна, Глава 9; Стихи 1-38

ФОТО: ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ/Эксперт

Исцеление слепорожденного — один из самых ярких эпизодов всей евангельской истории. Наряду с воскрешением праведного Лазаря — это то самое чудо, которое, в том числе, послужило причиной решения иудеев о необходимости убить этого чудотворца и проповедника — Христа.

Повествование начинается с вопроса учеников в отношении человека, который родился слепым: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?». Очевидно, этот вопрос с подвохом, ведь понятно, что не мог ребенок согрешить, еще не будучи рожден. Однако Спаситель выводит вопрос совершенно в иную плоскость. Он говорит: «Ни он не согрешил, ни его родители, но это произошло только, для того чтобы явились дела Божии».

Происходит исцеление. Такого исцеления еще не знала человеческая история, чтобы кто-то, рожденный слепым, вдруг прозрел. Иудеи оказываются в очень непростой ситуации. С одной стороны, явное чудо. С другой стороны, точно такое же явное нарушение субботнего покоя.

Интересно, какой выход находят иудеи из этого, казалось бы, неразрешимого противоречия. Они говорят: «Не от Бога этот человек, поскольку он субботу нарушает». Мы часто слишком много уделяем внимания нашему разуму, мы думаем, что всегда поступаем исключительно грамотно, правильно, обдуманно, разумно.

Случай с иудеями показывает, что гораздо чаще мы оказываемся водимыми состоянием нашего сердца, нежели представлениями нашего разума. Именно это объясняет ту самую потрясающую духовную слепоту иудеев, которые, видя перед собой самого Мессию, совершающего неслыханные чудеса, не верили в Него и искали любые поводы, чтобы поймать Его на слове, чтобы укорить Его, в конечном итоге — убить.

Неспроста Православная Церковь так много говорит о важности очищения сердца от страстей. Сердце — это то самое средоточие нашей жизни, которое определяет многие наши поступки. Самолюбивое, грехолюбивое сердце всегда будет выискивать любые причины, для того чтобы оправдать свое поведение.

И напротив того, сердце жалостливое, милостивое, щедрое, открытое всегда найдет пути, чтобы оправдать другого человека, чтобы найти выход в самой, казалось бы, неразрешимой ситуации.

Помоги же, Господи, нам всякий раз, когда мы оказываемся лицом к лицу с очевидным добром, с очевидной святостью и чувствуем в своем сердце противление этому, остановиться и очень серьезно задуматься. Задумавшись, понять, что вызывает смущение в нашем сердце, и бежать на исповедь, стремиться к покаянию, чтобы вырвать из нашей души все то, что противится Богу.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Библейская притча о слепых

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *