Житие святой Феоктисты

Появилась на свет она в многодетной семье казака недалеко от Новочеркасска. Еще с детства она проявляла особый интерес к христианству. Сразу же после совершеннолетия она сразу начала путешествовать по святыням. Ее муж был морским офицером, который погиб во время Русско-Японской войны. С того времени ее житие кардинально поменялось.

Она взяла на себя подвиг юродства во Христе. По ее словам, грамотой не владела, но те, кто с ней встречались, подмечали ее глубокие познания. В большей части они были основаны на изучении Святых писаний. В 20 – 30 годах ХХ века проживала в келие Алексиево-Акатова монастыря. В 1931 обитель закрыли и ей пришлось искать себе другое место.

За преданность Господу была награждена способностью исцелять по молитве и предсказывать будущее. Она часто кормила народ. До последнего молилась и просила даровать здравие всем, кому необходимо. Даже в наше время это то, о чем просят блаженную Феоктисту Воронежскую чаще всего. Ушла в иной мир 6 марта.

Поминают ее 21 февраля. В 1961 году останки ее были перезахоронены на новом кладбище «на баках». А в сентябре 2009 года решили перенести их в некрополь монастыря Воронежа, где она провела часть своей жизни.

Святой лик

Желательно обращать все свои просьбы святой перед ее иконой. В таком случае Вы будете четко понимать, к кому обращаетесь. Но не стоит думать, что данное изображение поможет решить все Вами неприятности. Помните, в данном случае важна Ваша вера. Обращаться к ней можно как своими словами, так и с помощью специальной молитвы.

«О, Мати Блаженная, Преподобная Феоктиста, Защитница земель Воронежских и неустанная молитвенница за нас грешных.
В годы неверия Ты приняла подвиг молитвенный и как Блаженная сестра Твоя Ксения из града Петра именем другим назвалася для мира умерев. Прими духовное водительство над нами недостойными и в земных нуждах помоги нам преобресть терпение и смирение, противников прощение, преодолеть насмешки непонимания и неприятие человеческое . Соделай нас духовными детьми Своими, не ищущих путей легких и славы земной, но желающих душами своими войти во Обитель Отца Небесного со Христом Господом нашим, где и Ты пребываешь ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И да сойдет Благодать Христа Бога нашего в души наши под сенью крыл Твоих, Ангела Небесного во плоти исповедуем Тебя и просим молитв чистых Твоих. Аминь.»

Помните, что каждое слово должно идти от чистого сердца. Только в таком случае Вы будете услышаны Господом и его угодниками.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о блаженной Феоктисте:

Курская монахиня Мисаила

Есть неподалеку от Курска совершенно особенное, благодатное место. Здесь села носят старинные звонкие и чистые названия: Муравлево, Зорино, Барышниково. << Наше место ценное-драгоценное>>, — говорила прожившая 93 года в этих местах старица Мисаила и предсказывала, что придет время, когда Муравлево прославится. На вопросы родных, когда это произойдет, она только улыбалась… Но все знали, что это обязательно случится, потому что предсказания монахини Мисаилы непременно сбывались. Матрена Гавриловна Зорина (Гранкина), будущая монахиня Мисаила, родилась 19 (6) ноября 1860 года в с. Муравлево-Зорино Курского уезда курской губерни. Родители ее, государственные крестьяне Гаврила Семенович и Пелагея Гавриловна, поженились в 1855 году, а умерли ориентировочно в 1863 году от печного угара, оставив двух малолетних дочерей Феону и Матрену.
Старшей Феоне было четыре года, а Матрене — три Девочек по традиции того времени стали воспитывать всем селом. Старшая сестра вскоре умерла, а младшей Матрене предстояло до 17 лет скитаться по чужим домам, перенося унижения и трудности полунищенского существования. Утешение и девочка нашла в церкви. В 17 лет сельская община выдала Матрену замуж за состоятельного крестьянина Василия Зорина. Василий Зорин собирался жениться на первой в деревне красавице, но перед свадьбой, подняв что-то тяжелое, повредил спину. Выходить замуж за инвалида красавица отказалась, и Василий стал вымещать свое горе на беззащитной сироте Матрене. Она не имела права входить в дом, пока ее не позовут, летом спала в сарае , а зимой на кухне.Молилась Матрена, когда спускалась в погреб. Господь и от туда услышит, говорила Матрена. В 23 года она родила сына Матвея, а еще через три года осталась вдовой — муж Василий умер от чахотки. Чтобы прокормить себя и сына, Матрене приходилось браться за любую работу. Она рассказывала, как после дневных крестьянских трудов с ребенком на руках ночами перевозила людей на пароме. Человеческую поддержку в этот период она находила только у свекрови, которая помогала растить внука, а после смерти сына подарила невестке дом.
Новый этап жизни Матрены Гавриловны связан с осуществлением ее давней мечты стать монахиней. Приблизительно к ее исполнению она смогла только в 45 лет. В 1905 году, испросив благословения правящего архиерея, Матрена Гавриловна со знакомой девушкой собирается идти в Иерусалим. Как рассказывала матушка Мисаила родным, курский губернатор, узнав об их желании дал им 50 рублей золотом на дорогу. добравшись до Иерусалима матрена Гавриловна с усердием готовилась к постригу и монашеской жизни. На Крещении Господне, во время освящения воды в Иордане, к ней подошел незнакомый монах и подал камень с того места, где по приданию, стоял Спаситель, когда принимал Крещение. Еще монах протянул ей шапочку святого. Кто был этот монах и чья шапочка, до сих пор не известно,но камушек и шапочка впоследствии послужили матушке, помогая исцелять самых трудных больных. Подготовку к постригу нарушил необычный сон: женщина увидела, что ее заливает водой и какой-то голос говорит: этот сон повторялся еще дважды. Если в первый раз вода заливало ноги, то во второй раз вода доходила до пояса, а в третий раз до горла.Тогда иерусалимские старцы благословили Матрены Гавриловну вернуться на родину.

Монахиня Мисаила в кругу семьи. (Слево на право) сын Матвей, внучка Людмила, невестка Александра, внучки Тамара и Нина Спустя некоторое время после возвращения домой матушка заболела. Очнулась она в гробу, как будто от яркой вспышки. Псаломщик, читавший псалтырь, в ужасе убежал. А Матрена Гавриловна увидела в святом углу, как будто в облаке, Божию Матерь , которая сказала: Милая моя , много ты пострадала, много ты претерпела, а теперь, где ты будешь там и Я буду, где твоя нога ступит, там и Моя будет… С этого момента и получила Матрена Гавриловна дар прозорливости, дар исцеления больных молитвами и дар совета. Десятки предсказанных ею пастырских и сотни человеческих судеб. Великое множество людей через нее и ее молитвы смогли осознать волю Божию и прикоснуться к Божественной благодати. Люди стекались в Муравлево за помощью и советом не только из окрестных сел. Сюда ехали из Курска, Москвы, Ленинграда, Риги, Евпатории, Одессы. Когда на станции останавливалась утренняя — вагоны просто пустели. Односельчане матушки говорили, что шествие было похоже на Крестный ход, только без икон.
Удивительно, но простая неграмотная крестьянка, сиротка, воспитанная всем селом, смогла стать духовной опорой для тысяч людей и молитвенницей за землю курскую в самые сложные годы. Тысячи людей жили ее радостью, ее Верой, ее любовью к Богу, ее молитвой. И живут до сих пор Монахиня Мисаила отошла ко Господу 16 декабря 1953 года и была похоронена на месте алтаря разрушенного храма в деревне Муравлево. «Как умру, приходите ко мне на могилку, я вам буду помогать,» — говорила она людям. Сегодня, как и прежде, люди приезжают к Матушке Мисаиле и как прежде, находят утешение и помощь и становятся свидетелями новых и новых чудес.
Борисова С. Л.
Доехать до д. Муравлево можно:
автобусом от северной автостанции г. Курска;
электричкой до станции полевая;
автомашиной до с. Беседено, затем от автостанции — до кладбища д. Муравлево.
Могила матушки Мисаилы

История захоронений останков местночтимой святой – блаженной Феоктисты Воронежской

Исследование жизнеописания блаженной Феоктисты Воронежской, история захоронений её останков

III Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

Не стоит город без святого,

селение без праведника.

Народная мудрость

Введение

О людях, несущих подвиг юродства ради Христа, обычно мало что известно из их доподвижнической жизни. Юродство – особый, крайне тяжёлый путь христианского служения. По одному из современных определений, юродивый – это «подвижник, добровольно отвергшийся от человеческого рассудка ради ума Христова, который даруется любящим Бога (1 Кор. 2:16)»; «лишившийся житейских подпорок, не связанный условностями, он обретает свободу обличать мир в его всегдашнем самообмане, срывать с порока покровы респектабельности» .

В наших семьях сложилась многолетняя традиция посещать могилу матушки Феоктисты Михайловны Шульгиной (1855–1940) на Левобережном кладбище . О жизни воронежской старицы известно пока немного. При составлении настоящего жизнеописания основные сведения мы смогли найти в литературных источниках, периодической печати, интернете. Они были дополнены воспоминаниями людей, которые что-либо знали о подвижнице.

Цель работы: составить жизнеописание старицы Феоктисты Михайловны на основе исследованного материала.

Задачи:

1. Собрать и систематизировать материал о жизни Воронежской старицы Феоктисты Михайловны;

2. Уточнить факты из биографии матушки Феоктисты, по которым существуют разноречивые свидетельства;

3. Составить презентацию о нашей исследовательской работе и видеофильм о перенесении останков Воронежской блаженной;

4. Опубликовать результаты наших исследований в периодической печати, рассказать о местночтимой старице учащимся гимназии.

Жизнеописание блаженной Феоктисты Михайловны

Феоктисту Михайловну в Воронеже знали многие, но если верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи, то для прочих она была просто дурочка. О Феоктисте Михайловне было известно, что родилась она в Новочеркасске в семье казака. По некоторым ее высказываниям и оборотам речи наблюдательные люди заключали, что Феоктиста получила хорошее образование, хотя сама она говорила, что неграмотна. Позже стало известно, что матушка жила в дворянской семье. Предполагают, что она была замужем за морским офицером, погибшим во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. После этой трагедии к ней пришло осознание скоротечности земной жизни, и все силы своей души она устремила к горнему миру, взяв на себя подвиг юродства во Христе.

Знавшие ее люди так описывают подвижницу: «У нее была особая внешность. Она была низкого роста, худощавая, уставшая, с особыми чертами лица и добрейшими глазами». Ветхая одежда и старая обувь, в которых она всегда ходила, не могли скрыть аристократические манеры и хорошее воспитание, она обладала замечательным умом и отточенностью выражения мыслей.

Одним из подвигов блаженной было «ходить по дорогам». Матушка Феоктиста посетила многие святые места – от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаеве, хотя монастырь этот находился за границей. В 1920–1930-х годах она подвизалась в Воронеже. Первые семь лет своих странствий юродивая ходила босиком. Когда же стала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился, так как носила она большие ботинки, надетые не на ту ногу и непременно с разрезанными задниками. Они постоянно спадали, растирая ноги. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно Задонск.

Из воспоминаний архимандрита Митрофана Парижского: «В Новочеркасске блаженная была весьма уважаема. Говорили, что она была принята у атамана Войска Донского и имела там немало друзей. Она свободно проходила мимо охраны, всё ей было открыто. Неспроста блаженная всех утешала в Новочеркасске, там были страшные бедствия, почти всех арестовали, сослали или погубили из-за того, что казачество было большой опорой для государства» .

До Новочеркасска матушка в эти годы добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась.

Из воспоминаний монахини Ксении (Новиковой, монастырь Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Франциско): «Ходила она по большей части по мостовой, была с нею какая-то сопровождающая её, возможно, монахиня или послушница из Покровского девичьего монастыря, так как жила она там среди оставшихся, случайно не изгнанных сестёр, в давно разорённом монастыре, превращённом в так называемый «рабочий городок» .

Одну сопровождающую её девушку Анну она называла «красноноска-водовозка» за её красный нос, а Анну Васильевну Анисифорову (1896–1967) – «белая девка». У Анны Васильевны было высшее образование, но из послушания она отказалась от всех благ и терпела все чудачества блаженной. Феоктиста Михайловна её предупреждала: «Со мной не бойся. Будешь ходить со мной, и там вместе будем» (см. записки Анны Васильевны ).

Из воспоминаний Е.В. Чичериной: «Феоктиста Михайловна часто бранилась, а то могла запустить в тебя, что под руку попадётся. Удивительно могла обличать, попадая в самую точку, почти без слов, жестами и мимикой. Но сквозь её суровость просвечивала удивительная ласка» .

Из воспоминаний А.Я. Лихоносовой: «Матушка не всегда юродством покрывала свою глубокую мудрость и прозорливость. Иногда, что нам особенно было дорого, она беседовала с нами, как обыкновенный человек, а мы слушали ее, как ее дети, внуки, ученики. В такие спокойные минуты она была для нас прекраснее всех людей на свете. Но она не позволяла нам любоваться собой. Иногда говорила мне: “У тебя каймаки в глазах, не смотри на меня”. Каймаки – это, должно быть, грехи наши» .

Матушка была великая раба Божия, ее знали и чтили не только епископы и священники, но и многие горожане, люди из самых разных слоев общества. Блаженная не имела места, где могла бы жить постоянно. В последние годы, где бы она ни останавливалась, как приходила без предупреждения, так и уходила, во всякую погоду, иногда вся мокрая и обледенелая. Часто кашляла и болела.

Протоиерей Митрофан Бучнев так отзывался о старице Феоктисте: «Эта раба Божия – в меру Антония Великого, я бы рад был и ночь пребывать у её ног» . Старица Феоктиста Михайловна была в духовной дружбе со священномучеником Петром (Зверевым, †1929), архиепископом Воронежским, который искренне уважал подвижницу за высоту духовной жизни. С 1927 года он находился в заключении в Соловецком лагере, откуда писал письма своей пастве. В них Владыка неизменно просил молитв Феоктисты Михайловны.

Выдержки из писем архиепископа Петра (Зверева) .

«4 марта 1928 года. … Если я стал дорог и близок вам оттого, что много вы страдали за меня, то что сказать мне о том, как вы все мне дороги и близки, когда я и страдал, и страдаю за вас всех… Слава Богу, жив и здоров… Прошу вас всем передать мой привет, поклон и прочее. За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны…».

«25 декабря 1928 года. …Искренне благодарю вас и всех за молитвы, память и поддержку. Мысленно всегда с вами и среди вас… Я за ваши святые молитвы пока жив и здоров, и на новом своем уединенном и пустынном местожительстве. Бодр духом, покоряюсь воле Господней, меня не оставляющей скорбями и испытаниями… Не ослабевайте в молитвах и доброделании, да сподобимся все в свое время милости Господней. Поклон и просьбы о молитвах Феоктисты Михайловны».

Многие ненавидели матушку за обличения и укорение совести, насмехались и били ее. Но она намеренно сносила поругания и молилась за своих обидчиков. Высотой духовной жизни подвижница стяжала необычайный дар прозорливости, которым она служила ближним. Причем ее предсказания сбывались с необыкновенной точностью.

Помощь и предсказания старицы Феоктисты Михайловны, записанные очевидцами

1. Молитвенная помощь в болезнях: избавление от зубной боли, высокой температуры, воспаления лёгких, от мучительных болей умирающего человека.

2. Молитвенная помощь в житейских нуждах: в выплате налога за дом, возвращении заключённого отца, получении места работы, замужестве, предсказание пожара.

3. Предсказание разрушения Воронежа немцами в 1942 году.

4. Предсказание священнического служения.

5. Предсказания арестов.

Сведения о жизни блаженной Феоктисты Воронежской, собранные во время исследовательской работы

Воспоминания А.П. Козловой, келейницы матушки Феоктисты, пересказанные П.В. Новиковым (1924 г.р.) .

Одной из келейниц блаженной Феоктисты была Анна Петровна Козлова (†1980). Нам удалось встретиться с Павлом Васильевичем Новиковым, проживающим в пос. Масловка (близ Воронежа), который дохаживал Анну Петровну в последние годы её жизни. Он передал нам воспоминания Анны Петровны о Феоктисте Михайловне.

Аня Козлова была послушницей в Покровском монастыре в то время, когда там жила Феоктиста Михайловна. Большинство насельниц монастыря то ли не замечали, то ли не придавали особого значения тому, что рядом с ними находится блаженная. Анна Петровна келейницей Феоктисты Михайловны была недолго. Но вспомнить было о чем. Случалось, что матушка ставила Анну на колени и говорила: «Дочка, работай, работай…», подразумевая, видимо, молитвенный труд. Феоктиста Михайловна всегда ждала приезда местного архиерея – архиепископа Воронежского Петра (Зверева), и обязательно напоминала: «Нюра, звони!» А когда Владыка приезжал, кричала: «Бом! Бом! Нюра, Владыка идёт!» И сама звонила в колокольчик.

Однажды блаженная Феоктиста ехала на извозчике по городу. Проезжая по главной улице Воронежа (ныне проспект Революции), она вдруг вывернула свой кафтан подкладкой наружу, а подкладка была красная, встала и начала кричать во всю: «Ура-а!» Потом по этой улице проходили отряды Будённого .

Анна Петровна тоже многим казалась не такой как все. Ходила по улицам в опорках, хотя добрые люди не раз покупали ей обувь. А она – приходит в церковь, и опять в опорках. Ее считали прозорливой, и если она видела, что в состоянии человека что-то неладно, то могла сказать и так: «Машка, пойдём исповедовать». Павел Васильевич рассказал, что взял Анну Петровну в свою семью, когда она совсем ослабела. Они, правда, тогда не думали, что это так не просто – ухаживать за блаженной. «С ней надо особо говорить, ухаживать с постоянной молитвой», – отмечал он.

Уточнение некоторых фактов, изложенных в жизнеописаниях блаженной Феоктисты

1. О месте рождения матушки Феоктисты

Во многих источниках о месте рождения матушки сказано, что она родилась в селе Оськино близ Новочеркасска (ныне Ростовская область). У нас возникли сомнения – так ли это? Два села с таким названием есть в Воронежской области, и, возможно, что она в них бывала, и это отразилось в ее рассказах. Мы решили выяснить: было ли село Оськино в Ростовской области? В краеведческом отделе городской библиотеки Новочеркасска нам ответили, что такого села быть не могло, так как в этих краях существовали только хутора и станицы, сёла начали здесь появляться уже после установления советской власти. Это позволило нам сделать вывод о том, что, скорее всего, Феоктиста Михайловна происходила из самого Новочеркасска, поскольку она часто туда приезжала, и все её там знали. Кроме того, фамилия Шульгины в Новочеркасске – самая распространённая.

2. О пребывании матушки Феоктисты в воронежских монастырях

Во многих опубликованных источниках сказано, что матушка Феоктиста «жила в одной из келий Покровского женского монастыря», а после его закрытия скиталась по разным местам, часто проводила ночи под открытым небом. Некоторые источники указывают на то, что она жила в Алексиево-Акатовом мужском монастыре. Но, изучив все обстоятельства того времени, мы предположили, что в мужском монастыре она могла поселиться после 1925 года, т.е. в период, когда часть монахинь и послушниц Покровского женского монастыря репрессировали по делу архиепископа Петра (Зверева), а некоторых просто выгнали . Саму Феоктисту Михайловну арестовывали несколько раз. Ее приводили на допросы, но быстро отпускали как сумасшедшую.

3. Основания для предположения, что блаженная Феоктиста могла принять тайный постриг

Матушка говорила, будто она неграмотная, а сама называла латинские буквы на серебряных ложках. Она знала все Евангелие, всю церковную службу. Одна старая монахиня утверждала, что матушка помнила такие молитвы и церковные песнопения, которые читаются и поются в особо редких случаях. В Новочеркасске многие звали её Анфисой . Уже после кончины блаженной были найдены документы, из которых следовало, что Анфиса – это ее настоящее имя, которое она получила в крещении. Таким образом, возможно, что она приняла тайный постриг, и Анфиса (что означает «цветущая») стала Феоктистой («Богом созданная»).

Житийные сравнения блаженных Феоктисты Воронежской, Ксении Петербургской и Матроны Московской

То, что мы узнали о жизни Феоктисты Воронежской, очень похоже на известные жизнеописания двух других любимых народом святых – блаженной Ксении Петербуржской и старицы Матроны Московской. Эти необыкновенные женщины в своей жизни нередко подвергались насмешкам, испытывали поругания и побои, но они молились за своих обидчиков.

Блаженные Ксения и Феоктиста были замужем за военными, рано потеряли мужей, у них не было детей. Избрав путь подвига ради Христа, они стали жить, где придётся, часто проводили ночи под открытым небом, ходили в ветхой одежде и старой рваной обуви.

Матушка Феоктиста «кормила людей», а Ксения Блаженная отдавала копейки – «царя на коне» таким же беднякам, какой была сама.

Матушка Феоктиста спала мало, молилась по ночам. А. Лихоносова вспоминала, как она «спустит ножки с кровати и сядет, потом встанет и скажет: “Я послужу”, и ходит по комнате». А святая Ксения Петербуржская в любую погоду уходила молиться из города куда-нибудь в поле, и там всю ночь стояла коленопреклоненно, не поднимаясь до самого восхода. Старица Матрона также часто молилась ночью.

Феоктисту Михайловну и Ксению блаженную любили торговцы и извозчики: их посещения всегда обещали хорошую прибыль.

За блаженной Феоктистой и за святой Матроной ухаживали послушницы – хожалки, их навещали священники и монахи.

Феоктиста Михайловна утверждала, что неграмотна, но много знала и хорошо говорила. Старица Матрона, действительно, была неграмотна, но рассуждала как образованная. Известны её предсказания о Великой Отечественной войне.

Многие ненавидели блаженных матушек за обличения и укорение совести, осыпали их насмешками и даже били. Но подвижницы все сносили с истинным смирением, и высотой своей духовной жизни стяжали необычайный дар прозорливости, которым служили ближним. По молитвам этих святых совершалось много чудес и исцелений.

В последние годы своей жизни матушка стала слабеть. А. Лихоносова вспоминала:»В декабре 1939 года ей стало совсем уже худо. На мой вопрос, зачем она уходит, сказала: “Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут”» . В 1940 году матушка скончалась. До погребения около Феоктисты Михайловны перебывало много народу. Читали Псалтирь и просто сидели около ее тела. Хоронили матушку в субботу 9 марта 1940 года на Придаченском кладбище в Воронеже.

15 июня 1966 года останки блаженной были перенесены на новое кладбище – «На баках». Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (впоследствии принял монашество, в схиме получил имя Нектарий). Этому батюшке блаженная Феоктиста предсказала священство.

Из письма отца Николая Овчинникова: «…Поставили условие эксгумировать только ночью: в 1 час 45 минут были на кладбище… На дне могилы стоял маленький гробик… Приложившись к гробику, я начал руками с широко разведёнными пальцами перекладывать (останки) в гроб… С тёплым чувством и нежностью поставили гроб в автобус… с пением “Святый Боже…” двинулись к новому месту её упокоения. Перед открытой могилой была отслужена мною полная панихида… На новом кладбище наша панихида была первой, и окружающий воздух впервые был сотрясён могучим… заупокойным православным напевом» .

Важной и интересной оказалась для нас встреча с иереем Виктором Праздничным, настоятелем храма Вознесения Господня в Берёзовой Роще . Отец Виктор рассказал, что когда он служил в Спасском храме, к нему приходили родственники протоиерея Николая Овчинникова, которые говорили отцу Виктору о блаженной Феоктисте. Могилку блаженной постоянно посещают верующие люди, почти никогда здесь не бывает пусто. Такое народное почитание подтверждает, что Феоктиста Михайловна – не простой человек. Поэтому, по благословению митрополита Воронежского Сергия, в месте упокоения святой было начато облагораживание надгробья. Это важное дело отец Виктор поручил прихожанам Спасского храма. Один из этих людей – Геннадий Иванович Иванчев , отец нашего одноклассника, а другой – сейчас священник, отец Олег.

1 сентября 2009 года мы всем классом после богослужения в Успенском семинарском храме направились на Левобережное кладбище, чтобы посетить могилу блаженной Феоктисты. Сразу видно, что это место часто посещают люди: горит лампада, стоят свечи, у креста живые цветы, конфеты. Наш учитель истории А. Ю. Симончик рассказал о тяжком подвиге блаженных, юродивых ради Христа. Мы уже знали, что останки матушки Феоктисты будут в скором времени переносить на новое место, и решили обязательно присутствовать при этом событии, участвовать в крестном ходе, панихиде.

В скором времени во всех храмах города было объявлено, что 16 сентября 2009 года состоится перенесение останков блаженной Феоктисты в Алексиево-Акатов монастырь. Директор и духовник нашей гимназии протоиерей Сергий Васин благословил нас участвовать в этом событии. Мы всем классом приехали на кладбище в 10 часов утра, где уже собрались верующие люди, священники, монахини Алексиево-Акатова монастыря. К 12 часам останки переложили в маленький гробик, все приложились к нему, затем его увезли на автобусе. До 16 часов останки блаженной Феоктисты находились во Введенском храме, а затем крестным ходом были перенесены в монастырь.

Сейчас матушка Феоктиста вернулась в Алексиево-Акатову обитель, где при жизни служила Богу. Здесь же пребывают мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (в августе 2009 года его мощи были перенесены из Соловецкого монастыря в Воронеж). Матушка Феоктиста являлась сподвижницей владыки, который глубоко ее почитал. В день торжественного перезахоронения останков местночтимой святой митрополитом Сергием была совершена панихида по блаженной старице, и теперь Феоктиста Михайловна Шульгина покоится рядом с похороненными в монастыре Воронежскими архипастырями. После панихиды Владыка Сергий произнес проповедь и сказал, что блаженная Феоктиста «как голос Божий напоминала людям о Боге».

Почитание блаженной Феоктисты Воронежской как святой

Феоктисту Михайловну хорошо знают и почитают за границей, в США. Выше мы приводили воспоминания монахини Ксении (Новиковой) из монастыря Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Франциско. Жизнь воронежской блаженной стала известна за границей по воспоминаниям эмигрантов, покинувших Россию после революции. В некоторых источниках указано, что Православная Церковь Заграницей почитает старицу Феоктисту как святую. Написана её икона, составлен тропарь. Для уточнения этих сведений мы обратились к председателю Комиссии по канонизации святых Воронежской епархии протоиерею Андрею Изакару, и он нам пояснил, что когда Комиссия проверяла списки канонизированных святых Русской Православной Церкви Заграницей, то имени матушки Феоктисты в них не нашли. Но, вот, любопытный факт – в храме села Годеново Ярославской области наши паломники видели икону блаженной Феоктисты.

Результаты исследований

1. Собраны и систематизированы сведения о жизни блаженной Феоктисты Воронежской.

2. Уточнены факты из биографии Феоктисты Михайловны в Воронеже.

3. Составлена презентация по жизнеописанию святой Феоктисты, которая показана учащимся среднего звена Традиционной гимназии на День пожилых людей.

4. Подготовлен рассказ о встречах блаженной Феоктисты со священномучеником Петром (Зверевым), архиепископом Воронежским, в рамках внутришкольного мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв политических репрессий (для учащихся 8–9 классов гимназии).

5. Итоги проведенной учебно-исследовательской работы представлены на областной конференции «Край Воронежский православный».

6. Сделан видеофильм «История захоронений останков блаженной Феоктисты Михайловны».

7. Готовится для публикации в «Церковных ведомостях» (издание Ростовской епархии) статья «Жизнеописание Воронежской блаженной Феоктисты, история захоронений её останков».

8. Составлен отчёт о поездке в город Новочеркасск, который передан в Комиссию по канонизации святых Воронежской епархии.

Заключение

Матушка Феоктиста со смирением переносила все тяготы, выпавшие на её долю. Она стяжала благодатные дары Святаго Духа, которыми служила ближним. Дар прозорливости и исцелений не всегда является необходимым признаком святости в христианстве, но если это дар Божий, то его нередко сподобляются именно юродивые.

У Феоктисты Михайловны не было детей, не осталось родственников, но её могилку в течение 70 лет сохраняли жители Воронежа, в трудные времена богоборчества они спасали её от разрушений на старом кладбище. Все эти годы не прекращался поток людей к месту упокоения блаженной, не останавливалась молитва. Люди обращались к ней как к святой с просьбой о помощи, и многие эту помощь получали. Мы верим, что Святейший Патриарх Кирилл благословит общецерковное почитание старицы Феоктисты. Она теперь так близко к Господу и молится за нас. Дай Бог, чтобы мы могли петь ей, как святой, и тропари, и кондаки, и всегда просить заступничества у Господа её молитвами .

Список литературы и источников

1. Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. – Воронеж, 1994.

2. Архимандрит Митрофан Парижский. «Блаженная Феоктиста Михайловна» // Русский паломник, 1999. №19.

3. Девятова С. Блаженная Феоктиста. // Сайт «Для тебя» (www.ForU.ru).2007.

4. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Т.2. – М., 2000.

5. Ильинская А. Жены-мироносицы XX века. – М., 2005.

6. Лихоносова А.Я. «Она ушла к себе домой». // Усмань православная, 2001. № 14–19.

7. Монахиня Ксения (Новикова). «Блаженная Феоктиста» // Русский паломник, 1999. №19.

8. Орехов Д. Святые места России. – СПб., 2002.

9. Панова В.И. История Воронежского края. Учебно-методич. пособие. – Воронеж, 2008.

10. Перенесение честных останков блаженной Феоктисты Михайловны (Шульгиной). // www.veramolodih.ru.

11. Православные подвижницы XX столетия. – М., 2008.

12. Протоиерей Анатолий Стаднюк. // Воронежский епархиальный вестник. 1992. №3.

13. Путь исихастов. Православные старцы XX века. Блаженная Феоктиста // www.russian-inok.org. Февраль 2006 г.

14. Святые земли Воронежской и Липецкой. Сайт Воронежско–Борисоглебской епархии. // www.vob.ru. 2008.

15. Чичерина Е.В. У Бога все живы. – М.: Даниловский благовестник, 1996.

Устные источники

1. Интервью с иереем Виктором Праздничным, настоятелем храма Вознесения Господня (Воронеж).

2. Интервью с Г.И. Иванчевым.

3. Интервью с П.В. Новиковым.

4. Рассказ Кирилла Ивченко.

Рецензия

Дорогие друзья!

Вам удалось провести интересное и нужное исследование. Но только не ясно, кто из вас за какую часть исследования отвечал?

У вас представлена хорошая библиография по теме исследования. Но следует разделять литературу и источники. Литература дает теоретическую базу для исследования; к литературе, а не к источникам следует относить статьи и монографии, написанные до вас по теме вашего исследования. В библиографическом списке полагается сначала приводить фамилию автора, даже если он находится в священном сане или монашеском чине. Например: Новикова Ксения, монахиня; Стаднюк Анатолий, протоиерей. Также следует заметить, что когда вы делаете ссылку, необходимо указывать страницы, в вашем случае страница должна указываться в квадратных скобках. Было бы замечательно, если бы вы смогли дополнить введение историографией.

При проведении исследования вы записали рассказы тех, кто сохранил в памяти свидетельства очевидцев подвига блаженной старицы. Это то, что в научной среде называют полевыми материалами автора, сокращенно – ПМА. Когда вы используете их в тексте, следует сопровождать соответствующей ссылкой. В вашем случае, возможно, стоит указать, кто из вас двоих собирал данные полевые материалы, при этом обязательно указывается населенный пункт, где произошла беседа с информатором, год, когда она состоялась, фамилия, имя, отчество информатора и год рождения.

Работа написана хорошим языком. Однако от неудачных выражений и опечаток никто не застрахован. Так, на стр. 1 вы пишете, перечисляя задачи исследования: «Уточнить сведения, которые вносят неточности в жизнеописание блаженной Феоктисты». Мы предлагаем несколько изменить предложение: «Уточнить моменты в жизнеописании блж. Феоктисты, по которым существуют разноречивые свидетельства». В самом начале стр. 2 мы также предлагаем исправить предложение. Вот один из вариантов: «Ветхая одежда и старая обувь, в которых она всегда ходила, не могли скрыть аристократические манеры, знатное происхождение и хорошее воспитание. Она обладала … (далее по тексту)».

Вы даете краткий сравнительный анализ житий блаженных Фектисты Воронежской, Ксении Петербургской и Матроны Московской. Но тут, к сожалению, вкралась неточность. Как известно, блж. Ксения Петербургская была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем Петровым.

На стр. 5 вы приводите в кавычках цитату, внутри которой также стоят кавычки. Обычно в таких случаях, во избежание путаницы внутренние кавычки делают другими. Схематично это выглядит следующим образом: «…»…»…».

Пока блаженная Феоктиста не прославлена в Воронежской епархии как местночтимая святая, лучше ее так и не называть, несмотря на то, что Русская Православная Церковь Заграницей (а не Зарубежная Православная Церковь, как на стр. 7) почитает блаженную как святую.

Мы надеемся, что вы продолжите исследовательскую деятельность. Так, вы можете продолжить исследование о судьбах подвижников благочестия Воронежской земли, попробовать собрать материал о судьбе монахов и монахинь Воронежских монастырей, о жизни простых православных жителей Воронежа в период гонений. Пока еще живы свидетели той эпохи, важно успеть записать их воспоминания.

Желаем новых творческих успехов!

Юренко А. И., к. и. н.

Земные и небесные дары блаженной Феоктисты

Воронеж

С годами начинаешь замечать те тонкие связи, которые существуют в мире и которые дают нам почувствовать, что между здесь и там нет непреодолимой грани, что воистину у Бога все живы.

По рассказам мужа представляю тесную комнатенку старого дома в прибрежной части Воронежа. Его измученную трудной жизнью и тяжкой работой маму, а рядом – его няню, пожилую женщину, прибившуюся к этой семье неведомо как, словно по высшему повелению. Дочь священника и сестра звонаря, незамужняя Анна Андреевна Сафонова горячо полюбила младшего сына приютившей ее женщины, стала ухаживать за ним и духовно окормлять. Глубоко религиозная, она много времени проводила с мальчиком в церкви. По счастью, два действующих в пятидесятые годы воронежских храма, Покровский и Никольский, находились недалеко от их дома.

Несколько раз она рассказывала маме мальчика об одной удивительной старице, которую знавала в 1920-1930-е годы. Тетя Нюра, тогда еще совсем молодая, не имея своего угла, жила, как и некоторые другие бедные девушки, заботами церковных людей. Сейчас трудно сказать, какую роль играла в ее молодой жизни та старица. Но в памяти ее она сохранилась неспроста.

Когда по радио «Радонеж» я услышала сюжет о воронежской блаженной Феоктисте Михайловне, я поняла, что это та самая старица из рассказов тети Нюры. Все, видно, приходит в свое время. Так появилась в моем доме и икона священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и новомученика Соловецкого (+ 1929) – подарок воронежского друга юности. Оказывается, священномученик был хорошо знаком с матушкой Феоктистой, передавал ей приветы в своих письмах из Соловецкого заключения, просил ее молитв.

Маленькая старушка с большими голубыми глазами, в платочке, в расстегнутом – даже в зимнюю стужу – пальто, в башмаках с разрезанными задниками, нарочито надетыми не на ту ногу, – такой осталась она в памяти очевидцев, жителей Воронежа 1920-1930-х годов. Она производила странное впечатление. Посторонним казалось: то ли юродивая, то ли сумасшедшая, сердится на что-то, распекает кого-то. Немудрено, что у некоторых новоявленных атеистов она вызывала агрессию. Те, кто ее знал лучше, кого она сама избирала в свой ближайший круг, вспоминают о ней как об удивительно доброй, даже утонченной по обхождению и оборотам речи женщине, со своей тайной, сокровенной жизнью.

Родилась она под Новочеркасском в 1855 году в семье полковника Михаила Шульгина. Крестили ее как Анфису. Почему Анфиса стала Феоктистой? Есть мнение, что матушка была тайной монахиней и что новое имя она получила при постриге. С юности она отличалась богомольностью, любовью к паломничеству по святым местам. Известно, что была она замужем за офицером, погибшим в Русско-японскую войну. Овдовев, она и приняла на себя подвиг юродства Христа ради – в этом ее родство с Ксенией Петербургской. В начале 1920-х годов она появилась в Воронеже. Нашла приют в Алексиево-Акатовом монастыре. В 1931 году монастырь закрыли, и начались странствия матушки Феоктисты Михайловны по добрым людям.

При этом все, знавшие ее, отмечали, как не любила она обременять собою. Погостит два-три дня, отлежится больная – и уходит, легко одетая, в своих ужасных башмаках. Идет в непогоду в Задонск с одной из своих духовных дочерей. Заходит в неизвестные дома, заранее зная, что там нуждаются в ее утешении. Стяжала она несомненные дары Святого Духа: ее прозорливость, сила молитвы, способность к исцелению болящих были хорошо известны. Многие помнят, как ходила она по домам и угощала булками и детей, и взрослых. Эти булки, которые она покупала на пожертвованные денежки у воронежских булочников, невольно наводят на мысль о евангельском умножении хлебов. Конечно, евангельское чудо неповторимо, но и здесь было чудо любви, чудо дарения – себя. «Кормить людей надо!» – повторяла она.

Вот приходит она к любимому воронежскому батюшке, протоиерею Митрофану Бучневу, кормит его, лежащего в летней тени возле своего домика, виноградом. Батюшка, хоть и слаб совсем, но счастлив видеть Феоктисту Михайловну. Именно он сказал о ней: «Эта раба Божия в меру Антония Великого».

Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан вверил матушке Феоктисте окормляемую им общину девушек. Не к этой ли общине была некогда близка и тетя Нюра?

Постоянный кашель, больные легкие, возможно, и чахотка приближали кончину. Матушка ее предвидела. Ушла накануне смерти из близкого ей дома, боясь навлечь на семью гонения. В ночь на 22 февраля (по старому стилю) 1940 года умерла там, где полагала меньшую тяготу для окружающих. Но никакие религиозные гонения не помешали близким ей людям объединиться, чтобы похоронить матушку с истинно христианской обрядовостью и любовью.

В посмертной судьбе блаженной Феоктисты Михайловны есть свои удивительные, но закономерные повороты. Похоронили ее на отдаленном кладбище на Придаче. Через год с небольшим началась война, которую она, как говорят, предвидела. Столько смертей, горя, новых захоронений! Казалось бы, тут не до могилки некоей старицы-чудачки. Ан нет! Могилка не затерялась. Когда кладбище стали ликвидировать под новостройки, протоиерей Николай Овчинников, которого матушка знавала как врача и которому сказала однажды, что быть ему попом, осуществил перезахоронение ее останков. Было это в 1961 году. На левобережное кладбище со странным названиям «на баках» пришлось перенести останки блаженной Феоктисты.

Снос кладбищ – особая грустная страница истории и Воронежа, и других советских городов. Воронежцы знают, как на месте одного из старейших городских кладбищ разбили парк. В народе его стали называть ЖИМ – парк живых и мертвых. А потом тут же построили цирк. Помню, девочкой я сначала обрадовалась, что поблизости от нас будет новый цирк, а бабушка сказала: «Неподходящее это место для цирка». И объяснила, что к чему.

Нет, не «на баках» лежать блаженной воронежской старице. 16 сентября 2009 года по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия состоялось перенесение честных останков блаженной Феоктисты (Шульгиной) на территорию старого некрополя Свято-Алексеева Акатова женского монастыря. Как мы помним, несколько лет в келье этого, мужского тогда, монастыря ютилась чудная и чудная старушка Феоктиста Михайловна. Потом лишилась любимого пристанища из-за закрытия обители. И вот вернулась она, наша воронежская матушка, в свой земной дом. А в Небесном Отечестве молится она о нас, грешных, окормляет православный люд. Как при жизни не переставала кормить нуждающихся, так и Небесные дары ее не иссякают.

Блаженная феоктиста Воронежская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *