СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, И ТЬМА НЕ ОБЪЯЛА ЕГО. Святитель Георгий (Конисский)

Брестская уния XVII–XIX веков – время, когда Рим пытался подчинить себе Православную Русь. Но, как известно, старания латинян остались тщетны – на Малой и Белой Руси и по сей день сияет спасительный свет Православной веры. Причина тому – твердое стояние в Истине русских архипастырей, священнослужителей и мирян.

Среди исповедников той эпохи особое место занимает святитель Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский. К сожалению, подвиг этого Святого практически неизвестен нашим современникам – стараниями экуменически настроенных «пастырей» они все чаще воспринимают диалог с католической конфессией как нечто само собой разумеющееся, нисколько не противное учению Матери-Церкви. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

«Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» (Мк. 4, 21). Сегодня о борьбе святителя Георгия с врагами Православия необходимо знать каждому – дабы не заразиться вездесущей теплохладностью в вере и равнодушием при виде того, как предаются те истины, за которые наши доблестные предки отдавали свои жизни.

Святитель Георгий, архиепископ Могилевский, Мстиславский и Оршанский (в миру – Григорий Конисский), родился 20 ноября 1717 года в городе Нежин Черниговской губернии. Образование он получил в Киевской академии, по окончании которой остался там же преподавателем, а со временем – стал ректором.

История Западного края Русской земли с конца XVI до половины XIX столетия исполнена великой скорби. Этот край почти не испытал тягот татаро-монгольского ига, но попал под иго польских завоевателей. Страдания, выпавшие на его долю, во много раз превзошли страдания великороссов от монголо-татар. Татары порабощали государственное тело Великой Руси, но не вмешивались в вопросы Церкви, не меняли русский язык и самоуправление. Поляки оказались хуже басурман: они посягнули на самое дорогое для русских – Православную веру и русскую народность. Посягательства эти начались в 1569 году, с первых дней соединения Литвы с Польшей (в то время Малороссия входила в состав великого княжества Литовского).

Казаки Малороссии сразу уразумели суть иезуитских происков и, почти поголовно вооружившись, поднялись на защиту веры своих отцов, положив конец всем козням врагов Православия. Белорусы же – народ миролюбивый – не могли оказать должного сопротивления полякам и иезуитам. Католическое и униатское духовенство прибегало к самым жестоким мерам, чтобы подчинить русское население Литвы и Белоруссии римской курии. Каких только бедствий и мучений ни пришлось испытывать тогда православным!

«Трудно изобразить все жестокости, какие поляки дозволяли себе делать против Православия, – пишет архиепископ Филарет Черниговский, – не оставалось позорного имени, которым не клеймили бы публично православных. Теперь веру их называли не только „холопской“ верой, но верой „арианской“, „собачьей“».

Украина и Белоруссия именовались «странами неверных», туда отправлялись для проповеди толпы латинских лжемиссионеров, которые прельщениями, угрозами, а часто и унижениями воздействовали на верующих. Местные власти всячески содействовали им и принуждали народ обращаться в унию или принимать католичество. Православных священников били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, натравливали на них собак, рубили им пальцы, ломали руки и ноги, а кто и после этого не хотел принимать унии, – тех выгоняли из домов, и никто не смел приютить изгнанников и их семейства. На монастыри днем нападали, грабили и жгли их, монахов терзали, часто убивали. Жители в ужасе бежали на могилы своих отцов и дедов и со слезами взывали к ним: «Блаженны вы, умершие в Православии!»

В житии современника святителя Георгия (Конисского) – преп. Паисия Величковского, родиной которого была Малороссия, – описывается следующее происшествие. Странствуя по Малороссии, Петр (так звали в миру преп. Паисия) и его спутники, остановившись на ночлег у одного диакона, стали расспрашивать, каким путем им следует идти в Молдавию. Услышав этот вопрос, диакон сказал: «Не советую вам, святые отцы, идти туда. Теперь по всем дорогам ездят у нас солдаты для поимки разбойников и, если вы попадете им в руки, они могут вас жестоко обидеть из ненависти к нашей Православной вере. В нашем селе недавно был такой случай. Бывший передо мною дьячок, опасаясь доноса со стороны гонителя Православия, читая за Литургией Символ веры, произносил в восьмом члене так: „И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца истинна исходящаго“, – и этим произношением некоторое время вводил униатов в заблуждение. Однако со временем на него все-таки донесли помещику, что он читает Символ веры не по их обычаю. Узнав об этом, помещик пришел в ярость и, взяв с собою солдат, вошел в церковь незадолго до чтения Символа веры. Когда же тот блаженный дьячок вышел на середину храма и стал читать Символ, помещик подошел к нему вплотную и со вниманием стал вслушиваться в каждое его слово. Дьячок понял, с какой целью помещик подошел к нему, и начал читать особенно громко, медленно и торжественно, и когда дошел до слов: „И в Духа Святаго“, то, сам исполнившись благодати Святаго Духа, еще громче и отчетливее возгласил: „И в Духа Святаго, Господа животворящего, иже от Отца исходящаго“, откинув то слово „истинна“, которое он раньше по малодушию прибавлял. Помещик вскрикнул, как дикий зверь, и тут же, в церкви, кинулся на дьячка – схватил его за волосы, бросил на землю и стал топтать ногами, а затем приказал вытащить его из церкви и безпощадно бить палками. В это время кто-то успел сбегать к матери дьячка и сообщить ей о случившемся. Прибежав к сыну и обливаясь слезами, она уговаривала его не падать духом, но отдать самую жизнь свою за Православную веру: „Не бойся этого маловременного мучения, но претерпи за нее и саму смерть, да сподобишься получить от Христа мученический венец в Царстве Небесном“.

В ответ на слова матери страдалец проговорил: „Не сомневайся во мне, дорогая мать, я не только эти раны, но и в тысячу раз лютейшие готов претерпеть за веру, в которой одной только заключается несомненная надежда спасения“. Слушая речь сына, женщина радовалась духом и благодарила Бога за то, что сподобилась быть матерью мученика за веру. Мучитель же, видя и слыша все происходившее, рассвирепел окончательно и приказал солдатам еще безпощаднее бить дьячка. Под этими ударами страдалец Христов предал свою душу в руки Божии».

Очевидно, случай этот – типичный на Малой и Белой Руси того времени. Однако не у всех верующих хватало мужества – многие отрекались и отпадали от Православия.

К тому моменту, когда святой Георгий (Конисский) начал свое святительское служение, в Белорусской епархии оставалось не более 130 православных приходов – остальные находились под властью католиков и униатов, будучи оскверненными.

Вот как описывает положение дел сам Святитель в письме к архимандриту Дионисию: «Я, к Могилеву подъехавши, прежде всего потому кафедру познал, что кафедральный собор по безобразию его между костелами римскими и школами жидовскими, добре опрятанными и снабденными, бардзо отсвечует в всех иноверных не только очи, но и смех на себя оборочует». Но несмотря на такое запущенное состояние епархии, доблестный пастырь не пал духом – он неустрашимо выступил на защиту своего словесного стада. Святитель Георгий прежде всего обратил внимание на подведомственное ему духовенство – в 1754 году открыл училище для детей духовного звания и испросил у русского правительства пособие на его содержание, а также на благоукрашение Спасской кафедральной церкви. При помощи русского посла в Варшаве ему удалось отстоять некоторые кафедральные имения, захваченные поляками. При архиерейском доме была организована типография, в которой начали издаваться необходимые православным книги просветительского и апологетического характера. Разумеется, такая активная деятельность Святителя в защиту правой веры вызывала ярость у латинских фанатиков. За свою ревность о благе Церкви святитель Георгий часто подвергался оскорблениям, а нередко был в опасности лишиться жизни от рук униатов и католиков.

Так, обозревая в 1759 году свою епархию, Святитель решил посетить г. Оршу. Увидев въезжающего в город Владыку, «миссионер»-доминиканец Овлачинский с доминиканскими служителями и множеством шляхты начали кричать, ругаться и поносить его всевозможными бранными словами. А когда городские цехи вышли с хоругвями для встречи своего архипастыря, то их палками, камнями и грязью разогнали в разные стороны. Желая предостеречь православных от «онех волков», Преосвященный Владыка в Кутеинском монастыре сказал поучение, в котором объяснил, что «таковые миссионеры не суть посланы от Христа». Во время проповеди в храм, не снимая шапок, ворвалась предводимая Овлачинским шайка, которая накануне поносила Святителя, и католики стали саблями и палками выгонять народ на улицу с воплями: «Попе, хлопе, схизматыку!» Владыка спасся от побоев, успев незаметным образом уйти боковыми дверями в соседний монастырь и там скрыться. Узнав, где находится Святитель, латинские «миссионеры» начали штурмовать обитель – бить в стены камнями, бревнами и ломами, желая добраться до православного епископа и убить его. Преосвященный был вынужден тайно выехать из города в прикрытой навозом телеге.

Другое нападение на Святителя произошло в Могилеве. В 1760 году студенты иезуитской коллегии по научению ксендза Зеновича напали на архиерейский дом, и, наверное, убили бы Святого, если бы он не скрылся в потаенном подвале. Затем иезуиты направились в православную семинарию, выбили в здании окна, переломали мебель и произвели экзекуцию над воспитанниками семинарии. Подобные варварские нападки латинян случались неоднократно. О некоторых из них Преосвященный доносил в Синод, но о большинстве умалчивал.

В 1762 году на Российский Престол взошла Екатерина II, заявившая, что выступит на защиту Православия и русской народности. Ободренный словами манифеста, белорусский епископ явился искать защиты пред троном императрицы. В 1762 году в Москве, после коронации, он сказал государыне приветственную речь, в которой ознакомил ее с истинным положением Православия на Белой Руси. Эта речь тронула сердце царицы, и она решила принять живое участие в судьбе Белорусской Церкви.

В 1765 году польский Престол занял избранный Екатериной Станислав Понятовский. Через своего посланника императрица просила его быть справедливым по отношению к белорусам. Святитель Георгий сам отправился в Варшаву и произнес пред королем замечательную речь, где кратко, но впечатляюще описал страдания православных. «Мы, христиане, – говорил он, – угнетены… У нас запирают храмы, где проповедуется Христос, а открыты синагоги иудеев, где Христос постоянно осмеивается. За то, что мнений человеческих не принимаем за Закон Божий и земли не смеем смешивать с небом, называют нас схизматиками, еретиками, отступниками. За то, что страшимся оскорблять свою совесть, нас принуждают к темнице, к побоям, на меч и огонь». Эта речь впоследствии была переведена на многие европейские языки и так поразила короля, что он спросил Преосвященного: «Много ли таких умных людей в России, как Вы?» – и получил смиренный ответ: «Я – самый последний».

Белорусский епископ привез польскому королю и рекомендательную грамоту Екатерины II, в которой она просила Понятовского возобновить «древние привилегии как в пользу Белорусской епископии, так и в пользу всех исповедующих греческий закон духовного и мирского чина людей». Святитель Георгий подал польскому правительству представление, где напомнил, что по договору 1686 года в Польше должно быть четыре православных епархии, а в настоящее время осталась только одна, и та страшно бедствует, и что православные добиваются тех прав, какими некогда пользовались. Но и на сей раз поляки всячески старались замять дело. Поэтому вскоре русские войска заняли Польшу, чтобы силой требовать восстановления попранных прав православных.

Владыка Георгий с новыми силами принялся за хлопоты. В течение нескольких месяцев он бывал то в Слуцке и Брест-Литовске, то снова в Варшаве. Но не только восстановить права верующих старался епископ: он желал прийти на помощь и тем, которые силой были отторгнуты от Православия в унию.

В 1767 году состоялся новый сейм, на котором было постановлено допустить православных ко всем должностям, позволить им строить церкви, церковные дома, школы, больницы, возвратить им отнятые церкви, монастыри и церковные имения. Православные освобождались от зависимости польских ксендзов, им позволялось напутствовать больных, совершать крестные ходы; для разбора столкновений между православными и католиками учреждался смешанный суд, в котором участвовал и белорусский епископ.

Но тем же договором католическая вера объявлялась господствующей, и переход из нее в другие вероисповедания подлежал строгому наказанию. Этот пункт договора опечалил Святого. Он предвидел, что фанатичные поляки станут преследовать униатов, если те захотят возвратиться в Православие. Поэтому Святитель разослал по Западной России приглашения, дабы желающие оставить унию спешили принять Православную веру до утверждения договора сейма. Призыв архипастыря нашел радостный отклик даже в таких местах, где Православие, казалось, было подавлено совершенно, где целые поколения выросли в забвении веры дедов и отцов. За неделю до утверждения договора святитель Георгий извещал русского посла Репнина, что многие приходы со священниками и многочисленные селения оставили унию и возвратились в истинную Церковь. Наконец договор о правах православных утвердили, но то, что было сделано на бумаге, не сразу претворилось в жизнь. Десятки лет поляки продолжали теснить православных – они и не думали выполнять постановлений сейма.

Снова начались тяжкие гонения. Особенно ярым преследованиям подвергались возвратившиеся в Православие из унии и католичества. Нужно было употребить самые энергичные меры, чтобы укротить угнетателей. Осенью 1773 года Екатерина II подписала указ о первом разделе Польши, по которому восточная Белоруссия вошла в состав Российской Империи. Теперь белорусская паства могла вздохнуть свободно. Велика была радость православных, ставших подданными России.

После 17-летней борьбы с «волками»-латинянами для преосвященного Георгия, по его выражению, наступило время «отдохновения как пастыря с овцами». Однако не отдохновение, а новые труды и заботы ожидали его. Живя теперь уже, за редкими исключениями, среди своей паствы, святой Георгий мог вглядеться в ее духовные нужды и употребить все средства к врачеванию наболевших ран. Тяжкое иго католицизма, более двух столетий тяготевшее над землей Белой Руси, успело пустить на ней свои глубокие корни. Святитель прекрасно сознавал это и с удвоенной энергией продолжал свое служение. Таким образом, в непрестанных трудах прошли еще 22 года, и в 1795 году 13 февраля Могилевский архиепископ почил о Господе. Спустя почти 200 лет, в 1993 году, святитель Георгий (Конисский) был прославлен как местночтимый святой Белорусского экзархата.

Кроме исповеднического и архипастырского подвига своей жизни Святой оставил нам в назидание и дивные писания. Он был блестящим проповедником и выдающимся духовным писателем. Приведем два, на наш взгляд, наиболее замечательных его поучения и сквозь призму их мудрости рассмотрим некоторые явления современной эпохи.

«Важны ли добрые дела наши в деле спасения? Я объясню тебе вопрос сей, – пишет Святитель, – подобием. Возьми небольшой кусок меди и понеси его на торжище – там за него ты ничего не купишь; всякий с насмешкою скажет тебе известную пословицу: „Приложи копейку, то купишь калач“. Но ежели тот самый металл будет иметь изображение государя твоего или другой знак его монеты, то купишь за него, что тебе надобно. Так точно и дела наши. Ежели ты не имеешь веры и упования на Христа Спасителя, не сомневайся признать, что они суетны. Но те самые дела совокупи с верою и упованием на Него, тогда они будут важны; и если потребно тебе откупиться от грехов, или купить небесные вечные утехи – купишь ими несомненно».

Нельзя не заметить, сколь созвучно это объяснение святителя Георгия с известным богомудрым ответом святителя Игнатия (Брянчанинова) на вопрос о спасении иноверцев. Также и все Святые Отцы Церкви единогласно утверждают, что главное и непременное условие наследования Жизни Вечной – правая вера, Православие.

Но не таково мнение современных нам либералов-экуменистов, проповедующих ересь Оригена о всеобщем спасении. Подвластные им СМИ постоянно трубят о всевозможных благотворительных акциях еретиков, да и новопоставленный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл собирается отстаивать христианские ценности в секулярном мире совместно с латинянами. Но пойдут ли на пользу самая праведная жизнь, самые благородные поступки хулителям Господа Иисуса Христа? «Ежели ты не имеешь <правой> веры и упования на Христа Спасителя, не сомневайся признать, что они суетны», – дает ответ белорусский Святой.

Неверующему чудесам мы смело можем сказать с блаженным Августином: «Большее из всех чудес чудо есть то, что дванадесять человек, безкнижных, безоружных, нищих, проповедовавших Крест, победили не только владык и сильных земли, но и самих богов языческих, и целый свет Христу покорили». Ты возразишь мне на сие, что сии победители мира сами были умерщвлены и ни один почти из них не кончил жизни без мучений, без креста, меча и огня. Но вот мой краткий ответ: на то и посланы были сии победители своим воеводою: «Се аз посылаю вас яко овцы посреде волков: предадят вы на сонмы, и на соборищах их биют вас». Особое убо чудо миру и печать Истины евангельской есть страдальческая смерть посланников-победителей. Но посмотри, что с сими убиенными последовало? Цари персть их почитают и, отложив порфиру и венец, благоговейно преклоняют колена пред гробами их.

* * *

Нигде не читаем, чтобы язычники страдали так за своих идолов, как мученики христианские за веру Христову. Да и в нынешних богоборных сонмищах атеистов и натуралистов, в главных гнездах их – во Франции и Англии, нашелся ли хотя один такой ревнитель, который бы за безбожие свое или натурализм произвольно на муки дерзнул? У нас в России, за несколько пред сим лет, известный болярин, уличенный в безбожии, одним показанием кнута отрекся того.

Свт. Георгий Конисский

«Чужой грех на мне не лежит. Но если чужой грех содевается моим советом, согласием или неосторожным примером, тогда он не только лежит на мне, но как жернов тяготит душу мою. Горе человеку тому, – говорит Сам Спаситель, – имже соблазн приходит (Мф. 18, 7). Действительно, грех соблазна прежде меня, прежде моей смерти, предшествует на Суд Божий и уже по кончине моей следует туда же за мною. Скажу то же иными словами. Все, соблазненные примером моим и прежде меня позванные на Суд Божий, уже понесли туда грехи мои. Убо уже готовы для меня муки. Но тут еще не все. Я умер и перестал грешить, но все, соблазненные мною, и притом все, от соблазненных мною вновь соблазняемые, оставаясь еще в сей жизни, посылают вслед за мною безчисленные беззакония, от единого примера моего яко от единого блата истекающие. Убо готовы для меня новые, сугубые мучения! Вот как ужасен грех соблазна – ужаснее многоглавой лернейской гидры!», – пишет Святитель.

Как полезно было бы всем нам запечатлеть в памяти это поучение и руководствоваться им при каждом деле и слове. А особенно желательно запомнить его пастырям, которые без страха Божия попирают ныне каноны Церкви, ибо, как известно, тому, кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Там же, 6).

Святитель Георгий в своих писаниях особо обличает латинян. С этой целью им было написано известное историческое исследование «История Русов», отрывки из которого мы публикуем в газете. Святой возводит истоки русских к колену Иафета, сына Ноя, делает краткий обзор истории до XVI века и подробно рассматривает конец XVI, XVII и XVIII столетий, уделяя главное внимание истории Малой Руси.

В книге рассказывается о борьбе малороссов против насильственного окатоличивания. Святитель описывает неслыханные зверства и святотатства латинских фанатиков, которые те применяли для запугивания православных и склонения их к унии с папой римским: «Наконец, ограбив все храмы благочестивые русские, отдали их в аренду жидам, а утварь церковную, как то: потиры, дискосы, ризы, стихари и все другие вещи распродали и пропили тем же жидам, кои из серебра церковного поделали себе посуду и убранство, а ризы и стихари перешили на исподницы жидовкам, а сии тем перед христианами хвастались, показывая нагрудники и исподницы, на коих видны знаки нашитых крестов, ими сорванных. Таким образом, Малороссия была доведена поляками до последнего изнеможения».

В современном российском церковном и светском обществе в связи со стараниями Ющенко возвеличить свой исторический прототип – анафематствованного Церковью изменника Мазепу – широко обсуждается вопрос об украинском сепаратизме. Эта проблема коренится глубоко в истории. Святитель Георгий, описывая заключение союза между Великой и Малой Русью, вскрывает истоки данного явления.

Он пишет следующее: «Наконец, привнесена статья и о шляхетстве польском, оставшемся по единоверству в Малоросии, чтобы им пребывать здесь при своих правах и преимуществах, равных с природной шляхтой и под протекцией войска. Но статья сия была впоследствии громовым ударом для правительства и горчайшею пилюлею для тех, кои ее допустили и в протекцию свою таких зловредных людей приняли. Они „поблагодарили“ и воздали им точно так, как древние племена хананейские и аморейские воздали племенам израильским за то снисхождение, что сии их не истребили, а, сжалившись, выестили при себе.

Шляхетство оное, быв всегда в первейших чинах и должностях по Малороссии и в ее войсках, подводило под правительство ее многие мины происками своими, контактами и открытыми изменами, замышленными в пользу Польши, а народу дало испить самую горькую чашу предательствами и введением их в подозрение, недоверчивость и в самые тиранские за то мучения, правительством верховным по неосмотрительности над ним произведенные, ибо всем замешательствам, нестроениям и побоищам в Малороссии, после Хмельницкого происходившим, они были причиной, и сколько их ни скрыты сети и коварства от народа, но он узнал виновных, нескольких истребил и воспел, наконец, сию утешительную для себя песенку, значащую гораздо больше, чем ее простота:

Да не буде лучьче,
Да не буде краице,
Як у нас на Вкрайни:
Нема панив,
Нема ляхив,
Не буде й измины…

Ненависть польской шляхты не преставала и затем гнать малороссиян, а паче казаков во всякое время, и неудачи со стороны правительства и искушения народного, хотя несколько унизили их, но не совсем истребили. Они мало-помалу вошли вновь во все уряды и командования казацкие и, занимая пред ними и пред чиновниками, из них произшедшими, первенство и преимущество, тщеславясь одной породой своей и эдукацией, забыли и затмили, наконец, то, что они пришельцы в земле чужой и оставлены в протекции тех, коих презирали и ненавидели, и кои могли и должны были изгнать их или истребить во время революции, но удержаны от того одною верою и снисхождением гетмана Хмельницкого, народом отменно любимого.

Плодом поверхности их над природными чиновниками и шляхтой было унижение сих в собственной своей земле и в своих природных правах и преимуществах. Им позавидовав и поревновав, многие из природных малороссиян, а паче из поповичей, вышедших в чиновники посредством инспекторий, пристали к их системе и, приладив кой-как фамилии свои к польским, стали тщеславиться их происхождением. А к сим еще премногие, возникнув из жидовства, принужденного креститься в прежде бывшие над ними всеобщие побоища, и поверстанные в шляхту известным о перекрестах статутовым артикулом, составили, наконец, из смешения сих языков и пород единственный бич для казаков и всех малороссиян. Они, управляя ими во всех урядах и правительствах и набогатившись около них разными происками, а паче пользуясь тех простотой и подчиненностью, отняли у них все права их шляхетские природные, от самой неизвестной древности безпрерывно при них бывшие, и под титулом рыцарства всеми договорами и привилегиями им подтвержденные, присвоив их одним своим породам».

Эти статьи, утвержденные царем Алексеем Михайловичем, около ста лет хранились в Малороссийском Трибунале, потом «по наветам антипатриотов народных, происшедших из смешения полятства и жидовства, стали оне сокровенны в ином хранилище».

Потомки этих антипатриотов – березовские, явлинские, гусинские, чубайсы и прочие «поляки» – впоследствии перебрались в Великую Русь и повторили все, что их предки вытворяли на Малой и Белой Руси.

В заключение скажем еще несколько слов по поводу унии. Ни для кого не секрет, что ныне власть в Русской Православной Церкви захватили приверженцы ереси экуменизма во главе с Патриархом Кириллом, избранным католическим способом тайного голосования на Поместном соборе, проходившем со многими нарушениями канонов. Патриарх Кирилл – ближайший ученик и последователь митрополита Никодима (Ротова), в свое время активно пытавшегося подчинить Русскую Православную Церковь Ватикану, – несомненно, постарается исполнить заветную мечту своего наставника. В СМИ уже сейчас муссируется тема «православно-католического диалога», рассматриваются варианты возможной встречи Гундяева с папой римским, от которого тот уже принял в подарок чашу для Причастия как «залог скорого достижения полного общения».

Однако это не повод унывать, отчаиваться, покидать спасительный церковный корабль и организовывать новую «церковь», ибо Господь сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Из обетования Господня следует, что верные Истине епископы – пастыри, подобные святителю Георгию (Конисскому), – пребудут в Церкви до конца. Поэтому в момент открытой проповеди и господства ереси нужно держаться таковых и мужественно претерпевать все испытания, которые будут посланы Богом к очищению от согрешений и прославлению Его преславного Имени.

Молитвами святителя Георгия (Конисского), святых мучеников и исповедников, во все времена от латинян и униатов пострадавших, и всех святых, несмотря ни на какие трудности, пребудем православными христианами – верными чадами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Господа нашего Иисуса Христа.

Владимир Миронов

Бог есть свет.

«Бог есть свет»(1 Ин. 1, 5)
«Будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. Помолишься Ему, и Он услышит тебя… и над путями твоими будет сиять свет» (Иов. 22, 26-28).
«Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс. 4, 7).
«Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2; Мф. 4, 16).
«Было слово Господне к Иезекиилю… и была на нем там рука Господня. И я видел… великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня» (Иез. 1, 3-5).
«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).
«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1, 9-10).
«Свет пришел в мир; но люди боле,е возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3, 19).
«Говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).
«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12, 46).
«Вы-свет мира» (Мф. 5, 14).
«Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они… прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
«Иисус… преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1, 2).
«Вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей» (Деян. 22, 6-8).
«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9).
«Тьма проходит и истинный свет уже светит» (1 Ин. 2, 8). «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф. 5, 8).
«У Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35; 10).
«Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие… обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6, 15-16). «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22, 5) *.
* См. также: Иов 18, 5; 33, 28; Пс. 26, 1; 96, 11; 118, 105; Притч. 13, 9; Ис. 5, 20; 10, 17; 42, 6-7; 62, 1; Дан. 2, 20, 22; Мих. 7, 9; Авв. 3, 3-4; Лк. 2, 30, 32.
Если хочешь углубиться в размышление о том, что свойственно Божескому естеству, то есть каков Бог, что есть вокруг Бога, что из Бога и что в Боге, послушай, что скажу тебе.
Бог есть Свет, и Свет беспредельный, и что в Боге — есть Свет, будучи единым по единству естества и нераздельно разделяемый по Лицам. Разделяя нераздельное, скажу тебе о каждом из этих Лиц особо. Отец есть Свет, Сын — Свет, и Дух Святой — Свет; трое — единый Свет, простой, несложный, надвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный.
Также и то, что от Бога, свет есть, так как подается нам от Света. Жизнь есть свет; бессмертие — свет; любовь, истина, мир, дверь Царствия Небесного, само это Царствие — всё свет; брачный чертог, рай, сладость райская, земля кротких, венцы жизни, сами ризы святых есть свет. Христос Иисус, Спаситель и Царь всего есть Свет; Хлеб Пречистого Тела Его — свет; Воскресение Его — свет; рука, перст, уста, очи Его — свет; глас Его — свет, поскольку исходит из Света; благодать Всесвятого Духа — свет; Утешитель — свет; жемчуг, горчичное зерно, истинный виноград, закваска, надежда, вера есть свет. Всё это и другое, что слышишь от пророков и апостолов о неизреченном и пресущем Божестве, есть существенное единое безначальное начало, поклоняемое в единости Троичного Света. Так надлежит тебе помышлять. Ибо Един Бог во Отце, Сыне и Духе Святом, Свет неприступный и предвечный, который имеет многие наименования и именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но и действительно производит то в нас, как научили нас научившиеся этому из опыта.
Желая показать тебе и другие светы Божии, наряду с теми, о которых сказано, говорю, что благость Его есть свет, милость — свет, благоутробие — свет, целование Его — свет, красота — свет, жезл и утешение — свет. Хотя и о нас говорится многое подобное, но о нас говорится, как о людях, а о Нем, как о Боге. Не поленюсь тебе пояснить это примерами. Бог именуется Отцом — отцами именуются и люди; Христос именуется Сыном, Божиим — сынами человеческими называемся и мы;
Духом Божиим именуется Святой Дух — духами называются и наши души. Бог есть Жизнь — жизнь имеем и мы; Бог есть Любовь — любовь имеют между собою и многие грешники. Итак, что же? О любви человеческой можешь ли ты сказать, что она есть Бог? Да не будет. И мир, какой имеем мы между собою, когда не бранимся и не ссоримся из-за чего-либо, можешь ли ты назвать миром, превосходящим ум? Никак. Также и то, если не скажешь кому-либо ложного слова, назовешь ли ты это Божией истиной? Конечно, нет. Слова человеческие текучи и пусты. Слово же Божие — живое и действенное. Равным образом и истина Божия превыше ума и слова человеческого. Бог непреложный, присносущный и живой. Наконец, и вода, какую мы имеем, не та Вода Живая, и хлеб, какой обыкновенно вкушаем, не тот Хлеб Жизни. Но, как сказали мы выше, все то есть свет, и Бог есть единый Свет, и кто причащается этого Света, тот вместе с причастием его причащается и всех тех благ, о которых упоминали мы, бывает кротким и смиренным и готовым на всякое добро, потому что и эти добродетели вместе с другими есть свет, и кто обрел свет, тот вместе со светом обрел и эти качества. Тогда Бог подвигает на всякое добро душу, в которой обитает, и бывает для нее всяким добром, и душа та, в которой обитает Бог, не скудеет ни в каком добре, но всегда полна и преизбыточествует всеми этими неизреченными благами Божиими, пребывая и радуясь вместе с чинами Небесных Сил (61, 106-108).
Когда слышишь о свете ведения, не думай, что это есть только ведение без света, потому что это не называется изречением или словом ведения, но светом ведения или светом познания, поскольку этот свет рождает в нас ведение, ибо невозможно кому-либо познать Бога, кроме созерцания света, посылаемого от самого Света, то есть Бога.
Как тот, кто рассказывает другим о какой-либо стране или каком человеке, рассказывает то, что видел и что знает, а те, которые слушают его, не могут по одному слуху познать того человека или ту страну так, как знает их видевший и рассказывающий, так и о Небесном Иерусалиме, о Боге, невидимо в нем обитающем, о пресветлой славе лица Его, о действии и силе Святого Духа, то есть Света, никто ничего не может сказать верного, если прежде не увидит умными очами души своей этот ,Свет и не познает точно осияния и действия его внутри себя самого. Тот же, кто слышит из Божественного Писания о тех, которые видели Бога благодатию Святого Духа и говорят о Боге, тому одному научается, что видит в Писании, и поэтому не может сказать о себе, что познал Бога через одно слышание написанного. Ибо как можно познать Того, Кого не видишь? Если не можем мы через одно видение познать человека, которого видим, то, как возможно познать Бога через слух?
Свет есть Бог, и созерцание Его даруется как свет, поэтому через видение света бывает первое видение, которым познается, что есть Бог.
Как в отношении к человеку, .о котором вначале кто-то слышит, а потом видит его, бывает, что слышавший тогда лишь, когда уже увидит его, познает, что это тот самый человек, о котором он слышал, или даже и этим способом не может он удостовериться в сказанном, потому что, сколько бы ни говорил тебе кто о другом, не можешь ты, увидев его, по одному этому слуху познать и увериться, что это тот самый человек, о котором ты слышал, но колеблешься и спрашиваешь или его самого, или другого, кто его знает, и тогда удостоверяешься, что это тот самый; так точно бывает и в отношении к Богу.
Когда кто увидит Бога, ему явившегося, то видит свет и, видя его, дивится, но не узнает тотчас, Кто есть Тот, Кто явился ему, и не осмеливается вопросить Его; ибо как ему спрашивать Его, когда не осмели- вается очей поднять, чтобы получше рассмотреть, что это такое, но смотрит с великим страхом на стопы Того, Кто явился, зная лишь, что есть кто-то, явившийся ему.
Но если близко от него находится тот, кто прежде говорил ему, что видел Бога, то впервые увидевший свет идет к нему и говорит: «О, отче! я видел то, о чем ты говорил мне». Тот спрашивает его:
«Что ты видел, чадо мое?» — «Видел я, отче, некий сладчайший свет, но что это была за сладость, не могу выразить». Когда говорит он это, сердце его трепещет от радости, и ликует, и пламенеет любовью к Тому, Кто явился ему. Потом опять начинает он говорить со многими теплыми слезами: «Как явился мне, отче, этот свет, тотчас исчезла келлия моя, исчез мир, отбежав, как кажется, от лица Того, Кто явился мне, и я остался один с этим светом и не знаю, отче, в теле ли я был там тогда или вне тела; тогда не понимал я, был ли облечен в это тело и носил ли его. Впрочем, сознавал, что я существую и что есть во мне неизреченная радость, и любовь, и пламенение сердца великое, и слезы рекою текли у меня, как и теперь текут, как видишь». Тот говорит ему в ответ: «Это Тот, о Котором я говорил тебе». И с этими словами он тотчас опять видит Его.
С этого времени более и более очищается он и, очищаясь, приемлет дерзновение и спрашивает Самого Явившегося: «Ты — Бог мой?» Тот отвечает: «Я — Бог, сделавшийся человеком для тебя, чтобы и тебя сделать богом, и вот, как видишь, сделал и буду делать». Если, таким образом, пребудет он в плаче, и слезах, и в смиренном припадании к Богу, то начинает мало-помалу более познавать, что есть Божие, и, достигнув этого, уразумевать волю Божию, святую, угодную и совершенную. Ибо если не узрит кто Бога, то не может и познать Его, а если не познает Его, не может познать и святую волю Его (61, 116-118).
…Воистину и на тебя низойдет сила Всесвятого Духа, как тогда низошла на апостолов, не в чувственном видении огненном, не с шумом великим и дыханием бурным (ибо тогда на апостолах это было для неверных), но она явится в тебе мысленно, как умный свет, со всякою тихостью и обрадованием; это свет есть предвестник Света вечного, озарение и луч вечного блаженства.
И тотчас исчезнет всякий страстный помысел, изгонится всякая душевная страсть и всякая немощь телесная уврачуется. Тогда откроются очи сердца твоего и узрят то, что начертано в Блаженствах. Тогда, как в зеркале, увидит душа твоя и малейшие твои прегрешения и придет в величайшее смирение. Созерцая беспредельную славу Божию, она исполнится неизреченной радости и ликования и, погрузившись в это неизреченное и дивное состояние, изведет источники слез. Так изменяется весь человек и познает Бога, будучи сам прежде познан Богом. Только эта благодать Всесвятого Духа позволяет человеку презирать все земное и небесное, настоящее и будущее, скорбное и радостное и делает его другом Богу, сыном Вышнего, богом по благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 224-225).


Наверное, многие из вас сталкивались со спорными ситуациями о Свете, не
каноничными персонажами или же, некоторыми ошибками в игре/поведении (а может быть и сами по своей неосведомленности их совершали). Такое часто происходит из-за посредственности знаний о Святом Свете как Религии/философии/магии.
Автор статьи, преследует цель просветить игроков о Святом Свете и помочь избежать нудных поисков на просторах интернета, с огромном количеством информации.
Сей топик, основывается на общедоступной информации из википедий, форумов близов и разбавлен, личным размышлениями автора, с учетом изложения информации в более доступном и понятном для новичка виде.
Начнем-с…

Я считаю, что именно с этого стоит начать разъяснения.
Последователи, проповедники Святого Света преследуют цель, сделать мир лучше и счастливее. Первое и самое главное, что вы должны понять и принять, это вашу
взаимосвязь с окружающим вас миром. Пока еще не поняли? Все просто!
Пребывая в хорошем настроении, своей улыбкой вы можете поднять настроение
другому человеку, тем самым сделав хоть и на мгновение, его радостнее, что в
свою очередь может запустить цепную реакцию. Даже своей маленькой улыбкой, вы и сами того не осознавая склоняете чашу весов к счастью мира и окружающих вас людей.
Все великие свершения начинаются с себя. Вместо того чтобы начать творить добро повсеместно, где уместно и не очень, лучше проведите время за осознанием своей игры. Задайтесь вопросом: как можно сделать своего персонажа более счастливым?
Заведите семью, занимайтесь тем, что нравится вам и вашему персонажу, а потом
уже, когда у вас соберется достаточно счастья за плечами и в душе, вы можете
начать делиться им с окружающими вас людьми, с того самого, получая еще больше
хороших эмоций от игры вашего персонажа. (как вам, так и самому персонажу)
Если уж своим добром и игрой вы не поменяете мир в его глобальных реалиях, то
наверняка измените свое окружение и их эмоциональный уклад. Как говорится: “Рим тоже не сразу был великим”
Все, что вам нужно, это последовательность в действиях и баланс
Важное примечание из Википедии:
“Полюса учения Святого Света — это отрицание себя или
отрицание мира. Хотя философия вроде бы позволяет верующему вести богатую, неумеренную жизнь, поиск личных наслаждений отвлекает внимание от вселенной и мешает менять мир к лучшему. С другой стороны, альтруистичный стиль жизни, несомненно, делающий окружающий мир лучше, мешает сосредоточиться на себе, самопознании, самосовершенствовании, а значит, ослабляет связь между личностью и миром и противоречит принципам Света. Святой Свет — золотая середина, уравновешивающая гедонизм, побуждающий всё забрать, и альтруизм, призывающий всё отдать. Полное самоотречение допускается только в одном случае, а именно когда жрец Света испытывает собственную веру. В обычной повседневной жизни
необходимо соблюдать баланс, что понимает любой жрец или паладин.”

Итак, мы плавно подходим к незримому и очень важному – Душе.
Что же такое Душа и с чем ее едят?
В первую очередь, я хотел бы прояснить некоторые моменты – понятие “Душа” перекочевало к нам из настоящего мира, но в реалиях военного ремесла, это нечто иное, как Искра, или же Искра Света. (опять же, по канонам Святого Света)
“Искра Света” – это незримая сущность, которая есть у каждого существа, которое
появилось в мире естественным путем. Она и является нашей связью с миром.
Т.е. Если вы причиняете боль и страдание другому индивиду, у которого есть “Искра” – вы наносите вред миру. (см. выше о взаимосвязи)
Из этого вытекает еще один вопрос: Откуда паладины или жрецы берут силы для магии Света? – Из той самой “Искры”.
По замыслу, каждое существо может так или иначе использовать силы Света, (опять же, правило естественно рожденных существ) но у обычного индивида, она зачастую не развита до нужного уровня взаимодействия/высвобождения.
Сила вашей Светлой Магии – напрямую зависит от вашего счастья и развитости
вашей “Искры”
Оная зависит от уверенности паладина в правоте своих действий,
количества и качества медитаций, а так же общей подготовке ревнителя
догматов Света.
Стоит дополнить, что паладин при использовании заклинаний божественной
магии зачитывает необходимые на то литания, используя при этом такие
вещи как фолианты (если, конечно, он не паверок и знает все молитвы
наизусть), анкхи и восковые печати. Печати невозможно
наложить непосредственно в бою, т.к для этого дела необходима гравировка
на предмете, которую обычно делают заблаговременно до боя.
Далее мы углубимся в простые и фундаментальные понятия и знания о Добродетелях

Уважение:
«Принцип уважения — Всё в этом мире взаимосвязано»
Как я уже говорил, у каждого существа есть взаимосвязь с миром. Проявляя
неуважение к ближнему, или даже врагу, ты причиняешь вред и страдание миру
(косвенно и себе). Позволяя себе грубить другому человеку, ты портишь ему
настроение, как и себе. Следовательно, это так же может запустить реакцию более
плохих и серьезных последствий, таких как кровопролитие. Помни, все начинается
с малого.
«Урок уважения – Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к
тебе»
Упорство:
«Принцип упорства — Мир слишком велик, чтоб изменить его за день»
Если просто, мир слишком велик по отношению к вам, чтобы очень быстро изменить его. Наберитесь терпения и следуйте к своей цели осторожно и неторопливо. Так же, здесь работает правило цепной реакции. Влияя своими благими деяниями и своим Счастьем на других людей, вы побуждаете к добрым свершениям и их, так ваши усилия в отношении перемен мира — приумножаются.
«Урок упорства — Настойчивость порождает силу»
Милосердие или Сострадание:
«Принцип сострадания — Помогая другим, достигаешь большего»
Наверное, самое сложное для понимания качество, многие оступаются и ошибаются своей наивностью и чрезмерным альтруизмом.
Не торопитесь помогать всем и всему. Ваша помощь может быть неуместной и только усугубить ситуацию, мешая развивать другие два качества тем, кому вы решились помочь. Как пример: Вы доблестный и милосердный паладин Игорь. Вы видите перед собой голодного пьяницу, он просит у вас деньги на еду. Не спешите
раскошеливаться и ставить галочку в блокноте добрых дел на сегодня. Вникните в
проблему, подумайте, понаблюдайте, что было бы действительно полезным? – Купите ему удочку и научите ловить рыбу и готовить ее на огне. С этим, ваши деньги действительно будут потрачены на благое дело, и пьяница не потратит их на
похмело, чтобы снова пойти на улицу и просить милостыни. Он уже будет иметь
возможность прокормить себя, как-нибудь.
«Урок сострадания — Помогай ближнему своему, но знай меру в помощи»
— Что из себя представляют паладины? В чем разница между ветками?
1. Воздаяние
Это самый опасный и разрушительный набор талантов. По качествам такие паладины, очень скорые на суд к злу. Сами по себе, они не дожидаются пока зло придет к ним на порог и постучит в дверь, они считают, что лучшая защита — это нападение. Посему таких паладинов зачастую можно встретить в любом уголке Азерота, яро сражающегося за идеалы, мир и порядок.
Происходят из воителей, ветеранов войн и других, матерых личностей.
Они так же, очень хорошо обучены военному ремеслу, в основном, делая упор на эти навыки, чем на созидательные. Их магия Света, это воплощение правосудия и кары, она идеально дополняет их в бою.
— Роль в бою: — Уничтожать, крушить и прочие прелести. У них идеальный баланс выживаемости и нападения, могут играть в героя. (в пределах разумного)
2. Защита
Эти паладины зачастую происходят от защитников и доблестных рыцарей. Они — Эгида Света, защитники всех обездоленных и бесстрашные герои-заступники. Их менталитет и роль — защищать то, что действительно важно — свой народ и мир.
Полагаются на тяжелые доспехи, тактику обороны и тяжелые башенные щиты. Их заклинания хороши для сдерживания и выживаемости в бою.
Хотя они и не достаточно смертоносны в бою, они берут выносливостью и выживаемостью, просто истощая своего врага.
Роль в бою: — Принимать удар на себя и сдерживать натиск врага, в передних рядах, закрывая более слабых союзников.

3. Свет

Эти паладины, происходят из жрецов и священников. Кто бы мог подумать, что пастырь возьмет в руки молот и пойдет на поле боя? Так вот, это именно тот случай.
Обучены военному ремеслу, в основном поверхностно. Они предпочитают созидание, насилию. Место в бою, обычно позади соратников и их поддержка, но если требуется, такой паладин может дать сдачи и вообще, постоять за себя.
По менталитету: Миролюбивые и робкие. Сдержанность их конек, хорошие психологи и друзья.
4. Аурадин
Да-да, тот самый персонаж! Он в большинстве своем, живое знамя. Полный набор лидерских качеств и качеств воодушевителя. Он способен вести за собой людей, хоть в самое пекло.
Может быть как войном, защитником, так и целителем, хотя основной упор идет на Ауры и воодушевление. Заботлив и сострадателен к своим товарищам.

Печать праведника – данная печать накладывается на оружие, броню,
щит или на любой другой предмет, насыщая его божественной магией.
Подобная печать обладает свойствами укреплять броню или повышать
крепость предмета, а оружие наделяет возможностью наносить
сокрушительный урон противникам: нежити, демонам и порождениям тьмы.
Печать прозрения – эта печать наполняет предметы или живых существ
целительной энергией Света, которая характерно пульсирует от
«запечатанного» предмета или существа. Если касаться по поводу существ,
то данная печать восстанавливает как жизненные, так и магические силы в
течении всего времени, пока она находится в активном режиме. Если
затрагивать ситуацию с предметами, то вокруг таких предметов образуется
область освящения, которая не только наносит урон нежити, демонам и
порождениям Тьмы, но и восстанавливает силы живым существами.
Печать справедливости – эта разновидность запечатывающей техники,
что воздействует непосредственно на противника паладина. Она
предназначена для обездвиживания или сдерживания противника —
ограничивает его в движениях и не позволяет ему двигаться. Помимо этого
она наносит урон от светлой магии, прожигая броню и кожу потенциального
врага до тех пор, пока печать не развеют или пока она не прекратит
своего действия.
Печать правды – печать, которая раскрывает иллюзии, а также
позволяет паладину в зоне нанесения печати видеть незримое, к этому
относится: Тайная Магия (Аркана), Жертвенная Магия (Скверна), Магия
Жизни (Природная) и тому подобные виды энергий и ауры существ, что
существуют в мире.
Печать света – печать, что, при наложении на броню или тело
противника, исцеляет те легкие ранения паладина, что он получил или же
получит в бою. Помимо этого цель, на кою будет наложена данная печать, со
временем будет испытывать слабость. Стоит отметить и то, что силу
печати возможно высвободить, тем самым нанеся как физический, так и
ментальный вред недругу.

Особых тонкостей как таковых за игру тем или иным классом нет, но здесь я приведу некоторые факты, они будут вырваны из разных источников, которые я только смог найти на просторах великого гугла.
Паладин — черпает силу из развитой Искры Света, редко прибегая к дополнительному призыву сил свыше. Так же следует понимать, что повсеместное использование заклинаний, истощает. Проще говоря, все имеет свою цену.
Жрец — в основном призывает к благодати Света, их сила основывается в целом на созидании и милосердии.
Устоявшийся паладин имеет преобретенный иммунитет к болезням, они просто не могут поразить слугу Света ( В т.ч. иммунитет к проклятиям и штамму чумы Плети.). Если проще, они не болеют, совсем.
Дренейские паладины называются Воздаятелями, а жрецы, анахоретами.
Первые паладины Эльфов крови, возникли в последствии высасывания(похищения) сил плененного Наару.
Алый Орден — так же использует Свет. Их понятия о религии крайне отличные и радикальные от того, что было описано выше. Судя по этому простому факту, можно заключить — Свет не покидает паладина, покуда тот не идет на осознанное зло. А как мы знаем, зло достаточно расплывчатое понятие.
Вырезка с форума близард:
«Алый орден
Алый орден — это паладины Серебряной Длани, чьи недостатки были доведены до крайности. Между прочим, это яркий пример того, что случается с воздаятелями при недостатке житейской мудрости.
В своей бесконечной борьбе против нежити, они развили до абсурда паранойю по отношению к остальному миру — почти в каждом чужаке они видят зараженного чумой или агента Плети. Они — высокомерные расисты, не признающие „низших рас“, никогда не прощают ошибок и никогда не забывают обид. Они готовы на любое злодеяние, чтобы остановить заклятого врага, действуя по принципу „меньшего зла“ — лучше совершить маленькое злодеяние, если это позволит предотвратить большое.
Еще одна интересная особенность Алого ордена: его паладины — доказательство того, что силой Света можно управлять одной лишь верой в свою праведность, несмотря на то, что самой праведности нету и в помине. Это может натолкнуть на весьма странные мысли.
Вкратце, основные позиции типичного паладина Алого ордена:
— Уничтожать зло везде, где оно может появится;
— Не верить никому, кроме коллег по ордену — они прошли проверку;
— «Доверять можно только людям»;
— Не сомневатся в своей праведности и искоренять сомнения в других;
— Не гнушатся никаких методов при достижении цели.»
Отрекшиеся — могут использовать Свет в качестве жрецов. (в Лордероне тоже были люди как паладины, так и жрецы)
Отрекшиеся — они знают о Свете, используя первые две добродетели, но отвергая и искажая догмат о милосердии в прямо-противоположном направлении.
Паладина — нельзя воскресить в качестве низшей нежити, или отрекшегося.
Ну и конечно же, стоит напомнить, что Свет — воспринимается добром, только на уровне верующих в него (преподносится в учении философии). Когда в игромехе и сюжете, по сути, является одной из граней медали и стороной сил, сражающихся за превосходство в мире.

Бог это свет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *