От гордости к смирению

Отношение Бога к гордости и смирению ярко выражено в послании Иакова:

“…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”
(Послание Иакова 4:6)

Эту мысль дублирует апостол Петр в своем первом послании. Только представьте: мы можем сделать Бога своим противником, если мы горды. Если дьявол — наш противник, у нас есть Бог, который дал нам власть наступать на всю силу врага. Если обстоятельства против нас, Бог за нас. Но что делать, если твой противник — Сам Бог?

Согласно книге Притчей, гордость входит в число семи грехов, мерзких для Бога. Каждый грех Бог ненавидит, но есть что-то особенное в этих семи и в гордости, что вызывает особенную неприязнь Господа.

Что такое гордость

В рассматриваемом контексте гордость — греховная страсть, которая выражается в отвержении Бога и презрении людей. Поэтому ее можно назвать прародительницей всех грехов.

Из-за гордости пал сатана, который изначально был ангелом на службе у Бога. Библия описывает это так:

“От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою…”
(Иезекииль 28:17)

Последствием этого стал бунт против Бога, и именно тогда сатана стал сатаной — противником Бога и человека.

Ответ Господа не заставил себя ждать:

“…за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор”
(Иезекииль 28:17)

Как было сказано выше, Бог противится гордым.

Со времен падения сатаны до наших дней гордость предшествует многим пагубным последствиям в человеческих жизнях. Она порождает эгоизм, ненависть, вражду, ссоры. Гордый человек не способен к послушанию Богу, а значит, не способен быть учеником Христа.

“тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения”
(Первое послание к Тимофею 6:4)

Вместе с тщеславием гордость считают самой опасной греховной страстью, потому что ее повод лежит в духовном мире. К примеру, сребролюбие влечет человека к видимым и временным благам, но гордость — к любованию своим греховным “я”, к отделению от Бога и ближнего. Гордый превозносит себя над остальными людьми за свои кажущиеся достоинства, считая других ниже себя.

Гордость делает человека врагом Бога, потому что Бог есть любовь и смирение, а каждый человек — Его образ. Будучи совершенным, Бог не замкнут Сам в Себе. Вместо этого Он сотворил человека и ищет вечного единения с ним, Он Сам стал человеком, чтобы дать жизнь вечную с Ним каждому верующему.

Что такое смирение

Если гордость отделяет человека от Бога, то смирение, наоборот, приближает нас к Богу.

“Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже”
(Псалтирь 50:19)

Презирать — пренебрегать кем-либо. Другими словами, псалмопевец утверждает, что Бог не обойдет стороной смиренного человека, обратит на него Свой взор. Смирение делает Бога нашим союзником.

“…и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь”
(Вторая книга Паралипоменон 34:27)

Что же особенного в смирении, что оно приводит к таким потрясающим результатам?

Смирение, или смиренномудрие, — это правильное мнение человека о себе как о Божьем создании, о Боге, как о Создателе, и о всем творении. Быть смиренным не значит просто унижать себя, но думать о себе не больше и не меньше того, что говорит о нас Бог. Ложная скромность, когда человек чрезмерно уничижает себя, есть обратная сторона гордости.

Смирение рождается в уме человека и предполагает трезвое видение себя и окружающего мира. Оно приводит к гармонии с самим собой, с обществом и с Богом, и примиряет небо с землей. Поэтому смирение делает возможным действие благодати в нашей жизни.

“…вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим”
(Исаия 66:2)

Смирение неразрывно связано с послушанием Богу. Смиренным адресованы многие обетования Библии.

“За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь”
(Притчи 22:4)
“Смиритесь пред Господом, и вознесет вас”
(Послание Иакова 4:10)

Напротив, гордых Писание предупреждает о негативных последствиях.

“Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость”
(Притчи 11:2)
“ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится”
(Св. Евангелие от Матфея 23:12)

Ввиду этого Священное Писание призывает верующих к смирению.

“Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…”
(Послание к Колоссянам 3:12)

Как развивать в себе это состояние, мы поговорим ниже.

Бог смиряет гордых

Поскольку гордость противна Господу, Он смиряет гордецов. В противостоянии с Богом у человека нет шансов. Однако гордость затмевает разум и делает человека неспособным адекватно оценивать себя и свое положение. Лишь потерпев полное поражение, он может отрезвиться. Поэтому часто божественная терапия против гордости носит болезненный характер.

“…сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь…”
(Книга Левит 26:19)
“Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей…”
(Исаия 13:11)

Христос — образец смирения

Бог не просто призывает нас к смирению, Он Сам являет Собой образец смирения. Наивысшее выражение оно получило в воплощении, жизни, служении и страданиях Христа. Именно у Него Писание увещевает нас научиться смирению.

“возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…”
(Св. Евангелие от Матфея 11:29)

Обратите внимание: без смирения невозможно обрести подлинный душевный покой. Оно возвращает нам утраченный мир Божий.

О Христе сказано так:

“Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной”
(Послание к Филиппийцам 2:6-9)
За такое смирение “…Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…”
(Послание к Филиппийцам 2:6-9).

Бог возвышает смиренных. Царство Божье не похоже на мир. В нем, чтобы стать выше, нужно сначала стать ниже. Тот, кто зациклен на себе и прославляет себя, не получает в итоге одобрения Господа.

Итог

Гордость и смирение — две противоположности. Они приводят человека к разным последствиям. Смиренных видит и слышит Бог, дает им благодать, гордых Он смиряет. Если в итоге мы все равно признаем свое истинное положение перед Ним, не лучше ли смириться добровольно?

“О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим”
(Михей 6:8)

Чем милосердие к врагу отличается от его оправдания

Где граница между милостью, состраданием к врагу, и оправданием его действий? Как за сочувствием и желанием простить не потерять истину?

Немецкий унтер-офицер делает перевязку руки британскому парашютисту. Фото с сайта history-foto.livejournal.com

Российский подросток Николай Десятниченко недавно в Бундестаге сказал о том, что не все немецкие солдаты хотели воевать, а в России его обвинили в нацизме, стали травить в соцсетях, нажаловались в прокуратуру и ФСБ. В обществе быстро поднялась дискуссия с крайними мнениями: врагов прощать нельзя, врагов надо простить и забыть.

У христиан есть прекрасные слова: милость и истина встретятся. (Псалом 84, 11). То есть прощение не может быть основано на незнании правды или ее неполноте. Но может ли человек обладать такой полнотой? Каким может быть христианский алгоритм поиска ответа на вопрос: где милосердие, а где оправдание? как встретиться милости и истине?

Рассуждает протоиерей Николай Артемов, Секретарь Германской епархии РПЦЗ (Мюнхен), Ключарь Кафедрального собора свв. Новомучеников и исповедников Российских.

— Первый и главный алгоритм: Благоговение, «яко суд Божий есть» (Второзаконие 1, 17). Подлинный суд принадлежит Богу, только Богу. Бог — высшая и последняя инстанция, перед Ним каждый даст ответ.

Второй алгоритм: «Суд без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13).

Первый алгоритм не значит, что не существует добра и зла. Второй также не отменяет разбора.

Но и первый и второй говорят о том, как нам разбираться; как при этом хранить сердца свои от ненависти и жажды мести. Суд Божий глубже и выше нашего. Только он всеобъемлющий и истинный.

Протоиерей Николай Артемов. Фото с сайта katehon.ru

Будем осторожны: вот Судья наш — на Кресте. Побоимся распинать Христа вновь и вновь нашей мнимой праведностью.

Николай Десятниченко употребил слово «невинные». Неосторожно употребил. Очень часто современные люди употребляют это слово. Судят ли они? Николай вызвал этим словом возмущение; но надо ли думать, что он обеляет нацизм как таковой? Надо ли озлобленно нападать на молодого человека? Следует ли осуждать его за чувство сострадания к тем, кто против своей воли попал сюда и погиб здесь (а таких было немало). О них речь. Вовсе не о преступниках нацистских.

Двацатый век!

Разве кровоточат раны только от Второй мировой войны? Разве не кровоточат раны еще и от Первой, от революций, от гражданских войн, от безбожных режимов разных мастей? Страшна и сложна она — История!

Германия. Россия. Мир современный. Разобрались ли мы уже все со своими преступниками? Это великая и глубокая работа. В том числе увидеть лица страждущих, обрести сострадание, вразумиться Христом. Цинизм здесь неуместен. И будем помнить со трепетом: «яко суд Божий есть»!

Разве Россия не отпала от Бога? Но и: Разве Россия совершенно отпала от Бога?

Как часто мы слышали в Германии от тех немцев, которые вернулись из плена десятилетия назад, что русские — сами не имевшие хлеба — делили с ними последний кусок. Эти немцы подходили в Германии к русским священникам на улице и говорили: «Система — ужасная. Но люди прекрасные.» Они благодарили в нашем лице русское милосердие. Учили ли безбожные режимы милосердию? В России? В Германии?

Если молодой человек на могилах пленных солдат почувствовал смертоносное дыхание зла и ужаснулся, то у него живое сердце. Оно затрепетало. Он побоялся изречь суд. Не ощутил злобы. От прадеда он был наслышан об ужасах войны. А прославление войны может ослеплять. Чувство собственной праведности и превосходства может порождать ненависть, убивая милость — как это культивировали нацисты!…

Молодой русский человек пусть дальше разбирается. Живым сердцем. Бережно.

Он поймет урок. Если не испугается, не отшатнется, то поймет, что и почему излилось на него. Тогда он сможет стать не одоносторонним, а подлинным и глубокомысленным историком. Пережив испытание, он разглядит реки крови, пролитые во времена отступления от Бога милости и истины — и вместе со сверстниками поможет России разобраться.

Кафедральный собор свв. Новомучеников и исповедников Российских. Мюнхен, Германия. Фото с сайта artrz.ru

Да укрепит Господь Николая в это нелегкое для него время! Да дарует ему крепость духовную и терпение благое!

Да вразумит его Господь к углубленному познанию, где источник зла, ввергающего людей не только во внешние войны, но и во внутреннюю вражду…

И да узрит Николай умудренным сердцем, где Спаситель его и нас всех.

Бог гордым противится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *