БРАНЬ С ПОМЫСЛАМИ

Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться… сразу у вас нет своих сил бороться с помыслами, то будете призывать Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять от нас помыслы. В грех они, как я уже сказал, поставиться не могут. Например, разве вы виноваты, что, когда отворили дверь кельи, вас охватил ветер и засыпало снегом. Никакой в этом вины нет. Но раз вы видите, что вам не под силу идти по такой вьюге, то можно спастись только бегством, именно, захлопнуть дверь. А другой, покрепче, он, подобно Давиду, выходит на единоборство, но не с голыми руками. Заметьте, с чем вышел Давид на Голиафа — с камнем. А что значит камень? Камень же бе Христос (1 Кор. 10, 4) (преп. Варсонофий).

…Иногда уходят из храма из-за помыслов. Это, конечно, неразумно. Враг подымает брань помыслов с целью вывести из храма. Не должно поддаваться врагу. В большинстве случаев у молодых бывают блудные помыслы, а у старых — помыслы гнева, воспоминание старых обид. Враг как бы говорит: «Ты помнишь, такой-то вот тебя оскорблял при всех, а ты смолчал, ни слова ему не сказал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что сказал бы…» Иногда от подобных помыслов иной весь вспыхнет от гнева. Надо бороться… (преп. Варсонофий).

Когда безпокоят помыслы, или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: «Да будет воля Божия!» Это очень успокаивает… (преп. Варсонофий).

Да помыслов долго не держи. Пишешь, что у монахини их быть не должно: да к кому же им и лезть, как не к молодой монашке; у старой им поживы мало, те уж искусились, а молодых демоны и томят и тоскою, и другими страстьми. От этого молоденькие делаются искусными: муж не искушен — неискусен (преп. Анатолий).

Мимолетные мысли, к которым сердце не прилепляется, быстро проходят, как в калейдоскопе. Ум наш никогда не останавливается, всегда занят. Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью, они не от нашего естества. Не может один и тот же ум и славословить Бога, и хулить. На такие мысли не надо обращать внимание, надо выбрасывать их, как сор, как нечто постороннее. Если же какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием старцу (преп. Никон).

Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им (Пс. 117, 10-12). Эти слова относятся к Иисусовой молитве. Вот как надо бороться с помыслами (преп. Никон).

…Нам не надо никогда останавливаться на помыслах. Пусть идут мимо, если они пришли к нам, отражайте их Иисусовой молитвой. Пусть не находят они в сердцах ваших сочувствия себе. Старайтесь очищать свои сердца, для этого-то и необходима… кроме молитвы Иисусовой, памяти Божией, тщательная и откровенная исповедь… (преп. Никон).

…Когда заметишь, что какая-нибудь мысль долбит постоянно и сердце к ней прилепляется, вот тогда это ужасная опасность; скорее надо бороться, чтобы выбросить ее, молитвой Иисусовой прогоняй, а если все же не в силах, исповедуй старцу (преп. Никон).

Враг рода человеческого не дремлет, ему хочется запнуть стопы человека, сбить его с дороги. Он борет человека всевозможными способами и средствами, он возбуждает мысленную брань, то есть борьбу с грехом в мыслях человека, с целью ввергнуть человека в грех и делом. Тяжела эта борьба. Доводит она иногда человека до уныния и разслабления, даже до согласия на грех.

И вот это согласие на грех уже погрешительно перед Богом. И в нем нужно каяться. Но если удержался человек, не впал в грех самым делом, то, значит, не запнулись стопы его, не споткнулся он. Но лишь человек выпустит веления закона Божия из памяти своей и из чувства сердца своего, грех прельщает его, и он падает, запинаются стопы его, он сбивается с дороги, греша уже не мысленно только, но и делом (преп. Никон).

Господь ждет: куда склонится наше сердце — сохранит верность Ему или предаст Его из-за временной сласти греха.

Сказали святые отцы: «отсеки помысел — отсечешь и все». Очень важно помнить, что всяким согласием с грехом, а через грех и с бесами, мы предаем Господа, предаем Его за мерзостную цену греха. Кого и на что мы промениваем?! Личное несогласие на грех и борьба против него молитвою и исповедью — необходимы (преп. Никон).

Тщеславные помыслы необходимо объяснять, тем только и можно их победить (преп. Иларион).

Твои слова «я и сама вижу, что действие вражие, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь оружия: самоукорения и смирения (преп. Лев).

Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитве еще не научилась, и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство? (преп. Амвросий).

Многоразличные внушения вражии считай наравне с хульными помыслами и старайся презирать их, молясь псаломским словом: Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии (мыслящии) ми злая (Пс. 69, 2-3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возношение, то продолжай следующий стих, глаголя: да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс. 69, 4). Также приличное и в приличное время произноси из 39-го псалма, начинающегося так: терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39, 2) и прочее по избранию до конца. Иногда же против гордых помыслов молись, как молился некто из древних отцев, глаголя: «Господи, чужда есмь всякого блага и исполнена есмь всякого зла: помилуй мя единым милосердием Твоим». И повторяй это много раз, если возможно, с земным поклонением. Главное же, старайся удержать веру и упование спасения, что Господь хощет всем спастися и в разум истины прийти. Враг же только силится удалить человека от спасительного пути разными нелепыми внушениями, и устрашениями, и возможными искушениями, чтобы как-нибудь поколебать человека и отвратить от истинного пути, и хотя он иногда, аки лев рыкая, ходит иский кого поглотити, но святой апостол Петр увещевает противиться ему твердою верою и упованием на Господа, что Он не оставит нас и силен упразднить и разрушить все козни вражии, как слышим часто в тропаре мучеников, которые, имуще крепость от Господа, мучителей низложиша и сокрушиша демонов немощныя дерзости (преп. Амвросий).

Когда за работою по послушанию стужают злые помыслы, оставь работу и положи 33 поклона, смиренно призывая милость и помощь Божию (преп. Амвросий).

Спрашиваешь: как лучше, скорбеть ли о помыслах или не обращать на них внимания? И то и другое не твоей меры, т.е. не следует тебе безтолково скорбеть, и не можешь еще презирать помыслов, а следует тебе со смирением обращаться к Богу и молиться. Только во время молитвы должно стараться отвергать всякие помыслы и, не обращая на них внимания, продолжать молитву, если же стужение помыслов очень усилится, то опять должно просить против них Божией помощи (преп. Амвросий).

ПОМЫСЛЫ БЛУДНЫЕ

Ежели ж ты повинишься помыслам, влекущим тебя в мир и приносящим удовольствие от плотских наслаждений, то что безумнее этого? Будь уверена, что ни на малое время не получишь утешения, а томление и мучение совести всегдашнее обрящешь, когда же будешь противиться, то помощию Божиею и убежит от тебя враг (преп. Макарий).

Когда же и случится ниспасть чрез сложение и пленение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смирением и сокрушением сердца, а не предавайся отчаянию, еще горшему самой страсти. Ищи же вины, откуда пришло сие, что тако пострадала? А вины суть: гордость, мнение о себе, уничижение и осуждение других, сластопитание, излишний покой, сообращение с полом противным, и старайся удаляться, сколько можно, всего оного, а паче старайся смиряться, ибо, по слову святого Лествичника: где есть падение, тамо предварила гордость (Степень 23). Не закосневай в откровении, и это приводит к смирению, обличив себя пред другим; помнишь, когда сокрывала, что пострадала? (преп. Макарий).

Но ты хочешь знать и о движении похотном? Ежели оно просто движется, без нашей воли, но от естества, — это не есть побеждение. Но надобно не услаждаться оным, а зазирать себя, просить помощи от Бога и находить в себе вины; ибо и кроме естества попускается брань сия за возношение, за осуждение, за излишний покой и разрешение (на пищу). О всем сем подробно есть у св. Исаака Сирина в 77 Слове (преп. Макарий).

От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться — не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество — это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирской — суть самые первые орудия диавола против монахов. Но когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех (преп. Анатолий).

…Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложении с ними возжигают сласть в теле (преп. Макарий).

От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего — любовь к ближним — к слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам (преп. Анатолий).

Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо смиряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлевающее действие блудных помыслов от услаждения ими — надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержанием от этих помыслов (преп. Никон).

…Страстные волны и чрез помыслы и сонно-мечтаниями обуревают твою душу, и во оных находишь себя виновною нерадением, леностию и прочим. Это справедливо, что вины подаешь, но во всех оных твоих поползновениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. об страстных делах не иметь никаких разговоров, кроме откровения матери, которое весьма бы было для тебя полезно, но я вижу, ты по оным пред нею закосневаешь от стыда, и сие есть вид гордости (преп. Лев).

…Упоминаете, что иногда блудною мыслию побеждаетеся и сребролюбием, не иметь таковых совершенно мыслей свойственно только естеству ангельскому, а не человеческому. Нам же, ежели что и когда прилучится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием, себя же укорением ко Врачу Небесному; человеколюбивый Господь мало того что прощает наши безчисленные грехопадения, но еще и в сыновление приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришедший на землю, стал призывать сперва грешников, дабы никто из нас своего спасения не отчаивался (преп. Лев).

Смиряйся пред младшими тебя, живи воздержанно, не наедайся до сытости, ибо от сего умножаются помыслы. Если будешь себя очень смело и вольно держать, то не миновать тебе лютой плотской борьбы (преп. Иосиф).

В страстных и греховных помыслах не должно разбираться, но употреблять против них меч духовный. Это тебе и В. говорю, а размышлять о страстных помыслах и разбирать их — только усиливать их. От пристрастия да хранит всех Господь. Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, так же и выслушивать исповедь надо с молитвою, то и вреда не будет. А лишних разговоров или подробных разъяснений не надо делать (преп. Иосиф).

Значит, тебя обманывает лукавый и льстит. При напоре блудных помыслов клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются (преп. Анатолий).

Против нечистых помыслов меч духовный употребляй — имя Божие. Покаяние надо приносить Господу; не должно и от духовного отца скрывать. Объявляемые струпы скоро исцелеют (преп. Иосиф).

Особая молитва на брань блуда и студных помыслов

  • О Православной вере
  • Основы жизни православного христианина
  • О душе и Ангельском мире
  • О душе
  • О совести
  • О духовном мире
  • Ангельский мир и Святые
  • Все о духовной жизни Православного христианина
  • Основы духовной жизни
  • Нравственность и нравственный закон
  • Христианская справедливость
  • Христианская любовь
  • Воспитание воли
  • Воспитание ума
  • Богопочитание, богопознание
  • Покаяние
  • Жизнь в церкви
  • Молитва
  • О Постах
  • Когда приближается Божественная Благодать
  • Основание Духовной Жизни Паисий Святогорец
  • Подвиг
  • Духовная брань
  • Борьба с искушениями
  • Скорбь
  • Помыслы и борьба с ними
  • Духовные законы
  • Первостепенное внимание в духовной жизни
  • Поклоны и дерзновение на молитве
  • Про чтение Святых отцов
  • Тезисно о начальном пути к духовному росту
  • Все о заповедях и грехах
  • О заповедях
  • Богооткровенный закон. Заповеди
  • О грехах
  • Святые Отцы о грехах и последствиях
  • История человеческого падения
  • Все о страстях и добродетелях
  • О страстях
  • 8 основных страстей
  • О добродетелях
  • Таинства церкви
  • Таинство Крещения
  • Ход таинства
  • В нашем храме
  • Подготовка
  • Взрослых
  • Детей
  • Беседа о крещении
  • Совет Старцев
  • Фотосъемка
  • Расходы на крещение
  • Таинство Венчания (Брака)
  • В нашем храме
  • Ход таинства
  • Подготовка
  • Беседа о венчании
  • Совет Старцев
  • Фотосъемка таинства
  • Расходы на венчание
  • Таинство Миропомазания
  • В нашем храме
  • Ход
  • Подготовка
  • Беседа о миропомазании
  • Таинство Исповеди (Покаяния)
  • В нашем храме
  • Ход
  • Подготовка
  • Вопрос по теме
  • Беседа о покаянии
  • Совет старцев
  • Помощь кающемуся
  • Таинство Евхаристии (Причащения)
  • В нашем храме
  • Ход
  • Подготовка
  • Взрослым
  • Детям
  • Беседа о причастии
  • Таинство Соборования (Елеосвящения)
  • В нашем храме
  • Ход
  • Подготовка
  • Беседа о соборовании
  • Таинство Священства (Рукоположения)
  • Подготовка
  • Ход
  • Вопросы-ответы
  • Молитва священника по требованию дома или в храме
  • Выездная молитва священнослужителя по требованию
  • Молитва по требованию священнослужителя над (с) людьми в Храме
  • Заказные записки в Храме
  • О Здравии
  • Воцерковляемся
  • Прихожанам
  • Духовное возрождение
  • Интересные случаи из жизни
  • Понимание Богослужений
  • О смерти, усопших, погребении и поминовении
  • Особенности приходской жизни
  • Житейские советы Старцев
  • О Старцах
  • О Святителе Игнатии Брянчанинове
  • О Преподобном Паисии Святогорце
  • Ученики старца писали…
  • О Оптинских Старцах
  • Личность
  • Общество
  • Семейным
  • Детское счастье
  • Юношам
  • Работа
  • Изречения Старцев на многие случаи
  • Молитвослов для начинающих
  • Молебные пения «Поем вместе» на водосвятном молебне
  • Молебные пения «Поем вместе» на панихиде
  • Рекомендованная литература, источники
  • Книги Святых Отцов
  • Святитель Игнатий Брянчанинов
  • Преподобные Оптинские Старцы
  • Святый Преподобный Паисий Святогорец
  • Материалы, книги, интервью современных священников
  • Митрополит Сергий Самарский и Сызранский
  • Архимандрит Георгий Шестун г.о. Самара
  • Игумен Ефрем (Игумен N)
  • Иерей Максим Каскун Московская область
  • Рекомендованная литература к самостоятельному изучению
  • Борьба с помыслами

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *