История

XVII век

Скорее всего, временем начала и окончания строительства первого деревянного храма Рождества святого Иоанна Предтечи можно считать 1685 год. Этому предположению не противоречит и то обстоятельство, что храмовая икона «Рождество святого Иоанна Предтечи» датирована в надписи на ней 1686 годом. В то время год начинался 1 сентября, таким образом, икона могла быть закончена и поставлена в иконостас к освящению храма осенью 1685 года.

В переписной книге церковь не описана. Как она выглядела — неизвестно, но её местоположение на церковной земле представимо. Выход из церкви, естественно обращённый на запад, открывался на улицу, ведущую к Ваганькову, — не к современному кладбищу, а к тому месту, на котором находится Никольская церковь. Справа от храма через переулок располагался обширный двор настоятеля священника Варфоломея (Кузмина). Слева по выходу из церкви располагались узко нарезанные дворы предтеченского причта, упомянутые в описях. Таким образом, зафиксировано расположение земельных участков, показанное впоследствии на картах и сохранившееся до наших дней. Оно сложилось с конца XVII века при отводе церковной земли под храм, кладбище и дворы причта. Сама церковь при этом выходила непосредственно к переулку и располагалась примерно на месте современной колокольни и притвора. Когда позднее вместо неё стали строить каменный храм, его заложили, отступя к востоку, на его теперешнем месте, и после освящения деревянный храм был разобран. Новый храм оказался в глубине церковной земли, что, видимо, всегда сознавалось как неудобство.

XVIII век

После сооружения деревянного храма слобода на Пресне продолжала строиться и расти. Согласно Переписной книге 1696 года, в ней насчитывалось уже 330 дворов, часть которых относилась к Никольскому приходу. Первые сведения о Предтеченском приходе даются в 1693 году. В то время в нём было 196 дворов, к 1702 году их число выросло до 240. Приход увеличивался, и поскольку более половины людей в нём были весьма состоятельными, то по прошествии тридцати лет со времени постройки деревянного храма зашла речь о сооружении каменного.

В прошении 1714 года было написано: «В прошлых годех построена у нас приходская церковь деревянная во имя Рождества Иоанна Предтечи, что за рекою Преснею, которая от давних лет весьма обветшала». Вместо неё просили дать указ построить каменную церковь. Очевидно, строительство началось, но вскоре было прервано, так как вышел указ, запрещающий каменное строительство по всей империи ради скорейшего возведения Санкт-Петербурга. В 1728 году запрет был отменен, строительство храма возобновилось.

7 декабря 1731 года священник Пётр (Михайлов) с приходскими людьми просили в Синодальном Казённом приказе об освящении новопостроенного придела во имя Иоанна Воина. Предположительно под Рождество Христово в 1734 году протопоп (благочинный) Никифор (Иванов) освятил каменный храм.

Первая половина XIX века

В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Его внешний вид с несимметрично расположенным левым приделом и устаревшей архитектурой тогда явно отставал от времени, и духовенство и прихожане решились на серьёзный проект: построить новую каменную трехъярусную колокольню высотой более 25 метров с крестом, вынеся её из глубины участка на красную линию улицы, и после этого соединить оба строения в единое целое.

Колокольня в классицистском стиле строилась с 1806 по 1810 год под руководством церковного старосты купца Фёдора Резанова. Её нижний ярус, прямоугольный, с рустованными углами, представлял собою не только основание для верхних ярусов, но и торжественно устроенный вход в храм с использованием палладианского мотива сдвоенной арки, вписанной в рустованные пилоны. В настоящее время этот мотив сохранился только в передней, западной части колокольни. С юга и севера колокольню позднее застроили, что лишило её большей выразительности. В то время во всей пресненской округе не было ни одной подобной колокольни. Исключение составляла лишь огромная четырёхъярусная колокольня церкви Покрова Богородицы в Кудрине.

Создателем проекта трапезной храма был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Фёдор Михайлович Шестаков. Точных сведений о том, когда завершилось строительство трапезной не сохранилось, однако, согласно смете, строительные работы должны были быть произведены в течение лета 1828 года. Среди поручителей о строении трапезной в 1828 году первым от прихожан подписался статский советник Николай Васильевич Ушаков.

В январе 1843 года был освящен южный придел Софии Премудрости Божией, усстроенный на средства доктора медицины Матвея Яковлевича Мудрова.

Вторая половина XIX — начало XX века

Церковь в 1882 году. Вид с юга. Фотография Николая Найдёнова

В мае 1889 года отец Феодор Ремов и староста Митюшин обратились в городскую управу за разрешением сломать на церковной земле все существующие строения и построить заново каменный двухэтажный дом и одноэтажный каменный сарай. Речь шла о возведении взамен деревянных домов, принадлежавших диакону, дьячку и пономарю нового каменного дома причта. Вскоре по завершении строительства дома причта летом 1892 года на пустом церковном месте началось строительство ещё одного жилого строения, а 10 октября 1893 года состоялось освящение и открытие церковно-приходской школы на верхнем этаже и богадельни на нижнем.

К концу XIX века возникла необходимость увеличения трапезной части церкви. Это было связано с прибавлением числа живущих в приходе людей и увеличением церковного имущества — старых помещений для его хранения уже не хватало. Вскоре после освящения богадельни и школы священники и староста церкви приступили к новому строительству и в январе 1894 года обратились за благословением к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию, в котором значилось: «Прихожанин церкви Рождества Святаго Иоанна Предтечи, за Преснею, Рогожской слободы ямщик Александр Павлов Напалков изъявил желание на собственные средства сделать каменную пристройку к означенной церкви, с северной и южной сторон паперти и колокольни, для увеличения трапезы и устройства особых помещений ризницы и кладовой. Староста же церкви, московский купец Георгий Стефанов Митюшин, заявил готовность пожертвовать средства для штукатурки и окончательной отделки всей пристройки. Находя таковое расширение церкви весьма желательным, а устроение ризницы и кладовой необходимым, просим разрешить произвести означенную пристройку…».

20 марта последовала положительная резолюция митрополита, и 22 мая 1894 года была заложена трапезная при приделах храма по проекту архитектора Павла Кудрина. Возможно, следующим летом, когда устоялась кладка, пристройку оштукатурили и покрасили в цвет всего храма.

На этом завершилось начатое в 1714 году строительство каменного храма. В натуре и на плане 1913 года хорошо видно, что храм поставлен косо по отношению к Малому Предтеченскому переулку, на который он выходит. Храм смотрит в сторону Нововаганькова, которое было для него главным ориентиром в конце XVII — начале XVIII века. Затем в топографии местности возобладали параллельно расположенные Пресненские улицы, система градостроительных координат сместилась к северу, и храм в неё не вместился. Пристройки боковых объёмов в 1894 году пытались сгладить этот перекос за счёт удлинения западного фасада храма и придания ему плоскостно-монументального характера. Вблизи неправильность расположения храма практически незаметна, но издали, со стороны Большого Предтеченского переулка, видно, что храм расположен к нему под углом.

Советский период (1917—1990)

В марте 1922 года власти приступили к изъятию церковных ценностей из Кремля и московских монастырей. 31 марта произошло изъятие и из Предтеченского храма. Сохранилось несколько «совершенно секретных» отчётов председателя Губкомиссии Ф. Медведя, заместителя чекиста Уншлихта, из которых следует, что 31 марта и 1 апреля изъятию из них ценностей подлежало 12 храмов Краснопресненского района. Всего из храма было изъято 8 пудов 30 фунтов 30 золотников серебра, 4 золотника золота, 24 бриллианта, 1 рубин и мелкий жемчуг. В 1922 году настоятелем храма оставался о. Алексий Флерин (прослужил на приходе до 1937 года). Храм, во многом, видимо благодаря своему настоятелю избежал сетей обновленческого раскола, и на всём протяжении 20-30-х годов, когда повсеместно закрывались и рушились святыни, изгонялось и преследовалось духовенство, не прерывал богослужений. Они не прекратились ни разу за все годы советской власти.

В 1930 году церковь была лишена звона. Сбрасывая колокола, борцы с религией повредили ступени крыльца. В это время были осквернены захоронения старого кладбища.

В послевоенные годы с оживлением церковной жизни появилась возможность заняться ремонтом храма. Значительный цикл работ в храме приходится на 1960-е годы. Была восстановлена живопись, позолота Царских врат, обновлены паникадила. Латунные решетки на главной и придельных солеях заменены мраморной балюстрадой. Боковые стены прохода и столпов трапезной облицованы белым мрамором. В нижние части окон трапезной вставлены плохо сохранившиеся цветные расписные стекла. Были заложены придельные части западной стены трапезной, до тех пор открывавшиеся через деревянную балюстраду в храм. В северо-западной нижней комнате устроили крестильню, что по тем временам было редкостью. В 1960—1961 гг. провели центральное отопление. Дубовый тамбур из притвора в трапезную разобрали. Бойлерная разместилась в западном подвале, где стоял калорифер; в восточном подвале устроили склад. Тогда же был выстроен отдельный домик для кухни, столовой и туалета. Прорублены боковые двери из трапезной на церковный двор и сделана капитальная каменная ограда двора. Сам храм был покрыт железом. В таком виде храм и двор предстают перед нами и в настоящее время.

В послевоенные годы храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых в церковной Москве.

Современный период

Центральный вход храма

С окончанием советского периода открылись реальные возможности для разносторонней деятельности прихода. В 1990-е годы под руководством настоятеля о. Николая (Ситникова) были выполнены значительные ремонтные работы: крыша храма покрыта листовой медью с заменой и переборкой стропил и подрешетника. Позолочен крест с колокольни. Возобновлён колокольный звон. Колокола из северного притвора, где ютилась звонница, вынесены наверх; к набору малых был добавлен большой новый колокол. При входе в храм в боковых нишах установлены иконы Св. Иоанна Крестителя и Св. Николая, восстановлены иконы на жести над окнами трапезной с юга и севера и на южных въездных воротах. Двор вымощен брусчаткой. Внутри храма была произведена промывка всех стен и сводов. К старым образам прибавились иконы новопрославленных в недавнее время святых.

Постановлением правительства Москвы приходу возвращена часть бывшей церковной земли в 13 соток, которую приходу ещё предстоит освоить.

За последние годы в помещении крестильни выстроена мраморная купель в форме креста для крещения взрослых с полным погружением.

При храме вот уже более 15 лет действует воскресная школа. С 1995 года приход духовно окормляет пациентов городской клинической больницы № 19.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Православная церковь
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Вид на храм с севера
59°58′51″ с. ш. 30°18′01″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 83
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Орденская принадлежность Орден Святого Иоанна Иерусалимского (1798—1817)
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль Псевдоготика
Автор проекта Ю. М. Фельтен
Первое упоминание 1776 год
Строительство 1776 — 1778 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510367160036 (ЕГРОКН). Объект № 7810384000 (БД Викигида)
Состояние Отличное
Сайт predtecha.spb.ru
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове на Викискладе

Це́рковь Рождества́ Иоа́нна Предте́чи (Иоанновская) (1778 год, архитектор Ю. М. Фельтен) — действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, находящаяся при Каменноостровском дворце, построена в стиле псевдоготики. Являлась капитульным храмом ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Вадим Буренин.

Церковь построена в 1776—1778 годах при инвалидном доме моряков Балтийского флота, архитектор — Ю. М. Фельтен. Затем церковь была передана Мальтийскому ордену, когда император Павел I стал его главой. В 1799 году при церкви было устроено кладбище мальтийских кавалеров, кавалеры принимали присягу в церкви. После вступления Александра I на императорский престол кладбище было закрыто, захоронения перенесены на Смоленское православное кладбище. После постройки Каменноостровского дворца церковь была передана ему.

В 1834—1836 годах А. С. Пушкин снимал дачу на Каменном острове. В Иоанновской церкви были крещены трое из его детей. 20 июля, в возрасте одного года, крестили Сашу. 22 мая 1835 года — младшего сына Гришу. Восприемниками мальчика были друг Пушкина Василий Андреевич Жуковский и Екатерина Ивановна Загряжская. 27 июня 1836 года состоялось таинство крещения младшей дочери Таши (так звали девочку в семье). Крестными её были Екатерина Ивановна Загряжская и друг поэта композитор Михаил Юрьевич Виельгорский.

В советское время церковь была разграблена и закрыта 13 декабря 1931 года. Имущество церкви было изъято и исчезло, а во время одного из пожаров была уничтожена стенная роспись и немногое оставшееся убранство. Благодаря усилиям сотрудника Инспекции по охране памятников, архитектора Ю. Ф. Стравинского, который провёл большую историко-архивную работу, написал историческую справку и сделал несколько сообщений перед архитектурной общественностью, здание церкви было взято в 1935 году под государственную охрану и не было уничтожено. В 1938 году здесь разместилась мастерская скульптора И. В. Крестовского, а в 1948 году в здании был оборудован спортзал военного санатория, разместившегося в Каменноостровском дворце.

Здание церкви было возвращено приходу в 1989 году, 14 ноября 1990 в церкви возобновились богослужения.

Архитектура

Иконостас церкви

Иоанновская церковь является ярким примером псевдоготического стиля и издалека по виду напоминает католический костёл. Она представляет собой неоштукатуренное здание из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета. Над входом возвышается колокольня, состоящая из одного яруса, в котором располагается звонница. Вместо сплошной стены с имеющимися в ней проёмами для звонниц на колокольне по углам расположены четыре колонны, поддерживающие четырёхгранный шатёр серого цвета, который заменяет купол.

Доминирующим готическим архитектурным элементом церкви являются зарешеченные стрельчатые окна, в такой же форме выполнен козырёк над входом. Возле входа в церковь по бокам на углах имеются треугольные выступы в стене, опускающиеся до земли. На один из них прикреплена табличка с названием церкви, годом постройки и архитектором. Церковь в плане крестообразная. Внутренние помещения перекрывают сомкнутые стрельчатые готические своды. Деревянный иконостас также слегка стилизован под готику.

МОСКОВСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ХРАМ ПОД БОРОМ

Москва.Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором

Московский храм в честь Усекновения Главы св. пророка Иоанна Предтечи под Бором, патриаршее подворье Русской Православной Церкви, приписной храм к Михаило-Феодоровской церкви

  • Престолы: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Космы и Дамиана
  • Адрес: Россия, Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 9
  • Проезд: метро «Новокузнецкая»
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В 1514 году в Иоанновском «под бором» монастыре по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В 1578 году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. В 1675 году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм мучеников Михаила и Феодора, сохранившийся доныне.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была разрушена в 1612 году в разгар Смуты. В 1658 году она была вновь отстроена. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений.

В XVIII веке основной объем храма подвергся переделке — изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко.

В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале XX века — паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель).

В 1917 году храмы Черниговского подворья были закрыты. Их занимали различные организации.

В 1977 году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, главы были покрыты изумрудной черепицей.

К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС «Художественное стекло».

В начале 1990-х храм возвращен верующим.

В 1997 году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.

1 ноября 2015 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма.

Имеет статус Патриаршего подворья наряду с соседним храмом Михаила и Федора, Черниговских чудотворцев, приписным к которому он является.

> Настоятели

  • Иларион (Алфеев) (с 18 августа 2010)

Часовня иоанна предтечи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *