Четвертый крестовый поход: причины, годы, участники, цели и результаты

Четыре Крестовых похода вошли в историю как важные военные события, повлиявшие на мировую политику Средневековья. Осуществляемые под религиозными лозунгами, они несли разорение, смерть и ужас. Вследствие событий 1, 3, 4 Крестовых походов произошло территориальное деление карты мира. Сильные державы теряли бразды мирового правления, им на смену приходили другие государства. Теперь они являлись главными вершителями судеб не только простого народа, но и аристократии, знати и даже духовенства.

В данной статье речь пойдет о 4 Крестовом походе. Участники, цели, результаты и годы его проведения интересуют многих. Чем примечательно данное событие? Какое влияние оно оказало на историческую и политическую ситуацию того времени? И, что самое главное, были ли достигнуты цели 4 Крестового похода? Годы проведения данной военной операции навсегда вошли в историю как жестокое время кровавой войны между единоверцами.

Однако вначале давайте разберемся в мировых событиях и политической и религиозной обстановке того времени. Без общих сведений о ситуации и умонастроении людей той эпохи мы не сможем осознать всей важности и значимости достигнутых результатов 4 Крестового похода. О цели этой военной операции мы подробнее поговорим ниже.

Немного исторических сведений

Какие события спровоцировали начало Крестовых походов? На фоне чего в умах и сердцах людей, как богатых и знатных, так и бедных и подневольных, возникло желание идти и воевать, рисковать своей жизнью и забирать чужую?

Поводом для проведения самых первых крестовых походов стало бесчинство сельджуков – народа, принадлежащего к ветви центральноазиатских тюрков. Этот воинственно настроенный народ проводил агрессивную внешнюю политику, стараясь захватить не только области, находящиеся на Ближнем Востоке, но и вторгаясь на христианские земли. В один из таких набегов сельджуки завладели крупными территориями Малой Азии, в том числе и Иерусалимом. Данные земли принадлежали христианской Византии.

Завоеватели проводили жесткую внутреннюю политику, издеваясь над проживающими на захваченных землях христианами. Они не просто ограничили их в правах, но нахально оскорбляли их, изощренно пытали, убивали. Святыни этих верующих были поруганы, храмы разорены и осквернены.

Такая ситуация не давала покоя многим искренне верующим в Европе. Римский папа и другие религиозные вожди того времени постоянно побуждали всех истинных христиан взяться за оружие и дать отпор ненавистным исламистам.

Все желающие принять участие в столь священной боевой операции, приносили торжественные обеты, а в знак исполнения клятвы нашивали на одежду кресты, сделанные из нескольких полосок алой ткани. Таким образом, всех участников военной экспедиции называли крестоносцами, а их военное наступление – крестовым походом.

Однако распространение ислама и агрессивная политика мусульман были не единственными предпосылками для христианского наступления. Были и другие причины, которые имели не религиозную, а социальную подоплеку. Дело в том, что на рубеже одиннадцатого-двенадцатого веков в странах Западной Европе начала назревать социально-экономическая катастрофа. Множество феодальных отпрысков, не получивших наследство в силу того, что являлись меньшими детьми, не имели необходимого материального достатка для удовлетворения нужд своей большой семьи. Они готовы были идти за хорошей жизнью и почестями хоть на край света, поэтому с удовольствием решили взять в руки оружие и найти применение своим талантам в таком благородном и значимом деле, как война с мусульманами.

Однако среди крестоносцев были не только представители знати и духовенства. Нищие и обездоленные крестьяне, задавленные невыносимыми налогами, также захотели испытать судьбу. Угнетенные многочисленными наводнениями и неурожайными годами, повальными эпидемиями и социальным неравенством, они решили принять участие в военном наступлении в надежде на быстрое и легкое обогащение.

Кто же спонсировал такую крупномасштабную боевую операцию? Помимо добровольно-принудительных пожертвований людей из разных классов и слоев общества, походы поддерживали зажиточные купцы (в основном из крупных торговых городов Италии). Они это делали в надежде на будущие коммерческие выгоды, которые стали бы возможными после утверждения христианства на Востоке.

Однако вернемся к нашей основной теме.

Подготовка к военному выступлению

В 1198 году христианами было предпринято несколько попыток вновь завоевать Иерусалим, однако их старания оказались напрасными. Вследствие этого Римская католическая церковь стала терять свои позиции, из-за чего папа Иннокентий III захотел самолично возглавить восстание и поднять дух религиозных воинов.

Движимый таким благородным порывом, священнослужитель начал сбор пожертвований на боевую операцию. Согласно его требованию, все католические государства должны были отдать сорок процентов своих доходов.

Но как же собрать войско после стольких неудачных попыток вернуть Иерусалим? Римский папа обещает всем рыцарям, принимающим участие в военной операции, освобождение от налогов, прощение всех долгов и неприкосновенность имущества, а еще новые земли во владение. Благодаря этому стать участниками Четвертого крестового похода захотели десятки тысяч бедных и даже нищих людей.

Однако богатые и знатные рыцари, и уж тем более государи не спешили вовлекаться в новую военную авантюру под религиозной эгидой. Они были заняты собственными трудностями – проблемами внутри государства и войнами с противниками.

И все же пропаганда четвертого похода крестоносцев осуществлялась повсеместно – в церквях, на рыцарских турнирах, на рыночных площадях. Проповедники и священнослужители ревностно и красноречиво зазывали воинов в очередной боевой поход.

Первая операция

Итак, с причинами 4 Крестового похода мы разобрались. Кто-то из участников действительно горел религиозным восторгом и желанием вернуть Святой город, кто-то же преследовал свои личные интересы.

Как бы там ни было, воины собрались летом 1200 года и временно обосновались на французских землях. Их предводители заключили договор с правителем Венеции, что тот предоставит воинам необходимые корабли для их доставки в Египет. Энрико Дандоло – 41-й дож Венеции – потребовал за свои услуги 85 тыс. марок (или двадцать тонн) серебром.

Договор между влиятельными людьми был подписан, корабли готовы к отплытию, но крестоносцев оказалось очень мало. Вследствие плохой дисциплины, в середине июня 1202 года многие воины Христовы то ли еще не прибыли на место сбора, то ли уже отплыли в Египет самолично. Из-за этого оставшиеся в Венеции крестоносцы не смогли заплатить дожу Дандоло за переезд.

Недовольные неопределенностью положения, воины стали роптать. Их предводители, не имея наличными нужных средств, были вынуждены искать другие способы решения вопроса с транспортом. Выходом из сложного положения оказалось неординарное предложение все того же Дандоло.

Венецианский дож предложил крестоносцам завоевать главный торговый порт Адриатики. Город назывался Задаром и являлся соперником Венеции в сфере морской торговли. Жители порта недавно приняли христианство, однако это не помешало большей части крестоносцев согласиться на предложение дожа в обмен на отсрочку выплат за корабли.

Папа римский запрещал своим воинам вступать в боевые стычки с христианами и разорять их города. Часть знати (из числа самих крестоносцев) также выступила с протестом против такого решения. Некоторые участники экспедиции, как богатые, так и бедные, покинули своих собратьев и вернулись домой либо пошли вперед на мусульман. Большее же число крестоносцев и их предводителей уступило требованию венецианского дожа и пошли войной на своих собратьев.

Осада города продолжалась две недели. Битва была ожесточенной и суровой. Наконец порт пал, и крестоносцы вошли в город. Они безжалостно ограбили его жителей и остались там перезимовать, так как было уже поздно переправляться на кораблях в Египет.

Как отреагировал римский папа на такое своеволие его воинов? Вначале он отлучил их всех от церкви, однако позднее изменил свое решение и предал анафеме только венецианцев. Как видно из последующих событий, сменить гнев на милость Иннокентия III побудили личные политические мотивы.

Крестоносцы снова меняют направление

Казалось бы, после Задара уже ничего не должно мешать воина Христовым добраться до мусульманских земель и отвоевать у изуверов Иерусалим. Однако столь благородная цель вновь была отодвинута на задний план.

Дело в том, что Венеция уже долгие годы соперничала с роскошной Византией за лидерство в торговле со странами Востока. Венецианские торговцы и купцы решили сломить врага с помощью все тех же западноевропейских крестоносцев! Они уговорили как простых воинов, так и их предводителей выступить против Константинополя.

Данная операция сулила участникам Четвертого крестового похода несметные богатства. Константинополь славился своей роскошью и шиком на всю Европу. Однако не только желанные материальные блага побудили воинов Христовых взяться за столь гнусное мероприятие. Свою роль сыграло и распространение слухов о том, что якобы Византия виновата в неудачных военных операциях крестоносцев. Византийцы обвинялись в том, что не помогали крестоносцам, более того — воевали с их государствами, заключая союзы с сельджуками.

В сердцах ревностных воинов Христовых подогревалась ненависть к Византии. Раздору способствовали не только хитрые венецианцы, но и некоторые предводители крестоносцев, ожидающие большую выгоду для себя.

Поход на Константинополь

Итак, у крестоносцев появилась новая цель. Воодушевленные своими полководцами, они решили идти на Византию. Более того, политический переворот, произошедший в Константинополе, стал подходящим предлогом для нападения на государство. Что же там произошло?

Византийский император из династии Ангелов Исаак Второй был не просто свергнут с престола, но и ослеплен и брошен в тюрьму. Его же сын Алексей обратился за восстановлением справедливости к крестоносцам. Он заключил с ними союз в середине весны 1203 года, обещав несметные богатства за военную помощь. Воины Христовы отправились к городу в качестве справедливых борцов, восстанавливающих законную власть. Однако эта, казалось бы, благородная цель, обернулась для Византии катастрофой.

В начале лета 1203 года город Константинополь окружили корабли крестоносцев. Положение осажденных было плачевным. Византия, доверившись венецианским союзникам, свела к минимуму свой военный флот. Осажденных могли спасти только крепкие стены, но и они оказались ненадежными.

Спустя менее месяца западноевропейские рыцари вплотную подошли к городу. Узурпатор Алексей III, приходившийся братом свергнутому правителю, покинул Константинополь, спасаясь бегством. Вскоре рыцари вошли в город, в котором жители назначили императором Исаака Второго.

Такое положение вещей не устраивало чужаков. Они объявили правителем Алексея, надеясь, что тот даст им за это обещанные деньги. Некоторое время отец и сын правили совместно.

Молодой новоявленный император изо всех сил искал материальные средства для расплаты с союзниками. Для этого он ужесточил налоги и увеличил поборы. Жители города стали недовольны правлением государя и возненавидели его. Начался бунт.

Жители Константинополя избрали себе нового императора. Им оказался один из знатных сановников по имени Алексей Мурзуфл.

Осознав, что обещанных богатств за взятие города им не видать, воины Христовы решили взять непокорный Константинополь штурмом. Золото и драгоценности, хранящиеся за стенами византийской столицы, побудили их предпринять смелую попытку захватить город повторно.

Весной 1204 года предводители рыцарей заключили союз с Венецией, согласно которому разделили Византию между собой пополам. Духовенство, находящееся в рядах крестоносцев, всячески поддерживало боевой дух воинов.

Проведя несколько жестоких сокрушительных штурмов, воины Христовы ворвались в город. Император Мурзуфл, посидев на престоле всего пару месяцев, бежал. Столица оказалась в руках захватчиков.

Согласно некоторым историческим сведениям, одной из причин падения столь великой империи являлась так называемая «пятая колонна». Это обусловлено тем, что многие византийские аристократы и купцы были заинтересованы в тесных торговых отношениях с латинянами. Вот почему относительно небольшой группке вооруженных крестоносцев удалось захватить крепость, являющуюся непобедимой на протяжении нескольких столетий. Согласно историческим сведениям, силы были неравны. Соотношение между осаждающими и осажденными составляло один к двумстам.

Основание собственного государства

Каковы же были результаты 4 Крестового похода? Падение Константинополя стало первым событием в череде важных и значимых происшествий того периода. На территории города и близлежащих землях возникло новое государство, именуемое Латинской империей. Его основали крестоносцы.

Правителем новой державы, которую позднее стали называть Романией, стал граф-феодал Балдуин Первый Фландрский. Он считал себя преемником византийских императоров, поэтому многое перенял от своих предшественников как во дворцовом этикете, так и в государственном устройстве.

Из-за раздела византийских земель новое государство погрязло в междоусобных разборках. Крестоносцы, сохраняющие единство между собой только в момент осады города, стали воевать друг с другом за лакомый кусочек территории. Точно так же вели себя и их руководители.

Немалую роль в падении новой империи сыграла и Венеция. Именно венецианцам досталась львиная доля всей добычи, которую воины нашли в бывшей византийской столице. Кроме того, они заняли большую часть Константинополя, где осуществляли свою власть независимо от соседей. Обосновавшись в Константинополе как полноправные хозяева, венецианцы упрочили свое торговое и политическое влияние.

Значение Четвертого крестового похода

Итак, мы выяснили, чем примечателен 4 Крестовый поход. Участники, годы, цели и причины его проведения также были названы.

Как видим, данное военно-религиозное мероприятие, осуществляемое под лозунгом освобождения Святого города, изобличило неискренность и меркантильность не только самих крестоносцев, но и их предводителей, и даже самого папы римского. Тем самым идея Крестовых походов дискредитировала саму себя.

И все же четвертый поход не оказался последним. За ним последовали другие многочисленные военные акции под эгидой католической церкви, несущие в себе убийства, разорение, боль и нищету.

Последствием Четвертого крестового похода стало падение Византии как крупной мировой империи. Больше ей не удалось достичь былого величия и роскоши.

На месте Константинополя возникла новая держава, получившая названия Романия, или Латинская империя. Из-за неумелой внутренней и внешней политики государство просуществовало недолго.

В 1261 году Константинополь, находящийся в руках латинян, перешел в умелые руки греков. Несмотря на некоторые попытки со стороны папы римского и венецианцев вернуть город, Константинополь остался во владении новых хозяев.

Четвёртый крестовый поход

Осада Константинополя крестоносцами (1204). Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера. 1470-е гг.

Четвёртый кресто́вый похо́д — крестовый поход в 1202—1204 годах. В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III.

Сначала крестоносцы намеревались направиться через море в Египет. Они наняли корабли у «Королевы морей» — Венеции, собравшись на одном из её островов. Венецианский правитель (в то время именуемый дожем) Энрико Дандоло потребовал за перевозку огромную сумму — 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Крестоносцы не могли собрать такую сумму. Венеция в это время вела ожесточённую борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венецианские купцы давно мечтали нанести византийцам удар, от которого те не смогли бы оправиться. Они решили использовать для этого военные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол.

В 1204 году «освободители Гроба Господня (место, где был погребён Иисус Христос)» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии. Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Погибли и многие христиане-горожане.

Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе — Латинскую империю. Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не смогла достичь прежнего могущества.

Краткое описание

Четвёртый крестовый поход

По первоначальной договорённости, венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тысяч французских воинов в Венецию прибыло только 12 тысяч, которые из-за малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили, чтобы в качестве платы французы оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план — использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину — был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, Папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила её участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 года объединённая армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем, чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Смещённый с престола и ослеплённый своим братом Алексеем, он сидел в Константинопольской тюрьме, в то время как его сын — тоже Алексей — обивал пороги европейских властителей, пытаясь склонить их к походу на Константинополь, и раздавал обещания о щедром вознаграждении. Поверили посулам и крестоносцы, думая, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет Папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. Однако, вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе — восстановленный император «передумал», а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию и вовсе растаяли. Тогда крестоносцы обиделись. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору послание: «Мы тебя из дыры достали, в дыру же и засунем». Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трёх дней. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.

Просуществовавшая до 1261 года империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех. До Святой земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды — он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под своё покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Подготовка к походу

В 1198 году христиане предприняли несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Иннокентий III хотел стать во главе крестового похода и тем самым восстановить авторитет Римской католической церкви, который был подорван Германией. Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, Папа начал сбор средств (в том же 1198 году).

Иннокентий III (папа Римский) в послании о крестовом походе обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества, новые земли. Это послание привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить своё положение за счёт похода.

Однако крупное рыцарство и короли не спешили участвовать в походе, так как многие были заняты локальными войнами. На рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю. Самым известным таким проповедником был Фулько Нёльи, который привлёк к походу 200 000 воинов и собрал огромные денежные средства.

Осада Задара (Зары)

Основная статья: Осада Зары

Предводители крестоносцев, собравшихся к лету 1200 года во Франции, обратились к Венеции, располагавшей в то время лучшим военным и транспортным флотом, с просьбой перевезти их армию в Египет. В 1201 году дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в крестовом походе, и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20 000 пехотинцев при условии уплаты 85 тысяч марок серебром. В июне 1202 года корабли уже были готовы, но лишь треть «пилигримов» прибыла в Венецию. Другие отправились через Фландрию, Марсель, Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои драгоценности и отдав наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы, которую необходимо было внести целиком. Блокированные на острове Лидо, воины Христовы нуждались во всем необходимом и начали роптать, поход был под угрозой срыва. Тогда дож предложил предводителю похода монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку при условии, что воины помогут Венеции овладеть далматинским портом Задаром (во времена IV крестового похода Задар был крупным городом-портом и торговым центром на восточном побережье Адриатики, соперником Венеции), незадолго перед тем передавшимся под власть венгерского короля, тоже, кстати, принявшего христианство. Несмотря на запрет папы поднимать оружие против христиан и на протест части знатных и рядовых «пилигримов», покинувших затем лагерь и вернувшихся на родину или продолживших путь в Палестину самостоятельно (среди них был, например, Симон де Монфор, 5-й граф Лестер, будущий предводитель крестового похода против альбигойцев), князья уступили требованию Венеции, и после ожесточённой двухнедельной осады 24 ноября 1202 года Задар был взят штурмом и разграблен. К этому времени было уже слишком поздно предпринимать заморскую переправу, и экспедиция перезимовала в Задаре. Через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая война, повлёкшая за собой много жертв. Лидерам похода с огромным трудом удалось прекратить этот конфликт.

Папа Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре по политическим мотивам сменил гнев на милость, формально оставив в силе отлучение венецианцев — инициаторов вероломного захвата, и разрешив крестоносцам в дальнейшем пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Константинополя.

Взятие Константинополя

Основные статьи: Осада Константинополя (1203), Осада и падение Константинополя (1204)Эжен Делакруа. Взятие Константинополя крестоносцами. 1840 г.

Организаторы Четвёртого крестового похода, которых объединял и вдохновлял папа Иннокентий III, вначале приложили немало усилий, чтобы укрепить религиозный пыл крестоносцев, напомнить им об их исторической миссии освобождения Святой земли. Иннокентий III направил послание византийскому императору, побуждая его к участию в походе и одновременно напоминая о необходимости восстановления церковной унии. Очевидно, что этот вопрос был главным для Иннокентия III, который вряд ли мог рассчитывать на участие византийского войска в крестовом походе, затеваемом римско-католической церковью. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными. Неприязнь папы к Византии в немалой степени предопределила превращение византийской столицы в цель похода крестоносного воинства.
Существует также иная версия событий ().

Осенью 1202 года крестоносцы направились к принадлежавшему в то время Венгрии крупному торговому городу на восточном побережье Адриатического моря — Задару. Захватив и разорив его, крестоносцы, в частности, уплатили таким образом часть долга венецианцам, заинтересованным в установлении своего господства в этом важном районе. Завоевание и разгром большого христианского города стали подготовкой к дальнейшему изменению целей крестового похода, поскольку не только папа римский, но и французские и немецкие феодалы в это время тайно вынашивали план направить крестоносцев против Византии. Задар стал своеобразной репетицией похода на Константинополь. Постепенно возникло и идеологическое обоснование такого похода. Руководители крестоносцев всё настойчивее вели разговоры, что их неудачи объясняются действиями Византии. Византийцев обвиняли, что они не только не помогают воинам Креста, но даже проводят враждебную политику по отношению к государствам крестоносцев, заключая направленные против них союзы с правителями турок-сельджуков Малой Азии. Эти настроения подогревали венецианские купцы, ибо Венеция была торговой соперницей Византии. Ко всему этому добавлялись воспоминания о резне латинян в Константинополе. Большую роль сыграло и стремление крестоносцев к огромной добыче, которую сулил захват византийской столицы.

О богатстве Константинополя в ту пору ходили легенды. Такие рассказы разжигали воображение и страсть к наживе, которой так отличались воины крестоносных армий.

Первоначальный план Четвёртого крестового похода, предусматривавший организацию морской экспедиции на венецианских судах в Египет, был изменён: крестоносное войско должно было двинуться к столице Византии. Был найден и подходящий предлог для нападения на Константинополь. Там произошёл очередной дворцовый переворот, в результате которого император Исаак II из династии Ангелов, правившей империей с 1185 года, в 1195 году был свергнут с престола, ослеплён и брошен в темницу. Его сын Алексей обратился за помощью к крестоносцам. В апреле 1203 года он заключил договор с предводителями крестоносцев на острове Корфу, посулив им крупное денежное вознаграждение. В результате крестоносцы отправились к Константинополю в роли борцов за восстановление власти законного императора.

В июне 1203 года к византийской столице подошли суда с крестоносным воинством. Положение города было крайне тяжёлым, ибо главного средства обороны, которое многократно спасало ранее,— флота у византийцев теперь почти не было. Заключив в 1187 году союз с Венецией, византийские императоры свели свои военные силы на море до минимума, полагаясь на союзников. Это была одна из ошибок, которые решили судьбу Константинополя. Оставалось полагаться только на крепостные стены. 23 июня корабли венецианцев с крестоносцами на борту появились на рейде. Император Алексей III, брат низложенного Исаака II, попытался организовать оборону со стороны моря, но суда крестоносцев прорвались через цепь, закрывавшую вход в Золотой Рог. 5 июля венецианские галеры вошли в бухту, рыцари высадились на берег и стали лагерем у Влахернского дворца, который находился в северо-западной части города. 17 июля войска Алексея III практически капитулировали перед крестоносцами после захвата ими двух десятков башен на крепостных стенах.

За этим последовало бегство Алексея III из Константинополя. Тогда горожане освободили низложенного Исаака II из тюрьмы и провозгласили его императором. Это отнюдь не устраивало крестоносцев, ибо они тогда теряли огромные деньги, обещанные им сыном Исаака, Алексеем. Под давлением крестоносцев Алексей был объявлен императором, и около пяти месяцев продолжалось совместное правление отца и сына. Алексей прилагал все усилия, чтобы собрать нужную для расплаты с крестоносцами сумму, так что население невероятно страдало от поборов.

Положение в столице делалось все более напряжённым. Вымогательства крестоносцев усилили вражду между греками и латинянами, императора ненавидели почти все горожане. Появились признаки зреющего мятежа. В январе 1204 года простой люд Константинополя, собравшийся огромными толпами на площадях, стал требовать избрания нового императора. Исаак II обратился за помощью к крестоносцам, но его намерения выдал народу один из сановников — Алексей Мурзуфл. В городе начался бунт, который закончился избранием Алексея Мурзуфла императором. По мнению предводителей крестоносцев, наступил удачный момент для захвата византийской столицы.

Стоя лагерем в одном из предместий Константинополя, крестоносцы более полугода не только оказывали воздействие на жизнь столицы империи, но и все более распалялись при виде её богатств. Представление об этом дают слова одного из участников этого похода крестоносцев, амьенского рыцаря Робера де Клари — автора мемуаров под названием «Завоевание Константинополя». «Там было, — писал он, — такое изобилие богатств, так много золотой и серебряной утвари, так много драгоценных камней, что казалось поистине чудом, как свезено сюда такое великолепное богатство. Со дня сотворения мира не видано и не собрано было подобных сокровищ, столь великолепных и драгоценных… И в сорока богатейших городах земли, я полагаю, не было столько богатств, сколько их было в Константинополе!» Лакомая добыча дразнила аппетиты крестоносных воинов. Грабительские рейды их отрядов в город приносили его жителям немалые тяготы, церкви стали утрачивать часть своих сокровищ. Но самое страшное для города время наступило в начале весны 1204 года, когда предводители крестоносцев и представители Венеции заключили договор о разделе территорий Византии, который предусматривал и захват её столицы.

Крестоносцы решили штурмовать город со стороны Золотого Рога, у Влахернского дворца. Католические священники, состоявшие при войсках крестоносцев, всячески поддерживали их боевой дух. Они с готовностью отпускали грехи всем желавшим того участникам предстоящего штурма, внушая воинам мысль о богоугодности захвата Константинополя.

Вначале были засыпаны рвы перед крепостными стенами, после чего рыцари пошли на приступ. Византийские воины отчаянно сопротивлялись, но всё же 9 апреля крестоносцам удалось ворваться в Константинополь. Однако они не сумели закрепиться в городе, и 12 апреля атака возобновилась. С помощью штурмовых лестниц передовая группа атакующих взобралась на крепостную стену. Другая группа сделала пролом на одном из участков стены, а затем разбила несколько крепостных ворот, действуя уже изнутри. В городе начался пожар, погубивший две трети зданий. Сопротивление византийцев было сломлено, Алексей Мурзуфл бежал. Правда, весь день на улицах шли кровопролитные схватки. Утром 13 апреля 1204 года в Константинополь вступил глава крестоносного войска итальянский князь Бонифаций Монферратский.

Город-крепость, устоявший перед натиском многих могучих врагов, был впервые захвачен неприятелем. То, что оказалось не под силу полчищам персов, аваров и арабов, удалось рыцарскому войску, насчитывавшему не более 20 тысяч человек. Один из участников похода крестоносцев француз Жоффруа де Виллардуэн, автор ценимой исследователями «Истории захвата Константинополя», считал, что соотношение сил осаждавших и осаждённых составляло 1 к 200. Он выражал удивление победой крестоносцев, подчёркивая, что никогда ещё горсточка воинов не осаждала город с таким множеством защитников. Лёгкость, с которой крестоносцы овладели огромным, хорошо укреплённым городом, была результатом острейшего социально-политического кризиса, который переживала в тот момент Византийская империя. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что часть византийской аристократии и купечества была заинтересована в торговых связях с латинянами. Иными словами, в Константинополе существовала своеобразная «пятая колонна».

Позиция Папы

Узнав, что крестоносцы направляются в Константинополь, Папа Иннокентий III пришел в ярость. Он отправил предводителям похода послание, в котором напоминал об их обете освободить Святую землю и прямо запрещал идти в столицу Византии. Они проигнорировали его, а в мае 1204 года отправили Иннокентию ответное письмо, в котором сообщали, что Константинополь захвачен, и предлагали Папе пересмотреть свою позицию и признать завоевание византийской столицы даром Божьим. Иннокентий получал также сообщения о зверствах и осквернение храмов во время грабежа города, но очевидно не придал им значения. Он признал свершившийся факт и благословил его, согласившись с тем, что Балдуин — законный император, а Морозини — законный патриарх.

Латинская империя

Основная статья: Латинская империя

Более полувека древний город на босфорском мысу находился во власти крестоносцев. 16 мая 1204 года в храме св. Софии фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой империи, которую современники называли не Латинской, а Константинопольской империей, или Романией. Считая себя преемниками византийских императоров, её правители сохранили многое из этикета и церемониала дворцовой жизни. Но к грекам император относился с крайним пренебрежением.

В новом государстве, территория которого на первых порах ограничивалась столицей, вскоре начались распри. Разноязыкое рыцарское воинство только во время захвата и грабежа города действовало согласованно. Теперь же прежнее единство было забыто. Дело едва не доходило до открытых столкновений между императором и некоторыми предводителями крестоносцев. К этому добавились конфликты с византийцами из-за дележа византийских земель. В результате латинским императорам пришлось менять тактику. Уже Генрих Геннегауский (1206—1216) стал искать опору в старой византийской знати. Почувствовали себя наконец здесь хозяевами и венецианцы. В их руки перешла значительная часть города — три квартала из восьми. Венецианцы имели в городе свой судебный аппарат. Они составляли половину совета императорской курии. Венецианцам досталась огромная часть добычи после ограбления города.

Множество ценностей было вывезено в Венецию, a часть богатств стала фундаментом той огромной политической власти и торгового могущества, которые приобрела венецианская колония в Константинополе. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 года образовались фактически две империи — Латинская и Венецианская. Действительно, в руки венецианцев перешла не только часть столицы, но и земли во Фракии и на побережье Пропонтиды. Территориальные приобретения венецианцев за пределами Константинополя были невелики в сравнении с их планами в начале Четвёртого крестового похода, но это не помешало венецианским дожам впредь пышно именовать себя «властителями четверти и получетверти Византийской империи». Впрочем, господство венецианцев в торгово-экономической жизни Константинополя (они завладели, в частности, всеми важнейшими причалами на берегах Босфора и Золотого Рога) оказалось едва ли не более важным, чем территориальные приобретения. Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили своё торговое влияние на всей территории павшей Византийской империи.

Столица Латинской империи в течение нескольких десятилетий была местом пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские дворцы они предпочитали своим замкам в Европе. Знать империи быстро освоилась с византийской роскошью, переняла привычку к постоянным празднествам и весёлым застольям. Потребительский характер жизни Константинополя при латинянах стал ещё более ярко выраженным. Крестоносцы пришли в эти края с мечом и за полвека своего владычества так и не научились созидать. В середине XIII века Латинская империя пришла в полный упадок. Многие города и сёла, опустошённые и разграбленные во время захватнических походов латинян, так и не смогли оправиться. Население страдало не только от непосильных налогов и поборов, но и от гнёта чужеземцев, с презрением попиравших культуру и обычаи греков. Православное духовенство вело активную проповедь борьбы против поработителей.

Литература

  • Брандедж Джеймс. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2011. — 320 с. — (История войн и военного искусства). — ISBN 978-5-9524-4964-0.
  • Васильев А. А. Византия и крестоносцы: Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204). — Пг.: Academia, 1923. — 120 с.
  • Васильев А. А. История Византийской империи / Пер. с англ., вступ. ст., ред., прим. А. Г. Грушевого. — Т. 2. От начала крестовых походов до падения Константинополя. — СПб.: Алетейя, 1998. — 592 с. — (Византийская библиотека. Исследования). — ISBN 5-89329-072-5.
  • Грановский А. Н. Крестовые походы. В 2-х тт. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2013. — 472 + 288 с. — ISBN 978-5-860077010, 978-5-86007-716-4, 978-5-86007-771-1.
  • Заборов М. А. Папство и крестовые походы. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 264 с. — (Научно-популярная серия).
  • Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах: Уч. пос. — М.: Высшая школа, 1977. — 272 с.
  • Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 320 с.
  • История крестовых походов: Сб. / Сост Дж. Райли-Смит. — М.: Крон-Пресс, Oxford University Press, 1998. — 496 с. — ISBN 5-232-00859-5.
  • История Средних веков: Учебник в 2 тт. — Т. 1. / под ред. С. П. Карпова. — М.: Высшая школа, 2000.
  • Куглер Бернгард. История крестовых походов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 512 с. — (События, изменившие мир). — ISBN 978-5-85880-035-1.
  • Лависс Эрнест. Эпоха крестовых походов. — Смоленск: Русич, 2010. — 576 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-8138-0961-3.
  • Мишо Г. (Жозеф-Франсуа). История крестовых походов / Пер. с франц. С. Л. Клячко. — М.: Алетейя, 1999. — 368 с. — (Vita memoriae). — ISBN 5-89321-071-9, 5893210719.
  • Успенский Ф. И. История крестовых походов. — СПб.: Евразия, 2000. — 384 с. — (Clio). — ISBN 5-8071-0024-7.
  • Филипс Джонатан. Четвертый крестовый поход. — М.: ООО «АСТ»; Астрель, 2010. — 512 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-17-057043-0.
  • Харрис Джонатан. Византия. История исчезнувшей империи / Пер. с англ. Н. Нарциссовой. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. — 408 с. — ISBN 978-5-91671-755-6.
  • Эрс Жак. История крестовых походов. — СПб.: Евразия, 2015. — (Clio). — 320 с. — ISBN 978-5-918521120.
  • Эсбридж Томас. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. — 734 с. — (МЕМО-парочки). — ISBN 978-5-227044747.

Ссылки

На русском языке

  • Успенский Ф. История крестовых походов
  • Парфентьев П. Четвёртый Крестовый Поход: мифы и реальность
  • Четвёртый крестовый поход (недоступная ссылка). Восток-Запад: Великое противостояние. — Перевод пятой главы второго тома из «A History of the Crusades» под ред. Кеннета М.Сеттона. Проверено 29 октября 2009. Архивировано 22 марта 2010 года.
  • Краткая библиография четвёртого крестового похода (недоступная ссылка). Восток-Запад: Великое противостояние. — Данные о классических изданиях и переводах, а также сведения об их наличии в сети Интернет.. Проверено 29 октября 2009. Архивировано 3 сентября 2010 года.
  • Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2017.

На английском языке

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Savignac, David The Medieval Russian Account of the Fourth Crusade — A New Annotated Translation.
Сражения крестоносцев на Ближнем Востоке
Первый крестовый поход
Между походами Битва при Мелитене • Мерзифон • Гераклея(1) • Гераклея(2) • Рамла(1) • Рамла(2) • Харран • Артах • Рамла(3) • Триполи(1) • Сидон • Шайзар(1) • Аль-Саннабра • Сармин • Битва на Кровавом поле • Хаб • Яффа и Тир • Ибне • Аазаз • Марж аль-Саффар • Баарин • Шайзар(2) • Эдесса • Босра
Второй крестовый поход Дорилея(2) • Эфес • Меандр • Кадмус • Дамаск
Между походами Инаб • Айнтаб • Аскалон(2) • Хула • Аль-Букайя • Бильбейс(1) • Харим • Аль-Бабейн • Бильбейс(2) • Дамьетта(1) • Монжизар • Мардж-Уюн • Брод Иакова • Бельвуар • Аль-Фуле • Керак • Крессон • Хаттин • Иерусалим(2) • Тир
Третий крестовый поход Икония • Акра(1) • Арсуф(1) • Яффа
Четвёртый крестовый поход
Пятый крестовый поход Иерусалим(3) • Дамьетта(2)
Шестой крестовый поход
Седьмой крестовый поход
Окончательное изгнание крестоносцев.
Восьмой крестовый поход
Окончательное изгнание крестоносцев
Девятый крестовый поход
Окончательное изгнание крестоносцев Триполи(3) • Акра(2) • Руад

если вам нужны подробные сведения по этой теме, прочтите статью Четвёртый крестовый поход (развёрнутый обзор). Читайте также материал Взятие Константинополя крестоносцами. Общая картина крестоносного движения дана в статье Крестовые походы — кратко

Четвёртый крестовый поход отличался от всех прочих тем, что, вопреки крестоносной идее, был направлен не на мусульман, а на христианскую (православную) Византию. Хотя первоначальная его цель была иной. Папа Иннокентий III, вступивший на папский престол в 1198 г., считал освобождение св. города Иерусалима своей обязанностью. Все государи, говорил он, суть вассалы Христа и должны помочь Ему вернуть Его владения. Он разослал во все католические страны своих легатов проповедовать новый, четвёртый крестовый поход; он потребовал, чтобы все духовные лица отдали сороковую часть своего имущества на снаряжение крестоносцев и чтобы в церквах были поставлены кружки для сбора пожертвований.

Государи были заняты своими войнами, и никто не взял креста. Но один французский проповедник, Фулько Нейльиский, возбудил такой энтузиазм, что из его рук приняло крест, по преданию, до 200 тысяч человек. Он явился на турнир, устроенный графами Шампанским и Блуаским, и убедил их принять крест (1199). Таким образом, на северо-востоке Франции образовалась армия для четвёртого крестового похода из сеньоров и рыцарей.

Для переезда крестоносцев в Святую землю им нужен был флот. Шестеро из них отправились просить корабли у венецианского сената; в числе этих шести был и сир Жоффруа Виллардуэн, шампанский сеньор, который позже написал историю этого похода. Венецианский сенат согласился перевезти и кормить в течение года армию в 4 тысячи 500 рыцарей, 9 тысяч оруженосцев и 20 тысяч слуг (пехоты) и присоединить к экспедиции 50 галер. Крестоносцы обязывались уплатить 85 тысяч марок серебра (4 миллиона 200 тысяч франков); все, что было бы завоевано во время четвёртого крестового похода, должны были разделить между собой крестоносцы и венецианцы. Крестоносцы выбрали своим вождем одного пьемонтского князя, маркиза Монферратского Бонифация, которого рыцари любили за его храбрость, поэты – за щедрость. Венецианцами командовал их дож Дандоло, 90-летний старик.

Четвёртый крестовый поход. Карта

Участники четвёртого крестового похода хотели напасть на мусульман в Египте, но в интересах Венеции было направить экспедицию против Константинополя. Крестоносцы собрались в Венеции. Так как они не могли уплатить всю сумму, то сенат предложил им взамен остальных денег (34 тысячи марок) послужить Венеции своим оружием. Вожди четвёртого крестового похода согласились, и венецианцы повели их осаждать город Зару на далматинском берегу, сильно вредивший их торговле на Адриатическом море (1202). Папа запретил им под страхом отлучения нападать на христианский город, но когда они взяли Зару (1203), он отлучил от церкви только венецианцев, а крестоносцев простил, не запретив им даже продолжать сношения с отлученными.

Взятие Зары участниками Четвертого крестового похода. Картина Тинторетто, 1584

Между тем в столице Византии, Константинополе, произошла дворцовая революция. Император Исаак II Ангел был свергнут своим братом, Алексеем III, который велел выколоть ему глаза и держал его в заключении вместе с его сыном Алексеем. В 1201 г. последний бежал и обратился с просьбой о помощи сначала к папе, потом к германскому королю Филиппу, женатому, на его сестре; Филипп рекомендовал его предводителям четвёртого крестового похода. Алексей прибыл в их лагерь под Зарой и обещал, если они помогут ему изгнать узурпатора, уплатить им 200 тысяч марок, доставить им 10 тысяч солдат и признать верховенство папы.

Союзник крестоносцев четвёртого похода, царевич Алексей (позже — император Алексей IV Ангел)

Дандоло воспользовался этим случаем, чтобы увлечь крестоносцев к Константинополю. Это будет, говорил он, лишь началом крестового похода. Папа ограничился лишь указанием на то, что хотя греки и провинились перед Богом и церковью, – не дело паломников наказывать их.

Крестоносцы вышли на берег перед Константинополем. Войско Алексея III состояло исключительно из недисциплинированных наемников. Константинополь защищали одни только варяги, привыкшие хорошо драться, и пизанские купцы, враги венецианцев. После 13-дневной осады Алексей III бежал.

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи «Истории» Вильгардуэна, ок. 1330

Исаак II, освобожденный из темницы, был провозглашен императором вместе со своим сыном Алексеем IV. Но он не имел возможности исполнить ни одного из обещаний, данных им крестоносцам: ни заплатить 200 тысяч марок, ни принудить свое духовенство к подчинению папе. Греки возмутились и провозгласили нового императора под именем Алексея V. Он потребовал, чтобы участники четвёртого крестового похода удалились в 8-дневный срок.

Осада Константинополя крестоносцами. Картина П. Лежёна, рубеж XVI-XVII веков

Крестоносцы снова осадили город (ноябрь 1203 г.). Наступила зима, и они терпели недостаток в съестных припасах; но они не могли уйти, потому что греки перебили бы их во время отступления. Эта вторая осада отличалась большой жестокостью. Наконец крестоносцы, во время одного сражения под стенами овладели императорским знаменем и чудотворной иконой Божьей Матери. Несколько дней спустя Константинополь был взят штурмом (1204). Вопреки приказаниям вождей, воины четвёртого крестового похода разграбили и сожгли город. В европейских областях православной Византии была основана просуществовавшая потом полвека католическая Латинская империя.

Четвертый крестовый поход

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *