Вопрос 1. Формирование правильности чтения младших школьников

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать — это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Не трудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

  • 2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом — какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом — никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
  • 3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения — возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д. правильное чтение произношение нарушение

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями — моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения — залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость — это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность — это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

Работа над правильностью чтения является важным направлением работы по формированию качеств чтения.

Правильное чтение — это чтение без ошибок и искажений. В настоящее время в специальной методической литературе выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:

  • · звуко-буквенный анализ слов;
  • · чтение таблиц с трудными словами;
  • · предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
  • · чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске;
  • · хоровое чтение трудной части рассказа;
  • · распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;
  • · чтение по догадке;
  • · тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

В целях предупреждения ошибок рекомендуется проводить предварительную словарную работу, которая направлена на выяснение лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено.

Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Практикам хорошо известно, что даже при систематической работе над этим качеством чтения дети с нарушением интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.

Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Обратите внимание на указания к работе над ошибками:

  • * учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;
  • * ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
  • * ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.

Иногда к исправлению ошибки ученика привлекают других учеников.

Говорить о правильности как качестве навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

  • 1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
  • 2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

  • 1. Искажение звукобуквенного состава:
    • · пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
    • · перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
    • · вставка произвольных элементов в единицы чтения; — замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок — несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация — способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

  • 1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение — самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
  • 2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:

Единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” — обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

  • 1) несовершенство зрительного восприятия;
  • 2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
  • З) нехватка дыхания;
  • 4) незнание орфоэпических норм;
  • 5) незнание лексического значения слова;
  • 6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Для развития правильности чтения можно использовать различные упражнения:

Упражнения для формирования правильности чтения включают несколько подгрупп.

Первая подгруппа — упражнения на развитие внимания, памяти.

1. Назовите картинки — 5 предметов (постепенно количество увеличивается).

Картинки расположены на доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

  • 2. Опишите предмет (показать и убрать).
  • 3. Повторите, что сказал учитель (называются попарно шесть слов, сходных по звучанию). Бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.
  • 4. Выберите слова с данным звуком (чтение четверостишия, предложений, текста).
  • 5. Подберите названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
  • 6. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
  • 7. Выберите предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать предметы).
  • 8. Выберите слова, в которых два слога (один, три и т. д.). Произнесите 8-10 слов.
  • 9. Повторите скороговорку, предложение, текст.
  • 10. Заучивание четверостиший.

Вторая подгруппа — упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел — мель, мыл — мыль, мал — мял. Мышка — мошка — мишка — миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка, марш -шрам, масло — смола, мошкара — ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, чёрное, желтое;

кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

  • 5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
  • 6. Предварительное по слоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон — смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы, И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Тема: «ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(статья)
Выполнена: Эреджеповой Раисой Анверовной,
учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МКОУ «СОШ № 14»
Адрес:356405 Ставропольский край,
Благодарненский район,
аул Эдельбай, ул.Манкаева,107
Актуальность темы: Проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
«Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», – тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». И тот же документ констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры».
Цель данной статьи состоит в том, чтобы изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.
Изложение основного материала:
За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 — 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене.
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. У сегодняшних детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее – «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.
Во-первых, необходимо помочь ребёнку осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.
Во-вторых, многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребёнка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей. У нечитающих родителей — нечитающие дети. Следовательно, необходимо провести беседы и родительские собрания, освещающие этот аспект. Нужно помочь родителям понять значение и преимущества чтения, освоить приёмы руководства чтением детей, объяснить значение чтения на ночь, громких чтений в кругу семьи по вечерам и любое другое свободное время.
В-третьих, школьное литературное образование это больше литературоведение, чем собственно литература.
Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов.
В журнале «Школьная библиотека» приводятся данные о детском чтении на современном этапе:
— Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%)
— Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%)
— Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
— Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся
— Читают познавательную литературу 21% школьников
— Читают для самообразования 10% школьников.
Налицо кризис чтения.
современному ребёнку трудно читать «детскую классику». И фактор интереса, которым хоть как-то можно привлечь ученика к книге, к сожалению, на уроках литературы срабатывает далеко не всегда. А особенно важен он для детей младшего подросткового возраста (5-6 класс). В этом возрасте дети эмоционально реагируют на прочитанное. И если «забивать» голову сложными для восприятия произведениями, то можно привить нелюбовь к чтению. Так, дети бурно реагируют на смерть собаки в повести «Муму» и отказываются понимать поступок Герасима. В итоге урок «уходит» от намеченного пути. А всё потому, что текст этот никогда не предназначался для детского чтения. Тем более сложен он для современного школьника, который в пятом классе ещё не знаком с бытом дворян XIX века. На «ура» воспринимается «Кавказский пленник»Льва Николаевича Толстого. Эта повесть была написана специально для детей. Самуил Маршак так оценил место этого произведения в литературе для детского чтения: «Но венцом «Книг для чтения», несомненно, является повесть, помещенная почти в самом конце четвертой книги, — знаменитая повесть о Жилине и Костылине — «Кавказский пленник». Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей. В «Кавказском пленнике» мы находим редчайшее сочетание романтического сюжета с глубокой, поистине толстовской правдивостью и точностью в изображении обстановки и действующих лиц. «Кавказский пленник» показал, какой содержательной может быть детская повесть, напечатанная крупным шрифтом на двух десятках страниц. В ней есть приключения, столь привлекательные для юного читателя, но есть и большие чувства, оставляющие след на всю жизнь». Маршак обозначил неотъемлемые черты детской литературы: увлекательность, авантюрность, за которыми отрываются глубокие смыслы. Привлекают внимание и литературные сказки. Сказки вообще хорошо воспринимаются пятиклассниками. Недаром так популярен жанр подросткового фэнтези. Литературные сказки, например «Чёрная курица, или Подземные жители», имеют увлекательный сюжет и запоминающихся персонажей.
Особо стоит коснуться произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина. Рассказ «Васюткино озеро». Увлекательный сюжет удерживает внимание и дает пищу для размышления. В шестом классе в программу включен рассказ «Конь с розовой гривой». И отведён урок для внеклассного чтения по циклу «Последний поклон». Текст даёт богатые возможности для анализа, как литературоведческого, так и для языкового. Сам рассказ по сюжету довольно прост. Но неожиданно в конце рассказчик обозначает важность описанного эпизода в его жизни: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой «. Элемент «научения» (хотя Астафьев напрямую не предназначал свои рассказы для детей) заложен в самой ситуации. И дети часто оказывались в подобном положении: обещал сделать, но не сделал. И объяснить, почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник, ученики должны сами.
В. Г. Распутин в одном из интервью сказал, что писатель должен давать пример, учить. И эта позиция видна в рассказе «Уроки французского». Прочитывается он обычно без проблем. Но вот вопросы «Почему учительница стала играть с мальчиком на деньги?» и «Чему научился герой?» «идут» сложно. Возможно, причина этого в том, что автор всё объясняет читателю. Ярко смотрится эпизод игры на деньги, а вот доброта учительницы отходит на второй план.
Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания литературы. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Поэтому актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.
Следовательно, сущность и цели преподавания литературы в школе зависят от запроса современного поликультурного общества, в котором ведущее место занимает культурный диалог.
Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник работы делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует свои вопросы, говорит о том, что показалось в книге особенно интересным или странным и т. п. Разные суждения сталкиваются между собой, завязываются споры. Как правило, вся последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие вопросы. Такая работа делает необходимым углубленный анализ и комментирование текста. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы. В совместной работе книга на глазах подростка углубляется, раскрывается в новых неожиданных гранях.
Учитель является одним из участников диалога. Он вводит подростков в историко-культурный и литературный контекст изучаемых произведений.
Проведенный мною анализ литературы, практики работы школы и участие в опытно-экспериментальной работе свидетельствуют о реализации разных моделей национально- регионального и этнокультурного компонентов в содержании образования.
Ставропольский край – полиэтнический регион. Среди его жителей-граждане бывших республик СССР, граждане дальнего зарубежья, представители национальных республик России. Почти во всех образовательных учреждениях есть дети, для которых русский язык не является родным. Не исключение и наша школа. Это обстоятельство обуславливает необходимость приобщения учащихся к богатому культурному наследию этнических групп нашей страны и, прежде всего, к культуре народов.
В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.
Кроме того, на занятиях рассматриваются литературные произведения, помогающие познать культурные традиции и ценности народов, а также затрагивающие проблемы межнациональных отношений: «Изображение христианских праздников и традиций как средство раскрытия характеров главных героев рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»; «Проблемы толерантности в повести Л.Н. Толстого «Хаджи – Мурат»; «Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме «Беглец»; «Проблемы межнациональных отношений в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»; «Гуманизм поэзии Расула Гамзатова». Изучение нерусскими учащимися языка художественных произведений русской литературы помогает им глубже и точнее постигнуть значение слов, развить навыки владения стилистически окрашенной речью.
Разработанный для шестиклассников цикл уроков «Отражение идеалов в литературных произведениях и произведениях устного народного творчества». На первом уроке этого цикла по теме «Отражение идеалов в сказаниях и легендах разных народов» учащиеся работали с текстами «Сказание о белгородском киселе» и «Сказание о Кер-Оглы» (туркменский эпос). В ходе занятия дети выполняли задание по карточке, в котором нужно было подчеркнуть те слова, которые, по их мнению, отражают высокие моральные качества людей. Далее детям предполагалось назвать качества и черты характера людей, которые отражены в данных произведениях, подтвердить их наличие примерами из текстов и сопоставить представления об идеалах у разных народов. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось выполнить одно из трех заданий: написать мини – сочинение «В чем современность идеи сказаний?»; составить рассказ на тему «Почему в сказаниях разных народов представления об идеалах сходны?»; составить книжку – словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.
На втором уроке учащиеся работали с произведениями современных писателей, с содержанием которых познакомились самостоятельно: «Уроки французского» В. Распутина, рассказы Ф. Искандера «Дедушка», «Первое дело». На первом этапе урока детьми были сделанные небольшие сообщения о жизни и творчестве писателей. Затем дети провели исследовательскую работу, основными задачами которой были: привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей, которые ценят разные народы; определить, какие качества людей отражены в рассказах Ф. Искандера.
Третий урок этого цикла назывался «Отражение человеческих идеалов в пословицах и поговорках разных народов». В качестве домашнего задания детям было предложено подобрать пословицы и поговорки, отражающие высокие моральные качества и осуждающие отрицательные качества людей.
На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Региональный компонент образовательного стандарта дал мне возможность на более высоком уровне познакомить ребят с национальными традициями, с особенностями языковой культуры жителей Ставропольского края. С шестиклассниками мы организовали сбор пословиц, поговорок народов, проживающих на территории Ставропольского края, туркменских пословиц и поговорок, сравнили их с русскими пословицами и поговорками, выявили их сходство и отличие, сгруппировали по темам «Добро и зло», «Отечество», «Ум и глупость», «Труд и лень», создали презентацию, а затем предоставили на занятии по теме «Малые жанры фольклора», «Пословицы и поговорки народов Ставрополья».
В 7-м классе составили сборники «Обрядовая поэзия», «Обрядовые песни», в 8-м – «Казачьи песни Ставрополья», «Бытовая речь ставропольцев». Материалы работы стали предметом исследования на тему «Обрядовые песни жителей Ставрополья». Исследование увлекло ребят, помогло увидеть связь времён, связь поколений, самобытную биографию народов.
Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравнения, у педагога появляется возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с одним из ведущих признаков народа – языком и показать разнообразие этнических культур, их сходств и различий.
Великий французский философ Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Хочется надеяться, что количество мыслящих, а, значит, читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти. И наша задача, задача родителей, педагогов, да и просто взрослых людей, не заставлять читать, а возрождать интерес к книге.
Выводы:
Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и другие.
Таким образом, подведя итог, можно сказать следующее: чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день.
Как отмечает М. М. Безруких, все существующие проблемы в области детского чтения на современном этапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учить чтению – по мнению М. М. Безруких, с этого всё начинается.
Вторая задача государства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.
И третья задача, если в этом есть необходимость, – поддерживать современных писателей, пишущих для детей. Таким образом, как утверждает М. М. Безруких, с ребёнком просто нужно больше говорить.
Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.
Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Список литературы:
1. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. биб-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – 1300 с.
2.Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. – 2008. – С. 30 – 32
3.Маршак С. Я. Воспитание словом. Эл.ресурс:http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie43.htm
4.Словарь литературных терминов. Эл.ресурс: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/
5.Современная зарубежная детская литература (в двух томах). Хрестоматия для студентов филологического факультета. — СПб.: Свое издательство, 2011
6. По материалам учебников Коровиной В. Я.

«Как привлечь детей к чтению»

КАК ПРИВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ

Как говорил С.Я. Маршак «Основная задача взрослых — открыть в ребенке талант читателя». Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно подавать ему пример, читая при нем книги, газеты, журналы. Родители очень расстраиваются и огорчаются, когда их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом они даже не догадываются, что причина этого всего кроется в них самих.

Читать с ребенком нужно каждый день. Пусть это в вашей семье будет доброй традицией. И что не маловажно, чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Можно читать друг другу по очереди, по ролям….. Вариантов очень много. А если ребенку читать перед сном, то он будет в восторге, и приятнее ему будет засыпать.

И, конечно же, не забывайте выбрать ту книжку, которая будет интересна ребенку, а не вам. Можно выбрать книгу, описывающею ситуацию, в которой он был. Например, после прогулки по лесу или по аллее книга про природу будет воспринята на «ура».

Окружайте ребенка книгами. Если ребенок живет в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребенка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие. Сделайте ребенку свой книжный уголок. Пусть у него дома будет своя маленькая библиотека.

Читайте медленно с интонацией. Не спешите, добавьте драматичности и выражения вашему голосу. Ребенку интереснее будет слушать вас. В конце задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребенок мог спросить о непонятных местах и обдумать прочитанное.

Дети любят перечитывать любимые истории, потому что знают, что произойдет с любимыми героями дальше. Или же можно купить аудио запись произведений. Бывают моменты, что ребенок не хочет читать. Не заставляйте, не принуждайте его! Ведь чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью! Пройдет время ребенок сам попросит вас прочитать ту или иную книгу. Показывайте ему свою заинтересованность в его чтении. Обязательно слушайте, как ребенок читает сам. Пусть он чувствует интерес старших. Если ребенок заинтересовался каким-либо жанром (приключением, фантастикой и т.п.), темой (о животных, о природе и т.п.), то предложите ему интересующую литературу.

В. Белинский в своих обращениях к родителям советовал, как можно раньше начинать знакомить детей с произведениями классиков, чтобы с самых ранних лет жизни ребенка его развитие и формирование проходило под благотворным влиянием высокого классического слова: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного: пусть поэзия действует на них, как музыка прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед».

Давайте подружим наших детей с книгой, научим наслаждаться чтением, ведь чтение способствует успешному освоению грамотного письма, обогащает словарный запас, развивает память и воображение, ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Так же общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта, и успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. А семейное чтение способствует укреплению семейных связей, повышает у ребенка авторитет родителей, позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.

Для любого ребенка чтение – это, прежде всего общение с родителями. Лишив его совместного чтения, вы лишаете его едва ли не самых счастливых мгновений.

Вот некоторые советы от специалистов:

• Каждому возрасту своя литература! Даже разница в два года – это целая пропасть в развитии. Советуют каждый год приобретать или брать в библиотеке хрестоматию для соответствующего возраста;

• Предлагайте ребенку книги разных авторов и жанров. Это будет формировать задатки литературного вкуса;

• Формируйте привычку. Читайте каждый день! Читайте просто так, чтение ради чтения. Очень плохо, когда активное знакомство с литературой начинается с обязаловки в школе.

• Введите новую традицию – День любимой книги. Выберите день, когда вы будете перечитывать ребенку его любимую книгу. Это приучит возвращаться к прочитанному, смотреть по-новому на знакомое произведение;

• Учите чтению с предложением. Читайте больше книги, разбитые на главы, в день по главе;

• Не заставляйте ребенка читать самостоятельно, даже если он уже умеет складывать буквы в слоги. Помните, первую книгу для самостоятельного прочтения ребенок должен взять сам. Принуждение убивает читательский интерес.

• Лучший подарок – игрушка, а не книга! Говорят книга – хороший подарок, только не для школьника. Хороша она только для того, кто любит читать. Книгу нужно дарить, но не на праздники. Дарите просто так.

• Семейная книга – это здорово! Но лучше запишитесь с ребенком в библиотеку! Там атмосфера особенная. К тому же проводятся праздники и занятия. У ребенка начнется формироваться читательская культура.

• Читайте сами! Ваш пример – лучший! Это самый лучший способ привить чаду любовь к книге.

Не такие уж и трудные пункты. Главное – захотеть! Приучить ребенка к чтению – это наша с вами задача, и нужно начинать со своего чада.

Чтение для школьников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *