Осмогласие

Основой древнерусского музыкального канона явилась система осмогласия (от слав. осмь — восемь). С помощью осмогласия устанавливался строгий порядок музыкального оформления службы. Гласы образовывали так называемый византийский столп — последовательное чередование восьми гласов в течение восьми недель, по истечении которых весь столп повторялся сначала. С этим порядком были связаны напевы и словесные тексты. Каждый из восьми гласов имел свои тексты и свои напевы с присущими каждому из них мелодическими формулами — попевками, лицами, фитами. Эти своеобразные канонизированные мелодико-ритмические обороты записывались особыми знаками сокращенного невменного письма — графическими формулами.

Система осмогласия распространялась не только на все виды распевов и музыкальных форм, но влияла и на формирование певческих книг4.

Каноничной была также и ладовая организация древнерусских песнопений. «Ладовая система древнерусской монодии — одна из трех великих модальных систем европейской музыки (наряду с античной и греческой)»5. Невозможно точно сказать, какова была ладовая система в древнейшие времена, например, в Киевской Руси. Теоретические обобщения, связанные с церковной музыкой, возникли в XV в., а подробная фиксация лада началась лишь на рубеже XVI—XVII вв. Появление этих сведений было обусловлено необходимостью точно фиксировать высоту звуков в крюках с помощью особых знаков — степенных (киноварных или шайдуровых) помет, созданных новгородским теоретиком Иваном Шайдуром в конце XVI — начале XVII в.

Ладовая система древнерусского певческого искусства представляет собой стройную последовательность чередования тонов и полутонов, образующих двенадцатиступенный звукоряд, именуемый обиходным.

Обиходный звукоряд распадается на четыре согласия — простое, мрачное, светлое, тресветлое по три звука в каждом, расположенных по большим секундам. Смежные согласия соединяются малыми секундами6. Эти четыре согласия объединяются также в три гексахорда, главный из которых от ноты до составлен из двух согласий — мрачного и светлого, ему соответствует диапазон наиболее древних песнопений.

В развитых по форме мелодиях знаменного распева нет в нашем понимании тонального центра, пронизывающего насквозь все песнопение. Принципы ладовой организации в знаменном распеве, как, впрочем, и в западной средневековой и восточной монодии, отличаются от европейской мажоро-минорной гармонической системы. Связь звуков определяется в них не сквозным тяготением к основному тону — тонике, а по принципу модальных ладов — мелодическим движением по определенному звукоряду с переменностью ладовых опор.

В древнерусских распевах, основанных на обиходном звукоряде, ладовые устои связываются с конечными тонами — концами строк и отдельных попевок. Таким образом проявляет себя переменный лад, он используется не во всем произведении, а в пределах мелодических формул, попевок, в которых различаются звуки доминирующие, по терминологии Д. В. Разумовского, «господствующий тон» (ГТ), и завершающие все песнопение или его разделы — «конечный тон» (КТ). На протяжении одного песнопения они могут меняться, отсюда возникает ладовая переменность.

АЛФАВИТНЫЙ РАЗДЕЛ

  • Обедня
  • Обедня
  • Обет
  • Обет
  • Обетование
  • Обетование
  • Обида
  • Обида
  • Обитель
  • Обитель
  • Облачение
  • Облачение
  • Обличение
  • Обличение
  • Обновление иконы
  • Обновление иконы
  • Обожение
  • Обожение
  • Обольщение
  • Обольщение
  • Образ и подобие Божии
  • Образ и подобие Божии
  • Образование
  • Образование
  • Образок
  • Образок
  • Обращение
  • Обращение
  • Обрезание
  • Обрезание
  • Обручение
  • Обручение
  • Обряд
  • Обряд
  • Обрядоверие
  • Обрядоверие
  • Общение свойств в Иисусе Христе
  • Общение свойств в Иисусе Христе
  • Община
  • Община
  • Обязанности христианина
  • Обязанности христианина
  • Оглашение
  • Оглашение
  • Оглашенные
  • Оглашенные
  • Огонь Благодатный
  • Огонь Благодатный
  • Одержимость
  • Одержимость
  • Одиночество
  • Одиночество
  • Ожесточение
  • Ожесточение
  • Ойкумена
  • Ойкумена
  • Оккультизм
  • Оккультизм
  • Окормление духовное
  • Окормление духовное
  • Октоих
  • Октоих
  • Омофор
  • Омофор
  • Онанизм
  • Онанизм
  • Оправдание
  • Оправдание
  • Опресноки
  • Опресноки
  • Оптимизм
  • Оптимизм
  • Опыт духовный (религиозный)
  • Опыт духовный (религиозный)
  • Орарь
  • Орарь
  • Орлец
  • Орлец
  • Орос
  • Орос
  • Освящение
  • Освящение
  • Освящение вещей и продуктов
  • Освящение вещей и продуктов
  • Освящение дома
  • Освящение дома
  • Освящение храма
  • Освящение храма
  • Осквернение
  • Осквернение
  • Осмогласие
  • Осмогласие
  • Осуждение
  • Осуждение
  • Ответственность
  • Ответственность
  • Отдание праздника
  • Отдание праздника
  • Отец
  • Отец
  • Откровение Божественное
  • Откровение Божественное
  • Откровение помыслов
  • Откровение помыслов
  • Отлучение от Церкви
  • Отлучение от Церкви
  • Отпавшие
  • Отпавшие
  • Отпевание
  • Отпевание
  • Отпуст
  • Отпуст
  • Отречение от мира
  • Отречение от мира
  • Отрок, отроковица
  • Отрок, отроковица
  • Отступка и преступка
  • Отступка и преступка
  • Отходная
  • Отходная
  • Отцы и учители Церкви
  • Отцы и учители Церкви
  • Отчаяние
  • Отчаяние
  • Отче наш
  • Отче наш
  • Отчитка (экзорцизм)
  • Отчитка (экзорцизм)
  • Отшельник
  • Отшельник
  • Охлаждение веры
  • Охлаждение веры
  • Очи Божии
  • Очи Божии
  • Очистительные молитвы
  • Очистительные молитвы
  • Очищение ума
  • Очищение ума

Что такое система осмогласия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *