Погребной-Александров:Скит

УДК:00 В предоставленной вашему вниманию статье, вы можете обнаружить и прочесть новые, возможно шокирующие и неизвестные, непривычные или не многим доступные данные, которые являются первичным источником отдельной части или всей изложенной информации первоначальных (или не совсем известных широкому кругу читателей) оригинальных исследований А.Н. Погребного-Александрова, которые когда-то, кем-то, как-то и где-то уже были опубликованы ранее небольшими тиражами и, возможно, лишь незначительная часть тезисов, мнений, исторического или научного материала и очень ранних публикаций — не дошедших до многих современных читателей и отдельных писателей, делает их оригинальными и не совсем известными. Подробности — в статье и на странице обсуждения.

Скит (от др.-русс. скитъ, греч. Σκήτη) — отшельническое поселение вдали от больших селений, цивилизации и индустриальных городов беженцев от светской и церковной власти, а также — скитальцев и ищущих уединения от мирской жизни среди тихой пустоши и естественной природы.

С развитием церковной власти средних веков и нового исторического возрождения российской религиозной элиты, скиты стали частью церковно-административного деления и вошли в подчинение настоятеля монастыря, хотя и продолжали организовываться в отдалении от монастырских земель и на окраинах пустующих угодий, в виде небольших монашеских келий для отшельников. Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и иные типы обязанностей и обязательств пред самими собой и Всевышним.

В основе своей, скиты являются условно закрытыми поселениями для посещения посторонними лицами. В старообрядчестве скитом назывался и называется любой монастырь и поселение монастырского типа.

Некоторые современные религиозные источники предполагают, что слово «скит» произошло от названия местности в Египте, в котором в IV—V вв. были уединенные поселения монахов — Скитской пусты́ни.

Историческая справка

Комаровский скит

На территории современной Руси — в древности, скиты существовали в виде поселений вдали от больших и малых населённых пунктов, в непроходимых лесах и болотистых местностях, которые обустраивались скитающимися отшельниками и бродячими беглыми, протестующими засилиям светской и реформаторам религиозных властей «староверами», раскольниками и беженцами от погромов и воин ещё задолго до времён крещения Руси; никакого отношения к церковно-административной власти они не имели и были самостоятельными образованиями в дремучих и непроходимых местах.

Скит

Скиты, состоящие из нескольких келий и/или небольших деревянных домиков, огораживались частоколом и были недоступны. Строились скиты втихомолку, исподволь, и состояли из добротных, хорошо обустроенных отдельных изб с множественными покоями и переходами, выходами во все стороны, с тайниками и чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями — нередко связанными между собою под землей. Некоторые из скитских мест были не только благочестивыми поселениями, но и вертепами разврата, а также — притонами бандитов и бродяг. Со временем, при увеличении количества жителей, подобные поселения разрастались в небольшие монастыри, обрастали деревеньками и превращались в сёла.

Подобные скитальческие поселения Евразии были не редкостью: образовывались беженцами от хозяев и фанатично-убеждёнными верующими людьми, уходящими от насильственного и наглого насаждения новой религии и новой власти, а уже обустроенные и давно существующие — принимали обиженных и оскорблённых путников. Наиболее часто скиты возникали при изменениях религиозно-политической системы и власти, которые покоряли и уничтожали «Крестовыми походами» и «Святой Инквизицией» в борьбе с «язычеством» и старообрядством. Во времена длительного периода «крещения Руси», начиная с 988 года князем Владимиром, было множество несогласных с новыми порядками и насильственным насаждением иных традиций. Часть из нежелающих перемен и ища помощи у соседей, бежало в близлежащие страны и государства — чужеземные города и селения, а многие из выживших превращались в отшельников и уходили в пустошь, создавая свои небольшие скиты. Создавались скиты как задолго до «Крещения Руси», так и при Иване «Грозном», и при Петре I… Даже во время русской революции 1917 года и во время первых лет Советской Власти было образовано несколько скитов в Сибири и на Дальнем Востоке.

Староверы скита

Этимологические изыскания

Скит в праслав. и др.-рус. «скитъ» — поселение скитальцев от веры и старых традиций, но в некоторых источниках существует ошибочное предположение, что слово происходит от греч. «asketos» — аскет, подвижник и более позднее греч. Σκήτη, от копт. «schiet», или от названия поселения в Египте.

Рассматривая происхождение наимнования «Скит» необходимо заметить, что у различных народов есть слова сходные по звучанию и близкие по образной составляющей в значении. В англосакском, это англ. «Scythe» — коса для сенокоса, в германском нем. «Skythen» — скиф(ы) — многоязычный кочевой народ Евразии, в составе которых были и «русские» (различные разбросанные племена, коганы и селения со схожей словесностью (подобно ру́сам, уру́сам, ро́сам, у́рсам, древля́нам, ма́нси, о́русам, у́грам, ха́нтам и т. д.) ставшим впоследствии россиянами), в греческом похожий корень слова греч. «asketos» — аскет, в коптском копт. «schiet»; в египетском наречии — название поселения, и т. п. Но эти примеры, которые приводят некоторые лингвисты, лишь отдалённый намёк на сходство и относительность, касательная единства каких-то племён и их народов, постоянно переплетаемых временем в истории прошлого.

Ссылаясь на различные ранние источники и их авторов, М. Фасмер замечает об этимологии слова «скит» следующее:

— скит, род. п. -а́, русск.-цслав. скытъ, скитъ (Пандекты Никона и др.), скытѩнинъ «отшельник» (Изборн. Святосл. 1076 г.; см. Срезн. III, 375 и сл.). От греч. Σκῆτις — название пустыни в Египте, где предпочитали селиться греч. монахи (ср. Хойси, Urspr. d. Мönchtums 144 и сл.; Буссе у Ван-Вейка, Мél. Мikkola 348 и сл.; Желтов, ФЗ, 1876, вып. 4, 44; Фасмер, Гр.-сл. эт. 183). Ошибочно производить из греч. ἀσκητής «аскет», ἀσκητήριον «место отправления аскетизма» (Маценауэр, LF 20, 8). Сюда же Ски́тский патери́к «патерик скетских отшельников в Египте» (Ван-Вейк, там же).

Как видно из приведённого выше, этимология спорна и у Фасмера, указывая на др. русское и церковнославянское происхождение, при упоминании греческого при этом, — замечает А. Н. Погребной-Александров (Pogrebnoj-Alexandroff). Однако, необходимо заметить, что в древне-русском и славянских языках есть слово «кить», или — кита, китана, китень и т. д., в значении «связки», «сплетения», «кисти» и «цельной грозди», а также букета цветов или ветви гороха и ракиты, плетёной из травы верёвки… — во множественном значении чего-то целостного и соединённого воедино.

Здесь необходимо вспомнить, что московский «Китай-город» — не китайское поселение в России, а связка оборонительных сооружений, по признаку использованного значения в слове «кита», откуда — возможно, и, связь с известным сложносоставным словом в именовании укрепления «цитадель» — при плавающем и/или изменчивом произношении условно-латинской буквы «C» (ци, си, ки). Исходя из приведённых примеров, можно предположить, что и слово «скит» происходит именно от древнего русского значения в слове «кита» — связка и целостность чего-то разрозненного: нечто собранное воедино искусственным и/или естественным путём.

Словарные толкования и пояснения

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова СКИТ м. 1) Небольшое жилище для монахов-отшельников, устраивающееся в отдалении от основных построек (в православных монастырях). 2) Старообрядческий монастырь или поселок монастырского типа в глухой пустынной местности. Орфографический словарь СКИТ, -`а, предл. в скит`у (монастырь) Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой СКИТ, -а, о ските, р скиту, м. 1. Небольшой поселок монахов-отшельников в отдалении от монастыря; жилище монаха-отшельника. 2. Небольшой отдельный, чаще старообрядческий, монастырь в глухой местности. II прил. скитский, -ая,-ое. Толковый словарь В. И. Даля СКИТ, скиток м. пустынь, общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями. Раскольничьи монастыри зовутся скитами; строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях, с переходами, выходами во все стороны, с тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, также нередко между собою связанными под землей; это вертепы разврата и притоны бродяг. (Скит, греч., но приноровлено ко глаг. скитаться). Скитник, -ница, скитяник, скитарь, пустынножитель, обитатель, -ница скита; | это общее название тайных раскольничьих отшельников. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова СКИТ скита, о ските, в скиту, м. (греч. sketos) (церк.). В православных монастырях — небольшое общежитие из нескольких келий, устраивавшееся в отдалении от монастыря для монахов-отшельников. || Небольшой поселок монастырского типа, устраивавшийся в глухих местностях бежавшими от преследования старообрядцев (дореволюц.). Керженские скиты. В скитах селились старообрядцы разного звания. Мельников-Печерский. Cловарь синонимов Н. Абрамова Монастырь, лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См. убежище

Черниговский скит

Современное значение

Многие староверческие скиты и древние поселения были уничтожены в XVII—XVIII вв. новой религиозной властью, подчинившей и преобразовавшей наиболее значимые и известные из них в собственные монастыри и монастырские угодья. В XX веке, в период Советской власти и борьбы с «мракобесием» часть строений было приобразовано в музеи, склады и архивы, а большая — заброшенная часть, пришла в запустение и разрушена при разграблении «народной властью». После падения коммунистического строя и развала СССР, отношение к религиозно-культовым учреждениям изменилось. В настоящее время скиты имеют огромное культурно-историческое значение, как памятники старины и нелёгкого противоречивого прошлого и настоящего современной России.

В конце XX начале XXI веков Русской правосланой церковью и отдельными сообществами граждан начали зарождаться новые и возрождаться старые скитские поселения на территории Российской федерации, но их современный характер носит не религиозно-политическое — как в далёком прошлом, а культурно-историческое и экономическое значение.

Примечания и сноски

  1. Скит с картины Аполлинария Васнецова.
  2. В статье использованы пояснения А. Н. Погребного-Александрова.
  3. Северные территории современной России, Сибирь; древние территории Финляндии и Норвегии, пустыни Египта и Полистины, а также иных стран.
  4. Некоторые события о жизни на Руси 15-го века показаны в фильме Арсения Тарковского «Андрей Рублёв»
  5. По сообщению Советских газет: «В 1978 году геологами в глухой тайге была найдена семья отшельников-старообрядцев Лыковых. К моменту обнаружения жителей их было пятеро: глава семейства Карп Иосифович, сыновья Саввин (45 лет), Дмитрий (36 лет) и дочери Наталья (42 года), Агафья (34 года). Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года».
  6. Обсуждение:Скит
  7. Сообщение РуВП
  8. «Открытый» современный религиозный источник в интернете (религиозное интернетсообщество).
  9. «Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца — популярные в Древней Руси компиляции, переведенные с греческого языка; оригиналы до сих пор не изданы.
  10. «Изборники» 1073 и 1076 годов — третья по древности из древнерусских рукописных книг, после «Остромирова евангелия» и «Новгородского кодекса»; были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьяк по имени Иоанн, имя второго неизвестно; Изборник 1073 г. найден в 1817 г. в Новоиерусалимском монастыре экспедицией К. Ф. Калайдовича и П. М. Строева, хранится в Государственном историческом музее (Синодальное собрание, № 1043).)
  11. Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка» (переод с немецкого) в 4-х томах, М., издательство «Прогресс» 1964—1973 гг.
  12. Смотрите по этому поводу статьи о древнерусскославянских словах — лико/лицо или кветочек/цветочек, киники/циники, а также — китара/ситара или квиток/свиток и т. д.
  13. Алексей Погребной-Александров (лат. Aleksey Pogrebnoj-Alexandroff) Новое русское слово, — со старыми заплатами = «Новое русское слово, — со старыми заплатами: в форме не расширенного серийного издания «Занимательная этимология, и/или… — эти мол, логические размышления», кои есть, в причин… но видимых изысканиях не токмо словесности русской и иноземноставшей, а и соседствующей с нашей — по городам и весям оным» ‭. Т. 1. — Москва — Франкфурт — Париж — Нью-Йорк: US-CS, 1979‒2015 гг.. — 228 с. — ISBN 978‒0‒9721266‒7‒0
  14. Ефремова Т. Ф. «Новый толково-словообразовательный словарь русского языка», Издательство: Дрофа, Русский язык, 2000 г. ISBN 5-200-02801-9
  15. «Русский орфографический словарь Российской академии наук». Отв. ред. В. В. Лопатин. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001—2007 гг.
  16. «Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой», Учреждение Российской академии наук Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН и ООО «Словари.ру», 2001—2011 гг.
  17. Ожегов Сергей Иванович, Шведова Наталия Юльевна. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ, 1992. 955 с 100000 экз. 1993. 955 с
  18. Толковый словарь В. И. Даля «Толковый словарь живаго Великорускаго языка» (первое издание — 1867 г.)
  19. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова в 4-х томах, Москва 1934—1940 гг.
  20. Д. Н. Ушаков «Орфографический словарь русского языка», издательство «Учпедгиз», Москва 1937 г.
  21. Н. А. Переферковича (1871—1940) «Cловарь синонимов Н. Абрамова»; 5-е, исправленное и дополненное издание, 1994 г.
  22. Один из примеров — Скиты Соловецкого монастыря.
  23. Перестроенный церковью, Черниговский скит.
  24. Манявський скит.
  25. Валаамский скит во имя Воскресения Христова.
  26. База отдыха «Мещерский скит»
  27. Пример звучания (смотрите подробности в информации о медийном файле Ru-скит.ogg на отдельной странице).
  28. Пример звучания (смотрите подробности в информации о медийном файле Ru-скиты.ogg на отдельной странице).

Сейчас Вы находитесь на странице словарной статьи, поясняющей значение какого-то слова, сокращения или словосочетания, которая может быть расширена и дополнена Вами аудиовизуальным материалом, альтернативными дополнениями известных пояснений, исторической справкой, способом изготовления или использования описываемого, на внешние источники интернета и литературой, а также иными разделами до статьи энциклопедического вида.

Если Вы попали сюда по ссылке одной из статей «Традиции» ошибочно, пожалуйста, вернитесь и перепишите данные так, чтобы они указывали непосредственно верное направление к нужной для пояснения слова или термина статье.

>Монастырь, монашество

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

  • Монастырь без секретов
  • Монастыри и монашество. Традиции и современность
  • Монастырская жизнь
  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?
  • Монастырь live (Фото)
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
  • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь России
  • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
  • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Что мешает уйти в монастырь?
  • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
  • Чудов монастырь
  • Монашество. Ответы священников
  • Иные люди
  • Последний лаврский монах
  • Записка о монастырях и монашестве
  • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
  • Монах в миру?
  • Может ли монах вернуться в мир?
  • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
  • Старец Илий о монашестве
  • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
  • Чем питаются монахи? Полное меню
  • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Что такое скит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *