Суть и культура Язычества.

Говоря о сути язычества как такового, достаточно сложно охарактеризовать или описать все аспекты присущие данным верованиям. В большей степени, это связано с тем, что так называемых «языческих» верований, традиций и философских течений существует огромное количество и все они имеют свои собственные особенности. Тем не менее базируясь на самых распространенных языческих течениях можно обрисовать общую концепцию. Итак, к основным характеристикам или сути язычества можно отнести:

Политеизм.

Так как большинство языческих верований берут свое начало в очень древние времена, еще до создания концепции «одного Бога», то и божеств, которым поклоняются язычники может быть много. В качестве близкого нам примера, можно взять верования славянских язычников. В их религиозном представлении существовали такие боги как: Перун (главный бог и бог-громовержец), Даждьбог, Сварог, Стрибог, Велес и другие. В итоге можно сказать, что большинство языческих религий практикуют так называемое «многобожие» или веру в множество сверхъестественных существ. Также следует сделать один очень важный акцент на том, что язычество как таковое допускает плюрализм и разнообразие мнений. Это значит, что язычники, как правило, довольно спокойно относятся к тому ,что у приверженцев других религий есть свои боги. В отличие от традиционных религий, в язычестве нет отрицания существования других, чужих божеств.

Почитание природы.

Еще одним общим для большинства языческих практик, является почитание природы. К примеру, очень важными и почитаемыми местами могут быть леса, горы, озера или реки. Как правило, эти объекты тесно связаны непосредственно с божествами или их действиями. Помимо этого, в язычестве большие акценты делаются на времена года, а именно на их сменяемость. В эти периоды происходят различные праздники, сопровождающиеся различными ритуалами. Особым почитанием пользуется земля, или как ее еще называют «Мать Земля». Многие язычники видят саму Землю как священную. К примеру, в Древней Греции Земле всегда предлагалось первое возлияние вина.

Магия и магические ритуалы.

Хоть язычество в большинстве своем и лишено каких-либо обязательных догматов, каноничных и «истинных» писаний, все же ему присуще множество различных ритуалов и церемоний. В свою очередь подобные ритуалы являются своеобразными магическими актами, которые призваны умилостивить или поблагодарить богов. Некоторые из них должны отпугивать злых духов или отводить несчастья. Таким образом можно сказать, что наличие магической составляющей является основополагающим фактором в концепции языческих верований.

Факты о Язычестве.

  • Язычники не верят в христианскую концепцию Бога, но именно христианская мифология позаимствовала значительную часть идей с языческих верований.
  • Язычники не верят в дьявола или сатану. Эта концепция возникла с христианством.
  • Язычники не сатанисты. Сатанизм был рожден из ответа на христианство. Это не имеет ничего общего с языческими мифологиями, которые предшествовали христианству.
  • Язычники не приносят в жертву людей или животных. В древние времена все религии, включая христианство, совершали обряды жертвоприношения. Сегодняшние язычники оставили эту часть своей системы древних убеждений в прошлом.
  • Многие праздники происходят из язычества. К примеру: Рождество, Пасха и Хэллоуин.
  • Язычники не ненавидят Иисуса, но они не поклоняются ему. Большинство думает, что он был хорошим человеком, который пытался сделать мир лучше. Но, язычники не считают его богом.
  • Для язычников магия и заклинание — это акты целенаправленной молитвы с четким намерением.

В итоге можно сказать лишь то, что язычество, это очень древняя система верований, которая внесла свой вклад как в формирование «основных» религиозных течений, так и в культуру различных наций в целом. В некотором смысле, именно в язычестве, в традициях и ритуалах, хранятся многие ключевые факторы, которые сформировали народы такими, какими они есть на данный момент. И даже только с исторической точки зрения, данные системы верований представляют огромную ценность как для определенных народов, так и для всего человечества в целом.

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:

Родноверие, определение. Язычество без перерыва. Язычники о Язычестве

Родноверие (славянское язычество, ведическое мировоззрение, старая вера) – это не столько вера, сколько знание. Это знание лежит в бесконечном пространстве: Человек-Природа-Космос-Человек.
В трех камнях положенных особым образом древним человеком не меньше мудрости, чем в современной телевизионной вышке. Чтобы это понять, мозг человека должен вспомнить, зачем он явлен в природе.
Не надо вступать в спор с людьми, исповедующими религии. Ибо сам спор не имеет смысла, так как верующий говорит, что он «верит», а просвещённый родновер говорит, что он «знает». Он знает, что он часть бога, а не его слуга. Он знает, что он часть Природы, а не сделан из грязи и пыли. Он знает, что первые боги были самыми честными богами, данными по рождению. Он знает, что в прошлом больше мудрости, чем в будущем. Он знает, что в его генах хранится вся память его рода. Он ищет пути к этой памяти, а не блокирует её ложными идеями. Он в поиске, в отличие от «верующих», которым уже дано «всё». У него есть будущее…
Не торопитесь бежать в первую же «родноверческую общину», появившуюся в вашем крае. Тема родноверия приобретает повышенный интерес, поэтому многие мошенники пытаются использовать родноверие как бизнес, как возможность реализовать себя в качестве «волхва»-«попа». Прежде чем пойти в общину прочтите тех исследователей, которые первыми прикоснулись к дохристианскому мировоззрению предков: Егор Классен, Фаддей Воланский, Платон Лукашевич, Юрий Миролюбов, Сергей Лесной, Илья Тёрох, Александр Афанасьев, Петр Орешкин… Только в этом случае вы сможете понять, что из себя представляет организация и её лидер.

Ведь многие «волхвы», «ведуны», «ведуньи» и пр. несут «знания» личных разработок, настаивая на их истинности, превращаясь в обычных сектантов. Некоторые из них вызывают сомнения в психическом здоровье. Некоторые сотрудничают с соответствующими органами, которым по статусу положено следить за религиозными и политическими убеждениями граждан.
Всегда помните, что мы внуки Богов Солнца, а не проезжего чужеземца. Только на пути постижения далёкого прошлого можно достучаться до генетической памяти своего рода, открыть в себе новые возможности, новое понимание мира. К.Э. Циолковский говорил: «Даже вера в Перуна и та пригодится. И она будет нужна для создания истинной картины мира». Нам жизненно необходима истинная картина мира, ибо уже давно возник вопрос: Живем ли мы в том мире, который видим?
Роман Перин
(Отвечая читателям, 2010г.)

ЯЗЫЧЕСТВО БЕЗ ПЕРЕРЫВА

Источник: rod_vera.blog.tut.by, Опубликовано 30.08.2013 автором Vezemar.

Здесь я хотел бы сказать о том, что вижу сомнения в размышлениях многих язычников. Не то, чтобы это были сомнения, но уверенность в том, что язычество, как вера славян, возрождается только сейчас, после тысячи лет забвения.
Многие действительно считают, что язычество было обрублено топором христианских миссионеров тысячу лет назад, полностью и беспрекословно уничтожено. Будто бы на протяжении этой тысячи лет не существовало даже упоминаний о вере предков, и было начисто стёрто из памяти славян.
На самом деле это далеко и далеко не так. Современное язычество развивается и возрождается вовсе не из каких-то археологических раскопок, обрывков исторических данных, поучений против язычества и т.п. Скорее всего, это лишь дополнение, помогающее нам составить наиболее полное представление о верованиях наших предков. Вообще, это размышление я хотел бы назвать: Язычество было тысячу лет назад, язычество было на протяжении последней тысячи лет, язычество остаётся непобеждённым и сейчас.
Язычество как было, так и остаётся на Руси, и этому есть тысячи доказательств, основанных на исторических Фактах! Некоторые из них мы рассмотрим далее. Стоит только сказать: всю эту долгую тысячу лет, после того, как христианство поселило на просторах нашей Родины нового Бога, люди живут по языческим традициям. Многие из нас соблюдают и даже строго соблюдают языческие обычаи, даже того не ведая. Сама церковь боролась с язычеством не только в девятом, десятом и одиннадцатых веках, как это принято считать. Достоверные источники прямо говорят о том, что церковники выступали и боролись против язычников и в XV и в XVII веках и продолжают это делать до сих пор.
Это были не какие-то полуязыческие, двоеверческие проявления, которые христиане хотели искоренить, а настоящие языческие общины, собрания и целые поселения. Что уж тут и говорить о праздниках, которые в большинстве своём несут именно древнеславянскую обрядность. Христианство лишь припорошило языческий образ жизни славян своим библейским напылением. Они заменили имена Богов, сохранив, тем не менее, сами образы языческих Богов, перенесли праздники на другие даты и т.д. Таким образом, людям было произведено внушение, что старого больше нет и никогда не вернётся. Однако ничего из этого у них не вышло и, по правде говоря, никогда и не выходило.
Во время уничтожения древней Веры не обошлось и без обмана, при помощи которого людям хотели преподнести забугорную религию. В каком-то смысле он подействовал. На протяжении тысячи лет умы масс всё же сместились в сторону церкви, но душой каждый из нас так и продолжил оставаться язычником и жить по верованиям своих предков. Полная неправда, что люди в 988 году шли креститься с радостью. Многие источники утаивают тот факт, что людей загоняли силой, а часть Новгорода вообще ушла в леса, не соглашаясь принять новую забаву князя Владимира.
Полная неправда, что люди сразу отвергли своих Богов, снесли сами капища и пошли в храмы христиан. Язычники долго и очень долго, активно на протяжении первых трёх столетий, а потом более тихо, но всё же не переставая, боролись против насаждения нового. Эта борьба сопровождалась не поучениями и наставлениями, как думают многие, а казнями и расправами, кровопролитными боями и настоящими революциями, какие были в Муроме, Новгороде, Киеве, Ростове и т.д. Чуры с капищ уносились домой и прятались. Их находили вплоть до XIII века и сами христианские летописи напрямую говорят о том, что люди продолжали верить в своих Богов, приносить жертвы в овинах, устраивать пиры для своих умерших предков. Люди последней тысячи лет сделали невозможное. Они пронесли языческую веру в своих руках, как неугасимое пламя в ладонях и с гордостью вручили его нам – своим потомкам.
Чего только стоят языческие праздники солнцеворота. Что только ни предпринимали христиане, что бы уничтожить эти праздники, переименовывали, переносили на другие даты, ставили строгие посты на эти дни и всё без толку. Видимо, крепка языческая жилка в каждом из нас, так как до сих пор Масленица, Купала, Коляда и другие празднуются во всю силу и мощь, сохраняя тысячелетние традиции. В 1505 году против купальских праздников, которые называли бесовскими, выступал игумен Елеазарова монастыря Памфил. Согласно летописям, термин “Болван” (чур или идол) было в обращении в XII-XIII веках. В приведённых описаниях можно читать о способе изготовления идолов того времени. То есть языческие идолы ставятся на капищах не только в наше время и ставились в дохристианскую эпоху, но вплоть до XIII века и дальше.
В 1165-1185 годах новгородский владыка Илья-Иоанн писал о том, что славяне до сих пор совершают браки по языческим законам и даже не думают идти в церковь для свадьбы и венчания, и это спустя двести лет после христианизации! Митрополит Фотия в 1410 году писал, что многие люди до сих пор живут вместе, не венчаясь, а некоторые имели по несколько жён, совсем как в старые времена. В 1501 году митрополит Симон говорит о том, что в Чудской, Ижорской, Корельской и других уездах до сих пор живут язычники. Начиная с 1534 года туда стали засылать миссионеров с проповедями, люди, конечно, кивали головами, но продолжали жить по-своему. Другие летописи говорят о том, что в Сибири и в XVII веке продолжали существовать языческие верования, а их носители даже слыхом не слыхивали ни о каком таком христианстве. Кроме того, в христианском Стоглаве прямо говорится о том, что в том же XVI веке церковь обличала остатки древнего язычества, которые даже спустя более полутысячелетия никуда не уходили, а жили своей жизнью параллельно с христианством.
Новгородский архиепископ Макарий писал Ивану Грозному о том, что: “во многих русских местах до сего времени обычая держахуся от древних прародителей… Суть же скверные мольбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и просто рещи – всей твари поклоняхуся, ако богу”.
И это XVI век, который по идее должен был быть полностью пронизан и пропитан церковным христианством! Из всего этого мы можем сделать вывод, что язычество вовсе не возродилось из пепла спустя тысячелетие, а существовало всё это время “подпольно” и имело своих последователей. Русское же христианство, которое имеет форму двоеверия, и наполовину состоит из славянского язычества, очень быстро идёт на нет и люди, понимая, где чистая и правильная вера, а где мешанина и кривда, охотно идут в языческие общины и принимают веру своих предков с радостью человека, который нашёл то, что очень давно искал.
Денис Блинцов

РОДНОВЕРИЕ

Источник: Толковый Словарь Демократического Новояза и Эвфемизмов
РОДНОВЕРИЕ — исконная этническая религия народа. Термин «родноверие» или «родная вера» введён в использование для удобства обозначения традиционных, в том числе дохристианских верований. В слове «родноверие» имеется корень «род», присутствующий также в словах «родина», «народ», «родственник», что является наиболее точным отражением смысла этого понятия. Для обозначения древней дохристианской религиозной и философской традиции славянских народов к слову «родноверие» обычно добавляется прилагательное «славянское». Славянское родноверие — это одна из многочисленных национальных разновидностей родноверия.
Возрождение массового интереса к дохристианской традиции Руси началось в СССР в конце 80-х годов XX века. Реформы, развал государства и идеологический вакуум породили рост национального самосознания, складывающаяся ситуация потребовала иных связей и опор, призванных поддержать и сплотить различные группы национально-патриотически настроенной общественности, в первую очередь молодёжи. Одной из таких связей стало возрождающееся славянское родноверие. Родноверие в современных условиях стало динамической мировоззренческой системой, опирающейся на древнее наследие предков, сохранившееся до наших дней в обычаях, обрядах, былинах, сказках, приметах, песнях, пословицах, двоеверии, трудах исследователей; а также на личный опыт и духовный поиск современного человека.
В современной научной терминологии родноверие классифицируется как политеистическая традиция, предусматривающая множество вариантов духовного развития, зависящих от индивидуальных качеств и особенностей каждого человека, от его призвания, которое он получил при рождении. Также одной из основ родноверия является почитание предков, творивших достойные дела на благо народа и родной земли, вне зависимости от их вероисповедания или идеологических пристрастий.
Современное родноверие не является догматической религией, не имеет «священных писаний» и непременных для исполнения предписаний, не имеет амбиций на обладание истиной в последней инстанции и не имеет общепризнанного лидера, поэтому не претендует на единственно верное учение в каких-либо областях морально-духовной сферы. Однако при этом родноверие несёт в себе нравственные ориентиры, кратко описать которые можно тремя словами: Кровь, Дух, Земля. Кровь — почитание предков, Дух — духовный рост и самосовершенствование человека, Земля — уважение и защита родной земли. Родноверие призывает к любви к жизни, красоте, гармонии, здоровью, внешней и внутренней целостности каждой личности, помогает осознать своё место в жизни.
Особое место в родноверии занимает понимание природы и отношение человека с природой. Природа в родноверии — не просто место обитания, не источник всевозможных благ и не предмет безжалостной эксплуатации. Природа —дом человека, и его храм. Отсюда и бережное к ней отношение, глубокое и личное. Поэтому родноверие иногда называют «природной верой».
В современной России славянское родноверие весьма неоднородно и имеет различные ответвления, связанные с разницей в понимании своего предназначения в жизни. Есть родноверческие организации, занимающиеся исключительно возрождением культурной и обрядовой стороны. Имеется экологическое направление. Есть и те, кто использует родноверие как основу своих общественно-политических, чаще всего национально-ориентированных (см. национализм), взглядов.
Сторонник родноверия — это человек, владеющий современными знаниями, интересующийся широкими сферами человеческой жизни (политика, история, культура, религия) и который чтит исконную народную традицию, следует заветам своих отцов и дедов. Он — продолжатель дела тех, кто жил на его земле до него и знает, что является прародителем будущих поколений — бесконечной родовой тропы от предков к потомкам. И именно поэтому родноверие в современном мире находится в очень непростом положении. С одной стороны адепты мировых религий, сражающихся за человеческие души (а на самом деле, за кошельки), пытаются всячески зашельмовать адогматическое учение, видя в нём прямую угрозу своим догмам. С другой же стороны государство обычно потакает всевозможным «родноверческим» организациям, чья цель состоит лишь в возрождении внешних проявлений, — отсюда и получаются разнообразные этнически-фольклорные группы, кои государство охраняет в рамках своей «заботы о сохранении народных традиций». Т. е. получается, что не духовная составляющая родноверия интересует власть имущих, но всего лишь ролевые игры современных «неоязычников», к которым подход простой: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не мешало».
Однако настоящее Славянское Родноверие возвращает в современное общество исконные народные ценности и, опираясь на них, идёт в будущее. Не одевание лаптей да расписных рубах и пляски под балалайку, но высшее духовное саморазвитие и экспансия человеческих возможностей — вот суть родноверия.

РОДНОВЕР

Родновер не тот, кто зубрит жития Перуна да Сварога, а тот, кто так ощущает себя в мире и соответственно действует. Он сильный и смелый завоеватель, трудолюбивый и гордый, не раб божий, а равноправный партнёр Богов. Для него Боги и герои эпосов, саг — в первую очередь лишь образы на которые он должен равняться. Родновер сам творец на своем жизненном пути и ответственность за свои поступки он несет не перед неким богом, а перед собой и своими предками. Не на том свете, а при этой жизни.

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА ДЛЯ ЯЗЫЧНИКА

Источник: novayrus.ru, Дек.18,2013

Символы для язычника имеют огромное значение, ведь именно символ заключает в себе тайный смысл в жреческом и магическом искусстве. Символ не является простым знаком или украшением на кумире, на магическом предмете или на одеждах волхва.
Языческий символ несет нам совокупность тысячелетних трудов древних жрецов, магических эффектов, сакральных смыслов. Если говорить более простым языком, символы славянского язычества несут на себе, прежде всего, огромную магическую нагрузку, и только иногда — нагрузку эстетическую.
Значение символа для язычника заметно по его воздействию на мир, по его преобразованию этого мира. Все символы язычника, так или иначе являются настоящими оберегами, способными дать настоящий отпор темным силам Нави и Хаоса.
Немало символов способны причинить вред и даже смерть от обладателя сего оберега.
Между мирами начинает стираться невидимая грань, заглянуть за которую способны не только Боги, но и самые могущественные люди-волхвы. Некоторые символы помогают в общении с Богами или с вездесущими силами природы.

ЯЗЫЧЕСТВО

Язычество есть нерукотворный свод законов, сообразно коим Пращуры наши строили жизнь свою в ладу с Природой и нам тако же делать заповедали. Это Путь Прави. Это ведание одухотворённости окружающего нас мира.
Язычество познаёт сокровенные тайны Природы, и через то мы учимся быть сами собой. Язычество — это почитание Древних Сил, что были до нас, что есть и что будут. Это общение живых с душами ушедших во Ино Предков, общение между людьми и Богами.
Языческая Вера есть подлинная Народная Душа, то, чем жив Род людской. Это дедова премудрость и отцовское напутствие, это бабушкины сказы и песни матери, это Любовь, это Сила и это Правда.
Богумил Мурин, «Триглав».

ЯЗЫЧНИКИ О ЯЗЫЧЕСТВЕ

Рождаясь, любой человек — язычник. Это объективная истина. Просто потому, что для того, чтобы стать христианином — надо «креститься». Для того, чтобы стать иудеем и мусульманином — надо совершить обрезание, только в разное время. Для того, чтобы стать буддистом — тоже надо пройти определённое посвящение (принятие «Трёх Прибежищ»).Единственная Вера (вернее, Вера как образ жизни), которая не требует посвящения в себя, — это Язычество. Родная Вера. Просто потому, что каждый человек (бурят, якут, мордвин, литвин, немец, русский, нанаец — не важно) рождается в Роду. Он уже изначально просто по факту рождения — язычник.
В Язычестве есть обряды посвящения. Но это либо возрастные мистерии, либо профессиональные.
Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что Язычество как таковое — естественное, Природное, приРОЖДённое состояние человека…
(Рагнар)
Язычество — не столько религия, сколько древнейшее Природное мировоззрение. Пока существует этот Мир, пока светит живое Солнце и вращается живая Земля, пока струят свои воды живые реки среди живых гор и равнин, деревьев и трав, Язычество будет живо в глубинах души и сознания каждого человека, кем бы он ни был и кем бы себя ни считал.
Язычество есть приверженность множеству извечных естественных воззрений и верований. Они различаются между собою у разных народов, но едины в том, что Природа, Земля, Боги и почитающие их народы (др.-русск. язык — «род», «племя», языцы — «народы») пребывают в неразрывном взаимном Родстве. Это сходство мировоззрения отражается в языке, речи, мышлении, обычаях и укладе жизни человека, его семьи, рода, племени, народа, общества.
В основе Языческого мировоззрения лежит Языческое мировосприятие. Языческое мировосприятие есть следствие действия во внешнем мире единых естественных законов мироустройства. Нынешнее Язычество является наследником Язычества прошлого и отличается от него лишь способом отражения тех же самых законов. Оно является новым настолько, насколько новы способы выражения этих законов. Человек, придерживающийся Языческого мировоззрения, Языческого миропонимания и действующий соответственно — и есть язычник.
(Влх. Иггельд, «Круг Бера»)
…Однажды, в пылу какого-то околорелигиозного спора, я вдруг остановился и подумал — могу ли я, язычник, кратко и ёмко, без теологических размышлений и философских изысков, сформулировать основания своей Веры. Своё Credo.
И вдруг понял — да, могу. Наверное, это очень просто именно потому, что Язычество — в отличие от всех «книжных религий» — это нечто, берущее свои истоки где-то в глубине нас самих…
1) Я вижу — чувствую на самом себе — что в Мире действуют Силы, рождённые задолго до меня. Я люблю свою женщину; мне сладостно сжимать рукоять меча и править ладьёй, которую я сам построил, писать книги, которые, возможно, кому-то помогут, и слышать потом: «Благодарю…». Атеист скажет, что это — инстинкты. А я скажу — что это Боги говорят со мной. И так же они говорят со всеми нами — только послушай!..
2) Я верю… Вернее — я чувствую, знаю дыхание моих Предков в моём дыхании. Не умею, наверное, правильно это объяснить, но когда мой отец рассказывает мне, как воевал мой дед, как красиво уходил мой прадед, когда мама рассказывает мне, как прабабка зимами говорила с волками, уговаривая их уйти от деревни… Я знаю, что всё это — во мне. Сколько угодно я могу восхищаться японским Синто — единственной Языческой религией Ойкумены, полноценно дожившей до наших дней, — но я никогда не стану синтоистом — у них свои Предки, у меня — свои.
3) И я люблю свою Землю. Это похоже на супружество: моя Земля принадлежит мне, но и я принадлежу Ей, целиком, совсем. Это — совсем просто, и тоже изнутри, только надо помнить, что «своя Земля» — это не только двор, в котором родился и вырос, а гораздо шире…
Это, конечно, не всё. Всего не сказать ни в статье, ни в книге — именно потому, что источник — внутри, а не в каком-то древнем откровении. Но в целом — примерно так…
(Антон Платов, «Дом Ясеня»)
Что важнее всего в Язычестве, Родной Вере? Важнейшее для меня выражают три понятия: Солнце. Предки. Лад.
Солнце — не только источник Жизни, Солнце — образ Праведности. Солнце светит для всех нас, не различая великих и малых, добрых и злых. Когда гнев застит глаза, я обращаюсь к Солнцу и вспоминаю о том, что оно сейчас видит меня.
Предки оживляют мир вокруг меня. Проходя по возделанной земле, я поминаю тех, от кого получил этот мир в наследство. Мудрость Предков помогает стать больше себя, вспомнить, что Боги — наши сородичи, и мы рождены для Вечности.
Ладом наполню жизнь свою. Лад учит меня: всякое добро — принять с радостью и разделить с Родом своим. На всякое зло не озлиться в ответ, но сразиться с ним и стать сильнее. Жить в ладу — только это и значит: ЖИТЬ.
(Влх. Добромир)
Язычество есть нерукотворный свод законов, сообразно коим Пращуры наши строили жизнь свою в ладу с Природой и нам тако же делать заповедали. Это Путь Прави. Это ведание одухотворённости окружающего нас мира.
Язычество познаёт сокровенные тайны Природы, и через то мы учимся быть сами собой. Язычество — это почитание Древних Сил, что были до нас, что есть и что будут. Это общение живых с душами ушедших во Ино Предков, общение между людьми и Богами.
Языческая Вера есть подлинная Народная Душа, то, чем жив Род людской. Это дедова премудрость и отцовское напутствие, это бабушкины сказы и песни матери, это Любовь, это Сила и это Правда.
(Влх. Богумил Мурин, «Триглав»)
Язычество — это:
1) Политеизм, не исключающий при этом монизма (то есть конечного Единства);
2) Манифестационизм, отличающийся как от вульгарного пантеизма и космизма, так и от радикального гностического пренебрежения плотью и материальным миром;
3) Отсутствие примитивного дуализма, то есть безоговорочного разделения родов сущего на «добрые» и «злые».
(Станислав Каменев, модератор Интернет-сообщества «Славянские древности»)
1) Единство Божества и Его множественность в нескольких Лицах (отсюда вытекает и равное почитание как Светлых, так и Тёмных Богов);
2) Единство Материального и Духовного мира — Яви, Прави и Нави (материальный мир не «греховный» и не «бренный»);
3) Человек — потомок Богов (а не «раб Божий»), который может (и, кстати, должен) изменять мир.
(Андрей Виноградов, модератор Интернет-сообщества «Славянские древности»)
Род, Род и ещё раз Род. Причём, в самом материальном смысле этого слова.
1) Продолжение Рода;
2) Развитие Рода;
3) Отвоевание для этого самого Рода жизненного пространства.
Всё остальное — либо производное, либо прилагаемое…
(Дрягослав Берестов)
1) Мир — ЖИВОЙ, будь то город или лес. Поэтому язычник взаимодействует с Миром, а не использует его.
2) Почитание Мужского и Женского Божественных начал как имеющих равновеликое значение, но разные задачи. Эти начала проявлены через нас, конкретных людей (отсюда и устройство семьи).
3) Единство Мира: Духовное разлито в Материальном, не стоит стремиться к Духовности ВНЕ «бренного» мира плоти.
(Ведунья Лада, «Родолюбие»)
Язычество — это, на мой взгляд:
1) Природность (то есть естественность мировоззрения);
2) Народность (то есть опыт народа, а не только лишь одного человека — пророка);
3) Недогматичность (верю и ведаю по мере глубины собственной души).
(Влх. Велеслав, «Родолюбие»)
Родноверие — это не только религия в привычном смысле этого слова. Это образ жизни и мышления. Это особое мировоззрение.
Вековечные заветы отцов и дедов, сказы стариков и бабушкины песни, опыт народный, от поколения к поколению переходящий — вот тот мост, на котором стояла и стоит ныне Родная вера. Нашими же усилиями и далее стоять будет, если не забудем мы Род свой. Не забудем, что мы — Славяне. Ну, а если забудем. Если родную речь предадим, чужеродными словами язык свой засоряя. Если лишим себя счастья общения с Природой-матерью. Если не станем блюсти закон предков, не передадим его своим сынам… То кончится Русский народ и придут на его место иные народы, свои законы помнящие и чтящие. Потому как именно корнем своим силён каждый народ.
На добром корне, глубоко в землю ушедшем, всегда могучее и здоровое Дерево вырастает. Корни этого Дерева — Боги-первопредки наши. Ствол же Дерева – Обычай. Иначе Родная вера — мост, единящий собою предков славных да потомков, себя помнящих. Ветви этого Дерева — роды славные, от отца к сыну поколениями сменяясь, вверх, к Солнцу да Небу тянутся. Пока сильно Дерево, пока корень в землю вгрызается — велика и обильна его крона — хоть и из малых листьев состоит.
Листья же этого Дерева — люди славянские, мы с вами, родичи…
(Олег Темнозорев)
Слава Роду!

РАТИБОР
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА В ТЕЗИСАХ

  • Приверженность Традиции заключается вовсе не в том, чтобы пахать и ткать голыми руками и жить в землянках, отказавшись от достижений цивилизации, а в том, чтобы в своей повседневной жизни поддерживать гармонию с природной средой обитания. Жить, мыслить и ощущать себя в мире по-язычески можно даже в условиях индустриального мегаполиса.

  • Чрезмерно преклоняясь перед своим прошлым, ты невольно показываешь зад своему будущему. Отбрасывать прогресс — это не верность древним богам, а глупость, ведь боги нам завещали идти вперед и развиваться.

  • Не случайно язычество сегодня особенно популярно среди компьютерщиков и вообще среди технической интеллигенции.

  • Справедливость выше милосердия. Языческая этика — этика справедливости: каждое действие человека будет иметь последствия, и за свои действия неизбежно нужно отвечать. Законы мироздания не злы и не добры, они просто есть, и им милосердие неведомо.

  • Язычник не принимает заповеди «не суди, и судим не будешь». Он говорит: «Суди — и будь готов сам отвечать!». Язычник — тот, кто умеет брать на себя ответственность за свои поступки.

  • Блажен кто верует — а силен кто ведает. Язычник никогда не станет подменять знание слепой верой со ссылкой на авторитет «пророка». Язычество это НЕ религиозная вера.

  • Люди, вы боги — только забыли об этом. В отличие от однобожных религий (иудаизм, христианство, ислам), в которых человек непреодолимо мал по сравнению с богом, язычество не только допускает возможность человеку самостоятельно приблизиться к богу, но и призывает: стань равным богам! стань сам богом! здесь и сейчас! при жизни!

  • В отличие от однобожных религий, которые учат, что этот мир грешен, тело и материя ничто по сравнению с душой, а земная жизнь лишь подготовка к настоящей жизни бесплотной души на небесах, язычество говорит: все в этом мире священно и достойно восхищения, наш рай — здесь.

  • Для однобожных религий типичны две крайности: 1) высокомерное презрение к «низкому» материальному миру и природе и 2) ужас перед ее необузданными силами, когда та отказывается повиноваться. Язычник живет с природой в ладу, он ей не раб и не господин, а товарищ и сотрудник.

  • В отличие от однобожных религий, которые учат, что бог единожды создал мир и с тех пор он катится к гибели и разрушению, язычество говорит: творение мира не закончено. И никогда закончено не будет, мир вечно развивается. Мы помощники богов в деле творения, равноправные сотворцы мира. А потому и сами мы — тоже боги.

  • Множественность богов в языческом пантеоне символизирует философское убеждение в том, что мир есть результат совместного действия множества причин, порой сотрудничающих, а порой соперничающих. Однобожные религии, напротив, сводят весь мир к воле одной-единственной первопричины. Язычник считает, что столь многообразный и красочный мир просто не может быть единоначальным.

  • Прямое следствие: множественность истин и множественность путей самосовершенствования. Человек может стремиться к тому или иному богу, развивая в себе именно его качества.

  • Нет единого для всех «самого истинного» пути. Адепты однобожных религий полагают, что знают такой самый истинный путь, и что всякий, кто не идет по нему, грешник (ведь бог-то у них один, значит и цель у всех людей должна быть одна). И стремятся свой образ мысли навязать всему окружающему миру. Язычник никогда не станет называть свои убеждения самыми правильными в мире— довольно того, что они самые правильные для него лично.

  • Мировые религии стремятся делать людей одинаковыми независимо от их этнических особенностей и, очевидно, «работают» на промышленную цивилизацию. В этом причина их мирового успеха. Промышленная цивилизация стремится выработать у всего человечества единый стереотип мышления — этой цели и служат мировые религии. Язычество способно дать позитивную альтернативу: не нивелировать, не стирать культурную самобытность этносов, а способствовать ее развитию, обогащая тем самым культуру всего человечества.

  • Свой народ мы любим. Остальные народы — уважаем. Не язычник тот, кто унижает другие народы и Традиции, пытаясь якобы прославить этим свою Традицию. Язычество не имеет ничего общего с шовинизмом.

10 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НЕ СТОИТ СТАНОВИТЬСЯ ЯЗЫЧНИКОМ
(ТЕКСТ С НЕКОТОРОЙ ДОЛЕЙ ЮМОРА)

Этимология

Слово язычество, в старославянском словаре (по рукописям X—XI веков), в первом случае пишется не через я (где вообще нет понятия язычество), а через юс малый йотированный. С этой буквы начинаются только заимствованные слова, такие как язычник — варвар и погань, язычный — болтливый и болтун, а также языческий — чужеземный (что декларирует иноземное происхождение данных понятий, так как язычники в данном случае являются коренным населением, носителями данного языка). Есть и понятие язык, которое трактуется как «язык (орган и речь), а также как народ и племя». Каждое из этих слов (как заимствованных, так и коренных) декларирует понятие того времени, но не может служить ответом, из-за отсутствия окончаний, таких как «-чество» или «-ство». Искомая же формулировка находится по соседству (со всей очевидностью — из родной речи), начинается на букву — юс большой, и пишется как старославянское «яжичество» (в русском языке — с корнем узы, декларируя тем самым почтение уз) и трактуется как родство. Таким образом, старославянский термин Язычество (почтение уз), несёт в себе русское понятие — Родство (сполна отвечая всему, что связано с этим словом и религиозным воззрением об узах с Родом).

Славянский термин происходит от ц.-сл. языкъ, которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой/גוי и нохри/נכרי. Последние соответствуют в греческом переводе слову εθνοί, а в Вульгате — лат. gentilis.
В дохристианскую эру Руси, язычниками назывались иноверцы (в то время на Руси исповедовали ведизм?), в том числе и христиане.

В большинстве европейских языков используются термины, производные от латинского лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означающего исходно «сельский» или «провинциальный», и позднее использованное также для гражданского населения. В уничижительном смысле «неграмотный нехристианин» появляется в вульгарной латыни с IV века. После крещения и на Руси язычников называли «погаными».

Значение

Однозначного общепринятого определения язычества не существует, термин может обозначать:

  1. Религиозные представления, обряды и праздники первобытных племён (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы цивилизованных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, евреев, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее.
  2. С точки зрения авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные, не авраамические религии.
  3. Политеистические религии вообще.
  4. Идолопоклонство, поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу.
  5. Новые религиозные движения неоязыческого толка (родноверие, ромува, асатру, викка, сейд), реконструирующие верования и возрождающие обряды разных народов, существовавшие у них до распространения всемирных монотеистических конфессий.
  6. Иноверие, в том числе «монотеистическое».
  7. Обрядоверие, когда некоторые православные с жадностью запасаются множеством свечей, святой воды, верб, просфор и других предметов внешнего религиозного культа, не зная, при этом, даже основных принципов христианских вероучения и нравственности.

Славянский термин происходит от церк.-слав. ꙗ҆зы́къ, то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой (‏גוי‏‎) и нохри (‏נָכְרִי‏‎). Последние соответствуют в греческом переводе слову ἔθνος (этнос), а в Вульгате — лат. gentilis. С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.

В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина», по причине того, что христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера». Латинское слово было заимствовано и в церковно-славянскую литературу в форме поганый «языческий», со временем приобретшей значение «нечистый, грязный».

В армянском языке закрепился древний, воспринятый от греков термин «հեթանոս» ( от «этнос»), в то время как сами греки восприняли от латинян иной, более поздний термин παγανισμός, ранее же язычество в греческом языке обозначалось словом Εθνισμος.

Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий».

Неоязычество

Основная статья: Неоязычество

Неоязычество представляет собой новые учения и духовные практики (ромува, асатру, викка) или же реконструированные древние языческие учения (родноверие, диевтуриба). Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как шаманизм.

Идеологи и последователи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.

В июне 1998 года в Литве, по инициативе делегатов из 16 разных стран Европы, Азии и Америки основан Европейский конгресс этнических религий (ECER).

К неоязычеству резко отрицательно относится Русская православная церковь. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный Синод Русской Православной Церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в ОВЦС Московского Патриархата. В этом открытом письме говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности».

Ссылки

  • Гурко С. Л. Язычество. // Энциклопедия Кругосвет

Христианская теология

  • Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. Глава VI. Язычество

Язычество – это религия или комплекс религий, являющихся не христианскими. Однако и к исламу, и к иудаизму они отношения не имели. Просто термин был предложен христианами. Обычно язычеством называют любую политеистическую религию. Само название «язычество» появилось гораздо позже. А само верование возникло еще до новой эры. Тогда у человека не было никаких знаний, кроме тех, которые он мог наблюдать в природе. Все происходящие явления объяснялись божественными силами. Трудно вспомнить, какие народы не были язычниками. Почти все жившее тогда население прошло этот этап развития верований, религиозных взглядов. И лишь через несколько столетий с начала новой эры язычество сменилось современными мировыми религиями.

Спорным и интересным остается вопрос, является ли язычество религией. Здесь мнения разделяются. Кто-то считает язычество совокупностью множества политеистических религий. Кто-то говорит, что это первая в мире религия. Для третьих язычество включает в себя не только понятие религии, но и других сторон человеческой жизни. Нам ближе именно эта точка зрения. Но для простоты будем говорить, что язычество – религия.

Язычество, имея общие черты и базовые понятия, отличалось у разных народов. Поэтому мы и говорим о язычестве славянском, о язычестве римском, скандинавском и другом. Что было между ними общего?

  • Политеизм.
  • Натурализм.
  • Поклонение идолам, кумирам.
  • Вера в мистицизм (сверхъестественные способности у человека, дар целительства).
  • Удовлетворение естественных потребностей является вполне приемлемым и нормальным. Жизнь в удовольствие.
  • Наличие высших богов и духов (низших), находящимся всегда рядом с человеком.
  • Признание того, что все люди – дети богов, они все равны перед природой.
  • Попытки повлиять на природу, на жизненные явления путем магических обрядов и ритуалов.
  • Множество праздников, связанных с земледелием, сменой времен года, восхвалением богов.
  • Жертвоприношения богам.
  • Плохие поступки (подобие греха в христианстве) можно было искупить хорошими.
  • Нет веры в бессмертие души.

Язычество – религия древних славян

Язычество – это древняя религия славян. Однако религия – это понятие слишком узкое, как уже было сказано. Ведь язычество для наших предков было целой системой мировоззрения, своеобразной культурой со своими особенностями. Религия славянское язычество появилось и достигло своего развития, самостоятельности на заре первого тысячелетия новой эры. До этого была общая религия для всех индоевропейских племен.

Славянская религия (язычество) была сочетанием следующих основных черт:

  • Обожествление природы, поклонение природе. Это явление еще называется словом анимизм.
  • Почитание своего Рода, свои предков.
  • Вера в существование невидимых сил как злых, так и добрых. Эти силы, как считали древние славяне, постоянно сопровождают человека, участвуют в его жизни.
  • Вера в магию, в силу обрядов и заговоров.

Как и все языческие религии, славянское язычество было политеистичным. Для кого термины политеизм и язычество – это одно и то же, синонимы. Однако это не совсем так. Язычество – это более масштабное, всеобъемлющее понятие. Это не только вера во многих богов.

Но вернемся к славянскому многобожию. Каждый из «участников» языческого пантеона был ответственным за то или иное природное явление или сторону жизни человека. Например, Перун – бог грома, Лада – богиня любви и так далее. Каждый бог представлялся в определенном образе, с характерной для него внешностью и атрибутикой.

Для чего нужны были боги язычникам? Они, на самом деле, были своеобразными представителями природы, высших сил. Богам не поклонялись, богов славили. Славяне не просили у них прощения. У них просили хорошего урожая, здоровья, успехов на войне, в любви. Причем просить нужно было у соответствующего божества. Для самых почитаемых и важных сооружали языческие храмы – капища, святилища. В них проводились подобия богослужений. А вот посредниками между богами и людьми были волхвы, жрецы. Они обладали необычайной мудростью. Также богам приносили жертвы, или требы. Не стоит думать, что жертвы были человеческими и кровавыми. Совсем нет. В дар богам приносили еду, зерно, цветы. В честь богов устраивали праздники.

Представление о существующем мире у славян было своеобразным. Единым Творцом считался бог Род. Именно он создал три мира. Правь – Высший мир, божественный, мир мудрости и законов. Навь – мир прошлого, мир основ. Явь – мир, в котором живут люди, настоящий, реальный, видимый. Все они преследуют цель продолжения рода, постоянного совершенствования.

Исчезновение язычества

В самом начале новой эры, когда происходило глобальное освоение земель, все племена современной Европы и Азии были языческими. Однако некоторое время спустя (примерно к восьмому веку) язычество стало постепенно вытесняться. Народы примыкали к христианству, исламу, иудаизму.

А почему язычество вытеснялось мировыми религиями? На то было несколько причин:

  • Оно становилось слишком примитивным для развивающихся народов. Люди начинали понимать многие природные явления. То есть теперь объяснить существование простейших природных явлений нельзя было тем, что «бог разозлился» или «духи захотели». Ведь становились известны и понятны реальные физические субстраты всех происходящих явлений.
  • Племена стали образовывать государства. А в любом государстве всегда есть некое социальное расслоение. Для язычества же все люди были равны перед природой. Так появлялись противоречия между действительностью и религией.
  • Язычество как религия не подходило и для государственной власти. Оно не подчинялось единому правителю, монарху.
  • Необходима была монотеистическая религия. А мировые как раз были такими.

Вот почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями в пользу последних. Наибольшее распространение, конечно, получило христианство. Конечно, переход от язычества к другим религиям происходил достаточно длительно, иногда очень тяжело. Особенно интересен феномен двоеверия, существовавший в начале второго тысячелетия в Киевской Руси.

Однако мы не можем сказать, что язычество полностью исчезло из нашей жизни. Это отнюдь не так. Не многие знают, что даже после укрепление христианской религии на Руси, языческие традиции, обычаи, приметы продолжают существовать и ныне. Поэтому иногда говорят, что мировые религии, пришедшие на смену языческим, были вынуждены частично соединиться с ними.

Что такое язычество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *