По обычнем начале глаголем:

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Святы́и Бо́же, Святы́и Кре́пкии, Свя­ты́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя­то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве­ко́м, ами́нь. Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го­́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, про­сти́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра­́ди. Го́споди поми́луй (трижды). Слава, и ныне.

Отче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́­шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь. (поклон).

Го́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́ше­му Бо́гу (поклон).

Прииди́те, поклони́мся Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Го́споду Ису́су Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Таже, псалом 19

Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Ияковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и вся сожжения твоя тучна буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя, ныне познах, яко спасл есть Господь христа Своего. Услышит его с Небесе святаго Своего, в силах спасение десница Его. Сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша. мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, вонь же день аще призовем Тя.

Псалом 20

Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний, в век века. Велия слава его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши нань. Яко даси ему благословение в век века, возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится. Обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя обрящет вся ненавидящия Тебе. Яко положиши их яко пещь огненую во время лица Твоего, Господь гневом Своим смутит я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогоша составити. Яко положиши я хребет во избытцех Своих, уготоваеши лице их. Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

Слава, и ныне. Трисвятое. И по Отче наш. Тропари сия, глас 1.

Спаси Господи, люди Своя и благослови достояние Свое, победы державе Российстей на сопротивныя даруй, и Своя сохраняя Крестом люди.

Слава. Вознесыися на Крест волею, тезоименитому ныне граду Твоему, щедроты Твоя даруй, Христе Боже. Возвесели силою Своею державу Российскую, победы дая ей на сопостаты, пособие имущу Твое оружие, мiру непобедимую победу.

И ныне. Предстательнице страшная и непостыдная, не презри Благая молитв наших. Всепетая Богородице, утверди православных житие и спаси державу Российскую, подай же ей небесную победу Богом, Его же родила еси, едина Благословенная.

Господи помилуй (12).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды без поклонов). Таже: Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды). И глаголет екса псалмы, легко, с тихостию и со всяким вниманием и страхом Божиим, яко к самому Богу беседуя невидимо, и о своих гресех умоляя Его. Братия же стоят руце имуше согбени к персем, главы же мало преклонены.

Псалом 3.

Господи, чтося умножиша стужающии ми, мнози востают на мя. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему о Бозе его. Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и вознося главу мою. Гласом моим ко Господу возвах, и услыша мя от горы святыя Своея, Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой. Яко Ты порази вся враждующия ми всуе, зубы грешником сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя.

Псалом 37. Господи, не яростию Твоею обличи мене, ни гневом Твоим покажи мене. Яко стрелы Твоя унзоша ми, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей, от лица гнева Твоего; несть мира в костех моих, от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжко отяготеша на мне, возсмердеша и согнишася раны моя, от лица безумия моего. Пострадах и смирихся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поругании, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смутися, остави мя сила моя, и свет очию моей, и той несть со мною. Друзи мои, и искрении мои, прямо мне приближишася, и сташа. И ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся, ищущии душу мою, и ищущии злая мне: глаголаху суетная и льстивная, весь день поучахуся. Аз же яко глух: не слышах; и яко нем: не отверзая уст своих. И бых яко человек не слыша, и не имыи во устех своих обличения. Яко на Тя Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да некогда порадуютмися врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми зла возблагая, оболгаху мя: зане гонях благостыню. Не остави мене Господи Боже мой, не отступи от мене. Воньми в помощь мою, Господи спасения моего.

Не остави мене, Господи Боже мои, не отступи от мене. Воньми в помощь мою, Господи спасения моего.

Псалом 62. Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти исполнися душа моя, и устне радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утрених поучахся в Тя. Яко бысть Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружию, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыися Им. Яко заградишася уста глаголющих неправду.

На утрених поучахся в Тя. Яко бысть Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.

Слава, и ныне. Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды, без поклонов). Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Псалом 87.

Господи Боже спасения моего, во дни возвах и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помощи в мертвых свободь. Яко язвении спящии во гробех, их же не помянул еси к тому и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя наведе на мя. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе, предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты. Возвах к Тебе Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Еда мертвыми твориши чудеса? ли врачеве воскресят и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? Аз к Тебе Господи, возвах и утро молитва моя предварит Тя. Вскую Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице Свое от мене. Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея, вознес же смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искреняго, и знаемых моих от страстей.

Господи Боже спасения моего, во дни возвах и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.

Псалом 102. Благослови душе моя Господа, и вся внутреняя моя имя святое Его. Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаянии Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое, обновится яко орлу юность твоя. Творяи милостыню Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ни в век враждует. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ни по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедрит Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну яко персть есмы. Человек яко трава, дние его яко цвет сельныи, тако оцветет. Яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его: на всяком месте владычества Его, благослови душе моя Господа.

На всяком месте владычествия Его, благослови душе моя Господа.

Псалом 142. Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое воистине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живыи. Яко погна враг душу мою, и смирил есть в земли живот мой. Посадил мя есть в темных, яко мертвыя веку, и уны во мне дух мой, во мне смутися сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, и в делех руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благии наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

Услыши мя в правде Твоей Господи, услыши, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благии наставит мя на землю праву.

Слава, и ныне. Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами). Господи помилуй (12)

Слава, и ныне.

Таже Бог Господь и явися нам, благословен грядыи во имя Господне.

Стих 1. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Стих 2. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.

Стих 3. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.

Стих 4. Камень, Его же небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу углу, от Господа бысть Сей, и есть дивна во очию нашею.

Таже тропарь дню, или святому, или празднику.

Аще ли пост, поется Аллилуия, на глас октая. Стихи же глаголем:

Стих 1. От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже.

Стих 2. Правде научитеся живущии на земли.

Стих 3. Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам.

Стих 4. Тако быхом возлюбленному Твоему.

Таже троичны во октаи, и обычная стихология, и седальны, и прочая по уставу.

Таже, псалом 50. Помилуй мя Боже.

Посем песни пророческия и каноны. На 9 песни канона поем песнь Пресвятей Богородице (от Луки, зачало 4):

Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем (правый лик). И по коемждо стисе припеваем: Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем. И поклон до земли. Аще ли неделя, или празднество, поклоны творим малыя, токмо последнии поклон земныи.

Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо от ныне блажат Мя вси роди (левый лик).

Яко сотвори мне величие Сильныи, и свято имя Его, и милость Его в род и род на боящихся Его (правый лик).

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мысли сердца их (левый лик).

Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тща (правый лик).

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века (левыи лик).

Таже, песнь 9-я канонов. По 9-й песни оба лика совокупльшеся поем: Достойно есть, и творим поклон вси вкупе до земли. Таже, ектения малая. Аще ли неделя; поем на глас октая: Свят Господь Бог наш (трижды), таже светилен.

Посем, псалом 148. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его. Хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет. Хвалите Его небеса небес и вода яже превыше небес, да восхвалят имя Господне. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века. Повеление положи, и не мимо идет. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны. Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его. Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри. Зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии. Юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне. Яко вознесеся имя Того единаго. Исповедание Его на земли и на небеси, и вознесет рог людей Своих. Песнь всем преподобным Его, сыновом израилевом, людем приближающимся Ему.

Псалом 149. Воспойте Господеви песнь нову, хваления Его в церкви преподобных. Да возвеселится Израиль о сотворшем Его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтыри да поют Ему. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих. Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их. Сотворити отмщение во языцех, обличение в людех. Связати царя их путы, и славныя их ручными оковы железными. Сотворити в них суд написан, слава си есть всем преподобным Его.

Псалом 150. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении сил Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по премногому величествию Его. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтыри и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органех. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всяко дыхание да хвалит Господа.

Таже, стихеры хвалитныя, и Слава, и И ныне по уставу. Посем глаголем: Слава показавшему нам свет, и прочая.

Аще ли на хвалитех стихер нет и мы глаголем: Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Слава показавшему нам свет.

Слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя (поклон), кланяемтися, славословим Тя (поклон), благодарим Тя великия ради славы Твоея (поклон). Господи Царю небесныи Боже Отче Вседержителю, и Господи Сыне Единородныи Исусе Христе, и Святыи Душе. Господи Боже Агньче Божии Сыне Отечь: вземляи грехи мiра, помилуй нас; вземляи грехи мiра, приими молитвы наша. Седяи одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты един свят, Ты един Господь Исус Христос, в славу Богу Отцу, аминь. На всяк день благословим Тя, и восхвалим имя Твое во веки, и в век века. Господи, прибежище бысть нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, и исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Яко от Тебе есть источник живота, во свете Твоем узрим свет, пробави милость Твою ведущим Тя.

Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим. Благословен еси Владыко, вразуми нас оправданием Твоим. Благословен еси Святыи, просвети нас оправданием Твоим. Господи, милость Твоя во веки, и дела руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение. Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

Посем ектения. Исполним заутрения. Таже, на стиховне стихеры. Посем: Слава, и ныне, Богородичен. Таже:

Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышнии, возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Аще есть пост, глаголем дважды. Таже, Трисвятое. И по Отче наш, тропарь дню, или святому по уставу, и ектения и по возгласе глаголет псаломщик: Аминь. Приидите, поклонимся, трижды. И псалмы Перваго часа. И прочее. И отпуст.

Аще ли пост, то глаголем по Отче наш тропарь сии: В церкви стояще славы Твоея, на Небеси стояти мнимся, Богородице дверь Небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Господи помилуй (40). Господи благослови. Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Глаголем: Аминь. Небесныи Царю, державу нашу укрепи, веру утверди, языки укроти, мiр умири, и святыи храм сей добре сохрани, и прежде отшедшия отцы и братию нашу в кровех с праведными учини и нас в православней вере и в покаянии, Господи, приими и помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Таже, Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон великий).

Именем Господним благослови, отче.

И творим великия поклоны, с молитвою святаго Ефрема, якоже предуказася на вседневней полунощнице.

И абие начинаем первый час.

Виды

Обычно различают три вида утрени: вседневная, славословная и полиелейная. Порядок и состав молитв и песнопений Утрени указывается во 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 9-й и других главах Типикона, а сами тексты этих молитв и песнопений находятся практически во всех богослужебных книгах: в служебнике, октоихе, минее, триоди, псалтыри следованной, часослове и в различных пособиях.

В великом посту (редко и в другие многодневные посты) служится аллилуйная утреня, которая может дополняться составными троичными песнями, особыми седальными по первом стихословии, укороченными канонами-трипеснцами, светильнами троичными, молитвой Ефрема Сирина, чтением жития Марии Египетской, пением акафиста Похвалы Пресвятой Богородицы и блаженных, чтением 12-ти Страстных Евангелий, выносом плащаницы и крестным ходом с ней, чтением паремии и апостола и другими особенностями.

Кроме того, по учинённым дням может совершаться заупокойная утреня с парастасом или с краткой литиёй.

В общую классификацию не входит особая пасхальная утреня, совершаемая во все дни Светлой седмицы и на отдание Пасхи.

Подробнее о Пасхальной утрени см. статью Пасхальное богослужение

Порядок совершения утрени

Псалтирная часть

Если утреня не соединяется с вечерней, то имеет полное начало:

  1. Отверзается катапетасма за царскими вратами.
  2. Возглас священника: «Благословен Бог наш…»
  3. Чтец (клирик): «Аминь», и начальные молитвы, далее двупсалмие (ктиторские псалмы 19-й и 20-й). Священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма.
  4. Трисвятое по «Отче наш».
  5. Возглас иерея: «Яко Твое есть Царство…»
  6. Чтец: «Аминь», тропарь и кондак Воздвижения, богородичен.
  7. Укороченная сугу́бая ектения.
  8. Хор на каждое прошение поёт тройное «Господи помилуй», а в конце «Именем Господним благослови, отче».
  • В алтаре иерей кадилом крестообразно осеняет престол с возгласом: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Утреня с этого возгласа, если она присоединяется к вечерне (что чаще всего и бывает в современной практике РПЦ). С каждения и этого же возгласа начинается и пасхальная утреня, хотя в саму пасхальную ночь её началу предшествует крестный ход вокруг храма с пением «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се,..», а «Слава Святей, и Единосущней,..» возглашается не в алтаре перед престолом, а на паперти перед внешними вратами храма. Там же (на паперти) исполняется пасхальное начало с многократным повторением тропаря Пасхи, после чего духовенство и прихожане входят в храм.

Если совершается всенощное бдение, то, после благословения мирян священником из Царских врат, начинается утреня только с троекратного пения «Слава в вышних Богу,..», так как возглас «Слава Святей, и Единосущней,..» уже́ возглашался в начале Великой вечерни.

  • Затем следует Шестопсалмие — по уставу, его чтет сам предстоятель. В это время все служащие архиереи и священники в алтаре молча читают тайные утренние молитвы, помещённые в служебнике и в чиновнике архиерейского священнослужения.

Поскольку на Светлой седмице псалтирь в храме отменяется и псалмы пропускаются, то на пасхальной утрени не совершаются шестопсалмие, «Бог Господь…» со стихами и тропарями, кафизмы с седальными, полиелей и великое славословие, но сразу после пасхального начала на паперти храма следует великая ектения, а за ней поётся канон Пасхи.

  • Великая (мирная) ектения.
  • Попеременное пение «Бог Господь…» со стихами диаконом (или священником) с хором во глас предстоящего праздничного тропаря, пое́мого обычно дважды, также второй тропарь (если он есть) и Богородичен. В определённые дни многодневных постов и на заупокойных службах вместо «Бог Господь…» поётся «Аллилуия» со своими стихами, заупокойными или страстны́ми тропарями, в посты — троичными песнями.

В Великий четверг отверзаются Царские врата и читается Евангелие.

В Великую пятницу отверзаются царские врата, и духовенство исходит на средину храма, где установлено распятие в рост человека, каждение. Прочитываются первые шесть Страстных евангелий с умилительными антифонами, малыми ектениями и седальными (на которых сидеть не положено). Поются блаженны с тропарями, прокимен: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…» и 7-е Страстное евангелие

  • По давней традиции Московской духовной академии и некоторых семинарий, на утрени под все большие праздники перед кафизмами кто-либо из семинаристов-мирян произносит проповедь. На некоторых приходах проповедь в этом месте утрени на праздничный день благословляется сказать кому-либо из предварительно подготовленных пономарей, чтецов, певцов, сторожей и других сотрудников (только мужчин) храма.
  • Хор «запевает на кафизму»: «Господи помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
  • Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», и далее стихословит очередную кафизму.
  • Если есть праздник или пред-попразднство: малая ектения. Если нет ектении — чтец: «Господи, помилуй» трижды, «Слава.: И ныне.:»
  • Седальны с богородичными.

В четверг 5-й седмицы Великого поста предстоятель с амвона читает первую половину Жития преподобной Марии Египетской.

В субботу Акафиста в храме включается свет, и духовенство через царские врата исходит на средину храма совершать нараспев с народом первую (из четырёх) часть акафиста. Непрерывное каждение аналоя с иконой.

В Великий пяток читается 8-е Страстное евангелие.

  • Вторая кафизма и третья (когда она есть), стихословятся со своими седальными и богородичными.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы отверзаются Царские врата и читается Евангелие.

В субботу Акафиста — вторая часть акафиста исполняется так же торжественно, как и первая.

В последнее время во многих храмах распространилась неуставная практика торжественного чтения и пения на средине храма вместо кафизм акафиста случившемуся празднику или святому. Этот акафист на утрени органично продолжается полиелеем.

  • Псалом 50 и далее канон.

На поминальной службе, кроме рядовой кафизмы (или вместо неё):

  1. Стихословится 17-я кафизма
  2. Священнослужители через северные и южные врата (на многих приходах через Царские врата) выходят из алтаря к установленному на середине храма тетрапо́ду (панихидному столику)
  3. Иерей со свечой в руке читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии — «Благослове́н еси́, Го́споди», на 2-й статии — «Спа́се, спаси́ мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод, а пономари помогают читать заупокойные записки.
  4. Хор поёт: «Я́ко а́ще бы не закон Твой…» (Пс. 118:92), «Во век не забуду оправданий Твоих…» (Пс. 118:93) — каждый стих по трижды.
  5. Заупокойная ектения (по обычаю с кадилом).
  6. Хор: «Господи, помилуй» — 40 раз.
  7. Священник творит возглас: «Яко Ты еси Воскресение…»
  8. В начале 2-й статии лик запевает: «Твой есмь аз…» (Пс. 118:94). В это время иерей с диаконом сотворяют малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ).
  9. В конце 2-й статии хор допевает: «Жива́ бу́дет душа́ моя́ и восхва́лит Тя,..» (Пс. 118:175), «Заблуди́х я́ко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́,..» (Пс. 118:176)
  10. Пение субботних тропарей по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которого священник с диаконом совершают полное каждение всего храма.
  11. Заупокойная ектения (по обычаю с кадилом), возглас.
  12. Седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш.., Слава.: И ныне.:», богородичен: «От Де́вы возсия́вый…»
  13. Псалом 50 и далее канон.

Полиелей

Основная статья: Полиелей

Если есть великий или средний праздник, то утреня дополняется полиелеем.

  • Зажигается свет (паникадило), отверзаются царские врата, через которые выходит всё духовенство на середину храма, где с зажжёнными свечами и кадилом их встречают пономари
  • Пение псалмов 134-го и 135-го (в современной практике, только по два стиха из этих псалмов)

Это самая торжественная часть утрени, поэтому иногда именно в это время на амвоне, или посреди храма, вручаются церковные награды духовенству, достойным мирянам или щедрым благотворителям

В неделю о блудном сыне, в неделю о Страшном Суде и в Прощёное воскресенье к ним присоединяется псалом 136 «На реках Вавилонских…». При пении 136 псалма электрический свет гасится в храме, а все присутствующие становятся на колени

От Недели 1-й Великого поста (Торжества православия) до отдания Воздвижения 21 сентября (4 октября) — кроме совпадения с воскресным днём полиелейного праздника, и от предпразднства Рождества Христова 20 декабря (2 января) до недели о мытаре и фарисее на воскресных всенощных вместо выше приведённых псалмов Типиконом положено пение непорочных — псалом 118 (17-я кафизма) на 5-й глас. При этом священник с диаконом совершают полное каждение храма, начиная с алтаря, при закрытых царских вратах (в этом случае диакон отверзает царские врата только перед чтением Евангелия). В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях поётся обычный полиелей

В неделю крестопоклонную и на Воздвижение Креста Господня полиелей с чтением Евангелия совершается в алтаре, а елеопомазание бывает по изнесении на великом славословии из алтаря на средину храма креста

  • Величание со стихами из избранного псалма или/и
  • Тропари воскресны, пое́мыя по непорочных «Ангельский собор…»

На службе Погребения Божией Матери здесь поются благословенны на тот же 5-й глас с похожим припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя Светом Сына Твоего.»

  • Малая ектения с возгласом иерея
  • Седален праздника (в воскресенье ипакои гласа, степенные антифоны текущего гласа)
  • Диакон входит в алтарь южными вратами, крестится на горнее место, через царские врата кланяется священнику, стоящему посреди храма, берёт с престола Евангелие и торжественно, с предшествующими свещеносцами становится на амвон, с которого пропевает прокимен со стихами
  • Возглас иерея «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши…»
  • Диакон: «Всякое дыхание…» со стихами
  • Чтение Евангелия (в воскресные бдения читается одно из одиннадцати воскресных утренних евангельских чтений повествуют о явлениях Господа Иисуса Христа Своим ученикам по воскресении)
  • Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (по воскресеньям и в период попразднства Пасхи «Воскресение Христово видевше…»)
  • Псалом 50 есть на любой утрени, кроме пасхальной, даже если нет полиелея. Свещеносцы уходят в алтарь пономарскими вратами, а диакон заносит Евангелие царскими вратами (на воскресных бдениях Евангелие возлагается вместо иконы Воскресения Христова на аналой посреди храма для целования его всеми присутствующими)

По Уставу в это время должно происходить целование народом Евангелия, которое после чтения, ещё продолжает держать в руках священник

Накануне праздника Входа Господня во Иерусалим в это же время бывает освящение ва́ий (верб).

  • Хор поёт: «Слава»..: «Молитвами апостолов» (или празднуемого святого).., «И ныне»..: «Молитвами Богородицы», «Помилуй мя, Боже,..» и стихиру по 50-м псалме

Вместо этого по воскресениям периода пения постной триоди здесь хор поёт: «Слава»..: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»,., «И ныне»..: «На спасения стези настави мя, Богородице»,., «Помилуй мя, Боже»,., «Множества содеянных мною лютых…»

  • Диакон или священник всегда (кроме всенощного бдения и пасхальной утрени), даже если нет полиелея, произносит начальное прошение литии: «Спаси Боже люди Твоя…»
  • Лик: «Господи, помилуй» 12 раз
  • Возглас: «Милостию и щедротами…», прикладывание духовенства и мирян к Евангелию, иконе, помазание елеем и раздача частиц хлебов (если была лития на вечерне)

Канон

Основная статья: Канон (песнопение)

  • Песнь 1-я. Поются/читаются библейские песни; они составлены в трёх редакциях: для будничных, праздничных и великопостных служб. Затем ирмос 1-го канона и очередной стих библейской песни перед каждым из 14 положенных в каждой песни тропарей октоиха, минеи и триоди. Из-за большей продолжительности и сложности библейкие песни часто заменяются припевами, взятыми из молебнов, а количество тропарей на каждой песни сильно сокращается. В конце каждой песни бывает катавасия

Трипеснцы имеют 1-ю песнь только по понедельникам

На Пасху вся служба полностью поётся; на каноне припев «Христос воскресе из мертвых» ко всем тропарям, на каждой песни канона совершается каждение, а после катавасии — Тропарь Пасхи (трижды) и малая ектения

Песнь 2-я на утрени бывает только в великопостнных трипеснцах по вторникам — сначала полностью выпевается/вычитывается, затем ирмос, «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» перед каждым тропарём, кроме двух последних. В конце песни катавасия

  • Песнь 3-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по средам. В остальные дни поста ирмос минеи 3-й песни переносится в конец этой песни в качестве катавасии
  • По 3-й песни малая ектения, возглас священника, чтение второго по значимости кондака с икосом (если они есть) и седальнов с богородичным (крестобогородичным по средам и пятницам)

В четверг 5-й седмицы Великого поста предстоятель с амвона читает вторую половину Жития преподобной Марии Египетской

В субботу Акафиста торжественное исполнение третьей части акафиста и седален

  • Песнь 4-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по четвергам
  • Песнь 5-я имеет в своём построении некоторые отличия от 1-й: всегда бывает в великопостнных трипеснцах только по пятницам
  • Песнь 6-я имеет в своём построении некоторые отличия от 3-й: бывает в великопостнных четверопеснцах только по субботам. В остальные дни поста ирмос минеи 6-й песни переносится в конец этой песни в качестве катавасии
  • По 6-й песни малая ектения, возглас священника, чтение кондака с икосом. Если кондака празднуемому святому в минее нет, то его следует взять из общей минеи, а в великом посту прочесть во глас октоиха мученичен, помещающийся наряду с седальными по 1-му стихословию в приложении триоди. В праздники должны читаться синаксарии.

На поминальной утрени — выход духовенства из алтаря к тетраподу на середине храма, малая заупокойная ектения и малое каждение

  • На Стоянии Марии Египетской здесь чтец (иногда диакон) попеременно с хором исполняют блаженны

В субботу Акафиста торжественное исполнение заключительной четвёртой части акафиста

  • Песнь 7-я имеет сходство с предыдущими, в великопостнных четверопеснцах бывает только по субботам
  • Песнь 8-я имеет сходство с предыдущими, но есть во всех канонах. Вместо «Слава» чтется «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа Господа»
  • Поётся «Хва́лим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки», после чего — катавасия.
  • Пред 9-й песнью канона диакон (если его нет, то священник) совершает каждение алтаря и иконостаса, и, с кадилом на солее, возглащает пред иконою Богородицы: «Богородицу и Матерь Света песньми (или в песнех) возвеличим»,
  • Поётся песнь Богородицы («Честнейшую»), написанная святителем Космой Маиумским

Совершается каждение всего храма

На утрени двунадесятых праздников «Честнейшую…» не поётся, но особые праздничные припевы с тропарями 9-й песни. В этом случае первый припев с ирмосом 9-й песни служат задостойником (используются на литургии и других богослужениях вместо «Достойно есть»)

  • Песнь 9-я завершает канон
  • По будням и в посты поётся «Достойно есть…»
  • Малая ектения
  • «Свят Господь Бог наш» со стихами (только на воскресном бдении) — в подражание хвале Серафимов (Ис. 6:2 —3).
  • Светилен или эксапостиларий и богородичен (крестобогородичен по средам и пятницам)

В Великий пяток читается 9-е Страстное евангелие

Хвалительная часть

  • Хвалительные псалмы (148, 149 и 150)
  • Стихиры хвалитные (на хвалитех)

В Великий пяток читается 10-е Страстное евангелие

На Пасху в этот момент с амвона зачитывается Слово Огласительное Иоанна Златоустаго, и поётся этому святителю тропарь

В праздники

  1. Возжигаются светильники, отверзаются Царские врата, архиерей или священник перед престолом восклицает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
  2. Хор поёт Великое славословие с трисвятым.
  3. Тропарь (иногда с богородичным на «Слава» … «И ныне»).
  4. Сугубая и просительная ектении.
  5. Праздничное окончание утрени.
  6. Отпуст.
  7. Поются многолетны: «Великаго господина…»

В неделю крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и на Происхождение честных древ Животворящего Креста в это время совершается торжественное изнесение креста из алтаря на середину храма и поклонение ему, а в Великую субботу совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей, с последующим чтением прокимнов со стихами, паремии, Апостола и Евангелия. На чине Погребения Божией Матери крестный ход и елеопомазание.

В будни

  1. Чтец: «Слава».: «И ныне».: «Тебе слава подобает, Господи.:» (иногда пропускается)
  2. Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает вседневное славословие
  3. Просительная ектения, возглас.
  4. В Великий пяток читается 11-е Страстное евангелие, затем каждение всего храма
  5. Стихиры на стиховне из октоиха, триоди и из минеи (если они там приводятся)
  6. Богородичен (крестобогородичен — по средам и пятницам)
  7. В Великий пяток читается последнее 12-е Страстное евангелие. Евангелие заносится в алтарь, царские врата затворяются
  8. «Благо есть…», трисвятое по «Отче наш»
  9. Возглас иерея «Яко Твое есть Царство…»
  10. «Аминь», тропарь с богородичным (крестобогородичным — по средам и пятницам)
  11. Сугу́бая ектения
  12. Хор «Утверди , Боже, святую…»
  13. Если утреня не соединяется с часами (например, с Царскими), то она заканчивается отпустом, с предваряющими его возгласами и опеваниями. В конце поются многолетны

На аллилуйных службах

  1. «Благо есть…», трисвятое по «Отче наш»
  2. Возглас иерея «Яко Твое есть Царство…»
  3. Чтец: «Аминь». «В хра́ме стоя́ще сла́вы Твоея́»,., «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава».: «И ныне».:, «Честнейшую херувим»,.. «И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче».
  4. Священник: «Сый благослове́н Христо́с Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в»
  5. Чтец: «Ами́нь». «Небе́сный Царю́, ве́ру утверди́»,..
  6. Священник: молитву Ефрема Сирина с поклонами

Примечания

  1. Например, когда утреня служится с утра перед литургией, или же когда литургии не положено по уставу, или утреня служится отдельно от вечерни (по обычаю некоторых монастырей), или после повечерия (например, в большинство дней попразднства Пасхи), или после полунощницы
  2. Успенский Н. Д. Христианская православная утреня / Развитие иноческой утрени
  3. Гаслов И. В., Кашкин А. С. Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян.
  4. Славянское слово «чести» означает не столько читать, сколько почитать, оказывать почтение
  5. в великом каноне преподобного Андрея Критского тропарей бывает намного больше, но припевы к ним не из библейских песен

Традиционные литургические часы Католической церкви

Утреня · Лауды · Первый час · Третий час · Шестой час · Девятый час · Вечерня · Комплеторий

(18 голосов: 4.89 из 5)

См. раздел: БОГОСЛУЖЕНИЯ

  • Чинопоследование Утрени (из Часослова)
  • Октоих современным шрифтом
  • Христианская православная Утреня проф. Н. Д. Успенский
  • Начало утрени проф. М. Н. Скабалланович
  • Утреня. Практическое руководство И. Гасалв, А. Кашкин
  • Прокимны Утрени
  • Фоторассказ об Утрене
  • Видео. Всенощное бдение

У́треня (греч. ὄρθρος, образовано от глагола ὀρθρίζω) – общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром.

Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.

Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».

Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.

Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.

Схема утрени на всенощном бдении

  1. Шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
  2. Великая ектения.
  3. Песнопение «Бог Господь и явися нам».
  4. Тропари воскресный или празднику (святому).
  5. Чтение кафизм.
  6. Малая ектения.
  7. Полиелей («Хвалите имя Господне»). Каждение всего храма.
  8. Воскресные «непорочны» («Благословен еси, Господи»).
  9. Величание (под великие праздники).
  10. Малая ектения.
  11. Седальны или ипакои.
  12. Степенны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…
  13. Вынос Евангелия.
  14. Прокимен.
  15. Чтение Евангелия.
  16. Песнопение «Воскресение Христово видевше».
  17. Чтение 50-го псалма.
  18. Слава. «Молитвами Апостолов». И ныне. Молитвами Богородицы».
  19. Канон (после 3-й и 6-й песней — малая ектения и кондак). По 8-й песни канона песнопение «Величит душа моя Господа». Каждение всего храма.
  20. Экзапостилларий или светилен.
  21. Песнопение «Всякое дыхание да хвалит Господа».
  22. Стихиры на хвалитех. И ныне: Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево».
  23. Великое славословие.
  24. Воскресный отпустительный тропарь или тропари праздника и Богородичен.
  25. Сугубая ектения.
  26. Просительная ектения.
  27. Отпуст великий. Многолетие.
  28. Первый Час.

Евангельские чтения на воскресной утрене

Общее число эпизодов Евангелия, читаемых на воскресной всенощной, — одиннадцать. Это чтение может быть заменено лишь в случае совпадения воскресного дня с двунадесятым праздником.
Воскресные евангелия на утрене оказывают влияние на состав эксапостилария, его богородична и евангельской стихиры, которые зависят от евангельского чтения (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха.

1) Мф 28:16–20 (зач. 116) — Христос отправляет учеников на проповедь;
2) Мк 16:1–8 (зач. 70) — ученицам является Ангел;
3) Мк 16:9–20 (зач. 71) — краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, Вознесение;
4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) — мироносицы и ап. Петр у гроба Спасителя;
5) Лк 24:12–35 (зач. 113) — явление Христа ап. Луке и Клеопе на дороге в Эммаус;
6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) — явление Христа ученикам и Вознесение;
7) Ин 20:1–10 (зач. 63) — ученики приходят к гробнице Учителя;
8) Ин 20:11–18 (зач. 64) — явление Христа Марии Магдалине;
9) Ин 20:19–31 (зач. 65) — уверение ап. Фомы;
10) Ин 21:1–14 (зач. 66) — чудесный улов рыбы;
11) Ин 21:15–25 (зач. 67) — диалог Христа с ап. Петром.

Что такое заутреня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *