«Деньги для Марии»

Весной 1967 года в журнале «Ангара» (№ 4) была напечатана повесть «Деньги для Марии», сразу привлекшая к тридцатилетнему Распутину внимание и принесшая ему всесоюзную славу. Именно это произведение некоторые критики стали считать «точкой отсчета» деревенской прозы В. Распутина. Литературовед С. Семенова пишет: «После многолетнего господства поверхностно-народной бескомпромиссности, «лирически»-фальшивой ноты в повествовании о жизни деревни, его конкретность, подчеркнутая документальность произвели впечатление настоящего творческого опыта». В отличие от других авторов-«деревенщиков», идеализировавших зачастую жизнь села с его традиционным укладом, В. Распутин на страницах своих произведений «задался вопросом: так ли уж идеальна и однородна деревня и является ли она в современном неспокойном мире оплотом нравственности и милосердия?»

Попыткой дать ответ на этот вопрос и являлась повесть «Деньги для Марии».

Сюжет повести прост: у продавщицы сельского магазина Марии обнаружилась недостача. Долг ужаснул и Марию, и мужа ее тракториста Кузьму, и детей. Ревизор, правда, пожалел героиню и дал доброй, неумелой Марии возможность за пять дней собрать требуемую сумму.

Казалось бы, что особой проблемы с этим быть не должно: достаточно каждому из односельчан внести четыре рубля, и Мария будет спасена. Но эта небольшая сумма, чуть превышающая стоимость бутылки водки, стала той лакмусовой бумажкой, которая позволила определить суть каждого из них.

В повести глазами Кузьмы мы видим целый ряд сельских жителей, к которым он обращается за помощью. И каждый реагирует на беду другого человека по-разному. Дед Гордей, которому уже за 70, человек старой довоенной закалки, сразу же решил помочь, и, хотя не имел ни копейки, но выпросил у сына 15 рублей и просто вынудил Кузьму их принять: «Он стоял перед Кузьмой с протянутой рукой, из которой торчали свернутые в трубочки пятирублевые бумажки. И смотрел он на Кузьму со страхом, что Кузьма может не взять. Кузьма взял». Тетка Наталья отдала свои «смертные деньги», приготовленные для поминок, «чтоб поболе народу пришло и подоле меня поминали». Помог председатель, отдавший свой месячный оклад и призвавший сделать то же колхозных специалистов.

Но были и те, кто не хотел помочь Марии, и они нашли повод ей отказать. Ее подруга Клава вместо помощи решила «лучше поплакать, повыть над ней, как над покойницей». И старуха Степанида тоже изображает слезы, и хотя в заначке у нее лежит много денег, не дает ни копейки. Директор школы дал сотню, но взамен душу вымотал своими нравоучениями. Да и расстается он со своей сотней не из человеческого соучастия, а из желания сохранить самоуважение и из боязни, что люди обвинят его в жадности.

Вывод однозначен: деревня далека от идеала, в ней нет того братства и общности, которые автор наблюдал когда-то в детстве (вспомним, как односельчане спасли имущество Распутиных от конфискации и «потом деревня принесла нам даже больше, чем взяла»).

Кузьма, идеалист, сам не умеющий отказывать, слишком хорошо думает о других, веря в понимание, которое не нуждается в словах: он «даже в мыслях не осмеливался просить у них деньги. Он представлял себе свой обход так: он заходит и молчит. Уже одно то, что он пришел, должно было людям сказать все». Но, видимо, время идеалистов прошло, четыре рубля перевесили на весах истории милосердие и традицию. Кузьме не удается собрать в деревне нужную сумму.

И он едет в город к брату, в надежде на чудо. Автор ставит вопрос и перед собой, и перед читателем, и перед историей: сможет ли новая городская цивилизация, идущая на смену деревне, создать нечто равнозначное прежнему общинному миру? Кузьма стучит в дверь брата. Последняя фраза повести: «Сейчас ему откроют».

И от того, что он найдет за этой дверью зависит уже не просто будущее Марии и ее семьи, зависит будущее страны и народа.

Финал повести остается открытым, Распутин не лишает читателя надежды. Но исподволь готовит читателя к тому, что на благополучный исход надеяться не стоит. В городе та цепь поколений, о которой говорилось автором еще в цикле рассказов о Тофаларии, разорвана еще более откровенно, чем в деревне: Мария, как-то переночевав у Алексея две ночи, заметила, что лучше жить у чужих. А односельчанин, побывавший у Алексея, сказал потом Кузьме, что тот «…узнать меня узнал, а вот за товарища не захотел признать…»

«Век расшатался, распалась связь времён…», – так можно определить словами Шекспира ту ситуацию, в которую Распутин ставит своих героев. Они как бы находятся сразу в двух временных пластах, прошлом и настоящем, сопоставление которых позволяет автору показать всю глубину того этического сдвига, тектонику, которая грозит разрушением материковой плиты крестьянского быта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Распутин — автор многих рассказов, которые можно отнести к деревенской прозе. Таким произведением является и повесть Распутина под названием Деньги для Марии, чье мы приводим ниже.

Деньги для Марии краткое содержание

Из повести Деньги для Марии Валентина Распутина мы узнаем о Марии, которая попала в сложную ситуацию. Женщина, по неопытности в торговом деле, допустила большую ошибку, которую выявил ревизор. Таким образом, в деревенском магазине обнаружена недостача около тысячи рублей. Это огромная сумма, за которую женщина может сесть в тюрьму. Нужно было срочно что-то делать и ревизор дает небольшой шанс. Если недостачу вернут за пять дней, то уголовное дело никто заводить не будет. Вот муж Марии Кузьма и занялся вопросом поиска денег, тем более председатель обещает выдать ссуду, так что будет чем отдавать долги.

Но кто займет? Да и как просить денег Кузьма также не имел понятия. В деревне же, хоть и слышали о беде, никто не спешил одалживать деньги, выручая Марию. А между тем, сама женщина в свое время с радостью шла на уступки, давая товар в долг, да еще и согласилась работать в магазине, хотя опыта у нее никакого не было.

Все свои размышления по сложившейся ситуации Кузьма ведет в поезде, на котором он отправился к брату, чтобы у него просить денег. Как раз в дороге он обо всем и вспоминал. Вспомнил о том, что первый к кому пошел просить, был директор школы. Тот дал сто рублей. Помог и дед Гордей, принеся 15 рублей. Вернули соседи долг в магазин около пяти рублей. Вызвался помогать и председатель, который отдал зарплату специалистов. Старая мать Василия отдала деньги, что собрала на похороны. Но потом многие пришли обратно забирать деньги, считая что они не спасут Марию. Как следствие, на руках только половина нужной суммы. Вот и поехал Кузьма за помощью к брату, который жил в городе.

В поезде наш герой повстречал разных людей, которые многим были похожи на сельчан. Там же в дороге Кузьме снился сон, в котором он видит, что жителям деревни достаточно из бюджета семьи выделить по пять рублей, чтобы помочь, но все считают, что они нуждаются больше в деньгах, нежели Мария. И вот поезд остановился, Кузьма направился к брату и стучит в дверь. На этом и заканчивается повесть Распутина.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Деньги для Марии, мы видим такую проблематику, как взаимоотношения между людьми. Автор показал, насколько жестокими могут быть люди, которые закрывают глаза на проблемы окружающих. Что же случилось людьми? Почему они отворачиваются от чужого горя, от человека, который ради них согласился работать в магазине? Правда, нашлись среди жителей и неравнодушные люди, которые готовы последнюю копейку отдать, чтобы помочь. Но больше оказалось тех, кто отвернулся от Марии. Одна лишь надежда осталась и это брат Кузьмы, с которым тот не виделся очень давно.

В чем же особенность повести? В том, что Распутин применяет такой прием, как недосказанность сюжета, поэтому мы не можем знать, чем именно завершится его произведение. Будут ли найдены все деньги в срок пяти дней, откроет ли брат дверь, сядет ли Мария в тюрьму? Будут ли окончательно разочарованы герои в людях или все-таки жители деревни принесут деньги, чтобы помочь женщине?

Мне бы очень хотелось, чтобы финал оказался счастливым. Хочется, чтобы и брат Кузьмы открыл двери, выслушал и помог. Хочется, чтобы и сельчане опомнились и не оставались в стороне от сложившейся ситуации. Но об этом мы можем знать наверняка, настоящий финал повести так и останется недосказанным.

Распутин «Деньги для Марии»А какую оценку поставите вы?

На этой странице искали :

  • Деньги для Марии
  • деньги для марии краткий пересказ
  • почему героиня согласилась работать марии деньги для марии

Почему Мария согласилась работать продав­щицей, хотя у нее не было опыта, необходимых зна­ний? Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из ко­торых была ее природная доброта и пони­мание необходимости выручить односель­чан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария по­работает продавцом временно, пока в дек­рете побудет Надя Воронцова, а когда та раздумала возвращаться, то пришлось ос­таться на постоянную работу. Были у Ма­рии и некоторые практические соображе­ния: здоровье не позволяло выполнять в колхозе тяжелую работу, нужен был при­смотр за ребятишками и домом — мага­зин находился рядом, да и семья нужда­лась в дополнительном заработке, так как получила ссуду на строительство нового дома. Тем не менее Мария, понимая опас­ность торговой деятельности для несведу­щего человека, долго не соглашалась при­нять магазин. А потом и ревизию потребо­вала сама. Как складываются отношения Кузьмы и Марии с односельчанами после прихода в их дом беды? В целом отношения со стороны одно­сельчан сохраняются доброжелательные и сочувственные. Мария и Кузьма испыты­вают перед ними чувство стыда, неловкос­ти. Тяжело переживает горе Мария, даже мечтает о смерти. И оба они надеются на помощь. В чем причины крупной недостачи у Марии? Причины в том, что у нее не было необ­ходимых бухгалтерских знаний для веде­ния учета в магазине, а также в доверчи­вости к людям. Мария отпускала товары в долг и не всегда этот долг ей возвращали. Не всегда товары в райцентре она получа­ла сама. Не исключено, что опытные лю­ди в райпотребсоюзе, пользуясь безгра­мотностью Марии, могли обмануть в фак­туре. Кроме того, и учета в магазине не было целый год. Сочувствуя Марии, реви­зор не стал сразу возбуждать судебного де­ла, а дал пятидневный срок, чтобы по­крыть недостачу. Зачем Распутин проводит Кузьму в поисках денег от дома к дому односельчан? Покажите, как меняется психологическое состояние Кузьмы. В основе повести лежит мотив древне­русских хождений за правдой. При таком построении сюжета нравственной провер­ке подвергаются не только односельчане, но все наше общество. Читатель встреча­ется с разнообразными характерами, раз­личными нравственными принципами. Тем самым Распутин высказывает важ­ные мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы разме­ренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из деревни, только од­ни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет к доброта че­ловеческая, уважение к старшим, и тру­долюбие тоже родом из деревни». Психологическое состояние героя пери­одически меняется в зависимости от того, с кем он встречается — от надежды до бе­зысходности. И не только оттого, даст или не даст этот человек взаймы, выручит или не выручит, но Кузьмой владеет и чувство собственного неудобства, стыда обреме­нять их своими просьбами, которые по­рой ставят их в неловкое положение. Так, не смог он попросить денег у своего дру­га и бывшего напарника по работе Ва­силия. С большим смущением берет на­копленные теткой Натальей деньги на по­хороны. Для Кузьмы хождение за деньгами — путь, полный нравственных мучений. И еще одна проблема проявляет себя в по­вести — это материальная необеспечен­ность тружеников. Хотя по тем временам тысяча рублей считалась очень крупной суммой, тем не менее трудности сбора ее свидетельствуют о серьезном неблагопо­лучии в обществе. С трудом накопила по­хоронные Наталья, на книжке в районе держит сбережения небедный человек ди­ректор школы, даже за ста рублями ему нужно ехать в сберкассу, и, понимая, что помогать в этой ситуации нужно, он дела­ет это с трудом. Положение сельской ин­теллигенции (специалистов) явно неза­видное, и вряд ли можно осудить меха­ника, которому не хватает денег, чтобы принять друга, или жену ветеринара, у которой пятьдесят рублей долгу. И Кузь­ма при всей тяжести его положения с пониманием относится к ним и не осуж­дает. Почему Кузьма идет даже в те дома, хозяева которых явно ему не помогут (Степанида)? Толь­ко ли тяжелое положение героя ведет его к этим людям? Почему Кузьма обращается к тем, от ко­го нелегко получать помощь (Евгений Николаевич)? Писатель действительно ведет Кузьму почти во все дома односельчан, даже в те, где заранее известно, что денег не дадут (Степанида) или дадут с массой оговорок (Евгений Николаевич). Это необходимо для показа разнообразия человеческих характеров. И конечно, Кузьма чрезвы­чайно доверчив и надеется, что в столь экстремальной ситуации откроется луч­шее, что есть в людях. Но надежды оправ­дываются не всегда. Проанализируйте сцену собрания специалис­тов. Какова основная идея этого эпизода повести? Попытайтесь определить позицию автора. В этой сцене раскрываются психологи­ческие особенности каждого из участни­ков — председателя, Кузьмы, специалис­тов. Чувствуется, что каждый испытыва­ет внутренние сложности. Нервничает председатель, что не все собрались сразу, приходится ждать. Напряженно чувству­ют себя другие. Они согласились с прось­бой председателя, но их согласие какое- то вымученное, молчаливое. Самым со­знательным оказался агроном и даже обо­дрил Кузьму: «Ты не думай, что он нас заставил. Он правильно сделал. Бери эти деньги, не стесняйся. Считай, что они твои». Это еще один подход к сложившей­ся ситуации. Другие согласились молча. Распутин, создавая эту сцену, дает краткие характеристики специалистам; их можно даже назвать зарисовками. Это очень положительные люди, любящие свою работу, уважаемые в колхозе. Каза­лось бы, именно они должны определять уровень нравственности. Попутно дана ис­тория жизни председателя, из которой по­нимаешь, что этот призыв к специалистам помочь Кузьме вытекает из логики его ха­рактера, его нравственных представле­ний о порядочности, чести, самопожерт­вовании, взаимной выручке. Именно председатель предстает перед нами как настоящий лидер коллектива, каким он был и всегда. Распутин как бы сравнива­ет, рассказывая историю ареста и осужде­ния председателя, тот рискованный по­ступок, совершенный ради односельчан (покупка бензина у шкипера), с попыткой найти деньги для Марии. Идейный смысл сцены собрания специ­алистов — призыв к традиционной рус­ской соборности, утверждению гуманис­тических нравственных законов, призыв к осуществлению исконной миссии интел­лигенции. Как вы думаете, почему события первых трех дней представлены в повести как воспоминания Кузьмы во время его поездки к брату в город? В чем смысл такого композиционного приема? Распутин использует очень интересный композиционный прием передачи пред­шествующих событий через воспомина­ния. Мы уже знаем, что нужную сумму он не смог собрать на селе или не реализовал все имеющиеся возможности, что про­скальзывает в его мыслях. Через его вос­поминания и размышления в поезде мы знакомимся с разными людьми, и знако­мимся более подробно, чем это могло слу­читься при прямолинейно выстроенном сюжете. У Кузьмы есть время на совместное с автором осмысление случившегося. Настроения и характеры односельчан в целом оказываются проанализированны­ми в сознании Кузьмы. Осталось прове­рить и чувства родного брата, как он проявит себя в ситуации семейной беды, проверить крепость семейных связей, ко­торые также являются исконно русской традицией. Почему финал повести остается открытым? Финал остается открытым, кажется, потому, что автор решил завершить свое повествование на самом напряженном мо­менте, от которого зависит дальнейшая судьба семьи Кузьмы. Достигнута куль­минация повести — Кузьма стоит у две­рей квартиры брата, стоит с надеждой, хо­тя за минуту до этого сомневался, стоит ли обращаться к нему, ведь брат — отре­занный ломоть. Какой бы ни была развяз­ка, главное, что Кузьма все-таки пришел к брату воззвать к родственным чувствам. Его стук в дверь — это стук в сердце род­ного человека. Вместе с читателем автор не хочет разочаровываться, он не хочет ве­рить в разрушение традиционных родст­венных связей, он верит в голос крови, хо­тя бы в экстремальных ситуациях. Ведь проблема семьи, ее крепости — одна из главных в творчестве Валентина Распу­тина.



У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Деньги для Марии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *