Варианты текстов экзаменационных диктантов с грамматическим заданием за курс шестого класса

Варианты текстов экзаменационных диктантов с грамматическим заданием за курс шестого класса.

Бобры.

Среди обитающих на территории России грызунов бобры – самые крупные. По виду они напоминают огромных крыс. Бобры – ночные животные, тесно связанные с водоёмами. Они предпочитают тихие лесные речки с высокими берегами, с обильным травостоем и зарослями кустарников. Их основной корм составляют деревья мягких пород. Кроме того, бобры едят корни и стебли кувшинок, тростника, различных водяных растений и сочные травы. Их организм прекрасно приспособлен к водному образу жизни и растительной пище. Своими мощными резцами бобры подгрызают стволы деревьев диаметром шестьдесят сантиметров и более, валят их на землю, а затем объедают стволы и ветви.

Грамматическое задание.

Разобрать синтаксически: 1 вариант – второе предложение; второй вариант – пятое (Их основной корм…). Произвести фонетический разбор 1 вариант – тихие; 2 вариант – едят. Провести разбор слов по морфемам и словообразовательный разбор: 1 вариант – водяных, объедают; 2 вариант – сочные, кустарников. Разобрать морфологически глаголы из предложений для синтаксического разбора.

Трудный экзамен.

Приближается лето. Для Маленькой Бабы-яги наступило тяжёлое время. Она готовится сдавать экзамены по колдовству. В лунную ночь на перекрёстке у торфяного болота собираются ведьмы, чтобы решить её участь. Они предлагают Маленькой Бабе-яге вызвать северо-восточный ветер, пригнать чёрную тучу, превратить лужу в вязкое болото. Для неё это вовсе не сложные задания. Маленькая Баба-яга не сделала ни одной ошибки.

Тогда злая ветряная ведьма сказала: «Наколдуй нам то, что написано в колдовской книге на странице семьсот двадцать четыре!» Маленькая Баба-яга не смутилась и наколдовала в точности то самое, что было написано на семьсот двадцать четвёртой странице.

«Отныне ты не маленькая, а взрослая ведьма и можешь танцевать на нашем празднике», — сказала Главная ведьма. Никто не возражал.

Грамматическое задание.

Разобрать фонетически: 1 вариант – участь; 2 вариант – вязкое. Разберите синтаксически: 1 вариант. Маленькая Баба-яга не сделала ни одной ошибки. 2 вариант. Для маленькой Бабы-яги наступило тяжёлое время. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов: 1 вариант: лунную, северо-восточный. 2 вариант: ветряная, перекрёстке. Выполните морфологический разбор слов. 1 вариант (не) сделала; 2 вариант маленькой.

Овцеводство было знакомо русским ещё с древнейших времён. В южной России все условия местности благоприятствовали этому промыслу. В привольные степи этого края приходили из Азии кочевые народы со своими стадами. По их примеру русские люди стали разводить у себя стада овец. Тогда этим занимались преимущественно для мяса и мало обращали внимания на шерсть, но всё же её пряли, валяли и делали из неё грубое крестьянское сукно.

Шёлковые ткани вместе с другими предметами роскоши привёз в Киев из Царьграда князь Олег. Позже шёлк-сырец в Россию привозили из Персии. Московские цари разыскивали и вызывали из-за границы искусных мастеров для заведения в России шёлковых фабрик.

Грамматический разбор.

Выпишите слова, образованные сложением основ. Подчеркните как члены предложения 2 относительных прилагательных (1 вариант); 2 качественных (2 вариант). Выполните морфологический разбор слов 1 вариант знакомо, времён (1 предложение); 2 вариант (в) России, искусных (последнее предложение).

Об одежде предков.

В шестом веке славяне ходили полунагие, в ненастное время прикрывались шкурами. Позже одежда русских славян была уже не так проста. Они носили холщовые или полотняные рубахи с разрезным воротом, воротник и края рукавов вышивали разноцветным шёлком или серебряными нитями, унизывали драгоценными камнями. Знатные люди надевали штаны шёлковые и парчовые.

Все сословия, кроме самого низшего, носили кафтан – узкую одежду с длинными рукавами и высоким стоячим воротником, который закрывал весь затылок. Кафтан, как и все почти русские платья, застёгивался спереди пуговицами.

Он был домашней одеждой. Человек, который не хотел прослыть невежей, принимая почётного гостя, надевал сверх кафтана ферязь – одеяние почти до лодыжек, с рукавами, но без воротника.

Предки наши любили длинную одежду, короткая казалась им неприличною.

Примечание: на доске следует выписать слова кафтан, ферязь.

Грамматическое задание.

1. Выпишите слова, которые не употребляются без не, выполните их морфологический разбор.

2. Разберите фонетически. 1 вариант узкую; 2 вариант платья.

3. Разберите синтаксически. 1 вариант первое предложение; 2 вариант второе предложение.

Замечательные прогулки.

Для Тузика на шоссе не было ничего интересного, и я отводил его подальше в лес, отстёгивал кожаный поводок.

Тузик не помнил себя от счастья. Он припадал к земле, фыркал, кидался с поцелуями, как футболист, который забил гол. Некоторое время он стремительно носился вокруг, потом мчался куда-то изо всех сил с неистовым лаем, сшибал пеньки, а я бежал нарочно в другую сторону и прятался в зарослях.

Скоро Тузик начинал волноваться. Он призывно лаял и носился по лесу, разыскивал меня. Когда он подбегал так близко, что мордой мог коснуться меня в моём укрытии, я вдруг с рёвом выскакивал из засады и валил его на землю.

Мы катались по траве, и Тузик так вытаращивал глаза, что на меня нападал смех.

Грамматическое задание.

Разберите фонетически. 1 вариант – счастья; 2 вариант лаем. Сделайте словообразовательный анализ слов. 1 вариант вытаращивать; 2 вариант забить. Сделайте морфемный (по составу) разбор. 1 вариант отстёгивал, пеньки; 2 вариант катались, поводок. Сделайте морфологический разбор. 1 вариант (на) шоссе, (для) Тузика (первое предложение). 2 вариант (по) траве, глаза (последнее предложение).

Вечернее чаепитие.

Когда заря окрасила полнеба бледно-розовым цветом, мы поставили чайник на спиртовку в носовой части лодки и удалились на корму.

Единственный способ заставить чайник закипеть – это не обращать на него внимания. Если вам некогда, то неплохо громко переговариваться друг с другом о том, что вы не помышляете о чаепитии. Вы располагаетесь невдалеке от чайника так, чтобы он не мог вас слышать. Затем громогласно заявляете: «Я не хочу чаю, а ты, Джордж?» Джордж кричит в ответ: «Да ну его, лучше выпьем лимонаду!» После таких слов чайник немедленно начинает кипеть ключом.

Мы применили эту невинную хитрость и вскоре пили ароматный чай из глиняных кружек, обсуждали новости из французской газеты.

Грамматическое задание.

Разберите фонетически. 1 вариант слов; 2 вариант ключом. Выполните морфемный и словообразовательный разбор прилагательного, определите его разряд. 1 вариант глиняных (кружек); 2 вариант носовой (части). Выполните синтаксический разбор первого предложения.

На возу.

Вечером на возу свежей пшеничной соломы Никита возвращался с молотьбы. Узкая полоса тусклого и багрового заката догорала над древними курганами.

В сумерках на пустынных сжатых полях виднелись борозды пашни. У самой земли краснел огонёк костра, и тянуло горьковатым дымком. Поскрипывала, покачивалась телега.

Никита лежал на спине. Усталость сладко гудела во всём теле. Бледное небо переливалось. Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. На возу, как в колыбели, Никита покойно плыл под звёздами, глядел на далёкие миры. «Сяду на воздушный корабль и улечу», — думал он. И он стал представлять летучий корабль с крыльями, чёрную пустыню неба и лазурный берег планеты, серебристые горы, чудесные озёра, очертания замков. Воз стал спускаться под гору. Въехали во двор. Тёплый уютный свет лился из окон дома.

Грамматическое задание.

Разберите фонетически. 1 вариант узкая; 2 вариант сжатых. Разберите по морфемам, проведите словообразовательный анализ. 1 вариант пустынных, въехали; 2 вариант сжатых, усталость. Разберите синтаксически. 1 вариант Усталость гудела во всём теле. 2 вариант последнее предложение. Разберите морфологически. 1 вариант гудела; 2 вариант лился.

Журавли.

Каждый год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.

Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы. Соберутся в кружок на болоте, машут крыльями, кричат: «Курлы! Курлы!».

Скоро выведутся на болоте длинноногие неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей. Будут расти, учиться летать журавлята.

Ниже спускается весеннее солнце. Слетаются ночевать журавли.

Грамматическое задание.

Разберите фонетически. 1 вариант степью; 2 вариант солнце. Разберите слова по морфемам, проведите словообразовательный анализ. 1 вариант недоступных, выведутся; 2 вариант длинноногие, подкрадётся. Разберите синтаксически. 1 вариант первое предложение; 2 вариант третье предложение. Разобрать морфологически. 1 вариант (из) далёких (стран); 2 вариант прошлогодней (осокой).

Сентябрь.

Сентябрь – первый осенний месяц. Всё в природе прощается с солнцем, теплом, хочет последний раз нарядиться поярче, чтобы потом надолго снять свой праздничный наряд и запереть его в серебряный сундук зимы.

Лес разукрасился в жёлтые, красные, золотистые краски осени. Воздух чист и свеж. Пахнет грибами и опавшей листвой.

В осеннем лесу чаще всего раздаются голоса грибников. Прячутся грибы под опавшими листьями. Нагнёшься, чтобы сорвать красную сыроежку, а в руках останется только лист осины. Заденешь жёлтый берёзовый листок, а под ним увидишь гриб.

От дерева к дереву протянулась тонкая паутина. Она окутывает грибника со всех сторон, словно не хочет выпустить из объятий осеннего леса.

Доносятся с полей грустные «разговоры» птиц о близком путешествии.

Грамматическое задание.

Разберите фонетически. 1 вариант свеж; 2 вариант гриб. Проведите морфемный и словообразовательный разборы слов. 1 вариант осенний, разговоры; 2 вариант золотистые, нагнёшься. Разберите синтаксически. 1 вариант От дерева к дереву протянулась тонкая паутина. 2 вариант последнее предложение. Разберите морфологически. 1 вариант (к) дереву; 2 вариант птиц.

Кувшинка.

Раннее утро над озером. На поверхности воды раскинулись листья водяных лилий.

Но вот показалось солнце. Его лучи упали на листья кувшинок, и из воды начали подниматься и медленно раскрываться зелёные бутоны. Солнце светит ярче, и ещё больше распускаются цветы. И вот озеро расцвело большими нежно-голубыми цветами. Они удивительно красивы. Недаром кувшинку называют водяной красавицей.

Цветы кувшинки очень любят тепло. Целый день они зорко следят за ходом солнца и поворачиваются вслед за ним. Утром цветы кувшинки повёрнуты на восток. В полдень солнце переместится на юг, и они повернутся к югу. Но вот солнце начинает клониться к западу и посылает на землю всё меньше тепла, и цветы лилий закрываются и погружаются в воду.

Грамматическое задание.

Разберите фонетически. 1 вариант солнце; 2 вариант листья. Разберите по морфемам, сделайте словообразовательный анализ. 1 вариант раннее, нежно-голубыми; 2 вариант водяной, переместится. Разберите синтаксически. 1 вариант второе предложение; 2 вариант Цветы кувшинки очень любят тепло. Разберите морфологически. 1 вариант водяных (лилий); 2 вариант любят.

Детство Никиты читать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *