ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ

(от лат. dua-lis — двойственный) — противопоставление религией мира сверхъестественного, потустороннего, трансцендентного земным, чувственно воспринимаемым объектам и явлениям. Д. р. свойствен гл. обр. монотеистич. религиям, в к-рых бог противопоставлен всему земному, в т. ч. и человеку, как высш. бестелесная сущность, к-рая творит мир из ничего и управляет им. Бог вечен, земные объекты конечны и преходящи, бог — всемогущий творец, мир — результат его творческой деятельности, бог — средоточие мудрости и добродетели, человек — существо слабое и греховное. Это противопоставление лежит в основе христ., т. н. отриц. (апофатическо-го) богословия, к-рое утверждает, что бог не может быть познан и характеристики его могут быть только отрицательными (т. е. они должны отрицать в боге земные и человеч. свойства). Однако Д. р. не носит последовательного характера, ибо тогда он может привести к деизму. Поэтому монотеистич. религии имеют посредника между богом и человеком. В христианстве таким посредником выступает богочеловек. Д. р. проявляется также в наличии в религиях своеобразного антипода богу — сверхъестеств. сущности, воплощающей силы зла. Особенно последовательно дуализм доброго и злого начал проповедовали зороастризм и манихейство. В христианстве богу также постоянно противостоит носитель зла — дьявол.

Просмотров: 1286
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «МУЖЕСТВО БЫТЬ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ»
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ К БОГУ
  • Любовь к Богу
  • МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПУТЬ К БОГУ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДИКАТУ
  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДИКАТУ
  • Противопоставление предикату
  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СЕМАНТИКА, также семасиология
  • Солнечно-земные связи
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Сущность религии
  • Токи земные
  • УЧНИЧА, также Буддочнича
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ

    Типы дуализма

    Онтологический дуализм

    Онтологический дуализм делает двойные (гетерогенные) утверждения о природе существования сознания и материи. Он может быть разделен на три различных типа:

    1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции, существующие независимо друг от друга.
    2. Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
    3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) говорит о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

    Гносеологический дуализм

    Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира.

    Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи.

    Антропологический дуализм

    Теория, подчёркивающая противоположность души и тела. Не сводится к дуализму сознания и тела.

    Метафизический дуализм

    Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект.

    Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.

    Религиозный дуализм

    См. дуализм в религии.

    Этический дуализм

    Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла. Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.

    Дуалистические взгляды ментальной каузальности

    Дуализм, проблема разума и тела

    Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром.

    В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.

    Исторические формы пропетивного дуализма:

    • Интеракционизм.
    • Нередуктивный физикализм.
    • Эпифеноменализм.
    • Параллелизм.
    • Картезианство.
    • Окказионализм.

    Интеракционизм или интеракционистский дуализм

    Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.

    > Исторический обзор

    Античная Греция и эллинистический мир

    Платон и Аристотель

    Декарт и его ученики

    Дуализм в философии

    Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум с самосознанием и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.

    В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера.

    Дуализм в философии сознания

    Дуализм души и тела в философии учёного Рене Декарта.

    В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела.

    Субстанциальный или картезианский дуализм

    В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

    Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.

    Эпифеноменализм

    Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.

    Предикатный дуализм

    Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

    Пропетивный дуализм

    Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

    Дуализм в религии

    Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях.

    В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

    Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

    Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

    Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

    Религиозный дуализм

    Смотреть что такое «Религиозный дуализм» в других словарях:

    • Дуализм — – т. е. двуначалие, применяется в тех случаях, где при объяснении какого нибудь явления необходимо признать существование двух противоположных принципов. Особенное развитие дуализм получил в религии и философы. 1) Религиозный дуализм. Рядом… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    • ДУАЛИЗМ — (от лат. dualis двойственный) филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей … Философская энциклопедия

    • Религиозный гуманизм — Религиозный (либерально религиозный) гуманизм (англ. Religious humanism) одно из направлений современной философии гуманизма. Сторонники либерально религиозного гуманизма отрицают существование сверхъестественного и загробной жизни,… … Википедия

    • Дуализм — I Понятие дуализм было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке: признание двух противоположных… … Религиозные термины

    • Личность преступника — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личн … Википедия

    • Злоумышленник — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    • Правонарушитель — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    • Преступник — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    • Преступники — Фотографии преступников. Попытки обнаружить связь между внешностью человека и его преступным поведением предпринимались неоднократно, но успехом так и не увенчались Личность преступника совокупность социально психологических свойств и качеств… … Википедия

    • ЦИОЛКОВСКИЙ — Константин Эдуардович (1857 1935) ученый самоучка из русской провинции, разрабатывавший теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В 1879 сдал экзамен на звание народного учителя. До 1920 преподавал математику в школах… … Новейший философский словарь

    Дуализм в религии

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *