Почему душа находится в теле

Прежде всего батюшка Иоанн говорит о том, что душа создана Господом при творении человека и приводит в пример слова из Книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Быт.2:7).

Таким образом, отмечает старец Иоанн, душа человека «была создана вместе с его телом… И этот Дух, как сила, исшедшая от Бога стремится своим внутренним сокровенным чутьем сознавать свое происхождение от Бога и обязанность исполнять Его волю…». Это мнение отца Иоанна вполне согласуется с писаниями святых отцов. Так, например, преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Нужно понимать, что тело и душа человека созданы одновременно, вместе, — и в сие самое мгновение вдунут Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии и совершен по душе и телу».

При этом отец Иоанн задаётся вопросом — для чего же бессмертная душа, частичка Божия, была соединена с телом? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, старец приводит слова святителя Григория Богослова: «Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас, чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу … чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны».

Есть ли душа у растений?

Светские люди не признают души в животных и уж тем более в растениях. Потому особо интересно, что в книге «Размышления о бессмертной душе» архимандрит Иоанн (Крестьянкин), согласуясь с мнением святых отцов, пишет, что созданные Богом животные, и растения также имеют душу. Но душа человеческая, по слову отца Иоанна имеет свойства особые, свойства, ставящие её в особое по отношению к душам животных и растений положение.

«В низшей своей части, — отмечает отец Иоанн, — она сходна с душой животных, но ее одуховленность возвышает ее над душой животных и растений. При создании души человеческой Бог творил ее по образу Духа, вложив в нее образы и законы добродетели: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и другие добродетели».

Чем же ещё отличается душа человека от души растений и животных? Отец Иоанн приводит на эту тему замечательную подборку высказываний святых отцов. Приведём лишь некоторые из них.

Святитель Филарет, митрополит Московский:
«Душа человека — невидимая тонкая сила; существо духовное и бессмертное. Но образ Божий в человеческой душе проявляется не столько в этих двух ее качествах (духовности и бессмертии), но в ее силах и способностях. А именно: «уме, даре слова, свободе, памяти и разуме».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Душа — часть мира духовного. Бог отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее — тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души, отражение (Божие) прекращается, и душа остается в состоянии духовного мрака, в состоянии бесчувственности. Душа — это та часть естества нашего, которой мы познаем Бога, молимся Ему, обращаемся к Нему во всех наших жизненных обстоятельствах (молитва — это пища нашей души). Душа — это та разумная часть нашего естества, которой мы способны распознавать добро и зло, выбирать свой жизненный путь».

Душа — это частичка Бога в нас

На основе определений и высказываний святых отцов архимандрит Иоанн приходит к выводу, что: «Душа человека — это бессмертная, разумная, деятельная духовная сила, полученная человеком от Бога при творении, дающая возможность человеку, при воздействии на нее благодати Духа (Святаго) Божия, беспредельного развития и обожения. Это та часть естества нашего, которая позволяет нам сознательно идти путем, указанным Богом, борясь со всеми искушениями и ухищрениями духа злобы. Это та часть естества нашего, которая дает нам возможность не увлекаться земными соблазнами, а иметь единственную цель в жизни — стремление к познанию Бога и, насколько это доступно человеку, ощущать присутствие Божие уже во время нашей временной земной жизни. Душа — это источник, из которого проистекает активность человека в его действиях, в его целеустремленности (к добру или ко злу); это та связь, которая нашей человеческой природе сообщает возможность быть близкой к Богу, внушает желание стремиться к Богу. Душа — это частичка Бога в нас».

Игорь Евсин

  • bigd.host
  • ted
  • writer’s block
  • Авто. Путешествия.
  • Архитектура. Дизайн.
  • Архитектура. История
  • Архитектура. Свет
  • Архитектурап
  • Безопасность
  • Боль другого
  • Братья меньшие
  • Верим в сказки
  • Весна
  • Взгляд женщины.
  • Вкусняшки
  • Вопрос
  • Воспитание
  • Восхищаться миром
  • Гиссинг
  • Детство.
  • Дизайн
  • Добро
  • Доброе утро!
  • Доброй ночи!
  • Доброта
  • Дом
  • Друзья
  • Ждём весну
  • Женщина.
  • Животные планеты Земля.
  • Жизнь
  • Жизнь Здоровье
  • Жизнь природы
  • Жизнь. Стиль.
  • Жизнь.Ремонт
  • Зверики
  • Здоровье.
  • Земля наша
  • Знания
  • И то
  • Игры.
  • Изменяем мир
  • Изобретения. Механизмы
  • Интересности
  • Интересности. Друзья
  • Информационные технологии
  • Искусство
  • История
  • Ищут дом Киев.
  • Киев.
  • Киев. Друзья
  • Комфорт в доме.
  • Космос.
  • Красота
  • Кулинария
  • Культура
  • Лечение в Израиле
  • Любить мир.
  • Любить себя.
  • Материалы
  • Медицина
  • Миг
  • Мир вокруг. Техника.
  • Мистика.
  • Мода.
  • Мой дом.
  • Мой тест.
  • Моё.
  • Мудрости жизни
  • Нархозстрой
  • Настроение
  • Наука
  • Неизведанное. Тайны Земли.
  • Новости
  • Обучение
  • Общение.
  • Общество.
  • Отдам собаку Киев.
  • Отдам щенка Киев
  • Отдых.
  • Отражения
  • Памятники архитектуры.
  • Пейзаж
  • Поздравление
  • Позитив
  • Познаём мир.
  • Праздник
  • Приколы у животных
  • Природа
  • Программы
  • Прощаться
  • Психология. Женщина и мужчина.
  • Психология. Человек.
  • Птицы
  • Птицы.
  • Путешествие по Израилю
  • Путешествие.
  • Радость. Праздник.
  • Рассуждения.
  • Растительный мир Земли.
  • Россия.
  • Современное общество
  • Спокойной ночи!
  • Спорт
  • Стихи
  • Строительные материалы
  • Строительство
  • Судьбы.
  • Счастье. Есть ли?
  • ТНК АЙС
  • Творчество.
  • Техника.
  • Технология производства.
  • Технология.
  • Торговля.
  • Удивляться миру
  • Уильям Блейк
  • Украина
  • Улыбнутся миру
  • Улыбнуться миру
  • Философия. Этика
  • Человек.
  • Человек. Спорт
  • Этика. Человек
  • Юмор. Котики
  • Юридические услуги
  • автотранспорт
  • антилед
  • бионорд
  • бионорд лучший реагент
  • вода
  • волки
  • вопрос
  • главы
  • главы из книг
  • гололед
  • гололед в Питере
  • гуляю
  • депрессия
  • дождь
  • дорожные службы
  • дрзья
  • заказать диплом
  • заказные дипломы
  • зейн грей
  • зимние реагенты
  • идебенон
  • изменяем мир
  • изменяем себя
  • изменяется мир
  • изобретения
  • история. современность
  • как маленькая
  • клееный брус
  • летать.
  • люди
  • моё
  • мысли
  • не спится
  • необычное. Праздник
  • ноотропы
  • осень
  • отчет по практике
  • писатели
  • планета Земля. мы
  • производство
  • противогололедные материалы
  • противогололедные реагенты
  • противогололедные реагенты Москва
  • работа
  • реагенты
  • ремонт
  • свобода
  • сельское хозяйство
  • слова
  • стоимость дома
  • стоимость дома из клееного бруса Нархозс
  • счастье
  • только что написанное
  • тонировка стопов
  • уортон едит
  • услуги
  • фентэзи
  • что будет висеть на щитах
  • экономика.
  • я

Научный подход: есть ли у животных душа?

Есть ли у них душа и куда они попадают после смерти? Что говорит об этом Библия и святые отцы? Кто из животных равен человеку? И почему нужно любить «братьев наших меньших»? Разбираемся вместе с диаконом Ильей Кокиным в его новой книге «Страх возводит стены, любовь строит мосты».

По мысли святого Максима Исповедника, человек должен был превратить весь мир в один большой райский сад. Вот еще одно важное противопоставление — человек и мир природы.

Кто мы друг другу? Стоит ли человек особняком по отношению к другим обитателям земли, или между нами и животными гораздо больше общего, чем мы привыкли думать? Вы спросите, как это связано с темой любви? Все просто: если животные, растения и все прочее на земле — это лишь вещи, умеющие ходить, мурлыкать, распускаться красивыми цветами, но все же вещи, то тогда их не нужно любить, ими можно пользоваться.

В таком случае мы не «твари дрожащие, мы право имеем». Но если у всего этого есть душа и чувства, тогда окружающий мир достоин нашей любви.

Конечно, поначалу люди не считали себя какими-то особенными, наоборот, человек ощущал свою глубокую родственную связь с окружающим миром, отдельные животные и растения почитались как тотемические предки человека. Более того, на раннем этапе истории наблюдается религиозное поклонение животным, их буквально нечеловеческой силе.

Но вот наступает так называемое «осевое время» (VIII–II вв. до Р. Х.), на земле нарождается философия. Физическая сила, в которой человек явно уступает многим животным, перестает почитаться, в цене резко поднимается разум. Все, что ассоциируется с животным миром, начинает восприниматься как нечто грубое и низменное. Потом еще проходят века, и среди ученых все больше становится тех, кто верит, что человек не какое-то «особое творение Божие», а всего лишь потомок обезьян.

Впрочем, любая гипотеза должна подкрепляться экспериментально. И вот в начале ХХ века возникла идея научить обезьян человеческой речи. С точки зрения эволюционистов, затея вполне разумная — немного подтянуть предпоследнюю ступень эволюции к последней. Однако эти попытки потерпели неудачу, речевой аппарат обезьян оказался не приспособленным к членораздельной речи. Но ученые не сдавались, и в 60-е американским антропологам Аллену и Беатрис Гарднер пришла в голову потрясающая мысль — научить обезьян языку жестов (в дальнейшем подобные эксперименты проходили в разных странах мира). И вот здесь ученых ждал настоящий успех — обезьяны осваивали человеческую речь

Первой такой обезьяной стала шимпанзе Уошо, за свою жизнь она усвоила около 350 слов, а с таким словарным запасом вполне уже можно общаться, что, собственно, и наблюдалось. В тех случаях, когда в эксперименте участвовала группа обезьян, ученые с удивлением наблюдали, что они общаются между собой на языке жестов и сами обучают этому языку своих детей.

Шимпанзе Уошо и Беатрис Гарднер

Но и это еще не все. Некоторые обезьяны показывали результаты, которых ученые от них никак не ожидали, — они придумывали новые слова, то есть обнаружили способность к творчеству. Например, та же Уошо сама придумала жест, обозначающий слово «прятать», а шимпанзе Люси придумала несколько слов, комбинируя уже известные ей слова. Так, для обозначения арбуза она соединила вместе два слова: «пить» и «фрукт» (получилось «пить-фрукт»), а цитрусовые она стала называть «запах-фрукт».

Самым же удивительным было то, что в некоторых случаях обезьяны демонстрировали способность к абстрактному мышлению, а эта способность появляется у человека лишь к подростковому возрасту.

Все та же Уошо однажды обиделась на смотрителя, она просила у него воды, но смотритель не стал исполнять просьбу обезьяны (ох уж этот человеческий снобизм!). Тогда Уошо назвала его «Грязный Джек». Что тут удивительного? А то, что прежде обезьяна знала лишь буквальное значение этого слова — «испачканный», но она каким-то образом поняла (?!), что этим словом можно обидеть человека. Что она и сделала.

Еще более впечатляющих результатов достигла американская горилла по кличке Коко. Ученые утверждают, что она знала более 1000 слов и понимает около 2000. Эта обезьяна удивила ученых своим чувством юмора. Однажды Коко заявила, что она «хорошая птичка» и умеет летать, а потом призналась, что это была шутка. Горилла оказалась более изобретательной и в обзывательствах. Когда горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, он тут же узнал о себе от Коко, что он «грязный плохой туалет».

Горилла Коко и ее котенок

Конечно же, все эти примеры не лишают человека звания «Самого умного», ведь обезьяны никогда не напишут стихов и не изобретут новый вид транспорта. Да, мы по-прежнему самые умные, но все-таки не единственные разумные существа на земле. Граница между нами и животными оказалась намного тоньше, чем мы думали.

А что обо всем этом говорит Библия? Справедливости ради скажем, что человек в Библии превознесен над прочими созданиями. Единственный, о ком Писание говорит как об образе Божием, — это человек. Да, Адам не нашел среди животных никого равного себе, хотя бы просто кого-нибудь, с кем можно было бы поговорить (Адам не догадался поговорить с обезьянами на языке жестов). Нередко христианские авторы, вслед за античными философами, отказывали животным не только в разуме, но и вообще в наличии души. Отсюда установка подавлять и даже «умерщвлять» в себе все животное, неразумное.

Фреска: Адам дает имена животным

Наша цель не убить в себе животное, а приручить его, раскрыть его потенциал. Если покопаться в христианской литературе, можно найти одно стройное объяснение природы наших взаимоотношений с окружающим миром. Честно говоря, святых не очень интересовал этот вопрос. Они много рассуждали о Боге, еще больше — о человеке, но не так уж много о мире, который сотворил Бог и в котором обитает человек. Так вот одним из таких немногих исключений является рассуждение святого Феофана Затворника — примечательно, что пишет он об этом не в одной из своих книг, а в частном письме.

Святитель предлагает своему собеседнику учение о мировой душе. Весь мир одушевлен, утверждает святой. Душа есть у человека и у животных (животная душа), душа есть у растений (растительная душа), даже у камней есть душа (химическая душа). Ведь кажется, что камень — это кусок мертвой материи, но это вовсе не так, если проникнуть в его природу, выяснится, что в нем осуществляются миллионы, миллиарды атомных взаимодействий — там жизни больше, чем в метро в час пик!

Так вот, возьмем, к примеру, какую-нибудь гориллу. По рассуждению святителя Феофана, души всех горилл восходят к общей душе (и после смерти возвращаются туда), а родовые души горилл, макак, шимпанзе и прочих восходят к общей обезьяньей душе и так все выше и выше, а венец всей этой конструкции, собственно, мировая душа. Это значит, что нас соединяют с окружающим миром миллионы невидимых нитей, мы не можем противопоставлять себя миру животных, растений и даже камней, потому что мы — одно целое.

Человек должен относиться к миру не как к чему-то внешнему, чужеродному, а как рыба относится к воде или водорослям в своем аквариуме — это среда нашего обитания, она неотрывна от нас, она пронизывает нас насквозь, входит в нашу кровь и плоть, она — наше продолжение, а мы — ее продолжение. Мир живой, он одушевлен, но мы относимся к миру утилитарно, как к бездушной вещи, от которой нужно взять по максимуму, а если мир чего-то не желает отдать по-хорошему, можно взять и по-плохому. Как говорил Иван Мичурин, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

Однажды мой сын серьезно поссорился с матерью. Я попытался их помирить и в какой-то момент сказал ему вот что: пойми, ты состоишь из двух половинок, в тебе одна половинка от меня, а другая половинка от мамы. Если ты злишься и рвешь отношения с одним из нас, ты отрицаешь, перестаешь понимать одну из половин собственной души, ты как бы обесточиваешь эту часть, лишаешь ее внутренней силы.

Из книги диакона Ильи Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты».

В 2016 году «Университет детей» и «Бумага» сделали совместный проект, где ученые отвечают на вопросы, которые волнуют каждого ребенка. Мы решили опубликовать ответы, и в этот раз биолог Вера Мухина попытается объяснить, могут ли растения чувствовать.

— Душа — довольно сложное философское понятие с множественными определениями, поэтому мы ограничимся вопросом о том, способны ли растения чувствовать, и если да, то как.

Так как у них нет нервной системы, сложно ожидать от растений поведения, свойственного даже животным. Тем не менее многие люди не оставляют попыток доказать разумность растений, их способность понимать речь и эмоции.

В 60-е годы криминалист Клив Бакстер, вдохновившись работами индийского ученого начала XX века Джагадиша Чандра Боса, поставил ряд опытов над растениями. Подключая их к детектору лжи, он пришел к следующему заключению: растения способны запоминать и распознавать людей, причинивших им вред, переживать эмоции и читать мысли. Эти идеи были быстро подхвачены СМИ и стали довольно популярны, однако не нашли подтверждения: аккуратная постановка эксперимента, исключающая влияние внешних случайных факторов, сводила описываемые Бакстером эффекты к нулю.

Однако это совсем не значит, что растения никак не могут реагировать на происходящее. Никто не ставит под сомнение способность травы или деревьев реагировать на свет или определять положение в пространстве. Есть у растений аналоги и других чувств, например, осязания. Если потревожить лист растения с говорящим названием «мимоза стыдливая», он сложится за несколько секунд. Отдельные механизмы позволяют растениям запоминать стресс и даже передавать память о нем по наследству.

Помимо этого, растения могут взаимодействовать друг с другом, обмениваясь химическими сигналами. Положите в целлофановый пакет к зеленым фруктам спелые, и они созреют быстрее, чем если бы лежали там в гордом одиночестве. Это объясняется тем, что спелые фрукты выделяют газ этилен, ускоряющий созревание плодов. Другие вещества, такие как метилжасмонат могут работать как система сигнализации. При повреждении насекомым растение выделяет этот гормон, для того чтобы активировать защитные механизмы, а его соседи по грядке могут уловить «сообщение» и успеть подготовиться к нападению заранее. Некоторые растения идут еще дальше и в ответ на нападение начинают выделять летучие вещества, привлекающие паразитов для насекомых-вредителей.

Таким образом, у растений есть весь необходимый арсенал инструментов для взаимодействия с миром и регуляции внутренних процессов. Но за отсутствием нервной системы они не способны размышлять, чувствовать боль или переживать, как это свойственно людям.

>Рекомендуем почитать:

  • Когда изобретут летающую машину?
  • Тайм-менеджмент: как всё делать вовремя и никуда не опаздывать
  • Кто придумал драконов?

Душа у животных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *