Евангелист в образе льва

Также слово является ответом на вопросы:

  • Имя писателя Твена.
  • Имя актёра Бернеса.
  • И Бернес, и Захаров, и Шагал.
  • Имя актёра Рудинштейна.
  • Римский император … Аврелий.
  • Имя французского романиста Леви.
  • Драма литовского писателя Юозаса Грушаса «Профессор … Видин».
  • В честь этого святого ежегодно 25 апреля венецианцы слушают мессу, на Большом канале соревнуются гондольеры, а женихи дарят суженым бутоны роз.
  • Персонаж романа Гончарова «Обрыв».
  • Имя советского композитора Фрадкина.
  • Имя советского циркового режиссёра Местечкина.
  • Имя кинорежиссёра Форстера.
  • Первый в истории танк, применённый в боевых действиях.
  • Британский тяжёлый танк периода Первой мировой войны.
  • Имя российского драматурга Розовского.
  • Имя американского художника Ротко.
  • Имя Крысобоя из романа «Мастер и Маргарита».
  • Имя американского актёра Хэмилла.
  • Имя Цукерберга, основателя социальной сети Facebook.
  • Имя американского актёра Уолберга.
  • Имя американского актёра Дакаскоса.
  • Имя американского актёра Руффало.
  • Имя американского актёра Пеллегрино.
  • Имя американского пловца Спитца.
  • Имя древнеримского полководца Красса.
  • Кто из евангелистов изображается в виде крылатого льва?
  • На берегу какой реки стоит голландский город Бреда?
  • Имя русского поэта Лисянского.
  • (Иоанн-Марк) автор второго Евангелия (Евангелие от Марка)
  • Герман Фрэнсис (1985—1992) американский химик
  • Клавдиопольский (умер в начале IV в.) христианский мученик, пастух, пострадавший в гонение императора Диоклетиана
  • Синайский (V в.) христианский монах-пустынножитель, подвизался около города Кир в Сирийской пустыне, преподобномученик
  • Франц (1880—1916) немецкий живописец; «Судьба животных»
  • Имя американского писателя Твена
  • Имя, под которым американский писатель С. Л. Клеменс известен всему миру
  • Мужское имя: (латинское) буквально: сохраненный, заповедный
  • Персонаж Гончарова, «Обрыв»
  • Художник Шагал по имени
  • Режиссер Захаров по имени
  • Персонаж романа Гончарова «Обрыв»
  • Имя американского актера Руффало
  • Имя американского актера Пеллегрино
  • Имя американского пловца Спитца
  • Имя древнеримского полководца Красса
  • Имя русского поэта Лисянского
  • Римский император … Аврелий
  • Имя писателя Твена
  • Имя актера Бернеса
  • И Бернес, и Захаров, и Шагал
  • Миша в Америке
  • Бернес и Захаров
  • Бернес по имени
  • Шагал
  • Художник … Шагал
  • Бернес
  • Писатель … Твен
  • Захаров
  • Актер и певец … Бернес
  • Поэт Лисянский
  • Твен
  • Актер … Бернес
  • Режиссер … Захаров
  • Бернес, Твен или Захаров (имя)
  • Бернес — советский актер и певец
  • Твен, Бернес
  • Композитор Минков
  • Актер Дакаскос
  • Имя художника Шагала
  • Бернес, Шагал и Твен (имя)
  • «снукерное» имя
  • Имя Бернеса
  • … Аврелий
  • Снукерист Уильямс
  • Имя первого в мире нейрокомпьютера, созданного в 1958 году
  • Король Корнуолла, муж Изольды, дядя Тристана (Кельт.миф.)
  • Отец Людмилы Гурченко
  • Живописец Шагал
  • Селби или Аллен
  • Имя снукериста Селби
  • Мужское имя, рифмующееся с барком
  • Имя актера Прудкина
  • Имя актера и певца Бернеса
  • Кинорежиссер Захаров
  • Снукерист Селби
  • Режиссер Захаров и композитор Фрадкин
  • Древний оратор … Тулий Цицерон
  • Др.-рим. оратор … Тулий Цицерон
  • … Шагал, который никуда не шагал
  • Известное мужское имя
  • Картинки к слову «Марк»

Эта тема родилась из вопроса читателя нашей рубрики и звучал он так: «Есть четверо евангелистов. У каждого из них свое изображение, причем обязательно с какими-то природными знаками. Матфей изображен в виде ангела, Марк — это лев, Лука — крылатый бык, а Иоанн — орел. Объясните, почему именно эти символы? Откуда они взялись и что конкретно обозначают?»

Вопрос этот показался нам настолько интересным и объемным, что мы решили сделать его главной темой этого номера. Вместе с пресс-секретарем Блаженнейшего митрополита Онуфрия архимандритом Пафнутием мы вооружились Священным Писанием, книгами о Жизни святых апостолов, чтобы разобраться в символизме изображения икон Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

ЛЕВ: АПОСТОЛ МАРК

«О крылатом мифическом существе, олицетворяющем разные качества восприятия человеком Божества, известно еще из Ветхого Завета, — говорит архимандрит Пафнутий. — В видении пророка Иезекииля находим свидетельство о существе с четырьмя лицами — человека, льва, быка и орла. В более позднем Откровении Иоанна Богослова высшее существо уже представлено в образе отдельных четырех апокалиптических существ, которые стали символами древней иконографической традиции. Они раскрывают четыре стороны искупительного подвига и учения Иисуса Христа в изложении евангелистов — мессианское посланничество, любовь Господа к человеку, могущество и достоинство Христа и Его искупительную жертву. Чаще всего в росписи православного храма они помещаются по четырем сторонам на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно – Господь Вседержитель. Также образы четырех евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса, по традиции, находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

Евангелист Марк по преданиям был юношей, который следовал за Христом в ночь, когда его предали и оставили даже ученики (кроме Иоанна). Его же позднее апостол Петр называл своим духовным сыном. На иконах Марк символизируется со львом, что показывает могущество и царственное достоинство Христа.

Евангелие от Марка — вторая по времени написания и месту книга Нового Завета. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно доказывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно для язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своей проповедью огласил пустыню иудейскую, был «гласом вопиющего в пустыне» и уподобился льву, живущему и рыскающему в пустыне. Поэтому на иконах святой евангелист Марк изображается вместе со львом.

Святой Марк. Как рыкающий лев в пустыне.

АНГЕЛ: МЫТАРЬ МАТФЕЙ

Как пояснил «Сегодня» архимандрит Пафнутий, на иконах евангелиста Матфея изображают Ангела, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия.

Во времена пришествия Христа Иудея была римской провинцией и облагала податью все завоеванные области. Подать эту собирали мытари, которых римляне выбирали исключительно из местных жителей. За всеобщее презрение мытарь получал «преференции» от римлян — им позволялось всякое злоупотребление и притеснение ради наживы.

Так вот Матфей был мытарем Копернаума по прозванию Левий. Это был человек не бедный, но и не дурной, как представляли его фарисеи. Когда Иисус вышел из Копернаума к морю, он проходил мимо мытницы — места для сбора пошлин. Глаза Господа остановились на мытаре, сидящем за таким непривлекательным делом. «Иди за Мной!», — сказал он вдруг мытарю. И Матфей встал и пошел. Он и раньше стремился ко Христу, а теперь всем сердцем внял Его словам.

Евангелие от Матфея — первая по времени книга Нового Завета. Главное намерение этой книги — раскрыть, что Иисус, которого иудеи называли сыном плотника и распяли на кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель. Поэтому Матфей начинает Евангелие родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, благовествует о воплощении и человечестве Иисуса Христа. Эта отличительная особенность Евангелия от Матфея и выражается на его иконах, где он изображен вместе с ангелоподобным человеком.

Свое евангелие Матфей написал на еврейском, на котором тогда говорили палестинские иудеи. Все остальные книги евангелистов были написаны на греческом, которым говорили всюду. Вскоре Евангелие от Матфея было переведено на греческий, тогда как еврейский подлинник этой книги утрачен.

Святой Матфей. С ангелоподобным человеком.

ОРЕЛ: ВЫСОТА ИОАННА

Каждое слово от Иоанна есть таинство. Изображение святого Иоанна с орлом символизирует высокое парение мысли, за высоту которой евангелиста называют Богословом, Тайновидцем и Тайнозрителем. Ведь именно ему Господь доверил написать одно из самых сакральных мест Священного Писания — «Апокалипсис» («откровение») об отдаленной судьбе Церкви Христовой.

Евангелие от Иоанна написано по просьбе верующих, которые очень переживали, что за распространившимися ересями и лжеучениями потомки утратят Истину. Верующие просили Иоанна изложить письменно то, что он видел и слышал от Христа. Иоанн наложил на христиан пост, а сам удалился с учеником Прохором на гору, где провел три дня в посте и молитве. На четвертый день, когда грянул гром и заблистала молния, Иоанн стал диктовать ученику начало евангелия: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога». Иоанн описывает опущенные другими евангелистами чудеса благости Христа, Его милосердия к грешникам, снисхождения к нашим слабостям. «Сын грома», как некогда назвал св. Иоанна сам Христос, в своей книге поражает громами все ереси и лжеучения, процветавшие во время его жизни. Ревность к славе Божьей и любовь к ближним побудила апостола написать еще и «Первое послание», которое является руководством к христианской жизни. Учение, предлагаемое св. Иоанном в этом послании — учение любви.

Святой Иоанн. Высота, покорная лишь орлам.

ТЕЛЕЦ: ЛУКА ПИСАЛ О ЖЕРТВЕ ХРИСТА

«Евангелиста Луку изображают с тельцом (быком), подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя», — поясняет нам архимандрит Пафнутий. — Лука — один из 70 апостолов Господних. Свое Евангелие он начинает повествованием о служении отца Предтечи, святого Захарии, бывшего одним из ветхозаветных священников, которые обязаны были приносить в жертву Богу между прочими приношениями и тельцов. Также святой евангелист изображается на иконах с тельцом, так как он больше всех писал о Христе, как о жертве за грехи народа. Также святой Лука написал книгу Деяний святых апостолов, в которой подробно изобразил сошествие Святого Духа на апостолов (чему сам был свидетелем), их деяний и чудес, распространение Евангелия и устройство первой Церкви Христовой на земле. В особенности подробно описал жизнь и деяния апостола Петра, у которого был любимым учеником.

Лука прекрасно знал греческий и египетский языки, был врачом и философом. Наиболее известен Лука в евангельской притче о том, как в день Воскресения вместе с другим христовым учеником Клеопой шел в селение Эммаус, скорбя о гибели своего Учителя, когда к ним подошел воскресший Господь, но не был ими узнан. Лука и Клеопа рассказали своему спутнику о смерти Христовой, на что выслушали Его проповедь, все еще не узнав Иисуса. Прозрение пришло только к вечеру во время трапезы. Когда Христос преломил хлеб, благословил и подал им, лицо Луки тут же залилось слезами. Вернувшись из Эммауса в Иерусалим, Лука и Клеопа рассказали остальным 11 ученикам о явлении им воскресшего Христа. Во время этого рассказа перед учениками и явился воскресший Христос.

Предание говорит, что Лука написал первую в мире икону — образ младенца Господа Иисуса Христа, а после — еще две иконы Пресвятой Богородицы и образы первоверховных апостолов Петра и Павла. Со святого Луки началось иконописание в мире.

Святой Лука. Телец, принесенный в жертву.

Евангелисты

У этого термина существуют и другие значения, см. Евангелисты (значения). Четыре евангелиста (миниатюра Ахенского Евангелия, ок. 820 года)

Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής — возвещающие хорошую весть) — апостолы, авторы четырёх канонических Евангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Матфей и Иоанн — апостолы от 12, Марк и Лука — апостолы от 70.

Евангелист Символ,
заимствованный в тетраморфе
Евангелие Род деятельности
Матфей Ангел Евангелие от Матфея Мытарь (сборщик налогов). Апостол от двенадцати. Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть ок. 60 года (по другим данным был казнён в малоазийском городе Иераполис).
Марк Лев Евангелие от Марка Племянник апостола Варнавы, ученик апостола Петра. Апостол от семидесяти. Считается основателем Александрийской церкви и её первым епископом. Принял мученическую смерть в 68 году.
Лука Телец Евангелие от Луки Врач, сподвижник апостола Павла. Апостол от семидесяти. Кроме Евангелия является автором книги Апостольских деяний. Принял мученическую смерть в греческих Фивах.
Иоанн Орёл Евангелие от Иоанна Младший брат апостола Иакова, до призвания Иисусом был рыбаком. Апостол от двенадцати. Кроме Евангелия написал Книгу Откровения и три послания, вошедшие в Новый Завет. Единственный из апостолов, кто умер естественной смертью, а не был замучен.

В древности название «евангелист» было шире; так назывались все проповедники Евангелия или христианства. Среди протестантов такое употребление слова сохранилось: так называются миссионеры и другие лица, проповедующие христианство, заключающееся в Евангелиях. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

У древних христианских писателей обычным символом для четырёх евангелистов была таинственная колесница, которую пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (Иез. 1:5-26) и которая состояла из 4-х четырелицых существ, напоминающих собой человека, льва, тельца и орла. Эти крылатые существа, взятые в отдельности, стали эмблемами для евангелистов: христианское искусство, начиная с V века, изображает:

  • Матфея с человеком или ангелом (считается, что в своём Евангелии Матвей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа);
  • Марка со львом (в своём Евангелии Марк изображает Христово всемогущество и царственность);
  • Луку с тельцом (в своём Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов);
  • Иоанна с орлом (по словам блаженного Августина, Иоанн «как орёл парит над облаками человеческой немощности»).

Символы апостолов-евангелистов: Ангел, Лев, Телец и Орел

В христианстве множество символов. Мы уже писали о самых распространенных из них, связанных с Господом Иисусом Христом, Церковью и Евхаристией.

Наверное, многие задавались вопросом: что означают изображения, которые находятся рядом с образами апостолов-евангелистов? В храмах и часовнях часто можно встретить на разных стенах (чаще под куполом или на царских вратах) Ангела, Льва, Тельца и Орла. Как и все символы, эти изображения несут свой сакральный смысл.

Конечно, каждый верующий знает, что существует 4 Евангелия, написанные разными апостолами. Это Матвей, Марк, Лука и Иоанн. Несложно догадаться, что по той причине, что эти четыре апостола писали Евангелие, их стали звать евангелистами. Кстати, слово «Евангелие» переводится как «благая весть», апостолы в своих книгах несли «благую весть» об учении Христа.

Евангелие кожаный переплет

Стоит отметить, что символы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно принадлежности и трактовки этих символов. Однако приблизительно со II века (впервые символика появилась у священномученика Иринея Лионского) появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое мы используем и сегодня. Матфей изображается рядом с Ангелом (Человеком), Марку соответствует Лев, Луке-Телец (Вол), а Иоанна символизирует Орел.

Считается, что эти символы берут начало из видения ветхозаветного пророка Иезикииля (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10), который увидел существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека, и четыре лика: лицо человека, морду льва, тельца и голову орла. Изначально образ этот трактовался как обозначение четырех Ангелов, которые окружали престол Бога. Позднее эти четыре образа образовались в один термин – тетроморф (с греч. «четырехвидный»). Такое единство можно встретить в древних росписях храмов, на иконах, а также считается, что слова литургии «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)» также относятся к древнему тетроморфу.

Тетроморф Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г.

Лепнина с изображением Льва, Орла, Ангела и Тельца на Кафедральный соборе в г.Бургос Испания

Икона с изображениями Льва, Ангела, Тельца и Орла

София Премудрость Божия Ярославль, сер.17 в.

В Откровении Иоанна Богослова эти четыре ипостаси упоминаются порознь. Подобно четырем сторонам света, четырем временам года, четыре символа евангелистов образуют единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Любопытно, но многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек, искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу, далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу.

Похожее сравнение встречается и у патриарха Софрония. Он считал, что Человек — это символ явления во плоти Господа Иисуса Христа, Лев – сила и слава Господа, Телец – служение и жертва Христа, Орел – символ сошедшего Святого Духа.

Итак, расскажем о евангелистах и их символах немного подробнее.
Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем, ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг.
Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.
Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.

Евангелие от Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

Марк был апостолом от 70, учеником апостола Петра. Марка отождествляют с мощным и сильным Львом, символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая.

Третье Евангелие от Луки датируется приблизительно в диапазоне от 70 до 100 гг. Это Евангелие отличается историческими подробностями, яркими притчами и событиями, которых нет в других Евангелиях (например, рассказ о родителях Иоанна Крестителя).

Лука был одним из 70 апостолов, ближайший соратник апостола Павла. В своем Евангелии Лука описывает и растолковывает читателям главное: смысл спасительной жертвы Иисуса Христа. Сын Божий ценой собственной жизни искупил все грехи человечества: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:46).

Именно потому, что в этом Евангелии подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).

Последнее Евангелие от Иоанна повествует о Божественной природе Господа Иисуса Христа. Точная дата его написания неизвестна, вероятней всего, оно было написано в самом конце I века.

Мы знаем, что Иоанн был самым близким и любимым учеником Иисуса Христа, его называют «апостолом любви», и в его Евангелии много внимания уделено учению Христа о любви. Именно он вместе с Божией Матерью находился рядом с распятым Господом и именно Иоанну Спаситель, пребывая на кресте, доверил заботиться о Пресвятой Богородице.

Апостол Иоанн стал единственным апостолом из 12, который не принял мученическую кончину за Христа, а умер своей смертью (кстати, как и Божию Матерь, Бог забрал на небо и тело апостола Иоанна). Господь подготовил ему особое служение, часто на иконах евангелист Иоанн изображается с Ангелом на плече, который диктует ему Божественное Откровение.

Икона Святой апостол Иоанн Богослов 17 в.

Образ Святой Иоанн Богослов

Символом апостола Иоанна является Орел, это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.

В нашей мастерской есть замечательный крестик, на котором изображены символы четырёх евангелистов. Четыре рельефа создают здесь единый замкнутый круг, подобно тому, как четыре Евангелия образуют единую Книгу Жизни Господа Иисуса Христа.

Крест «Четыре Евангелиста»

Евангелисты и их символы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *