Облако на горе Фавор

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

>Николлетто

Святая гора Фавор…

Эта гора привлекает взгляд особой формой: круглая, словго аккуратно сложенный стог сена, она поднимается на 588 м над уровнем моря, и склоны ее густо покрыты деревьями и кустарником: низкорослыми дубами, орешником, олеандрами и миртой. Весной она усыпана цветами,тишину и покой нарушает лишь пение птиц, а с вершины открывается великолепный вид на Изреельскую долину. «Земным небом», «отрадой души», «услаждением глаз» называют гору Тавор, потому что на нее как бы снизошла божественная благодать.

Еврейские мудрецы говорят, что в далеком прошлом гора Тавор просила Господа, чтобы на ней Моисей почил Скрижали Завета, и что после конца дней на Тавор опустится Небесный Иерусалим. Арабы ее называют Джабель Тор (Бычья Гора), в память о древнем финикийском культе.

Много событий связано с Тавором, потому что здесь скрещивались разные пути, и гора была важным стратегическим пунктом.
Гора Тавор служила границей раздела между наделами колен Звулуна (на западе) и Нафтали (на севере).
Веками на вершине Тавора зажигали костры, которые оповещали о начале месяца, о наступлении праздников, о надвигающейся опасности; здесь происходили знаменитые сражения. Так, в 53 г. до н.э. тяжелая битва между войсками евреев и римлян закончилась победой евреев. Однако спустя 13 лет еврейские войска были разбиты у подножия горы Тавор.
Проходит еще одно столетие, и снова эта гора становится ареной кровавых событий.

Когда римские легионы разгромили еврейских повстанцев в Галилее, те отступили к горе Тавор и спрятались там в крепости, которую губернатор Галилеи Йосеф бен Маттитьяху (известный как историк Иосиф Флавий) построил еще до начала восстания, обнес стеной трехкилометровой длины и окружил рвом. Но в колодцах кончилась вода и повстанцы начали переговоры с римским военачальником. Он обещал помиловать всех, кто выйдет из крепости. Когда евреи вышли из крепости, их всех распяли на крестах.

Иосиф Флавий

Но не только войны бушевали на этой горе. Согласно христианской традиции, Тавор считается местом Преображения.

Храм на горе Фавор

«…Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и вовел их на высокую гору одних. И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.» (Матф., 17:1-3)

И хотя в Евангелиях не сказано, на какую именно гору поднялся Иисус со своими учениками, считается, что на Фавор. Поэтому ее называют еще и горой Преображения.

Иерусалимский Патриарх Кирилл II

Первое христианское упоминание относится к 150 г. н. э. — апокрифическое евангелие «От Евреев». Тавор как место Преображения был идентифицирован епископом иерусалимским Кириллом, что было подтверждено св. Иеронимом — в противовес версиям, считавшим горой Преображения Хермон или Мерон.

Греческая икона Преображения Господня

Дело в том, что в канонических евангелиях название горы, на которой произошло вышеупомянутое событие, не приводится вовсе. Однако написано, что Иисус с учениками в тот момент находился в Вифсаиде и поднялся на самую высокую гору в округе.

Греческий православный монастырь на Фаворе

Тавор явно не является самой высокой и близкой к северной части Кинерета горой. От Вифсаиды ближе — и выше Мерон в Северной Галилее или Хермон в Голанах. После признания Тавора местом Преображения ее название вошло в греческий, а затем и в русский языки, транслитерировавшись в «Фавор». Так что слово «фаворит» имеет местное происхождение.

Три кущи на горе Фавор

В христианской легенде о преображении Иисуса на горе прослеживается явная аналогия с рассказом из Торы о горе Синай — подъем наверх лидера народа и получение им там права говорить от имени Всевышнего. В 4 в. здесь, на горе, была построена первая византийская церковь Преображения — точно кем и когда, неизвестно. Однако есть относительно точное описание церкви 570 г. посетившим ее паломником.

Роспись православного храма Преображения Господня на горе Фавор

Базилика имела 3 башни, посвященные Илье, Моисею и Иисусу. Византийская церковь была разрушена персами в 614 г. В 1099 г. король крестоносцев Танкред привез сюда монахов-бенедиктинцев и основал монастырь.

В 1113 г. монастырь был сожжен сарацинами дотла и, по свидетельству паломника Мерфи О’Коннора, отстроен заново уже с мощной стеной и серьезными оборонительными сооружениями, остатки которых видны до сих пор.

Русская плащаница в православном храме Преображения Господня на Фаворе

В 1183 г. монастырь выдержал осаду войсками Саладина, однако после отступления крестоносцев со Святой Земли продержался недолго. В 1202 г. были посланы войска из Дамаска и монастырь был захвачен и полностью уничтожен в 1212 г. Маликом эль-Аделем.

Несмотря на полный проигрыш крестоносцами к 1217 г. войн с мусульманами, султан Байбарс все-таки решает стереть следы крестоносцев с лица земли, дабы когда-нибудь рыцари не смогли вновь воспользоваться своими бывшими укреплениями. С этого момента и вплоть до 16 в. на горе Тавор нет никакого христианского присутствия.

Могила старца Иринарха в Преображенском храме на горе Фавор

Сейчас наверху 2 церкви: базилика Преображения, построенная францисканцами, в которой сохранились элементы двух церквей — византийской и крестоносцев, и церковь св. Ильи, одно из центральных фигур православия — греко-ортодоксальная, в которую туристов не пускают. Хорошо видны развалины крепости-монастыря времен крестоносцев, жилые помещения и укрепления. Есть следы могил времен Первого крестового похода. Христианская традиция говорит о том, что также есть могилы времен Иисуса, однако археологически это не подтверждено.

КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА У ВХОДА В СВЯТИЛИЩЕ БАЗИЛИКИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Францисканский паломнический дом и капелла существуют теоретически с 1531 г., однако полностью перестроены в нашем столетии. Архитектор перестроек — Антонио Джованни Берлуччи, знаменитый зодчий, активно использовавший при строительстве церкви современные методы игры со светом.

Однако стеклянные окна с отверстиями, созданные Берлуччи, со временем заменили на металлические решетки из-за погодных условий и часть красоты внутреннего освещения церковь потеряла.

Здание в романском стиле выполнено в виде тройной базилика, ее правая часть посвящена Илье-пророку, левая — Моисею, а центральная — Иисусу. В 1964 г. церковь посетил римский папа Павел VI.

Внутри церковь напоминает типичный восточный, сирийский стиль, в плане это обычная базилики, только ее центральный неф опускается вниз по отношению к полу церкви. Спуск к алтарю в центральном нефе представляет собой 12 ступеней, и это сделано специально — число 12 имеет много известных значений как в иудейской, так и в христианской теологиях.

В центре имеется два диофитических изображения Иисуса — наверху и внизу. Верхнее — его божеская суть, а внизу — человеческая. На одном уровне с Иисусом по правую и левую руки — изображения Моисея и пророка Ильи, ниже — апостолы Иаков, Иоха-нан и Кайфа.

Правый придел св.пророков Илии и Моисея

По бокам апсиды — различные изображения ключевых сцен жизни Иисуса. Слева — слева направо: рождение Иисуса, евхаристия, справа: распятие и воскресение. Павлин в центре — символ вечности, бессмертия, еще из древнеегипетской теологии, так же как и яйцо на Пасху, а треугольник — Святой Дух.

Вместе с чашей это составляет изображение шестиконечной звезды. Дверка в полу открывает природную скалу, на которой стоит церковь и на которой произошло описываемое чудо. Деревянные перекрытия церкви современные, сделаны из дуба, привезенного из Чехословакии. В боковых комнатах церкви имеется ряд изображений, связанных с Моисеем и Ильей, на стенах символы 14 станций крестного пути. Есть специальные места для медитации — отголосок теории Георгия Пальмаса 14 в., говорящей о том, что самого Бога увидеть нельзя, но можно удостоиться увидеть его свет — путем медитации.

Чудотворная акафистная икона Божией Матери, которую ошибочно называют «Неувядаемый цвет»

День Преображения — 6 августа, в этот день здесь собираются паломники, молятся, поют псалмы, и существует традиция, утверждающая, что в этот день с горы поднимается облако, которое растворяется в небе… На вершину ведет средневековая дорога, по которой может пройти только легковая машина, а автобус развернуться на крутом серпантине не сможет. Арабы из местной христианской деревни Дабурия специально поддерживают дорогу в таком состоянии и содержат у начала подъема фирму такси. Еврейская деревня Кфар-Тавор находится ниже и ближе к Кинерету.

Карта района горы Тавор

Православные святыни мира. Монастырь Преображения Господня на горе Фавор

Гора Фаво́р (ивр. ‏הר תבור‏‎, Тавор; греч. Όρος Θαβώρ; араб. جبل الطور‎, Джебель-Тор) – отдельно стоящая гора высотой 588 м в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. Горные склоны густо покрыты деревьями и кустарником: низкорослыми дубами, орешником, олеандрами и миртой. Тавор (табур) значит собственно центральное выпуклое место, пуп. Гора эта совершенно отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего и получила свое название. Вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность.

Много библейских событий связано с Фавором. Здесь скрещивались разные пути, гора была важным стратегическим пунктом. Гора Фавор служила также границей раздела между наделами колен Завулона (на западе) и Неффалима (на севере). На вершине Фавора зажигали костры, которые оповещали о начале месяца, о наступлении праздников, о надвигающейся опасности.

Фреска «Преображение Господне» на фасаде колокольни православного греческого монастыря на горе Фавор

Здесь апостолы Петр, Иоанн и Иаков были удостоены видеть славное Преображение Господне. Вот как об этом повествует святой евангелист Лука:

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лк. 9, 28-36).

Три символические палатки-кущи, которые ап. Петр предложил поставить на этом месте Христу

Православный греческий женский монастырь Преображения Господня расположен в северо-восточной части вершины горы Фавор. Монастырь действующий, принадлежит Иерусалимской Поместной Православной Церкви.

В IV в. святая равноапостольная царица Елена построила на Фаворской горе храм в честь Преображения Господня и трехпрестольную церковь во имя апостолов Петра, Иакова и Иоанна. В XII в., после нашествия крестоносцев, католики стали хозяевами вершины. В 1178 г. войска Саладина разрушили храмы на Фаворе и вырезали всех христиан.

Только в 1844 г. началось восстановление храма. Архимандрит Иринарх, выходец из Молдавии (с 1839 г. – насельник Лавры Саввы Освященного), стал часто наведываться на Фавор. После бывшего ему видения он поселился на горе. На остатках древней византийской базилики, построенной св. равноап. Царицей Еленой, отец Иринарх устроил каменный престол и со своим помощником, иеродиаконом Нестором начал восстанавливать храм и монастырь Преображения Господня, совершал богослужения, усердно молясь о воссоздании храма.

«Врата ветра», через которые ведет дорога к монастырю

Первым жертвователем средств на постройку церкви стал исполняющий обязанности русского консульского агента Константин Аверино, собравший на строительство 14 000 пиастров. Так началось восстановление храма.

В 1859 г. архимандрит Иринарх преставился в возрасте 96 лет и был похоронен на горе Фавор, завещав своему ученику – иеродиакону Нестору – довести дело до конца. Для окончания строительства 3000 рублей серебром выделило Русское Палестинское Общество, и вскоре оно было завершено. Освящение храма совершил Иерусалимский Патриарх Кирилл 19 августа (в день Преображения Господня) 1862 г.

Участок земли, отведенный для монастыря, достаточно большой. Среди обширного двора стоит простой храм, справа у входа – гробница старца Иринарха.

Храм трехпрестольный:

  • центральный – в честь Преображения (в его апсиде находится большое изображение Преображения Господня;
  • южный – в честь пророков Моисея и Илии (в этом приделе более всего видны в апсиде алтаря темные камни древнего храма, построенного святой Еленой и фрагменты византийской мозаики);
  • северный – в честь свв. вмчч. Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.

Греческий монастырь на вершине горы Фавор

Примыкающая к храмовому зданию красивая трехярусная колокольня была возведена была построена на средства русской благодетельницы Ольги Кокиной в 1911 г.

В 2012 г. отмечалось к 150-летие Преображенского храма. К этой дате было приурочено произведенное накануне обновление росписей храмового интерьера. Автор росписей – знаменитый греческий художник-иконописец Константин Дзумакис. Кроме того, из Греции в монастырь на Фаворе был привезен новый большой колокол с электроуправлением (установлен во дворе к юго-западу от главного храма недалеко от апсиды византийской церкви, в стилизованной под колокольню трехярусной металлической конструкции).

В греческом монастыре Преображения Господня хранится чудотворная икона Божией Матери «Акафистная». Это копия Хиландарского образа, напечатанная на газетной бумаге .

На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм в честь праотца Мелхиседека .

Чудотворная икона Божией Матери «Акафистная»

Престольные праздники:

  • память великомученика Георгия Победоносца – 6 мая, 23 ноября;
  • память пророка Божия Илии Фесвитянина – 2 августа;
  • преображение Господне – 19 августа;
  • память пророка Божия Моисея Боговидца – 17 сентября;
  • память великомученика Димитрия Солунского – 8 ноября;
  • память священника и царя Мелхиседека Салимского – Неделя святых праотец (переходящая), Неделя святых отец (переходящая).


Базилика Преображения Господня

Также на горе находится Францисканский мужской католический монастырь, известный своей базиликой Преображения Господня. Здание выполнено в романском стиле в виде тройного храма, его правый и левый приделы посвящены пророкам Илии и Моисею соответственно, а центральный – Иисусу Христу. Внутри базилика напоминает типичный восточный сирийский стиль. Центральный неф храма опускается вниз по отношению к полу. Спуск к aлтарю в центральном нефе представляет собой 12 ступеней.

Францисканский паломнический дом и капелла существуют с 1531 г., однако они были полностью перестроены в нашем столетии. Архитектор перестроек – знаменитый зодчий Антонио Джованни Берлуччи, активно использовавший при строительстве базилики современные методы игры со светом. Стеклянные окна с отверстиями, созданные Берлуччи, со временем заменили на металлические решетки из-за погодных условий, и часть внутреннего освещения храм утратил.

Греческий монастырь на горе Фавор. Сень с иконой над частью камня, на котором произошло Преображение Господне

Каждый год 19 августа, когда Православная Церковь празднует Преображение Господне, над горой Фавор появляется облако. Оно осеняет православный храм, находящийся на горе Фавор, покрывает и сам храм, и людей, находящихся в нем. Лето в этой местности всегда безоблачно и появление облака над Фавором, тем более с неизменной календарной постоянностью, вполне можно назвать чудом.

Информация дол паломников:

Греческий православный монастырь Преображения Господня на горе Фавор

Адрес: Израиль, Галилея, гора Фавор.

Тел.: 06-767450.

Проезд: от Афулы по шоссе № 65 на север до горы Фавор по указателям Mt. Tabor. На перекрестке Газит повернуть налево (на запад), к арабскому селению Шибли, расположенному у подножья горы. Рядом с селением расположена автобусная стоянка. Проезд экскурсионных автобусов на гору Фавор запрещен. Посетители могут продолжить свой путь на машине или микроавтобусах местных жителей.

Пешком: выносливые паломники могут подняться на гору пешком. Есть два пути по узкому «серпантину»: длинный путь – 5 км, который начинается из деревни Шибли и короткий – 2,5 км. Оба маршрута очень живописны, проходят среди красивых средиземноморских деревьев. По дороге открывается прекрасный вид на Изреельскую долину, горы Гильбоа, горы Самарии, гору Кармель и Голанские высоты. Если повезет и погода будет ясной, можно увидеть гору Хермон. На вершине, на первой развилке, левая дорога ведет к православному греческому монастырю, правая – к католическому монастырю францисканцев.

Источник: Православные святыни мира / Сост. Бегиян С.Р. – Минск: Харвест, 2008. С. 41-44.

Примечания

Эту простую черно-белую бумажную литографию купил в середине 1950-х годов Георгий Назиракис, живший на острове Крит. Он вложил икону вместе со свечкой и ладаном в бутылку. В записке он написал, что хотел бы, чтобы икона оказалась на Святой земле, и просит молиться за него; но если по его недостоинству бутылку прибьет к берегам Крита или Греции, тогда пусть икону перешлют в монастырь на острове Тинос.

Три месяца спустя двое православных арабов из Назарета, оказавшихся в Яффе на морском берегу, заметили недалеко в море светящийся предмет. Опасаясь, что это плавучая мина, они стали бросать в него камнями; что-то треснуло, но не взорвалось, и тогда они вошли в море, подобрали бутылку и вынули из нее свернутую бумажную икону, записку, свечу и ладан.

Они не умели читать по-гречески и отдали все найденное священнику, который передал находку епископу в Назарете.

В 1958 году найденную икону поместили в православном храме в Назарете, где и начались бесчисленные чудеса Божией Матери. В 1973 году икону передали в греческий монастырь Преображения Господня на Фаворе. Верующие едут к этой святыне со всего мира. Икона завешена приношениями – изображениями частей рук, ног, фигурками всего тела. В раму иконы по всему периметру вставлены фотографии исцеленных. Тут же находятся письма о чудесах, дарованных Божией Матерью.

В Ветхом Завете описывается, как царь Салимский, с почестями встретил праотца Авраама:

«…и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои» (Быт. 14, 18-20). В соответствии с одной из традиций, Мелхиcедек жил на горе Фавор, и встретил Авраама на ее склонах либо у подножия.

Упоминание о пещере мы встречаем, например, уже в начале XII в. в записях русского игумена Даниила, предпринявшего путешествие в Святую Землю:

«На Фаворской горе есть пещера чудная, ровная, как небольшой погребец, высеченный в камне, с небольшим оконцем на верху пещеры. На востоке в пещере создана трапеза. Дверцы малые, влезать в пещеру с запада по ступеням. Перед дверьми растут небольшие смоковницы и различные деревья. В прошлом около пещеры был большой лес, ныне же малые и захудалые деревца растут. В этой пещере жил Мелхиседек. Сюда приходил к нему Авраам и трижды воззвал: «Человек Божий!» Мелхиседек вышел, вынес хлеб и вино, устроил жертвенник в пещере, сотворил хлебом и вином жертву, и тотчас же жертва была взята на небо к Богу. И тут благословил Мелхиседек Авраама. Эта пещерка расположена вдали от Преображения, на запад, на расстоянии полета стрелы».

Место, где находится современный пещерный храм, совпадает с этим описанием. Храм в пещере обустроили предположительно в XIX в. В 1974 г. его отремонтировали и возвели перед ним стену с воротами.

Гора Фавор (Израиль)

Гора Фавор (место Преображения)

Фаво́р — отдельно стоящая гора в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в 11 км от Галилейского моря. Гора эта совершенно отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего и получила своё название — выпуклое место (пуп). Вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность. (фото из интернета).

Гора Фавор в новозаветные времена находилась на пересечении торговых путей и занимала важное стратегическое место, привлекая внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей. Гора высотой 588 метров, служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Рядом с горой Фавор расположены два арабских селения Шибли и Дабурийа и еврейское поселение Кфар Тавор. (фото из интернета)

В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, куда поднимался Христос вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иоаковом. Всё произошло во время молитвы, и было описано в трёх Евангелиях. Они описывали смысл случившегося: Лицо Христа светилось как солнце, а его одежды уподобились свету. Именно здесь произошло Преображение Христа, событие несущее в себе глубочайший смысл. Христос велел ученикам никому не рассказывать о случившемся,»доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых».

Много позже был установлен христианский праздник. С IV века на Фавор стали совершаться паломничества. Тогда же мать императора Константина Великого Елена построила первую церковь. В VI веке на горе возвели еще три церкви — Преображения Господня, пророков Моисея и Илии.

Погода сегодня солнечная. Садимся в автобус и едем в монастырь «Преображения Господня» на горе Фавор. Слева и справа тянутся красивые пейзажи. Гора Фавор уже видна издалека. Подъехали в посёлок. Отсюда уже прекрасный вид на поля и долины. Здесь ожидаем, когда нас посадит другой микроавтобус. Народу много. Наконец нашу группу разместили в двух микроавтобусах по 13 человек, и едем наверх. В ожидании, когда нас пустят на территорию храма любуемся на панораму сверху горы.

Наконец мы попадаем внутрь на территорию монастыря.

Гора традиционно считается местом преображения Господня. Здесь построен православный храм в 1862 году на месте развалин древнего храма. Обратите внимание какое дивное свечение.

Мы заходим в храм. Слева находится чудотворная икона «Неувядаемый цвет» Божией Матери. Ведь именно здесь, как сообщает Библия, Иисус Христос вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном получили благодать божью. Здесь же, на горе Фавор, к Христу и его ученикам явились Моисей и Илия, которые о чём-то говорили с Христом, а из»облака светлого», которое осенило присутствующих, раздался Голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» Это был голос Бога или Высшего.

На это месте возведены символические три «кущи» (шалаши), и опять радужное свечение над ними.

Далее идём пешком вниз по дороге до следующего храма. Проходим через арочные врата ветра.

Здесь на территории очень красиво. Слева видим сады с царственными павлинами. Далее остатки от древних стен храма построенного византийцами. Красивейшие цветники, и необычные деревья радуют глаз.

Видим руины византийского храма.

Навстречу нам идут темнокожие туристы, наверное, негры. Они одеты в белые одежды. Одна из них женщина, очень эмоционально приветствовала нас и пожелала сфотографироваться с нами. Подходим ближе к католическому храму. И вот он перед нами. Храм сооружен в честь Преображения Господня в 1924 году.


Обходим храм слева. Здесь есть смотровая площадка. Смотрим, на открывшиеся дали. С высоты птичьего полёта простирались поля, и у самого горизонта тянулась гряда гор. Небо глубокого синего цвета. Какая чарующая красота. Недаром на этом месте расположились храмы.

Мы вернулись назад, и решили зайти в храм, но оттуда раздавались громкие звуки, здесь эмоционально почитают своего бога африканские паломники в одном из приделов храма. Проходим в главный зал храма. Осматриваем храм и выходим наружу. Справа от храма смотровая площадка. Здесь самое высокое место на горе. Любуемся красотой пейзажей.

Теперь надо возвращаться обратно. Снова идём мимо садов, павлинов на прежнем месте не видно. Теперь они уже сидят напротив, в ветвях дерева, как курицы, свесив хвосты. Снова выходим через ворота, идём по аллее до площадки, где ожидаем микроавтобусы, хотя с удовольствием прошлись бы пешком с горы.

Интересные факты: во время богослужений над крестом храма Преображения появляется облако. Для изучения этого явления в Израиль отправились несколько ученых: доктор геолого-минералогических наук Павел Флоренский, метеоролог Марина Макарова и организатор последнего исследования Комиссии по изучению чудес Сергей Миров. Изначально Макарова заявила, что вследствие столь сухого воздуха на горе Фавор не существует никаких условий для образования тумана. Тем не менее, феномен произошел и был зафиксирован фото- и телекамерой, и другими приборами, среди которых, были и портативные метеостанции. А это значит, что чудо было объективно зафиксировано. В итоге Марина Макарова признала, что это явление не поддается научному объяснению.

По словам Сергея Мирова, чудодейственное облако проявляет себя только на территории православного монастыря на горе Фавор.

Место Преображения Господня: гора Фавор

Прикосновенье к Святой Земле…
Гора Фавор: место Преображения Господня
Сегодня, дорогие, я расскажу о месте Преображения нашего Спасителя, о горе Фавор.
Что такое Преображение? Зачем Христос Преобразился? Кто Ему явился на горе, что за чудесный свет осиял Христа?..
Об этом я подробно писал в своей статье о Преображении Христовом: https://azbyka.ru/parkhomenko/stati/o_preobragenii-all.shtml
В этой статье дано подробное богословское рассмотрение темы Преображения, и всем, кто не читал этой статьи, я ее рекомендую.
Сегодня поговорим лишь об этой дивной горе, горе Фавор, на которой и произошло Преображение.
Сначала предлагаю исторический очерк о храмах на этой горе, затем – подборку фотографий, сделанных мною во время паломничества на Святую Землю в ноябре прошлого года.
Итак…
Гора Фавор: в Предании – место Преображения Господня
Эта почти 600-метровая гора является украшением Святой Земли. Она видна за многие километры и отмечена в истории как узловой пункт многих важных событий Священной Истории.
Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. За тысячу лет до Рождества Христова израильтяне под предводительством Деворы одержали здесь победу, а в 53 году до Рождества Христова, напротив, были разбиты римлянами. В том сражении погибло более 10 тысяч иудеев.
В 67 году по Рождестве Христовом эта гора становится форпостом израильтян, опять же в борьбе против Рима, однако и тут евреи были разгромлены. О страшных страницах этих исторических событий сообщает Иосиф Флавий (см. его книгу «Иудейская война»).
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в Евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в Евангелиях от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17, 1).
Евангелист Лука упоминает только о «горе».
Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Несомненно, что гора эта была связана с местом Преображения Спасителя не случайно. Сохранялись какие-то предания среди древних христиан, да и само положение горы – этого великолепного холма, видного отовсюду, прославленного священными историческими событиями, находящегося невдалеке от Назарета – родины Спасителя, позволяет остановиться именно на этой горе и признать именно ее – самым вероятным местом Преображения Христова.
При святой Елене на этом месте строится величественный храм, а рядом – другой, на том месте, на котором в момент Преображения находились ученики.
В VI веке, на Пятом Вселенском Соборе, было решено образовать здесь епископию, и епископ оставался на Фаворе даже при нашествии мусульман.
Паломник Аркульф в VII веке сообщает об увиденных им трех церквах на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов. Около 720 года Беда Достопочтенный повторяет Аркульфа и упоминает о «большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной».
В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей (как и всех на Святой Земле) стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих «Хождениях на Святую Землю» русский паломник XII века игумен Даниил. «И есть же на самом версе горы тоя (Фавора) место высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена, мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подале того места есть создана церкви на север лиц от Преображения. Место же то святого Преображения отделано есть около градом каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский… И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место то святое с любовию и радостию великою и вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей».
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом с Крита оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря, на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».
Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов.
В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде.
В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груды камней и мусора.
Анонимный греческий паломник в 1253-1254 годах, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет». О каких-либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах, он хранит полное молчание.
С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.
В 1729 году Святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорьевич Барский.
«Идох с единим иереем и иними вооруженними шестма християни на гору Фавор поклонитися, ибо тамо единому или двом несть мошно отъити, разбойников ради, и тии, яко страннолюбни суще, с мною купно отъидоша. Фавор гора от аравов тамо именуется Тур; яже отстоит от Назарета трема часи, от Иерусалима же трема денми есть округла и красна взором, высока же зело, час от низу на верх восхождения имат».
В 1799 году Святую гору снова огласили звуки битвы. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломникам снова подниматься на Святую гору.
Другой русский паломник, Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание о посещении горы Фавор. «Накануне праздника, – пишет Муравьев, – стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение».
Через пять лет после Муравьева, в 1835 году, Святую гору Фавор посещает другой известный русский общественный деятель – Авраам Сергеевич Норов, который писал, что «остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня».
В 1840 году афонский постриженик инок Парфений, посетив гору Фавор, рассказывал, как там происходило богослужение. «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то самое место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими, прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь, и стоял престол, а ныне только осталось основание». Такая ситуация продолжала оставаться неизменной все 50-е годы XIX века, и по этому поводу писали в русской печати того времени: «На Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами».
Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры среди христиан. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики – в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский): «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна».
С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх, выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем, странствуя по Галилее, решил поселиться вместе с сиротой, выходцем из его родной деревни, иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи снискали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помог исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14 000 пиастров. Помог и Иерусалимский Патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской Патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом, у старца Иринарха собралась сумма около 40 000 пиастров, и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной.
6 августа 1862 года патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на Святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с митрополитами Акрским и Назаретским. До этого Патриарх, подготовляя храм к предстоящему торжеству 17 июля, приказал тело архимандрита Иринарха, погребенное в 1860 году внутри церкви с правой стороны от входных дверей, вне линии алтаря и иконостаса, вынуть из земли и положить в могиле снаружи церкви, с правой стороны от входных дверей.
Это распоряжение Патриарха, потревожившее прах всеми глубоко чтимого старца, произвело весьма тяжелое впечатление не только на православных, но даже на мусульман-бедуинов.
Несколько позднее, чем было осуществлено православное строительство на горе Фавор, католические монахи — францисканцы начали работы по восстановлению руин, оставшихся от крестоносцев и от еще более древних построек. В 1873 году ими была устроена небольшая часовня на месте монастыря, построенного еще Танкредом. Русские паломники, посещавшие Фавор, сообщали, что католическая обитель на Фаворе была в те годы очень скромной. Об этом пишет, например, священник Александр Анисимов из Харьковской губернии, сподобившийся побывать на Фаворе в 1881 году. Когда он со своими спутниками подошел к католической обители, то вышедший им навстречу францисканский монах пригласил русских паломников осмотреть католическую капеллу. «Она небольшая и имеет вид часовни, – пишет о.Александр. – Особенно замечательного в ней мы ничего не заметили, исключая чудную икону Преображения Господня, составленную из подобранных по цвету красок иконы разноцветных камней».
Католики неоднократно проводили на своем участке систематические археологические раскопки, и в 1889 году один из русских авторов сообщал: «Большая часть развалин находится у католиков; там все раскопано, очищено и содержится в образцовом порядке; только несколько месяцев тому назад раскопана ими часть холма, где найдены остатки довольно хорошо сохранившейся комнаты, прилегавшей к церкви, которая служила, по предположению, местом отдыха для молящихся».
В 1919-1924 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения.
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него, на специально сооруженном помосте с алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
(По статье П. Платонова)

Так выглядит гора Фавор, если смотреть на нее от Назарета.

Почти шестисотметровая гора вблизи.

Мы у православного храма Преображения Господня.

Православный храм
Внушительный ряд святых Православной Церкви.
Чудотворная икона Божией Матери «Акафистная», напечатанная на… газетной бумаге.
В храме греческого монастыря, в киоте, хранится фрагмент верхушки Фавора. Греческий монастырь построен немного в стороне от самой верхушки и, соответственно, от того места, на котором произошло Преображение. Православным, конечно, хотелось иметь святыню, связанную непосредственно с Преображением. Ее и передали нам католики. Католический храм стоит на самой верхушке горы Фавор, и под стеклом, находящимся в полу, можно видеть каменную вершину, на которой стояли стопы Спасителя в момент Преображения.
Три символические палатки-кущи, которые Ап. Петр предложил поставить на этом месте Христу: «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).
Вид с горы Фавор.
Арабский городок у подножия горы Фавор.

Фавор гора преображения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *