Строительство собора

В 1913 году династия Романовых собиралась отпраздновать свое 300-летнее пребывание на троне. За 6 лет до этого в Петербурге решили построить собор, чтобы увековечить в истории грядущую памятную дату. В рамках заседаний созданного для данной цели Строительного комитета рассматривали присылаемые на конкурс проекты будущей постройки.

Главная идея заключалась в том, что храм следовало создать не в стиле классицизма, характерного для других соборов столицы Российской Империи, а в духе древнерусского зодчества. Так, чтобы внешне храм напоминал старые допетровские церкви, которые были распространены в России в то время, когда взошел на трон основатель династии Михаил Федорович Романов.

В итоге было выделено три проекта, а победителем стал тот, что принадлежал архитектору С. С. Кричинскому. В качестве места возведения собора выбрали перекресток Миргородской и Полтавской улиц, неподалеку от Николаевского железнодорожного вокзала. Этой землей тогда владело подворье Феодоровского Городецкого монастыря.

Здесь уже имелась маленькая церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия. Ее построили по случаю рождения долгожданного наследника престола – цесаревича Алексея. Николай II выделил на возведение нового собора 25 тыс. рублей. Остальные деньги собирали всем миром. Кроме множества частных лиц и монастырей со всей страны, пожертвования перечисляли:

  • Государственные учреждения
  • Образовательные заведения
  • Губернские и городские управы
  • Банки
  • Железнодорожное ведомство
  • Воинские части
  • Общественные организации.

Начало строительству было положено в августе 1911 года. На торжественной закладке храма, сопровождавшейся богослужением, присутствовал брат императора – великий князь Михаил Александрович. В специально сделанном углублении на месте закладки он оставил монетку начала XVII века – эпохи зарождения династии. Из-за весьма ограниченных сроков приходилось неоднократно менять планы по строительству, и оно шло непросто.

Весной 1913 года в не менее торжественной обстановке на центральный купол собора водрузили крест. Боковые приделы нижнего храма освятили в сентябре. В декабре на звонницу подняли первые колокола, названные в честь членов царской семьи. А в начале 1914 года в присутствии Николая II и его семейства, высших государственных чинов, военных и студентов состоялось освящение главного придела в верхнем храме.

Это было ключевое событие, но с ним все-таки не успели – празднование 300-летия Дома Романовых прошло раньше, в марте 1913-го. За последующие два года рядом с храмом также построили Дом причта. Новый собор одновременно был и приходским, и монастырским, так как находился на территории Феодоровской обители.

Советские годы

В 1918 году подворье постигла та же участь, что и другие монастыри – его ликвидировали, а храм стал действовать только в качестве приходского. Однако, несмотря на утрату собором монастырского статуса, монахи продолжали в нем служить. Более того – они организовали Александро-Невское братство, которое заботилось о бедных, больных и заключенных, устраивало различные лекции и беседы, издавало книги. В это общество входили не только монашествующие, но и миряне – рабочие и интеллигенция.

В 20-е годы Александро-Невское братство действовало фактически в подпольных условиях, находясь в постоянной опасности от новых властей. Но о его деятельности большевики все-таки проведали. В 1932 году братство прекратило свое существование. Многих людей арестовали и отправили в лагеря. В том же году был закрыт и Феодоровский собор. Храм перестроили, снесли купола и, несмотря на протест прихожан, устроили в нем молочный завод, который со временем оброс уродливыми пристройками.

В 60-е годы в связи с расширением завода в ходе масштабной реконструкции собор почти полностью потерял свой первоначальный облик. Только барабаны от куполов еще стояли. В 1970-е в Ленинграде ждали визита американского президента. Испугавшись, что Никсон увидит, как советская власть поступила с историко-архитектурным памятником, барабаны срочно демонтировали, чтобы в промышленном строении уже нельзя было распознать церковь.

Возрождение

После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.

За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.

Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты. Параллельно вновь возводили и дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари. Из имущества, которое раньше принадлежало Феособору, сохранилась только малая часть – эти реликвии хранятся сегодня в Русском музее как образцы церковного искусства.

В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых (на сей раз успели). Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.

Архитектурный облик

Создавая проект собора, архитектор Кричинский ориентировался на средневековые русские церкви ростовской и ярославской губерний. Старинные мотивы в нем сочетаются с модерном. Собор выстроен из железобетона. В основе всей конструкции – четыре мощных железобетонных арки. Это большой и высокий храм с пятью позолоченными куполами. Крыша покрыта медью и черепицей. Рядом с собором в подобном же неорусском стиле выстроен храм Новомучеников и Исповедников Российских. Вместе с Феособором они составляют единый ансамбль.

В архитектурном оформлении собора использован прием ассиметрии. По его периметру расположены три башни, каждая из которых совсем не похожа на другие. К храмовой колокольне пристроена стена, напоминающая кремлевскую – она символизирует единение двух российских столиц. Стены церкви облицованы камнем-известняком и украшены резными изображениями. В их числе есть и, на первый взгляд, имеющие мало общего с христианством мифические животные (феникс, единорог и др.). Восстановлено замечательное панно из майолики, которое видно на фасаде со стороны Миргородской улицы.

Внутреннее убранство нижнего храма

Внутри Феособор предоставляет собой два храма, которые очень отличаются друг от друга. Нижний посвящен святому князю Александру Невскому и святой Марии Магдалине. Строители намеревались сделать нижний храм по типу древних новгородских церквей: вместо иконостаса установить небольшую каменную перегородку, престол и жертвенник тоже сделать из камня. Тогда эти планы не воплотили в жизнь. Но в наши дни нижний храм оформили именно таким образом, поэтому внутри он мало похож на другие православные церкви России. Над алтарем выстроен мраморный киворий – сень с колоннами.

Еще одна интересная особенность храма – наличие баптистерия с крестовидной формой купелью. Она также сделана из мрамора. Там происходит крещение. На полу с керамической плинфой выложен из мрамора рисунок круглого лабиринта – символ людских путей к Богу. Подобными изображениями украшали европейские храмы в Средние века. Хотя в нижней церкви нет иконостаса, иконы там все равно имеются. А, кроме них, есть еще и прекрасные фрески. Вся живопись – современного письма. Старинная икона только одна (список Федоровской иконы Богородицы).

Внутреннее убранство верхнего храма

Верхний храм, как и сто лет назад, высокий, просторный и светлый. Его стилизовали под традиционные русские церкви эпохи воцарения Романовых. В центральной части нет колонн, поэтому здесь может находиться большое число людей. Мраморный пол украшен орнаментом. В западной части – вместительный притвор. Сюда ведет так называемая царская лестница, а уже из притвора попадают в основную часть храма. С противоположной стороны притвора другая лестница – ведущая на хоры. Из притвора можно пройти и в крытый переход, которым следуют на колокольню.

Как и прежде, в верхнем храме три алтаря. Они посвящены:

  1. Феодоровской иконе Божией Матери и преподобному Михаилу Малеину (центральный алтарь).
  2. Царственным страстотерпцам (южный придел).
  3. Святым Новомученикам и Исповедникам Российским (северный придел).

В верхнем храме установлен привычный иконостас, выполненный так же, как его несохранившийся предшественник. Он вырезан из липы и украшен позолотой. Часть икон – копии первоначальных образов Феособора, которые размещены теперь в Русском музее. С потолка в центре храма свисает большое бронзовое паникадило в форме шапки государя Михаила Федоровича. Его воссоздали взамен прежнего, утраченного. Есть также боковые паникадила более скромных размеров.

Интересные факты

  • Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.
  • Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.
  • Центральный район Петербурга, где находится Феособор, в годы его строительства считался задворками города.
  • У прихода храма есть свой официальный герб, на котором изображен грифон. В христианской традиции он символизирует единение неба и земли и тайну Боговоплощения.
  • В соборе несколько раз в году проводится «детская» литургия – специальным образом адаптированная для понимания ребенка служба.
  • Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.
  • Это один из редких российских православных храмов, где можно услышать древнее византийское пение.
  • В нижнем храме священники служат в нетрадиционном для нашей страны византийском облачении. Оно представляет собой скромного вида одеяния песочного или бордового (в дни постов) цвета.

Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.

История

Временная церковь

В 1895—1896 годах в районе Египетских ворот Царского Села разместился Сводный пехотный полк. Для него были построены деревянные казармы. Рядом был размещён и Собственный его императорского величества конвой.

В середине 1900-х годов возникла идея строительства на территории казарм архитектурного комплекса в стиле XVII века под названием «Фёдоровский городок». Центральной доминантой должен был стать полковой храм.

В конце 1908 года император Николай II лично указал и отмерил шагами место для постройки постоянного храма на поляне, прилегающей к парку, неподалеку от Александровского дворца.

В начале 1909 года был сооружён временный храм для чинов Сводного пехотного полка и Собственного конвоя. Помещение было найдено в новом каменном здании учебной команды полка. Здесь установили иконостас походной церкви лейб-гвардии Преображенского полка, полученный 13 (26) января 1909 года. Обустраивал храм капитан лейб-гвардии Павловского полка Д. Н. Ломан. 6 (19) февраля 1909 года в церкви состоялась первая служба. Временная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.

Для храма были пожертвованы из Москвы утварь и облачение. Сюда была передана икона святого Серафима, написанная матерью Серафимой, старшей сестрой живописной мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, освящённая у мощей преподобного в год его прославления. Игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря, Нектария, пожертвовала точную копию чудотворной иконы Знамения Божией Матери Понетаевской.

24 мая (6 июня) 1909 года, с переходом полка на летнюю стоянку в Петергоф, церковь была закрыта. В ней продолжались работы. Князь М. С. Путятин создал чертёж нового иконостаса, который создавался с июня по декабрь 1909 года. Архитектор В. А. Покровский, не изменяя помещение, украсил интерьер церкви утварью и иконами, сооруженными по древнерусским образцам. Стены были обтянуты парусиной, крашеной в красноватый цвет, с набитыми на ней орлами времен царя Алексея Михайловича. В храме были собраны древние иконы и ряд святынь.

По окончании строительства Феодоровского собора, вся утварь временной церкви (за исключением иконостаса) была перенесена в его нижний придел и устроена в виде пещерного храма с сохранением престола преподобного Серафима Саровского. Здание, в котором находилась временная церковь сохранилось до нашего времени.

Одновременно началось сооружение Фёдоровского собора. Император специальным указом утвердил Строительный комитет по возведению собора под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета вошёл и Д. Н. Ломан.

Составление первоначальных чертежей было поручено архитектору А. Н. Померанцеву. Архитектор разработал проект в первичных для него формах в стиле церквей К. А. Тона. Проект был одобрен.

20 августа (2 сентября) 1909 года состоялась закладка храма. Торжественный молебен по этому случаю совершил Феофан (Быстров), епископ Ямбургский. Первый закладной камень был положен императором Николаем II.

Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А. Н. Померанцева подвергся критике. Стало ясно, что замысел слишком велик и громоздок.

А. Н. Померанцеву было отказано, взамен приглашён молодой В. А. Покровский. Принято считать, что В. А. Покровский взял за образец Благовещенский собор Московского Кремля в его древнейшем виде, без последующих переделок и пристроек XVI века.

Проект был утверждён 1 (14) августа 1910 года. Вместе с В. А. Покровским работал В. Н. Максимов.

Основные средства для постройки собора (150 000 рублей) предоставили Николай II и Александра Фёдоровна. Они постоянно следили за стройкой и присутствовали в важнейшие моменты. Например, 26 февраля (11 марта) 1910 года, когда на собор поднимали кресты, и 4 (17) марта — колокола. Полная стоимость строительства собора 1 миллион 150 тысяч рублей. Эту сумму, кроме указанного вклада императорской семьи, составили добровольные пожертвования купечества и промышленников.

Торжественное освящение нового собора состоялось 20 августа (2 сентября) 1912 года в присутствии императорской семьи; было совершено протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским.

Пещерный храм был устроен путём перенесения всего убранства временной церкви с сохранением престола во имя преподобного Серафима Саровского. Он был освящён 27 ноября (10 декабря) 1912 года Серафимом, епископом Кишиневским.

По окончании в октябре 1913 года всех строительных работ, возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом В. А. Покровского. По указанию Николая II роспись Фёдоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи «на Толчках» в Ярославле и Воскресенского храма в Ростовском Кремле. Был учреждён специальный комитет, под председательством К. Ширинского-Шихматова, в составе: ктитора Д. Н. Ломана, графа А. А. Бобринского, В. А. Покровского и др. В связи с этим члены Комитета выезжали в Ярославль и Ростов. Императору был представлен обширный изобразительный материал по этим храмам в виде цветных фотографий, копий живописи и другое. Всё было одобрено.

Храм с 1914 по 1934 год

26 января (6 февраля) 1914 года распоряжением протопресвитера Военного и Морского духовенства церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое наименование — «Феодоровский Государев собор».

Фёдоровский Государев собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, а также был «приходом семьи императора». Во время пребывания в Царском Селе семья императора посещала храм в праздничные и воскресные дни. В пещерном храме император молился в дни говения.

Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.

Император посещал службы в соборе довольно часто. Как правило, в таких случаях соблюдался этикет: на боковом подъезде императора с семьёй встречал ктитор — полковник Д. Н. Ломан, а у входа — дворцовый комендант. Далее императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос; дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Николай II и члены его семьи традиционно присутствовали в Фёдоровском соборе перед важными делами.

В 1917 году собор стал приходским храмом, через год в Детскосельский отдел ЗАГСа были переданы все метрические книги. В 1922 году произошло самое крупное изъятие имущества. В 1925 году убранство Пещерной церкви было оценено и передано в Екатерининский дворец-музей, а в 1927 году на выставку в Русский музейный фонд были изъяты старинные облачения. Кроме того, в соборе произошло несколько краж, ответственность за которые была возложена на «двадцатку».

Храм с января 1928 года был одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничнства из других иосифлянских храмов Ленинграда: протоиерей Алексий Кибардин водил гостей по храму, подробно с демонстрацией предметов рассказывал об императорском периоде жизни собора. 21 апреля 1931 года представителями ОГПУ во время ареста протодиакона Николая Нейдбайлика были отобраны ключи от собора, которые затем были обнаружены брошенными на городской площади. 26 августа того же года храм был снова открыт.

Период закрытия

Впервые вопрос о закрытии храма прозвучал на уровне Детскосельского горсовета в декабре 1932 года. Поводом послужила задержка перезаключения «двадцаткой» договора с властями. Кроме того, в качестве причин назывались большое количество действующих храмов в Детском Селе (пять) и необходимость выделения помещения для устройства клуба Института молочного животноводства.

13 июня 1933 года было принято решение Леноблисполкома о закрытии храма. Официально собор был закрыт решением ВЦИК 27 декабря 1933 года.

Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. После передачи икон из нижнего храма в Русский музейный фонд выяснилось, что большинство из них, считавшихся подлинно древними, полностью или отчасти фальсифицированы.

Мозаика была закрашена. Верхний храм был приспособлен под кинозал, экран располагался на месте алтаря. В нижнем — был устроен архив кинофотодокументов и склад киноплёнки.

В Великую Отечественную войну 1941—1945 годов здание сильно пострадало от обстрелов. Были сильно разрушены стены северного и западного фасадов, повреждены перекрытия кровли, уничтожен главный купол. Лестница главного входа была разобрана. Архив, находившийся в храме, сгорел.

По некоторым сведениям, после войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки к собору. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985—1995 годах трестом «Леноблреставрация» была проделана большая работа по восстановлению собора.

Современное состояние

Весной 1991 года Фёдоровский собор был передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божьей Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора. 15 января (по другим данным, 1 марта) 1992 года начались богослужения в нижней, а 29 августа 1996 года — в верхней церквях.

В 1995 году Фёдоровский собор включен в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

15 октября 2006 года, около 8:30, в подвальном помещении, приспособленном под хранение икон, на площади 10 м² сгорела церковная утварь, приготовленная на реализацию.

4 сентября 2009 года в Москву из Амстердама были доставлены две иконы — Божией Матери и святого Александра Невского, ранее находившиеся на главных хоругвях верхнего храма. На сегодняшний день это первые иконы Фёдоровского собора, обнаруженные в зарубежной частной коллекции. Приобретённые известным московским коллекционером И. В. Возяковым, эти иконы будут выставлены для обозрения в «Доме Иконы на Спиридоновке» в Москве.

>Святыни

  • список Феодоровской иконы Божией Матери, обретённый в марте 1991 года

>Видео

Проезд:

  1. На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Египетские ворота» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до собора (расстояние 450 м.).
  2. От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Египетские ворота», затем пешком до собора (расстояние 450 м.).

Адрес: 196607, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Академический пр., д. 34

Тел.: +7 (812) 466-61-69

E-mail: archimandrit@mail.ru

Богослужения совершаются ежедневно, кроме понедельника (требный день).

В будни Литургия: 10:00, исповедь: 9:30, по воскресеньям в 7:00 и 10:00, исповедь за 30 мин. до службы.

Вечерние богослужения: 17:00. Акафисты в 17:00: по воскресеньям — Иисусу Сладчайшему, по вторникам — св. Царственным Страстотерпцам; по средам — пред Феодоровской иконой Божией Матери; по четвергам — пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по пятницам — прп. Серафиму Саровскому.

Феодоровский собор Пушкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *