Благословение Богоматери


Филермская икона Божией Матери

Недалеко от города Родоса на одноименном острове в Средиземном море в горах находятся развалины античного селения Филеримос, где неподалеку сохранилась небольшая древняя церковь, посвященная Богоматери. С этим храмом связана история Филермской иконы Божией Матери, написанной, по преданию, св. Евангелистом Лукой. Именно отсюда, гонимые турецкими завоевателями, рыцари ордена иоаннитов перевезут эту великую святыню на остров Мальту, а оттуда она перейдет в конце XVIII века в Россию…
Об острове Родосе упоминает в своих записках русский игумен Гавриил, говоря, что “остров Родос, большой и очень богатый всем. На этом острове был (в рабстве) два года русский князь Олег”. (Речь идет об Олеге Святославовиче, деде Игоря, героя “Слова о полку Игореве”).
Но вернемся к самым истокам, к дням земной жизни Пресвятой Богородицы, к тому, как появился на свет этот Ее чудотворный образ, через который обильная благодать изливается на род человеческий в течение уже почти двух тысячелетий.
Первым иконописцем, согласно древнему церковному преданию, был апостол и евангелист Лука. Кто был по происхождению писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности неизвестно. Евсевий Кесарийский говорит, что он происходил из Антиохии, а, следовательно, был “прозелит”, то есть язычник, принявший иудейство. Св. Лука был весьма одаренным человеком: он был не только автором Евангелия и Деяний апостолов, но также врачом и искусным живописцем. По всей видимости, Лука принадлежал к 70-ти апостолам, избранным Господом для служения. Начиная со второго путешествия апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после мученической кончины Ап. Павла св. Лука проповедывал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Апостола Андрея.
Церковное предание говорит нам о том, что первой иконой, которую написал св. Лука, был образ Пресвятой Богородицы. Написан он был в то время, когда Богородица жила в доме усыновленного Ей Самим Спасителем св. Иоанна Богослова. Принято считать, что образом этим была Владимирская икона Божией Матери, которая из Иерусалима перешла потом в Константинополь, после чего была послана в начале XII века в Россию великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Пресвятая Дева, когда увидела этот образ, сказала: “Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет”. И эти слова стали пророческими. Не только от этого образа, но и от многих и многих других священных изображений Божией Матери совершались и совершаются неисчислимые чудеса избавления от различных болезней и бед.
Попытаемся же представить себе Пресвятую Деву такой, какой увидел ее св. Лука и постарался запечатлеть в красках для других поколений.

Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы

Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. “Она была, — читаем у него, — роста среднего, или, как некоторые говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные”.

“Она была Девою, — говорит св. Амвросий, — не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьею своих мыслей, правилом Ее было никого не оскорблять, всем благо желать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты”.
Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: “Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать”.
“У нас все знают, — писал св. Игнатий Богоносец, — что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения”.
Св. Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: “Когда я введен был пред лик Богообразной, светлейшей Девы, — меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия”.
Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Ее для великого дела быть Матерью Божией, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ее усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям Промысла Божия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а, главное, безусловное во всем смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения.

Путь святой иконы


Св.Евангелист Лука показывает
свою работу Богоматери

Как гласит церковное предание, св.Лукой было написано около семидесяти икон Богоматери. Из них нам известны четыре. Это, прежде всего, как уже говорилось, Владимирский образ, написанный на доске того стола, за которым трапезовали Спаситель, Матерь Божия и Иосиф Обручник. Владимирская икона прославилась на русской земле бесчисленными чудотворениями. Через нее Богородица не раз спасала Русь и ее столицу Москву от разграбления и уничтожения. Перед ней молились русские великие князья и цари в минуты опасности для государства. На пелену в киоте Владимирской иконы клались жребии при избрании русских митрополитов, а впоследствии и патриархов. Множество исцелений от тяжких болезней и бед посылала Матерь Божия через этот свой образ и списки с него православным людям.
Второй издревле чтимый образ, написанный евангелистом, — образ Богоматери-Одигитрии, который находился в Константинополе и получил название Влахернского (Е.Поселянин, “Сказания о чудотворных иконах…”, с.423). В латинской рукописи XII века об этой иконе говорится так: “В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре — святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится “путеводительница”, потому что некогда было двое слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал святой Лука Евангелист, Спасителя на руке ее. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами” (“Чудотворная икона в Византии и древней Руси”, “Мартис”, М.-1996. С. 443)
Икона эта первоначально находилась на родине св.Луки — в Антиохии, откуда была перенесена в Иерусалим. Супруга греческого императора Феодосия II Евдокия, путешествовавшая по св. местам Палестины в 436-437 годах, приобрела эту икону и послала в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Та поместила чудный образ во Влахернский храм, где икона явила многочисленные чудеса исцелений. (Заметим, что во Влахернском храме, где юродивый Андрей видел Покров Богоматери, по неисповедимым судьбам Божиим, встретились две иконы Божией Матери, написанные Евангелистом Лукой — Одигитрия и Филермская, о которой мы расскажем позже).
Третья икона, приписываемая кисти св.Евангелиста — “Млекопитательница”. Ее история связана с именем основателя единственной на Востоке лавры св.Саввы Освященного, который перед своею блаженной кончиною предрек, что через некоторое время лавру посетит соименный ему богомолец царского рода из Сербии, которому и надлежит вручить эту икону. Св. Савва отошел ко Господу в 532 году, и несколько веков монастырское предание хранило его завещание. Исполнение предсказаний св.Саввы наступило лишь в XIII веке, когда в Палестину действительно прибыл св. Савва, архиепископ Сербский. Ему было передано пророческое завещание св.Саввы Освященного и вручены сразу две великие святыни: икона “Млекопитательница” и другая икона — “Троеручица”, после молитвы перед которой приросла отсеченная рука св. Иоанна Дамаскина.

христианских святынь. Поистине поражаешься обилию величайших реликвий, находившихся тогда в каждой церкви и монастыре Константинополя.
Достаточно упомянуть, например, плат, на котором чудесным образом отпечатался лик Христа, о письме, собственноручно написанном Спасителем царю Авгарю, терновом венце, плаще,биче, трости, обуви, плащанице и плате погребения Спасителя… Здесь хранились также одежда Пресвятой Богородицы, ее обувь и другие разные и священные предметы Спасителя и Его Пречистой Матери. Кроме этого, огромное число чудотворных икон и мощей святых собрал у себя царствующий град.
Около 430 года императрица Евдокия, супруга Феодосия II распорядилась доставить Филермскую икону из Иерусалима в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. Во время пребывания иконы в храме Константинополь четыре раза подвергался смертельной опасности от врагов — арабов, персов, славянских князей Аскольда и Дира. Во дни опасности жители Константинополя возносили усердные моления Царице Небесной перед ее чудотворным образом, и всякий раз получали избавление от грозившего городу разорения. (см.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. Спб, 1994. С.62).
В 626 году по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед этим образом, Царьград был спасен от нашествия персов. В благодарность за избавление от опасности была составлена благодарственная песнь Матери Божией, которую молящиеся должны были выслушивать стоя. Это песенное последование было названо “акафистом”, что в переводе с греческого и означает “неседальное пение”. Так что появление самого первого из многих тысяч составленных позже акафистов связано с благодеяниями Божией Матери, явленными ею через свою Филермскую икону. Заступничеству Божией Матери за род человеческий посвящена суббота в пятую неделю Великого поста, которая так и называется: суббота Акафиста.
В 1204 году во время четвертого крестового похода Константинополь подвергся раграблению и поруганию. Западные христиане уже не считали православных своими братьями, а считали “схизматиками”, т.е. раскольниками, которых можно “учить” огнем и мечем. Большая часть святынь Константинополя была увезена крестоносцами. Филермская икона попала в руки латинян и была перенесена снова в Палестину, где находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров, имевших большое влияние в Святой земле. Однако, вскоре мусульмане вытеснили иоаннитов из Палестины, и те обрели убежище на Кипре, где жили в течение 19 лет (1291-1310 гг.). После этого они перебрались на остров Родос, куда была пренесена резиденция капитула ордена. Остров, покрытый благовонными лимонными, апельсиновыми и гранатовыми рощами, с мягким и теплым климатом, показался иоаннитам хорошим местом для постоянного пребывания.
Прибывшая сюда вместе с другими святынями икона была помещена в специально построенной для нее в селении Филеримос неподалеку от столицы острова церкви. Иоанниты очень почитали икону, считая ее своей покровительницей, и святыня постоянно путешествовала с ними. Защищаясь от турецких набегов, рыцари превратили Родос в хорошо укрепленную крепость, построив мощные каменные стены. Однако, через два века в 1522 г. турки завоевали остров, и иоанниты капитулировали. Только через несколько лет они нашли прибежице на о.Мальта. Здесь соединились древние святыни: десная рука Иоанна Предтечи, часть древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя Св.Иоанна Предтечи, в который и была помещена икона Богоматери в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами. (См.: Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып.VII.Спб.,1995.С.123.).

С этого момента судьба святынь становится неразрывной, о чем и пойдет речь в следующей главе.
Виктор Васильев
• Главная страница сайта
• Вместо предисловия | О православном почитании святыни
• Десница Крестителя. Иордан | Чудо о змие | Спасение из плена | В Царьграде
• Животворящее древо Креста Господня. Голгофа | «Сим победишь» | Обретение Честного Креста святою Еленою | Возвращение Креста Господня из Персии | Дальнейшая история Креста Господня
• Благословение Богоматери. Филермская икона | Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы | Путь святой иконы
• Мальта, Россия, Сербия. Рыцарство и революция | Благословение царствующему дому | Святыни в Гатчине | Вдовствующая императрица | На братской Сербской земле
• Празднование святыням в Гатчине | Протоиерей Алексий | Вместо заключения

Филермская икона Божией Матери

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
Филермская икона Божией Матери
Дата появления ?
Иконографический тип агиосоритисса
Местонахождение Народный музей, Цетинье, Черногория

Филермская икона Пресвятой Богородицы — чтимая в православии икона Пресвятой Богородицы.

По греческому преданию, икона была написана в 46 году от Рождества Христова и принесена Святым Лукой в Антиохию к монахам-назореям.

Позднее икону перенесли в Иерусалим. В 430 году супруга Византийского Императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону в Константинополь, где она находилась во Влахернском храме.

После захвата и разграбления в 1204 году крестоносцами Константинополя, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках католиков — рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре.

Через 88 лет Акра была атакована и захвачена турками. Отступая, рыцари взяли Святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейское море. Все это время рыцари уберегали святыню от магометан. Икона короткое время пребывала на Кипре. С 1309 года более двух веков святыня была укрыта на острове Родос в Эгейском море, завоеванном рыцарями у турок и сарацин.

В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. Тем не менее над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова говорилось: «…чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество, чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы, за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова».

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим.

В 1530 году Император Священной Римской Империи Карл V передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. В том же году святыни вместе с великим магистром ордена и советом прибыли на остров Мальта, где Филермская икона Пресвятой Богородицы обретает новую родину. Местом её хранения стал форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила — главная резиденция Мальтийского Ордена.

В 1571 году чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город. Здесь в столице Державного Мальтийского Ордена Иоанна Иерусалимского городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарем и поместили чудотворный образ, писанный Святым Евангелистом Лукой. С тех пор икона стала именоваться Филермской.

В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли древние святыни — икону Богоматери Филермской (вместе с другими святынями мальтийского ордена иоаннитов — кистью десницы Крестителя Господня Иоанна и частицей Древа Животворящего Креста) императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине.

Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году.

С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так бы происходило и теперь, если бы не свершилась революция 1917 года.

В 1919 году Святыни тайно вывезли в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время они находились там, в православном соборе, а после также тайно были перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая Императрица Мария Феодоровна — супруга Александра III и мать Николая II.

После кончины Марии Феодоровны в 1928 году её дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию (Храповицкому).

Некоторое время святыни находились в православном соборе г. Берлина. Но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца в Дединье.

После Второй мировой войны, с приходом к власти коммунистов во главе с Иосипом Брозом Тито, Филермская икона Пресвятой Богородицы вместе с другими мальтийскими святынями хранилась в тайнике православного монастыря Острог в Черногории. В 1950 году сотрудниками югославских спецслужб тайник был обнаружен, святыни изъяты и вплоть до 1993 года были для верующих сокрыты. В настоящее время Филермская икона Божией Матери хранится в отдельной «Голубой часовне» на территории Народного музея города Цетинье (Черногория).

Филермская икона божией матери

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *