Философия права конспект лекций

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

Философия права

Конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения

специальности 030501 «Юриспруденция»

ШАХТЫ

ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»

УДК 340.12(07)

ББК 67.3я73

Ф561

Рекомендован к внутривузовскому изданию

редакционно-издательским советом ЮРГУЭС

Составитель:

ст. преподаватель кафедры «Теория государства и права»

Н.О. Мартиросян

Рецензенты:

к.э.н., доцент кафедры «Теория государства и права»

ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»

Л.А. Спектор

д.ю.н., профессор, начальник кафедры «Административное право»

ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России»

А.Н. Позднышев

Ф561 Философия права : конспект лекций / составитель Н.О. Мартиросян. – Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. – 142 с.

Конспект лекций предназначен для студентов ЮРГУЭС очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция».

Конспект лекций включает лекции по дисциплине «Философия права» и формы контроля.

УДК 340.12(07)

ББК 67.3я73

© ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный

университет экономики и сервиса», 2010

Предисловие………………………………………………………………………………… 4

Лекция 1. Философия права: объект, предмет, функции…………………… 5

Лекция 2. Философско-правовые взгляды Древнего мира,

Средневековья и эпохи Возрождения…………………………………………….. 9

Лекция 3. Европейская философско-правовая мысль XVII – XVIII вв. 14

Лекция 4. Зарубежная филосовия права XIХ – ХХ вв…………………….. 20

Лекции 5. Философско-правовая мысль в России……………………………. 30

Лекция 6. Человек как правовое существо……………………………………… 39

Лекция 7. Правовая реальность…………………………………………………….. 43

Лекция 8. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие………… 54

Лекция 9. Право и власть……………………………………………………………… 61

Лекция 10. Право и правопорядок………………………………………………… 68

Лекция 11. Цивилизация. Культура. Право……………………………………. 77

Лекция 12. Сущее и должное в морали и праве………………………………. 83

Лекция 13. Право как общее благо………………………………………………… 90

Лекция 14. Право как свобода и ответственность……………………………. 97

Лекция 15. Право как равенство и справедливость………………………… 106

Лекция 16. Ценностные установки и ценностные ориентации

в правовой реальности………………………………………………………………… 113

Лекция 17. Философия права как методология познания

и преобразования правовой реальности……………………………………….. 118

Лекция 18. Герменевтика и толкование законов…………………………….. 124

Лекция 19. Правовая деятельность как способ бытия

правовой реальности…………………………………………………………………… 130

Форма контроля…………………………………………………………………………. 137

Библиографический список………………………………………………………….. 141

ПРЕДИСЛОВИЕ

Конспект лекций по «Философии права» составлен для студентов специальности 030501 «Юриспруденция». Предусматривает усвоение студентами в ходе лекций и семинарских занятий основных проблем этики юридической деятельности.

Учебная дисциплина «Философия права» – необходимый элемент теоретической, мировоззренческой, методологической и специальной подготовки юристов. Философия права изучает наиболее общие принципы бытия правовой реальности и его познания, исходные основания права – свободу, равенство, справедливость, рассматриваемые в контексте мировой культуры и общечеловеческих ценностей. Богатая историко-философская традиция и правовой опыт человечества, глубоко осмысленные современной философией права, способствуют формированию правовой культуры будущего специалиста.

В основе развития философии права лежат труды классиков мировой философско-правовой, юридической и социологической мысли, современные исследования философско-правовых и юридических проблем, исторический опыт практической реализации различных философско-правовых концепций и конструкций.

Главная задача изучаемого курса – формирование у студентов понимания наиболее общих, фундаментальных закономерностей и принципов существования и познания правовой реальности, её места в жизненном мире человека. В силу этого общая цель изучения данной дисциплины заключается в вооружении будущего специалиста научной методологией познания природы и сущности повседневной реальности и системного мира человека, оценки фактов правовой действительности, формирования ценностных установок, основанных на знании опыта функционирования общества в правовой сфере.

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА:

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ

  1. Философия права как часть социальной философии.
  2. Типология философских концепций права.
  3. Функции философии права.

1. Философия права как часть социальной философии

В древности любые знания о мире и человеке именовались мудростью, а носители этих знаний – мудрецами, или философами. И независимо от рода занятий мудрецов добытые ими знания не расчленялись. Не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пифагор, и физик Архимед.

Но по мере накопления часть знаний «отпочковывалась» от философии. Возникла физика как учение о природе, медицина как учение о сохранении здоровья людей, астрономия как учение о небесных телах. Более того, дифференциация происходила даже в сферах обществознания и человекознания, которые по определению оставались в рамках философии.

Так появились сопредельные, околофилософские системы знаний – этика, эстетика, юриспруденция, теология и другие. Этот процесс идёт и в настоящее время. Сегодня не вызывает сомнения правомерность существования таких разделов философии, как онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), социальная философия (учение об обществе), праксеология (учение о деятельности).

Такое понимание объекта и предмета социальной философии позволяет полагать, что она является матричной основой философии права, а философия права – составной частью социальной философии.

Теоретическим обоснованием единства социальной философии и философии права служит один и тот же объект исследования, а именно жизненный мир человека. Социальная философия рассматривает жизненный мир в целом и во взаимодействии со всевозможными его детерминирующими факторами, а философия права подразумевает под ним взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.

В едином объекте заключён и предмет философии права как философской дисциплины, исследующей наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Действительно, и у теории, и у философии права один объект – правовая реальность. И в этом выражается взаимосвязь двух систем знания, позволившая некоторым исследователям относить философию права к юридической науке.

Ещё Г. Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, B.C. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г. Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия даёт сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).

Таким образом, философия права и юриспруденция (общая теория государства и права) имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права – общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Философия права имеет общие грани и с другими научными дисциплинами – социологией, политологией, этикой и др.

В то же время у философии права чётко очерчен собственный предмет – исследование правовой реальности как взаимодействия повседневного и системного миров человека, формирующего его жизненный мир. Будучи составной частью социальной философии, философия права имеет своё «внутреннее» строение.

К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

– философско-правовая онтология как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

– философско-правовая гносеология как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

– философско-правовая аксиология как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

– философско-правовая праксеология как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

2. Типология философских концепций права

Философия права имеет множество аспектов. Доминирование того или иного аспекта в интерпретации правовой реальности предопределяет и обусловливает необходимость выделения в целостном философско-правовом знании его концептуальных разновидностей.

Философско-правовой идеализм – объединяет представления о правовой реальности как о порождении Духа, инобытии Идеи, понятий и т.п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, B.C. Соловьёв).

Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отражённого в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т.п. (Ш. Монтескье, Т. Гоббс, К. Маркс).

Философско-правовой рационализм – заключается в обосновании знания как основополагающей составляющей правовой реальности и главного условия существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант).

Философско-правовой иррационализм – основывается на представлении о формировании и существовании правовой реальности на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами, – воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм), интуиции или «жизненных порывов» (А. Бергсон).

Философско-правовой позитивизм – ориентирует на рассмотрение правовой реальности как совокупности единичных фактов, «очищенных» от морали, политики и психологии, верифицируемых или фальсифицируемых, а самого права – как совокупности норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).

Философско-правовой персонализм – отводит определяющую роль в правовой реальности личности (persona). Именно личность в этой концептуальной установке является целью и ядром правовой реальности (Н.А. Бердяев).

Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жёсткой предопределённости, зависимости от необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители XVIII – XX вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).

Многообразие философско-правовых концептуальных разновидностей обусловлено не только многоаспектностью социально-философского знания, но и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического.

Естественное право (право повседневного мира человека) – в историко-юридической науке рассматривается как притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.

Позитивное право (право системного мира человека) – фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе.

Гуманистическое право (право жизненного мира человека) – представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.

3. Функции философии права

Философия права как любая научная система выполняет ряд функций, совокупность которых и определяет её теоретические возможности.

Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, её способы и формы существования.

Гносеологическая функция заключается в способности философии права содействовать познанию правовой реальности и обеспечивать научность этого процесса.

Мировоззренческая функция позволяет философии права вырабатывать наиболее общие представления (знания) о правовой реальности, месте человека во взаимодействии системного мира с повседневной реальностью и обеспечивать адекватное знание о жизненном мире.

Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

Аксиологическая функция связана с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом отношении философия права выступает и как мировоззрение, и как методология, и как технология.

Наконец, философия права выполняет воспитательную функцию, интегрирующую все вышеперечисленные. Так, знание о том, что Сократ долг поставил выше жизни, вызывает уважение и восхищение этим поступком, а знание о том, что суд над Сократом был неправым, формирует у будущего специалиста основательность, взвешенность при оценке какого-либо события. Всем комплексом своих познавательных возможностей философия права ориентирует на критическое отношение к правовой реальности, на выявление противоречий между сущим и должным, свободой и необходимостью, справедливостью подлинной и справедливостью мнимой.

Наконец, философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.

Конечно, философия права не претендует на положение «науки всех наук», тем более она не подменяет другие системы знаний. Напротив, философия права реализует свои функции во взаимодействии и взаимосогласовании с другими общественными, гуманитарными и специальными науками, она тесно связана с практикой формирования правосознания, воспитания образованного, теоретически подготовленного и методологически вооружённого правового человека XXI в.

Философия права лекции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *