История

Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Пятиглавый четырёхстолпный соборный храм Успения Божией Матери заложен в 1680 году и освящён 30 сентября следующего года митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича. На рубеже XVIII века был построен сохранившийся настоятельский корпус.

К святыням обители до её закрытия в 1923 году принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464 году, Успения — копия Киево-Печерской, Цареградская — времён Илариона, Одигитрии, Троеручицы — дар патриарха Никона, копия Киккской. Находившиеся в соборе иконы — Успения, Вседержителя, Кипрская и другие — написаны знаменитым царским иконописцем XVII века Симоном Ушаковым. Ризница пополнялась вкладами царя Фёдора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков.

Пустынь имела больницу для братии, странноприимный дом. К ней был приписан Знаменский Красногривский монастырь в Гороховце, основанный в 1670 году.

В XVIII веке в монастыре нашёл приют князь Борис Алексеевич Голицын, сподвижник Петра I, казанский воевода, который принял постриг под именем Боголеп.

Обитель была закрыта 1 апреля 1923 года, а позже частично разрушена. Рядом с монастырём, под горой, до 1995 года располагался лесопромкомбинат Министерства обороны.

Современная жизнь обители

В 2005 году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в честь Успения Божией Матери в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.

23 августа 2006 года в храме в честь Святой Живоначальной Троицы прошла первая божественная литургия архиерейским чином. 31 мая 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил храм во имя Пресвятой Троицы. Ныне восстановлены: надвратная церковь Петра и Павла; тёплая церковь Троицы Живоначальной с примыкающей братской трапезной кельей; 49-метровая колокольня со вновь отлитыми колоколами и часами-курантами; настоятельский корпус; казначейский корпус. Восстанавливается пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы (установлены вновь изготовленные главы, отремонтированы фасад и кровля, идёт реставрация внутреннего убранства собора); рухлядного корпуса. Все остальные объекты монастыря покрыты кровлей и очищены от мусора в преддверии восстановления.

Перед установкой глав Успенского собора

Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна.

12 июля 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил божественную литургию в Церкви Святой Троицы. Крестные ходы вокруг пустыни бывают 29 июня и 15 августа.

В августе 2009 года художники мастерской «Традиция» при нижегородском соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского завершили роспись алтаря храма в честь святых апостолов Петра и Павла. В качестве иконографических образцов художники выбрали работы византийских мастеров XII века.

14 декабря 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Великое освящение надвратного храма в честь святых апостолов Петра и Павла и преподобного Ефрема Сирина.

История

Основание

Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году (30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича). К святыням обители до её закрытия в 1923 году принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, написанная знаменитым иконописцем Иваном Чириным в 1464 году, Успения — копия Киево-Печерской, Цареградская — времён Илариона, Одигитрии, Троеручицы — дар патриарха Никона, копия Киккской. Находившиеся в соборе иконы: Успения, Вседержителя, Кипрская и другие, написаны знаменитым царским иконописцем XVII века, Симоном Ушаковым. Ризница была богата вкладами царя Фёдора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков. Крестные ходы вокруг пустыни бывают 29 июня и 15 августа. Пустынь имела больницу для братии, странноприимный дом. К ней был приписан Знаменский Красногривский монастырь, в городе Гороховце, основанный в 1670 году; здесь замечательны царские ворота XVII века и клиросы, украшенные стихами из «Листвицы» с изображениями.

В XVIII веке в монастыре нашёл приют сподвижник Петра I Борис Алексеевич Голицын, казанский воевода, который принял постриг под именем Боголеп.

1 апреля 1923 года обитель была закрыта и, впоследствии, частично разрушена. До 1990 года там располагалась воинская часть.

Возрождение обители

В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизни и совершение богослужений в надвратной церкви апп. Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролище. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В том же году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. Иеромонах Варнава (ныне епископ Выксунский и Павловский) с братией и добрыми помощниками начали возрождать обитель, которая постепенно стала обретать былую красоту и величие.

23 августа 2006 года в храме в честь Святой Живоначальной Троицы прошла первая Божественная литургия архиерейским чином. 31 мая 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил храм во имя Пресвятой Троицы. На данный момент восстановлены: надвратная церковь Петра и Павла; теплая церковь Троицы Живоначальной с примыкающей братской трапезной кельей; 49-метровая колокольня с вновь отлитыми колоколами и часами-курантами; настоятельский корпус; казначейский корпус. Идет активное восстановление пятиглавого собора Успения Пресвятой Богородицы (установлены вновь изготовленные главы, отремонтированы фасад и кровля, идет реставрация внутреннего убранства собора); рухлядного корпуса. Все остальные объекты монастыря покрыты кровлей и очищены от мусора в преддверии восстановления. Перед установкой глав Успенского собора

Летом 2008 года было проведено исследование фундамента Успенского собора, которое показало, что основание находится в хорошем состоянии. Было проведено укрепление фундамента, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна.

12 июля 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Церкви Святой Троицы.

В августе 2009 года художниками мастерской «Традиция» при нижегородском соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского была завершена роспись алтаря храма в честь святых апостолов Петра и Павла. В качестве иконографических образцов художниками были выбраны работы византийских мастеров XII века.

25 сентября Владыка совершил Божественную литургию в Троицком храме, после чего осмотрел восстанавливаемый Успенский собор, где началась роспись стен.

14 декабря 2012 епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Великое освящение надвратного храма в честь святых апостолов Петра и Павла и преподобного Ефрема Сирина.

Как добраться

Адрес: 606091, Россия, Нижегородская область, пос. Фролищи, Свято-Успенская Флорищева пустынь.

Телефон: 8-953-56-55-073; тел./факс: (83136) 662-34

Добраться до монастыря из Нижнего Новгорода можно:

1. На автомобиле:

если ехать по трассе М 7 в сторону Москвы, на 70 км повернуть направо по указателю на монастырь. На трассе установлен высокий красивый поклонный крест. Дальше (26 км), проехав через поселок Центральный (по главной дороге), подъезжаем к поселку Фролищи. Ехать придется не спеша и аккуратно по плохой асфальтовой, местами бетонной дороге, с выбоинами. Величественный вид монастыря предстанет Вашему взору.

Можно добираться с трассы М 7 через поселки Новосмолинский – Мулино – Центральный и далее по единственной дороге к поселку Фролищи. Везде держаться главной дороги до самых Фролищ. Купола церквей монастыря будут видны издалека.

Расстояние от Нижнего Новгорода до Фролищ – около 100 км.

2. На автобусе/маршрутном такси:

Несколько автобусов и маршрутных такси, работающих по маршрутам: Дзержинск — Фролищи, Ильино — Фролищи.

Маршрут № 108 «Ильино — Фролищи»

Маршрут № 130 «Дзержинск — Фролищи»

3. На пригородном поезде:

В п. Фролищи заканчивается одноколейная неэлектрофицированная железнодорожная ветка Ильино — Фролищи. Местные жители любовно окрестили тепловозик от станции Ильино «Кукушкой». Он то и добросит Вас до окраин поселка Фролищи, дальше придется передвигаться до самого монастыря пешком через лес километра два. С 2009 года открыт новый железнодорожный пассажирский маршрут рельсового автобуса: Фролищи — Нижний Новгород (Московский вокзал).

Прямого сообщения: Нижний Новгород (Московский вокзал) — Фролищи.

С пересадкой (в Ильино):

Нижний Новгород (Московский вокзал) — Ковров-1, Ильино — Фролищи

Все интересующие Вас вопросы можете задать по телефонам: 8-952-765-24-74; 8-910-897-22-42 — Стяжкина Татьяна Васильевна (руководитель православного центра в г. Дзержинск).

Фролищи. Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.

Монастырь Флорищева пустынь расположен на левом возвышенном берегу реки Лух, на так называемых Флорищевых горах. Первоначально на месте монастыря стояло несколько деревянных строений (первая церковь построена в 1651 г.), которые в 60-х годах 17 века образовали группу зданий, объединившихся вокруг двух церквей. Основное каменное строительство, развершувшееся после приезда в пустынь Царя Федора Алексеевича в 1677 году, проводилось под непосредственным руководством настоятеля монастыря Илариона, который к этому времени стал духовным наставником Царя. Царское расположение и обильные дары превратили небольшую обитель, затерявшуюся в глухих Гороховецких лесах, в крупный монастырь, владевший богатым хозяйством и обширными угодьями в разных губерниях. После переезда Илариона из Флорищ в Суздаль, где он развернул активную строительную деятельность, строительство монастыря с 1682 года продолжил Иринарх. Но все постройки возводились под контролем Илариона, ставшего Суздальским митрополитом, а Троицкая церковь была построена и на его средства. За 20 лет Иларион сумел полностью отстроить монастырь и осуществить свой первоначальный замысел.

В 18-19 веках ансамбль пополнился строениями, не повлиявшими на его архитектурно-пространственную композицию. Культовые, жилые и хозяйственные здания, возведенные в конце 17 века, занимают почти квадратную территорию площадью около 3 гектаров. Основные культовые постройки отнесены от главного входа в монастырь и поставлены ближе к краю бровки откоса, являясь крупными ориентирами при движении по реке Лух. Успенский собор (1681 г.) занимает северо-западную, наиболее высокую часть монастыря; Троицкая церковь (1684 г.) стоит параллельно южной стороне, и между ними возвышается колокольня (1681 г.).

Восточную сторону монастырского ансамбля составляют надвратная церковь Петра и Павла, два протяженных корпуса и кладовые. В юго-восточном углу располалагалась церковь Зосимы и Савватия (1692 г., рухнула в 1950-х гг.), входившая в сплошную фасадную застройку главной панорамы. В 17 же веке были возведены корпус келий южной стороны и два небольших корпуса: служебный, построенный на средства гороховецкого купца С. Ершова (разрушен в 1978 г.), и настоятельский, стоящий около колокольни. В юго-западном углу монастыря был построен деревянный дворец (разобран в 1808 г.) для Царя Федора Алексеевича, неоднократно приезжавшего в пустынь. Каких-либо графических изображений дворца не сохранилось, но царский дворец в подмосковной усадьбе Коломенское, по-видимому, может показать характер его архитектуры. При рассмотрении плана монастыря четко прослеживается главная пространственная ось, на которой располагаются колокольня и надвратная церковь. Традиционная ориентация основного входа в собор получает иную интерпретацию: композиционным акцентом выступает смело устремленная вверх колокольня, значимость которой подчеркнута тем, что она превышает высоту главного культового сооружения – собора. Благодаря своему динамическому силуэту она активно уравновешивает крупный кубический объем собора и протяженную церковь Троицы с трапезной.

Особенно отчетливо подобное построение плана выглядит на фоне планировки монастырей первой половины и середины 17 века, относящихся к начальному этапу их формирования. В них доминирующая роль принадлежала собору, а группирующиеся вокруг него жилые и культовые здания образовывали сложные живописные композиции, рассчитанные на множество точек восприятия. В архитектуре зданий этого монастыря наблюдается обращение к суровой, мужественной и монументальной архитектуре 16 века. Кроме того, здесь совершенно очевидно возрождение традиций древнерусского зодчества, в частности новгородско-псковской школы. Все это значительно выделяет здания Флорищева монастыря на фоне построек основного направления в русской архитектуре, для которого были характерны усложненность объемных композиций, узорчатость и декоративность, приводившая подчас к измельченности архитектурных форм зданий. Главным элементом ансамбля является Успенский собор, построенный в 1680-1681 годах на царские средства и освященный в присутствии Царя. Собор представляет собой традиционный кубический объем с тремя низкими аспидами, завершенный пятиглавием. Выразительность мощного, лаконичного объема с тремя крыльцами достигнута гладкими плоскостями стен, расчлененных лопатками на три части и завершенных полуциркульными закомарами. Монументальность здания подчеркивают ряды глубоких, вытянутых ниш, начинающихся почти от земли и объединяющих два яруса крупных окон, отсутствие традиционного карниза, отделяющего поле закомар от плоскости стен, и сложных по рисунку декоративных деталей, в частности наличников.

Ориентация архитектурно-художественного образа Успенского собора на храмы Новгорода и Пскова подтверждается, в частности, наличием характерного для этой школы орнаментального пояса, который проходит по аспидам алтаря и центральной главе. В данном случае этот пояс получил дальнейшее пластическое развитие и был преобразован в так называемый «жучковый» орнамент, обнаруженный в постройках Гороховца, Вязников и Соликамска. Этот орнамент впервые был использован во Флорищевом монастыре.

Главной архитектурной доминантой ансамбля является колокольня, построенная в 1678-1681 годах. Она создает запоминающийся образ, в котором важную роль играет высокий шатер. Первые четыре яруса имеют квадратный план (9,5х9,5 м) и соединяются внутристенными лестницами. На мощном четверике стоит более легкий трехъярусный восьмерик, завершенный полуциркульными проемами яруса звона. Плоскости стен колокольни расчленены угловыми лопатками и прорезаны глубокими оконными проемами, составляющими основную часть ее декоративного убранства. Только ярус звона насыщен более богатыми по профилю арками, имеет изразцовый фриз и отдельные керамические вставки. Кроме того, в 1766 году на шестом ярусе были установлены часы. Скромное внешнее убранство колокольни Флорищева монастыря соответствует общему художественному единству ансамбля и является интерпретацией архитектурного образа главных монастырских зданий. Необходимо отметить, что колокольня по высоте (49,5 м) принадлежит к числу крупнейших столпообразных сооружений 17 века (высота самой значительной колокольни Ярославля – около 40 м, Ростовского кремля – 38 м, и только ярусные колокольни московских монастырей имели высоту около 70 м).

Третьим главным сооружением центральной части монастыря является Троицкая церковь с трапезной, поставленной на высоком подклете и составляющей южную сторону главной площади. Церковь относится к распространенному в 17 веке типу одноглавого бесстолпного храма. Плоскости стен церкви и трапезной объединены единым ритмом глубоких полуциркульных ниш, подобных нишам стоящего напротив Успенского собора, и, по-видимому, она была построена теми же мастерами, которые строили храм. Троицкая церковь аналогична по архитектуре Успенскому собору. Так, игра гладких плоскостей стен, ритм окон и закомар, изысканный орнамент на аспидах объединяют эти постройки и способствуют созданию единого ансамбля.

Вокруг основного архитектурного ядра группируются постройки, или дополняющие ансамбль, или являющиеся необходимым фоном для восприятия ведущих сооружений. К ним относятся надвратная церковь Петра и Павла, церковь Зосимы и Савватия, а также служебные, жилые и хозяйственные корпуса. Надвратная церковь играет значительную композиционную роль, поскольку фиксирует главную планировочную ось ансамбля монастыря. Кроме того, она является важным вертикальным акцентом, дополняющим общий силуэт монастыря. Церковь Зосимы и Савватия, не сохранившаяся до настоящего времени, также была необходимым элементом ансамбля. Она фиксировала наиболее значимый для восприятия монастыря юго-восточный угол и являлась ориентиром в направлении главного входа по отношению ко второму входу в монастырь с южной стороны. Эти церкви, как и церковь Троицы, принадлежат к типу одноглавых бесстолпных храмов и повторяют ее основное объемно-планировочное построение и архитектурные детали. Двухэтажные протяженные корпуса келий и хозяйственные кладовые, построенные в конце 17 века, завершили формирование восточной панорамы монастыря и объединили отдельно стоявшие вертикальные акценты в единую архитектурную композицию. Флорищев монастырь относится к числу редких архитектурных ансамблей, осуществленных на основе единого градостроительного замысла. Он демонстрирует не только своеобразную стилистическую однородность архитектуры главных зданий, но и лаконичность планировки, основанной на впервые использованном здесь новом приеме размещения культовых сооружений.

Описание архитектурного ансамбля Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Источник – информационный стенд на территории монастыря

Флорищева пустынь в Нижегородской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *