Запретная книга или Евангелие от Роулинг (статья) (СИ), стр. 1

ЗАПРЕТНАЯ КНИГА или ЕВАНГЕЛИЕ от РОУЛИНГ.

Сага о Гарри Поттере, влияние которой на мировую литературу трудно переоценить, вот уже 18 лет привлекает внимание не только миллионов беззаветных поклонников. Едва получив известность по всему миру, Поттериана стала подвергаться гонениям, а в некоторых странах даже была запрещена.

Наибольшее возмущение серия книг Роулинг вызвала у клерикалов. Бесовской книгой ее единодушно сочли представители христианских церквей в США, Европе и России, а в Объединенных Арабских Эмиратах «Гарри Поттера» и вовсе запретили. Администрации церквей выдвигали против сочинений британской писательницы самые разные аргументы: «пропагандирует колдовство», «дискредитирует христианство», «противоречит мусульманским ценностям».

Реальные мотивы действий церковников могут лежать глубже, чем они сами готовы признать. По крайней мере два священника, один из которых – россиянин, нашли в книгах Роулинг библейское эхо. С этим согласен и Дмитрий Быков, писатель, критик и преподаватель литературы: «Гарри Поттера» он назвал «Евангелием от Роулинг». Что же общего между знаменитыми книгами о детях-волшебниках и основополагающей частью Библии?

Христианская идея на поверхности.

«Гарри Поттер понимает: если я хочу убить Волан-де-Морта, я должен погибнуть сам. Между прочим, вполне христианская идея», — говорит диакон Андрей Кураев в 2009 в лекции, которая доступна всем желающим для просмотра на youtube.

«Я знаю, в православной среде было принято хорошим тоном пугаться этой сказки, которая якобы учит колдовству. Я сам решил вначале, что буду читать ее глазами инквизитора. Но после прочтения первого тома я понял, что это нормальная, добротная детская сказка. Уж понятно, что это не сатанизм: сатаны там нет, и магия совершается там не с помощью обращения к бесам. Только в седьмом томе возникает тема ада и сатаны, в решающей битве противники Гарри Поттера призывают адский огонь на школу, где он учится. И оказывается, этот адский огонь, вызванный злой волей, не подчиняется даже тому человеку, который его вызвал – это важная тема, — рассуждает Кураев. — Роулинг правильно эту деталь отметила: это тебе кажется, что духи по твоему вызову являются и будут строить для тебя дворец. Это не так».

«Чего точно нет там – это издевательств над Христом, как писали дурные газеты. Дескать, в этой книге Христос представлен в виде идиота и слабака. Но есть добротная мораль… чистая, христианская, жертвенная: главная мораль – любовь к матери защищает лучше пистолета. Сам погибай, а товарища выручай». Магия в книге, по его словам, не бесовщина, а обычная сказочная условность. Это подчеркивается с помощью волшебной палочки, и такой прием автора, по его словам, изначально «отсекает юных экспериментаторов», исключая травмированность психики.

В конце поттерианы христианское эхо, если можно так сказать, становится еще громче. «Гарри Поттер понимает: если я хочу убить Волан-де-Морта, я должен погибнуть сам. Между прочим, вполне христианская идея», — отмечает Кураев.

Немного другую точку зрения высказал в своей лекции в 2014 году литературный критик и писатель Дмитрий Быков. По его мнению, «Гарри Поттер» и есть не что иное, как современное евангелие, а главный герой в своем роде мессия – безгрешный, всегда совершающий интуитивно верные поступки, какими бы сумасшедшими они не казались, и в конце умирающий и воскресающий. «Ее называют и новым Диккенсом и в каком-то смысле новым евангелистом. Потому что судьба Гарри Поттера – это, наверное, и есть современная проекция истинно христианской судьбы. Не случайно сага заканчивается фактически его смертью и последующим воскресением», — отмечает Быков в предисловии к лекции. Дьявол в Поттериане есть, считает критик, более того, он впервые в истории мировой литературы назван по имени: это сегрегация общества на чистокровных и грязнокровок. Именно это, по мнению Быкова, является в книге главным злом, большим, чем сам Воландеморт.

Похожее мнение еще в 2002 году высказал голландский священник Джорис Риддербос (Joris Ridderbos), который для службы оделся в костюм волшебника и попросил детей прийти на мессу в одежде героев популярной книги. Он заявил, что маленький волшебник напоминает ему Иисуса Христа, а многие сюжеты книги являются почти библейскими: там есть говорящая змея, волхвы, а сам Гарри — такой же послушный мальчик, каким был Иисус. «Но самое главное, что объединяет эти две книги, это то, что ни одна победа не может достаться без усилий», — заявил он.

Как запрещали «Гарри Поттера».

В США 14 лет назад состоялась акция сожжения книг Джоан Роулинг. Акцию устроил пастор церкви Сообщества Христа Джек Брук в городе Аламогордо, штат Нью-Мексико (Alamogordo, New Mexico). Он назвал книги о юном волшебнике «ненавистными богу» и заявил, что такие романы разрушают молодое поколение. В рождественский сочельник он призвал прихожан принести эти книги к церкви, чтобы устроить гигантский костер.

Интересно, что полтора года спустя, 30 апреля 2003 года фото этой акции были помещены в Американский мемориальный музей Холокоста на выставку «Сражаясь с огнем ненависти: Америка и нацистские костры из книг».

Администрация Русской православной церкви решила не отставать и в 2003 году направила в прокуратуру жалобу. Там церковники указали, что снятый по книге фильм «пропагандирует колдовство и является бесовским наваждением, цель которого – дискредитировать православную церковь и христианство». К облегчению поклонников поттерианы, прокуратура спустя непродолжительное время отвергла жалобу как безосновательную. (Кто знает, как повернулась бы эта же история сейчас, но, к счастью, в 2003-м году в российском законодательстве еще не было понятия «оскорбление чувств верующих» и соответствующей уголовной статьи).

Православные церкви Греции и Болгарии в 2003-2004 годах проводили против «Гарри Поттера» целые кампании, о вреде фильма заявлял и архиепископ Лютеранско-Евангелической церкви Янис Ванагс. По словам последнего, фильм о Гарри Поттере культивирует в человеке стремление обрести «волшебную силу».

В том же 2003-м серию книг Роулинг осудил Папа Римский Бенедикт XVI. Католическая церковь осуждает книги о Гарри Поттере за увлечение колдовством и оккультизмом, за пренебрежение законами и правилами и за отчуждение от мира настоящего.

Прецедент борьбы с творчеством Роулинг был и в Австралии: директор воскресной школы в Квинсленде Час Гулло обнаружил четыре сцены убийства в четвертой части эпопеи, нашел ее «чересчур кровавой» и распорядился изъять из школьной библиотеки всю литературу о Поттере.

С 2002 года книги Роулинг запрещены во всех школах Объединенных Арабских Эмиратов. Министерство образования ОАЭ запретило книги из-за того, что в них содержится материал, противоречащий мусульманским и арабским традициям.

В 2010 году «Гарри Поттер» оказался номером один в списке самых запрещаемых книг за последнее десятилетие Американской ассоциации библиотек (ALA). В список включаются книги, которые были изъяты либо которые попробовали изъять из каких-либо библиотек США.

>Гарри Поттер 7

В этой статье редакция портала “Православие и мир” собрала для Вас мнения богословов о книге Гарри Поттер, авторства Джоан Роулинг, и экранизациях.

Протодиакон Андрей Кураев,

профессор богословия

В последнем фильме опущены многие цитаты из Библии

Я читал книгу и смотрел фильм “Гарри Поттер и дары смерти”. Фильм смотрится хорошо, но в нем опущены некоторые христианские сюжеты, которые есть в книге, и это печально. Например, в фильм не вошла посмертная беседа Гарри Поттера и Дамблдора – там идет речь о возможности покаяния для Волан-де-Морта. Пропущены цитаты из Библии, которые есть в книге. Фразу “Сильна как смерть любовь” из Песни Песней еще можно узнать, хотя она сильно изменена, а новозаветные цитаты “Последний враг упразднится – смерть” и “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя” полностью отсутствуют.

Поворот сюжета в последней книге – очевидно христианский. “Любовь сильнее пистолета”, а Гарри Поттер побеждает не с помощью магии. Не случайно, когда он идет на решающий поединок с Волан-де-Мортом, он прячет волшебную палочку за пазуху, чтобы не мешать убить себя – это идея сознательной жертвы.

Еще один характернейший признак христианской литературы – пестрота и неоднозначность персонажей. Тот же Гарри Поттер на протяжении всего действия саги далеко бывает не всегда только лапочкой, а иногда и просто мерзавцем. В жизни Дамблдора, изначально суперположительного героя, в последней книге обнаруживаются некие темные пятна, в которых он кается, и это видит Гарри. Демонстрировать такую покаянную пластичность для христианской литературы нормально.

Может быть, самый сильный христианский персонаж – это Северус Снегг, он же Снейп. Все враги Гарри Поттера, вроде бы, считают его своим. Он ненавидит Гарри, Гарри ненавидит его, но на самом деле, Снегг на его стороне.

В творчестве Роулинг заметно влияние Толкина и Льюиса, но это по умолчанию предполагается для английской литературы. Тем более, что сама Роулинг, закончив написание книг, сказала, что она изначально считала себя христианкой и знала, что у ее книг будет христианский финал, просто до поры до времени об этом молчала.

Наблюдая за дискуссиями, я вижу, что если поначалу одно упоминание Гарри Поттера вызывало однозначный лай, то сейчас люди не боятся высказывать свои симпатии: мне нравится, я своим крестникам даю эти книги. Изначального страха быть затравленным за свое доброе отношение к этой сказке у церковных людей уже нет.

Священник Ставрос Акротирианакис,

клирик церкви Святой Троицы греческой православной церкви в Ашвилле, Северная Каролина, советник по делам молодежи в Атланте

Можно ли детям читать про Гарри Поттера?

Ребенком, я читал комиксы и смотрел мультфильмы про супергероев. Мы читали комиксы, но наши родители следили за тем, чтобы мы читали и Библию. Утро субботы было посвящено играм в суперменов, а воскресное утро – Церкви. В 10 лет мы выросли из комиксов и мультфильмов, мы понимали, что настоящие герои – это наши родители, учителя, полицейские и пожарные. Мы были в состоянии отделить факты от вымысла, религию из мифологии, и чудеса от магии.

Мы понимали, что когда Иисус дает зрение слепому – это чудо, понимали, что маг использует ловкость рук, чтобы обмануть нас. Мы читаем греческие мифы для развлечения, но читаем Библию как руководство в нашей жизни. К сожалению, в современном мире размыта граница между фактом и вымыслом, чудом и магией, верой и мифологией: нашими героями стали спортсмены, а не святые, мы называем процедуру восстановления волос чудом, и религия стала в ряд с одним из убеждений жизни.

Нет ничего плохого в чтении комиксов, нет ничего плохого в чтении книги о Гарри Поттере.

Тем не менее, неправильно давать ребенку пожирать книги о Гарри Поттере и не давать вникать в Библию. Нет ничего плохого в просмотре фильма о Гарри Поттере, если его смотрят в развлекательных целях. Когда я был маленьким, мы играли в подземелья и драконов в часы развлечения. Сегодня в университетских кампусах есть тысячи клубов Подземелья и Драконов – но то, что начинается как забавная игра, становится клубом, члены которого должны одеваться и вести себя как мифические персонажи игры. В клубах стали развиваться ритуалы, которые превращают игру в религию, а клуб в культ. Вот это неправильно! Когда человек начинает верить в Гарри Поттера и думать о Библии как о сказке, – вот это неправильно. Библия и отцы Церкви предупреждают нас об опасности колдовства и создания ложных богов. Первая и вторая заповеди предостерегают против создания ложных богов.

Чудо жизни происходит каждый раз, когда происходит Евхаристия, чудо, когда кто-то оставляет эту жизнь и, будучи человеком веры, приходит на лоно Авраама. Настоящие чудеса – от Бога.

Смотрите на баскетболиста Майкла Джордана, Звездные войны и Гарри Поттера, если хотите. Но убедитесь, что у вас и ваших дети с религиозной точки зрения у этих вещей правильное место. Если вы или ваш ребенок можете читать Гарри Поттера, то, будучи православными, вы должны быть в состоянии осилить Новый Завет. Если вы можете пробыть на двухчасовом фильме, а потом пересмотреть его еще и еще, вы можете быть на Божественной литургии каждое воскресенье. Если вы можете запомнить бесчисленные факты о ваших любимых спортсменах, потрудитесь запомнить десять заповедей. И если ваши дети в игре подражают делам своих супергероев, они должны научиться подражать делам Христовых в реальном мире.

Епископ Аксентиос Фотийский,

один из основателей братства свт. Григорий Паламы в Калифорнии, редактор периодического издания “Православное предание”

Роулинг – не сатанистка!

Говоря о Гарри Поттере, фундаменталисты, как православные так и инославные, совершают классическую ошибку, утверждая, что раз магические образы в Гарри Поттере книги используют тексты и артефакты древней алхимии и магии, то они имеют свои корни в алхимии и магии и, значит, их оправдывают.

Но сила магии и волшебства – не в словах и заклинаниях (это очень примитивная вера), но в зле, которое дает этим заклинаниям силу, и такое полномочие опирается на намерение вызвать зло. Использование исторически достоверных алхимических и магических образов и языка автора для завоевания воображение детей, – невинно и старо, как греческая мифология, басни Эзопа, и сказки братьев Гримм, где в мире магических фантазий, ведьм, языческих богов и говорящих животных господствуют непреходящие ценности, примеры торжества добродетели над злом и показана сила чистоты и невинности над намерениями нечестивых.

Роулинг – не сатанистка, она верит во Христа. (Я не буду говорить о фундаменталистском убеждении, что раз она неправославная, то следовательно, не может верить в Христа и, следовательно, злодейка или сатанист по умолчанию). Достаточно сказать, что она говорит о себе:.. “Я верю в Бога, а не в волшебство”, и что она обещала, что у книг про Гарри Поттера будет христианский финал.

Роулинг открыто признает, что является большой поклонницей Льюиса и Толкина, они оба используют магические образы и фантастический мир фей и говорящих животных, и передают в знаменитом литературном жанре отчетливо и бесспорно христианские идеи и ценности. Их книги – мощная апология христианского учения в западной литературе, они никогда не были связаны с черной магией или сатанизмом.

Книги о Гарри Поттере не были написаны для изображения эзотерической борьбы между “черной” и “белой” магией, не призваны давать уроки заклинаний, и не имеют ничего общего с сатанизмом. Религиозные “правые”, от которых наши православные фундаменталисты приняли эти понятия, состоит из тех же лиц, которые здесь, в Америке, называют православное почитание икон “идолопоклонством”, а по ошибке называет традиционные одежды православных священнослужителей “черными одеждами сатанистов”. Они не видят глубокой христианской символики в книгах о Гарри Поттере, а также значении преподавания фундаментальных христианских ценностей для детей.

Дополненная чтением о жизни православных святых, духовной литературой православных писателей и моралями басни греческого классицизма дохристианского мира (которые также являются основополагающими текстами в обучении детей в западном мире), серия книг о Гарри Поттере может служить правильному воспитанию наших детей.

Позвольте мне еще сказать, что нет ничего негативного в серии книг, знакомящих детей с чтением. Я осмелюсь сказать, что дети, которые до сих пор никогда не касались книги, в значительной степени лишенные возможности учиться нравственному выбору, противостоянию между добром и злом, и присутствию христианской символики в светском мире и литературе, нашли в книгах о Гарри Поттере замечательный и сложный новый мир. Они нашли путь, который в один прекрасный день может привести их к писаниям Отцов и исследованию православной веры.

Подготовили Анна Данилова и Мария Сеньчукова

Гарри поттер православие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *