Как отреставрировать икону в нашей мастерской?

  1. Позвоните нам в реставрационное отделение по телефону +7 (903) 743-32-48 или посредством онлайн заявки ниже, или электронной почты info@ikonu.ru (присылаете фотографии иконы с двух сторон)
  2. В течение 1го рабочего дня, экспертный отдел бесплатно проведёт:
  • Атрибуцию иконы (оценка возраста, сюжетных характеристик, география написания, потенциальная историческая и культурная ценность)
  • Даст оценку необходимости реставрационных работ, их объём, сроки и дальнейшие рекомендации по сохранению вашей иконы.
  • Далее вы принимаете решение о том, как вы хотели бы отреставрировать икону, эксперт предложит возможные варианты.

Обычно, реставрация занимает от 3х недель до 3х месяцев. Стоимость зависит от объёма работ и бывает от 3 тысяч до 55 тысяч рублей.

Получить консультацию реставратора

Иконы принимаются в реставрацию по официальным документам, с предварительной фотофиксацией и письменным утверждением необходимых работ реставрационного отделения. Мы храним полную конфиденциальность и не афишируем ваши персональные данные (включая фотографии икон)

Примеры выполненных работ

Показать еще

К сожалению, жизнь предметов искусства, а именно к ним относятся живописные иконы, не вечна. Подобно живым людям, иконы со временем стареют и навсегда утрачивают свой первозданный вид. Однако от этого они не становятся менее прекрасными, ибо благородный налёт старины и тепло истинной веры, которые хранят в себе «древние» образы, придаёт им ещё больше ценности. Но чтобы уберечь икону от дальнейшего разрушения, необходимо прибегнуть к помощи профессиональных реставраторов – мастеров, чья миссия заключается в сохранении произведений православного искусства.

Если вы хотите отреставрировать икону, то в Иконописной мастерской «Создавая наследие» будут рады помочь вам в этом благородном деле. Мы проводим бесплатные консультации по реставрации. Для того чтобы воспользоваться консультацией, пожалуйста, пришлите фотографию иконы.

Реставрация святых образов – кропотливая и очень тонкая работа. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо строго соблюдать технологический процесс и в совершенстве владеть искусством иконописи и реставрации. Художники Иконописной мастерской «Создавая наследие» вдохнули новую жизнь в тысячи образов, которые сегодня вновь радуют своим благодатным светом храмы и дома верующих людей. Мы продолжаем славные традиции самой крупной и чтимой на Руси школы православной иконописи – Владимирской, – а наши художники являются признанными во всем мире мастерами своего дела.

Из чего состоит икона?

Чтобы осознать всю необычайную сложность реставрационного процесса, необходимо понимать, из чего состоит икона. Если посмотреть на неё «в разрезе», то будут видны следующие слои:

  • Доска: основа иконы.
  • Поволока: льняная ткань грубой пряжи, которой покрывают деревянную доску при наличии на ней трещин, неровностей и сучков. Как правило, поволока располагается под левкасом.
  • Левкас: особый грунт, состоящий из алебастрового порошка и животного (или рыбьего) клея, который тонким слоем наносится на доску-основание. Причём, чем тоньше этот слой (как правило, 0,5-6 мм), тем выше его прочность и долговечность.
  • Живописный слой: краски, позолота.
  • Защитный слой: лак, на древних иконах – олифа.
  • Загрязнения: пыль, слипшаяся с лаком, окислы и пр.

Все слои православного образа, за исключением загрязнений, подвержены своим изменениям и разрушениям. Когда реставратор приступает к работе, он должен тщательно оценить повреждения каждого из слоёв и проводить любые манипуляции с чётким пониманием того, что все «части» иконы взаимосвязаны друг с другом. Существует несколько видов реставрации. Каждый из них подразумевает разную степень вмешательства в «жизнь» иконы.

Виды реставрации икон

Сегодня выделяются два типа реставрации – музейная реставрация и восстановительная (коммерческая) реставрация. Последняя ставит своей целью возвращения иконе первозданного вида и подразумевает работы со всеми «слоями» образа. Такая реставрация включает восстановление утраченного слоя левкаса, поновление красок и позолоты (дорисовку утраченных фрагментов) и покрытие образа защитным слоем. Не смотря на то, что икона в итоге обретёт яркие краски и чёткость композиции, зачастую этот способ восстановления противопоставляют музейному.

Музейная реставрация направлена на консервацию иконы – то есть сохранение её в том виде, в котором она пребывает сейчас. Такой метод реставрации применяется для ценных памятников искусства. Он включает в себя укрепление доски, тонировку, и намного реже восстановление левкаса, частичное восстановление живописи и последующую консервацию образа.

В Иконописной мастерской «Создавая наследие» уверены, что бесценные памятники православного искусства не должны подвергаться заметному вмешательству реставратора. Мы стремимся к тому, чтобы икона не утратила своей первозданной уникальности и красоты, чтобы в ней прослеживалась не кисть современного художника, но мастерство, тепло и талант её создателя.

Технология музейной реставрации икон

Процесс восстановления иконы включает несколько основных этапов. Последовательность их выполнения может меняться и зависит от конкретного православного образа. Но в целом музейная реставрация подразумевает следующие работы:

  • Анализ текущего состояния иконы и составления плана реставрации. Реставратор оценивает физическое состояние иконы. Изучает особенности письма. Знакомится с историческим прошлым образа. Ещё раз изучает художественные особенности того периода времени, когда была написана икона, ищет её «современников» – иными словами, составляет полный «анамнез» образа, без которого просто невозможно приступить к реставрации.
  • Укрепление доски-основы. Доска «лечится» от биологических паразитов – грибков, бактерий, жучкой-точильщиков и других насекомых.
  • Укрепление или восстановление левкаса. В музейной реставрации повреждения левкаса чаще тонируются, чем восстанавливается. Делается это для того, чтобы не отвлекать внимание от самого ценного элемента иконы – живописи.
  • Удаление загрязнений (расчистка иконы). В этот круг работ входит «отмывание» тёмного налёта с образа, удаление частиц грязи и пыли, снятие старого слоя лака или олифы, а иногда – удаление поздних приписок. Существуют два вида расчистки – мягкая и грубая. Они проводятся с использованием разных растворителей и зависят от степени загрязнения иконы.
  • Укрепление красочного слоя. Это самая «нежная» часть иконы, которая более всего подвержена пагубному воздействию окружающей среды. Однако «слабым» местом является не сам красочный слой, а то пространство, где он соединяется с левкасом (грунтом, основой для красок). Со временем случается так, что часть красочного слоя «вспухает» и отходит от левкаса, и задача реставратора заключается в том, чтобы вернуть краски «на место». Делается это с помощью специального клея, который под давлением или с помощью шприца закачивается под вздувшиеся участки краски. Клей надёжно соединяет левкас с красочным слоем, при этом крайне важно отследить, чтобы краски не повредились и не сдвинулись.
  • Тонировка или восстановление утраченных фрагментов живописи и позолоты. Иногда мастер может прибегнуть к частичному восстановлению поврежденного живописного слоя, но вмешательство это будет практически незримым.
  • Консервация иконы. Покрытие образа защитным слоем лака.

Существует поговорка, что иконы не прощают ошибок. Для работы реставратора это самое верное утверждение. Неумелое вмешательство, нарушение технологического процесса реставрации, неправильная просушка, ошибочное определение художественных особенностей образа – верная смерть для иконы. У реставратора нет «второго шанса», чтобы исправить неточности своего труда, а потому доверить ценную икону можно только истинным профессионалам своего дела.

Реставратор икон – кто он?

Что объединяет выдающихся реставраторов современности – В.В. Филатова, Н.А. Баранову, В.Л. Кирикова, Д.М. Тюлина и других людей, благодаря которым сохранными остались сотни выдающихся памятников православного искусства? Какие качества являются необходимыми для профессионального реставратора?

  • Наличие высшего художественного образования, ибо без безупречного эстетического вкуса, понимания сути иконописной живописи, знания её истории и особенностей, заниматься реставрацией икон просто невозможно.
  • Опыт – лишь десятилетия усердной работы, непрерывная практика и глубокая вовлеченность в реставраторское дело позволяют не совершать ошибок в рабочем процессе и сохранять ценные иконы, продлевать их жизнь.
  • Искренняя любовь к своему делу, без которой невозможно представить деятельность реставратора. Ведь икона – это «живой» материал, который требует к себе соответствующего отношения: бережного, нежного, внимательного и терпеливого. Только те дела, которые делаются с любовью, могут привести к по-настоящему хорошему результату.
  • Талант, ведь реставрация икон – это творческий процесс, а потому мастер должен быть не только профессиональным и опытным, у него должен быть талант. Талант возвращать к жизни, талант не нарушать гармонии существующей иконы, талант сделать своё вмешательство практически незаметным…

Реставраторы из нашей иконописной мастерской, обладают всеми вышеперечисленными качествами, что подтверждают тысячи «оживших» благодаря их рукам образов. На территории всей России и даже далеко за её пределами пребывают иконы, над которыми наши мастера проводили долгие и кропотливые работы, и которое сегодня вновь радуют сердца православных людей. Доверьте нам дорогую вашему сердцу икону, и мы продлим её жизнь на много-много лет вперёд!

Получить консультацию реставратора

Хранение

Для того чтобы не допустить воздействия разрушительных факторов на икону, следует позаботиться о ее правильном хранении. Икона может испортиться от сырости, холода и жары, поэтому нельзя допускать воздействия этих факторов на хранимую реликвию. Жуки-точильщики, пары кислот и растворителей, копоть и дым также могут навредить старинным иконам.

Идеальной температурой воздуха для хранения икон является 15-18 градусов по Цельсию. При этом влажность не должна превышать 65%. Для создания идеальных для хранения иконы условий рекомендуется купить киот — специальный застекленный ящик. Особенно он необходим для хранения рукописных икон. Киот не должен быть безупречно герметичным, ведь икона, находящаяся в нем, должна «дышать».

Многие владельцы икон с целью придания реликвии блеска и идеального внешнего вида покрывают ее поверхность растительными и минеральными маслами. Этого делать не стоит, поскольку со временем масло, попавшее в микротрещины на слое краски, может привести к искажению цветовой гаммы иконы. Если есть желание вернуть иконе первозданный блеск, рекомендуется использовать льняную олифу (ею покрывают изображение) и восково-скипидарную смесь (для обработки тыльной стороны и боковин).

Этапы реставрации иконы

Чистка и реставрация

Со временем икона портится из-за скопления на ее поверхности пыли и грязи. Как почистить и восстановить икону:

1) Если причиной потускнения иконы стало образование слоя копоти, то стоит обратить внимание на такой способ чистки: берут по 2 части скипидара и спирта, а также 5 частей холодной кипяченой воды и 1 желток яйца. Из этих компонентов следует приготовить смесь, которой нужно пропитать кисть и обработать ею всю поверхность иконы, нуждающейся в очистке. В конце манипуляции рекомендуется обработать икону чистым ватным диском для того, чтобы удалить остатки средства для чистки. Этот способ ухода за иконами подходит в том случае, если сохранился слой краски.

2) Если пострадал красочный слой иконы, к примеру, на нем образовались трещины, то поврежденную краску рекомендуется укрепить. Сделать это можно с помощью средства, приготовленного из желтка яйца, трех частей воды и двух частей спирта. Из перечисленных компонентов следует приготовить эмульсию. Ею стоит обработать поврежденные на иконе участки, после чего просушить их, воспользовавшись электролампой. Затем процедуру реставрации следует повторить.

3) Разрушение левкаса (так называют грунт, которым покрывают основание иконы) также можно исправить в домашних условиях с помощью подручных средств. Перед тем как приступать к работе по реставрации левкаса, следует узнать, какими средствами нельзя пользоваться. Прежде всего речь идет об искусственном клее «Момент», суперцементе и тому подобным средствам. То же самое касается и воска, а также олифы. Для укрепления левкаса можно воспользоваться клеем ПВА, разведенном в равных частях со спиртом. Если же этого средства нет в наличии, то можно заменить его камедью, рыбным клеем или мучным клейстером.

Как восстановить левкас? Для начала следует пропитать его разбавленным водой клеем (3% состав). После можно осуществить пропитку чешуек левкаса более концентрированным клеем (7%). По окончании работы на обработанные участки следует положить утяжелители, к примеру, мешочки с сухим песком.

4) Деформация доски, на которой была написана икона, также является распространенной проблемой, связанной с хранением религиозной атрибутики. Прежде всего следует отказаться от выравнивания досок, ведь таким образом можно за считаные секунды безвозвратно испортить икону. Если на доске появились трещины, то заделать их можно с помощью массы, состоящей из клея, опилок и мела. Этой смесью рекомендуется заполнить трещины на иконе (тыл и боковые стороны).

Часто причиной разрушения доски, на которой написана икона, являются жуки-точильщики, которые могут жить внутри доски на протяжении многих лет. Чтобы уничтожить этих жучков и уберечь икону от дальнейшей порчи, следует приготовить средство из трех частей скипидара и двух частей воска. Готовить массу следует на медленном огне. Как только средство приготовится, следует взять кисть, окунуть ее кончик в полученную массу и тщательно пропитать все трещинки и поры в доске. После доску следует положить в полиэтиленовый пакет, туго завязать его оставить на 2-3 недели.

5) Иконы, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра), не только красивые, но и дорогостоящие. Однако со временем и они могут нуждаться в чистке и реставрации. Для чистки таких икон следует приобрести специальное средство для ухода за ювелирными изделиями или пасту ГОИ. Из наиболее чадящих средств для чистки икон из серебра и золота можно выделить мыльный раствор. Готовым средством следует пропитать кончик ватной палочки и аккуратно обработать им места, нуждающиеся в чистке.

6) Со временем на иконах могут образовываться дефекты, которые не получиться исправить самостоятельно. К примеру, это образование слоя окислов на изделии (это касается икон, для изготовления которых использовалась медь или латунь). Окислы удаляются специальными кислотами, которые требуют умелого обращения, поэтому доверить реставрацию иконы, испорченной окислами, рекомендуется профессиональному мастеру.

7) Доверить восстановление иконы мастеру-реставратору следует и в том случае, если она имеет оклад — пластину, изготовленную из металла, закрывающую все изображение за исключением кистей рук и лика святого. Неумелое снятие и чистка оклада может закончиться порчей иконы!

Поиск реставратора, которому будет доверен уход за семейной реликвией, требует внимания и ответственности. Такой мастер должен иметь большой опыт работы и большое количество положительных отзывов от предыдущих клиентов. Найти реставратора можно через приходской храм, ведь часто бывает так, что кто-либо из прихожан или духовенства имеет контакты опытного мастера, занимающегося реставрацией икон.

Где отреставрировать икону

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *