Каяться нужно — в прошедшем времени

Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным. В настоящем номере, в беседе с главным редактором журнала игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться (потому что охватить все — задача непосильная, слишком «безбрежная» тема) исповеди, а в следующий раз — поговорить о Причащении Святых Таин.

Игумен Нектарий (Морозов)

— Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…

— Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

— Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

— Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

— Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

— Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

— Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

— Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедников — это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», она о духе, правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). Полезны выдержки из святителя Игнатия (Брянчанинова) — «В помощь кающемуся». Что касается вопросников — да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает — и повредится… Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом… Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудным для современного уха словом «поновление». Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

— К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

— Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка» — это разумный и очень подробный вопросник.

— Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех»? Большинство исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: «Вчера был резок и жесток с мамой». Но ведь это не отдельный, не случайный какой-то эпизод, это проявление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не «вчера был жесток», а просто «я жесток, во мне мало любви». Или как нужно говорить?

Фото Е. Кирилловых

— Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

— И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

— Видимо, надо остановиться на «болезни рассказывания», проистекающей от определенного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать «я вела себя эгоистично», я начинаю рассказывать: «На работе… мой коллега говорит… а я в ответ говорю…» и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но — именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды — мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.

— Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

— Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

— Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.

Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.

Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать.

— Некоторые прихожане предпочитают исповедь в такой форме: «Согрешил против такой-то заповеди». Это удобно: «Согрешил против седьмой» — и больше ничего рассказывать не надо.

— Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

— Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

Фото Ю. Ракиной

— «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».

А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

— Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно…

— Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

— Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

Фото Ю. Ракиной

— Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предшествовало Таинство Покаяния. Крещению Иоаннову, вхождению в воды Иордана предшествовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покаяния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произошло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но… лучше не углубляться в такие вот расчеты: «Это я должен сказать, а вот это могу не говорить». Исповедь не предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.

— Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

— Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному». И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.

У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Беседовала Марина Бирюкова

Слово «исповедь» знакомо каждому христианину, но не все относятся к Таинству серьезно. В данном случае, это ответственность самого верующего. Без Исповеди не может быть Причастия, Тайной вечери и очищающей силы крови Иисуса.

Сам Христос через апостола Павла предостерегал христиан тщательно «перелистывать» свою жизнь перед Таинством Причастия, чтобы покаяться в грехах, простить обидчиков и должников.

Отличие генеральной исповеди от обычной

Воцерковленные христиане приходят на Исповедь и Причастие, кто раз в неделю, а некоторые раз в месяц. Они оставляют у Христова креста свои грехи, о которых больше не вспоминают. Их прегрешения омыты Кровью Спасителя и забраны на Крест.

Исповедь в Православной церкви

Исповеданный грех оставлен, но мы — живые люди. Живем не в раю, можем гневаться, сердиться, согрешать умом и глазами, поэтому следует поспешить к данной Богом благодати — покаянию и исповеданию грехов.

Чем чаще христиане приходят к Таинству причастия, тем сильнее их вера и крепче Божья защита. Поставив Бога на первое место, верующие могут жить с уверенностью, что остальное в их жизни будет на своих местах.

Понятие «генеральная исповедь» появилось совсем недавно. В православии это Таинство введено для людей, которые:

  • давно не были в церкви;
  • будучи крещенными в детстве, никогда не посещали храм;
  • никогда не исповедовались;
  • исповедовались без истинного покаяния;
  • больны и могут отойти в мир иной;
  • готовятся принять православное крещение во взрослом возрасте.

Генеральное признание своих грехов принесет свободу, в первую очередь, самому христианину, который всю жизнь жил в плену похотей, нечистоты. Нельзя быть свободным без Творца. Только освободившись от греха, человек приобретает крылья. Глубоко заблуждаются те, кто считает веру в Бога ограничением свободы. Всевышний любит всех, но Его благодать изливается на тех, кто оставил грех.

В чем заключается человеческая свобода? Пить, курить, жить гражданским браком, гневаться и лицемерить? Так это по-христиански называется «жить в грехе». Никто не может исправить свое прошлое, но всем Господь дает возможность начать будущее со старта, с чистой страницы под названием «генеральная исповедь».

Генеральная уборка в доме означает очищение каждого уголка дома от хлама и грязи. В это время выбрасывается все устаревшее, поломанное, разбитое. В доме, где постоянно делается тщательная уборка, уважается чистота и порядок, генеральная чистка не нужна.

Если человек никогда не очищал свой духовный храм, ему необходимо тщательно подготовится к великому Таинству, заглянув в самые темные уголки души, начиная с детства. При обычной исповеди христиане не углубляются в описание своих переживаний при совершении проступка, это надо сделать дома при покаянии.

Важно! Во время генерального исповедания, которое может длиться несколько часов, человек внутренне переживает все, происходящее с ним, высказывая свои переживания и эмоции.

Что дает христианину генеральное исповедание

При «перелистывании страниц» жизни перед христианином возникает целостная картина прожитых лет. В молитве следует попросить Духа Святого высветить те моменты, когда человек оступился или пустил в сердце непрощение, ставшее причиной озлобленности, жестокости, обиды на все человечество.

Генеральное признание своих грехов принесет свободу христианину

После исповедания по великой милости Божьей человек сбрасывает психологическую ношу, которую тащил на себе порой долгие годы, при этом он освобождается от вольных и невольных прегрешений.

О времени исповедания нужно договариваться заблаговременно, чтобы в спокойной обстановке, при неограниченном времени освободить душу перед Всевышним.

Совет! Очень важно для исповедания выбрать того священника, которому вы доверяете, чтобы он сам являлся примером христианской жизни.

Мудрый духовник не будет задавать неприличные вопросы, и копаться в «грязном белье». Он мягко и ненавязчиво поможет исповедуемому пройти путь анализа своей жизни, вспоминая плохие и хорошие ее моменты.

Во время воспоминания о том или ином проступке при генеральной ревизии своей души человек может объяснить, почему он поступал таким или иным способом.

Как подготовиться к генеральной исповеди

К генеральной исповеди, которая проводится один раз в жизни, человек долго готовится, записывая все свои переживания на бумаге.

Внимание! Если вы никогда не молились, псалом 50 придет на помощь. Этим псалмом можно взывать к Творцу каждый раз, когда будете каяться в неправедной жизни.»Помилуй меня, Господи Всевышний, по великой мудрости и милости Твоей, помилуй меня грешного и недостойного по множеству милостей и щедрот Твоих. Прости свершенные прегрешения мои. Многократно прошу очистить душу мою от грехов, ибо беззакония, свершенные мной, я осознаю и искренне раскаиваюсь в них. Господи, и даруй прощение великое свое. Наполни мое сердце чистотой и обнови дух внутри меня. Не отверни лица своего от меня, услышав просьбу мою дерзновенную. Даруй мне надежду на спасение души моей и своим духом владыческим утверди меня. Научи меня идти по пути праведному и избавь меня от мук, чтоб я в молитвах своих мог прославлять во веки веков Имя Твое Святое. Ибо я знаю, что не жертвы ты желаешь, которую я смиренно готов отдать, а благоволишь ко мне. Облагодетельствуй меня раба Твоего, Господи. Аминь».

Пример генеральной исповеди

Церковь, понимая немощность молитвенной жизни исповедующегося, для христиан подготовила пример генерального покаяния.

Бесчисленны мои вольные и невольные, скрытые и открытые, большие и маленькие согрешения, которые совершались словом, делом, в мыслях, по своей воле и понуждению, в разные временные отрезки жизни, Милосердный Боже, от рождения до этого момента. Грешил неблагодарным отношением к Господу и великим Его благодеяниям:

Грешен и в том, что не соблюдал обеты, данные при Крещении. Грешен тем, что лгал и проявлял самоволие.

Грешен из-за того, что не соблюдал Заповеди, не прислушивался к преданиям святых Отцов.

Грешен и в том, что: грубил; дерзил; был непослушен, суров, боязлив; унижал; был строптив; бесчинно кричал; раздражался; поднимал руку; ссорился и ругался. Грешен тем, что: злословил; был небрежен; торопился; ехидничал; был враждебен, ненавидел; ревновал и подстрекал.

Грешен из-за того, что: был одержим местью; сладострастен; неприязнен; нечист; мечтал; был своенравен и невоздержан, пьян.

Грешен и потому, что был рассеян, шутил, острил, смеялся, насмехался, безумно веселился, бездельничал, оставлял молитву, службу, пост и добрые дела.

Грешен и в том, что: был скуп; недоумевал; был холоден и жаден; презирал нищих и бедных. Грешен тем, что был алчен, празден, ябедничал, лгал, лукавил, был беспечен и неуважителен.

Грешен из-за того, что не верил, кощунствовал, сомневался, был легкомыслен и непостоянен, равнодушен и бесчувственен, невнимателен. Грешен потому, что безмерно скорбил, отчаивался, вынашивал лукавые и худые промыслы, был чрезмерно печален, впадал в уныние и отчаяние. Грешен и в том, что поминал Бога всуе, был малодушен, безнадёжен, лицемерил, заимствовал, придирался, притеснял, воровал, лихоимствовал, присваивал чужое.

Грешен тем, что злоупотреблял даром Божиим, потворствовал в грехах, пустословил, мотовствовал, был холоден к ближнему и к Богу, подстрекал на свершение злых поступков.

Грешен из-за того, что суетно проводил время, распространял ложные свои мнения, произносил, не обдумывая, проклятия, был честолюбив, притворялся, делал непотребные вещи, глумился, смеялся, участвовал в картёжной игре.

Грешен потому, что позволял себе опускать молитву утрами и вечерами, забывал креститься перед принятием пищи, сквернословил, принимал пищу после захода солнца.

Грешен и в том, что давал неверные советы, был любострастен, сластолюбив, разборчив в еде, читал любовные романы и фильмы. Грешен тем, что не радел к Евангелию и Псалтырю, придумывал оправдания согрешениям.

Грешен из-за повышенного интереса к одеждам. Грешен потому, что горд, тщеславен, недобросовестно исполнял обязанности, лжесвидетельствовал.

Грешен многими нечистотами, при участии врага, в состоянии сонного мечтания. Совершал грехи блудными делами по естеству и через естество.

Грешен и в том, что пропускал службы, опаздывал, посещал храмы других религий. Грешен тем, что не исполнял молитвенные правила.

Грешен тем, что подавал милостыню со злыми помыслами, не посещал болящих. Грешен из-за того, что не свершал поступков по повелению Господу: погребение умерших, насыщение алчущих, утоление жажды жаждущих. Грешен потому, что не почитал, как следует, воскресенья и праздники, не молился.

Грешен и в том, что забывал Святых и нетрезво проводил праздники, клеветал и осуждал, был неверен. Грешен тем, что приходил в храм Божий, не смирив своё сердце, не был благоговеен при богослужении, превозносил себя, гневался, льстил и был двуличен. Грешен из-за того, что был нетерпелив, малодушен и злораден. Грешен, потому что сквернословил, хотел излишней пищи, отдавался прихоти, жалел подаяние бедным.

Грешен и в осуждениях, презрении и неприязненности, корыстолюбия и нечистоты. Грешен и в том, что молился холодно и рассеянно, не был усерден, лишь ленив и празден. Грешен болтовней и сплетнями, играми и праздными занятиями. Грехи совершал нередко добровольно, охотно, соблазнял других.

Почитаю себя повинным перед лицом Божиим паче всех человек, посему смиренно молю тебя, честный отче, в День Судный будь мне свидетелем моим.

Истинно сожалею об этих падениях и имею волю впредь, насколько возможно, надеясь на Божию милость и помощь, блюсти себя от всякой скверны плоти и духа. Прости меня, отче наш, молись обо мне, грешном и недостойном рабе.

При воспоминании каких-то прегрешений следует все называть своими именами. Аборт — это убийство, а обвешивание на весах — воровство.

Господь заранее позаботился о Своих детях и дал им путеводителя, Закон.

10 Заповедей

Смысл генерального очищения душевной своей сущности не в перечислении грехов, а в чистосердечном раскаянии.

Прочитывая каждую заповедь, следует просить Всевышнего показать, был ли такой грех в жизни, записать его, чтобы потом покаяться.

Десять заповедей (скрижали)

Сам Творец через пророка Моисея оставил Закон, исполнение его приводит к Христу, Который дарует раскаявшимся грешникам Свою благодать.

Первая заповедь

Все люди грешны, и порой так хочется в минуты душевной травмы найти покой в заговорах, поклоняться какому-то языческому богу, пусть даже шутя.

Бог — ревнитель, и наказание ждет того христианина, который не раскаялся в совершенном идолопоклонстве, отрицании Господа (атеизме), участии в сектах. Каемся.

Вторая заповедь

Как порой сложно верить в невидимого Творца, жить по Его законам. Гораздо проще купить себе картинку (не путать с иконами) и носить ее с собой, веря в ее целительную силу. Кумиром может стать поход в храм и даже Библия, если при этом нет любви и страха перед истинным Спасителем, Иисусом Христом, веры в Его искупительную Кровь.

Не раз мне приходилось встречаться с людьми, которые цитируют Священное Писание наизусть, а во Всевышнего не верят. Каемся.

Третья заповедь

Как мы привыкли к словосочетанию «о, Боже». «Боже мой», «Господи». Эти слова звучат справа и слева, но при этом акцент не на Творца, а на проблему или совершенно далекое от поклонения Всевышнему событие.

За это также каемся, ибо поминание Господа без поклонения Ему — грех.

Четвертая заповедь

Сам Создатель работал 6 дней, а на седьмой решил отдохнуть. Некоторые христиане ставят себя выше Спасителя, пренебрегают как походом в храм, так отделением одного дня в неделю для Творца. Каемся.

Пятая заповедь

Первые пять заповедей считаются Божьими, вторые пять касаются человека. Почитание родителей — одно из условий счастливой и здоровой жизни.

Порой человек сам болеет, дети страдают от неизлечимых хвороб, а отца, мать простить не может. Бог не сказал, что почитать надо только хороших родителей. Почитать надо мать и отца, через них Создатель дал жизнь, которую надо прожить в терпении, послушании и благодарении. Непочитание родителей — бунт против Творца. Каемся.

Шестая заповедь

Часто можно услышать от человека, что ему не в чем каяться, ведь он никого не убил. А если быть честным? Как относительно мысленного пожелания смерти врагу, которого Всевышний сказал благословлять? В абортах, которые являются детоубийством, виноваты как женщины, так и мужчины. Надо каяться, если посещали мысли о самоубийстве.

Никто не вправе распоряжаться своей жизнью или другого человека, только Бог. Неизвестно, каким испытаниям подвергнет Господь обидчика, если весь суд отдать в Его руки. Каемся.

Седьмая заповедь

Творец не против интимных отношений, но только в браке. Целомудрие женщин и мужчин — не пережиток прошлого, а Божья заповедь.

Блуд, прелюбодеяние, внебрачные, добрачные связи, гражданские браки стали для некоторых христиан нормой жизни. Не надо забывать, что Бог поругаем не бывает. Следует навести чистоту в своих отношениях, а затем только идти на генеральное исповедание. Каемся.

Восьмая заповедь

Готовясь к генеральному исповеданию, следует вспомнить все случаи:

  • когда обвешивали людей или участвовали в махинациях;
  • может кто-то брал с работы то, что плохо лежало, ведь раньше считалось, что государственное, это ничье, его можно и домой унести;
  • взяточничество, независимо от того давали вы или брали, также относится к воровству;
  • участия в нечестном разделе наследства.

Девятая заповедь

Здесь, наверное, будет самый длинный список прегрешений. Трудно найти человека, который бы в жизни не обманывал, даже ради компромисса, не участвовал в пересудах и передавал сплетни, возможно, не зная, что это неправда. Незнание не освобождает от закона. Каемся.

Десятая заповедь

В каждой из девяти перечисленных заповедей можно найти следы зависти и ревности. Больного завистью человека постоянно будет мучить мысль, что у других все лучше. У того новее автомобиль, а эта купается в любви мужа, муж не так посмотрел на подругу, а жена постоянно нарядная ходит, к чему бы это.

Завистливые и ревнивые люди съедают сами себя, постоянно желая того, чем не обладают. Каемся.

Генеральная исповедь проводится один раз в жизни Совет! Даже если у вас получилась целая тетрадь перечисленных грехов, не останавливайтесь! Иисус уже заплатил за каждый из них, и Он ждет, когда грешник придет к покаянию, исповеданию, чтобы избавиться от тяжкой ноши у Его Креста.

Роль генеральной исповеди

Все первые исповеди, как правило, проводятся без подготовки. Поэтому они больше похожи на ответы, на вопросы духовника о том, грешил ты в чём-либо или нет. Да и в целом на обычной исповеди человек обращается к своим поверхностным согрешениям, не обращаясь к глубинам своей души.

Однако, нет смысла рассказывать повторно об одном согрешении. Не стоит постоянно ворошить прошлое, если есть грехи в настоящем. Прошлое не исправишь. Именно исповедь о недавно совершённых грехах, либо о желании согрешить может помочь избежать или исправить многие ошибки.

Причина проведения генеральной исповеди не в том, что предыдущие исповеди не имеют должного эффекта. Причина состоит в том, что нужно изложить единой картиной обо всех грешных моментах своей жизни. Только целая и полная история позволит священнику излечить душу, только в этом случае произойдёт облегчение души и отпущение грехов.

Часто именно генеральная исповедь даёт человеку возможность понять, где он оступился, увидеть полноценную картину прожитой жизни, каждое верное и неверное решение.

Как изрекал преподобный Амвросий Оптинский, крест, который предназначено нести человеку, сделан из дерева, выросшего из почвы сердца. Изучая своё сердце, можно понять, в чём предназначение.

Исповедание помогает человеку избавиться от тяжёлой психологической ноши, связанной с вольными и невольными согрешениями. Исповедь лечит душу человека.

Обязательно нужно знать: как, когда и можно ли освящать квартиры (дома) самостоятельно.

Как исповедаться?

Об исповеди рекомендуется договориться заранее, следует выбрать удобное время, чтобы исповедоваться в спокойной обстановке и довести таинство исповеди до конца.

Важный вопрос – как же нужно исповедоваться? При ответе на него можно привести слова мудрого старца — священник готов выслушать не только негативные моменты, но и историю о хорошем. Ведите повествование от начала осознания себя и до последнего момента, включайте каждое событие, если оно пробуждало в вас ту или иную реакцию.

Выбор духовника не менее важный аспект. Лучше всего обратиться к священнику, которому раньше уже рассказывали о своих согрешениях, так как он уже знает частичку вашей жизни.

Генеральную исповедь осуществляют в течение нескольких часов. Важно не только рассказать про каждый грешный поступок, но и разъяснить обстоятельства, при которых они были совершены. Говорите о своих болевых ощущениях, обо всём, что долгое время держали в себе.

Существуют и примеры, когда после такой исповеди человек получал исцеление.

Генеральная исповедь проводилась в Москве, кающимся был человек, крещенный с детства, знакомый с Православной Церковью, но не проявляющий особого рвения во всём, что касалось религии. И вот этот человек теряет голос. Единственным выходом ему видится обращение к вере.

Для священника ключевым моментом для помощи стало описание жизни Варсонофия Оптинского.Однажды к преподобному старцу пришёл мальчик, который не разговаривал с рождения. Священник предположил, что немота — следствие согрешения, и о нём ребёнок не может рассказать на исповедании, поэтому все время молчит. Священник наклонился к уху ребёнка, тихо произнёс несколько слов. Лицо ребёнка отразило страх, однако, он кивнул и смог покаяться в своём согрешении. Теперь он снова мог говорить.

С указанным выше мужчиной произошло аналогичное. Он принёс листок, на котором изложил свою исповедь. После этого он снова мог говорить и теперь постоянно посещал Причащение.

Поэтому не имеет значения, каким образом это произойдёт, главное, чтобы исповедальная речь шла из самых глубинных начал души и сердца. Хорошую возможность исповедаться предоставляет город Москва.

Бесчисленны мои вольные и невольные, скрытые и открытые, большие и маленькие согрешения, которые совершались словом, делом, в мыслях, по своей воле и понуждению, в разные временные отрезки жизни, Милосердный Боже, от рождения до этого момента.

Грешил неблагодарным отношением к Господу и великим Его благодеяниям:

Грешен и в том, что не соблюдал обеты, данные при Крещении. Грешен тем, что лгал и проявлял самоволие. Грешен из-за того, что не соблюдал Заповеди, не прислушивался к преданиям святых Отцов.

Грешен и в том, что:

  • грубил;
  • дерзил;
  • был непослушен, суров, боязлив;
  • унижал;
  • был строптив;
  • бесчинно кричал;
  • раздражался;
  • поднимал руку;
  • ссорился и ругался.

Грешен тем, что:

  • злословил;
  • был небрежен;
  • торопился;
  • ехидничал;
  • был враждебен, ненавидел;
  • ревновал и подстрекал.

Грешен из-за того, что:

  • был одержим местью;
  • сладострастен;
  • неприязнен;
  • нечист;
  • мечтал;
  • был своенравен и невоздержан, пьян.

Грешен и потому, что был рассеян, шутил, острил, смеялся, насмехался, безумно веселился, бездельничал, оставлял молитву, службу, пост и добрые дела.

Грешен и в том, что:

  • был скуп;
  • недоумевал;
  • был холоден и жаден;
  • презирал нищих и бедных.

Грешен тем, что был алчен, празден, ябедничал, лгал, лукавил, был беспечен и неуважителен.

  • Грешен из-за того, что не верил, кощунствовал, сомневался, был легкомыслен и непостоянен, равнодушен и бесчувственен, невнимателен.
  • Грешен потому, что безмерно скорбил, отчаивался, вынашивал лукавые и худые промыслы, был чрезмерно печален, впадал в уныние и отчаяние.
  • Грешен и в том, что поминал Бога всуе, был малодушен, безнадёжен, лицемерил, заимствовал, придирался, притеснял, воровал, лихоимствовал, присваивал чужое.
  • Грешен тем, что злоупотреблял даром Божиим, потворствовал в грехах, пустословил, мотовствовал, был холоден к ближнему и к Богу, подстрекал на свершение злых поступков.
  • Грешен из-за того, что суетно проводил время, распространял ложные свои мнения, произносил не обдумывая проклятия, был честолюбив, притворялся, делал непотребные вещи, глумился, смеялся, участвовал в картёжной игре.
  • Грешен потому, что позволял себе опускать молитву утрами и вечерами, забывал креститься перед принятием пищи, сквернословил, принимал пищу после захода солнца.
  • Грешен и в том, что давал неверные советы, был любострастен, сластолюбив, разборчив в еде, читал любовные романы и фильмы.
  • Грешен тем, что не радел к Евангелию и Псалтырю, придумывал оправдания согрешениям.
  • Грешен из-за повышенного интереса к одеждам. Грешен потому, что горд, тщеславен, недобросовестно исполнял обязанности, лжесвидетельствовал.
  • Грешен многими нечистотами, при участии врага, в состоянии сонного мечтания. Совершал грехи блудными делами по естеству и через естество.
  • Грешен и в том, что опускал службы, опаздывал, посещал храмы других религий.
  • Грешен тем, что не исполнял молитвенные правила.
  • Грешен тем, что подавал милостыню со злыми помыслами, не посещал болящих. Грешен из-за того, что не свершал поступков по повелению Господу: погребение умерших, насыщение алчущих, утоление жажды жаждущих.
  • Грешен потому, что не почитал как следует воскресенья и праздники, не молился.
  • Грешен и в том, что забывал Святых и нетрезво проводил праздники, клеветал и осуждал, был неверен.
  • Грешен тем, что приходил в храм Божий не смирив своё сердце, не был благоговеен при богослужении, превозносил себя, гневался, льстил и был двуличен. Грешен из-за того, что был нетерпелив, малодушен и злораден. Грешен потому, что сквернословил, хотел излишней пищи, отдавался прихоти, жалел подаяние бедным.
  • Грешен и в осуждениях, презрении и неприязненности, корыстолюбия и нечистоты.
  • Грешен и в том, что молился холодно и рассеянно, не был усерден, лишь ленив и празден. Грешен болтовней и сплетнями, играми и праздными занятиями.
  • Грехи совершал нередко добровольно, охотно, соблазнял других.

Почитаю себя повинным перед лицом Божиим паче всех человек, посему смиренно молю тебя, честный отче, в День Судный будь мне свидетелем моим. Истинно сожалею об этих па­дениях и имею волю впредь, насколько возмож­но, надеясь на Божию милость и помощь, блю­сти себя от всякой скверны плоти и духа.

Прости меня, отче наш, молись обо мне, грешном и недостойном рабе.

Где посмотреть расписание проведения генеральной исповеди в Троице-Сергиевой Лавре?

Генеральную исповедь по всем Заповедям Господа можно провести в Троице-Сергиевой Лавре. Периодически выпускаемое издание о Троице-Сергиевой Лавре содержит всю необходимую информацию, в том числе расписание.

Как подготавливаться к проведению генеральной исповеди?

Все мысли, которые хотите озвучивать, лучше зафиксируйте на бумажном носителе. Напишите текст заранее, пересмотрите его несколько раз, вычеркните лишние слова, добавьте недостающие. Это поможет правильно сформулировать свои мысли. При тщательной подготовке процедуру исповеди можно провести за полчаса. Это поможет в выборе времени.

Подготовительный процесс позволит пересмотреть всю жизнь и выбрать дальнейший путь, изменить что-то. Без предварительного этапа такое трудно понять.

Понять ошибки и необходимость изменений, можно почитав многочисленные книги и брошюры, также специальные вопросники.

Готовиться к исповеданию нужно каждому. Важно сделать это людям, совершившим какие-то смертные грехи: блуд, измену, аборт, убийство, воровство, растление детей.

Можно сравнить подготовительный этап с водой в сосуде: если вода волнуется – она будет мутной. Стоит только оставить воду в покое – она станет прозрачной, муть осядет, позволяя отделить чистую воду. Так, и человеку, спустя время в спокойной обстановке можно осознать себя, молясь Господу, стараясь быть беспристрастным.

Некоторые моменты и пояснения

Сущность генеральной исповеди не просто в перечислении всех деяний за свою жизнь. Такая исповедь произносится единожды, поэтому необходимость тщательной и особой подготовки очевидна.

Бытовая жизнь каждого верующего определяется некоторой инерцией – в ней постоянно повторяются согрешения, одни и те же ошибки, причина таких лежит в подверженности христианина страстям, преодолеть их очень непросто. Поэтому важной является не только генеральная полная исповедь, но и периодические обычные исповедания. Ещё греческие мудрецы советовали постоянно пересматривать всю свою жизнь и замечать все, с чем возникают проблемы, связывать такие негативные явления со своими действиями, бездействиями и решениями.

Каждое исповедание вносит ощущение ясности и лёгкости, генеральная же исповедь всегда проникает глубже, не позволяя самооправдываться. Именно эта исповедь может помочь каждому вывести самого себя на чистую воду.

Часто, исповедуясь, верующий старательно излагает второстепенные и не очень значимые вещи. Как правило, при этом в его жизни есть и очень весомые ситуации и поступки, о которых как раз и следует рассказать. Но человек, не сознательно, прячется за такими мелкими и мелочными деяниями, игнорируя реальную возможность получить отпущение грехов и улучшить тем самым свою духовную жизнь. Иногда, при скрывании человека за своими незначимыми деяниями, у него возникает ощущение, что Бог его оставил. Но это не так.

Господь не оставляет, он может лишь наказывать за такое, укрепляя одновременно веру христианина. Хотя ощущение, что вы оставлены Богом, может возникать из-за проделок врага. Любое исповедание приближает человека к Господу, уничижая этим врага. Как раз за это он и может, таким образом, мстить.

Довольно популярен среди прихожан вопрос, какой возраст является наиболее подходящим для того, чтобы начинать с него совершение исповедания. Правильным ответом на этот вопрос не будет конкретная цифра, так как у каждого верующего свой возраст. Общая рекомендация сводится к возрасту, с которого человек помнит сам себя.

Формально установлен лишь возраст, в котором необходимо провести с ребёнком исповедь – семь лет. Зачастую в этом возрасте ребёнку нечего сказать, или же он попросту не знает, как и что ему нужно говорить. Хотя бывали и случаи, когда трёхлетний ребёнок самостоятельно просил родителей отвести его к духовнику для исповедания.

Уже сразу после рождения младенец начинает испытывать на себе груз страстей, плачет от страха, хочет быть всегда с матерью, нуждается в пище. С возрастом ко всему этому добавляются дополнительные желания, потребности и причины – плохое настроение, раздражительность, обиды и так далее. Поэтому начинать исповеди лучше с момента, когда начинаешь чувствовать пагубное воздействие страстей.

Генеральная исповедь в Москве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *