ГИМНЫ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА, НОВОГО БОГОСЛОВА В «Житии» преподобного Симеона Никита Стифат трижды упоминает «Гимны», однако не говорит о времени их написания. В первом случае Никита повествует о назначении Симеона игуменом монастыря святого Мамаса, в связи с чем отмечает, что «удостоенный апостольских дарований, то есть слов учения, он был и казался лирой, которой таинственно касается свыше Дух, и иногда составлял в свободном размере любовные (излияния) Божественных гимнов, иногда же… записывал Огласительные Слова». Во втором случае речь идет о последнем периоде жизни преподобного Симеона в Хрисополе, в монастыре святой Марины: «Отдыхая, наконец, от всех своих дел, он вновь обретает драгоценное безмолвие, от которого он никогда не удалялся даже будучи в вихре дел… он целиком отдается своим духом привычным для него созерцаниям и озарениям. Отодвигая свое земное и осязаемое тело, он, еще будучи здесь, покидает его и своим разумом и духом совершенно соединяется с Богом, от Которого он (и раньше) никогда не отлучался: его язык становится огненным языком, и он богословствует любовные (излияния) Божественных гимнов, подго­няемый дуновением Духа, он невольно публикует то, что видел в откровениях от Бога, и то, что став выше естества, созерцал в своих видениях». Наконец, в третий раз Никита упоминает о Гимнах, когда перечисляет сочинения преподобного Симеона, доставшиеся ему после смерти последнего. На основании первого из приведенных свиде­тельств архиепископ Василий (Кривошеин) считает, что свои главные работы, среди которых Гимны и Оглашения, преподобный Симеон написал между 30 и 50 годами. Кодер, напротив, исходя из второго свидетельства Никиты, считает, что большая часть Гимнов, во всяком случае «самые важные» из них, должны быть отнесены к последнему периоду жизни Симеона, то есть после его изгнания из монастыря святого Мамаса. Думается, однако, что не следует ограничивать время создания Гимнов указанными периодами, так как вполне вероятно, что преподобный Симеон писал их даже до своего поступления в монастырь. Скорее всего он, как и большинство великих поэтов, писал стихи в течение всей своей жизни, хотя, конечно, будучи на покое в Хрисополе, он имел больше досуга для поэтического творчества, чем в период своего игуменства в Константинополе, тем более, что, как указывает Кодер, ссылаясь опять же на Никиту, видения и откровения Симеона «стали более яркими и частыми во время его ста­рости». В любом случае, пытаясь установить время написания Гимнов, мы можем говорить не о «корпусе» в целом, а лишь об отдельных конкретных гимнах, потому что «Божественные гимны» преподобного Симеона не являются цельным литературным произведением, а представляют собой сборник его стихотворений и поэм. Что же касается отдельных гимнов, то из них лишь 21-й гимн, как считает И. Кодер, может быть точно датирован: об этом гимне, представляющем собой послание в стихах Стефану Никомидийскому, известно, что он был составлен около 1003 г. Еще несколько гимнов содержат намеки на известные события биографии Симеона, что позволяет соотнести время их написания с тем или иным периодом его жизни. Исходя из имеющихся намеков, Кодер датирует гимны 7, 10 и 37 периодом после смерти Симеона Студита, потому что в них упомянуто это событие. Гимны 14 и 19 Кодер относит к периоду игуменства Симеона, а гимны 15 и 43 к моменту восстания в монастыре святого Мамаса, которое произошло между 995 и 998 гг. О времени напи­сания других гимнов ничего определенного сказать нельзя. Преподобный Симеон не хотел публиковать свои гимны при жизни. Главной причиной этого было, очевидно, то обстоятельство, что большин­ство из них имеет сугубо личный, интимный характер, и в них говорится о наиболее сокровенном опыте; часто Симеон сам пишет о своем ужасе при мысли о том, чтобы сообщить кому-либо свои видения:    Как я поведаю, Владыко, О чудесах Твоих великих? Как словом выразить сумею Твои таинственные судьбы?    И далее, обращаясь к собеседнику:    О, если б знал ты тайн глубины, Не понуждал бы ты об этом Писать и говорить открыто. Я трепещу и ужасаюсь, Стараясь выразить словами И тростью начертать пытаясь То, что поведать невозможно… С другой стороны, преподобный Симеон прекрасно понимает, что описываемый им опыт является исключительным и превосходящим понима­ние, а потому читатель может просто не поверить тому, о чем он говорит, или не понять этого. Он часто обращается к читателю с краткими увещаниями вроде «поверь мне», «не сомневайся» и др. Он просит Христа прийти на помощь и подтвердить истинность его слов, чтобы они «невеждам не казались болтовней». Надо отметить, что и Никита решился на публикацию гимнов своего духовного отца не без некоторого страха. Во всяком случае, он предпослал сборнику обширное предисловие, в котором подтверждает правильность богословия Симеона, его верность православной традиции и даже прямую зависимость от учения «великого Дионисия». Никита особенно опасается, что неподготовленные и неопытные в духовной жизни читатели, взявшись за Гимны Симеона, не поймут их «весьма возвышенного и поднимающегося выше чувств» содержания и тем самым причинят себе вред вместо пользы. Свое предисловие Никита заканчивает следующим предупреждением: «Те, кто не вкусили благ и, в силу присущей им тупости, не вмещают высоких созерцаний, пусть и в руки не берут эти гимны и не исследуют с любопытством того, что в них написано». Не предполагая, что гимны будут опубликованы, преподобный Симеон, очевидно, не переписывал их набело и не редактировал: часто встречающиеся в тексте грамматические и синтаксические неровности наводят на мысль о том, что иногда перед нами черновик, написанный в порыве вдохновения. Автор, как это часто случается в подобных случаях, спешил выразить мысль и зафиксировать состояние, пренебрегая поначалу внешней формой стиха или, может быть, надеясь, что отшлифовать написанное удастся когда-нибудь потом. В конце концов вся эта редакторская работа досталась Никите. Преподобный Симеон также не давал названий своим гимнам (во всяком случае, большинству из них). Гимны озаглавлены, очевидно, тоже Никитой, причем не всегда заглавия вполне соответствуют содержанию: например, прозаическое введение в гимны, названное «молитвой Святому Духу», скорее представляет собой молитву Святой Троице. Что касается названия всего сборника Ton theion hymnon hoi erotes, которое можно перевести как «Гимны Божественной любви» или «Любовь к Божественным гимнам», а еще точнее «Любовные (излияния) Боже­ственных гимнов», то оно, по-видимому, тоже принадлежит Никите, который был большим поклонником Дионисия Ареопагита и озаглавил сборник своего учителя по аналогии с erotikoi hymnoi — «Любовными гимнами», цитируемыми Ареопагитом. Гимны преподобного Симеона отличаются один от другого по длине. Самый короткий состоит из семи строк, в каждой из которых 12 слогов. Са­мый длинный содержит в себе 858 строк по 8 сло­гов. К нему приближается по размеру послание Стефану Никомидийскому, в котором около 500 строк. Содержание гимнов тоже исключительно разнообразно. Большинство из них говорит о видении Бога, созерцании Божественного света, единении с Богом (1, 2, 8, 9, 11, 14, 15 и т.д.): это в основном описания мистического опыта святого Симеона. Несколько гимнов имеют подзаголовок «О богословии» (31, 33, 38, 52) и затрагивают догматические вопросы, хотя почти везде Симеон выходит за рамки указанной в заглавии темы. Многие гимны обращены непосредственно к Богу — это молитвы в стихах: они имеют подзаголовки «благодарение с исповеданием и богословием» (20), «исповедание, соединенное с молитвой» (46), «моление» (7), «моление и молитва» (37). Отдель­ные гимны обращены к монахам и священникам: здесь и совсем короткое стихотворение, рисующее образ идеального монаха (3), и более пространное поучение новоначальным монахам (4), и рассуж­дение о высоте священнического служения (14) и, наконец, «общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам» (58). Поводом к написанию гимнов служили, в большинстве случаев, не внешние события биографии преподобного Симеона, а факты его внутренней духовной жизни. Гимны Симеона — своего рода «духовный дневник», в котором описаны «привычные ему созерцания и озарения», как замечательно выразился Никита Стифат по поводу видений Симеона, в котором запечатлены чувства глубокой любви к Богу, радости от переполняющего ощущения Его присутствия и скорби в моменты богооставленности. Лучшую характеристику всего сборника дает иеромонах Пантелеимон (Успенский): «Гимны преподобного Симе­она — это летопись души, повествующей о том, как она очистилась от страстей и пороков, убелилась слезами и покаянием, всецело соединилась с Богом, уневестилась Христу, приобщилась Его Божественной славы и в Нем нашла упокоение и блаженство. В гимнах преподобного Симеона описано и запечатлелось как бы дыхание или трепетное биение души чистой, святой, бесстрастной, божественной, души, уязвленной любовью ко Христу и истаевающей от нее, воспламененной божественным огнем и горящей внутри, непрестанно жаждущей воды живой, ненасытно алчущей хлеба небесного, постоянно влекущейся горе, к небу, к Божественному свету и к Богу».

>Избранные гимны

В стихотворном переводе с греческого

Предисловие

Часть 1 Гимн № 1 Гимн № 2 Гимн № 3 Гимн № 4 Гимн № 5 Гимн № 6 Гимн № 7 Гимн № 8 Гимн № 9 Гимн № 10 Гимн № 11 Гимн № 12 Гимн № 13 Гимн № 14 Гимн № 15 Гимн № 16 Часть 2 Гимн № 17 Гимн № 18 Гимн № 19 Гимн № 20 Гимн № 21 Гимн № 22 Гимн № 23 Гимн № 24 Послесловие 1. История создания 2. Метрика гимнов 3. Язык и стиль гимнов 4. Текст гимнов в рукописной традиции 5. О стихотворном переводе гимнов преподобного Симеона

Предисловие

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 949 году в городе Галате, в Малой Азии (на территории современной Турции). Родители его, Василий и Феофания, были людьми знатными и богатыми. Святой Симеон получил блестящее светское образование в Константинополе и занимал высокое положение при дворе, будучи приближенным императора Василия II.

В двадцать пять лет святой Симеон оставил двор и поступил в Студийский монастырь, где предался строгому подвижничеству под руководством старца Симеона Благоговейного. По благословению старца, святой Симеон начал творить непрестанную Иисусову молитву. Душа его всякий час и всякое мгновение устремлялась к Богу.

Из Студийского монастыря святой Симеон, по совету своего наставника, перешел в обитель святого Маманта, где вскоре был избран игуменом и посвящен в сан пресвитера. Около 1005 года преподобный оставил игуменство и поселился в монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, изложил учение об обожении плоти, преподал глубочайшие тайны внутреннего подвижничества, за что удостоился от современников именования «Новый Богослов» (по сравнению с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом и Григорием Богословом). Последние тринадцать лет жизни преподобного Симеона прошли в основанном им на берегу Босфора монастыре святой Марины. Помимо богословских трудов, святой Симеон при жизни прославился множеством чудесных исцелений, совершавшихся по его молитвам, прозрением будущего. 12 марта 1021 года – в день, заранее предсказанный им по особому откровению, – преподобный мирно скончался. Ученик и келейник святого Симеона, преподобный Никита Стифат, составил его житие. Через тридцать лет после преставления преподобного Симеона были обретены его святые мощи, от которых также произошли многие чудеса.

Преподобным Симеоном Новым Богословом написаны «Деятельные и богословские главы», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». «Слова» преподобного Симеона отличаются простотой и сердечностью, он наставляет, внушает, умиляет. В «Последование ко Святому Причащению», которое имеется в каждом православном молитвослове, включена молитва святого Симеона Нового Богослова («От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка…»). Образцом высокого богословия и высокой поэзии являются около 70 небольших поэм – «Гимнов Божественной любви» святого Симеона. Темы «Гимнов» очень глубоки: святая Евхаристия, монашество и мир, опыт духовного просветления и обожения. Как и во всех творениях преподобного Симеона, в «Гимнах» утверждается вера в возможность воспринять Бога еще в этой, земной, жизни путем обожения, через покаяние и причащение Святых Христовых Таин.

Гимны симеона нового богослова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *