День 1. Дербент — городу 2000 лет

До Дербента добраться легко. Здесь делают остановку все поезда, идущие из разных городов России в Баку.

Железнодорожный вокзал Дербента — первая достопримечательность, которую вы встретите на пути. Здание конца XIX века примечательно винтовой лестницей, расписными потолками и красивой люстрой.

Остановиться в Дербенте есть где. Туристы советуют мини-гостиницу «1001 ночь» — 5 минут пешком от вокзала, где масса маршруток во все концы города, 100 метров до моря. Путеводители советуют турбазу «Чайка»​, но жить там дороже, да и логистика затруднена.

Дербент — самый южный город Российской Федерации. Отличное место для знакомства с Каспием. Море поражает туристов малой соленостью и магическим серовато-сине-зеленым цветом. Это по сути и не море, а озеро, но самое большое озеро в мире! Морем его нарекли римляне, которые выпили воды из озера, и она оказалась соленой.

Прогуляйтесь до старых городских ворот​ — их было 11, но сохранились лишь несколько.

Неподалёку находится Джума-мечеть​ — главная и самая старая в городе (VIII век) крупнейшая шиитская мечеть в России. Двор мечети в прошлом был главной площадью Дербента. По преданию, Джума-мечеть построена поверх тюркского христианского храма IV века, то есть одного из самых древних в мире. Здание не похоже на классическую мечеть. Мечеть обращена не на Мекку, а на восток — на Алтай, на родину тюрков. А перед михрабом под ковром якобы до сих пор покоится огромный каменный крест. На верхушке Джума-мечети красуется шиитский символ «5 столпов ислама» в виде кисти руки с пятью распростёртыми пальцами.

Стоит зайти на интересное мусульманское кладбище Кырхляр​ («Сороковник»). Здесь находится одна из наиболее почитаемых мусульманских святынь Дербента — могилы сорока арабских воинов-шахидов, которые пришли в эти края как миссионеры.

В Дербенте потрясающе красивые узкие улочки Старого города​, на которых, узнав, что ты приехал самостоятельно из другого региона России, сразу же приглашают пить вместе чай и вспоминать всех родственников-знакомых.

Центральный пункт любой туристической программы — крепость Нарын-Кала, возвышающаяся над городом. Ей восхищались Марко Поло, Афанасий Никитин, Александр Дюма, Пётр I, а 15 июля 2006 года её посетил и Владимир Путин. Внутренности построенной в VI веке крепости впечатлят не каждого, а вот виды с ее стен на город нравятся всем. В музее крепости можно увидеть картины, иллюстрирующие, как выглядел Дербент пару сотен лет назад.

Перед отъездом посетите Дербентский коньячный завод​ в поисках подходящей сувенирной продукции. В активе завода более 140 золотых медалей. По коньячным технологиям он считается чуть хуже Кизлярского завода, но лучше Махачкалинского. Цены в фирменном магазине при заводе по-московски кусаются. Кроме коньяков, Дербент известен своими игристыми винами, которые тут начали выпускать ещё в XIX веке.

День 2. Хучни и Ахты — земли табасаранцев и легзинов

Хучни — центр табасаранской земли. Эта народность известна коврами с искусными орнаментами. Маршрутки сюда отправляются с Южного автовокзала Дербента. Рейсовых автобусов нет. Ехать около 100 км, то есть минимум полтора часа. Вдоль дороги высятся песчаные и полупесчаные горы, а вернее — холмы. Иногда живописно. В самой же долине Хучни много зелени, и течёт река.

Гостиниц в Хучни нет, а кафе — мало.

Сюда стоит приехать, чтобы посмотреть на Ханагский водопад, который также называют Хучнинским из-за близости к селу. Находится он у дороги Хучни — Ханаг на реке Ханаг-Чай. Вода падает двумя уступами, и выглядит водопад довольно оригинально. Можно подняться до вершины и полюбоваться падающей с грохотом водой оттуда. А у подножия водопада можно свободно купаться в образовавшемся озере.

На расстоянии 3-4 километров от Хучни, на возвышенности над рекой Рубас, сохранилась крепость, называемая «Крепостью семи братьев и одной сестры». Она была построена в XVII веке, и с тех пор обросла множеством легенд.

Проезжаем мимо священной горы Шалбуздаг​ высотой 4142 метра. Шалбуздаг для лезгин — что Фудзияма для японцев. Многие лезгины (и не только лезгины) идут в эту гору, чтобы поклониться святыням, зарезать барашка, помолиться, раздать милостыню. Сезон посещения святых мест на Шалбуздаге начинается с 20-х чисел июля и заканчивается в 20-х числах августа.

Наконец, мы добрались до Ахты — центра жизни лезгинов. Обычно в Ахты едут в гости к кому-нибудь из российского военного городка или погранзаставы. Туристы здесь бывают редко, а напрасно — место знаменитое. Это один из самых древних лезгинских населенных пунктов Дагестана, один из центров Кавказской Албании.

Здесь протекает Самур — одна из трёх основных рек Дагестана, а горы похожи на афганские. Селение расположено на высоте 1054 метров. В гостинице «Самур» (единственная в ауле) часто не бывает воды и нет нормального туалета, но зато почти всегда пустуют комнаты. Хозяйка имеет обыкновение закрывать входную дверь на замок и отлучаться к себе домой — не отчаивайтесь, если гостиница встретит вас амбарным замком на дверях. Резервный вариант размещения — в частных домиках-комнатах в 5 километрах от села, возле серных источников. Ну, или напроситесь к кому-нибудь в гости.

Рядом с гостиницей расположен интересной конструкции мост через реку Ахты-чай, построенный то ли итальянцами, то ли бельгийцами в 1915 году. Чуть поодаль есть ещё более живописный мост — арочный, воздвигнутый в 1936 году уже стараниями местных мастеров. Забавно, но построили его из-за обиды на местные власти, которые пригласили на строительство соседнего моста иностранцев.

Вверх по каменной лестнице над Джума-мечетью находится священное место Шарвили, по совместительству смотровая площадка, с которой открывается чудный вид на город и Самурскую долину. На месте этой площадки в начале ХХ века были остатки древней крепости Шах-Бани, существовавшей еще до татаро-монголов. Вы стоите на легендарной горе Келез-хев. По преданию, здесь под камнем покоится богатырская сабля Шарвили.

Прогуляйтесь по склону горы Келез-хев, загляните на старое мусульманское кладбище. Там вас местные жители традиционно напоят чаем и познакомят с легендами.

После обеда мы загляните в краеведческий музей, равного которому нет в других селениях Дагестана. Одни только сцены из папье-маше чего стоят! Представлены палеонтологические артефакты, «очучеленная» фауна окрестных гор. Внимания заслуживают рисунок на грани сюрреализма «Австралийская девочка ищет червей», а также триллер-картины горских последователей Дали («Пришествие», «Кровавая свадьба») и соцреализм на втором этаже.

Не удивляйтесь, в Ахты есть даже курорт Бальнеологический курорт Ахцех​ в 4-5 километрах от Ахты. Источники содержат три вида минеральных вод: сероводородные, радоновые и йодобромные. Температура вод колеблется от 38-40°C до 65-68°C, и по степени минерализации они ближе всего к Ессентукам. В середине XIX века по приказу Николая I здесь были сооружены каменные бани для солдат военного гарнизона Ахтынской крепости и для помывки местного населения.

День 3. Кубачи — аул талантов

На Северном автовокзале Дербента садитесь в маршрутку на Изербаш и попросите водителя высадить вас у поворота на Кубачи (дорога займет 30 минут). Там можно пересесть на маршрутку до села Урчалах, из которого до аула Кубачи 18 километров вверх по неасфальтированному серпантину.

Селение Кубачи находится на высоте 1750 метров, здесь проживает ещё один исконно кавказский народ — даргинцы. Это один из крупнейших центров Кавказа по художественной обработке металла.

Въехав в Кубачи, можно поначалу и растеряться. Тут нет рядов ремесленников и вывесок ювелирных магазинов. Названий улиц тоже нет, только номера кварталов. Прижатые друг к другу дома напоминают одну большую постройку, где двор одного дома служит крышей для другого. Вдоль главной дороги стоят каменные резные стелы с причудливой вязью — это символические надгробия всех тех, кто умер на чужбине.

В каждой сакле — музей. Иногда узкие улочки ныряют в тёмные проходы. Их кубачинцы называют в шутку «наше метро». Здешняя земля не очень пригодна для земледелия, однако кубачинцы владеют иными способами заработать на жизнь. С раннего Средневековья здешние мастера-кузнецы изготавливали роскошные кольчуги и оружие.

Старинное кладбище Кубачи может заинтересовать туриста необычными могильными плитами: их прикрывают горизонтальной плитой-крышей, защищающей усопших от помёта птиц!

Единственное предприятие в районе — завод по выпуску художественных изделий. При желании его можно посетить. На втором этаже хранится заводская коллекция. Есть и весьма забавные экспонаты вроде серебряного резного профиля Ленина в обрамлении кубачинского орнамента или роскошный ковёр с вышитым гербом СССР.

Всю вторую половину дня в Кубачи можно провести в горах. Спросите местных, как пройти к роднику.

Христианство в Дагестане

Фото: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Кавказ в глазах многих россиян до сих пор остается чем-то неведомым, а иногда и чуждым, порой пугающим. Из позитивного обычно вспоминаются лишь Олимпиада в Сочи и курорты Краснодарского края.

А если речь заходит о Дагестане? Так называемый, регион «05». Здесь тем более у большинства совсем смутные представления.

И это неудивительно: считается, что после нормализации обстановки в Чечне некоторые боевики и криминальные элементы переместились в соседние республики. В телерепортажах и сводках новостей Дагестан, как правило, упоминается исключительно в контексте терактов и локальных введений режима КТО.

Совсем недавно я специально побывала в Дагестане: мне хотелось вновь увидеть Кавказ и составить собственное впечатление об этой республике. Поводом послужили два важнейших исторических юбилея — 2000-летие города Дербента и 280 лет Кизляру.

Дербент

Дербент — это потрясающий по красоте старинный город-музей с лабиринтом кривых тихих улочек. Захватывающий вид: с одной стороны — подножие гор, с другой — Каспийское море. В древности Дербент занимал важнейшее геополитическое положение.

Я оказалась участником незабываемых по колориту торжеств! Этого юбилея в Дагестане ждали с нетерпением, к нему долго и напряженно готовились.

Накануне кто-то даже стал говорить: «вряд ли успеют». И, правда, было видно, что многое доделывалось даже ночью. Но они успели! В итоге город сверкал, был хорошо оформлен и готов к своему главному торжеству.

Даже присутствовавший на праздновании зампред Правительства России Александр Хлопонин признался: «То, что мы видим сегодня, открыло город по-новому и, действительно, соответствует самым современным мировым стандартам. Город Дербент — это фактически начало истории государства Российского на Кавказе, очень важный знаковый исторический, культурный центр нашей России».

В Дербенте мы стали зрителями хроники тысячелетий, отраженной в музыкально-театрализованной постановке «Гончарный круг Дагестана: от Дербентской крепости до ворот Кремля». Представление разворачивалось в стенах старинной крепости Нарын-Кала, и ощущение было таким, что ты оказался в какой-то восточной сказке. Во всем чувствовались многоликость и многогранность древнего города. Это было высококлассное шоу невероятной красоты, пронизанное идей единства народов и мирного сосуществования религий.

Кстати, о крепости…

Фото: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Древнее водохранилище или храм?

В Нарын-Кала есть один загадочный памятник, дошедший до нас из глубокой древности. Крестообразное водохранилище. До недавнего времени считалось, что его предназначением было хранение воды.

Однако известный археолог и историк Кавказа Александр Кудрявцев (сам уроженец Дагестана), проводивший раскопки в Дербенте, смог научно доказать, что в водохранилище этот памятник перестроили гораздо позже, в XVII веке. Но изначально это был христианский храм.

Его стены ориентированы по сторонам света, что немного странно для водохранилища. Он имеет крестообразную форму, которая абсолютно схожа с христианскими храмами. Но что самое удивительное и сенсационное — его датировка. Этот христианский храм в сердце Дербента мог быть построен еще в V веке…

Дагестан и христианство

Мы привыкли считать, что Кавказ — это преимущественно регион ислама, испокон веков мусульманский. Но это все же заблуждение, которое исторически опровергается и археологическими раскопками, и древнейшими письменными свидетельствами.

Если сегодня кому-то сказать, что наш Кавказ (не только Грузия, Абхазия, Осетия) — это древнейшая колыбель христианства, многие не поверят. Тем не менее, это так. История, в отличие от, скажем, политики, оперирует не изменчивыми пропагандистскими шаблонами, а опирается на факты, основанные на документированных свидетельствах и дошедших до нас памятниках.

Обратимся к Дагестану. Казалось бы, это исконный мусульманский регион. Однако тот же археолог Кудрявцев приводит сообщение албанского историка VII века Моисея Каганкатвадзе, из которого следует, что христианство на Восточном Кавказе распространялось еще в апостольские времена, то есть еще в I веке. В древности на этих территориях существовала Кавказская Албанская церковь, основанная непосредственно учениками Христа. Там, где сегодня современный Азербайджан, христианство распространял сам апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Иисуса Христа.

В свою очередь ученик Варфоломея по имени Елисей, испросив в Иерусалиме у Иакова разрешение, направился в Южный Дагестан и прибыл в город Дербент. И проповедь его в Дербенте проходила в 60—62 годы по Рождестве Христовом — это еще I век нашей эры!

Фото: Bolshakov

Согласно письменным источникам, к V—VI векам Дербент был одним из крупнейших христианских центров. То есть еще до появления на свете ислама на территории Кавказа уже в числе других религий было широко распространено христианство. Позднее христиан стали теснить последователи зороастризма. В VII веке пришли арабы… Христианство на многие столетия было вычеркнуто из истории большинства народов Кавказа, сохранившись лишь в отдельных, и то по большей части перестроенных в мечети и иные сооружения, памятниках.

Но как не выкинешь слова из песни, так и следы христианства из великой и удивительной истории Кавказа зачеркивать и забывать не следует. Пожалуй, наоборот, нужно изучать свои истоки и корни — этим можно только гордиться.

Крестный ход в Кизляре

2 октября 2015 года мне посчастливилось принять участие в небывалом для Дагестана и всего Кавказа крестном ходе. Он был приурочен к 280-летию города Кизляра и 1000-летию со дня преставления (кончины) равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.

Маршрут составил порядка трех километров и пролегал от Никольского храма до Свято-Георгиевского монастыря. Крестный ход возглавлял епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. На месте первого в городе храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который располагался на территории Кизлярской крепости, архиерей отслужил молебен Богородице. Следующая остановка была на месте теракта 2010 года. В память о безвинно погибших была совершена заупокойная лития.

«Сегодня это торжественное шествие свидетельствует о том, что в Дагестане и на всем Кавказе спокойно, — отметил, обращаясь к собравшимся, епископ Варлаам. — Мы можем совершать богослужения, крестные ходы и рядом с нами наши братья мусульмане, которые обеспечивают охрану».

За свою жизнь я участвовала во многих крестных ходах, но одно дело идти по Владимирской земле, Тверской, Ярославской (то есть в центральной России), совсем иное чувство — когда ты шествуешь крестным ходом по земле Кавказа. Здесь все происходило с каким-то особым трепетом. В эти мгновения казалось, что сейчас мы все участвуем в истории!

Очень трудно передать словами впечатления от этого грандиозного события. Несколько тысяч человек идут по Кавказу — с молитвой, со слезами умиления, с невероятным душевным подъемом и гордостью — что мы православные.

Крестный ход совершался с тремя главными иконами — равноапостольного князя Владимира Крестителя, Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и святого Георгия Победоносца с подлинной частицей его мощей.

Этот образ великомученика Георгия был написан на Святой Горе Афон специально для Северного Кавказа.

Не стану скрывать: конечно, мне очень приятно, что к созданию этой иконы причастна мои близкие и моя семья! Мы знаем, как широко почитается святой Георгий на Кавказе! Его считают покровителем всего региона, традиционно к нему возносят молитвы не только в печали, беде, но и в радости. Наверное, и сами кавказские менталитет и темперамент располагают к такому пламенному почитанию святого воина-Победоносца…

Во избежание террористических актов для крестного хода были предприняты повышенные меры безопасности. Сами мусульмане помогали осуществлять достойную охрану.

Мы шли по улицам, и удивительно и умилительно было наблюдать за реакцией прохожих и местных жителей. Мы чувствовали с их стороны любопытство и поддержку. Кто крестился, кто снимал на телефон, детки махали руками.

Священнослужители шли в красных облачениях, что уже само по себе вызывало в сердцах идущих и зрителей настоящую пасхальную радость.

Этот крестный ход стал для Дагестана настолько торжественным и значимым событием, что казалось, весь Кавказ в этот момент испытывал некое духовное преображение.

И еще, действительно, была гордость.

С одной стороны, гордость сама по себе бывает и греховной, граничащей с гордыней. Но здесь, в Дагестане это была гордость не за себя — а за нашу веру, за то, что и на Кавказе наш народ хранит Православие.

И еще – гордость за нашу Родину, Россию, которая в течение столетий смогла под своим покровом собрать и объединить множество народов, национальностей, вероисповеданий. И каждый из этих народов смог сберечь свою историю, культуру и веру.

«Без Церкви, без веры Российское государство существовать не может. Господь даровал России мудрых церковных и государственных руководителей, тем самым сохранив наше великое государство с его духовными и нравственными ценностями, обычаями и традициями. Мы должны ценить, любить и понимать друг друга, ведь каждый человек — это храм Божий. Мы сильны, когда мы едины, ведь у нас общие ценности», — эти слова произнес перед нами епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.

Фото: Официальный сайт Главы Республики Дагестан

Мой Кавказ

Однажды, впервые когда-то побывав в Дагестане, я влюбилась в этот край, я влюбилась в Кавказ! В эту природу, в горы… и в людей!

Мой муж — он русский, сам родом из Дагестана, родился в Махачкале. Поэтому Дагестан и Кавказ для меня тоже родные.

Здесь я увидела удивительных и мужественных людей. Нам, «северянам», они могут казаться слишком эмоциональными — но они настоящие!

Они передают традиции своего народа из поколения в поколение. И одна из главных особенностей Дагестана и Кавказа – крепкая многодетная семья. Несмотря на бытовые и материальные трудности, в каждой семье много детей — и в этом залог выживания, залог будущего.

Здесь, на Кавказе, на древней земле многонационального Дагестана — особенно осознаешь, что мы все — дети одной страны, одной семьи — России, Союза.

Хотя, если смотреть только репортажи новостей, может сложиться впечатление, что история человечества — это сплошь история войн, ненависти и жестокости. Но ведь так и жизнь семьи можно представить как одни скандалы и ссоры. Но это неправда!

Сегодня, в эпоху глобализации, смешения народов и культур и нивелирования традиционных ценностей, опыт России особенно важен и ценен.

И подтверждение этому — наш крестный ход по Кавказу.

Фото: Официальный сайт Главы Республики Дагестан

Гора господня махачкалинская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *