«Будем учиться у Святых Отцов»

Бытование святоотеческого наследия в современных условиях всегда представляет интерес для исследователя. В книге воспоминаний многолетнего главы Издательского отдела Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003) «Русь уходящая» мне встретилось выражение, вызвавшее чрезвычайный интерес. Давая характеристику одному из своих архипастырей-современников, владыка Питирим написал, что «в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». В короткой главке высокопреосвященный автор никак не уточнил этого понятия.

По прошествии недолгого срока, как запал мне в сердце «самоцен», довелось познакомиться с культурно-просветительским и литературно-художественным журналом «Родная Ладога» (Санкт-Петербург), отметившим в 2012 году свое пятилетие. Конкретно – с первым номером за нынешний год. В нем редакция продолжала начатую почти пять лет назад публикацию материалов исповедника ХХ века протоиерея Бориса Николаевского (1884-1954). Поскольку, по свидетельству редакции, журнал «Родная Ладога» ставит одной из главных своих задач – «воцерковление через культуру, особенно молодежи, публикует разнообразные духовно-богословские материалы, веря в то, что это поможет и русской научной и творческой интеллигенции подняться хотя бы на одну ступеньку к храму, а в идеале – вернуться в свой родной духовный дом, Русскую Православную Церковь», появление на его страницах данной серии вполне понятно и уместно.

В сонме исповедников и подвижников ХХ века протоиерей Борис Николаевский занимает достойное место. Родился он 24 апреля 1884 года в селе Борисово, неподалеку от Старой Руссы, где священником служил его отец. В 1899 году закончил Старорусское Духовное Училище, а в январе 1906 года – Новгородскую Духовную Семинарию. Служил поначалу в Варшавской епархии, а впоследствии был переведен в Санкт-Петербург. В период с 1910 по 1914 годы его наградили медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых, набедренником и скуфьей. Во время Первой Мировой войны отец Борис служил полковым священником и был ранен. 11 сентября 1917 года Митрополитом Петроградским Вениамином о. Борис был назначен настоятелем храма во имя святителя Иоасафа Белгородского в поселке Парголово (Михайловка) Петроградского уезда. В 1933 году арестован, отбывал срок в Казахстане. В общей сложности пробыл в ссылке 13 лет. После возвращения в город на Неве служил до конца дней в храме Святой Троицы в Лесном, связанном с именами святого праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя-страстотерпца Николая II. Отошел ко Господу 21 августа 1954 года.

В духовной беседе 1952 года автор, рассуждая об отношении христианина к скорбям земным, наряду с наследием других богодухновенных писателей, обратился и к собранию писем святителя Феофана Затворника, дав при этом точную ссылку на дореволюционное издание – «вып. 1, М., 1894» и даже страницы – «116-118».

Поскольку сейчас, в связи с приближающимся юбилеем святителя Феофана (Говорова), идет подготовка к изданию его полного собрания творений, и составляются комментарии, проливающие дополнительный свет на жизнь и творчество святителя, сам факт обращения к наследию Вышенского Затворника и сохранения приходским священником его книг в годы богоборческих гонений показался мне красноречивым и достойным внимания.

Призывая своих духовных чад к терпению земных скорбей, о. Борис (Николаевский) делает буквальную выписку из письма № 115 к «неизвестной особе», где по пунктам перечисляется, как побеждать неприятности и скорби, сопровождающие христианина в течение всей его жизни:

«Милость Божия буди с вами!

Прочитавши вами сообщенное, не мог удержаться, чтобы не сказать: какая прекрасная у вас обстановка! Разумею в отношении дела спасения… И вот вам мое решение:

Не только все передайте в руки Господа, но еще благодушествуйте, радуйтесь, благодарите.

Верно, есть, что из вас выбить, и вот Господь и направил на вас столь­ко молотков, которые колотят вас со всех сторон. Не мешайте же им своим серчанием, противлением, недовольством. Дайте им свободу, пусть не стес­няясь ничем, совершают над вами и в вас дело Божие, к которому Господом приставлены для спасения вашего.

Господь любит вас и взял вас в руки, чтобы вытеснить из вас все него­жее. Как прачка моет, трет и колотит белье, чтоб убелить его, так Господь трет, моет и колотит вас, чтоб убелить вас и приготовить к наследию Царст­вия Своего, куда не войдет ничто нечистое.

Так взирайте на свое положение и утверждайтесь в нем и Господу моли­тесь, чтоб Он и в вас такое воззрение утвердил и углубил.

Затем с радостью принимайте всякую неприятность, как врачество, подносимое Самим Господом. На окружающих вас смотрите, как на орудия Божии во благо вам, и за ними всегда зрите руку Божию, вам благодеющую. И за все говорите: «Слава Тебе, Господи!»

Но старайтесь, чтоб это было не на языке только и в мысли, но и в чувстве. Молитесь, чтоб Господь и чувствовать так дал: И даст!

Положите законом:

1. Всякую минуту ждать неприятности и, когда придет, встречать ее как жданную гостью!

2. Когда совершается что-либо противное, готовое огорчить и раздра­жить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь.

Если же допустите породиться тем чувствам, всему конец, ибо все от чувств: если породится хотя и маленькое, если можно, ничего не говорить и не делать, пока не выткали те чувства; если же нельзя не говорить и не делать, старайтесь говорить и делать не по тем чувствам, а по заповеди, как Бог велит, кротко, тихо, как будто ничего и не было.

3. Всякое ожидание прекращения такого порядка выбросьте из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни. Если не будет этого — терпение установиться не может.

4. Ко всем молоткам сим приложение:

а) держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение, и

б) главное — всевозможно избегайте что-либо напомнить им о их несправедливостях. Действуйте так, как будто ничего от них и не было.

Все эти пунктики потрудитесь хорошенько обдумать и взвесить все слу­чаи, когда и как они приложимы в вашем течении жизни.

Всего просить у Господа с полной Ему покорностью. Навыкайте — па­мять Божию хранить неотказно.

Я очень жалею, что вам приходится все такое терпеть, переносить! Но иначе вам исхода нет. Терпите… Так хочет Господь во спасение ваше, любя вас. Спасайтесь.

Ваш доброхот епископ Феофан».

Обращаясь к своей пастве, о. Борис пишет, что он приводит не просто личное мнение святителя Феофана, а что так «смотрит на это дело Святая Православная Церковь».

Есть в беседе и точные ссылки на другие письма и творения святителя Феофана, а также епископа Игнатия (Брянчанинова), оптинских старцев Леонида и Льва. Иные высказывания учителей и подвижников Церкви приводятся по памяти, но все они относятся к главной теме повествования, которое завершается призывом: «Будем учиться у Святых Отцов».

Для того, чтобы в начале 50-х годов прошлого века иметь, хранить и использовать библиотеку святоотеческих книг – надо быть незаурядной личностью! Как ему удалось собрать, или сохранить после ссылки такую библиотеку – одному Богу известно. Кстати, о том, насколько это было трудноосуществимо даже десятилетие спустя, можно хотя бы косвенно судить по воспоминаниям сегодняшнего председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента о владыке Питириме на вечере его памяти 6 декабря 2011 г.: «В то время, когда Владыка Питирим возглавил Издательский отдел (т.е. с 1963 г. – А.Х.), я был школьником. За свечным ящиком нашего храма иногда появлялись церковные книги, но в открытую продажу они не поступали, потому что их не хватало даже для постоянных прихожан».

Узнав о незаурядной личности протоиерея Бориса Николаевского и познакомившись с одной его духовной беседой, где священник опирается на аскетический опыт святителя Феофана Затворника, решил прочитать и другие публикации бесед в журнале «Родная Ладога». Они посвящены достаточно традиционным для христианской проповеди темам: Символ Веры, жизнь вечная, спасение, возмездие, связь веры и молитвы, отношение христианина к скорбям земным, католичество и протестанство в учении о спасении, как грех соблазняет человека и другим.

Во всех своих наставлениях и беседах с духовными чадами, которыми благодаря усилиям редакции стали все читатели журнала, отец Борис, помимо Священного Писания, постоянно цитирует по памяти или со ссылками на имеющиеся под рукой издания Святых Отцов – св. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, св. Климента Александрийского, св. Исаака Сирина, свт. Димитрия Ростовского и более трех десятков других. А также близких к нему по времени подвижников веры и благочестия – в том числе оптинских и киево-печерских старцев. Неоднократно ссылается автор и на книгу Святейшего Патриарха Сергия «Православное учение о спасении». И, конечно, почти в каждой духовной беседе есть обращение к любимому им, если можно такое предположить по количеству цитирования, «учителю нашему», святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. Вообще, как думается, тема наследия святителя Феофана в проповедях и беседах исповедника ХХ века протоиерея Бориса Николаевского могла бы стать предметом отдельного исследования.

В беседе о непрестанной молитве, опубликованной в третьем номере журнала за 2008 год, читаем: «Пока человек вовсе разуверится в своих силах, самоцен (слово епископа Феофана) совсем испарится, и человек ясно сознает и почувствует , что беден, и наг, и нищ… И ничего доброго не может сделать сам».

Обращаясь к своим духовным чадам, спасающимся в эпоху лютых гонений, и, конечно, не имеющим свободного доступа к творениям епископа Феофана, священник-подвижник посчитал необходимым особо выделить, что аскетическое понятие самоцен принадлежит не ему, прошедшему лагеря и ссылку, а святителю благополучного царского времени. Тем самым он поступил абсолютно в духе святоотеческой традиции, предоставив благодарным потомкам судить о его собственной ценности. Через десятилетия, благодаря трудам многих подвижников, в том числе и митрополита Питирима, различные издания творений святителя Феофана Затворника станут доступны не только священникам, но и мирянам, и всем, жаждущим спасения. И тогда станет наглядно видно, как часто использует богодухновенный автор это слово «самоцен» и производные от него на страницах своих творений и писем.

Ныне, когда на Русскую Православную Церковь воздвигаются новые открытые гонения, журнал «Родная Ладога» сделал полезное дело, познакомив современного светского читателя с духовными беседами протоиерея-исповедника Бориса Николаевского. А для создателей комментария к Полному собранию творений епископа Феофана Затворника открылся еще один ценный факт бытования наследия святителя в период середины ХХ – начала ХХΙ веков. Редакции журнала «Родная Ладога», вступившего в новый период своей жизнедеятельности, хочется пожелать творческих успехов во всех богоугодных делах и начинаниях.

Андрей Хвалин, эксперт Научно-редакционного совета по изданию Полного собраний творений святителя Феофана, Затворника Вышенского

Литература

Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима// Сост. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. СПб. 2007. С. 287-288.

Родная Ладога. № 1. 2012. С.7

Протоиерей Борис Николаевский. Духовные беседы. Родная Ладога. № 1. 2012. С. 87.

Там же. С. 87-88

Там же. С. 91.

Православное книжное обозрение. №1. 2012. С. 12-13.

Протоиерей Борис Николаевский. Духовные беседы. Родная Ладога. № 3. 2008. С. 83.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)
Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Грехи Аккермана: как выйти замуж? 100% стратегия успеха — часть 1

Сегодня я отберу хлеб у всех, кто зарабатывает деньги на курсах «как выйти замуж», и давайте покончим с этим.
Знаю, есть у вас, девочки, одна проблема похлеще войн и мирового кризиса. Проблема, на которую вы тратите столько бабок, что можно было бы уже создать благотворительный фонд и помочь целой стране не умереть от голода. Глобальное потепление – плевок по сравнению с этой проблемой. Внимание, вопрос — как сделать так, чтобы он захотел на вас жениться?
Прежде чем начать поглощать месседж, избавься от всезнайства и уверенности в том, что ты делаешь всё правильно, потому что, если делаешь — какого хрены ты ещё не у цели?
Что ж, влюблённости, как ты уже успела заметить, определённо мало, чтобы создать семью. Потому что, помимо химии, семья — это система, а значит — правила, навыки и правильный менеджмент.
Давай сразу лишимся иллюзий — счастье не найдёт тебя на печи. Это правило работает везде — от карьеры до постели. Нефтегазовый папа и природная красота облегчат твою задачу, но ни в коем случае её не решат. Или решат, но на очень сомнительном уровне. Поэтому со всем нижесказанным придётся работать, а не надеяться на трансёрфинг и прочую эзотерическую мутоту.
Всё начинается с внешних факторов. Разговоры про твою красивую душу оставь в анонимных комментариях под моей статьей. Тебе же не нравится, когда у него сальные волосы и он воняет хуже трупа в соседней квартире. Ты ведь смотришь на его одежду и подсчитываешь примерный достаток. Ты не плохая. Просто это инстинкт, который хочет от тебя надёжного продолжения рода. Так и он — желает видеть возле себя стильную красавицу, ухоженную везде и всегда. Не пренебрегай консультациями со стилистом, если смотришь на инстаграм Белоники и явно проигрываешь ей в платьях. Не отмахивайся, мол, там всё зарешали деньги. Стиль, как и здоровье — невозможно купить, но с обоими можно работать. Мужчина — хвастун, и это глупо не использовать.
Теперь что касается излишнего жира, неприятных запахов и плохо накрашенных ресниц. Есть женщины, которым идут пухлые формы, как мне — алкоголь, но это не значит, что они за ними не ухаживают. Не надо путать кустодиевских красавиц с бесформенными жирными дурами. Садись на диету и иди в спортзал, если сначала тебе предлагают дружить, а потом (когда глаз привыкнет) только что-то похожее на отношения. Растяжка, кардио, навыки игры в бадминтон — всё зачтётся.
Касательно запахов — лучше шмотку лишнюю не купить, чем купить дешёвый парфюм, а особенно тот, что продаётся на массовом рынке. Если ты, конечно, не хочешь, чтобы он ассоциировал тебя с какой-нибудь Ариной-Дариной-Глашей. Теперь про остальные запахи — у всех очень разные организмы. Кому-то надо мыться раз в неделю, кому-то — каждый час. Ты живёшь в охренительном веке, где учёные уже настолько постарались, что всё, что тебе нужно, это подойти к брату-сестре-маме-папе и попросить правды, а потом сказать – «окей, Гугл». Не бойтесь критики, и пусть лучше она будет от родных, чем твой возлюбленный окосеет от несвежести. Многие женщины страдают именно потому, что недооценивают важность запаха. Про маникюры-педикюры и помады совсем чуть-чуть — ухаживай за собой и не мажься слоями тональника. Мужчине не нужен манекен. Ухаживай, но не перебарщивай.
Понятное дело, что у тебя есть бывшие. Больше тебе скажу — он тоже в курсе. Но если ты хочешь быть с этим мужчиной дольше месяца — забудь прошлое, а тех, кто подкатывает сейчас — молча, без огласки слей. Или не сливай, но сделай так, чтоб это никак не касалось его. Оставь провокацию в ночном клубе. Она красиво смотрится на экране, в тексте и когда нам по 19. Мужчина, выбирая себе жену, хочет видеть рядом «своего человека». Человека, в котором он не будет сомневаться. Мужчине нужно зарабатывать, а не в интриги играть. Он хочет оставлять тебя и не думать о том, что ты, засранка, зафлиртуешь с другим. Рассказы о своих бывших и о том, как к тебе подкатили в ресторане, делают тебя ненадёжной.
Следующее, где стоит быть аккуратным — его семья. Его мама, папа, сёстры, братья, лучшие друзья. Во-первых, у этих людей есть вес, и речь сейчас не идёт о жирных. Во-вторых, твоя задача стать частью этой семьи, а не воспалившимся аппендиксом, который надо поскорее вырезать. Даже если он не всеми доволен и частенько называет свою сестру дурой, твоя роль в этой партии будет всегда одной — мирить. Только у него есть право ругать своих близких. У тебя такого права нет.

Коротко о фразах табу: «я хочу замуж и детей» и прочие намёки-фразочки считываются умными мужчинами сразу и — попадают в junk mail. Мы прекрасно знаем об этих двух желаниях, поэтому повторение в данном случае звучит как отчаяние и маниакальная, навязчивая идея, а это, знаете ли, отталкивает.
Теперь про «гнобить», «унижать» и прочие субкультуры. Ты ведь хочешь раскладывать свою попу и сиськи на шикарной яхте, ты ведь мечтаешь о том, чтобы не думать про ценник. Ты ближе всех, а значит, из тебя должна исходить только вера и поддержка. Если этого нет — не порть себе и ему жизнь. Ты спишь с этим человеком и проводишь своё свободное время, а значит, он самый красивый, самый умный, самый лучший, и ему стоит об этом напоминать. Если ты хочешь стать его женой — учись зализывать. И раны тоже.
Теперь про слабость и стержень. Если ты хочешь патриархата (не надо путать с диктатурой) и чтобы именно мужчина решал все твои вопросы, а не наоборот — будь слабой, женственной, нежной, но со стержнем. С характером, который умеет собраться в нужный момент и принять ряд правильных решений. Мужчины любят и уважают женщин, которые умеют балансировать.
Сексексексексекс. Дырочек не достаточно, ну, прости. Даже если секс не представляет для тебя никакой культурной ценности, он сто миллионов процентов представляет эту ценность для него. У мужчины есть три религии — секс, жрачка и дело. Про дело и жрачку мы ещё поговорим, но секс обязан быть крутым, как Silver Star в Германии. Он должен мочь и хотеть мочь с тобой всё, а иначе будет с кем-то ещё. Прокачивайте свой skill, растяжку и вагинальные мышцы каждый день как спортсмен. Книга по сексологии должна стать твоей настольной книгой, твоим путеводителем, твоей библией. Мужской бог спрятан в сексе.
Продолжение следует…
Помериться херами с автором можно здесь: www.facebook.com/akkermanvasya
Читай также:
Грехи Аккермана: давать или не давать на первом свидании

Грехи Аккермана: как я встречался с идеальным минетом

Грехи Аккермана: не лезь в чужие отношения

Грешники каются или каятся

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *