Монастырь Хиландар на Святой Горе Афон

На северо-востоке Афонского полуострова Греции находится самый древний в этой части Афона православный монастырь — Хиландар или Хиландарский. Он был основан в 1197 году. Расположен Хиландарский монастырь в очень живописном месте и окружен со всех сторон зеленью. До моря от обители всего полчаса пешком, здесь расположена пристань, относящаяся только к этому монастырю.

Название монастыря произошло скорее всего от имени его основателя, возможно, его звали Хеландарис или Хеландарий. По поводу этого имени было письменное свидетельство 10 века — о Георгии, прозванном Халандарием. В другом документе, относящемся к первой половине 12 века (1141 год), хранящемся в Великой Лавре, есть подпись монаха Симеона из Хиландаря. Есть и другие версии происхождения названия обители, в том числе и такая, будто имя это связано с названием византийского судна — «хеландрия», которое по форме напоминает эта пустынь. Еще две версии предлагают исследователи, попытавшись разделить название монастыря на два отдельных слова. Первая версия — это соединение слов chilioi (переводится как «тысяча») и antara (в переводе значит «туман»), то есть это место, постоянно окутанное туманом. Во второй версии слово chilioi (1000) объединяется со словом andres (переводится как «мужи»), и здесь название связано с количеством пиратов, которые в давние времена напали на монастырь, чтобы его ограбить. Объединив эти две последние версии, вырисовывается такая история: однажды на монастырь решили напасть тысяча пиратов, они разделились на два отряда, но в окутавшем обитель тумане не смогли разобраться, где находятся их сообщники, а где монахи, и в результате друг друга перебили.

Как гласят исторические документы, основали монастырь два человека из сербского царского дома: Стефан Немань и его сын Радко. Оба они решили оставить царский престол и поменять его на жизнь в монашестве. Первым тайно покинул Сербию Радко, который прибыл на Афон и стал монахом Саввой в монастыре Палиоманастиро или Солунца. Через некоторое время он стал подвизаться в Ватопеде. Примеру сына последовал и Стефан, уже до этого принявший монашеский постриг в сербском монастыре Студеницы под именем Симеон. Императором Алексеем III в дар Сербии был передан Хиландарский монастырь, и, прибыв туда, Савва и Симеон взялись за его расширение и восстановление. Финансовую помощь своим родственникам, вставшим на путь монашества, оказал Стефан II, брат Саввы. Эта денежная поддержка очень помогла в восстановлении Хиландара. Симеон и Савва считаются основателями и ктиторами этого монастыря. Симеон вплоть до своей смерти был верен этой обители и никуда из нее не уезжал, а Савва решил вернуться на родину, в Сербию, где впоследствии стал архиепископом.

Савва призывал многих приезжать в Хиландарский монастырь, и по его призыву в обитель стало приезжать много сербов. В результате такого наплыва монахов к Хиландару было присоединено несколько более мелких обителей: Комитиссы, Исповедника, Святого Василия, Папарникиев, Стровилеи, Чаши и другие.

Через небольшое время после смерти Симеона и Саввы они были провозглашены святыми и покровителями Сербии.

В течение следующих веков продолжался расцвет Халиндарского монастыря, и в результате именно эта обитель стала духовным центром для сербского народа. Именно здесь было написано много книг духовного содержания на сербском языке, и не меньше душеполезных книг переведено с других языков на сербский. Из стен Хиландарской обители вышло много образованных священников, которые затем стали епископами, архиепископами и патриархами. Именно в этом монастыре взял свое начало духовный подъем сербов.

Большинство сербских правителей с большой щедростью относились к Хиландару. Самую большую финансовую поддержку этому и другим афонским монастырям оказал правитель Сербии Стефан Душан, посетивший Хиландарский монастырь в 1347 году со своей женой Еленой. Андроник II Палеолог, бывший императором Византии, также оказал значительную материальную помощь монастырю, в том числе передал этой обители монастырь Святого Николая и другие земельные владения.

После того, как греческие земли, в том числе и Афон, попали под власть Османской империи, поддержку многим афонским монастырям, и Халиндару в их числе, стали оказывать русские цари, а также правители княжеств, расположенных в окрестностях реки Дунай. И благодаря такой помощи Хиландарский монастырь продолжал даже в эти тяжелые времена расти и развиваться. В то время сербские монахи в большом количестве приезжали не только в этот, ставший уже чисто сербским, монастырь, но и в другие обители Афона, и по этой причине протами монастырей частой избирали монахов, бывших по своему происхождению сербами.

Упадок Хиландарского монастыря начался во второй половине 17 века, особенно после присоединения Ипекской архиепископии к Вселенской Патриархии. Со временем монахов-сербов в Хиландаре становилось все меньше и меньше, а их место занимали в основном монахи из Болгарии. Среди монахов-болгар, подвизавшихся в Хиландаре, был и знаменитый писатель Паисий, который написал множество книг, среди которых была и «История Болгарии».

В начале 18 (1722 год) и конце 19 века (1891 год) в Хиландарском монастыре случились серьезные пожары, в которых только чудом удалось спасти накопленные материальные, исторические и духовные ценности.

Новый расцвет Халиндара произошел после 1896 года, когда обитель посетил Александр I, король Сербии. Он оказал монастырю большую материальную помощь, а также прислал в Хиландар много сербских монахов. В результате сербов в обители снова стало преобладающее число, и опять они стали во главе монастыря.

Во время борьбы Афонской монашеской республики за воссоединение с Грецией сербские монахи внесли очень большой вклад, а также монахи из Хиландара оказывали огромную помощь греческому народу в их борьбе против фашистских оккупантов во время Второй мировой войны.

Мощные каменные стены монастыря и его две башни придают Хиландару вид настоящей крепости. Восточная башня посвящена одному из основателей этой обители — Святому Савве. Вторая башня находится за пределами монастырских стен, на север от обители по дороге на пристань и носит имя Милутина, который был основателем этой башни.

Соборный храм Халиндарского монастыря посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы и был построен в начале 14 века. Стиль этого храма относится к византийско-афонскому, он украшен прекрасными фресками первой половины 14 века. К большому сожалению, позже эти ранние фрески были закрашены более новыми в начале 19 века. Но основные черты ранней фресковой живописи можно увидеть и на более поздних работах.

Стоит отметить и прекрасны мраморный пол соборного храма, а также иконостас послевизантийской эпохи, выполненный из резного дерева, относящийся к концу 18 века.

Кроме соборного храма обители в монастыре насчитывается еще 13 часовен, 12 из которых расписаны красивейшими фресками 13-18 веков.

Одно из чудес Хиландарского монастыря — виноградная лоза, выросшая из серебряной гробницы Святого Симеона, она растет на этом месте уже много веков и, по преданию и множеству свидетельств, помогает женщинам при бесплодии. В этом монастырь с давних времен приезжают многие бездетные мужья, чтобы вкусить виноград с этой лозы, дабы Бог даровал им детей. По их вере и дается им.

Кроме чудотворной лозы Святого Симеона в Хиландарском монастыре есть множество и других святынь, в том числе несколько чудотворных икон.

Главной святыней обители является икона Богоматери Троеручицы, которая находится в соборном храме Халиндара. Владельцем этой иконы был святой Иоанн Дамаскин, который в эпоху иконоборчества отстаивал свою правоту через письма императору Леону III Исавро. Но император-иконоборец, не желая смириться со своей неправотой, оклеветал святого в глазах сарацинского князя, а тот в своей жестокости приказал отрубить святому Иоанну Дамасскому руку. После такой расправы святой вместе со своей отрубленной кистью пришел к иконе Божией Матери и стал молиться о своей исцелении. И чудо произошло! Отрубленная кисть приросла к его руке и стала здоровой. Чтобы почтить Божию Матерь и в память о произошедшем чуде святой Иоанн Дамаским приделал к исцелившей его иконе серебряную кисть.

Еще одна чудотворная икона Божией Матери Хиландарского монастыря называется Попской. Такое название она получила из-за того, что именно эта икона участвует в водосвятных молебнах и крестных ходах в этом монастыре.

Третья чудотворная икона Богоматери, хранящаяся в Халиндаре, называется Акафистной. Она уцелела в пожаре 1837 года. Еще одна чудотворная икона Божией Матери хранится в дохиарной, она уцелела во время пожара 1722 года.

В Хиландарском монастыре хранится множество ценностей и сокровищ и кроме икон. Например, на резных драгоценных камнях изображены Иисус Христос, Пресвятая Богородица и Святой Димитрий. В обители хранятся диптихи Углеша и еще один с 24 миниатюрными изображениями, а также триптих, относящийся в середине 16 века. Одной из художественных ценностей этого монастыря являются алтарные ворота, выполненные живописцем Митрофановиче в начале 17 века, на воротах изображено Благовещение Пресвятой Богородицы. Также стоит отметить и большую коллекцию дорогих тканей и риз с богатой вышивкой, относящихся к 14-16 векам.

Из христианских святынь в обители хранится частица тернового венка, который венчал голову Спасителя на его пути к Голгофе, а также Его плащаница, 2 креста, в которые вкраплены частицы Животворящего Древа Креста Господня, и ковчеги с мощами многих святых.

Монастырская библиотека обладает огромным архивом старинных документов как на бумаге, так и на пергаменте. Эти рукописи составлены на греческом и славянских языках (на сербском, русском, болгарском, молдовлахийском). Имеются в библиотеке и ценные архивные документы, в том числе хрисовулы об основании Хиландара. Количество печатных книг, хранящихся в библиотеке Хиландарского монастыря, превысило 20 тысяч.

С самого времени своего основания и по сегодняшний день Халиндарский монастырь в иерархии афонских обителей занимает четвертое место после Великой Лавры Святого Афанасия, Ватопедского и Иверского монастырей. В настоящее время в обители Халиндара проживает около 60 монахов, большая часть из которых имеет сербское происхождение.

Читала в многих блоках про чудотворную Лозу св.Симеона и хотела поделиться информацией,которую я нашла по этому поводу.

ЛОЗА СВЯТОГО СИМЕОНА МИРОТОЧИВОГО
Я — мама! Моей дочурке всегонесколько месяцев, но ее появление на свет изменило жизнь моей семьи,наших родных и близких людей. И дело не в тех приятных переменах в бытуи каждодневном расписании, которое естест-венно меняет новый, маленькийчлен семьи. Дело в чуде, которое изменило всех нас…
Когда мне было 24 года, мы с мужем имели возможность бытьродителями, но я по молодости, глупости и амбициозности характера этувозможность перечеркнула. Я имею в виду аборт. Да, аборт, убийствонеродившегося малыша. Это страшное деяние будет моей бесконечной больюдо конца жизни. Это сейчас я знаю, что в восемь недель у плода ужебьется сердечко, сформированы пальчики, и Господь наделяет еще неродившегося человечка бессмертной душой, встречи с которой мне теперьне избежать… Сейчас я стала верующей. А тогда была совсем другаяжизнь, на первом плане в которой была карьера. Ради нее и был принесеннаш ребенок в жертву. Карьера состоялась у нас обоих, материальноеблагополучие увеличено многократно, но ради кого? Ради чего были этиприобретения и жертвы? Вечерами в большой квартире мы были тольковдвоем, а вокруг нас была полная тишина… То, ради чего я взяла надушу смертный грех: карьера, материальное благосостояние, комфорт,жизнь для себя — все обесценилось и стало бессмысленным. Горько истрашно было осознавать это… Именно тогда мы с мужем вспомнили оБоге. Мы обвенчались. Это важное событие произошло после шести летсовместной жизни, в самом начале нашего пути к Церкви. У меня появиласьнадежда, что теперь, когда мы покаялись в содеянном, Господь, бытьможет, простит нас и пошлет нам ребенка. Но шли годы, и ничего неменялось. Укреплялась лишь вера в Бога, понимание того, что каждому дансвой жизненный крест, нести который надо безропотно. Мы все времяпомнили, что Господь давал нам шанс, а мы его отвергли. Так что в нашейбездетности винить было некого, кроме самих себя. Мы с мужем постоянноисповедовались и причащались, что для нас являлось основным видом»лечения» бесплодия. Кроме того, пять лет проходили по врачам,титулованным и не очень, оба сдали несчетное количество всевозможныханализов, прошли не один курс лечения — средства позволяли, но ничто непомогало. Лечение ужасно изматывало, я не могла ни о чем думать, кромеэтой проблемы. В итоге оказывалась в замкнутом круге депрессии, что ещебольше отравляло жизнь. Врачи поставили диагноз: тяжелейшийвоспалительный процесс, в результате которого беременность если ивозможна, то только внематочная. Это был приговор, с которым предстояложить. Родители щадили нас, старались вопросов не задавать. Но ихбезмолвная тревога заставляла нас страдать вдвойне. Лишь моя близкаяподруга, тоже верующая, но, к сожалению, не имеющая семьи, быланепоколебимо уверена, что у нас все будет хорошо, что Господь наспросто испытывает и воспитывает. Я думала, выходом для нашей семьибудет усыновление одного или двух сирот, но муж честно признался, чтоне сможет воспитывать чужих детей, не сможет их искренне полюбить.После очередного бесполезного курса лечения я решила, что он былпоследним. Нам с мужем было по тридцать три года, и мы смирились смыслью о том, что детей у нас никогда не будет. Тем удивительнее идолгожданнее было свершившееся с нами уже после этого медицинскогоприговора! В один прекрасный день батюшка рассказал нам о том, что егознакомый монах приехал со святой горы Афон и привёз удивительнуюдревнюю святыню: кусочек виноградной веточки и три сушёныевиноградинки.
Эта виноградная лоза растёт в Хиландарском монастыре. Из стенысоборной церкви выходит её ствол на высоте полутора метров от земли, изпустой гробницы святого Симеона Мироточивого (Стефана Немани).Монастырское предание гласит: «Когда со времени смерти святого Симеона(13 февраля 1200 г.) прошло 7 лет, пришёл в монастырь святой Савва (сынсв. Симеона), для того, чтобы забрать его мощи на родину в Сербию, дляпримирения враждовавших князей. Монахи Хиландара безутешно плакали. .
Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, чтонужно его мощам быть перенесёнными на родину, но в утешениехиландарским братиям из его пустой гробницы произрастёт лоза, и до техпор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать наХиландаре…» С тех пор на протяжении восьми веков вплоть до наших днейлоза каждый год обильно плодоносит. Ещё удивительна и чудесна эта лозатем, что от ее плодов разрешается бесплодие супругов. С древних времени до сего дня братия монастыря приготовляет, а затем раздаёт ирассылает по почте такие «конвертики надежды» бесплодным супругам повсему миру. В ответ же монахи просят только одно — сообщать опроизошедших исцелениях и присылать в монастырь, по возможности,фотографии родившихся малышей. Монахи молятся о здравии каждого новогочада святого Симеона…
Батюшка отдал эту святую лозу нам с мужем. В конверте, кроме самихсвятынь, находилось ещё и письмо с рекомендациями монастыря, каксупругам принимать дарованную святыню. Как и было сказано в письме, мызаказали в храме молебен святому Симеону о даровании детей, опустиликусочек лозы в освященную воду. Сорок дней, в течение которых супругидолжны принимать натощак эту воду, нужно было провести в посте и иметьраздельное ложе, а также творить ежедневно по пятьдесят поклонов смолитвой Спасителю и Божией Матери. Мы приурочили этот период кРождественскому посту, и 28 ноября 2001 года начали принимать святыню.Каждый день мы обращались к преподобному Симеону, моля его о дарованиичуда. Я не сомневалась в силе молитвы святого, ибо Господь не раз давалнам возможность убедиться в силе заступничества и ходатайства святых онас, грешных, но боялась, что нет воли Божией на то, чтобы наша семьяимела детей. Мой муж, напротив, удивлялся моим страхам и верилнастолько просто и крепко, что его духовный настрой передавался и мне.Мы с ним решили, что если у нас родится ребенок, заказать большуюписаную икону святого Симеона в наш храм и вставить кусочек той самойлозы, которая разрешила наше бесплодие.
Рождественский пост закончился, закончился и сорокадневный периодвкушения святыни. А 17 февраля (я навсегда запомню этот день) тестпоказал: беременность есть. Честно говоря, я даже тогда засомневалась,думала, что тест неправильный, и сделала ещё два других. Но все онипоказали положительный результат! Дальше все было как во сне. Мы сразуотслужили благодарственные молебны Спасителю, Божией Матери и святомуСимеону Мироточивому. Так как врачи говорили о возможности у менятолько внематочной беременности, мы сразу же сделали УЗИ, котороепоказало, что всё в полном порядке.
Мы сразу же сообщили о происшедшем нашему батюшке. Невозможновыразить, как мы были благодарны за такой чудесный дар! В глубине душия сразу решила, что только он будет крёстным отцом нашего малыша.Родителям мы не сразу сообщили радостную новость, а уже на сроке тримесяца. Причем рассказали подробно, благодаря чему мы ждем ребенка. Намхотелось, чтобы люди, окружающие нас, также смогли прикоснуться кудивительному чуду. Как это прекрасно, что даже в наш век материализма,рационализма и маловерия совершается такой праздник Веры! Беременностьмоя протекала легко. Я почти не чувствовала усталости, хотя в первыйтриместр пришлось очень много и напряженно работать. Батюшкаблагословил меня причащаться каждое воскресенье, а после выхода вдекретный отпуск — и на каждой Божественной Литургии, когда я моглабыть в храме. Зная, как иногда врачи нервируют беременных женщинплохими анализами, слишком большим или недостаточным набором веса ипрочими «страшилками», я свела посещения медицинских учреждений доминимума. Раз в месяц посещала женскую консультацию и через раз сдавалатребуемые анализы. «Доброжелательницы» частенько пугали меня возрастом(33 года), работой за компьютером и советовали обратиться к дорогомуврачу в один из известных медицинских центров. Но я не обращалавнимания на эти советы и ничуть не жалею об этом. Единственное, что мыс мужем решили для себя еще в начале беременности: выбрать хорошийроддом и рожать вместе. И опять меня отговаривали, говоря, что мужусмотреть на процесс родов своей жены не стоит, что это «изнанка жизни»,а лежать с ребенком вместе очень тяжело, я не буду высыпаться, и кмоменту выписки у меня не будет сил. К счастью, к этим советам я тожене прислушалась. Мы выбрали роддом в городе Долгопрудном, маленький иочень уютный. Дальше все было очень просто. Меня положили, не дожидаясьначала родов, потому что плановый срок уже прошел. К тому же у меняслабое зрение (около минус 7), и мне не раз предлагали (в другихроддомах) сделать кесарево сечение. Но через пару дней начались роды. Ясразу же позвонила мужу, и через полчаса он уже был в больнице.Предварительно мы обучались на курсах по подготовке к родам, поэтомусупруг активно помогал мне правильно дышать, делал обезболивающиймассаж, давал пить, обтирал прохладной водой лицо, звал врача, когдаэто было необходимо, а самое главное, каждую минуту давал понять, чтоон рядом и все идет хорошо. Надо отдать должное высокомупрофессионализму и человеческой поддержке врачей, акушеров и всегомедицинского персонала роддома. Роды прошли быстро, без единогокровоизлияния в глаза и вообще без каких-либо осложнений. Только чтородившуюся дочку, еще мокрую, положили мне на живот. Это такое огромноеи трудноописуемое счастье! Еще никогда в жизни я не испытывала такогонеземного счастья. Еще одно потрясение ждало нас, когда мы открылицерковный календарь и стали выбирать имя дочери. Она родилась 12ноября, в этот день из женских имен были только Анастасия и Елена.Повнимательнее почитав, мы увидели, что это день памяти Елены, королевыСербской. Это нам показалось промыслом, так как святой Симеон,вымоливший нашу дочку, был первовенчанным королем Сербии. Каковы жебыли наша радость и удивление, когда уже дома мы прочитали, чтокоролева Елена была дочерью святого Симеона (короля Стефана Немани).Вот так целый царский род взял нас под свое покровительство. Теперь насв семье трое. Мы растем и радуемся каждому новому дню, не переставаяблагодарить Бога за вразумление и дарованное нам чудо. И если мойпример и мои ошибки помогут изменить решение хотя бы одной женщины иизбежать этого страшного, смертного греха — убийства своего ребенка,моя жизнь будет прожита не зря. Женщины, милые! Если вы решаетесь нааборт из-за материальных проблем, ради карьеры или чего-либо подобного,помните, что Господь все равно отберет то, ради чего было совершеноубийство. Не дай Бог никому иметь благосостояние такой ужасной ценой! Язнаю это по себе… Мы до конца исполнили свой обет, и теперь в нашемхраме стоит икона святого Симеона Мироточивого с частицей целебнойлозы. И все бесплодные супруги, которые мечтают о детях, но не имеютвозможности побывать на Святой Горе Афон (туда допускаются толькомужчины), мoгут приехать в Троицкий собор, что в городе Яхроме, ипомолиться перед святым образом Симеона Мироточивого. И по вашеймолитве и вере дано будет Вам…
Адрес монастыря Хиландар:
MONASTERE HILANDAR 63086, KARYES, MOUNT ATHOS, GREECE
Телефон: 8-10-30-23770-23797 (по-русски понимают)*
Для того, чтобы получить ягоды винограда целебной лозы нужно всеголишь написать на Афон письмо и сообщить в нём русскими буквами своиимена в Святом православном крещении (и мужа и жены). Никаких денегмонахам не требуется. Примерно через месяц-полтора придёт с Афонаконверт с тремя ягодами, с подробной инструкцией на русском языке каких вкушать и с сообщением о том, что братия монастыря Хиландар началасорок дней усиленно молиться Богу за этих людей, с тем, чтобы Господьразрешил их от бремени сего недуга.

Источник «Храм в Поярково» На одном из форумов, обсуждающих эту проблему были даны следующие контакты: Святая гора Афон код 03770
м-рь Хиландарь тел.23797
его конак или представительство в Карее (что на Афоне) тел.23203
Справки о телефонах на Афоне 23209
Пантелеимоновский м-рь тел. 23252 конак 23201 В Москве подворье Пантелеимонова м-ря тел.095 2980558
Общество «Русский Афон» 095 2913586 Нашел только телефоны Пантелеимонова монастыря, но там все рядом, подскажут, думаю…
Телефон монастыря: 2377023252 с 11 до 13 часов, кроме субботы и воскресенья. Код Греции не указываю.
Представительство монастыря в Салониках, факс: 2310234927.
Это без кода Греции. Можно написать в монастырь Святого Симеона Мироточивого в Греции. Писать можно на русском языке.
Вас пришлют веточку лозы и виноградинки с инструкцией, как следует их употребить, иконку.
Это совершенно бесплатно.
Единственное, что потребуется, оплатить бандерольку (в пределахдоллара) при получении на почте. И еще они просят, когда у вас родитсяребеночек, сообщить об этом и, если хотите, прислать фотографию.

Хиландарский монастырь на афоне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *