Суть таинства

Хиротония имеет свои особенности в виде внутреннего и внешнего выражения священнодействия.

Внешне Таинство выражается в рукоположении архиереем, которое сопровождается чтением специальных молитвословий. Подобная практика, когда именно через рукоположение передается благодать Божья от одного человека к другому, идет еще со времен Ветхого Завета.

Христианская Церковь с самого своего основания благословляла новых людей на служение Христу именно путем возложения рук. Как апостолы получили свою благодать от Господа Иисуса Христа, так и передавали ее дальше своим ученикам и последователям, а тем, в свою очередь, велели поступать аналогично.

Важно! Именно через строгое следование принципу преемства благодати через Таинство Священства современная Церковь неразрывными духовными связями соединяется с апостолами и Самим Христом.

Внутренняя сторона представляет собой ту Божью благодать, которую Господь ниспосылает на своего служителя, дабы тот имел силы вступить на непростой путь служения. Упоминания о подобном можно найти в Библии, в Деяниях апостолов и в их святых Посланиях. Вера в то, что при совершении Таинства на нового священнослужителя снизойдет благодать, заложена в текстах молитв, читаемых при посвящении.

Интересно! Это Таинство не придумано самостоятельно человеком, а установлено Самим Господом Иисусом Христом. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры.

Как происходит рукоположение во священника

Исходя из слов Евангелия «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Титу, 1:5), «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим, 5:22) видим, что традиция посвящения именно через рукоположение идет с самых ранних апостольских времен. Во все времена это было правом и обязанностью епископов, как главенствующих архиереев.

При рукоположении священник получает всю полноту апостольской власти

На практике посвящение в священники происходит во время Божественной литургии, в первой ее части, сразу после пения «Иже Херувимы…» и до освящения Тела и Крови Христовой в алтаре, чтобы новопосвященный священник также мог принять участие в этом священнодействии.

После того как будет выполнено все последование Таинства, сопровождаемое чтением специальных молитв, епископ отдает священнику его новое облачение — епитрахиль. Также вручается и Служебник, в котором детально расписано, как новоиспеченный батюшка должен совершать свое служение. Посвящаемый, принимая дары, целует сначала предметы, а затем и руку дающего архиерея.

После этого вручения наступает самый торжественный момент хиротонии — возглашение «Аксиос!», что в переводе означает «достоин». Этим возгласом Церковь свидетельствует духовное рождение своего нового служителя, который добровольно возложил на себя великое и почетное служение Господу, и отныне должен соответствовать своему высокому статусу.

Кто может стать священником православной церкви

Священнический чин — это почетное, высокое и очень ответственное духовное звание. Человек, принявший Таинство Хиротонии, отныне должен стать «добрым пастырем» для своей паствы. Исходя из значимости священнического служения, будущий батюшка должен обладать такими духовными и личностными качествами:

  • быть активным членом Православной Церкви, что означает регулярное участие в богослужениях, принятие причастия, исповеди;
  • иметь твердую и непоколебимую веру в Господа Иисуса Христа, исповедовать православный взгляд на христианство;
  • иметь высокие моральные, нравственные и духовные ориентиры, быть психически здоровым и уравновешенным человеком;
  • будущий священник должен быть на хорошем счету в обществе.

В православной церкви рукоположенными могут быть только мужчины

Для того чтобы к принятию Таинства не допускались люди недостойные и неготовые нести столь великое служение, Православной Церковью озвучены следующие канонические препятствия к рукоположению:

  • совершение каких-либо уголовно наказуемых деяний, преступлений (убийство, грабеж и т.д.). Даже если человек совершил убийство по неосторожности или защищая себя и это доказно соответствующими органами — он уже не может принять Таинство Хиротонии;
  • 61-м Апостольским правилом запрещено «входить в клир», т.е. принимать священство тем лицам, которые совершали смертные грехи — блуд, содомские грехи, любодейство и другие. Не отменяет это правило даже единоразовое совершение греха и принесенное покаяние;
  • не принимают рукоположения мужчины, которые повторно женаты, или женаты на разведенной женщине. Будущий священник должен быть «одной жены муж» согласно канонам православия;
  • жена православного священника также должна быть православной христианкой;
  • если человек повинен в грехе вероотступничества и отпадал от Церкви. В случае покаяния и возвращения в православие, такой человек становится частью Тела Церкви, но только как мирянин;
  • будущий священник не должен быть оскоплен.

Кроме того, существует ряд ограничений, связанных с физическим здоровьем будущего священника. Он не должен иметь каких-либо физических недугов и ограничений, которые могут воспрепятствовать совершению им священнослужения.

Каноны православия выдвигают довольно строгие требования к будущим батюшкам, но такая строгость оправдана. Священник, который не может или не хочет должным образом нести свое призвание — не только губит собственную душу, но и унижает достоинство всей Православной Церкви. Поэтому рукополагаться должны только те люди, которые уверены в своем призвании и готовы всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям.

Что такое хиротония и как происходит обряд?

Апостольские правила об избрании и рукоположении епископов

Упрёки в «либерализме» и «обновленчестве» автора статьи «О природе церковной власти» есть все основания в лучшем случае отнести к некомпетентности самих обличителей, которые за всю свою благочестивую жизнь так и не удосужились ознакомиться, как заповедано всем христианам без исключений (епископам, пресвитерам, дьяконам, прихожанам), с Правилами Православной Церкви, которыми все мы призваны от времён апостольских руководствоваться не только в своей собственной жизни, но и в управлении церковном. А некоторые даже не постеснялись отпустить такие реплики как «я считаю что теперь выборный епископат ни к чему» и так далее.

В первую очередь по поводу обновленчества. Для слышащих звон, да не знающих, откуда он, поясняем. Основными лозунгами обновленчества, которые автор статьи совершенно не разделяет, были:

1. Упразднение монашеского епископата

2. Пресвитерианское управление церковью

3. Служение литургии на русском языке

4. Переход на гражданский «ленинский» календарь

А теперь скажите, люди добрые, где хотя бы намёком в нашей статье был предложен хотя бы один из этих пунктов?

Было предложено лишь вынести на всеобщее обсуждение (епископов, клира, мирян) вопрос о возвращении к многолетней церковной практике избрания кандидатов в епископы наряду с монашествующим священством священства женатого.

По поводу же «либерализации», то есть участия народа в избрании кандидатов в епископы, делаем выписки из книги «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истринского», том I, Репринтное издание, С.-Петербург, 1911, «Отчий дом», Москва, 2001)». А проще говоря — эту обычный семинарский учебник.

В I Апостольском правиле (стр. 45) идёт речь «о рукоположении епископа… Относительно же того, кем должен избираться тот, которого эти два или три епископа будут рукополагать в епископский сан, в упомянутом правиле не сказано; о последнем акте, т.е. об избрании епископа и идёт речь в данном 4 (стр.181) правиле».

А теперь приводим авторитетнейшее и единственное толкование этого правила (стр. 183-190), оспорить которое может только Вселенский собор.

«Правило предписывает, чтобы епископ по­ставлялся (рукополагался — прим. автора) собором всех епископов данной митропо­личьей области… В случае, если не все епископы согласны относительно кандидата, тогда предпочтение отдаётся имеющему большинство голосов, но всегда после утверждения со стороны митрополита, как говорится в 6 правиле того же (I Вселенского, Никейского — прим. автора) собора, дополняющем предписания данного (4) пра­вила. Соборное послание, отправленное всем церквам мира, также дополняет предписание этого правила, прибавляя, что при избрании епи­скопа должен участвовать и народ. Всё вышеизложенное составляет предмет постановления Никейского собора относительно избрания и поставления (рукоположения) епископа, и это предписание, получившее соборную силу закона, является точным и полным выразителем церковной прак­тики послеапостольскаго времени до созвания этого собора, причём мы имеем много свидетельств, указывающих, что избрание и поставление (рукоположение) епископа в означенное время совершалось именно таким образом.

Из первого века христианства мы имеем об этом классиче­ское свидетельство от апостольскаго ученика, римского епископа Кли­мента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно гово­рится о епископском преемстве от Апостолов. Прекрасный и торжественный способ избрания епископа изображается в Апостольских постановлениях следующим образом:

«Собравшийся в день Господень народ с собором пресвитеров и в присутствии епископов пусть даст согласие. Затем старейший среди прочих епископов пусть спросит пресвитеров и на­род, тот ли это, которого желают иметь начальником (епископом — прим. автора)? И когда они ответят утвердительно, пусть снова спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин этого великого и знатного начальствования и истинно ли исполнил то, что относится к его обязанностям в отношении Бога, не нарушил ли прав людей, хорошо ли устроил дела по дому (речь о женатом кандидате — прим. автора) и безукоризнен ли по жизни? И когда все свидетельствовали согласно, по истине, а не по предубеждению, как перед судиёю Богом и Христом и перед Духом Святым и всеми святыми и служебными духами, что он таков, тогда опять в третий раз пусть будут спрошены, действительно ли он достоин священнослужительства, чтобы устами двух или трёх свиде­телей подтвердилось всякое слово; когда же и в третий раз под­твердит, что он достоин, то пусть от всех потребуют знак согласия (речь о голосовании поднятием рук — прим. автора). И когда последнее будет добровольно исполнено, пусть умолкнут. Затем, когда настанет молчание, один из первых епископов с двумя другими, став подле жертвенника в то время, когда остальные епископы и пресвитеры тайно молятся, а диаконы держат раскрытая божественные Евангелия над голо­вою рукополагаемого, пусть говорит молитву» и т. д.

Подобное же этому говорит в одном из своих посланий и Киприан, епископ карфагенский III века, например: «надобно тщательно сохранять и соблюдать божественное предание и установление Апостольское, которое сохраняется у нас почти во всех областях и по которому, для законного поставления к известному народу епископа, необходимо, чтобы собрались ближайшие епископы той области, и тогда пусть избирается епископ в присутствии народа, который хорошо знает жизнь каждого в отдельности и обыкновенно наблюдает поступки каждого».

Таким образом, как эти, так и другие свидетельства показывают самым наглядным образом, что Никейский собор данным (4) правилом только выразил в полной форме то, что практи­ковалось при выборе епископа до него и в его время. Эти предписа­ния Никейского собора подтверждаются многими историческими примерами позднейшего времени.

Так Григорий Назианзин пишет кесарийцам послание, в котором рекомендует как высшим сановникам, так и клиру и народу избрание Василия великого. Стефан ефесский, доказывая на халкидонском соборе каноничность своего поставления на кафедру, говорит, что на эту кафедру он поставлен 40 епископами и голосом первейших людей, всего клира и всего граждан­ства. Сам Василий великий упоминает в одном из своих посланий, что епископам надлежит избрать пастыря для известного го­рода, но что голос народа должен иметь в этом решающее значение.

Среди правил, принятых карфагенским собором 419 г., находим определенное упоминание о народе, который должен высказать своё суждение о кандидате на епископство, и лишь после этого епи­скопы могут поставить или не поставить означенного кандидата.

Итак на основании определения Никейскаго собора и на основании других исторических свидетельств за полтора века после этого собора, из которых некоторые приведены нами, видим, что избрание епископа в первые пять веков церкви состояло в следующем.

Собирался народ, клир и областные епископы, исследовали, кто достоин занять кафедру, и после того, как народ высказал мнение об известных лицах, собравшиеся епископы решали, который из них был достойнейшим епископства; или же сами епископы предла­гали какое-либо лицо и народ изъявлял своё согласие или несогласие на его избрание. После взаимного соглашения между клиром, народом и епископами, выбор предлагался на утверждение областного митропо­лита, и лишь после утверждения приступали к рукоположению избран­ного.

Как видно, право избрания в строгом смысле принадлежало епископам, а народ свидетельствовал каково лицо, имеющее быть епископом, или высказывал своё согласие относительно предложенного епископами лица. Голос народа, следовательно, был так же компетентен, как и голос епископов, так что без народного участия никто не мог быть поставлен епископом. Если епископы не могли прийти к соглашению относительно известного лица, то решал, как мы видели, голос большинства, а если и после этого было какое-либо несогласие, тогда снова обращались к народу, для которого избирали епископа, и голосом народа устранялось всякое дальнейшее несогласие.

Против лица, избранного по согласию епископов и народа и утверждённого митрополитом, никто уже не мог протестовать; а если бы явился такой протестующий голос, вследствие каких-либо обстоятельств, то правила повелевают наказать клир, не умевший сохранить порядка и допустивший в своей епархии возможность протеста против пра­вильно избранного епископа.

В главном, такой порядок избрания епископов, а в частности относительно утверждения избранного, повто­ряется в правилах многих соборов (Антиох. 19; Лаод. 12; Карф. 13, 50 и др.).

Участие иерархии в избрании и поставлении епископов, которым она передаёт божественные полномочия, осталось и должно всегда оставаться неизменным; участие же в этом народа с течением времени подверглось различным изменениям».

С этого момента, надо сразу заметить, и начинаются все наши беды, приведшие сначала к упразднению женатого епископата, затем к разделению церквей, потом к расколам и так далее. Но продолжим цитирование.

«Вначале в избрании епископа участвовал весь народ известной местности, без различия общественного положения того или другого лица. Это производило при избрании беспорядки и смуты, и Лаодикийский собор нашёл нужным прекратить эти беспорядки, воспретив «сборищу народну» избирать имеющих по­святить себя на служение церкви. После издания этого постановления, в церковную практику проник обычай, по которому в избрании стали участвовать только знатнейшие лица из народа (т. е. государственная элита), причём этому обычаю дал силу закона император Юстиниан. Он установил, что при поставлении нового епископа клир и знатнейшие граждане известной епархии должны собраться в определенное место и, дав присягу в своём беспристрастии, избрать трёх лиц, о которых известно, что они обладают всеми качествами, требуемыми от избираемого канонами и гражданскими законами, а затем из этих трёх лиц митрополит с епископами должен избрать достойнейшего и поставить его в епископы. Этот закон Юстиниана тотчас, после его издания, вошёл в канонические сборники и сделался общим церковным законом.

В конце же VIII века, седьмой вселенский со­бор нашёл нужным рассмотреть вопрос об избрании епископа и, подтвердив прежние постановления об этом, осуждает 3 своим правилом введённый обычай, по которому некоторые, обходя церков­ную власть, посредством мирской власти старались сделаться епископами, и объявляет такое избрание недействительным. В действительности, сами светские власти поступали в таких случаях насильственно, принимая подкуп от некоторых претендентов на епископское достоинство. Обманывая государственную власть, обязан­ную наблюдать за точным исполнением законных предписаний при избрании епископа, представители этой власти находили некоторых бессовестных епископов, которые, в свою очередь, за под­купы исполняли гнусные предначертания этих представителей светской власти. Последнее, между прочим, послужило поводом к изданию осо­бой царской новеллы, упоминаемой нами ниже.

Такой способ избрания и поставления епископа со стороны надлежащего областного епископского собора и при участии народа, т. е. избранных народных представителей, сохранялся, как мы видим, в церкви в течении целого ряда последующих веков.

В исходе XII века александрийский патриарх Марк обращался к Вальсамону с вопросом, можно ли по правилам допускать деревенских людей к участию в выборе епископа, — и, конечно, получил от Вальсамона отрицательный ответ с ссылкой на 13 лаодикийское правило, определённо воспрещающее, как уже нами было упомянуто, «народному сборищу» являться для избрания духовных лиц с правом подачи голоса. Но против участия народа в настоящем смысле, т. е. против его участия через избранного им представителя, Вальсамон не говорит патриарху Марку ни слова, хотя, как известно, Вальсамон не сочувствовал участию народа в избрании епископа.

В XIV и XV веках относительно этого представляет нам свидетельства константинопольская патриархия. Так, между прочим, мы имеем решение патриарха Филофея, в ноябре 1370 г., о хиротонии монаха Анфима в митрополита угровалахийского после избрания его клиром и народом; также решение патриарха Матвея от 1 февраля 1400 г., в котором он предписывает клиру и народу при­ступить по существующему порядку к выбору заместителя на освобо­дившуюся анхиальскую архиепископию, причем повелевается предста­вить ему трех кандидатов, для того, чтобы, рассмотрев все касающиеся их свидетельства, признать достойнейшего из них епископом.

С течением времени, право народа на участие в избрании своих епископов начало мало по малу утрачиваться, по крайней мере, в большей части поместных церквей; но оно, всё-таки, не потеряло значения, как это торжественно засвидетельствовал иерусалимский собор 1672 г. в своём 10 члене, вошедшем в символические книги православной церкви, именно в Послании восточных патриархов 1723 года.

Кроме упомянутого способа, которым обыкновенно избирались и поставлялись епископы, история представляет нам случаи поставления некоторых епископов и без формального избрания, а просто через наименование известного лица епископом со стороны государственной власти, после чего подлежащее епископы с митрополитом подвергали такое лицо испытанно и, найдя его достойным, совершали над ним хиротонию и выдавали ему утвердительную грамоту.

Подобный способ поставления епископов стал практиковаться в церкви с того времени, когда греко-римские императоры провозгла­сили себя защитниками церкви, сделали в её пользу богатые пожертвования и законом признали за ней широкие привилегии.

Немало спо­собствовала этому и самая точка зрения римского государственного права, по которому случалось, что государи или заставляли, или непосредственно поставляли епископов, или же оказывали своё влияние на их избрание и поставление, или же, если клир и народ желали иметь своим епископом достойное лицо, то они это лицо и назначали… С течением времени, как со стороны церков­ной, так и государственной власти, было издано несколько законных предписаний в смысле утверждения этого права государей при поставлении епископов».

Такая практика (давление со стороны государственной власти) ни к чему хорошему не привела. В России, это знаменовалось не одним расколом, то и, так называемым, Синодальным периодом, который стал настоящим бичом Русской Православной Церкви.

Всероссийский собор, работа которого шла в дни русской смуты, призван был не только вернуть патриаршество, но и каноническое право народа на избрание кандидатов в епископы.

И если в древнейшие времена участие всего народа в избрании кандидатов в епископы походило, как сказано в упомянутом выше правиле, на «сборище», то нами и была предложена именно «тайная форма голосования» при избрании кандидата в епископы. И притом, на каждом приходе отдельно. А выборы епископа предлагалось осуществлять путём жребия, как выбор Патриарха Тихона (Белавина), после соборной молитвы.

А теперь скажите, люди хорошие, причём тут либерализм?

А может, дело не в этом, а в том, что кому-то не хочется выпускать из рук бразды тоталитарного правления? Теперь много говорят о внешних врагах Церкви, и ни слова о том, что мы изначала приняли неправильное церковное управление. Положим, во времена монархического строя и большевистского богоборческого режима, об участии народа Божия в избрании кандидатов в епископы даже и говорить не приходилось, теперь-то что мешает вернуться к этой канонической практике, отсутствие которой — и есть самый главный враг нашей Православной Церкви?

Протоиерей Владимир Чугунов,

Городецкая и Ветлужская епархия

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)
Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Священство в православии

Общие сведения

В Православных церквях три степени священства: диакон, пресвитер и высшая — епископ. При посвящении во диакона, ставленник (то есть посвящаемый в сан) получает благодать лишь служить при совершении таинств — только помогать предстоятелю (пресвитеру, епископу) при совершении таинств, но не стоять во главе собрания при совершении таинства. Посвящаемый во пресвитера человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа, ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Рукоположение во диакона или во пресвитера может совершать один епископ. Перед рукоположением ставленник совершает «ставленническую» исповедь, принимаемую епархиальным духовником за всю свою жизнь, и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит правящему епископу, достоин ли ставленник принять священный сан.

В современной Православной церкви все священнослужители обычно подразделяются на черное и белое духовенство. Первым безбрачным немонашествующим священником в современной Русской церкви был Александр Горский.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о рукоположении пишет следующее:

Рукоположение сообщает человеку власть и силу Создателя. Без Него не могло бы существовать ничто, что существует. Он Сам приходил на землю, чтобы и нас возвести к жизни блаженной. И вот эту-то силу Свою, возносясь от нас, даровал Он нам через установленное Им священство. Благодаря этому теперь у нас совершаются священнодействия. ибо без священников они невозможны. Так, когда-то поставив нас над всеми тварями, теперь Он делает нас через священство распорядителями всех благ. Об этом псалмопевец говорит: «Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.» (Пс. 44:17). Ибо Господь вручил нам ключи от Неба.

Любая хиротония совершается только во время Литургии. Конкретное время совершения хиротонии зависит от ступени священства, в которую посвящается ставленник.

Требования к кандидату во священство

Православная церковь при выборе ставленников во священство руководствуется прежде всего наставлениями апостола Павла:

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы также честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, до служения. Равно и жены честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Рук ни на кого не возлагай поспешно
(1Тим. 5:22)

Для удобства разработана более подробная система канонических правил.

Препятствия к посвящению во священство:

  • Препятствия физического характера:
  1. женщины не допускаются в священный сан,
  2. возраст ставленника должен быть не моложе 18 лет и не старше 75 лет,
  3. глухота, слепота, немота, отсутствие руки, ноги, пальцев правой руки (невозможность в будущем преподавать благословение), эпилепсия, наркомания, пьянство, беснование, добровольное оскопление.
  • Препятствия духовного характера:
  1. недостаток твердости в христианской вере,
  2. малый срок после принятия крещения,
  3. тяжкие грехи: блуд, прелюбодеяние, содомия, убийство, шантаж, кража, гробокопательство, святотатство (6-е правило Григория Нисского), ересь, раскол.
Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
(Тит. 1:7—9)
  • Препятствия социального характера:
  1. второбрачие,
  2. супружеская измена (своя личная или со стороны жены),
  3. брак на вдове, на разведённой, на блуднице, на рабыне, на актрисе, на неправославной, на близкой родственнице,
  4. нежелание оставить какую-либо государственную должность,
  5. неоконченная служба в армии,
  6. продолжающееся тюремное заключение,
  7. нахождение в рабстве,
  8. невыплаченные долги (кредиты).

Только при острой необходимости и ввиду особых качеств кандидата во священство, могут быть допущены некоторые отступления от указанных выше правил.

Рукоположение в диакона

Диаконская хиротония в Финляндской православной церкви Священническая хиротония

Посвящение во диакона совершается во время Литургии после освящения Святых Даров. Таким образом также знаменуется, что посвящаемый получает благодать служить при совершении таинств, но не совершать сами таинства.

Ставленник трижды обводится вокруг Престола, целуя его углы, затем встаёт перед Престолом на колено и кладёт на него свою голову, на которую епископ возлагает омофор и свои руки (отсюда и другое название и таинства и обряда — рукоположе́ние, также хиротония), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву из Чиновника архиерейского священнослужения, призывая на посвящаемого благодать Святого Духа. Епископ молится об избрании человека священнослужителем при незримом присутствии Господа.

Далее епископ вручает новопосвященному диакону положенные диаконскому священнослужению атрибуты: поручи, орарь и рипиду. При этом вручение каждого атрибута диаконского священнослужения сопровождается возглашением епископом «Аксиос!» (греч. ἄξιος — «досто́ин»), на который сослужащие священнослужители, хор и всем присутствующие поочередно отвечают троекратным пением «А́ксиос!» («Аксиос! Аксиос! Аксиос!») Этим возгласом и таким его повторением церковное собрание и община свидетельствует о своём согласии на рукоположение ставленника как достойного быть посвященным во диаконы.

Рукоположение в пресвитера

Рукоположение во пресвитера совершается епископом за Литургией после Херувимской песни и перед освящением Даров, знаменуя этим, что посвящаемому во пресвитеры посвящением во пресвитеры преподается благодать совершать таинства.

Совершая собственно посвящение ставленника во пресвитера епископ завершает его, вручая новопоставленному священнику атрибуты пресвитерского священнослужения: епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест и Служебник.

Посвященный во пресвитеры принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил Сам Господь Иисус Христос в Своей земной жизни и апостолы. Пресвитер может совершать все таинства, кроме таинства священства.

Рукоположение во епископа

Посвящение во епископа, по Апостольским правилам, всегда совершается несколькими епископами — собором епископов. Оно совершается за литургией после малого входа и перед чтением Апостола, знаменуя этим, что посвящаемые во епископы через таинство священства получают всю полноту апостольской власти.

Рукополагающие епископы на главу посвящаемого возлагают раскрытое напрестольное Евангелие, обращая письмена на главу посвящаемого. Евангелие держат в своих руках все служащие епископы. Это символизирует, что епископ ставится самим Господом, а служащие епископы лишь исполнители его воли.

Священство в протестантизме

Основная статья: Всеобщее священство

В протестантском богословии рукоположение не рассматривается как таинство, а лишь как обряд призвания христианина на служение публичной проповеди. Основанием для этого является учение о всеобщем священстве верующих (1Петр. 2:9-10). При крещении человек получает дар Святого Духа и тем самым посвящается в священство, никакой «дополнительной» благодати по мнению протестантов уже не требуется. Исходя из этого последующее призвание на служение пастора, проповедника, пресвитера и т. д. является лишь способом поддержания внешнего порядка в церкви. Исключение составляет Англиканская церковь, в которой священство как таинство сохранилось. Согласно Библии слова епископ, пастор и пресвитер взаимозаменяемые, то есть в равной степени могут употребляться к рукоположенному человеку. Ввиду достаточного расхождения в обрядовости в протестантизме не может существовать какого-то строгого определения названию титулов. В некоторых случаях протестантский епископ является предстоятелем от многих приходов и общин, возглавляя региональное и/или общегосударственное объединение верующих.

Ссылки

  • О таинстве священства в православии
  • О таинстве священства в католицизме
  • Хиротесии во чтеца в Берлинской епархии
  • Прот. Геннадий Нефедов. ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Глава VII. Таинство Священства
  • История чинов хиротесий Православной Церкви
  • Алексей Лебедев. Духовенство древней Вселенской Церкви от времён апостольских до IX века
  • Рецензия священника Петровского на книгу А.З Неселовского Чины Хиротесий и Хиротоний (недоступная ссылка)
  • Густерин П. В. Примерное соответствие духовных санов и должностей в исламе и православии.
Католическая иерархия
Епископат Папа (Папа на покое) · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Кардинал-протопресвитер · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)
Пресвитеры Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан
Диаконы
Прислуживающие во время литургии Аколит · Чтец · Певчий · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)
Для определённых задач Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор
В восточнокатолических церквях Экзарх · Архимандрит
В католических орденах Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций
Упразднённые Королевский кардинал · Кардинал-мирянин · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий

Какое кредо у священника и любой ли может рукоположиться, знает наверняка архимандрит Досифей (Михайлюк), преподаватель КДАиС.

Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных,
чтобы никогда не оставлял его без себя Дух Святой,
и чтобы он мог сказать: живу же не ктому аз,
но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

«Шесть слов о священстве» свт. Иоанна Златоуста

– Что такое Таинство Священства?

– В Православной Церкви семь Таинств, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Елеосвящение, Священство. Конечно, каждое Таинство является особым по своей значимости и к любому может приступить православный христианин. Но не к Таинству Священства, ибо не каждого Господь сподобляет такой участи. Как говорит Иисус Христос: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Также следует отметить, что цель всякого Таинства – освятить человека, сделать его соучастником церковной жизни, членом Церкви Христовой, которая всех своих верных чад ведет ко спасению и ради которого эти Таинства и совершаются. Абсолютно иная цель у Таинства Священства: не освящение и спасение ставленника – его рукополагают для того, чтобы через него спасались другие люди. Поэтому в данном Таинстве на первом месте стоит общецерковное служение. В этом и есть принципиальное отличие хиротонии.

Само Священство образовалось не в Новозаветной Церкви с приходом в мир Спасителя, а имеет ветхозаветные корни. Как повествует нам Священное Писание, еще со времен пророка Моисея по указанию Господню на священническое служение были избраны мужчины из колена Левия, которых отделил Господь из всего богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10:8).

Пришедши в мир, Спаситель также избрал двенадцать учеников, а позже еще семьдесят, которых послал проповедовать человечеству о пришествии в мир Спасителя, о Его страданиях, смерти и Воскресении, о Царстве Божием. В день Святой Пятидесятницы Господь ниспослал на них Святого Духа и с этим Господним благословением они обрели способность низводить на других спасительную Божью благодать и управлять Церковью. Позже, когда возникла необходимость для достойного управления и наставления верующих, святые апостолы по примеру Иисуса Христа и по воле Святого Духа избирали себе преемников и учеников. Через рукоположение они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения. Это рукоположение является непрерывной духовной связью, которая соединяет через все столетия современное священство с апостолами, а через них – и с Самим Христом. Такая непрерывная связь является указанием на каноническое достоинство священства, на их апостольскую преемственность, что является особенно важным сейчас – в эпоху расколов, ересей и других нападок на Святую Апостольскую Соборную Церковь.

– Что такое хиротония? В чем таинственность этого действия?

– Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства. Есть три степени священства: диаконская, священническая и высшая степень – епископская, через которую и сохраняется апостольская преемственность в Церкви.
Рукоположение диакона совершается в конце Литургии, после освящения Святых Даров, священника рукополагают после Великого Входа, а хиротония во епископа совершается после пения Трисвятого. Как видим, чем выше степень священства, тем раньше на Литургии она совершается.

Таинство Священства всегда вызывало радость и восторг у всех присутствующих, как в алтаре, так и в храме. Конечно, особую радость данное Таинство вызывает у священников, которые радуются за своего нового собрата. Следует также отметить, что все присутствующие в храме неким образом участвуют при хиротонии ставленника, поскольку каждый из них на возглас архиерея «Аксиос» отвечает троекратным возгласом «Аксиос». Слово «аксиос» в переводе с греческого означает «достоин», и когда народ говорит эти слова, то подтверждает достойность избранного кандидата, давая свое согласие на его пастырское служение. Данным возгласом люди показывают, что готовы уверить дело своего спасения в руки новопоставленного пастыря и идти за ним ко Христу.

– Какое кредо священника?

– Каждый священник является указательным знаком на пути спасения. Он всегда должен быть готов указать каждому верующему человеку тот узкий, но верный путь, который приведет его ко Христу и Царству Небесному. При этом священник должен выступать в роли педагога и духовного врача, руководствуясь их принципами. Священник как врач не имеет права навредить, а как педагог должен всю свою жизнь положить на алтарь духовной науки, но научить и своим учением осветить путь спасения. «Aliis inserviendo consumer» («Светя другим, сгораю») – данное кредо как символ самопожертвования и должен быть во главе жизни каждого священнослужителя.

– Каким обязан быть священник?

– Быть священником – это величайшая милость, но это и очень большая ответственность, ведь священник – пастырь, за которым следует паства. И для того чтобы привести ее к спасению, нужно намного больше прилагать усилий по отношению к себе. Отвечая на данный вопрос, мы, конечно же, обращаемся к святым отцам, к тем подвижникам благочестия, которые словом и собственным примером показали, каким надо быть и как достойно нужно нести это высокое звание.

Одним из таких ярких примеров является святой праведный Иоанн Кронштадтский, делающий огромный акцент на саморазвитии: «Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание… Когда играют мною всякие страсти, – лучше мне не браться управлять другими…»

Миссия священника в этом мире трудна. Но святые отцы наставляют: какое испытание ни посылает Господь, Он всегда дарует силы для его прохождения, если человек всецело верит Ему. Нелегкой эта миссия является и сейчас, в современном мире. Вспоминается проповедь митрополита Бориспольского Антония, в которой он говорит, что быть священником во все времена было нелегко и это требует от нас огромных, нечеловеческих сил. Но чтобы стать достойным служителем Божиим, необходимо в первую очередь в своей жизни на первое место ставить Господа.
Беседовала Наталья Горошкова

Хиротонисан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *