Дорон Ноф, профессор океанографии Флоридского университета (США), обнаружил условия, при которых чудо, описанное в Библии, становится реальностью.

С Божией помощью

Из Святого писания (см. первоисточник) известно, что Иисус сильно изумил апостола Петра и других своих учеников, плававших на лодке по Галилейскому морю. Пришел к ним по воде.

Верующие ничуть не сомневаются: с Божией помощью можно сотворить и не такое. Например, накормить досыта пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек. Что Иисус и проделал накануне. Ученые же попробовали объяснить мистическое, казалось бы, явление с материалистической точки зрения. И пришли к выводу, что секрет «хождения по воде», возможно, кроется в редчайшей климатической аномалии. Конкретно вот в какой: в жаркой стране вдруг появилась корка льда, покрывшая поверхность водоема. По ней-то Сын Божий и прошествовал к ученикам.

По тонкому льду

Галилейское море, Геннисаретское озеро, Тивериадское море. Это древние названия водоема на севере современного Израиля. Размер примерно 30 на 8 километров. И теперь он более известен как озеро Киннерет. С одной стороны в него втекает река Иордан, с другой вытекает. Вот тут и ходил по воде Иисус. А вовсе не по Мертвому морю, как заблуждаются многие. Но ходил в тропическом климате. Откуда, спрашивается, тут лед?

— Мог образоваться, — утверждает Дорон Ноф, который изучил колебания температуры в районе Киннерета и провел эксперименты с искусственно намороженным льдом. — Однажды тут ударил мороз в минус 4 градуса Цельсия. И продержался два дня. А их вполне хватает, чтобы появился слой льда — тонкий и плавающий. Но достаточно прочный, чтобы выдержать вес человека.

Ноф исследовал не весь водоем, а западный участок в районе города Табга, где было сделано множество археологических открытий, связанных с библейскими событиями. К тому же здесь бьют холодные соленые ключи, поверх которых натекает пресная вода. И создает наиболее благоприятные условия для замерзания.

По данным ученого, природная аномалия случилась в промежутке от 2500 до 1500 лет назад. То есть попала на то время, когда жил Иисус Христос.

А у Петра не получилось

— Мы просто говорим, что в окрестностях озера бывали уникальные заморозки, — объясняет Дорон Ноф. — За последние 12 тысяч лет по крайней мере несколько раз. — А вопрос, действительно ли наше исследование доказывает написанное в Библии, предоставляем решать другим.

Ноф лишь намекает, что ученики Иисуса, со слов которых впоследствии и были написаны Евангелия, могли просто не заметить льдину, по которой шел Сын Божий. Ее действительно сложно разглядеть. Особенно ночью. Прозрачная и отшлифованная дождем и ветром. Вот и привиделось хождение по воде.

Да и сам Иисус не настаивал на чуде. Просто предложил попробовать Петру, который так и рвался его повторить. Но у того ничего не получилось. Видимо, шагнул с лодки не на лед, а прямо в воду. Или проломил тонкую корочку, не заметив ее со страху.

— При сегодняшних климатических условиях шансы на возникновение «библейского» льда на севере Израиля нулевые, — признает Ноф. — Или такое станет возможно один раз за 10 тысяч лет.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Не бойтесь, это я!

А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

И ученики, увидевшие Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

Он же сказал: иди. И вышел из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;

Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня…

…И когда вошли они в лодку, ветер утих…

…И переправившись прибыли в землю Геннисаретскую…

(Евангелие от Матфея, глава 14.)

СПРАВКА «КП»

Шлемоносный василиск, он же ящерица-Иисус Христос, весит не более килограмма, вырастает иногда до 60 сантиметров (вместе с хвостом). За один забег по воде может преодолеть около 20 метров. Живет 7 — 8 лет, обитает во влажных лесах Южной и Центральной Америки около водоемов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

По воде можно бегать

Внимание ученых привлек еще один Иисус. Но уже не Сын Божий, а рептилия — шлемоносный василиск. За умение бегать не по льду, а действительно по воде его называют в научном мире ящерицей-Иисусом. Но как удается такой трюк? Ведь ящерица не паук или водомерка, которые настолько легкие, что не тонут за счет сил поверхностного натяжения воды. Разгадать загадку взялись исследователи университета Гарварда под руководством доктора Антонины Хсих.

Василиск-Иисус гребет лапками так мощно и быстро, что не успевает утонуть.

Со стороны бег Иисуса выглядит так, будто бы ящерица и в самом деле владеет неким антигравитационным механизмом — левитирует, попирая законы физики. Но оказалось, что с ними все в порядке. Ученые подробно рассмотрели телодвижения василиска. Для чего заставили его бегать по дорожке в бассейне. А воду покрыли слоем серебряных светоотражающих частиц, подсветили лазерами и сняли скоростной видеокамерой. Подобные приготовления понадобились для того, чтобы сделать видимыми водяные потоки вокруг ног ящерицы.

В итоге оказалось, что Иисус не совсем бежит, а гребет — то одной ногой, то другой. Но делает это настолько мощно, что не успевает погрузиться. Теоретически, полагают ученые, и люди могли бы так же. Надо лишь надеть на ноги некое подобие ласт и научиться толкаться ими вверх и чуть вперед, как василиск. Но подробности этого процесса еще предстоит изучить.

73. Шествие Господа Иисуса Христа к ученикам по воде

  • _Синопсис
  • До Рождества Христова
    • #1. Рождество Пресвятой Богородицы
    • #2. Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • #3. Пресвятая Дева Мария у Иосифа
    • 1. Пролог. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
    • 2. Родословие Господа Иисуса Христа
    • 3. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи
    • 4. Благовещение Пресвятой Богородицы
    • 5. Дева Мария в доме Елисаветы
    • 6. Рождество Иоанна Предтечи
    • 7. Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении
  • От Рождества Христова до начала служения
    • До Крещения Господня и Его искушения в пустыне
      • 8. Рождество Господа Иисуса Христа
      • 9. Поклонение пастырей
      • 10. Обрезание и наречение имени Иисус
      • 11. Сретение Господа в храме
      • 12. Поклонение волхвов
      • 13. Бегство в Египет; избиение младенцев
      • 14. Возвращение из Египта, поселение в Назарете. Отрок Иисус в храме
      • 15. Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне; свидетельство об Иисусе Христе
      • 16. Крещение Господне
      • 17. Искушение Иисуса Христа в пустыне
    • В Иудее после искушения в пустыне до первой Пасхи
      • 18. Последующие свидетельства Иоанна Предтечи об Иисусе Христе
      • 19. Первые ученики
    • В Галилее по возвращении из Иудеи
      • 20. Чудо в Кане Галилейской; посещение Капернаума
  • От первой Пасхи до второй
    • В Иудее
      • 21. Изгнание торгующих из храма. Свидетельство о Богосыновстве
      • 22. Беседа с Никодимом
      • 23. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
      • 24. Заключение Иоанна Предтечи в темницу
    • По пути из Иудеи в Галилею
      • 25. Возвращение в Галилею
      • 26. Беседа с самарянкой
    • В Галилее
      • 27. Приход в Кану Галилейскую и исцеление сына капернаумского царедворца
      • 28. Начало Евангельской проповеди
      • 29. Проповедь Господа Иисуса Христа в назаретской синагоге
      • 30. Поселение и проповедь в Капернауме
      • 31. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна
      • 32. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге
      • 33. Исцеление тещи Симона Петра
      • 34. Исцеление многих больных
      • 35. Благовестие в Галилее
      • 36. Исцеление прокаженного
      • 37. Исцеление расслабленного в Капернауме
      • 38. Призвание Левия-Матфея к апостольству
      • 39. Ответ ученикам Иоанна о посте
  • От второй Пасхи до третьей
    • В Иудее
      • 40. В Иерусалиме на второй Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчей купели
      • 41. Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве
    • В Галилее
      • 42. О значении субботы; срывание колосьев
      • 43. Исцеление сухорукого в субботу
      • 44. Злоба фарисеев и стремление народа к Иисусу
      • 45. Избрание 12-ти Апостолов
      • 46. Нагорная проповедь
      • 47. Проповедь на месте равнем
      • 48. Исцеление слуги капернаумского сотника
      • 49. Воскрешение сына вдовы в Наине
      • 50. Свидетельство Господа Иисуса о Себе и об Иоанне Крестителе пред Иоанновыми учениками
      • 51. Призыв труждающихся и обремененных
      • 52. Прощение грешницы в доме фарисея Симона
      • 53. Исцеление бесноватого глухонемого слепца
      • 54. Изобличение хулы на Духа Святого
      • 55. Ответ Господа искавшим от Него знамения
      • 56. О внутреннем свете
      • 57. Похвала слушающим слово Божие
      • 58. Изобличение внешней праведности
      • 59. Учение о Царствии Божием в притчах
      • 60. О последовании за Иисусом
      • 61. Укрощение бури на пути через Геннисаретское озеро в Гадаринскую страну
      • 62. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране
      • 63. Исцеление кровоточивой больной и воскрешение дочери Иаира
      • 64. Исцеление двух слепцов
      • 65. Исцеление бесноватого немого
      • 66. Проповедь в Назаретской синагоге
      • 67. Проповедь в окрестных городах и селениях
      • 68. Наставления 12-ти при послании их на проповедь
      • 69. Смерть Иоанна Крестителя
      • 70. Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода
      • 71. Возвращение 12-ти с проповеди
    • В Галилее перед Пасхой
      • 72. Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами
      • 73. Шествие Господа Иисуса Христа к ученикам по воде
      • 74. Исцеление больных в Геннисаретской стране
      • 75. Беседа Господа Иисуса Христа о небесном хлебе
  • От третьей Пасхи до четвертой — Пасхи Страданий
    • До праздника Кущей
      • 76. Обличение иудеев в лицемерном исполнении закона
      • 77. Путешествие Иисуса Христа в пределы Тира и Сидона, исцеление дочери хананеянки
      • 78. Исцеление глухонемого
      • 79. Исцеление множества народа у Геннисаретского озера
      • 80. Насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами
      • 81. Прибытие в страну Магдалинскую. Ответ фарисеям, просившим знамения с неба
      • 82. Предостережение ученикам от закваски фарисейской
      • 83. Исцеление слепого в Вифсаиде
      • 84. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой
      • 85. Первое предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях; наставление о несении креста
      • 86. Преображение Господне
      • 87. Второе предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 88. Исцеление бесноватого лунатика
      • 89. Третье предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 90. Последнее пребывание Господа Иисуса Христа в Капернауме; ответ Иисуса Христа о подати на храм
      • 91. Наставление о смирении
      • 92. Речь о спасении погибающих, притча о пропавшей овце
      • 93. Учение о прощении грехов ближнего, притча о немилосердном заимодавце
    • В Галилее перед праздником Кущей
      • 94. Отказ Иисуса Христа идти на праздник в Иерусалим
      • 95. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим
      • 96. Неприязненное отношение к Иисусу Христу самарийцев
      • 97. Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним
      • 98. Послание 70-ти на проповедь; укор городам, не принявшим проповеди
      • 99. Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем; притча о милосердном самарянине
      • 100. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии
      • 101. Учение Господа Иисуса Христа о молитве
      • 102. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; обличение законников
      • 103. Наставления о правилах жизни Христовым последователям. Притча о неразумном богаче
    • В Иерусалиме на празднике Кущей
      • 104. Спор в народе о Христе
      • 105. О женщине, взятой в прелюбодеянии
      • 106. Обличение иудеев при сокровищнице храма
      • 107. Исцеление слепорожденного
      • 108. Беседа о «добром пастыре»
      • 109. Известия об избитых Пилатом галилеянах, наставление о покаянии
      • 110. Притча о бесплодной смоковнице
      • 111. Исцеление скорченной женщины в синагоге в субботу
      • 112. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах
      • 113. Беседа в праздник Обновления в притворе Соломоновом
      • 114. Уход Господа Иисуса Христа из Иерусалима в заиорданскую страну Перею
    • На обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим
      • 115. Речь Господа Иисуса Христа о числе спасающихся
      • 116. Предсказания о страданиях в Иерусалиме
      • 117. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; исцеление больного водянкой; притча о званых на вечерю
      • 118. Самоотвержение последователей Христа
      • 119. Притчи о погибшей овце, потерянной драхме и блудном сыне
      • 120. Притча о неверном домоправителе
      • 121. Обличение фарисеев; притча о богаче и Лазаре
      • 122. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди
      • 123. Исцеление десяти прокаженных
      • 124. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия и о Втором пришествии Христовом
      • 125. Притча о несправедливом судье
      • 126. Притча о мытаре и фарисее
      • 127. Учение о браке
      • 128. Благословение детей
      • 129. Ответ богатому юноше
      • 130. Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа
      • 131. Притча о нанятых в виноградник работниках
      • 132. Воскрешение Лазаря
      • 133. Заговор начальников иудейских против Иисуса Христа
      • 134. Предсказания Господа Иисуса Христа о крестных страданиях на пути в Иерусалим
      • 135. Просьба сынов Зеведеевых о месте в Царствии Иисуса Христа
      • 136. Иисус Христос в Иерихоне; исцеление слепцов
      • 137. Обращение Закхея
      • 138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты
      • 139. Господь Иисус Христос в Вифании, вечеря в доме Лазаря
      • 140. Вход Господень в Иерусалим; исцеление больных
  • Страстная седмица
    • Великий понедельник
      • 141. Бесплодная смоковница
      • 142. Изгнание торгующих из храма
    • Великий вторник
      • 143.1. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть. Притча о двух сыновьях
      • 143.2. Притча о злых виноградарях
      • 143.3. Притча о званных на брачный пир царского сына
      • 143.4. Ответ Господа о подате кесарю. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении. Беседа о наибольшей заповеди в законе. О Божественном достоинстве Мессии-Христа
      • 143.5. Обличительная речь против книжников и фарисеев
      • 144. О жертве бедной вдовицы
      • 145. Речь Господа Иисуса Христа перед эллинами и иудеями
      • 146.1. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. На горе Елеонской
      • 146.2. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о десяти девах
      • 146.3. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о талантах
      • 146.4. Пророчества и притчи Господа Иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. О страшном суде
    • Великая среда
      • 147. Господь Иисус Христос в Вифании
      • 148. Заговор иудеев, предательство Иуды
    • Великий четверг
      • 149. Пасхальная вечеря
      • 150. Моление о чаше
    • Великая пятница
      • 151. Взятие Иисуса Христа под стражу
      • 152. Допрос Иисуса Христа у Анны
      • 153. Суд Синедриона над Иисусом Христом у Каиафы
      • 154. Отречение Петра
      • 155. Приговор Синедриона
      • 156. Конец Иуды
      • 157. Иисус Христос на суде у Пилата, царя Ирода и последний суд над Иисусом Христом у Пилат
      • 158.1. Крестный путь и Голгофа
      • 158.2. Распятие и смерть Иисуса Христа
      • 159. Погребение Иисуса Христа
  • Воскресение Господа Иисуса Христа и последующие события
    • 160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела
    • 163. Явление двум ученикам на пути в Эммаус
    • 164. Явление ученикам без Фомы
    • 165. Явление по прошествии восьми дней
    • 167. Восстановление Апостола Петра в апостольском достоинстве и предсказание его мученичества
    • 168. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее и благословение их на проповедь
    • 169. Вознесение Господне

Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам?

Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин Польсков, кандидат философских наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах (Москва).

Спасение утопающего Петра. Книжная миниатюра 10 века из Codex Egberti, fol. 27v.(1)

– Эпизод, о котором идет речь в нынешнем чтении – хождение Христа по водам – по-своему уникален. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Иоанна, умалчивает об этом событии только Лука. Зато во всех четырех Евангелиях описывается эпизод, который непосредственно предшествует хождению по водам, а именно: то, о чем мы слушали в церкви на прошлой неделе, насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами. Это важно, потому что для того, чтобы лучше понять смысл сегодняшнего чтения, следует вначале очертить общий контекст: где и когда происходит описываемое событие. Тогда мы поймем, что оно значило и для участников этих событий, для апостолов, в частности – для апостола Петра, а также – что оно значит для нас сегодня?

Итак, сопоставляя разные Евангелия, мы можем сделать вывод, что это событие произошло в период празднования иудейской пасхи, весной третьего года земного служения Господа, то есть за год до Страстей Христа. Это особое время для Господа. Евангелист Матфей в той же 14-й главе рассказывает об умерщвлении Иродом Иоанна Крестителя. Общественное служение Господа, галилейский период, во время которого Христос проповедует, творит чудеса, собирает учеников и выбирает из них ближайших апостолов, приближается к концу. Этот период завершается великим чудом насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками – больше таких масштабных чудес Христос творить не будет.

При этом вокруг Христа складывается тяжелая обстановка: Ирод, слыша молву об Иисусе, вспоминает об убиенном Иоанне и полагает, что Христос – это воскресший Креститель. По всей видимости, начинаются какие-то притеснения: недаром в последующих главах евангелист Матфей рассказывает, что Иисус с учениками уходят в пределы Тирские и Сидонские, то есть покидает владения Ирода. Все более напряженными становятся отношения Господа с верхушкой иудейского общества – книжниками и фарисеями.

Итак, с одной стороны, Христа окружают ближайшие ученики-апостолы, с другой – активизируются его противники. Ирод преследует Его, фарисеи, книжники и саддукеи все больше недовольны Его деятельностью.

И вот на этом фоне сначала происходит чудо насыщения пяти тысяч, и в ту же ночь – хождение по водам Галилейского моря.

События эти происходят в Галилее, недалеко от города Капернаума. Евангелист Матфей и евангелист Марк не говорят, почему Господь отправил учеников отдельно от Себя в лодке, почему вообще пришлось уходить оттуда. Но евангелист Иоанн объясняет: люди, впечатленные чудом насыщения пяти тысяч, хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин 6.15). Далее Евангелия говорят о том, что толпы следили за лодкой, в которую садились ученики, в надежде увидеть Иисуса Христа. По-видимому, поэтому Господь отсылает Своих учеников отдельно.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч хлебами случилось то, о чем Христос предупреждал в самом начале Своего служения. Сатана в пустыне, искушая Его, предлагал взять камни и сделать из них хлеб. Мол, сделай это – и за Тобой пойдут люди, Ты станешь земным царем. Но Господь пришел не для того, чтобы принять земную власть. А именно этого хотят люди: они увидели, что этот проповедник может их насытить, и хотят сделать Его царем. Именно поэтому Христос укрывается. Он избегает народа, сначала уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи – такой вывод мы можем сделать, читая слова про четвертую стражу, во время которой ученики и увидели идущего по волнам Христа. В это время в Палестине сутки делились так же, как в Риме. Например, ночь делилась на четыре стражи. Значит, ученики боролись с волнами три четверти ночи – три стражи – и при этом смогли проплыть совсем немного: всего 25-30 стадий (один стадий – порядка 180 метров).

И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа. Зачем Господь поступает так? Чтобы понять это, посмотрим на реакцию апостолов. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. Тому причина характер Петра: порывистый, горячий, ревностный.

Именно Петр бросается ко Христу и порывается идти к Нему даже по волнам. И здесь мы можем сравнить этот эпизод с отрывком из Евангелия от Луки о чудесном улове, когда по слову Христа будущие апостолы вынимают из воды сети, полные рыбы, хотя до этого им всю ночь сопутствовала неудача. Апостол Петр тогда, видя это чудо, сказал от лица всех: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный. Тогда Петр еще мало знал Христа, но его сердце почувствовало, что перед ним – не просто человек, а посланник от Бога. Тогда Петр испугался.

В нынешнем же чтении реакция Петра другая. Петр уже давно со Христом, входит в число Его ближайших апостолов, видел многие чудеса, слышал проповеди. И здесь Петр ведет себя иначе, чем в ситуации чудесного улова – он сам просится идти к Христу: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде!» (Мф 14. 28). Христос говорит ему: иди.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И в какой-то момент страх берет верх и Петр начинает тонуть.

Здесь есть очень интересный комментарий святителя Иоанна Златоуста этому месту: «Бесполезно быть с Христом тому, кто не приник к Нему верой». Прошло уже почти три года, как апостолы рядом с Господом, они уже знают, что их Учитель – человек особый, посланный от Бога, но в их сердцах продолжает жить страх. Евангелие не идеализирует апостолов, а показывает их реальными людьми. Даже во время Тайной вечери, за несколько часов до Страстей, они спорят между собой: кто из них будет на самом почетном месте в царстве грядущего Мессии.

Страхи и сомнения останутся в учениках до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа попалит их человеческие страсти и немощи, превратив апостолов в столпы веры.

Вот и в сегодняшнем чтении мы видим яркое сочетание веры и неверия, сомнения в сердце апостолов. Это сомнение чуть не губит Петра, он едва не утонул, испугавшись волн, но Иисус спасает его и они вместе входят в лодку. И тотчас утихает буря. А ученики, видя все это, исповедуют Иисуса: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14.33).

С одной стороны – это сильное исповедание. С другой — не стоит видеть в нем окончательного сердечного принятия апостолами того, что Иисус – истинный Бог. В данном случае «Сын Божий» не значит исповедания Христа ипостасью Святой Троицы, как привыкли мы, христиане, считать. Это всего лишь обозначение праведника, святого человека, угодившего Богу и имеющего в силу этого особые чудесные дары.

Но уже через две главы Евангелия от Матфея в ответ на вопрос Христа «за кого вы почитаете Меня?» (Мф 16. 13) апостол Петр, снова выступая от лица всех учеников, скажет: Ты – Христос, Сын Бога Живого (М 16. 16). И это уже будет исповедание мессианского достоинства Иисуса, более высокое, чем в сегодняшнем эпизоде.

Тем не менее, и сегодняшнее исповедание много значит. Евангелист Марк с горечью замечает, что апостолы не были впечатлены чудом насыщения пяти тысяч (Мк. 6. 52). И, видимо, чудом хождения по воде Христос преподает Своим ученикам очередной божественный урок. Этот урок стал для учеников новой ступенью на пути истинного исповедания Иисуса из Назарета, как Мессии, Христа, Сына Божьего, Спасителя.

Отметим также, что это – не первый эпизод, когда Иисус одним мановением усмиряет водную стихию. Он уже попадал с учениками в шторм на море и укрощал его одним-единственным словом. Евангелие повествует нам о нескольких чудесах Иисуса над природным естеством: преложение воды в вино, иссушение смоковницы, усмирение бури. В таких эпизодах Христос предстает перед нами как повелитель мироздания, тот, Кто имеет власть повелевать миром.

Сегодняшнее чтение можно толковать и в более широком контексте, если говорить не только о нем, но вкупе с тем эпизодом, который предшествует хождению по водам. Епископ Кассиан (Безобразов) связывает хождение по водам с чудом умножения хлебов и говорит, что здесь символически Христос выступает как Моисей, проведший Израиль через море. Иисус идет по водам – и за Ним идут апостолы.

Можно сказать, что Иисус завершает галилейский период Своего служения чудом хождения по водам, прообразом которого явилось в Ветхом завете спасение Израиля от гонителя-фараона и переход к новой жизни в земле обетованной. Этим Он как бы говорит Своим ученикам, что те, кто пойдет за Ним, совершат переход из смерти в жизнь, от незнания Бога – к познанию Бога.

Евангелие от Матфея (14:22-34)
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Хождение по воде

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *